Политическая мысль античности кратко

Обновлено: 30.06.2024

Эволюция политических учений Востока и Запада. Социальные теории древнего мира. Религиозно-мифологические представления Древней Греции и Рима. Создание модели идеального государства Платоном. Основные положения Аристотеля. Правовой принцип Цицерона.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.01.2016
Размер файла 17,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Республики Молдова

Государственный университет Республики Молдова

Факультет химии и химической технологии

Студентка 2 курса

факультет химии и химических технологий

Научный руководитель: Турко Т.И.

Кишинев - 2015

Определение политики античности

Политическая мысль Древней Греции

Политическая мысль Древнего Рима

Определение политики античности

К этому следует добавить, что предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и в выполнении функции обеспечения и урегулирования порядка социальных процессов и отношений, условий материального, общественного производства, совместного труда.

Возникновение и развитие политической мысли тесно связано с развитием общественного производства, возникновением и функционированием государства.

Это было характерно как для Востока ((Китай, Индия, Египет, Вавилон, Персия и др.), так и для Запада (Греция, Рим). Именно здесь возникли и существовали первые мощные государства древнего мира с довольно организованной политической властью. Параллельно формировалась и развивалась политическая мысль.

Политическая мысль прошлого дает наглядный материал об эволюции политических учений. Она концентрирует многовековой социальный опыт и достижения духовной культуры человечества. Усвоение наследия прошлого не только поучительно, но и бесценно для познания закономерностей современной политической действительности.

Многие суждения прошлого о политике не устарели, и сейчас отвечают самым демократическим и гуманистическим стандартам. Между политическими учениями прошлого и современной политической наукой существует преемственность, генетическая связь.

Первой формой познания политики было религиозно- мифологическое представление. Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались политической проблематики.

Наибольшего развития общественно-политическая мысль в античное время достигла, именно, в древних Греции и Риме. Характерной особенностью этого периода был поиск путей лучшего общественного и государственного устройства через развитие и воспитание человека, посредством формирования духовных и физических положительных качеств личности гражданина, через наращивание им знаний о природе и обществе.

Политическая мысль Древней Греции

Греческий полис для его граждан был тем священным местом сосредоточения социальной и политической деятельности, в границах которого только и была возможна жизнь сообща, в высшей степени исполненная значимости; он представлял собой модель совершенного общества, самодостаточного во всех областях.

Греки отождествляли себя со своим полисом, где они находили все необходимое для развития и совершенствования своей личности, как в моральном, так и в политическом плане.

В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. политический греция рим цицерон

В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.

Его идеальное государство состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, стражи защищают общество, ремесленники и земледельцы создают материальные средства к жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.

Основными добродетелями идеального государства Платон считал мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость. К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится аристократическая республика с мудрым правителем во главе.

Другие четыре формы государства - тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.

По Платону сила государства - в силе его законов. Устанавливаемые в государстве законы должны способствовать установлению справедливых и гармоничных отношений между людьми, устранению междоусобиц. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все - от рядовых граждан до правителей.

Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям:

1. Количеству правящих;

2. Цели правления.

Лучшей формой государства он считал политию. Полития была конкретной формой выражения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство) и демократии (свобода).

Основное положение в политии занимают представители среднего сословия (среднего в имущественном отношении разряда граждан). Чрезмерное богатство, считал Аристотель, развращает, а бедность - озлобляет. Для стабильности государства правление должно осуществляться в интересах среднего класса. Так можно перевести мысль Аристотеля на современный язык.

Политическая мысль Древнего Рима

Из наследия мыслителей Древнего Рима особое внимание заслуживают идеи Марка Туллия Цицерона (106 - 43 до н. э.). Соединение в одном лице мыслителя и политического деятеля наложило отпечаток на политические воззрения Цицерона. Они как бы вытекали из реальной политической жизни римской республики.

Как Платон и Аристотель, он исходил из того, что государство создается для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного. Цицерон не отдает предпочтения ни одной из известных ему форм государства, наилучшим считает смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (Свободу народа).

Одновременно Цицерон обращается к религии как к некоему духовному основанию осуществления государственной власти.

Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в государстве, которые могут и должны исправлять пороки, а также наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане.

В заключении можно сказать, что значение политических взглядов Платона, Аристотеля, Цицерона огромно. Они не только формировали политическое сознание своих современников, но и оказали существенное влияние на последующее развитие политической мысли.

В Древних Греции и Риме были созданы социальнополитические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Античные философы были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания.

Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков и римлян в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.

Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:

Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.

Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.

Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.


Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов.Другие четыре формы государства - тимократию (правлениевоенных),олигархию,демократию и тиранию он называл несовершенными.

Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий:

Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.

Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.

Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй.

Это учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, которые подобно Мюнцеру выражали интересы угнетенных народных масс

Идеи утопического социализма смутно предвосхищали будущее. Рост общественного неравенства, угнетение трудовые масс, усилившиеся период, первоначального накопления капитала", вызвали стремление к коренному переустройству современного им общества организации идеального общества и государства. в которых бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком.

Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии.

Мыслитель рисует в своей книге такое общество, где ликвидация частной собственности привела к установлению равенства.

Политическое устройство, которое Мор считает идеальным. основано на всеобщем равенстве и свободе. Его политический идеал пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ними и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями "Утопии". Главная обязанность должностных лиц состоит в том, чтобы заниматься организацией хозяйственного процесса

Социалистический идеал Мора был ярким протестом как против феодализма, так и против капиталистических отношений. Тем самым Мор шел много дальше буржуазных гуманистов, ибо объективно выражал интересы и вековые мечтания трудового народа о таком социально политическом строе, где нет ни насилия, ни эксплуатации человека человеком. Замечательны высказывания Мора, обращенные против захватнических войн.

Именно такой строй изображает Кампанелла на страницах своей замечательной книги. В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов Потребление, как и производство носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла стоит позади Мора, вводя общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода.

Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники.

Социалистические принципы идеального общества влекут за собой и изменение характера политического строя. В Городе Солнца установлено равенство мужчин и женщин, имеет место демократическая организация государственной власти.

Естественно, что во взглядах Кампанеллы на идеальный общественно-политический строй много наивного и утопического: он смешивал право с нравственностью, не сумел порвать полностью с религиозной идеологией.

В трудах Мора и Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.

Свои политич. взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это не была Гоббсова “война всех против всех”. В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к. каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные др. англ-ми деятелями времен революции середины 17 в.

Локковская конструкция “естественного права” - это уже не просто система теоретич. постулатов, предназначенная для объяснения преднайденного. Это прямая декларация “неотчуждаемых прав”, совокупность к-рых мыслится как основной закон вновь учреждаемого (разумного) общ-ного строя. На учение Локка прямо опирается конституц. практика североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах.

Естественное состояние характеризуется Локком как совокупность отношений свободы, равенства и взаимной независимости людей. Его идеализированные представления означали апологию буржуазной, но отнюдь не феодальной собственности: ведь последняя, по Локку, не отвечает требованиям свободы и доброжелательности.

Оппонентами софистов выступили мыслители, стоявшие на консервативных позициях — Сократ, Платон и Аристотель. Сократ (469—399 гг. до н.э.) стремился восстановить духовное единство полиса на основе справедливости и добродетели и отстаивал принцип компетентного правления. Исходя из нравственно-разумной основы государства, Сократ заложил традицию разделения форм государства на правильные и неправильные. К правильным он относил монархию, аристократию и демократию, а к неправильным — тиранию, олигархию, охлократию.

Из учения Цицерона о государстве вытекал его интерес к нравственным и гражданским обязанностям. В основе права, по его мнению, лежит справедливость, выраженная в естественных человеческих законах, к которым Цицерон относил воздержание от нанесения вреда другим и уважение чужой собственности. Воплощением природной справедливости является государство, возникшее в результате стремления людей к личной и имущественной безопасности. Наилучшей формой государства Цицерон считал смешанную форму, обладающую чертами царской власти, аристократии и демократии.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Политическая мысль Античности, Средневековья, Возрождения [20.01.15]

Темой данной работы является Политическая мысль Античности (Платон, Аристотель, Цицерон).

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.

Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей, обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ.

Одна черта роднила все политические мысли древности, как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого-общества, государства. Жизнь человека до мелочей регламентировалась обычаями, и любая попытка бунта, утверждения своей самостоятельности и обособленности каралась. Сознание индивидуализма, автономии и принадлежащих человеку от природы прав еще не сложилось.

1 Политическая мысль Античности (Платон, Аристотель, Цицерон)

Античная Греция сыграла исключительную роль в формировании европейской цивилизации. Отличия греческой политической культуры от восточной очень существенны. На Востоке формой государственной организации стали огромные империи - восточные деспотии, страдающие от постоянного стремления окраин отделиться, а в Греции - маленькие города-государства, неспособные к прочному объединению и пребывающие в постоянных междоусобицах, хотя у них были общие язык, боги и герои, культура.

Его идеальное государство состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души: разумному, яростному и деловому.

К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится аристократическая республика с мудрым правителем во главе. Другие четыре формы государства - тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.

По Платону сила государства - в силе его законов. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все - от рядовых граждан до правителей.

Как Платон и Аристотель, он исходил из того, что государство создается для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного.

Цицерон не отдает предпочтения ни одной из известных ему форм государства, наилучшим считает смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (Свободу народа). Одновременно Цицерон обращается к религии как к некоему духовному основанию осуществления государственной власти.

Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в государстве, которые могут и должны исправлять пороки, а также наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане. Тем самым он выразил идею правового государства, обоснованную с разных сторон в политических воззрениях Нового времени и современных политологических теориях.

2 Политические идеи Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский)

Развитие политической мысли продолжалось и в средние века.

Средние века в истории человечества, как известно, приходятся на становление и развитие феодализма. В это время на большей части Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность которой проявилась в том, что значительная часть властных функций была передана на средние и нижние ступени социальной структуры при усилении власти церкви.

Средневековье обычно ассоциируется с воцарением церкви, схоластики, подавлением каких бы то не было проявлений рационализма. Это не случайно. В 325 году, как известно, на первом Вселенском соборе представителей церковных верхов был оформлен союз между римской императорской властью и церковью. Эпоху Средневековья обычно подразделяют на три периода: 1) раннефеодальный, 2) расцвет феодального строя и 3) позднее средневековье.

Для политической мысли средних веков характерно доказательство того, что высшей властью в обществе является власть духовная (власть церкви).

3 Политические воззрения мыслителей эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Ж.Боден)

Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Это не случайно. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой жизни.

Ж-Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это - постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми.

Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого основывается на законах. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.

Заключение

Политология, как наука, образовалась не так давно. Она берет свои истоки с древности, но до 19 века она была частью философии, а также тесно связана с религией. Религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью человека в овладении миром - духовным и практическим.

Впервые слово "полития" использовал Аристотель. Уже в древние времена появляются политические учения и представления о государстве и власти.

История политических учений - это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими оригинальными находками.

Уже в древних государствах Востока существует своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя.

Так как в древние времена политика была тесно связана с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель - улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью, недостатками (легизм, учения Платона). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности.

Каждое учение служило основой для дальнейшего развития политической мысли и рождалось в конкретных условиях жизни данной страны.

Список использованной литературы:

1.Мухаев Р. Т. Политология: Хрестоматия:[Пособие для вузов]. - М.: ПРИОР, 2000. - 479 с.

2.Оришев А.Б. Политология: Учебник. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012.- 288 с.

3.Политическая философия: Учеб.пособие / И.А. Василенко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.

4.Политические учения Древней Греции: Монография / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд., стер. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 272 с.

5.Азаркин Н.Н., Левченко В.Н. История политических учений, М., 2010.-321 с.

6.Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. - М., "Логос", 2011.-475 с.

7.Зеркин Д. П. Основы политологии. - Р-на/Д, "Феникс" 2009.- 289 с.

8.Коротец И.Д. Теория политологии- М., "Логос", 2008.-364 с.

9.Мальцев В.А. Основы политологии: учебник для вузов. - М.:ИТРК РСПП, 2011.-400 с.

10.Лавриненко В.Н., Скрипкина Ж.Б., Юдин В.В. Политология: курс лекций. – М.: ВолтерсКлувер, 2010. - 519 с.

11.Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова.- М.: Высшее образование, 2009. - 692 с.

12.Политология: Учебник / Под ред. В.К.Батурина. - 4-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 567 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Читайте также: