Конногвардейский манеж в санкт петербурге кратко

Обновлено: 04.07.2024


Конногвардейский манеж построен в 1804-1807 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги на углу Сенатской площади и Конногвардейского бульвара. Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

Проект Кваренги на практике реализовывал архитектор Гирше.

До появления Исаакиевского собора и засаженного деревьями Александровского сада Конногвардейский манеж играл большое значение в перспективе Сенатской площади.

Парадная лестница выполнена из сердобольского гранита. Базы колонн Конногвардейского манежа первоначально принадлежали бирже на стрелке Васильевского острова, которую в 1780-х годах начал строить тот же Кваренги. Но её возведение не было доведено до конца, биржа была разобрана.

Главный вход в здание украшен барельефом, изображающим конные состязания. Здесь же в 1810-1811 годах установлены копии римских античных статуй Диоскуров. Их автор Паоло Трискорни, выполнивший и украшающие здание барельефы. Изготовлены они в Италии в 1810 году, являются уменьшенными копиями античных Диоскуров, стоявших у Квиринального дворца в Риме. Статуи изображают мифических близнецов Кастора и Полидевка, сыновей Зевса и Леды, олицетворявших братскую любовь и преданность и потому отображавшихся всегда вместе, зеркально отображёнными.

Статуи Диоскуров не были выполнены в указанный в контракте срок. Первое время Конногвардейский манеж был украшен мраморными кентаврами. К августу 1816 года Диоскуры прибыли в Кронштадт. И только в 1817 году, после реставрации повреждённой при перевозке одной из фигур, они были открыты для всеобщего обозрения у входа в манеж.

Постоянными посетителями манежа были царские особы. Существовала легенда о подземном ходе, якобы связывавшим Зимний дворец и манеж.


В 1837 году на фронтонах Конногвардейского манежа установили барельефы работы Д. И. Иенсена.

В 1840-х годах капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с храмом обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа, рядом с казармами Конногвардейского полка. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году. Диоскуры являлись предметом изучения для скульптора Петра Клодта. Он работал с ними перед созданием своих знаменитых скульптурных групп Аничкова моста.

Благодаря большим размерам помещения Конногвардейского манежа использовались для выставок. 19 сентября 1850 года Вольное Экономическое Общество демонстрировало здесь русским земледельцам жатвенные машины, локомобили и молотилки.

Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать соседним ампирному зданию Сената и Синода, перестроенному зданию Адмиралтейства. В 1872-1873 годах фасад здания был частично скорректирован архитектором Д. И. Гриммом, опиравшемся на первоначальные нереализованные задумки Кваренги. Тогда боковые фасады манежа были украшены парными трёхчетвертными колоннами, его фронтон украсили статуи.

Кроме выставок в Конногвардейском манеже проводились и концерты. В 1886 году здесь давал представление знаменитый Иоганн Штраус. Для этого в зале оборудовали 900 нумерованных кресел, помещение украсили и задрапировали при помощи 1800 аршин ткани. В программу концерта были включены "Конногвардейский марш" и вальс "Петербургские дамы".

В 1930-х годах Конногвардейский манеж переоборудовали по проекту Н. Е. Лансере под гараж. В 1954 году статуи Диоскуров вернулись на своё исконное место перед главным входом. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга. Выставочным целям это здание служит по сей день.

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге находится на Конногвардейском бульваре, 2.

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге построен по проекту Кваренги в 1804 -1807 гг. на Конногвардейском бульваре, на месте бывшего Адмиралтейского канала. Здание предназначалось для верховых занятий солдат и офицеров Конногвардейского полка.

В 1721 г. в Петербурге был образован Кроншлотский драгунский полк. Его основой стали драгунский лейб-эскадрон князя Меншикова, личная драгунская рота генерал-фельдмаршала графа Шереметева и драгунская рота Санкт-Петербургского губернского батальона.

История конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге

История Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге

В 1725 г. Кроншлотский полк был переформирован, составлен исключительно из дворян и назван Лейб-региментом. Пять лет спустя указом Анны Иоанновны соединение было именовано Конной гвардией и стало первым гвардейским конным полком русской армии. Лейб-гвардии Конным полк стал называться при Александре I.

Казармы гвардейцев долгое время располагались в районе Смоляного двора, а Таврический дворец в ту пору даже называли Конногвардейским домом. В начале XIX в. было решено перевести полковую слободу на южный берег Адмиралтейского канала.

В 1804 г. началось строительство новых казарм для полка в районе современных улиц Якубовича, Почтамтского переулка, Конногвардейского переулка и Конно-гвардейского бульвара. Позднее в районе современной площади Труда возвели полковую Благовещенскую церковь (она не сохранилась до наших дней).

В комплекс слободы входил и манеж, в котором объезжали лошадей и выполняли воинские упражнения, а также проводили торжественные мероприятия, смотры и парады.

Если архитектура казарм носила скорее утилитарный характер, то манеж, спроектированный выдающимся зодчим Дж. Кваренги, строили в строгих формах русского классицизма. Здание было возведено за три года, к моменту возвращения полка из Австрийского похода в 1807 г.

В плане оно представляет собой вытянутый прямоугольник. Парадный восточный фасад, выходящий на Исаакиевскую площадь, Кваренги украсил глубоким восьмиколонным портиком с тремя статуями античных героев на фронтоне.

К главному входу подвели широкую лестницу из сердобольского гранита, а для въезда в манеж с боковых сторон портала устроили пологие пандусы.

На противоположной стороне размещались подсобные помещения для обслуживающего персонала.

В 1806 г. в Италии, в мастерской скульптора А. Трискорни, были заказаны два мраморных изваяния Диоскуров — героев древнегреческих мифов.

История конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге

Статуя Диоскура

В 1840 г. церковные иерархи сочли кощунственным присутствие обнаженных языческих богов неподалеку от строившегося Исаакиевского собора — главного христианского храма города. Вскоре статуи Диоскуров сняли с пьедесталов и перенесли к казармам в Конногвардейском переулке.

За все время существования манеж неоднократно подвергался ремонту и всевозможным переделкам. В ходе первой из них в 1820 г. на торцевых сторонах здания появились удобные ложи для почетных гостей полка. В 1844 г. в тимпане восточного фронтона вместо декоративных украшений был установлен императорский двуглавый орел.

В 1853 г. произвели ремонт обветшавшего перекрытия, а с фронтона сняли статуи, к тому времени почти разрушившиеся под воздействием суровой петербургской погоды.

В 1872-1873 гг. проводилась и существенная перестройка манежа под руководством архитектора Д. И. Гримма. Тогда были полностью заменены перекрытия, на южном и северном фасадах в простенках между окнами установили симметричные парные колонны, а к западному фасаду пристроили новый парадный вестибюль.

На I фронтоне над главным входом поместили новые декоративные из ваяния взамен прежних, снятых двадцатью годами ранее. Тимпаны западного и восточного фронтонов украсили барельефами с изображениями конных состязаний, выполненными скульптором, Д. И. Иенсеном. Внутри здания соорудили императорскую ложу. Все помещения оборудовали новыми отопительными приборами.

Просторное помещение манежа нередко использовали не только для обучения верховой езде, но и для иных целей: здесь устраивали всевозможные выставки, концерты и прочие развлекательные мероприятия. Постепенно манеж совсем перестал использоваться по назначению, а после Октябрьского переворота был расформирован Конногвардейский полк.

В начале 1930-х гг. в здании случился пожар. В процессе восстановления его перестроили под гараж НКВД, и манеж во многом утратил свой первоначальный облик.

Так, тимпанах фронтонов вместо барельефов разместили гербы СССР.

В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артобстрелов и авианалетов, после завершения войны был проведен его ремонт, а в 1954 г. вновь заняли свои места у главного фасада изваяния Диоскуров.

В 1973 г. было решено реконструировать здание бывшего Конногвардейского манежа и переоборудовать его под выставочный зал. После проведенных работ фасады стали максимально соответствовать своему первоначальному облику, а внутри появились просторные помещения для экспозиций.

В 2000 г. с фронтона главного фасада для реставрации снова демонтировали статуи. Они заняли свое место шесть лет спустя.

История конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге

К 300-летнему юбилею Петербурга были отреставрированы фасады здания и скульптурные группы Диоскуров перед главным входом.

Манеж – это площадь или здание для тренировки лошадей. В Петербурге было построено много манежей, в них проводились полковые сборы и парады. До настоящего времени хорошо сохранились такие манежи, как Михайловский манеж (ныне Зимний стадион) архитектора В. Бренны, манеж 1-го Кадетского корпуса на Васильевском острове и другие.

Конногвардейский манеж был построен в 1804 – 1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги для прославленного Конного полка. Казармы полка размещались в конногвардейском переулке, а здание Манежа протянулось вдоль Конногвардейского бульвара. На месте бульвара до XIX века находился Адмиралтейский канал.


Конногвардейский полк был создан еще на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б.П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Этот полк принимал участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, а также в отечественной войне 1812 года. Он считался одним из самых привилегированных полков, пользовавшимся особым вниманием императоров.

Здание Манежа выполнено Кваренги в строгом классическом стиле. Главный фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, украшает глубокий восьмиколонный портик. Над входом в здание размещается барельеф со сценами спортивных конных состязаний в античном цирке. Все скульптуры и барельефы манежа повествуют об истории укрощения коня человеком.


Внутри манежа – огромный зал. Широкая лестница, ведущая к парадному входу в здание, украшена скульптурными группами. По краям лестницы. на высоких пьедесталах размещены статуи обнаженных юношей, рядом с которыми – разгоряченные вздыбленные кони.

Юноши – Кастор и Полидевк, близнецы Диоскуры. По древнегреческим преданиям они были детьми Зевса и земной женщины, но Кастор родился смертным, а Полидевк унаследовал бессмертие отца. Братья были очень дружны. И когда Кастор погиб в бою, с разрешения Зевса Полидевк разделил с братом свое бессмертие. С этой поры они были неразлучны, но один день проводили с богами на Олимпе, а другой – в царстве умерших.


В 1817 году около Конногвардейского манежа установили уменьшенные мраморные копии огромных статуй, находящихся в Риме (скульптор П. Трискорни). В первой половине XX века под руководством архитектора Н.Е. Лансере Манеж был переоборудован в гараж. Был надстроен второй этаж с ведущими на него пандусами. С 1967 года помещение Конногвардейского манежа используется как выставочный зал.

Konnogvardeysky manege in SPB.jpg

Конногвардейский манеж — монументальное здание в стиле классицизма, которое было выстроено в Санкт-Петербурге в 1804—1807 годах по проекту Джакомо Кваренги для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка.

Занимает часть Конногвардейского бульвара, фасадом выходит на Исаакиевскую площадь. В советское время перестроено под гараж НКВД, с 1977 года используется как выставочный зал.

Содержание

История

Манеж строился в эпоху Наполеоновских войн, причём очень быстро, чтобы успеть к возвращению конно-гвардейского полка из Европы. Исаакиевская площадь уже тогда задумывалась, как важная архитектурная доминанта Санкт-Петербурга, поэтому на оформление манежа были отпущены большие деньги.

К концу строительства в Италии были заказаны уменьшенные копии мраморных античных скульптур диоскуров, стоящих перед римским Квиринальским дворцом (см. Фонтан диоскуров). Однако понадобилось три года для их изготовления и ещё шесть лет для доставки в Санкт-Петербург. Лишь в 1816 году скульптуры установили по обеим сторонам портика; так возникла целостная композиция фасада. Позднее внутри Манежа установили сперва простую ложу для именитых зрителей, а в 1873 году во время реконструкции манежа под руководством академика Д. Гримма оборудовали специальную царскую ложу.

Впоследствии манеж несколько раз перестраивался, при советской власти в нём устроили автогараж войск НКВД (перестройкой руководил Н. Е. Лансере), а во время войны здание было сильно повреждено. В 1977 году манеж был переоборудован в выставочный центр. Тогда же его фасад основательно отреставрировали в соответствии с первоначальным замыслом Кваренги.

Архитектура и скульптура

Здание — двухэтажное (после надстройки 1931 года), по углам оформлено пилястрами, завершено антаблементом. Стены и колонны кирпичные, но отштукатуренные. Кровля железная [2] .

Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию, ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона. Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни. Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена, которые впоследствии были демонтированы в советское время. Тогда же в тимпане императорского орла сменили серп и молот.

В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии мраморных статуй Кастора и Поллукса, украшающих известный Фонтан диоскуров. Каждая композиция представляет собой юношу, укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа [3] .

После строительства Исаакиевского собора духовенство потребовало удалить стоящие рядом с ним фигуры обнажённых языческих божеств. В связи с этим в период с 1840 по 1954 год диоскуры стояли у фасада, противоположного основному. [2]

Деятельность с 1977 года



Читайте также: