Петр николаевич горлов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пётр Николаевич Горлов (11 [23] мая 1839, Российская империя — 20 ноября [3 декабря] 1915, г. Петроград, Российская империя) — инженер-геолог, статский советник. Один из пионеров в разработке угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Средней Азии и Уссурийского края.

Биографическая справка

Ранние годы

Родился в семье бывшего председателя Иркутского губернского правления Н.П. Горлова, человека прогрессивных взглядов, состоявшего в масонской ложе. В 1828 Н.П. Горлов за самовольное облегчение режима пребывания декабристов в сибирской ссылке вынужден был подать в отставку. Семья из Иркутска переехала в Подмосковье, где ее глава занялся производством шерстяной пряжи.

Детские годы П.Н. Горлова прошли в Измайлово под Москвой. Учился в 1-й Московской гимназии, после её окончания поступил в Петербургский институт Корпуса горных инженеров, который окончил в 1859 с золотой медалью.

Работа на Грушевском руднике

По окончанию Корпуса горных инженеров определен на Луганский завод (1859), затем состоял помощником инспектора горного промысла в Землях войска Донского (1865). Позднее становится начальником II Горного округа. Вскоре молодому специалисту П.Н. Горлову доверяют строительство водоотлива на Грушевском каменноугольном руднике.

Параллельно со строительством, в свободное от работы время, он занимается составлением первого профессионального горно-геологического атласа рудника, который позднее был высоко оценен крупным специалистом горного дела П. Гельмерсеном и включён в состав его пластовой карты угольных месторождений Донбасса.

Работа на Корсунской копи

По завершению работы на Грушевском руднике П.Н. Горлова берет к себе на работу известный концессионер и строитель железных дорог Самуил Соломонович Поляков, который получил от царского правительства заказ на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. П.Н. Горлов был назначен руководителем строительства первой крупной железной дороги в Донбассе. В ходе горно-геологических разведывательных работ возле р. Корсунь им было обнаружено богатое угольное месторождение. После всестороннего исследования запасов и качества угля на руднике, П.Н. Горлов предложил руководству начать разработку месторождения с целью обеспечения паровозного парка будущей железной дороги дешёвым и качественным углём.

Начальство отнеслось с вниманием к инициативе молодого талантливого специалиста и в скором времени две крестьянские шахты, которые находили в непосредственной близости от строящейся трассы, были переоборудованы: углублены стволы и построена система конной тяги. В работе принимали участие крестьяне из соседних слобод - Железной и Никитовки. Шахта не только полностью обеспечивала топливом донецкий участок Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, но и частично снабжала качественным углём внутренние рынки империи.

Проект по строительству железной дороги был выполнен П.Н. Горловым в кратчайшие сроки — 23 декабря 1869 состоялось торжественное открытие движения поездов по линии Харьков—Славянск—Таганрог, что связало регион Донбасса с центром Российской империи, обеспечило его общероссийскими и зарубежными рынками сбыта угольной продукции.

После завершения строительства железной дороги, П.Н. Горлов занялся обустройством каменноугольного рудника в Макеевке, где под его руководством в 1869—1871 строится Макеевская угольная копь. Параллельно в 1870 он занимается разведывательными работами в Таганроге. В это же время по совету П.Н. Горлова концессионер С.С. Поляков инвестирует средства не только в строительство железных дорог, но и в металлургический завод у Корсунской копи. Ему удалось добиться высочайшего указа Александра II о выделении участка земли у шахты на реке Корсунь у села Железное под строительство Азовского рельсового завода.

Участок оказался необычайно богат месторождениями каменного угля, между пластами которого находились небольшие залежи железной руды. В 1871 С.С. Поляков пригласил П.Н. Горлова возглавить строительство.

Было решено построить для нужд будущего предприятия каменноугольный рудник, который обеспечивал бы топливом мощности завода. В сентябре 1871 (по другим данным 1 августа 1871) приступили к строительству шахты, которая в дальнейшем получила наименование Корсунская копь.

Объект строился и эксплуатировался по последнему слову техники. Заказывать машины для шахты, вступившей в строй 1 марта 1874, П.Н. Горлов ездил в Бельгию. Впервые применяется потолочная система добычи каменного угля с закладкой выработанного пространства, что дало возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов, которая широко применяется и в наши дни. Оборудованный новейшей техникой того времени Корсунский рудник включил в себя все горные выработки ранее реконструированных П.Н. Горловым шахт и стал одним из крупнейших угольных предприятий Донбасса. С 1872 рядом с Корсунской копью выстраивается посёлок, где живут рабочие и находится управление рудника, который получает наименование Горловка.

В августе 1883 П.Н. Горлов попадает в неприятную ситуацию: по просьбе друзей им был подписан вексель на крупную сумму для замены насоса на Корсунском руднике после аварии, что практически разорило инженера-геолога. После его погашения П.Н. Горлов вместе с семьёй перебирается жить в Харьков.

Другие проекты

В Харькове П.Н. Горлов становится соучредителем многих акционерных обществ и избирается гласным городской думы. По его проекту в Харькове строятся здания городской биржи, городского правления, водопровод и конно-железная дорога. Его плодотворная деятельность на государственной службе заканчивается в 1885 выходом на пенсию, но П.Н. Горлов ещё на протяжении 30 лет продолжает плодотворно трудится. В скором времени он уезжает на Кавказ, где обустраивает две копи и занимается разработкой Ткибульского месторождения, в 1892-1895 он служит на Уссурийской железной дороге, где по его проекту были остановлены сплавы грунта под железнодорожными насыпями и искусственными сооружениями дороги.

В Средней Азии П.Н. Горлов разработал источники воды, углубил опускные колодцы, ввел очистку воды через пески дна в Чардуже, исследовал провалы поверхности на Оренбург-Ташкентской железной дороге и доказал нецелесообразность строительства обходной дороги.

20 ноября 1915 П.Н. Горлов скончался в Петрограде в возрасте 76 лет. Похоронен в Красном Селе на Выборгском кладбище, которое в 1930-х было снесено вместе с церковью. Точное месторасположение могилы П.Н. Горлова на данный момент не известно.

Был награждён орденами Св. Анны и Св. Станислава.

В его честь назван Горловка Донецкой области, где он долгое время жил и трудился над Корсунской копью, а также два горных перевала и хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня. В 1999 в центре Горловки ему был установлен небольшой памятник.

Gorlov petr 1904.jpg

Горлов Пётр Николаевич (1839—1915) — российский горный инженер, исследователь угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Уссурийского края, Средней Азии, организатор горного производства в этих регионах.

П. Н. Горлов стоял у истоков зарождения угольной промышленности Донбасса. Именно топ-менеджерам такого уровня принадлежали технические новшества и достижения, которые и легли в основу технико-экономической базы региона.

Детство Петра Горлова в подмосковном Измайлове, как он потом вспоминал, прошло в атмосфере уважения к наукам и литературе, семейного взаимопонимания. Отец часто брал сына с собой на фабрику. Там маленький Петр впервые увидел машины и оборудование, на которых изготавливали пряжу. Эти впечатления оказались самыми сильными. После успешного окончания 1-й Московской гимназии Петр поступил в престижный Петербургский институт Корпуса горных инженеров, который закончил с золотой медалью в 1859 г. Его имя было занесено на почетную Золотую доску.

Изучив запасы и качество угля, Горлов решил именно здесь добывать дешевый уголь для паровозного парка будущей железной дороги (не лишним он был и для всей железнодорожной империи Полякова). Две крестьянские шахты, расположенные возле строящейся трассы, были переоборудованы; углублены стволы, построена система конной тяги. К работе привлекли крестьян из соседних слобод — Железной и Никитовки. Добытое сырье дало возможность полностью обеспечить потребности донецкого участка дороги, а затем стало вывозиться и на продажу. Горлов закончил строительство железной дороги в рекордно короткие сроки — 23 декабря 1869 г. состоялось торжественное открытие Движения поездов по линии Харьков—Славянск—Таганрог. Фактически Донбасс получил первую железнодорожную магистраль, связывающую его с центром России, что открыло донецкому углю выход на общероссийский и зарубежный рынки.

Уже как известный специалист, после успешного завершения строительства железной дороги, Петр Николаевич по приглашению помещика Иловайского уехал в Макеевку, чтобы помочь тому в обустройстве каменноугольного рудника, где под его руководством в 1869—1871 гг. начинает строиться Макеевская угольная копь. Он также занимается горно-геологической разведкой в Таганроге. Но Поляков не хотел отпускать толкового инженера и руководителя. Он прислушался к советам Горлова вкладывать средства не только в строительство железных дорог. В частности, Горлов предлагал построить металлургический завод у реки Корсунь, где уже успешно работали две угольные шахты.

Петр Николаевич был также одним из пяти инициаторов создания Съезда горнопромышленников Юга России, до конца своих дней — почетным членом совета Съезда. Он много сделал для притока в Донбасс иностранных инвестиций. По его инициативе в 1895 г. бельгийцы построили в Горловке машиностроительный завод.

Трудовая биография этого периода выглядит следующим образом: В 1885—1892 гг. П. Н. Горлов разрабатывал Тквибульское угольное месторождение на Кавказе. В 1892—1895 гг. он служил на Уссурийской железной дороге, где по его проекту были остановлены сплавы грунта под железнодорожными насыпями и искусственными сооружениями дороги.

В 1892—1900 гг. занимался разведкой и разработкой открытых им здесь угольных месторождений. Во Владивостоке по инициативе П. Н. Горлова было открыто отделение Императорского русского технического общества, которое он возглавлял до отъезда с Дальнего Востока.

В 1904 г., когда началась русско-японская война, П. Н. Горлов был экстренно приглашен правительством в Маньчжурию, где внес значительный вклад в развитие угольной промышленности этого региона.

Все мы знаем о богатых углём землях Донбасса и его мощном промышленном потенциале. Между тем закладываться он стал ещё в эпоху Российской империи, и во многом этому поспособствовал инженер-геолог Пётр Николаевич Горлов. Ещё в середине 19 столетия местные крестьяне обнаружили тут каменный уголь и стали сооружать самодельные шахты.

Через некоторое время весть об этом дошла до центральной России, и руководство Южной железной дороги быстро сообразило - богатые залежи могут принести солидный доход. На исследование местности и обустройство шахт как раз и отправили молодого, но уже опытного геолога Горлова.

По его рекомендации промышленники выкупили у местных 2 шахты, с которых здесь и начались основные работы. В первую очередь Пётр Николаевич их значительно модернизировал: оборудовал систему конной тяги и углубил стволы. Качество добытого угля оказалось довольно высоким, а по себестоимости работ дешёвым.

В 1871 году Горлов предложил уже построить завод. Возводили его по последней инженерной мысли того времени, за оборудованием наш соотечественник лично ездил в Бельгию. Новое предприятие получило название Корсунская копь № 1. Впервые была применена потолочная система добычи каменного угля, что дало возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов.

Со временем вокруг этих шахт образовалось несколько посёлков, чуть позднее вся эта агломерация объединилась в один город, который нарекли Горловкой в честь его фактического основателя Петра Горлова. Справедливости ради, стоит заметить, что инженер занимался не только исследованием месторождений и промышленным производством.

Немало сил он приложил к открытию тут больниц, библиотек, школ, разбивал сады и парки. По его протекции также возвели первое на Донбассе техническое учебное учреждение - Горное училище, которое впоследствии готовило высококвалифицированных специалистов. Прославился Горлов и другим: он также открывал месторождения на Кавказе и Дальнем Востоке. Умер Пётр Николаевич, окружённый почётом и славой, в 1915 году в возрасте 76 лет.

Все мы знаем о богатых углём землях Донбасса и его мощном промышленном потенциале. Между тем закладываться он стал ещё в эпоху Российской империи, и во многом этому поспособствовал инженер-геолог Пётр Николаевич Горлов. Ещё в середине 19 столетия местные крестьяне обнаружили тут каменный уголь и стали сооружать самодельные шахты.

Пётр Горлов - отец русского Донбасса

Станция Горловка, 1909 год

Через некоторое время весть об этом дошла до центральной России, и руководство Южной железной дороги быстро сообразило — богатые залежи могут принести солидный доход. На исследование местности и обустройство шахт как раз и отправили молодого, но уже опытного геолога Горлова.

Пётр Горлов - отец русского Донбасса

Корсуньская копь № 1, 1912 год

По его рекомендации промышленники выкупили у местных 2 шахты, с которых здесь и начались основные работы. В первую очередь Пётр Николаевич их значительно модернизировал: оборудовал систему конной тяги и углубил стволы. Качество добытого угля оказалось довольно высоким, а по себестоимости работ дешёвым.

Пётр Горлов - отец русского Донбасса

В 1871 году Горлов предложил уже построить завод. Возводили его по последней инженерной мысли того времени, за оборудованием наш соотечественник лично ездил в Бельгию. Новое предприятие получило название Корсунская копь № 1. Впервые была применена потолочная система добычи каменного угля, что дало возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов.

Горное училище Донбасса

Со временем вокруг этих шахт образовалось несколько посёлков, чуть позднее вся эта агломерация объединилась в один город, который нарекли Горловкой в честь его фактического основателя Петра Горлова. Справедливости ради, стоит заметить, что инженер занимался не только исследованием месторождений и промышленным производством.

Улица Садовая, 1905г. На ней находились капитальные дома служащих

Немало сил он приложил к открытию тут больниц, библиотек, школ, разбивал сады и парки. По его протекции также возвели первое на Донбассе техническое учебное учреждение — Горное училище, которое впоследствии готовило высококвалифицированных специалистов. Прославился Горлов и другим: он также открывал месторождения на Кавказе и Дальнем Востоке. Умер Пётр Николаевич, окружённый почётом и славой, в 1915 году в возрасте 76 лет.

Пётр Горлов - отец русского Донбасса

Памятник Петру Горлову на Донбассе

Обложка: Петр Николаевич Горлов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: