Политические учения средневековья и эпохи возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики, работы "О граде Божием", "О свободной воле" и др. В христианской концепции, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека. Греховность проявляется, в господстве "человека над человеком", в рабстве. Такое положение дел, Августин называет "естественным порядком" человеческой жизни. Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня. Августин берет под защиту земные социально-политические порядки, правда с оговоркой, чтобы они не чинили препятствий христианской религии и церкви; в противном случае (т.е. при антихристианских политико-правовых порядках) власть превращается в насилие и господство шайки разбойников.

У Августина встречаются суждения о том, что было бы лучше, если бы вместо мировой римской державы, охватывающей различные народы, возникло бы множество малых по размерам "правлений народов", которые жили бы рядом друг с другом в мирном соседстве как различные семьи.

Определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью. Римляне как язычники, по его оценке, не были народом и государством в подлинном смысле, так как не знали истинной справедливости: игнорируя единого бога, они игнорировали и справедливость.

Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Критикуя начальствование и власть человеческую, Августин в то же время признавал за "избранными" (гражданами небесного града) право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в "справедливой войне", ведущейся по всевышнему "дозволению или указанию".

Римско-католическая церковь широко использовала его положения для претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным.

Политические и правовые учения в Средние века

Учение Фомы Аквинского о государстве и праве

Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Аквинат касается и вопросов государства, закона, права, в труде "О правлении властителей" (1265–1266), в произведении "Сумма теологии" (1266–1274) и др.

Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской "Политики".

От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть "животное общительное и политическое" и изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

Цель государственности – "общее благо", предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться правителям, олицетворяющим собою государство.

Аквинат ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной власти: 1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования. = 1.Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Конкретные же 2. способы ее происхождения, устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются лишенными печати божественности.

Насколько действия правителя противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует вопреки законам бога, который превышает свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, – тот правитель превращается в тирана. Тиранию Аквинат отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Причем выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. Во второй весомую роль играют крупные феодалы (светские и духовные, "князья церкви"). Власть государей тут зависит от закона и не выходит за его рамки. Пирамиду законов венчает

вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего –

естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит

человеческий (позитивный) закон, его предназначение – силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Для Аквината не являлись законами установления, шедшие вразрез с потребностями самосохранения, семейной жизни и воспитания, поиска истины (бога) и общения, достойного людей. Наконец, еще один вид закона –

божественный. Он дан в Библии и необходим по двум причинам. Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им достичь его и призвано руководство, как Библия.

Аквинат построил и концепцию права, оно было, сферой правды, справедливости. Правовым (вернее, позитивно-правовым) человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву.

Средневековая юридическая мысль

Юриспруденция, столь пышно расцветшая в античном Риме возродилась в Западной Европе в XII в. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065-1125) школы глоссаторов в Болонье, целью являлось изучение первоисточникам собственно римского права без наслоившихся на него в последующем иных юридических форм. В западноевропейском средневековье действовало также право каноническое (церковное) и обычное.

Приверженцы римского права (получившие название "легисты") не ограничивались одним только его комментированием, но занимались еще и тем, что приспосабливали таковое к экономическим и политическим изменениям, которые объективно происходили в феодальном обществе.

Сторонники обычного права тоже являлись союзниками королевской власти. Однако по их мнению, долг государя – повиноваться закону, стоящему над ним. Законы же следует создавать не единоличным повелением монарха. Приверженцы обычного права активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебной практикой. Некоторые из них выдвигали прогрессивные социально-политические требования = французский правовед Филипп де Бомануар (1250–1296), автор произведения "Кутюмы Бовези", протестовал против сохранения в современном ему обществе крепостничества.

Иные общественно-политические позиции занимали правоведы, которые отдавали предпочтение каноническому праву, регулировавшему отношения как внутри самой церковной организации, так и между церковью и мирянами. Юристы этого направления старались объединять в нем ряд предписаний Библии, решения церковных соборов, извлечения из папских энциклик и булл, отрывки из трудов "отцов церкви", некоторые нормы римского и обычного права. Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и вершить дела, носящие и чисто светский характер.

Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Новая наука о политике. Н. Макиавелли

Труды "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (первое издание – 1532) и др.

"Государь" при первом ознакомлении с ним предстает трактатом о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает черты самого государства.

Он практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств. Главный авторитет для него – опыт истории. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием "действительного хода вещей, а не воображаемого".

С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства – изначально явления внеморального плана. Главное для него выяснить: "какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними". Прежде всего созданием прочного фундамента власти. У Макиавелли опора законов – армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет.

Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано и ее прославление и возвеличивание. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности.

Государство трактуется в "Государе" преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом, включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц. Этому аппарату, а вернее, государю, принадлежит публичная власть – право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь обязан концентрировать ее всю только у себя.

По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. Умелый государь занимается наведением порядка в стране (городе), исключающим совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет своей власти. Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок = военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам, земледелию и торговле – вот почти и все. В этом наборе нет места такому благодеянию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических.

Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Завоевывать расположение народа – вот его задача. Есть два способа достижения повиновения. Первый – любовь к государю. Второй – страх перед ним. С точки зрения Макиавелли, лучше всего, "когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать "страх". Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Лишь такая воля способна обеспечивать само существование государства, его могущество и порядок в стране.

Политические и правовые идеи Реформации

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, и поскольку ближайшими целями этого движения являлись "исправление" официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия. Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие слои оппозиции – масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся завоевания большей независимости, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483–1546). Один из исходных пунктов лютеровского учения – тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается мирским порядком, обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти на естественное, а не на божественное право. Властвует же целесообразно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом.

Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала совершению первой буржуазной революции в Западной Европе – революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На ее основе возникли республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии.

Боден и его учение о государстве

Каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, предпринял выдающийся французский политический мыслитель Жак Боден (1530–1596). Взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены им в главном его труде "Шесть книг о республике" (1576). По Бодену, "государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву".

Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи – прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности еще и потому, что оно суверенно.

Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование. Боден – сторонник действительно суверенной (в его трактовке – абсолютистской) монархической власти.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена государство королевской монархиии. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, "милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив".

Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Идеи нового учения в художественно-романтической форме выразили Томас Мор в произведении "Утопия" и Томмазо Кампанелла в "Городе солнца". В переводе "утопия" = "место, которое не существует". После Мора утопическими будут называть все невыполнимые проекты преобразования общества. Установление отношений социального равенства Мор и Кампанелла связывали с уничтожением частной собственности, общей обязанностью труда, с равным распределением общественных благ, имели черты грубой уравнительности, непоследовательности (Мор сохранял рабство). Но если целью Платона было сохранение социальной иерархии и неравенства, аристократическое или монархическое правление, то для Мора и Кампанеллы - достижение социального равенства и улучшения жизни простого народа. Так, в городе Солнца функционируют народные собрания (Большой совет), которые выбирают и контролируют должностных лиц. В то же время верховный правитель и три его советники не могут быть уволены народной волей. Все должностные лица избираются народом. Но все же политический идеал Мора больше соответствует "смешанном правлению". Наряду с народным собранием верховную власть разделяет сенат, избираемый ежегодно (аристократическая засада), и князь, который избирается пожизненно (монархическая засада).

Появление христианства, ставшего в эпоху Средневековья господствующей мировоззренческой системой, резко изменило интеллектуальную картину античного мира. Христианская догматика, конечно, многое заимствовало у античности, однако сам факт наличия нового мировоззрения иначе поставил вопрос об отношении человека к пространству социально-политических отношений. Одной из главных идей стала идея равенства людей перед Богом - эллинов и варваров, рабов и свободных, мужчин и женщин. Именно Бог-личность теперь становится главным мерилом добра и зла, блага и его отсутствия.

Практически все перечисленные моменты присутствуют в одной из первых политических доктрин христианства - трактате "О Граде Божьем", автором которого был Аврелий АВГУСТИН (Блаженный) (354-430 гг.)

Один из основателей патристики (учения "отцов церкви"), человек, впитавший в себя античную традицию, Августин стал свидетелем бурных событий начала V века нашей эры. В 410 году впервые за всю историю варвары захватили Рим, "вечный город", что многими христианами той эпохи расценивалось как начало описанного в "Апокалипсисе" конца света. Безусловно, это потрясение в очень большой степени подвигло Августина на осмысление происходящего с христианских позиций. С другой стороны, перед Августином стояла и другая проблема - как христианство должно относиться к светскому государству на метафизико-онтологическом уровне? Решению этих вопросов и посвящено одно из основных произведений Августина, представляющее собой сочинение, посвященное не только проблемам политики, но и этики, теологии, историософии. Наиболее близкие образы Иерусалима и Вавилона представляют в нашем несовершенном мире, по мнению Августина, церковь и светское государство. Однако полностью отождествлять их, находясь внутри материального мира, все же нельзя: можно быть крещенным, но при этом оставаться жителем Вавилона. Точно также можно быть даже римским императором и быть при этом жителем Иерусалима - ведь именно из рук империи христианская церковь получила статус официальной религии позднеантичного мира. Только одному Богу можно определить, кто является жителем Иерусалима - людям же два града различить практически невозможно. Отношение Августина к самому институту государства сложно. С одной стороны, его необходимость вызвана фактом грехопадения и несовершенства человека. С другой стороны, именно это несовершенство государство и создает

Фома Аквинский отказывается считать государство чем-то искусственным, порожденным испорченной грехом природой человека. Он возвращается к базовой идее античности - государство есть естественное явление, естественная форма совместной жизни людей. По его мнению, государство существовало бы и в том случае, если бы никакого грехопадения не произошло. Августин делал акцент на государстве как некоем господстве силы и контроля; для Фомы же государство есть, прежде всего, обеспечение и оформление достойной социальной жизни людей. Государство и церковь, таким образом, в философии Аквината фактически примиряются и взаимодополняют друг друга.

Как и Аристотель, Фома считает, что всякий человек имеет право на счастье и стремление к нему - при этом рациональная сторона учения Стагирита дополняется религиозным христианским созерцанием. Как и Аристотель, средневековый мыслитель считает человека существом социальным, политическим, а государство - целым, предшествующим частям и определяющим их.

Фома последовательно обосновывает средневековное сословное деление общества - священники-пастыри (охраняющие души от заблуждений и греховности), феодалы-псы (охраняющие тела людей от врагов), крестьяне-овцы (непосредственные производители). Каждый занимается своим делом и не вмешивается в дела других.

Фома не признает демократию и отождествляет ее с тиранией - только не одного человека, а большинства. Однако цель человека - не достижение блага в посюстороннем мире (как считали античные мыслители), его цель - беспрекословное правильное, достойное выполнение своего долга, за которым последует небесное воздаяние.

Эпоха Возрождения привела к радикальному повороту как в философии вообще, так и в философском осмыслении политики. Начавшееся как воспроизведение античных образцов в искусстве и последовательное подражание им, Возрождение породило оригинальную культурную ситуацию, выразившуюся в последовательном органичном синтезе античных (прежде всего, позднеантичных) и христианских концепций и идей.




В полной мере эти черты обнаруживаются в трудах флорентийца ^ Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) - видного историка, писателя, дипломата, политического советника. Именно Н.Макиавелли придал Возрождению не только эстетическую, сколько политическую характеристику, понимая свою эпоху как уникальную возможность возродить былое могущество Римского государства, прежде всего как государства итальянского. Призыв освободить Рим "от варваров" - вот лейтмотив самой известной его работы.

Н.Макиавелли считает, что нельзя переделать или облагородить человеческую природу. Человек есть такой, какой он есть - в подавляющем большинстве он скорее склонен ко злу, чем к добру, он слаб и гордится своей слабостью, он готов обманываться, он готов подчиняться сильному, он слышит только то, что хочет слышать, он готов в любой момент, подобно животному прибегнуть к насилию, если не может получить что-либо необходимое законным путем. Человек не будет поступать добродетельно, если его к этому не принуждать - это и есть задача законов и всего политического устройства. Тем не менее, всякий человек интуитивно стремится к благу и счастью и не станет действовать во вред самому себе. Узнав порядок, он вряд ли вновь обратится к хаосу и неопределенности.

Согласно Августину, распад любого государства есть вполне закономерный процесс, закономерное следствие греховной природы человека, забывшего Бога и пресыщающегося тленными земными страстями. Согласно Н.Макиавелли - это, прежде всего, закономерное следствие ничтожества правителя, не сумевшего овладеть этой ситуацией забвения и пресыщения.

Н.Макиавелли выступает против принципа подчинения духовной власти пап власти светской, на чем строилось большинство политических доктрин Средневековья. Политика должна быть секуляризирована, а государство должно снова обрести свою самость в себе самом. Это также одна из фундаментальных идей Возрождения. Чуть позже сходные идеи будет с точки зрения философии права развивать француз Жан Боден.

На первый взгляд, государство и политика здесь возвращаются на те самые места, какие они занимали в античности и откуда их потеснили идеи Средневековья. Тем не менее, это не так. Секуляризировав политическое пространство, вытеснив церковь на второй, подчиненный план политики и низведя религию до уровня инструмента, Н.Макиавелии пришел к отрицанию существования всякого трансцендентного плана общественной жизни как такового, всякого идеала, всякого неизменного ее основания. Как следствие, и его идеал национального государства точно также оказывается проблематичным - как вообще любой идеал в подобной системе. Так провозглашение личностного начала обернулось полным обезличиванием правителя; стремление действия соответствовать конкретной реальной практике - внутренней пустотой любого действия, совершаемого ради себя самого; желание блага и счастья единой Италии - доказательством полной бессмысленности и бессодержательности, а, значит, и недостижимости, того и другого. В этом трагедия не только Н.Макиавелли, но и всей эпохи Возрождения. Как писал известный философ Э.Кассирер, "острый нож Макиавеллиевой мысли перерезал все нити, которыми минувшие поколения связывали государство с органическим целым человеческого существования".

Появление христианства, ставшего в эпоху Средневековья господствующей мировоззренческой системой, резко изменило интеллектуальную картину античного мира. Христианская догматика, конечно, многое заимствовало у античности, однако сам факт наличия нового мировоззрения иначе поставил вопрос об отношении человека к пространству социально-политических отношений. Одной из главных идей стала идея равенства людей перед Богом - эллинов и варваров, рабов и свободных, мужчин и женщин. Именно Бог-личность теперь становится главным мерилом добра и зла, блага и его отсутствия.

Практически все перечисленные моменты присутствуют в одной из первых политических доктрин христианства - трактате "О Граде Божьем", автором которого был Аврелий АВГУСТИН (Блаженный) (354-430 гг.)

Один из основателей патристики (учения "отцов церкви"), человек, впитавший в себя античную традицию, Августин стал свидетелем бурных событий начала V века нашей эры. В 410 году впервые за всю историю варвары захватили Рим, "вечный город", что многими христианами той эпохи расценивалось как начало описанного в "Апокалипсисе" конца света. Безусловно, это потрясение в очень большой степени подвигло Августина на осмысление происходящего с христианских позиций. С другой стороны, перед Августином стояла и другая проблема - как христианство должно относиться к светскому государству на метафизико-онтологическом уровне? Решению этих вопросов и посвящено одно из основных произведений Августина, представляющее собой сочинение, посвященное не только проблемам политики, но и этики, теологии, историософии. Наиболее близкие образы Иерусалима и Вавилона представляют в нашем несовершенном мире, по мнению Августина, церковь и светское государство. Однако полностью отождествлять их, находясь внутри материального мира, все же нельзя: можно быть крещенным, но при этом оставаться жителем Вавилона. Точно также можно быть даже римским императором и быть при этом жителем Иерусалима - ведь именно из рук империи христианская церковь получила статус официальной религии позднеантичного мира. Только одному Богу можно определить, кто является жителем Иерусалима - людям же два града различить практически невозможно. Отношение Августина к самому институту государства сложно. С одной стороны, его необходимость вызвана фактом грехопадения и несовершенства человека. С другой стороны, именно это несовершенство государство и создает

Фома Аквинский отказывается считать государство чем-то искусственным, порожденным испорченной грехом природой человека. Он возвращается к базовой идее античности - государство есть естественное явление, естественная форма совместной жизни людей. По его мнению, государство существовало бы и в том случае, если бы никакого грехопадения не произошло. Августин делал акцент на государстве как некоем господстве силы и контроля; для Фомы же государство есть, прежде всего, обеспечение и оформление достойной социальной жизни людей. Государство и церковь, таким образом, в философии Аквината фактически примиряются и взаимодополняют друг друга.

Как и Аристотель, Фома считает, что всякий человек имеет право на счастье и стремление к нему - при этом рациональная сторона учения Стагирита дополняется религиозным христианским созерцанием. Как и Аристотель, средневековый мыслитель считает человека существом социальным, политическим, а государство - целым, предшествующим частям и определяющим их.

Фома последовательно обосновывает средневековное сословное деление общества - священники-пастыри (охраняющие души от заблуждений и греховности), феодалы-псы (охраняющие тела людей от врагов), крестьяне-овцы (непосредственные производители). Каждый занимается своим делом и не вмешивается в дела других.

Фома не признает демократию и отождествляет ее с тиранией - только не одного человека, а большинства. Однако цель человека - не достижение блага в посюстороннем мире (как считали античные мыслители), его цель - беспрекословное правильное, достойное выполнение своего долга, за которым последует небесное воздаяние.

Эпоха Возрождения привела к радикальному повороту как в философии вообще, так и в философском осмыслении политики. Начавшееся как воспроизведение античных образцов в искусстве и последовательное подражание им, Возрождение породило оригинальную культурную ситуацию, выразившуюся в последовательном органичном синтезе античных (прежде всего, позднеантичных) и христианских концепций и идей.

В полной мере эти черты обнаруживаются в трудах флорентийца ^ Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) - видного историка, писателя, дипломата, политического советника. Именно Н.Макиавелли придал Возрождению не только эстетическую, сколько политическую характеристику, понимая свою эпоху как уникальную возможность возродить былое могущество Римского государства, прежде всего как государства итальянского. Призыв освободить Рим "от варваров" - вот лейтмотив самой известной его работы.

Н.Макиавелли считает, что нельзя переделать или облагородить человеческую природу. Человек есть такой, какой он есть - в подавляющем большинстве он скорее склонен ко злу, чем к добру, он слаб и гордится своей слабостью, он готов обманываться, он готов подчиняться сильному, он слышит только то, что хочет слышать, он готов в любой момент, подобно животному прибегнуть к насилию, если не может получить что-либо необходимое законным путем. Человек не будет поступать добродетельно, если его к этому не принуждать - это и есть задача законов и всего политического устройства. Тем не менее, всякий человек интуитивно стремится к благу и счастью и не станет действовать во вред самому себе. Узнав порядок, он вряд ли вновь обратится к хаосу и неопределенности.

Согласно Августину, распад любого государства есть вполне закономерный процесс, закономерное следствие греховной природы человека, забывшего Бога и пресыщающегося тленными земными страстями. Согласно Н.Макиавелли - это, прежде всего, закономерное следствие ничтожества правителя, не сумевшего овладеть этой ситуацией забвения и пресыщения.

Н.Макиавелли выступает против принципа подчинения духовной власти пап власти светской, на чем строилось большинство политических доктрин Средневековья. Политика должна быть секуляризирована, а государство должно снова обрести свою самость в себе самом. Это также одна из фундаментальных идей Возрождения. Чуть позже сходные идеи будет с точки зрения философии права развивать француз Жан Боден.

На первый взгляд, государство и политика здесь возвращаются на те самые места, какие они занимали в античности и откуда их потеснили идеи Средневековья. Тем не менее, это не так. Секуляризировав политическое пространство, вытеснив церковь на второй, подчиненный план политики и низведя религию до уровня инструмента, Н.Макиавелии пришел к отрицанию существования всякого трансцендентного плана общественной жизни как такового, всякого идеала, всякого неизменного ее основания. Как следствие, и его идеал национального государства точно также оказывается проблематичным - как вообще любой идеал в подобной системе. Так провозглашение личностного начала обернулось полным обезличиванием правителя; стремление действия соответствовать конкретной реальной практике - внутренней пустотой любого действия, совершаемого ради себя самого; желание блага и счастья единой Италии - доказательством полной бессмысленности и бессодержательности, а, значит, и недостижимости, того и другого. В этом трагедия не только Н.Макиавелли, но и всей эпохи Возрождения. Как писал известный философ Э.Кассирер, "острый нож Макиавеллиевой мысли перерезал все нити, которыми минувшие поколения связывали государство с органическим целым человеческого существования".

Политика – деятельность социальных групп и индивидов, направленная на обретение, организацию и исполнение власти, как инструмент саморегулирования общества; стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти.

К общим методам относятся: социологический, исторический, математический методы, общелогические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и моделирование и др.).

- системный – комплексный анализ сложившихся политических явлений, механизмов функционирования политических организаций, институтов. Уровни системного анализа:

А) политической системы как целого (система капитализма, система отдельного государства);

Б) части отдельных глобальных систем (партийная система, система профсоюзов);

В) отдельных элементов политической системы (правительство, политическая партия).

- бихевиористический – изучение полит. явлений путем анализа поведения отдельных лиц.

- количественный – политические явления, подобно природным, можно измерить, посчитать (анализ результатов выборов, развитие политических институтов). Способы:

А) статистическое исследование политической активности (анализ поведения избирателей);

Б) анкетное обследование и интервью;

В) лабораторные эксперименты (разработка предполагаемых будущих сценариев развития)

- сравнительный – сопоставление двух или более полит. объектов, имеющих черты подобия

- метод принятия решений – самый распространенный. Основные понятия:

А. процесс принятия решений (субъект полит. деятельности, или – кто принимает решения);

Б. процесс принятия решений (обсуждение, или – как принимать решения);

В. конечный результат принятого политического решения;

Г. использование соответствующих средств для реализации политического решения.

Политология в системе гуманитарного знания.

Философия изучает общие закономерности функционирования и развития политических структур, государства, права и политики.

Юриспруденция рассматривает конституционные и правовые формы политической жизни.

Также связаны политическая социология, политическая психология (настроения, мнения, ценностные ориентации на уровне сознания людей, наций, социальных групп).

Наиболее тесные связи у политологии с социологией. Многие классики социологии - это авторитеты политической науки: М. Вебер, Т. Парсонс.

Политические учения Древнего мира.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества. Он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности. Политическая мысль на основе религиозно-мифологического мировоззрения.

В VI-V вв. до н.э. - буддизм. Идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Впоследствии усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти и т.д. Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Везде пишут, что он начал влиять на брахманизм и, соответственно, на политику, но как – непонятно. Наверное, просто все менее жестко и урегулировано стало.

Китай. Даосизм: воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата. Понятие "дао" (путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба.

Конфуцианство: концепция "гуманного управления" государством. Строгая социальная дифференциация и иерархическое разделение обязанностей между членами общества. Государство - средство обеспечения блага народа и необходимого порядка. Причем государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его достойных помощников. Идеальной моделью государственного устройства является семья (император играет роль отца, а подданные – детей). Упор на традиции и культовое почитание предков. Моизм: интересы мелких собственников - свободных земледельцев, ремесленников, торговцев. С одной стороны, они были близки к трудящимся массам, а с другой, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий.

Легизм: интересы имущественной и служилой знати. Шан Ян - реформы узаконивания частной собственности на землю. В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, легисты доказывали невозможность возврата к старине. Сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха. В II-I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии (оставалось до 1911-1913 гг.)

Источники древневосточной политической мысли на востоке: Пятикнижие Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник “Законы Хамураппи” (превозносят царя как богоподобное существо, законы, служащие интересам знати и направленные на укрепление своего государства), “Авесту (общественно-политические взгляды пророка Заратустры).

Древняя Греция. Зародилась философия, как особая форма мировоззрения. В рамках общефилософских учений начинают разрабатываться политико-правовые концепции. Вершина развития политической мысли Греции - творчество Платона и Аристотеля.

Платон (427 — 347 до н.э.) трактаты "Государство", "Законы", диалог "Политик".

Политика - царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между людьми. Цель: "забота. о целом человеческом обществе". Политики — люди, и поэтому несовершенны. Чтобы прекратить кругооборот отрицательных форм правления, необходимо утвердить на земле "идеальное государство", основанное на божественной справедливости. Оно должно состоять из трех обособленных сословий: мудрецов-философов, являющихся правителями; стражей-воинов; народа. В конце жизни Платон пересмотрел многие положения своего учения. "Законы": допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий. Однако значительно возрастает контролирующая роль государства — в итоге аристократическая республика. Платон в "Законах" различает два вида гос. устройства: первый — где над всем стоят правители, второй — где и правителям предписаны законы. "Я вижу близко гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью". Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократия.

Аристотель (384 — 322 до н.э.). Подверг критике Платона о совершенном государстве, предпочел говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Был убежденным защитником нрав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Первый выделил изучение общественных отношений в самостоятельную науку о политике. Люди могут жить только в условиях политической системы, поскольку "человек по природе своей есть существо политическое". Цель: придать гражданам высокие нравственные качества; общее благо. Задача: воспитание добродетелей граждан (исполнять гражданский долг и повиноваться властям и законам). Аристотель различает правильные и неправильные гос. устройства. Правильный: преследуется общее благо (монархия, аристократия, полития (самая лучшая)). Неправильный: преследуются частные цели правителей (тирания, олигархия, демократия (наиболее сносная)). Главное в государстве — гражданин.

Древний Рим: "О природе вещей" Кара и работы "О государстве" и "О законах" Цицерона.

Тит Лукреций Кар (99 — 55 до н.э.) развил представления Демокрита о прогрессивном развитии людей и мысль Эпикура о договорном характере государства и права.

Марк Туллий Цицерон (106 — 43 до н.э.): о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве. Существует высший закон природы, источником которого являются в равной степени божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Естественное право — распространяется на всех людей, призывает к исполнению долга; отменить его невозможно. Истинный закон один и тот же везде и всегда. Три простые формы правления: царскую власть, аристократию и демократию, подчеркивая, что "благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы". Смешанную форму государства считал наилучшей.

Значительным достижением древнеримской мысли было со­здание юриспруденции как самостоятельной науки. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области и общей теории государства и права, и отдельных юридических дисциплин.

Политические учения Средневековья и эпохи Возрождения.

Средневековье: Марк Аврелий Августин (Августин Блаженный), Фома Аквинский.

- развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей;

- обоснование теологической теории политической власти;

- доминирующая роль религии (и зависимого от неё государства) в политической сфере.

Марк Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 гг.):

- обоснование и оправдание неравенства в обществе (за счет грехопадения первых людей);

- положение человека в обществе предопределено миром небесным;

- понимание истории человечества как борьбы ”двух градов“: ”града божьего“, состоящего из праведников, божьих избранников и светского государства, ”великой разбойничьей организации“, в которой борются лишь за материальные блага. В конечном итоге ”град божий“ победит.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225-1274 гг.), основатель томизма (соединение ортодоксальной позиции в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка и здравого смысла.

- сущность власти устанавливается богом;

- государство также является божественным установлением;

- могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение;

- в то же время и государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.

Кризис феодализма и зарождение буржуазии вызвали рост активности в социально-политической жизни - Эпоха Возрождения.

Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор, Томазо Компанелла, Жан Боден, Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза.

- развитие гуманистических начал в политической теории;

- освобождение политической мысли от теологии;

- анализ проблемы прав и свобод человека;

- анализ закона и государства, демократического устройство общественной жизни.

Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). ”Государь“, ”Рассуждения о первой декаде Тита Ливия“, ”Искусство войны“. Политика как автономная сфера человеческой деятельности. Высшее правило политики - найти тот образ действия, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний. Ни одну из форм правления (монархия, аристократия, демократия) не считал совершенной и пригодной во всех обстоятельствах. Политик должен соединять в себе черты льва и лисицы. Главным условием политического успеха считает ”доблесть“, а не низость души. Итальянский мыслитель выдвигает тезис ”цель оправдывает средства“. Под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско.

Томас Гоббс ”Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского“ (1651 г). Мир есть совокупность вещественных субстанций – естественных и искусственных тел. Человек занимает промежуточное положение: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела - государства. В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Естественное состояние - это война ”всех против всех“. Здесь действует естественное право, (свобода делать всё для самосохранения). Государство возникло на основе общественного договора, и было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Благо народа - высший закон государства. Гоббс отдаёт предпочтение монархии, обеспечивающей непрерывность волеизъявления суверена.

Джон Локк (1632-1704 гг.). Политическая теория Локка в ”Двух трактатах о государственном правлении“ направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения прав люди соглашаются учредить государство. Каждый человек передаёт государству и правительству часть своих прав. Несоблюдение правительством правил ”общественного договора“ делает его незаконным и даёт право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Локк формулирует идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг): ”Политический трактат“. Он был сторонником республиканского правления и противником монархии. Осознание политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления. Выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

В средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре было абсолютное господство религии. Это наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики рассматривались с позиций христианского учения, а политические проблемы виделись частью теологических проблем.

По мнению крупнейшего католического теолога Августина Аврелия (353–430), деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если государство от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений он видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Августин Аврелий обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской.

Средневековый схоластик Фома Аквинский (1225–1274) развивает идею божественного происхождения государственной власти и говорит, что сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, и даже противоречить божественной воле. Избежать этого можно в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Он высказывает совершенно крамольную мысль: если государственная власть отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

Теологическая концепция продержалась до эпохи Возрождения, когда политика была наконец-то отделена от догматов церкви. Отход от теологической интерпретации прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469–1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

56. Политические идеи Дж. Уинстенли

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 1. Общая характеристика Возрождение и Реформация — самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма,

3. Политические и правовые идеи Реформации

3. Политические и правовые идеи Реформации В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической

Читайте также: