Причины кризиса в межнациональных отношениях в ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

В период 1985-1991 гг. в СССР советским руководством во главе с М. Горбачевым был проведен ряд масштабных реформ, которые в итоге привели к распаду Советского Союза. Изначально реформы не преследовали цель коренным образом менять советскую систему, однако либерализация и демократизация, усилившиеся в их итоге, привели к центробежным тенденциям, наиболее ярко выразившихся в межнациональных отношениях.

Активизация межнациональных конфликтов

К середине 1980-х гг. в составе СССР находились 15 республик, в которых проживало более ста наций и народов. По официальным заявлениям советского руководства в республиках произошло выравнивание политического, социально-экономического, культурного развития. Однако, несмотря на положительные стороны некоторых элементов советской национальной политики в целом она зачастую была непоследовательна, что приводило к разнообразным и многочисленным противоречиям в отношениях между нациями и народами. К тому же, в этот период страна оказалась в экономическом кризисе, который охватил все народное хозяйство, увеличивая межнациональную напряженность.

Неспособность центрального руководства справится с экономическим кризисов вызвала недовольство в республиках, к чему добавлялись обострения проблем загрязнения среды, ухудшением экологии из-за аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. К тому же недовольство было вызвано недостаточным вниманием властей к потребностям республик и диктата власти, без учета особенностей каждого места.

В 1986 г. в Алма-Ате прошли массовые демонстрации против русификации, которые были спровоцированы назначением русского (Г. Колбина) первым секретарем КП Казахстана. В прибалтийских республиках, в Белоруссии и на Украине общественное недовольство приняло самые открытые формы. В Латвии и Эстонии общественность требовала отмены пакта Молотова-Риббентропа, обнародования советского-германских договоров вообще, публикаций документов о репрессиях и депортациях народов. Чаще начинают проявляться старые межнациональные конфликты, принимая форму вооруженных столкновений.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, в 1988 г. между армянами и азербайджанцами начались военные действия в Нагорном Карабахе, а конфликт между турками-месхетинцами и узбеками вспыхнул в Фергане; другим центром конфликтов стал казахстанский Новый Узень.

Главным требованием всех народов было получение независимости. В апреле 1989 г. в Грузии несколько дней шли массовые демонстрации, участники которой выступали за демократические реформы и автономность. Абхазы выступили за выделения Абхазской ССР из состава Грузии.

Движение за выход из Советского Союза усилилось в прибалтийском регионе. Поначалу требования касались признания национальных языков официальными в конкретных республиках, мер по ограничению количества переселенцев в республики, предоставления самостоятельности местным властям.

В конце 1980-х гг. же главными требованиями стало выделение экономики от общесоюзного комплекса народного хозяйства, управление национальной экономикой в республиканских органах власти и признание приоритета республиканских законов над общесоюзными.

Распад СССР

Национальные настроения активизировались не только в союзных республиках, но и в РСФСР. Патриотические идеи стали очень популярными и поддерживались российским (но не центральным) руководством. 12 июня 1990 г. Первым съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Эта Декларация официально закрепляла приоритет законов республик над законами Союза; первым президентом РСФСР стал председатель ВС РСФСР Б Ельцин.

Декларации о государственном суверенитете, принятые разными республиками поставили под сомнение сам статус Советского Союза. В декабре 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР большинство высказались за сохранение Союза, но с преобразованием его в демократическое государство на федеративной основе. Было принято постановление, которое определяло основы нового Союза:

  • равноправие граждан и народов;
  • территориальная целостность;
  • право на демократическое развитие и самоопределение.

12 марта 1991 г. был проведен референдум о сохранении Советского Союза. На нем 76 % населения высказались за сохранение. Впрочем, эта статистика не может считаться абсолютно достоверной, так как в референдуме приняли участие не все союзные республики – Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Азербайджан, Молдавия не голосовали.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить причины и последствия распада СССР.

Используемая литература:

Ход урока.

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.

К наиболее тяжёлым последствиям для СССР привело обострение межнациональных конфликтов. В 1986 г. на улицах Якутска и Алма-Аты произошли крупные столкновения между русской молодёжью и молодыми людьми титульной национальности (коренным населением), в которых участвовали тысячи человек.

Цель нашего урока: определить причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР, причины переворота и последствия распада СССР.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План.

Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР.

2. Развитие кризиса Союза ССР.

Попытка переворота и распад СССР.

Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР.

Источники роста напряжённости в отношениях между народами СССР в условиях перестройки были многообразны.

Трения на почве межнациональной вражды возникали в ряде районов страны и в прошлом, но они замалчивались местными властями. В условиях гласности их широко освещали СМИ. Некоторые из публикаций носили эмоциональный и, объективно, провокационный характер. Поднимался вопрос о виновниках конфликтов, что повышало накал страстей. Предметом широких дискуссий стали обиды, нанесённые в прошлом многим народам массовыми репрессиями, произвольной перекройкой границ, пренебрежительным отношением властей к национальным традициям.

Ослабло влияние коммунистической идеологии, провозглашавшей единство советского народа. Это создало духовный вакуум, который быстро заполнялся националистическими идеями.

Идеи национализма поддержали многие местные лидеры. Разногласия между центральной властью и партийно-государственными элитами союзных и автономных республик резко обострились с началом перестройки. Её одобрили не все руководители на местах, тем более что ухудшение экономического положения в стране сказывалось и на их авторитете. Не желая нести ответственность за политику союзного центра, многие местные лидеры начали демонстрировать свою независимость от него, солидаризироваться с националистическими силами.

Националистические партии и движения стали союзниками сил, выступающих за ускоренное осуществление рыночных реформ и демократизации в самой России.

Росту национализма способствовали новые условия хозяйственной деятельности. Получившие самостоятельность предприятия перестраивали свои связи, находили смежников помимо центра, исходя из соображений экономической целесообразности. Между союзными республиками заключались прямые соглашения об экономическом сотрудничестве. Это привело к нарушению сложившейся системы экономических связей между центром и регионами страны.

Руководство страны с запозданием реагировало на обострение межэтнических отношений и изменение политического климата в обществе. Между тем уже к 1991 г. в большинстве союзных республик и многих автономиях к власти пришли лидеры, избранные общенародным голосованием на свободных выборах. Возможности воздействия на их позицию со стороны ЦК КПСС были ограничены.

4. Развитие кризиса Союза ССР.

В 1987 г. обострились противоречия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — автономной области на территории Азербайджана (ИКАО), большинство населения которой составляли армяне. Руководство области потребовало воссоединения с Арменией, что вызвало возмущение в Азербайджане. В республиках начались националистические митинги, переросшие в погромы. Азербайджанцы бежали из Армении, армяне — из Азербайджана, общее число беженцев превысило 300 тыс. человек. В 1988 г. на территории Нагорного Карабаха вспыхнули вооружённые столкновения.




Сложились очаги напряжённости в Узбекистане, Южной Осетии, Грузии, о выходе из состава которой заявила Абхазия. Началось вытеснение некоренного, особенно русского, населения из национальных республик. Так, в ответ на рост национализма в Молдавии Приднестровье, где преобладало русское население, провозгласило своё отделение от республики и присоединение к РСФСР.

Союзный центр недооценил степень серьёзности возникших проблем, считая их результатом деятельности немногочисленных групп экстремистов. Попытки решать разгоравшиеся конфликты за счёт уступок, диалога, компромиссов, угроз, ограниченных силовых действий запаздывали или отвергались местными лидерами. Кроме того, в самом руководстве СССР выявились разногласия между сторонниками жёсткого курса и теми, кто считал, что в решении национальных проблем необходима гибкость. Чем больше выявлялась слабость центральной власти, тем громче звучали требования независимости в Латвии, Эстонии, республиках Закавказья, на Украине, в Молдавии.

В апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. — в Баку, в январе 1991 г. — в Вильнюсе и Риге дело дошло до вооружённых столкновений между воинскими частями Союза ССР и сторонниками независимости, пролилась кровь.

В условиях, когда встал вопрос об ответственности за человеческие жертвы, жизни людей, погибших в ходе конфликта в Вильнюсе, руководство СССР и лично М.С. Горбачёв заявили, что речь идёт исключительно о самодеятельности местных властей и командиров отдельных воинских частей. Это посеяло в стране сомнения в том, насколько правительство контролирует действия военных, или же в возможности доверять заявлениям руководителя страны.

Были серьёзно деморализованы солдаты и офицеры силовых структур. Они столкнулись с ситуацией, когда чёткое выполнение приказа, а это основа воинской дисциплины, становилось предметом жесточайшей критики в СМИ, осуждения в обществе и угрызений совести.

В марте 1990 г. декларации о суверенитете приняли Верховные Советы Грузии и Эстонии, в мае — Латвии. 12 июня 1990 г. Верховный Совет РСФСР также заявил о государственном суверенитете Российской Федерации. Этому примеру последовали Узбекистан, Молдавия, Украина, Туркмения, Армения, Казахстан, Таджикистан и Белоруссия.

Подобный шаг ещё не означал выхода всех этих республик из состава СССР. Речь шла о своеобразном вотуме недоверия союзным властям, стремлении расширить полномочия республик за счёт союзного центра. При этом руководство России настоятельно требовало ускорения темпов перестройки, прежде всего — в экономической сфере.

Впоследствии день принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. Ныне 12 июня отмечают как День России.

Начались переговоры об обновлении Союза. Проведённый в марте 1991 г. референдум показал, что граждане СССР выступают за его сохранение в обновлённом виде.

В апреле 1991 г. 9 из 15 входивших ранее в состав СССР союзных республик — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия — пришли к соглашению о заключении нового союзного договора.

Конспект урока истории

04.06.2020

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить причины и последствия распада СССР.

Используемая литература:

Ход урока.

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.

К наиболее тяжёлым последствиям для СССР привело обострение межнациональных конфликтов. В 1986 г. на улицах Якутска и Алма-Аты произошли крупные столкновения между русской молодёжью и молодыми людьми титульной национальности (коренным населением), в которых участвовали тысячи человек.

Цель нашего урока: определить причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР, причины переворота и последствия распада СССР.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План.

Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР.

2. Развитие кризиса Союза ССР.

Попытка переворота и распад СССР.

Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР.

Источники роста напряжённости в отношениях между народами СССР в условиях перестройки были многообразны.

Трения на почве межнациональной вражды возникали в ряде районов страны и в прошлом, но они замалчивались местными властями. В условиях гласности их широко освещали СМИ. Некоторые из публикаций носили эмоциональный и, объективно, провокационный характер. Поднимался вопрос о виновниках конфликтов, что повышало накал страстей. Предметом широких дискуссий стали обиды, нанесённые в прошлом многим народам массовыми репрессиями, произвольной перекройкой границ, пренебрежительным отношением властей к национальным традициям.

Ослабло влияние коммунистической идеологии, провозглашавшей единство советского народа. Это создало духовный вакуум, который быстро заполнялся националистическими идеями.

Идеи национализма поддержали многие местные лидеры. Разногласия между центральной властью и партийно-государственными элитами союзных и автономных республик резко обострились с началом перестройки. Её одобрили не все руководители на местах, тем более что ухудшение экономического положения в стране сказывалось и на их авторитете. Не желая нести ответственность за политику союзного центра, многие местные лидеры начали демонстрировать свою независимость от него, солидаризироваться с националистическими силами.

Националистические партии и движения стали союзниками сил, выступающих за ускоренное осуществление рыночных реформ и демократизации в самой России.

Росту национализма способствовали новые условия хозяйственной деятельности. Получившие самостоятельность предприятия перестраивали свои связи, находили смежников помимо центра, исходя из соображений экономической целесообразности. Между союзными республиками заключались прямые соглашения об экономическом сотрудничестве. Это привело к нарушению сложившейся системы экономических связей между центром и регионами страны.

Руководство страны с запозданием реагировало на обострение межэтнических отношений и изменение политического климата в обществе. Между тем уже к 1991 г. в большинстве союзных республик и многих автономиях к власти пришли лидеры, избранные общенародным голосованием на свободных выборах. Возможности воздействия на их позицию со стороны ЦК КПСС были ограничены.

4. Развитие кризиса Союза ССР.

В 1987 г. обострились противоречия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — автономной области на территории Азербайджана (ИКАО), большинство населения которой составляли армяне. Руководство области потребовало воссоединения с Арменией, что вызвало возмущение в Азербайджане. В республиках начались националистические митинги, переросшие в погромы. Азербайджанцы бежали из Армении, армяне — из Азербайджана, общее число беженцев превысило 300 тыс. человек. В 1988 г. на территории Нагорного Карабаха вспыхнули вооружённые столкновения.

Сложились очаги напряжённости в Узбекистане, Южной Осетии, Грузии, о выходе из состава которой заявила Абхазия. Началось вытеснение некоренного, особенно русского, населения из национальных республик. Так, в ответ на рост национализма в Молдавии Приднестровье, где преобладало русское население, провозгласило своё отделение от республики и присоединение к РСФСР.

Союзный центр недооценил степень серьёзности возникших проблем, считая их результатом деятельности немногочисленных групп экстремистов. Попытки решать разгоравшиеся конфликты за счёт уступок, диалога, компромиссов, угроз, ограниченных силовых действий запаздывали или отвергались местными лидерами. Кроме того, в самом руководстве СССР выявились разногласия между сторонниками жёсткого курса и теми, кто считал, что в решении национальных проблем необходима гибкость. Чем больше выявлялась слабость центральной власти, тем громче звучали требования независимости в Латвии, Эстонии, республиках Закавказья, на Украине, в Молдавии.

В апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. — в Баку, в январе 1991 г. — в Вильнюсе и Риге дело дошло до вооружённых столкновений между воинскими частями Союза ССР и сторонниками независимости, пролилась кровь.

В условиях, когда встал вопрос об ответственности за человеческие жертвы, жизни людей, погибших в ходе конфликта в Вильнюсе, руководство СССР и лично М.С. Горбачёв заявили, что речь идёт исключительно о самодеятельности местных властей и командиров отдельных воинских частей. Это посеяло в стране сомнения в том, насколько правительство контролирует действия военных, или же в возможности доверять заявлениям руководителя страны.

Были серьёзно деморализованы солдаты и офицеры силовых структур. Они столкнулись с ситуацией, когда чёткое выполнение приказа, а это основа воинской дисциплины, становилось предметом жесточайшей критики в СМИ, осуждения в обществе и угрызений совести.

В марте 1990 г. декларации о суверенитете приняли Верховные Советы Грузии и Эстонии, в мае — Латвии. 12 июня 1990 г. Верховный Совет РСФСР также заявил о государственном суверенитете Российской Федерации. Этому примеру последовали Узбекистан, Молдавия, Украина, Туркмения, Армения, Казахстан, Таджикистан и Белоруссия.

Подобный шаг ещё не означал выхода всех этих республик из состава СССР. Речь шла о своеобразном вотуме недоверия союзным властям, стремлении расширить полномочия республик за счёт союзного центра. При этом руководство России настоятельно требовало ускорения темпов перестройки, прежде всего — в экономической сфере.

Впоследствии день принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. Ныне 12 июня отмечают как День России.

Начались переговоры об обновлении Союза. Проведённый в марте 1991 г. референдум показал, что граждане СССР выступают за его сохранение в обновлённом виде.

В апреле 1991 г. 9 из 15 входивших ранее в состав СССР союзных республик — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия — пришли к соглашению о заключении нового союзного договора.

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек — представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный, конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой.

Финал политического кризиса

В апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ — Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживавшим его демократическим силам.

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.

Политика ускорения Горбачева привела страну к самым низким темпам экономического роста за всю историю ХХ в. Разумеется, это негативно сказалось на общем уровне жизни.

По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г. и, видимо, был лишь пробой сил.

По крайней мере видимых последствий он не имел. 16—18 декабря 1986 г. в Алма-Ате студенты протестовали против назначения первым секретарем ЦК компартии Казахстана вместо казаха Д.А. Кунаева русского Г.В. Колбина. Протест был подавлен.

С лета 1987 г. национальные движения приняли организованный характер. Прежде всего началось движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.

С конца февраля 1988 г. началось движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией. Армения настаивала на включении Карабаха в свой состав. За это выступали армяне Нагорно-Карабахской АО, составлявшие 80% ее населения. Азербайджан выступал против территориального передела своей республики. Конфликт принял формы кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы стали спешно покидать Армению, армяне -

Азербайджан. Уже в 1989 г. количество беженцев в Закавказье превысило 300 тыс. человек. Многие из них стали жертвами террористических актов и вооруженных стычек. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал очагом будущего всесоюзного пожара. В начале января 1990 г. войска вошли в бунтующий Баку, где велась стрельба с крыш домов. В результате конфликта были убиты около 200 гражданских лиц.

В марте 1989 г. в Фергане (Узбекистан) произошел межнациональный конфликт с многочисленными жертвами среди узбеков и турок-месхетинцев. По настоянию турок-месхетинцев было организовано временное переселение из Ферганской области 16 282 человек в Смоленскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую и Воронежскую области РСФСР.

В Грузии с апреля 1989 г. нарастало движение за выход из СССР. В Грузии стали открыто заявлять, что установление там советской власти в феврале 1921 г. являлось оккупацией страны. Националистическое движение в республике носило откровенно сепаратистский и антикоммунистический характер. Военная сила была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, где сторонники сепаратизма инициировали столкновение толпы с армейскими подразделениями. Итог — 20 убитых.

В январе 1990 г. массовые демонстрации начались в Молдавии. 11 января по пути прибалтов пошла Армения. 9 марта Верховный Совет Грузии осудил оккупацию своей страны в 1921 г. и ее дальнейшее включение в Советский Союз.

Читайте также: