Возрастные особенности условных рефлексов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ответ: Существует несколько гипотез о механизмах образования устойчивой временной связи. Одна из наиболее широко распространенных синоптическая, согласно которой, основой формирования временной связи условного рефлекса является изменение эффективности работы синапсов, участвующих в передаче возбуждения. Рассмотрим наиболее важные механизмы, способные улучшать синоптическую проводимость.

1. Возможно увеличение количества синапсов, участвующих в проведении возбуждения между КПУР и КПБР, результате этого суммарная проводимость нейронной цепи существенно возрастает.

2. Между нейронами могут образовываться дополнительные аксо-шипиковые контакты, облегчающие проведение возбуждения.

3. Под влиянием многократной длительной стимуляции один в синапсах происходит увеличение количества рецепторов постсинаптической мембраны, взаимодействующих с медиатором, в частности, с АХ. Это приводит к возрастанию количества действующих ионных каналов на постсинаптической мембране, и следовательно, к существенному облегчению, улучшению синаптической передачи.

4. При длительной стимуляции в нейронах синтезируются особые белки, ферменты или молекулы РНК, которые также способны значительно облегчать синаптическую передачу.

5. Определенная роль в консолидации временной связи принадлежит и глиальным клеткам, осуществляющим миелинизацию "голых" пресинаптических терминалей аксонов, что также приводит к улучшению проведения нервных импульсов.

В дошкольном возрасте проявляются все виды памяти: образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая.

Несомненно, что в процессе развития и роста человека память, как и другие психические функции, проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в раннем детском возрасте, когда ребенок вынужден запоминать огромное количество событий и впечатлений, с которыми он сталкивается. В первые годы жизни дети усваивают много необходимых навыков, обучаются ходьбе и другим сложным двигательным актам, а также приобретают большой запас слов разговорной речи.

Изучение памяти детей до 4-летнего возраста проводится мало. Сведениями о первых годах жизни ребенка мы обязаны повседневным систематическим наблюдениям, которые производились исследователями этого возраста.

Память у детей можно заметить уже на первом году жизни. Наблюдения показывают, что первоначальная функция памяти связана с врожденными инстинктивными реакциями, например с реакциями на осязательные и на вкусовые раздражения губ. Эти реакции протекают по типу безусловных рефлексов и представляют собой то, что можно было бы назвать наследственной памятью. Проявляются они уже в первые часы жизни ребенка. В дальнейшем ребенок начинает реагировать на приготовления к процедуре кормления: это то, что может быть уже названо условным рефлексом.

Из разнообразных проявлений памяти первым, бесспорно, развивается узнавание, связанное с повторным восприятием впечатлений. Ребенок узнает неоднократно воспринимаемые вещи, лица, обстановку. Это выражается в улыбке ребенка при виде матери, няни, знакомого предмета и в удивлении при попадании в незнакомую обстановку. Уже на первом году жизни, начиная с 3— 4 месяцев, ребенок узнает небольшой круг предметов и лиц в течение очень короткого промежутка времени после восприятия. Дальнейшее развитие этой способности идет в двух направлениях. Во-первых, узнавание становится возможным через все больший интервал после восприятия. Так, на втором году жизни интервал времени достигает уже нескольких недель, на третьем году нескольких месяцев, а на четвертом — больше года. Во-вторых, постепенно расширяется круг предметов, которые ребенок запоминает: со второго года дети узнают привычную обстановку и предметы, а на третьем году помнят однократно воспринятые впечатления, например человека, случайно посетившего семью. В этом возрасте особенно ярко запоминаются эмоционально окрашенные события приятного и неприятного свойства, например ребенок узнает через несколько недель врача, причинившего ему боль.

Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Оба вида с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению, так как опосредствованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное. Взрослые люди, систематически занимающиеся умственным трудом и, следовательно, постоянно упражняющие свою опосредствованную память, при желании и при соответствующей умственной работе очень легко могут запомнить материал, обладая вместе с тем удивительно слабой механической памятью.

Если у дошкольников запоминание в основном непосредственное, то у взрослого оно главным (а может быть, даже исключительно в силу сделанного выше предположения) опосредствованное .

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.

При действии условного раздражителя в соответствующей воспринимающей зоне коры больших полушарий возникает 1 очаг возбуждения. При подкреплении условного раздражителя безусловным в соответствующей зоне коры больших полушарий возникает 2, более сильный очаг возбуждения (доминант). В результате многократного повторения такого возбуждения возбуждение из 1 очага переходит во 2. Происходит суммация возбуждения (проторение нервного пути). Между очагами возникает временная нервная связь. Она становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь становится настолько прочной, что при действии одного условного раздражителя возбуждение возникает и во 2 очаге. Так условный раздражитель становится сигналом к определенной врожденной деятельности.

Условия: должен присутствовать условный раздражитель; условный раздражитель должен предшествовать безусловному с интервалом 5-10 сек.; действия условного и безусловного раздражителя должно совпадать и повторяться несколько раз; должны отсутствовать посторонние раздражители

Условно-рефлекторные реакции новорожденного вырабатываются на биологически важные стимулы. В первые дни постнатальной жизни у ребенка отмечается образование натуральных пищевых рефлексов на время кормления. При строгом режиме кормления на 5–7 день отмечается повышение количества лейкоцитов и газообмена еще до приема пищи. Дети пробуждаются, у них наблюдается повышенная двигательная активность.

Таким образом, первыми начинают образовываться натуральные пищевые рефлексы сосания и общедвигательные реакции. В течение первого месяца условные реакции неустойчивы, могут быть выработаны пока лишь на комплекс раздражителей, требуют постоянного подкрепления. Позднее образуются экстерорефлексы, о сроках появления, которых также имеются неоднозначные мнения. Так, приводятся данные о том, что первыми образуются условные рефлексы с участием обонятельного, тактильного и двигательного анализаторов. Ряд авторов приводят такую последовательность образования экстерорефлексов: сначала на кожные, позднее на звуковые, а затем на зрительные сигналы. В среднем можно считать, что до месячного возраста искусственные рефлексы крайне неустойчивы, требуют тем большего числа сочетаний, чем младше ребенок; закрепляются эти условные реакции на 2–3-м месяце жизни. Последовательность возникновения рефлексов, вырабатываемых на различные индивидуальные раздражители, зависит от сроков созревания сенсорных систем.

Одна из характерных особенностей условно-рефлекторной деятельности грудного возраста заключается в том, что в это время действенными являются комплексные раздражители. Часто один из компонентов такого комплекса – слово. К 10–11 месяцам у ребенка вырабатывается уже много адекватных реакций на словесные сигналы. Но в большей степени реакции идут на комплекс: слова, интонации, обстановки, положения тела и т. п. Ответные же реакции ребенка представляют собой одиночные рефлекторные акты.

Понятно, что для образования условных рефлексов необходимо время. Выделяют несколько стадий развития условно-рефлекторной деятельности:

индиффирентная (стадия безразличия) характеризуется возникновением ориентировочной реакции в ответ на раздражитель;

стадия сосредоточения (установочная) - затормаживание ранее имевшейся активности ребенка, проявление внимания к раздражителю.

стадия неустойчивого условного рефлекса – условный раздражитель не всегда вызывает ответную реакцию, условная реакция непостоянна, слабо выражена.

стадия устойчивого условного рефлекса – постоянство реакции, хорошая выраженность ее проявления.

стадия автоматизма - для осуществления реакции не обязательно подкрепление.




Образование условных рефлексов на первом месяце жизни идет довольно медленно. Так, если у новорожденных детей формирование условной мигательной реакции на звуковой раздражитель требует около 400 сочетаний с безусловным стимулом (в данном случае это струя воздуха, направленная в глаз), то в дошкольном возрасте условный рефлекс появляется уже после 2–5 сочетаний. После 10–20 сочетаний образуется прочный условный рефлекс. Скорость образования условных реакций у детей старше 10 лет и взрослых практически не различается.В период выработки условных рефлексов могут появиться межсигнальные реакции. Эта возрастная особенность связана с ограничением иррадиации процессов возбуждения в результате нарастания тормозного с процесса. В первые 5–6 лет жизни при выработке рефлексов на комплексный раздражитель реакции возникают как на комплекс раздражителей, так и на его отдельные компоненты (хотя подкрепляется лишь комплекс). И только к 11–12 годам отмечаются реакции только на комплекс раздражителей в 66 % случаев.

В раннем детстве условно-рефлекторная деятельность существенно изменяется. Дети в этом возрасте вычленяют отдельные компоненты из комплекса раздражителей: предметы, сигналы и т. д. В возрасте 2–3 лет интегративная деятельность мозга усиливается, появляются условные рефлексы на отношения величин, массы, расстояний, окраски. Становится возможным образование рефлексов не только на различные типы раздражителей, но также и на различную интенсивность одного и того же раздражителя. В этом возрасте и далее в первом детстве очень велика роль подражательного и игрового рефлексов. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, интонации, манеры. Системы условных связей, выработанных в период раннего детства, отличаются особой прочностью: они могут быть заторможены на длительное время, но затем легко восстанавливаются.

В 4–6 лет активно формируются все основные проявления ВНД, значительно возрастает подвижность и уравновешенность нервных процессов. К 6–7 годам развитие коркового торможения создает условия для быстрого и дифференцированного формирования условных связей. Период второго детства – наиболее спокойный в развитии ВНД.

В подростковом же периоде отмечается ряд изменений условно-рефлекторной деятельности, связанных с половым созреванием. В это время отмечается преобладание возбуждения, что часто проявляется в неадекватных реакциях на внешний стимул. По сравнению с предыдущим возрастом затруднена выработка временных связей, и закрепление требует большего времени и усилий. Снижается также и скорость образования рефлексов 1-й и 2-й сигнальных систем. К концу же подросткового периода устанавливаются гармоничные взаимоотношения между корой и подкоркой, процессами возбуждения и торможения. После 15–17 лет ВНД считается созревшей.

При действии условного раздражителя в соответствующей воспринимающей зоне коры больших полушарий возникает 1 очаг возбуждения. При подкреплении условного раздражителя безусловным в соответствующей зоне коры больших полушарий возникает 2, более сильный очаг возбуждения (доминант). В результате многократного повторения такого возбуждения возбуждение из 1 очага переходит во 2. Происходит суммация возбуждения (проторение нервного пути). Между очагами возникает временная нервная связь. Она становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь становится настолько прочной, что при действии одного условного раздражителя возбуждение возникает и во 2 очаге. Так условный раздражитель становится сигналом к определенной врожденной деятельности.

Условия: должен присутствовать условный раздражитель; условный раздражитель должен предшествовать безусловному с интервалом 5-10 сек.; действия условного и безусловного раздражителя должно совпадать и повторяться несколько раз; должны отсутствовать посторонние раздражители

Условно-рефлекторные реакции новорожденного вырабатываются на биологически важные стимулы. В первые дни постнатальной жизни у ребенка отмечается образование натуральных пищевых рефлексов на время кормления. При строгом режиме кормления на 5–7 день отмечается повышение количества лейкоцитов и газообмена еще до приема пищи. Дети пробуждаются, у них наблюдается повышенная двигательная активность.

Таким образом, первыми начинают образовываться натуральные пищевые рефлексы сосания и общедвигательные реакции. В течение первого месяца условные реакции неустойчивы, могут быть выработаны пока лишь на комплекс раздражителей, требуют постоянного подкрепления. Позднее образуются экстерорефлексы, о сроках появления, которых также имеются неоднозначные мнения. Так, приводятся данные о том, что первыми образуются условные рефлексы с участием обонятельного, тактильного и двигательного анализаторов. Ряд авторов приводят такую последовательность образования экстерорефлексов: сначала на кожные, позднее на звуковые, а затем на зрительные сигналы. В среднем можно считать, что до месячного возраста искусственные рефлексы крайне неустойчивы, требуют тем большего числа сочетаний, чем младше ребенок; закрепляются эти условные реакции на 2–3-м месяце жизни. Последовательность возникновения рефлексов, вырабатываемых на различные индивидуальные раздражители, зависит от сроков созревания сенсорных систем.

Одна из характерных особенностей условно-рефлекторной деятельности грудного возраста заключается в том, что в это время действенными являются комплексные раздражители. Часто один из компонентов такого комплекса – слово. К 10–11 месяцам у ребенка вырабатывается уже много адекватных реакций на словесные сигналы. Но в большей степени реакции идут на комплекс: слова, интонации, обстановки, положения тела и т. п. Ответные же реакции ребенка представляют собой одиночные рефлекторные акты.

Понятно, что для образования условных рефлексов необходимо время. Выделяют несколько стадий развития условно-рефлекторной деятельности:

индиффирентная (стадия безразличия) характеризуется возникновением ориентировочной реакции в ответ на раздражитель;

стадия сосредоточения (установочная) - затормаживание ранее имевшейся активности ребенка, проявление внимания к раздражителю.

стадия неустойчивого условного рефлекса – условный раздражитель не всегда вызывает ответную реакцию, условная реакция непостоянна, слабо выражена.

стадия устойчивого условного рефлекса – постоянство реакции, хорошая выраженность ее проявления.

стадия автоматизма - для осуществления реакции не обязательно подкрепление.

Образование условных рефлексов на первом месяце жизни идет довольно медленно. Так, если у новорожденных детей формирование условной мигательной реакции на звуковой раздражитель требует около 400 сочетаний с безусловным стимулом (в данном случае это струя воздуха, направленная в глаз), то в дошкольном возрасте условный рефлекс появляется уже после 2–5 сочетаний. После 10–20 сочетаний образуется прочный условный рефлекс. Скорость образования условных реакций у детей старше 10 лет и взрослых практически не различается.В период выработки условных рефлексов могут появиться межсигнальные реакции. Эта возрастная особенность связана с ограничением иррадиации процессов возбуждения в результате нарастания тормозного с процесса. В первые 5–6 лет жизни при выработке рефлексов на комплексный раздражитель реакции возникают как на комплекс раздражителей, так и на его отдельные компоненты (хотя подкрепляется лишь комплекс). И только к 11–12 годам отмечаются реакции только на комплекс раздражителей в 66 % случаев.

В раннем детстве условно-рефлекторная деятельность существенно изменяется. Дети в этом возрасте вычленяют отдельные компоненты из комплекса раздражителей: предметы, сигналы и т. д. В возрасте 2–3 лет интегративная деятельность мозга усиливается, появляются условные рефлексы на отношения величин, массы, расстояний, окраски. Становится возможным образование рефлексов не только на различные типы раздражителей, но также и на различную интенсивность одного и того же раздражителя. В этом возрасте и далее в первом детстве очень велика роль подражательного и игрового рефлексов. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, интонации, манеры. Системы условных связей, выработанных в период раннего детства, отличаются особой прочностью: они могут быть заторможены на длительное время, но затем легко восстанавливаются.

В 4–6 лет активно формируются все основные проявления ВНД, значительно возрастает подвижность и уравновешенность нервных процессов. К 6–7 годам развитие коркового торможения создает условия для быстрого и дифференцированного формирования условных связей. Период второго детства – наиболее спокойный в развитии ВНД.

В подростковом же периоде отмечается ряд изменений условно-рефлекторной деятельности, связанных с половым созреванием. В это время отмечается преобладание возбуждения, что часто проявляется в неадекватных реакциях на внешний стимул. По сравнению с предыдущим возрастом затруднена выработка временных связей, и закрепление требует большего времени и усилий. Снижается также и скорость образования рефлексов 1-й и 2-й сигнальных систем. К концу же подросткового периода устанавливаются гармоничные взаимоотношения между корой и подкоркой, процессами возбуждения и торможения. После 15–17 лет ВНД считается созревшей.

Возможность простых пищевых условных реакций, несмотря на морфологическую и функциональную незрелость мозга, возникает уже на первые-вторые сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярною аппарата: двигательные и временные. Все эти рефлексы очень медленно формируются, они чрезвычайно нежны и легко тормозятся, что, видимо, связано с незрелостью корковых клеток и резким преобладанием процессов возбуждения над тормозными и их широкой иррадиацией.

Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Важное значение в совершенствовании условно рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно.

Первая сигнальная система - анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих

Вторая сигнальная система - (только у человека) связь между словесными сигналами и речью, восприятии слов—слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении).

На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжа­ется формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас (250—300 слов); непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосред­ственные раздражители образуются в 8—12 раз быстрее, чем на слово, то в два года слова приобретают сигнальное значение.

Условные связи и динамические стереотипы у детей до трех лет отличаются необычайной прочностью, поэтому их переделка для ребенка всегда событие неприятное. Важным условием в воспитательной работе в это время является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам.

Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом. Динамические стереотипы вырабатываются все так же легко. Их количество увеличивается с каждым днем, но их переделка уже не вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено указанными выше функциональными изменениями. Ориентировочный рефлекс на посторонние раздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у детей школьного возраста, что может быть использовано эффективно для торможения у детей вредных привычек и навыков.

Таким образом, перед творческой инициативой воспитателя в этот период открываются поистине неисчерпаемые возможности. Многие выдающиеся педагоги (Д.А.Ушинский, А.С.Макаренко) эмпирически считали возраст от двух до пятиособенно ответственным за гармоничное формирование всех физических и психических возможно­стей человека. Физиологически это основывается на том, что условные связи и динамические стереотипы, возникающие в это время, отличаются исключительной прочностью и проносятся человеком через всю его жизнь. При этом их постоянное проявление необязательно, они могут быть длительное время заторможенными, но в определенных условиях легко восстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи.

Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы. В связи с этим для воспитателей особо важно помнить, что только к семи годам слово может эффективно применяться для образова­ния условных связей. Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в нефизиологических условиях.

Словесная инструкция значительно ускоряет образование условных рефлексов и в некоторых случаях даже не требует безусловного подкрепления: условные рефлексы образуются у человека в отсутствие непосредственных раздражителей. Эти особенности условно-рефлекторной деятельности обусловливают громадное значение словес­ного педагогического воздействия в процессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

Положение подростка, как правило, усугубляется все более усложняющимися требованиями к нему со стороны взрослых и, прежде всего школы. К сожалению, сегодня далеко не каждый педагог учитывает в своей работе функциональные возможности детей, отсюда и те трудности, которые возникают у педагога и большинства родителей в их общении с подростками.

Только правильный здоровый режим, спокойная обстановка, твердая программа занятий, физическая культура и спорт, интересная внеклассная работа, доброжелатель­ность и понимание со стороны взрослых являются основны­ми условиями для того, чтобы переходный период прошел без развития функциональных расстройств и связанных с ним осложнений в жизни ребенка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческого тела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций организма, ведущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы.

Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого человека. Если на всех предыдущих этапах условия для развития ребенка были оптимальными, то высшая нервная деятельность старших школьников становится упорядоченной и гармоничной.

Условные рефлексы — это приобретенные в течение индивидуальной жизни организма реакции, возникающие в определенных условиях на основе безусловных рефлексов. Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.

Условные рефлексы(приобретенная память) всегда индивидуальны,вырабатываются в процессе научения(опыта) под воздействием различных факторов внешней среды, и даже у одного и того же чел-ка проявляются не одинаково в зависимости от времени и окр.обстановки.

Рефлекторные дуги усл.р-ов образуются в процессе постнатального онтогенеза в результате научения и формируют приобретенную память(жизненный опыт)индивида. Они характеризуются высокой подвижностью,способностью изменяться и исчезать под воздействием факторов изменяющейся внешней среды. Центры усл.р-ов расположены в высшем отд.гол.мозга- коре б.полушарий,и механизм их образований связан с соблюдением ряда условий.

У ребенка до 3-х лет для выработки любых полезных рефлексов(поведение,послушание,выполнения любых полезных заданий) ведущее значение имеет пищевое подкрепление.По мере взросления в кач-ве подкрепления ведущее значение приобретает словесное поощрение, а у детей старше 5 лет с помощью похвалы можно выработать любой полезный рефлекс.Таким образом,учебно-воспитательная работа по своей сути всегда связана с выработкой у детей и подростков условно-рефлекторных реакций или их сложных взаимосвязанных систем.Скорость выработки условных рефлексов зависит от силы потребности учеников в этих знаниях и умениях, индивидуальных особенностей ВНД ребенка и от учителя.Поэтому знание физиологических основ обучения и воспитания ,т.е.выработки усл.рефлексов,необходимо всем тем,кто имеет отношение к воспитанию и обучению ребенка.

Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деят-ти коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деят-ти, многие действия при этом становятся автоматическими.

Стереотипы сохр-ся долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы очень трудно поддаются переделке. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особой внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с 1х лет жизни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности условно-рефлекторной деятельности у детей. Динамический стереотип и его значение.

Со второго месяца жизни формируются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка развиваются все основные виды условного торможения.

К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Движения значительно улучшаются, и некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова и формирует условные рефлексы на словесные стимулы. Уже в конце первого года полным ходом идет разработка второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

Период до трех лет также характеризуется необычайной легкостью формирования условных рефлексов на различные раздражители, в том числе на размер, вес, расстояние и цвет предметов. Замечательной особенностью двух-трехлетнего ребенка является легкость формирования динамических стереотипов.

Условные связи и дипломатические стереотипы у детей до трех лет чрезвычайно сильны, поэтому их изменение всегда является неприятным событием для ребенка. Важным условием в воспитательной работе в это время является бережное отношение ко всем выработанным стереотипам.

Последовательная индукция – в нейронах, которые были возбуждены, после возбуждения происходит торможение и наоборот, после торможения в тех же нейронах происходит возбуждение.

Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и улучшением нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и равновесие), доминирующими становятся процессы внутреннего торможения, но замедленное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

Динамические стереотипы развиваются так же легко. Их число увеличивается с каждым днем, но их изменение уже не вызывает расстройств высшей нервной деятельности, что связано с вышеупомянутыми функциональными изменениями. Целенаправленный рефлекс на посторонние раздражители более длительный и интенсивный, чем у детей школьного возраста, что может быть эффективно использовано для подавления вредных привычек и навыков детей.

К пяти-семи годам роль сигнальной системы слова возрастает еще больше, и дети начинают свободно говорить. Слово в этом возрасте уже имеет значение сигнала сигналов, то есть приобретает обобщающее значение, близкое к тому, какое оно имеет для взрослого.

Незначительное ухудшение процессов высшей нервной деятельности наблюдается только в первом классе в связи с процессами адаптации к школе.

Все функциональные изменения приводят к психической неустойчивости подростка (вспыльчивость, взрывная реакция даже на незначительные раздражения) и частым конфликтам с родителями и учителями.

Только правильный здоровый режим, спокойная обстановка, солидная программа занятий физической культурой и спортом, интенсивная внеклассная работа, доброта и понимание со стороны взрослых являются основными условиями для того, чтобы переходный период прошел без развития функциональных нарушений и связанных с ними осложнений в жизни ребенка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем организма человека. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций организма, ведущая роль отводится корковым процессам, обеспечивающим функционирование второй сигнальной системы.

Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого человека. Если на всех предыдущих этапах условия для развития ребенка были оптимальными, то высшая нервная деятельность старших школьников становится упорядоченной и гармоничной.

Динамический стереотип - это развитая строго фиксированная система последовательно чередующихся условных и безусловных рефлексов. Для формирования динамического стереотипа необходим внешний стереотип, т. е. определенная последовательность действий условных и безусловных стимулов. В ответ на них в центральной нервной системе последовательно возникают очаги возбуждения, которые обеспечивают возникновение динамического стереотипа.

Динамический стереотип – это определенная последовательность действий в ответ на раздражение со стороны внешней среды.

1. Благодаря динамическому стереотипу облегчается протекание процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, так как нейроны находятся в состоянии готовности

Читайте также: