Серебряный век русской поэзии символизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

История

Литературные течения и объединения

Символизм

Старшие символисты

  • Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
  • Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

Младшие символисты

Акмеизм

Футуризм

Кубофутуризм

Эгофутуризм

Эгофутуризм -(эго-Я). Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Новокрестьянская поэзия

Имажинизм

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

Авторы

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Серебряный век русской поэзии" в других словарях:

серебряный век — устойчивое сочетание (определение С. в. принадлежит Н. Оцупу), получившее в литературоведении терминологическое значение и обозначающее (по аналогии с золотым веком русской литературы XIX в.) самобытный и исключительно продуктивный период… … Словарь литературоведческих терминов

серебряный — прил., употр. часто Морфология: нар. серебряно 1. Серебряным называют то, что связано с добычей серебра. Серебряный слиток. | Серебряная руда. | Серебряные прииски. 2. Серебряным называют то, что сделано из серебра или покрыто серебром.… … Толковый словарь Дмитриева

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

недельные меню домашнего стола русской буржуазной интеллигенции (адвокаты, артисты, писатели, художники, музыканты, врачи) (1905—1913 годы) — Зимний сезон В рождественские дни (два дня послерождественский и крещенский) 1. Британский суп (суп с телятиной, говядиной и овощами), к бульону которого добавлена мадера. 2. Пирожки из слоеного теста с… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

Дмитренко, Сергей Фёдорович — Сергей Фёдорович Дмитренко Дата рождения: 17 ноября 1953(1953 11 17) (59 лет) Место рождения: Дзауджикау, Северо Осетинская АССР, СССР Гражданство … Википедия

Временные рамки поэзии Серебряного века охватывают конец 19 – начало 20 века (примерно 20-30-е годы).

На стыке веков русская поэзия пережила второе рождение. Возникло множество литературных течений, главным из которых считался символизм. Он являлся ответом на кризис, бытовавший в европейской культуре. Реализм постепенно терял свои позиции, уступая дорогу молодому поколению литераторов.

Некоторые литературоведы считают, что эпоха Серебряного века началась в 1897 году, когда публицист В. С. Соловьев опубликовал произведение “Оправдания добра”. В нем содержались те философские догмы, которые были основой для поэтов Серебряного века.

Основные течения Серебряного века были разноплановыми и обладали своими уникальными особенностями.

Символизм. Главным инструментом исследования окружающего мира является символ. Он указывает на то, что находится за границами понимания человека. Символисты концентрировались на подсознательно-интуитивном восприятии окружающей действительности. Они делали упор на искусстве намека, недосказанности, чтобы читатель смог догадаться о тайном смысле, скрытом в произведении. Представители: К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.

Акмеизм. Возник на основе символизма примерно в 1911 году, когда Н. С. Гумилев организовал поэтическое объединение “Цех поэтов”. Произведения акмеистов были более понятны читателю. Они не были наделены каким-то глубоким смыслом, который трудно постичь. Акмеисты не отрицали духовную сторону жизни, но предпочитали писать о земных вещах. Конец эпохи акмеизма припадает на 1914 год. Представители: М. А. Зенкевич, А. А. Ахматова.

Футуризм. Главная цель – эпатировать публику как формой стиха, так и его содержанием. Футуристы больше ориентировались не на музыку (как это делали символисты), а на живопись. Они призывали покончить с традиционным искусством и забыть о Золотом веке русской литературы. Большее внимание футуристы уделяли не смыслу, а самому слову. Они пытались его всячески изменить, чтобы выдумать новую стихотворную форму. Направления: кубофутуризм, эгофутуризм. Представители: В. В. Маяковский, В. В. Каменский.

Имажинизм. Упор на образности поэзии, отсутствии клише и эпатажности. Главным художественным средством становится метафора. В поэзии имажинистов не было единой темы или настроения. Были и пессимистические произведения, и стихи, наполненные патриотизмом. Течение распалось в 1925 году. Представители: А. Б. Мариенгоф, С. А. Есенин.

Серебряный век – это образное обозначение русской поэзии на рубеже XIX–XX вв. Данный период характеризуют расцветом литературы. Появились новые течения, поэзия стала насыщеннее.

Предпосылкой этому стали естественнонаучные открытия, полностью изменившие представление о понятном мире. Появилось чувство хрупкости прежних ценностей, возникла потребность их переосмысления. Следствием стало рождение модернистского направления в культуре, которое наиболее ярко проявилось в поэзии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные литературные направления, характерные черты

На стыке веков реализм изжил себя, и на смену ему пришел модернизм со своим разнообразием направлений.

Символизм

Символизм был основным направлением в литературе серебряного века. Для творчества авторов этого течения характерна двойственность мира. В произведениях символистов существовали идеальный и материальный мир, первый из которых считался действительным. Стихотворные труды наделялись скрытыми смыслами и недосказанностью.

Наиболее яркие поэты-символисты: Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Андрей Белый.

Кризис символизма в 1910 году ознаменовал появление новых течений – акмеизма и футуризма.

Акмеизм

Яркие авторы-акмеисты: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич.

Спад акмеизма наблюдается в 1914 году.

Футуризм

Футуризм возник одновременно с акмеистским течением. Характерной особенностью футуристов был эпатаж их произведений и выступлений. Смысл отходил на второй план, более важно было слово. Футуристические произведения отличались новыми стихотворными формами.

Существовало четыре футуристических ветви:

При всех различиях существовала одна идея, объединяющая перечисленные течения. Все они считали, что культурное наследие – это пережиток прошлого, от которого нужно отказаться ради урбанистического будущего.

Знаковые представители: Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Владимир Хлебников, Алексей Крученых, Борис Пастернак.

Имажинизм

В 1915 году на смену футуризму пришло хоть и небольшое, но новое течение со своими особенностями – имажинизм. Представители этого течения уделяли большое внимание образности слова, избегали избитых фраз. Основным художественным приемом в произведениях авторов-имажинистов стала метафора. Творчество поэтов направления не было объединено общей темой. Авторы писали патриотические стихи, а также творения, наполненные пессимизмом.

Наиболее известные поэты-имажинисты: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершневич.

Главные представители эпохи

Александр Блок (1880–1921)

Сквозным образом в произведениях автора является родина, представленная в виде женщины, жены. В это понятие поэт вкладывает Россию не как страну, а как историю народа и его судьбу. Согласно Блоку, родина – единственное, что вселяет надежду в непростые времена.

Марина Цветаева (1892–1941)

Марина Цветаева особенно выделяется среди поэтов своей эпохи. Поэтесса не относилась ни к одному из литературных течений того времени. Цветаева жила в своей реальности и вдохновлялась глубинами своей души, потому и лирическая героиня ее произведений тождественна с личностью поэтессы.

Для лирики Цветаевой характерно наличие противопоставлений: творец противопоставлен миру, русское – чужому, поэт – черни. Отсюда напрашивается вывод, что сама поэтесса была вынуждена в одиночку противостоять окружающему ее обществу.

Художественными особенностями творчества Марины Цветаевой являются смешение разных стилей – разговорной речи и фольклора, иноязычеств, архаизмов и новых слов. Все это создавало контрастную языковую палитру произведений поэтессы.

Среди наиболее употребляемых Цветаевой средств выразительности:

  • небанальные метафоры;
  • экспрессивные эпитеты;
  • инверсия;
  • варьирование темпа.

Анна Ахматова (1889–1966)

Анна Ахматова была акмеистом, но особенно ярко влияние этого течения отразилось лишь в ранних стихах поэтессы. Позднее творчество Ахматовой отличалось зрелостью, но признаки акмеистского направления чувствовались и здесь.

Краткая характеристика стиля Анны Ахматовой:

  • недосказанность сочетается с ясностью;
  • состояние души героя передается через внешний образ;
  • используются контрастные изображения;
  • короткие диалоги.

Иван Бунин (1870–1953)

Подобно Марине Цветаевой, Иван Алексеевич Бунин творил вне существующих литературных течений Серебряного века. Основными темами в лирике поэта была природа, философия и любовь.

В стихотворениях, посвященных окружающему пейзажу, Бунин использовал яркие эпитеты и описывал маленькие детали. Благодаря этому природа в произведениях поэта гармонична.

Философская лирика Бунина поднимала вопросы о жизни и смерти, добре и зле, предназначении человека в этом мире. Особенностью стихов на эту тему была тишина.

Любовная тематика в произведениях поэта всегда была трагичной, герои подвергались страданиям из-за своего чувства.

Сергей Есенин (1895–1925)

Сергей Есенин в начале своего творческого пути писал в направлении новокрестьянской поэзии. Позднее творчество поэта принято относить к имажинизму.

Поскольку Есенин был родом из деревни, неудивителен выбор темы для стихотворений. Поэт перекладывал в стихи неброскую красоту пейзажей родного края, описывал крестьянский труд и то, какими усилиями на столе появляется хлеб.

Есенин прошел путь от поддержания идей Октябрьской революции, до разочарования в них. Сомнения в мыслях и творчестве поэта возникли после увиденной разрухи в крестьянстве. Новое промышленное государство было чужим для Есенина, поэтому в этот период в лирике поэта преобладает любовная тема.

В последние два года своей жизни Есенин пережил расцвет творчества. За это время он написал около 100 произведений. Характерными особенностями стихотворений этого этапа являются краткость, содержательность, глубокий смысл. Есенин, словно чувствуя свою кончину, в последних произведениях отразил трагическое настроение.

Владимир Маяковский (1893–1930)

Творческий путь Маяковского неоднозначен. Он выбирал для себя участь одинокого борца против капиталистического строя ради истинной революции пролетариата. В дореволюционной лирике Маяковского основной темой выступает растерянность человека перед капитализмом.

Примеры произведения эпохи

Александр Блок, отрывок из поэмы «Двенадцать

. И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
1939

Я раньше думал —
книги делаются так:
пришел поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак —
пожалуйста!
А оказывается —
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать.
Городов вавилонские башни,
возгордясь, возносим снова,
а бог
города на пашни
рушит,
мешая слово.

Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.

Само слово "символ" в традиционной поэтике означает "многозначное иносказание", то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.

Для поэтики символизма характерны:

  • передача тончайших движений души;
  • максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;
  • изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога;
  • поэтика намёка и иносказания;
  • знаковое наполнение обыденных слов;
  • отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи;
  • недосказанность, утаённость смысла;
  • стремление создать картину идеального мира;
  • эстетизация смерти как бытийного начала;
  • элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.

Владимир Соловьёв

Бескрылый дух, землёю полонённый,
Себя забывший и забытый бог.
Один лишь сон – и снова, окрылённый,
Ты мчишься ввысь от суетных тревог.

Неясный луч знакомого блистанья,
Чуть слышный отзвук песни неземной, –
И прежний мир в немеркнущем сияньи
Встаёт опять пред чуткою душой.

Один лишь сон – и в тяжком пробужденьи
Ты будешь ждать с томительной тоской
Вновь отблеска нездешнего виденья,
Вновь отзвука гармонии святой.

Николай Минский

О, этот бред сердечный и вечера,
И вечер бесконечный, что был вчера.

И гул езды далёкой, как дальний плеск,
И свечки одинокой печальный блеск.

И собственного тела мне чуждый вид,
И горечь без предела былых обид.

И страсти отблеск знойный из прежних лет,
И маятник спокойный, твердящий: нет.

И шёпот укоризны кому-то вслед,
И сновиденье жизни, и жизни бред.

Иннокентий Анненский

Среди миров

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды и повторяю имя.
Не потому, чтоб я Её любил.
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне в сомненье тяжело,
Я у Неё одной молю ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Фёдор Сологуб

Я – бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.

Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.

28 октября 1896

Дмитрий Мережковский

Дома и призраки людей -
Всё в дымку ровную сливалось,
И даже пламя фонарей
В тумане мёртвом задыхалось.
И мимо каменных громад
Куда-то люди торопливо,
Как тени бледные, скользят,
И сам иду я молчаливо,
Куда - не знаю, как во сне,
Иду, иду, и мнится мне,
Что вот сейчас я, утомлённый,
Умру, как пламя фонарей,
Как бледный призрак, порождённый
Туманом северных ночей.

Вячеслав Иванов

Осенью
Ал.Н.Чеботаревской *

Рощи холмов, багрецом испещрённые,
Синие, хмурые горы вдали.
В жёлтой глуши на шипы изощрённые
Дикие вьются хмели.

Луч кочевой серебром загорается.
Словно в гробу, остывая, Земля
Пышною скорбию солнц убирается.
Стройно дрожат тополя.

Ветра порывы. Безмолвия звонкие.
Катится белым забвеньем река.
Ты повилики закинула тонкие
В чуткие сны тростника.

Константин Бальмонт

Камыши

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползёт.
Трясиной заманит, сожмёт, засосёт.

"Кого? Для чего? – камыши говорят. –
Зачем огоньки между нами горят?"

Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет всё ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

Зинаида Гиппиус

Она

В своей бессовестной и жалкой низости,
Она, как пыль, сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости,
От неразрывности её со мной.

Она шершавая, она колючая,
Она холодная, она змея.
Меня изранила противно-жгучая
Её коленчатая чешуя.

О, если б острое почуял жало я!
Неповоротлива, тупа, тиха.
Такая тяжкая, такая вялая,
И нет к ней доступа – она глуха.

Своими кольцами она, упорная,
Ко мне ласкается, меня душа.
И эта мёртвая, и эта чёрная,
И эта страшная – моя душа!

Валерий Брюсов

Мы встретились с нею случайно,
И робко мечтал я об ней,
Но долго заветная тайна
Таилась в печали моей.

Но раз в золотое мгновенье
Я высказал тайну свою;
Я видел румянец смущенья,
Услышал в ответ я "люблю".

И вспыхнули трепетно взоры,
И губы слилися в одно.
Вот старая сказка, которой
Быть юной всегда суждено.

Андрей Белый

Родина
В.П.Свентицкому*

Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле – неволя;
И суровый свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля –
Посылает нам крик: "Умирай –

Как и все умирают". Не дышишь,
Смертоносных не слышишь угроз: –
Безысходные возгласы слышишь
И рыданий, и жалоб, и слёз.

Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой –
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?

Александр Блок

***
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнёшь, тоскуя и любя.
Вл.Соловьёв

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельныя мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Читайте также: