Жак маритен человек и государство кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жа́к Марите́н — французский религиозный философ, теолог, основатель неотомизма.

Маритен поставил перед собой цель — вписать вопрос о естественном праве в современную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение католического философа XIII в. Фомы Аквинского.

“Естественное право-не данность, оно связано с замыслом Бога. Надо определить склонности людей.”-Аквинский.

Маритен, следуя рассуждениям Фомы Аквинского о естественном праве, считает, что естественное право познается через склонности человеческой природы, которые и направляют человеческий разум к осознанию предписаний естественного права.

Для того чтобы познать естественное право необходимо подключить:

—> моральное сознание добродетельного человека;

—> мистическое сознание созерцателя;

—>поэтическое сознание художника.

Все эти виды сознания позволяют Маритену сформулировать динамические схемы естественного права:

• люди должны жить вместе, подчиняясь ряду правил и запрещений;

• лишить жизни человека — гораздо более серьезно, чем убить какое-либо животное;

• сексуальные отношения должны быть подчинены определенным ограничениям;

Так было с правом на справедливую заработную плату, которое возникло в процессе борьбы с уже существующими правами: правом на свободу договоров и правом частной собственности.

Маритен предложил классификацию прав человека, разделив их на три группы:

Права индивида — это такие права человека, которые безусловно соответствуют естественному закону, они абсолютно неотчуждаемы:

—> право на стремление к счастью;

—> право на религиозную свободу.

Права гражданина — это такие права человека, которые вытекают из позитивного права:

—> право объединения в политические партии;

Права трудящегося — это такие права человека, которые санкционированы позитивным правом при полном соответствии их рекомендациям естественного закона, обладание этими правами естественно присуще людям:

—> право на объединение в профсоюзы;

—> право на справедливую заработную плату и др.

Философия прав человека, развитая французским философом, — один из значимых идейных источников Всеобщей декларации прав человека (1948), в разработке которой Маритен принимал непосредственное участие.


Что такое государство? Нация? Есть ли между ними разница?

В начале рождения люди жили в небольших группах, но сельскохозяйственная революция не только привела к демографическому взрыву, но и стала причиной возникновения политического общества. С трайбализма по мнению Маритена появляется государство и впоследствии нация.

Нация является достаточно молодым явлением в политике, она возникла в конце 18 века, во время французской революции. В это время приходит смещение с государства на нацию. Нация не становится государством, а государство оживляет нацию. Но чрезмерное внимание к нации привела к нацизму в 19 веке.

Не человек существует для государства, а государство для человека.

Далее Маритен проводит четкую демаркацию между политической идеей Античности и Средневековья. Направленность в политике античности была на созерцание и на создание элит, как можно прочитать в политеях Платона и Аристотеля. Тогда как системообразующая идея католицизма основывалась на идеях любви и на воспитании каждого человека в индивида. То есть не создавать отдельную касту элит, а подтягивать массы к высокому уровню. Поэтому идеи общего блага в христианской теологии были изменены отцами церкви.

Начиная с 18 века пишет Маритен, человечество начало думать о Разуме и Природе с большой буквы. В настоящее время приобретает популярность идеи демократии и естественного права. Эта идея следует античные и католические идеи, но есть основополагающей только на постулатах чистого секуляризованного ума. Естественное право выдвигает идеи, что все люди имеют равные права. Это и есть основная идея книги. Но Маритен был не только теоретиком, но принимал участие в разработке всеобщей декларации прав человека.

Маритен - один из самых влиятельных философов, основатель неотомизма, который сейчас актуален и имеет много сторонников среди европейских интеллектуалов и католицизма. Именно переосмысленное учение Святого Фомы Аквинского сейчас очень популярно на западе и среди интеллектуалов. Но эту философскую идею взяли за основание Римская Церковь.

Маритен родился в 1882 году в семье известного юриста. В студенческие годы он познакомился украинской еврейкой Раисой Умансовою. С ней он связал всю свою жизнь. Пара жила интеллектуальным общественной жизнью. В одно время они даже задумывались о самоубийстве, потому что не нашли те идеи, которые стали бы для них основными. Эти мысли возникали во время прогулки в ботаническом саду, где среди долговечных деревьев особенно чувствовалось кризис интеллектуальной экзистенции.

Вся сознательная жизнь Маритена – философа, ученого, общественного деятеля – была своеобразным подтверждением его представлений о миссии философа, о природе философии, ее функциях в культуре и обществе.




Путь восхождения к Богу, по Маритену, начинается с экзистенциального переживания конечности и бренности человеческого бытия.

Маритен подробно анализирует и развивает традиционные для Аквината метафизические, естественно-научные и теологические проблемы, но при этом он пытается, опираясь на наследие томизма, проанализировать и те области бытия человека, которые специально не исследовались Фомой Аквинским, но которые стали актуальными в наше время. Среди них: проблема человека, его места в мире, свобода человека, государство и т.п. Неотомистская концепция Маритена культуроцентрична. Он пытается обосновать религиозно-нравственную перспективу разрешения современных проблем общества, найти пути согласования томизма с достижениями современной культуры и применить принципы томизма в контексте культурной и политической ситуации нашего времени.

Вся сознательная жизнь Маритена – философа, ученого, общественного деятеля – была своеобразным подтверждением его представлений о миссии философа, о природе философии, ее функциях в культуре и обществе.

Путь восхождения к Богу, по Маритену, начинается с экзистенциального переживания конечности и бренности человеческого бытия.

Маритен подробно анализирует и развивает традиционные для Аквината метафизические, естественно-научные и теологические проблемы, но при этом он пытается, опираясь на наследие томизма, проанализировать и те области бытия человека, которые специально не исследовались Фомой Аквинским, но которые стали актуальными в наше время. Среди них: проблема человека, его места в мире, свобода человека, государство и т.п. Неотомистская концепция Маритена культуроцентрична. Он пытается обосновать религиозно-нравственную перспективу разрешения современных проблем общества, найти пути согласования томизма с достижениями современной культуры и применить принципы томизма в контексте культурной и политической ситуации нашего времени.

Маритен Ж. - Человек и государство (2000)

Название: Человек и государство

"Человек и государство" - не только теоретический трактат, но и "практический манифест". Маритен предлагает "конкретно-исторический идеал" для "новой демократии". Вдохновленный принципами томизма, он стремится применить их в контексте культурной и политической ситуации, сложившейся после Второй мировой войны.

  • Предисловие 7
  • ГлаваI. Народ и государство 11
  • Глава II. Понятие суверенитета 35
  • Глава III. Проблема средств 57
  • Глава IV. Права человека 75
  • Глава V Демократическое право 103
  • Глава VI. Церковь и государство 137
  • Глава VII. Проблема мирового правительства 173

Комментарии

Уважаемая администрация! Дважды скачиваю данную книгу - Маритен Ж. - Человек и государство (2000), но скаченное не раскрывается в итоге. Все другие издания раскрываются посредством программы акробат. Нельзя ли узнать в чём причина? С уважением Лотарев Константин.

Читайте также: