Парадоксы византийского искусства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Живописные каноны , созданные религиозными философами и теоретиками христианского искусства, распространялись на все виды живописи, существовавшей в Византии:

  • монумента́льной- представленной мозаикой и фреской;
  • ста́нко́вой - в виде икон и книжных миниатюр.

Отличались они только лишь техникой их создания.

Моза́ика.

Самый развитый и любимый в Византии вид живописи, доставшийся ей по наследству от античного Рима . Суть создания мозаичной картины состоит в том, что изображение собирается из отдельных небольших цветных камней или сма́льты – непрозрачного цветного стекла, изготавливаемого специально.

Мозаики украшали стены и императорских дворцов, и общественных сооружений в Византии, но наибольшее их количество всё-таки находилось в храмах, церквях и соборах.

Неувядающий, не блекнущий от времени цвет смальты, её таинственное мерцание, игра бликов при свете церковных свечей и лампад делали мозаичные картины завораживающими, подобными фантастическому видению.

Из всего наследия византийского искусства, особенно прославленными являются мозаики, украшающие храмы города Равве́ны.

Фре́ска.

Фреска - изображение, нанесённое на стену здания по сырой штукатурке. Такая техника весьма сложна и трудоёмка, но зато фрески представляют собой долговечную живопись (как и мозаика), поскольку краски, проникнув непосредственно в структуру стены, становились практически неподвластными влиянию времени.

Шедевры фресковой христианской живописи украшают церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря Хора в Константинополе , которая сегодня носит название Кахрие́-Джами́ (Стамбул. Турция).

Ико́на.

Иконами называются картины религиозного содержания, создаваемые на деревянной основе (досках) натуральными (энкаустическими, минеральными и темперными) красками. Они чаще всего предназначались для домашнего обихода, поэтому их размеры, как правило, невелики.

Книжная миниатю́ра

Книжная миниатюра - иллюстрации, украшающие страницы книг, рукописных свитков и т.п. В Византии существовала как религиозная, так и светская книжная миниатюра. Развитие она получила благодаря высокому уровню грамотности в государстве, существованию монастырских книжных мастерских (скрипто́риев) и библиотек.

В Византии впервые стал использоваться новый тип оформления (и создания) письменного документа – вместо античного свитка теперь появилась собственно книга ( ко́декс ), состоящая из отдельных листов. В качестве материала для изготовления страниц использовалась специально обработанная кожа телят или ягнят, называемая перга́ментом .

В средние века книга была предметом роскоши, что отражалось в её оформлении - рисунки в книгах, как правило, выполнялись яркими, насыщенными цветами, с добавлением большого количества золота и серебра. Каждая картинка была законченным произведением, соответствовала тексту данной страницы, и, зачастую, превалировала над ним.

В течение ряда веков в Византии появилось несколько художественных школ – мастерских, специализирующихся на оформлении книги вообще, и создании книжной миниатюры, в частности. Каждая из них обладала узнаваемым набором выразительных средств, однако все они придерживались одинаковых строгих канонов, разработанных теоретиками византийского искусства.

Таким образом, каноничность, высокая духовность, оторванность от сиюминутного, обыденного, проходящего, стала определяющей чертой византийской живописи, впрочем, как и всей византийской культуры.

Больше о культуре Византии читайте в публикациях на моём канале:

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

«В византийском искусстве мы никогда не встретим размышлений над негативными сторонами жизни. Византия создала искусство торжества, праздника, радости. В нем нет трагического, нет темы страха, ужаса, отчаяния. Византийские художники практически никогда не изображали черта.

Спас на троне; Византия.; XIII в. Фрагмент

Что такое Византия?

Столетиями Византия определяла политику во всем цивилизованном мире. Многие историки утверждают, что именно отсюда на Русь пришло христианство (988). И древнерусское искусство во многом сформировалось на базе византийского культурного наследия.

Византия подарила миру одну из самых совершенных систем права, множество памятников мировой архитектуры, шедевры пластического и поэтического искусства, богатейшее богословское и философское наследие. Трагическое падение Константинополя под натиском турков-османов (1453) ознаменовало собой не только гибель Византийской империи, но и символический закат эпохи — Средних веков.

Чего не найти в византийском искусстве?

— Ольга Сигизмундовна, но ведь на средневековых западно-европейских иконах и картинах мы постоянно встречаем изображения нечистой силы…

— Конечно, и в этом смысле средневековое искусство Западной Европы разительно отличается от византийского: здесь черти и вообще демоническая сила играют огромную роль в художественном сценарии и построении композиции. Человек, подходящий к романскому собору, должен увидеть такое, от чего он точно придет в трепет. И этот страх должен натолкнуть его на какие-то очень важные размышления. Перед ним разворачивается сцена Страшного суда, где дьявольские силы изображены предельно натуралистично и производят неизгладимое впечатление: у бесов огромные пасти, клыки — сожрут не задумываясь!

Ничего подобного в Византии нет. Здесь в сюжете Страшного суда доминирующую роль играет райская композиция, а адские мучения — вторичны и не оказывают такого устрашающего воздействия на человека.

— Помимо темы страха и отчаяния, чего еще мы никогда не встретим в византийском искусстве?


Тайная вечеря. Фрагмент эпистилия темлона; XII в.; Византия

— С чем связаны такие различия искусства западно-европейского и восточного, византийского? Ведь это же одна и та же эпоха…

— Чтобы ответить на этот вопрос понадобится не одна и даже не две лекции — настолько это огромная тема. Поэтому ограничусь лишь несколькими замечаниями. Во-первых, в западном и восточном христианстве сложились свои специфические мировоззренческие оттенки. В том числе и из-за этого постепенно наметились и различия в искусстве.

Византийское искусство насквозь пропитано классическими, античными образами. Для Византии античность была родным домом, который она никогда не покидала. Здесь не случилось той катастрофы, которая произошла на Западе: древние традиции не пресекались, ремесло развивалось, города продолжали расцветать. Европа же пошла иным путем. После завоевания ее территории варварами она утратила свое средиземноморское культурное наследие и потом столетиями напряженно пыталась его себе вернуть. И этот поиск классических форм в конце концов увенчался блестящей эпохой итальянского Ренессанса.


Мозаика. Византия. XI век. Греция. Фокида. Осиос Лукас

Для православного мира самый главный, центральный праздник — это Пасха. Она — вершина церковной жизни, пик человеческого бытия. На Западе же Пасха играет более скромную роль. Там центральным торжеством является Рождество. Даже сегодня, если вы в святочные дни попадете в любую европейскую страну, то увидите, с каким размахом отмечается этот праздник: сказочно украшенные улицы, ломящиеся от подарков магазины, праздничная суета, гуляния. Конечно, и у православных Рождество — очень важный и любимый праздник, но все же наивысшее, предельное торжество — это Пасха.

Кроме того, на Западе был сделан акцент на человеческой судьбе Спасителя. Внешний, человеческий образ Христа, перипетии Его жизни здесь, на земле — вот что интересовало каждого западноевропейского художника. Выделяется даже особый иконописный (а позднее и художественный) цикл — страстной, сфокусированный на событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа. Нельзя сказать, что подобного цикла нет в православной культуре, тем более, что в Византии он также был очень важен, но все-таки главное в византийском искусстве — это Сам образ, лик Христа, Его внутренняя глубина.

— Разве латинское искусство лишено глубины?

Христианская античность: возможно ли?

— Что было для византийцев источником вдохновения?

— В Византии было и светское искусство. И, по-видимому, чрезвычайно развитое и богатое. Но, увы, от него до нас практически ничего не дошло. Если же говорить о религиозном искусстве, то оно выстраивалось вокруг догмата о Боговоплощении: Бог стал человеком, Он стал видим и, следовательно, может быть изображен.

Когда отцы Церкви сформулировали догмат о Боговоплощении, антропоморфное искусство (ориентированное на изображение человека. — Прим. ред.), на котором стояла античность, стало допустимым и в христианском мире. И произошел удивительный сплав, в котором античная форма наполнилась абсолютно новым, христианским содержанием.


Деисус; XIII в.; Византия

Но самое удивительное в другом. История Византии полна убийствами, переворотами, подлостями. В этом смысле она ничем не отличается от западной средневековой истории. Это был период, отмеченный приматом силы, и идея, что власть может быть получена любой ценой, была одной из главных. И вот в таком византийском обществе, мягко говоря, не отличающемся высокой нравственностью, создается искусство, которое способно размышлять о Божественном на такой головокружительной высоте.

— А Вы считаете, что такие размышления — удел аскетов?

— Нет, мне важно показать, что даже несмотря на мрачность и жестокости той эпохи, у византийских художников сохранялась великая устремленность к святости. Они выработали поразительный стилистический язык, с помощью которого создавали глубочайшие образы.

Язык, на котором говорит византийское искусство, безусловно наполнен символами, которые нужно уметь расшифровывать. Но иначе нельзя было решить такую грандиозную задачу: изобразить то, во что человек верит, то есть нечто принципиально невидимое, нематериальное.


Фрагмент византийской иконы, на котором видны высветленные элементы. Снятие со креста; XIV в.; Византия

— То, что Спаситель или святые на иконах и фресках изображались на золотом фоне — одно из проявлений подобного символизма?

Скучное искусство?

— Художественное наследие Византии представлено главным образом иконописью. Но икона консервативна, подчиняется строгим канонам. Значит ли это, что византийское искусство просто застыло?

— То, что византийское искусство застывшее и занудное — миф.

Оно не знало стагнации. У него тысячелетняя биография (с IV по XV век. — Прим. ред.), со своими взлетами и падениями. И иконописные образы не всегда были одинаковыми: они перерабатывались, дополнялись новыми деталями, реагируя на те или иные исторические события. Икона впитывала в себя и постоянно шедшие в империи богословские споры.


Сретение Господне; Византия.; XIV в.

— А как же канон?


Константинополь. Пресвятая Богородица с Младенцем Христом. Мозаика XII в., Святая София

— И как удавалось сохранять такое единообразие на территории огромной империи?

— А в разных регионах империи иконописные школы двигались своими путями, вырабатывая собственную стилистику. Вот например: после IX века, когда с ересью иконоборчества было покончено, византийское искусство пережило взлет. В Константинополе для Софийского собора создается образ Богородицы с Младенцем, сидящей на троне, а по бокам два архангела — Михаил и Гавриил. Это утонченный образ, с прекрасными, аристократическими ликами. Он буквально пронизан тончайшей внутренней поэтичностью. Такой мог появиться только в столице и, видимо, создавался какими-то высокородными, знатными художниками.

Византия знала разных мастеров, разные художественные школы, подходы, стили. Поэтому искусство здесь постоянно находилось в развитии.


Собор святой Софии в Константинополе

— А храм для византийцев был только центром религиозной жизни?

— Нет, это был еще и своеобразный информационный центр, настоящая энциклопедия. Попадая в него, человек оказывался в пространстве, наполненном различными изображениями. Здесь были и образы святых, и некоторые моменты их жития, и сюжеты библейской истории, и порой важнейшие события истории государственной —все это формировало специфику мировоззрения, фундаментальный набор представлений о мире и о человеке.

Кроме того, священник почти за каждым богослужением читал проповедь, которая нередко касалась каких-то злободневных проблем в империи. В некоторых храмах имелась своя библиотека. Одна из самых крупных находилась в Софийском соборе в Константинополе.

Вообще, о соборе Святой Софии стоит сказать отдельно, потому что он стал своеобразным символом византийского искусства. В нем представлены все наивысшие творческие достижения империи. Это был самый большой собор в Византии. Внутри него — колоссальное пространство, с огромным количеством окон, от чего весь храм буквально залит потоками света. И эти потоки в определенное время дня имеют определенное направление — так искусно они спланированы.

Безусловно, Софийский собор — пример инженерного гения. Взять хотя бы знаменитый купол, который считается самым большим в мире. Он очень тяжелый. И во время строительства, чтобы нейтрализовать распор (ту силу, которая стремится обвалить купол. — Прим. ред.), пришлось по бокам главного купола достроить еще два полукупола, а к ним с каждой стороны — еще по три. Только так удалось нейтрализовать нагрузку на центральный купол.


Рукопись. С выставки “Шедевры Византии”. Фото Юлии Маковейчук

— Бытует мнение, что византийская икона никогда не отражала реалии той или иной эпохи. Что по ней, например, нельзя узнать, как одевались византийцы, в каких домах жили и так далее. Это так?

— Нет, это неверно. Художник — это же не какая-то абстрактная величина. Он живой человек, который, создавая икону, вписывал в нее то, что видел вокруг. Например, по изображениям императоров на фресках или иконах вполне можно получить представление о костюмах, принятых при дворе. Более того, можно даже распознать из каких тканей их шили.

Я много лет занимаюсь древними византийскими рукописями. Когда открываешь старинное Евангелие, перед началом каждого текста изображен евангелист, его написавший. Рассматривать эти миниатюры очень увлекательно. Вот, скажем, один сидит в кресле за столиком и пишет. На столике лежат разные предметы, необходимые для работы: ножики, перышки, краски. А в самом столике есть открытая дверца, за которой видны запасные пергаменты, колбы с разноцветными чернилами, краски, другие кодексы (книги. — Прим. ред.). Есть еще свитки, которые лежат в специальной корзине. Все эти предметы художник не нафантазировал. Он, как человек, который работал в скриптории, прекрасно знал, каким образом и с помощью каких инструментов создавались и писались книги.

— Книжная иллюстрация была распространенным жанром?

Димитрий Солунский, св. вмч.; Византия.; XIV в.

Такое внимание к книжной культуре в Византии неслучайно. Практически на протяжении всей истории империи влияние интеллектуальной элиты было очень весомым. Бывало, что трон занимали императоры, которые покровительствовали наукам, культуре, книжному делу. На личные средства они заказывали в скрипториях манускрипты, которые затем дарили монастырям.

Вообще, византийское общество было очень образованным, с каким-то внутренним духом элитаризма и интеллектуализма. В таком обществе художник просто обязан был становиться мастером: его творчество должно было соответствовать рафинированным вкусам византийцев.

— А что в этом уже таком далеком от нас искусстве может найти для себя современный человек?

— Если человек восприимчив к этим формам искусства, если его притягивает смысловое пространство, то я думаю, чем глубже он будет погружаться в него, тем больше будет думать о Боге. Византийское искусство устремлено к святости, к Божественному. Оно открывает путь человеческой души к Богу. Но если вы равнодушны к Создателю, боюсь, вам не найти себя в пространстве Святой Софии.

История Византии — особая страница в истории Средневековья. Именно здесь, в государстве, сформировавшемся после раздела Римской империи, получило достойное продолжение наследие греко-римской цивилизации, обогатившееся восточными элементами. Именно здесь укрепился и расцвел восточный вариант христианства, впоследствии известный как православие. Здесь появились на свет шедевры архитектуры, литературы, иконописи, значимые для всего средневекового мира.

Искусство и государство

Византийские мастера унаследовали от античных стремление к гармонии телесного и духовного (впоследствии, правда, отдали предпочтение величественной, спокойной созерцательности). В то же время позаимствованное на Востоке пристрастие к яркости и пышности способствовало созданию впечатляющих, сильных и жизнерадостных образов — особенно это относится к периодам укрепления государственного могущества.

Церковь Святой Ирины,Турция

Византийское искусство принято делить на следующие периоды:

А теперь — о наиболее значимых примерах и образцах.

Первые христианские храмы, стоявшие на этом месте, не сохранились; грандиозная постройка, возведение которой началось по велению Юстиниана в 532 году, должна была стать зримым символом величия империи.

Собор Святой Софии

Кстати, именно византийцы считаются авторами изобретения мозаичной смальты — специального непрозрачного стекла, которое при помощи добавления металлических примесей приобретало разные цвета. Впоследствии, на закате Византийской империи, из-за дороговизны материала и трудоемкости процесса мозаики почти полностью уступили место фрескам.

Богоматерь с младенцем Иисусом. IX в. Мозаика в храме Святой Софии, Стамбул

В 1054 году в Софийском соборе римский кардинал Гумберт и константинопольский патриарх Михаил Керуларий констатировали церковный раскол, положивший начало отдельной истории православия и католичества. После захвата Константинополя турками в 1453 году Святая София была превращена в мечеть, последнее христианское богослужение состоялось в конце мая 1453 года. Ныне храм является музеем.

Священный образ

Когда и как родилось искусство иконописи? Что такое икона? Чем, например, икона Богоматери отличается от ее изображения на стене храма?

Благовещение. XIV в. Церковь Св. Климента в Охриде

Что же касается изображения Спасителя из Синайского монастыря, то оно стало основой для всей последующей иконографии такого типа. И ценность этого произведения — прежде всего в том, что оно написано без оглядки на каноны: оно само по себе стало живописным каноном на многие века, оставшись в истории как акт запечатленной чистой веры.

Синайская икона Христа Пантократора

Искусство декоративное, но значимое

Особое место в искусстве Византии занимает эмаль. Не позднее V—VI столетия местные мастера с ее помощью украшают ювелирные изделия, церковную утварь, обложки книг и даже храмовые двери! Эмаль представляет собой стекловидную массу, которая при помощи высоких температур скрепляется с основой.

Диптих Барберини

Византийская книга

Уже в первые столетия нашей эры в качестве материала для письма активно используется пергамент. К XI столетию искусство изготовления и оформления рукописных книг в Византии достигает расцвета — конечно же, наиболее роскошно оформлялись книги богослужебные. Виньетки, миниатюры, богато украшенный золотом и драгоценными камнями переплет — эти традиции были восприняты русскими книжными мастерами.

Хлудовская псалтырь

. История Византии завершилась с падением Константинополя, но культурная традиция, родившаяся на этой земле, по сей день оказывает влияние на все мировое искусство.


В 730 г. византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. В это время империя вступила в затяжную схватку с народившимся исламом, богословы которого отвергали иконы, и упрекали христиан в идолопоклонстве. Иконоборческие настроения усугублялись тем, что на стороне иконоборцев в этот период стояли император и его двор, патриарх и высший круг духовенства, преследовавшие в этой борьбе свои собственные политические и экономические интересы. Изъятие икон сталкивалось с ожесточенным сопротивлением духовенства и народа, вспыхивали народные восстания, итальянские владения Византии перешли под власть лангобардов и константинопольский патриарх Герман отказался подписывать эдикт против икон и сложил с себя сан. Иконоборчество в основном поддерживалось и последующими императорами. Однако, отрицая саму основу христианского сознания - антропоморфизм религиозного образа, иконоборчество неизбежно должно было кончиться крахом что и произошло в 843 году, когда оно было отвергнуто. В честь этого события был установлен новый праздник — Торжество Православия (1-е воскресенье Великого поста). Попытки отрицать святость икон находили поддержку и во Франкском королевстве, но встречали решительный отпор римских пап.

Однако иконоборчество вызвало в искусстве глубокий кризис, когда не только почти не создавались произведения церковного христианского искусства, но даже множество художественных произведений предшествующей поры было уничтожено (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы). В куполах, на сводах и стенах храмов изображались либо кресты, либо отвлечённые символические композиции.

Мощный центр сопротивления иконоборчеству сложился в Дамаске — арабском городе, где на службе у арабского халифа находился знатный и образованный христианин Иоанн-Мансур, впоследствии получивший прозвище Дамаскин. Возражая иконоборцам, Иоанн Дамаскин разработал теорию священного образа. По его мнению, невидимое и бестелесное можно изобразить, но в символическом или аллегорическом виде. Тем более можно и даже нужно изображать то, что существовало в земной жизни — сцены из Евангелия, жития святых, Богоматерь и Христа — в том виде, какой они имели на земле. Нельзя писать на иконах только Бога Отца, поскольку никто из смертных никогда не видел Его в человеческом облике. Изображения необходимы — они заменяют книги неграмотным, напоминают о священных событиях, вызывают желание подражать их героям, возвышают человеческий ум к духовному созерцанию, украшают храмы.

Период иконоборчества был неблагоприятным и для развития Византийской архитектуры. В строящихся в это время зданиях чувствуется усиление аскетизма религиозного мировоззрения. Этот аскетизм выражался в строгом и единообразном решении церковных интерьеров. В архитектуре начинает преобладать крестовокупольный тип храма (план в виде квадрата с вписанным в него крестом и куполом в центре), ставший на многие века стандартом для всего византийского зодчества. Центрическая архитектурная композиция, привлекавшая ещё раннехристианских зодчих своей уравновешенностью, чувством покоя, совершенством и стабильностью архитектурных форм и пространственных зон, теперь соединяется с крестовым планом. На крестовокупольном здании завершается принципиальное типологическое развитие византийской архитектуры, которая именно в этом типе сооружения нашла своё идеальное символическое и эстетическое разрешение. В дальнейшем было создано множество вариантов этого устойчивого типа. Примером тому является церковь св. Софии в Фессалониках.


Лист из Хлудовской псалтири. Псалом 68,2.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

Читайте также: