Первая больница в кесарии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции древнего Рима: градостроительство, термы, большие сады вокруг зданий, роскошь внутреннего убранства дворцов, одежда, упряжь, охота, спорт, театр, цирк, придворные церемонии и латинский язык — язык политики, церкви и литературы (в V в. он сменился на греческий).

Одним из выдающихся достижений византийской культуры явилось изобретение в IX в. братьями Кириллом (Константином) и Мефодием славянской азбуки — кириллицы, положившей начало славянской письменности.

Санитарно-технические сооружения. Ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности устройство и быт городов: водопроводы, сточные системы, бани. Наиболее ярко это проявилось при строительстве Константинополя.

Каменистая почва, на которой располагался древний г. Византии, не давала населению необходимого количества воды. Строительство колодцев было затруднено. Вода, наполнявшая их, имела горько-соленый вкус и была непригодна для питья. Поэтому одной из важнейших, задач при создании новой столицы, которое длилось в течение многих столетий, было строительство акведуков (водопроводов), постоянно пополнявших запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах—цистернах. Наибольшее число гидротехнических сооружений Константинополя было построено при Константине Великом, Валенте (364—378) и Юстиниане I.

Двухъярусный акведук Валента является одним из самых древних среди сохранившихся византийских сооружений Константинополя. Его строительство началось во II в. при императоре Адриане и завершилось в IV в. при императоре Валеите. Аркады акведука высотой 23 м протянулись на 625 м, пересекая город из конца в конец и проходя над крышами домов и улицами. К выдающимся гидротехническим сооружениям этого периода относится также акведук, построенный во времена Юстиниана. Его четырехъярусные арки высотой 36 м были перекинуты через поток шириной 140 м.

В силу своего географического положения и исторического значения в решении судеб Востока и Запада Константинополь часто подвергался длительным осадам и успешно их выдерживал, отчасти благодаря значительным запасам питьевой воды, которые всегда имелись (и имеются сегодня) в подземных цистернах города. Архитектурное и техническое решение этих подземных водохранилищ сделало их уникальными памятниками византийского зодчества. Некоторые цистерны сохранились до наших дней, в частности цистерна Базилики, или Йеребатан-сарай (в переводе с турецкого — Дворец, провалившийся под землю). Размеры его огромны: длина 12 м, ширина 61 м, высота 13,5 м. Своды спираются на 336 колонн.

В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов.

Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, ок. 525—605). 12-томный труд Александра о внутренних болезнях и их лечении пользовался популярностью на протяжении всего средневековья. Главной задачей врача Александр считал профилактику.

Сo временем первоначальное содержание монашества — уход от жизни — расширилось: монахи начали принимать участие в общественных заботах. Постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди прочих дел) читали, переписывали и писали книги. Деловая организация и дисциплина монастырей позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые ксенодохии (т. е. монастырские приюты для увечных и больных путников) — прообразы будущих монастырских больниц.

Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных— прообраз будущих европейских лепрозориев.

Образование и медицина. Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

Крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Охриде (Македония).

По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.

Основой медицинских знаний в Византийской империи были “Гиппократов сборник” и сочиненияГалена. Поиск научного объяснения природы болезни в это время приостановился, и на первый план вышло изучение уже выработанных к этому времени практических приемов лечения.

Византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям был очень велик, и ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во временаДиоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, и впоследствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.

Эпоха IV—VII вв. оставила гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии. Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.

Знаменитые Византийские врачеватели

Одним из самых выдающихся вралей Византии был Орибасий из Пергама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья. Его учителем был знаменитый в то время врач Зенон с о.Кипр.

По предложению императора Юлиана Отступника, Орибасий составил свой основной энциклопедический труд “Collecta medicinalia” (“Врачебное собрание”) в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27.
В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. О многих сочинениях мы знаем лишь то, что успел сообщить Орибасий.

По просьбе своего сына Евстафия, который изучал медицину, Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода, так называемый “Synopsis” (“Обозрение”) в 9 книгах, который стал пособием для изучающих врачебные науки.
Еще более кратким извлечением из “Синопсиса” явилась другая известная работа Орибасия“Euporista” (“Общедоступные лекарства”). Она предназначалась для людей, не имевших врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях. Оба труда в V в. были переведены на латинский язык и дошли до нас в полном объеме.

За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергался гонениям со стороны церкви и после гибели Юлиана (в персидском походе в 363 г.) был временно изгнан из Константинополя.

После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопедистов-медиков. Среди нихАэций из Амиды (грея. Aecios, лат. Aetius Amidenus, 502—572), который считается первым византийским врачом-христианином.
Он также учился в Александрии, затем служил начальником императорской свиты и врачом при дворе Юстиниана. Основное сочинение Аэция — руководство по медицине “Tetrabiblos”(“Четверокнижие”) в 16 книгах является компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, а также содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая, таким образом, почти всю практическую медицину региона Средиземноморья того времени.

Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, ок. 525—605) — сын врача и брат архитектора Анфимия, строителя храма св. Софии в Константинополе.
12-томный труд Александра о внутренних болезнях и их лечении пользовался популярностью на протяжении всего средневековья. Он был переведен на латинский (“Libri duodecim de re medica”), сирийский, арабский и еврейский языки и был широко известен как на Западе, так и на Востоке, где Александра при жизни называли “Целителем”.

Видным врачом Византии был Павел с о. Эгина (греч. Paulos, лат. Раulus Aegineta, 625—690). Павел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях (до нас не дошедший) и медико-хирургический сборник в 7 книгах “Compendii medici libri septem”.
Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения — обстоятельный итог развития хирургии к VII в. В эпоху Возрождения многие медицинские факультеты, например Парижского университета, предписывали преподавать хирургию только по этой книге. Описанные в ней радикальные операции считались классическими вплоть до XVII в., а сам Павел из Эгины почитался самым смелым хирургом своего времени.

Византийские врачи использовали не только античное наследие, но и опыт арабоязычной медицины. На греческий язык переводились и медицинские арабские рукописи. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных препаратов.
Влияние арабской медицины более ощущается в сочинениях поздних византийских авторов. Среди них труд о свойствах пищи Симеона Сифа (Seth Simeon, IX в.) и книга по лекарствоведению (“Opus medicamentorum”) Николая Мирепса (Myrepsus, Nicolaus, XIII в.), использовавшаяся для преподавания в Европе вплоть до XVII в.

Больничное дело

По сравнению с латинским Западом больничное дело в Византии стояло на более высоком уровне. Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных— прообраз будущих европейских лепрозориев.
В Византийской империи больницы были распространены повсеместно. Так, на территории Западной Армении в Севастии уже в IV веке славилась больница для бедных, иноземцев, калек и немощных.

О высокой организации больничного дела в Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константинополе, основанной Иоанном II при монастыре Пантократора в XII веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50.

Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, работающих в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных.
Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице работала школа для обучения врачебному искусству.

Образование и медицина в Византийской империи

Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV— VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.).
Как уже отмечалось, из александрийской врачебной школы вышли Орибасий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. В Афинах — столице риторики и философии — продолжала работать основанная Платоном Афинская Академия (закрытая при Юстиниане). Бейрут был центром юридического образования. Преподавание велось на греческом языке.

Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не памятники христианской письменности, а произведения античных авторов, дополненные многочисленными толкованиями.
Даже в константинопольском “Аудиториуме” (“Auditorium specialiter nostrum”) — единственном византийском университете, основанном Феодосией II в 425 г. (т.е. спустя почти столетие после признания христианства в качестве государственной религии) – богословие не преподавалось. Оно не входило в число дисциплин высшей школы и изучалось в семье и в церквах.

Отношение представителей духовенства к философскому образованию было двояким: чрезмерное увлечение философией, по их мнению, могло привести к ереси и в то же время философия была необходима при подготовке образованных служителей церкви. В итоге философия рассматривалась как предварительная ступень к изучению богословия, которое определялось как венец и цель всех наук.

Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным (скорее духовно-аскетическим, нежели интеллектуальным).

Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя основными предметами высшей позднеан-тичной школы — математикой, геометрией, астрономией и музыкой, которые объединялись под названием “Quadrivium” (лат. — четырехпутье).
Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. их совокупность стали называть “Trivium”).

Перечисленные семь “свободных искусств” (лат. — artes liberates, греч. эквивалент — enkiklios paideia) составляли основное содержание высшего общего образования уже в период поздней античности.
Они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы.

Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности, ведь христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов. Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

В ранневизантийский период наибольшей известностью пользовалась александрийская школа: учиться в ней стремились все, желающие стать врачами. В поздней Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Охриде (Македония).

По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.

В истории науки наследие Византии не может рассматриваться как достояние одной страны — на ее обширной территории располагаются ныне Греция и Болгария, Югославия и Румыния, Турция и Венгрия, Италия и Египет и многие другие страны Средиземноморья.

За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.

Так называемая социальная деятельность в Византии лежала целиком и полностью на Церкви и монастырях, и лишь много позже к этой работе подключилось государство и частные лица. Филантропическая деятельность главной своей целью имела, прежде всего, оказание помощи болящим и неимущим и вообще всем тем, кто в силу каких-то обстоятельств не мог сам себя содержать. Вообще в Византии Церковь понимала милосердие, прежде всего, как духовную обязанность христиан, а государство имело примеры отношения к этим вопросам еще с эллинистического времени.

Размер оплаты зависел от серьезности заболевания и длительности лечения. Сумма оплаты прописывалась в уставе того или иного учреждения, в которое попадал больной. Вот в таких, как бы мы сказали, образцовых больницах, лечила официальная, государственная медицина. Своей основой она имела древнюю греко-римскую практику и медицинские традиции. Такие врачи, как Оривасий, Аэтий, Павел Эгинит, да и сам святой Кесарийский епископ Василий, Стефаний Афинский и другие, естественно, не ограничивались в своей деятельности лишь традиционными древними методиками терапии, они внедряли свои, новые идеи и подходы, повлиявшие впоследствии на развитие всей медицины.

Трудно переоценить и личный вклад императоров Византии, членов их семей в осуществлении политики государства в области здравоохранения. Личные пожертвования императоров уже со времен правления Константина Великого поступали в самые разные медицинские учреждения. И это тоже знак нового взгляда государства на вопросы здравоохранения.

Женщины из императорских семей нередко принимали личное участие в уходе за больными, заботились об улучшении условий лечения. Например, Плакилла, супруга императора Феодосия I, сама застилала больничные койки и снимала пробу во время приготовления пищи больным, сама кормила лежачих и даже мыла кастрюли на больничных кухнях. Она вообще желала выполнять те обязанности, которые лежали на обслуживающем персонале низшего звена. С нее брали пример и другие великосветские придворные дамы.

Подобного рода служение, имевшее место в IV веке, было характерно и для других, более поздних периодов существования Византии. В летописях мы встречаем описание деяний милосердия императриц Ирины, Евдокии, Феодоры, принцесс, фрейлин двора. Похвальные дела милосердия и пожертвования членов императорских фамилий создавали прецедент и исподволь способствовали развитию социальной деятельности Церкви. О том, сколь широкий размах эта работа приобрела в Византии, можно судить по тому факту, что право на медицинское обслуживание имели все без исключения граждане, а не представители отдельных слоев, как это было в древнем мире. Существовал реестр всех лечебных и филантропических заведений, где последние делились по категориям: детские больницы, дома сирот, дома престарелых, больницы для неимущих, больницы для иногородних, профилактории и т.д. Такие названия начинают входить в тогдашнее употребление. Можно сказать, что все лечебные учреждения государства того времени были центрами, где людям не только предоставляли медицинские услуги, но и обеспечивали питанием и одеждой. В случае неизлечимых болезней больницы служили местом долговременного пребывания (например, лепрозории).

Обычное лечение граждан проходило в других учреждениях.

И еще один новый момент: женщины работали в медицине на равных правах с мужчинами. Существовал в Византии так называемый институт диаконис. На них возлагался уход за больными. В основном, это были монахини. Причем, женщины работали не только медсестрами, акушерками, но и врачами (например, гинекологами).

Несколько лет спустя друг Василия Великого прп. Ефрем Сирин в 373 г., во время голода в городе Эдесс в Сирии, создает профилакторий на 300 коек в одном из городских зданий. Позже, при епископе Раввуле, это здание перестроили под больницу, которую обслуживали монахи. Отдельно построили лепрозорий.

В народе преклонялись перед святыми целителями и врачами, трудившимися, не взимая платы. Таких людей называли бессребрениками. Это Косьма и Дамиан, святой целитель Пантелеимон. Они мученически закончили свою жизнь в период, довольно близкий по времени к Византии — в III веке. Именно к предстательству этих святых обращались верующие.

В ранневизантийский период вся ответственность за лечебный процесс в больницах лежала на главном враче. У главврача были помощники — заведующие и администраторы. Своеобразными управляющими в пансионатах обычно были представители духовенства. Они назначались на свою должность, как правило, учредителем того или иного медицинского учреждения, а иногда и указом самого Императора. Чаще всего, однако, их назначал местный архиерей (такая практика существовала уже в III в.).

Врачи. Манускрипт XV в.
Врачи. Манускрипт XV в.
Упомянем еще одно известное медицинское учреждение того времени — Пансион Самсона (V — начало VI в.). Пансион располагался близ храма Святой Софии Константинопольской. Устроителем и строителем этой больницы был некий врач Самсон. Он бесплатно лечил людей и свой личный дом перестроил под лечебницу. Именно Самсон излечил от серьезной болезни императора Иустиниана, который в знак благодарности построил новое здание для больницы и выделил большие средства на ее содержание. Говоря современным языком, частная инициатива снизу получила государственное (императорское) финансирование сверху. После смерти Самсона управляющих в эту больницу назначала Патриархия, и каждый год (вплоть до Х века) служилась Божественная литургия в его память.

Когда во время беспорядков в Константинополе в 532 г. больница сгорела, ее вновь отстроили на средства казны. Сам Император назначал средства на финансирование больницы. И всегда после очередных катаклизмов здание восстанавливалось из бюджетных средств. По такой же системе работали другие известные больницы — имени святой Ирины в окрестностях Константинополя, Эвульская лечебница и другие. Управляющие этими больницами всегда присутствовали в качестве почетных гостей на всех императорских торжествах.

В византийских больницах начиная с VII в. работали в основном хирурги, офтальмологи, гинекологи, акушеры-гинекологи, врачи других специальностей и многочисленный медперсонал. От века к веку совершенствовалась система здравоохранения. После войн с арабами и внутренних нестроений X–XI вв. медицинские профессии приобретают очень высокий статус.

В XII в. государственные больницы становятся местом оказания медпомощи на постоянной основе для всех граждан. Были и придворные врачи. Например, когда император Алексий Комнин заболел, придворный врач Иоанн организовывал транспортировку больного из дворца в Манган, район Константинополя, где находилась больница.

Император Иоанн неоднократно упоминал, что созданный им монастырь — это дань благодарности Богу за помощь в решении внутренних и внешних проблем Империи. Монарх посчитал лучшей благодарностью Богу творить дела милосердия — строить богадельни, лепрозории, больницы. За его веру ему будут прощены многие грехи.

Устав монастыря и всех расположенных на его территории медицинских учреждений был написан самим императором. Устав служит прекрасной иллюстрацией системы работы больниц в Византии.

В больнице работала аптека, были и специальные помещения для медперсонала. Здесь работали люди самых разных профессий: фармацевты, повара, санитары, сторожа. Два врача руководили научной работой больницы по месяцу каждый. Они же контролировали правильность диагнозов и следили за правильностью терапии. Врачи и их ассистенты закреплялись за палатами больницы. На каждое мужское отделение предусматривалось два дополнительных врача, три основных специалиста-ассистента, два запасных ассистента и два медбрата.

В женских палатах работали три врача (2 мужчины и 1 женщина), 4 специалиста-ассистента (женщины), 2 ассистента (женщины) и две медсестры. Работали еще 4 врача (2 терапевта и 2 хирурга) в приемном отделении. Здесь работали 4 основных специалиста-ассистента и столько же помощников. В течение одного месяца один из двух главных врачей должен был каждый день осматривать больных, следить за ходом лечения и корректировать ошибки, если таковые были. В обязанности врача входило также следить за качеством хлеба и ежедневного рациона питания больных. При поступлении тяжелобольного дежурный врач должен был подготовить подробный отчет заведующему о состоянии больного. По распоряжению заведующего назначался лечащий врач, на котором лежала ответственность за лечение.

Устав определял и оплату всем категориям служащих. Оплата была здесь несколько выше средней. Заведующие отделением были разделены на две группы и каждый месяц менялись. Надо сказать, что только им позволялось заниматься частной практикой в свободное от работы в больнице время. Это был для них дополнительный заработок. К этим врачам обращались, потому что они работали в известной больнице. И наоборот, строго запрещено было лечащим врачам в период их работы в монастырской больнице заниматься любым видом частной практики, даже если это касалось самого Императора. Вообще, врачам запрещалось заниматься частной практикой вне стен больницы в период их работы.

В больнице работали четыре фармацевта (один главный и три рядовых), при них работали еще два помощника. Существовали должности больничного сторожа, было пять прачек, один человек отвечал за постоянную подачу горячей воды, работали 2 повара, 2 булочника, мельник и конюх. Конюх заботился о лошадях врачей и помогал на мельнице. Был свой привратник и снабженец. За больницей было закреплено 3 священника: два иерея исповедовали тяжелобольных и умирающих, один совершал отпевания. Кроме священников был чтец церковных текстов и 4 гробокопателя. И самая последняя должность в больнице — уборщик отхожих мест.

Монастырский устав определял даже рацион питания для каждого больного, денежное пособие, которое больной должен был получить, а также рацион питания служащих, медбратьев, помощников и пр. Строго следили за личной гигиеной больных — ответственность за это лежала на персонале. Больных надо было обеспечить всем необходимым: тазы, полотенца и т.д. Особое внимание уделялось чистоте посуды в пищеблоках.

Управляющий и главврач, помимо денег, получали продукты и все необходимое для обеспечения деятельности больницы. Все работники больницы получали зарплату согласно должности и в соответствии с установленной в уставе суммой вознаграждения.

Хирургическая операция по разделению сиамских близнецов. Хроника Иоанна Скилицы. Византия; XII в.
Хирургическая операция по разделению сиамских близнецов. Хроника Иоанна Скилицы. Византия; XII в.
Хирурги в больницах Византии проводили чрезвычайно тонкие и сложные операции. В Х в. хирурги Константинополя сделали попытку разделить детей — сиамских близнецов, которых привезли из Армении. Один из близнецов умер, врачи ампутировали ту часть, которая соединяла близнецов. Но через три дня умер и второй младенец. В рукописях Иоанна Скилицы сохранилась миниатюра этой операции.

В других письменных свидетельствах мы находим описание специальных швов при лечении расширения вен (у Оривасия), описание методик лечения паховой грыжи, катаракты, сосудистой аневризмы, описания трахеотомии (Павел Эгинит), описание флегмоны и ее влияния на состояние человека (у Василия Великого). В рукописях мы находим описание лечения нефрита, головокружений, эпилепсии, других болезней и, конечно же, много данных о всевозможных фитотерапиях и лекарственных растениях.

Арабы систематически переводили с греческого на арабский, помимо всего прочего, и трактаты византийских врачей, в основном переводили Оривасия и Павла Эгинита. Эти работы позже были переведены на латинский язык и стали основным источником знаний для развития европейской медицины. Издания переводов трудов византийских врачей осуществлялись в Лейпциге, в Оксфорде и других научных центрах Европы.

Каждый город Византийской империи нуждался — сообразно с потребностями своих жителей — в соответствующих платных учреждениях и врачах. Причем, город осознавал всю важность и нужность профессии врача, осознавал его социальную значимость. Потому врачей награждали и предоставляли им всевозможные привилегии.

Вместе с тем византийское законодательство определяло и уголовную ответственность врачей, как мужчин, так и женщин. Наказания предусматривались самые разные. Все зависело от того ущерба здоровью, который был нанесен пациенту, от социального положения пострадавшего больного и от квалификации врача. Вина врача определялась судебной медициной. Наказания были самые разные: от простого штрафа до частичной или полной конфискации имущества. Применялось и публичное осуждение аморального поступка врача. Это проходило так: врача водили по городу, он должен был держать в руках емкость для сбора мочи и подвергаться всеобщему осмеянию публики. Еще один вид наказания — пожизненные принудительные работы на рудниках. В самых редких случаях врача могли приговорить к смерти — в этом случае его закалывали шпагой.

Знакомясь с организацией системы здравоохранения в Византии, мы видим множество достоинств и получаем уникальный опыт. В Византии система охраны здоровья населения впервые в истории основывалась на принципе любви к человеку, она охватывала абсолютно все слои населения. Эту систему здравоохранения поначалу разработали Церковь и монастыри. По существу она опиралась на щедрое финансирование из госбюджета, а также имела поддержку государственных лечебных учреждений. Надо сказать, что женщины пользовались равными правами в медицине. Иными словами, организация здравоохранения и его развитие в тысячелетней истории Византии поражает нас, она во много раз превосходила по своему уровню все, что существовало в этой области в других странах. И еще, о чем следует сказать — поражает личный интерес императоров и членов их семей к состоянию здравоохранения в стране.

Благочестивый народ обращался за молитвенной помощью к святым угодникам. Это, однако, не мешало параллельно развивать медицинскую науку, способствовать ее прогрессу. Врачи, как мы уже сказали, имели очень высокое социальное положение в обществе, высокие зарплаты. Но они, как мы видим, несли и огромную ответственность, получали наказания, если вдруг нарушали клятву врача или халатно относились к своим обязанностям.

Византия — это уникальное явление Средних веков. То, что дала Византия человеческой истории, невозможно переоценить. Византия — это сочетание, сплетение православной христианской веры, древнегреческой культуры и римского права. Все эти три составляющие не только были сохранены, но и преобразованы, развиты и в совершенном виде переданы тем, кто желал воспринять этот опыт. За свою тысячелетнюю историю Византия сталкивалась как с всемирным признанием и славой, так и испытала на себе уничижение и неприятие других народов.

В течение десяти веков Византия была, можно сказать, ковчегом человеческой культуры. Она была унижена и оклеветана врагами и была предана друзьями. Эта славная империя, как и Господь наш, смирилась до конца и в итоге приняла мученическую кончину. Но основы ее жизни и ее ценности остаются во веки живыми, и она готова явиться, как Сам Господь, всем тем, кто обращается и приближается к ней искренне, с любовью и без предубеждения.

Профессора хирургии Георгий Папагеоргиу
Перевела с греческого Наталия Николау

Часть 1. Первобытное общество

В наши дни, когда во всем мире на первый план выходит приоритет общечеловеческих ценностей, подготовка врачей во всех странах мира немыслима без широкого гуманитарного образования и развития исторического мышления, без плодотворного научного сотрудничества между народами различных государств.

Преподавание всемирной истории медицины закладывает основы этих понятий, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Медицина как область человеческой деятельности и культуры по сути своей глубоко интернациональна: все народы мира в большей или меньшей степени внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие, в становление современной медицины и международного сотрудничества в области здравоохранения. История медицины – яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Ее изучение неизбежно приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения, а в итоге – к осознанию собственной ответственности за судьбы нашей планеты, к поискам путей и средств их решения.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.

Преподавание на кафедре (курсе) истории медицины призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира.

В наши дни, когда любая студенческая аудитория является многонациональной, а культура народов земного шара все чаще ощущается как единое целое – как достояние всего человечества, преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками одной страны или одного народа в отрыве от всемирной истории культуры и медицины. В связи с этим данный учебник имеет три принципиальных отличия от предыдущих:

– в его основу положена новая периодизация всемирной истории медицины, разработанная автором в 1987 г. (схемы 1 и 2) и основанная на принятой в современной исторической науке периодизации и хронологии всемирной истории (табл. 1);

– история отечественной медицины излагается в контексте всемирной, что, во-первых, соответствует концепции исторического развития медицины как единого всемирно-исторического процесса, а во-вторых, позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры;

– история медицины излагается в связи с новейшими достижениями других наук (всемирной истории, археологии, палеопатологии, этнографии идо.).

Учебник содержит 160 иллюстраций, которые позволяют студентам лучше усвоить учебный материал и в то же время знакомят их с культурным наследием человечества – экспозициями музеев и фондами библиотек, произведениями живописи, ваяния и зодчества, имеющими непосредственное отношение к истории медицины.

Автор сердечно благодарит:

– рецензентов учебника П. Е. Заблудовского и В. В. Куприянова, плодотворное влияние которых на этот труд ощущалось в течение многих лет;

– коллег-специалистов в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: К. Я. Арона, А. В. Белолапоткову, Д. Д. Бенедиктова, А. А. Вигасина, F. Guerra (Мадрид), А. А. Грандо, Э. Д. Грибанова, B. И. Гуляева, О. В. Гринину, Е. И. Данилишину, В. Г. Джангиряна, И. М. Дьяконова, Н. С. Елманову, X. И. Идельчик, А. А. Искендерова, А. И. Кардаш, В. Г. Кацуру, J. Kollesch (Берлин), М. В. Коркину, М. С. Лебедькову, Ю. П. Лисицина, Г. Л. Микиртичан, Т. А. Михайловскую, R. Nabielek (Берлин), C. В. Нечаева, G. E. Pentogalos (Фессалоники), Л. В. Пономаренко, П. И. Пучкова, Т. Н. Савельеву, Т. В. Степугину, В. А. Фролова, G. Harig (Берлин), О. Е. Чернецкого, С. А. Чеснокову, P. Schneck (Берлин), Ю. Ф. Шульца, В. А. Якобсона; – а также Т. А. Бажан, Э. Г. Базарона, Л. Г. Зарубинскую, В. И. Исхакова, Б. П. Крыштопу, М. К. Кузьмина, И. В. Лебедеву, Г. И. Мендрину, М. Я. Поддужную, Е. П. Попушоя, Л. Г. Розенфельд, Г. Н. Троянского, Н. А. Фролову, М. С. Шенгелия, учебно-методические публикации которых были использованы в работе над рукописью.

Читайте также: