Тэффи тридцатилетняя война кратко

Обновлено: 02.07.2024

Причины Тридцатилетней войны

— Контрреформация: попытка католической церкви отвоевать у протестантизма утерянные в ходе Реформации позиции
— Стремление Габсбургов, правивших Священной Римской империей германской нации и Испанией, к гегемонии в Европе
— Опасения Франции, видевшей в политике Габсбургов ущемление своих национальных интересов
Желание Дании и Швеции монопольно контролировать морские торговые пути Балтики
— Эгоистические устремления многочисленных мелких европейских монархов, надеявшихся во всеобщей свалке урвать что-то для себя

Участники Тридцатилетней войны

— Блок Габсбургов — Испания и Португалия, Австрия; Католическая лига — некоторые католические княжества и епископства Германии: Бавария, Франкония, Швабия, Кёльн, Трир, Майнц, Вюрцбург
— Дания, Швеция; Евангелическая или Протестантская уния: Курфюршество Пфальцское, Вюртемберг, Баден, Кульмбах, Ансбах, Пфальц-Нойбург, Ландграфство Гессенское, Курфюршество Бранденбургское и несколько имперских городов; Франция

Этапы Тридцатилетней войны

  • Чешско-пфальцский период (1618—1624)
  • Датский период (1625—1629)
  • Шведский период (1630—1635)
  • Франко-шведский период (1635—1648)

Ход Тридцатилетней войны. Кратко


Нечто подобное происходило в Европе в начале ХVII столетия. Тридцатилетняя война началась вроде бы автономным чешским восстанием. Но при этом Испания воевала с Нидерландами, в Италии выясняли отношения герцогства Мантуи, Монферрато и Савойи, в 1632-1634 сцепились Московия и Речь Посполитая, с 1617 до 1629 года произошли три крупных столкновения Польши и Швеции, Польша так же воевала с Трансильванией, та в свою очередь призвала на помощь Турцию. В 1618 году в Венеции был раскрыт антиреспубликанский заговор…

22 мая 1629 года в Любеке был подписан мирный договор между Данией и Священной Римской империей. Валленштейн вернул Кристиану оккупированные земли, но добился обещания не вмешиваться в германские дела. Этим завершился второй этап Тридцатилетней войны

Третий, шведский, этап Тридцатилетней войны был самым ожесточенным. В армиях давно уже перемешались протестанты и католики, никто уже не помнил, с чего всё началось. Главным движущим мотивом солдат была нажива. Потому убивали друг друга без пощады. Взяв штурмом крепость Ней-Бранденбург наемники императора полностью перебили его гарнизон. В ответ шведы уничтожили всех пленных при захвате Франкфурт-на-Одере. Был полностью сожжен Магдебург, десятки тысяч его жителей погибли. 30 мая 1632 во время битвы у крепости Райн погиб главнокомандующий имперской армией Тилли, 16 ноября в сражении при Лютцене был убит шведский король Густав Адольф, 25 февраля 1634 года собственными охранниками застрелен Валленштейн. В 1630-1635 годах основные события Тридцатилетней войны разворачивались на землях Германии. Победы шведов чередовались с поражениями. Князья Саксонии, Бранденбурга, других протестантских княжеств поддерживали то шведов то императора. Конфликтующие стороны не имели сил склонить фортуну к собственной выгоде. В итоге между императором и протестантскими князьями Германии в Праге был подписан мирный договор, по которому исполнение Эдикта о реституции откладывалось на 40 лет, имперскую армию формировали все владетели германии, которые лишились права заключать сепаратные союзы между собой

Последний, франко-шведский этап Тридцатилетней войны имел характерные черты войны мировой. Военные действия велись по всей Европе. В войну вмешались герцогства Савойское, Мантуанское, Венецианская республика, Венгрия. Боевые действия велись в Померании, Дании, Австрии, по-прежнему в германских землях, в Чехии, Бургундии, Моравии, Нидерландах, в Балтийском море. В Англии, поддерживающей протестанские государства финансово, вспыхнула революция. В Нормандии бушевало народное восстание. В этих условиях в 1644 году в городах Вестфалии (область на северо-западе Германии) Оснабрюке и Мюнстере начались переговоры о мире. В Осанбрюке встретились представители Швеции, немецких князей и императора, в Мюнстере — послы императора, Франции, Нидерландов. Переговоры, на ход которых влияли результаты непрекращающихся боёв, продолжались 4 года

24 октября 1648 года в Мюнстере был подписан мирный договор, так называемый Вестфальский, остановивший Тридцатилетнюю войну

Итоги Тридцатилетней войны

— Вестфальский мир установил границы европейских государств, став исходным документом для всех договоров вплоть до конца ХVIII века
— Немецкие князья получили право вести независимую от Вены политику
— Швеция добилась преобладания на Балтике и Северном море
— Франция получила Эльзас и епископства Мец, Туль, Верден
— Голландия признана самостоятельным государством
— Швейцария получила независимость от Империи

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели урока : приобщить учеников к восприятию сатиры и юмора; учить понимать юмор и сатиру в художественном произведении; показать, как создаются юмористические и сатирические произведения; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

І. Пользуемся словарём учебника. Что такое юмор и сатира? Чем они отличаются?

- Назовите основные сатирические приёмы.

- Какие юмористические и сатирические произведения вы помните? (Н. В Гоголь, М. Е. Сал.-Щедрин, А. П. Чехов, М. М. Зощенко)

- Как строятся такие произведения?

Ре-Ми (Н. Ремизов),

М. Добужинский,

Талантливые и остроумные писатели:

Саша Чёрный,

С. Городецкий,

Тэффи (Лохвицкая),

А. Аверченко,

Аверченко – мастер юмористического рассказа. Лучшие из них, скорее, относятся к жанру сатирическому. Аверченко продолжал традиции русской сатиры, русской литературы – Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Куприна. Его произведения актуальны не только для своего времени, но и для нашего: объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались.

С начала 1920-х гг. писательница жила во Франции ; её рассказы, фельетоны публиковались в крупнейших газетах русского зарубежья, её книги выходили в Берлине, Париже. Она по праву считалась лучшим сатириком эмиграции.

Беседа по вопросам

С. 154, 156, 159 – 160

Дополнительные вв. и комментарии:

Добавляет юмора лексика ,

2 . В юмористических целях Дымов также применяет диалог и прямую речь . В которых лексика не соответствует ни историческому времени, ни историческим лицам. Внёс в свои рассказы о событиях Средних веков нарочито примитивные диалоги, якобы принадлежащие историческим деятелям, которые сводят все причины Тридцатилетней войны к причинам пьяной потасовки в трактире.

Здесь и в других подобных случаях в одну фразу объединяются несовместимые действия (молитвы и грабежи),

отдельные побочные факты г иперболизируются и представляются в качестве центральных (голод, предложение съесть будущих зачинателей войны),

Что такое история как таковая — объяснять незачем, так как это каждому должно быть известно с молоком матери. Но что такое древняя история — об этом нужно сказать несколько слов.

Трудно найти на свете человека, который хотя раз в жизни, выражаясь языком научным, не влопался бы в какую-нибудь историю. Но как бы давно это с ним ни случилось, тем не менее происшедший казус мы не вправе назвать древней историей. Ибо пред лицом науки все имеет свое строгое подразделение и классификацию.

а) древняя история есть такая история, которая произошла чрезвычайно давно;

б) древняя история есть такая история, которая произошла с римлянами, греками, ассириянами, финикиянами и прочими народами, говорившими на мертворожденных языках.

Все, что касается древнейших времен и о чем мы ровно ничего не знаем, называется периодом доисторическим.

Ученые хотя и ровно ничего об этом периоде не знают (потому что если бы знали, то его пришлось бы уже назвать историческим), тем не менее разделяют его на три века:

1) каменный, когда люди при помощи бронзы делали себе каменные орудия;

2) бронзовый, когда при помощи камня делали бронзовые орудия;

3) железный, когда при помощи бронзы и камня делали железные орудия.

Вообще изобретения тогда были редки и люди на выдумки были туги; поэтому чуть что изобретут — сейчас по имени изобретения называют и свой век.

В наше время это уже немыслимо, потому что каждый день пришлось бы менять веку название: пилюлиарский век, плоскошинный век, синдетиконский век и т. д. и т. д., что немедленно вызвало бы распри и международные войны.

В те времена, о которых ровно ничего не известно, люди жили в шалашах и ели друг друга; затем, окрепнув и развив мозг, стали есть окружающую природу: зверей, птиц, рыб и растения. Потом, разделившись на семьи, начали ограждаться частоколами, через которые сначала в продолжение многих веков переругивались; затем стали драться, затеяли войну, и, таким образом, возникло государство, государство, государственный быт, на котором основывается дальнейшее развитие гражданственности и культуры.

Древние народы разделяются по цвету кожи на черных, белых и желтых.

Белые в свою очередь разделяются на:

1) арийцев, произошедших от Ноева сына Иафета и названных так, чтоб не сразу можно было догадаться — от кого они произошли;

2) семитов — или не имеющих права жительства — и

3) хамитов, людей в порядочном обществе не принятых.

Обыкновенно историю делят всегда хронологически от такого-то до такого-то периода. С древней историей так поступить нельзя, потому что, во-первых, никто ничего о ней не знает, а во-вторых, древние народы жили бестолково, мотались из одного места в другое, из одной эпохи в другую, и все это без железных дорог, без порядку, причины и цели. Поэтому учеными людьми было придумано рассматривать историю каждого народа отдельно. Иначе так запутаешься, что и не выберешься.

Египет находится в Африке и славится издавна пирамидами, сфинксами, разлитием Нила и царицей Клеопатрой.

Пирамиды суть здания пирамидальной формы, которые воздвигались фараонами для своего прославления. Фараоны были люди заботливые и не доверяли даже самым близким людям распоряжаться своим трупом по их усмотрению. И, едва выйдя из младенческого возраста, фараон уже присматривал себе укромное местечко и начинал строить пирамиду для своего будущего праха.

После смерти тело фараона с большими церемониями потрошили изнутри и набивали ароматами. Снаружи заключали его в раскрашенный футляр, все вместе ставили в саркофаг и помещали внутри пирамиды. От времени то небольшое количество фараона, которое заключалось между ароматами и футляром, высыхало и превращалось в твердую перепонку. Так непроизводительно тратили древние монархи народные деньги!

Но судьба справедлива. Не прошло и нескольких десятков тысяч лет, как египетское население вернуло свое благосостояние, торгуя оптом и в розницу бренными трупами своих повелителей, и во многих европейских музеях можно видеть образцы этих сушеных фараонов, прозванных за свою неподвижность мумиями. За особую плату сторожа музеев позволяют посетителям пощелкать мумию пальцем.

Памятники Египта часто покрыты письменами, которые разобрать чрезвычайно трудно. Ученые поэтому прозвали их иероглифами.

Жители Египта делились на разные касты. К самой важной касте принадлежали жрецы. Попасть в жрецы было очень трудно. Для этого нужно было изучать геометрию до равенства треугольников, включительно и географию, обнимавшую в те времена пространство земного шара не менее шестисот квадратных верст.

Дел у жрецов было по горло, потому что, кроме географии, им приходилось еще заниматься и богослужением, а так как богов у египтян было чрезвычайно много, то иному жрецу подчас за весь день трудно было урвать хоть часок на географию.

В воздании божеских почестей египтяне не были особенно разборчивы. Они обожествляли солнце, корову, Нил, птицу, собаку, луну, кошку, ветер, гиппопотама, землю, мышь, крокодила, змею и многих других домашних и диких зверей.

Ввиду этой богомногочисленности самому осторожному и набожному египтянину ежеминутно приходилось совершать различные кощунства. То наступит кошке на хвост, то цыкнет на священную собаку, то съест в борще святую муху. Народ нервничал, вымирал и вырождался.

Среди фараонов было много замечательных, прославивших себя своими памятниками и автобиографиями, не ожидая этой любезности от потомков.

Тут неподалеку находился и Вавилон, известный своим столпотворением.

Главным городом Ассирии был Ассур, названный так в честь бога Ассура, получившего в свою очередь это имя от главного города Ассу. Где здесь конец, где начало — древние народы по безграмотности разобраться не могли и не оставили никаких памятников, которые могли бы нам помочь в этом недоумении.

Ассирийские цари были очень воинственны и жестоки. Врагов своих поражали более всего своими именами, из которых Ассур-Тиглаф-Абу-Хериб-Назир-Нипал было самым коротеньким и простеньким. Собственно говоря, это было даже не имя, а сокращенная ласкательная кличка, которую за маленький рост дала юному царю его мамка.

Обычай же ассирийских крестин был таков: как только у царя рождался младенец мужского, женского или иного пола, сейчас же специально обученный писарь садился и, взяв в руки клинья, начинал писать на глиняных плитах имя новорожденного. Когда, истомленный трудом, писарь падал мертвым, его сменял другой и так дальше до тех пор, пока младенец не достигал зрелого возраста. К этому сроку все его имя считалось полностью и правильно написанным до конца.

Цари эти были очень жестоки. Громко выкликая свое имя, они, прежде чем завоюют страну, уже рассаживали ее жителей на колья.

По сохранившимся изображениям современные ученые усматривают, что у ассириян очень высоко стояло парикмахерское искусство, так как у всех царей бороды были завиты ровными, аккуратными локонами.

Тридцатилетняя война – кратко о причинах, ходе, итогах

Тридцатилетняя война, в кратком описании, – это конфликт в центре Европы между католическими и лютеранскими (протестантскими) князьями Германии. За три десятилетия – с 1618 по 1648 гг. – военные столкновения чередовались с краткими, нестабильными перемириями, религиозный фанатизм смешивался с политическими амбициями, желанием обогатиться за счет войны и захвата чужих территорий.

Движение Реформации, начавшееся, напомним кратко, в ХVI в., поделило Германию на два непримиримых лагеря – католический и протестантский. Сторонники каждого из них, не имея безоговорочного преимущества внутри страны, искали для себя поддержку у иностранных держав. А перспективы передела европейских границ, контроль над богатейшими немецкими княжествами и усиление на арене международной политики побуждали влиятельные государства того времени вмешаться в войну, получившую название Тридцатилетняя.

Толчком послужило урезание широких религиозных привилегий протестантов в Богемии, где в 1618 г. взошел на трон Фердинанд II, и разгром молитвенных домов в Чехии. Лютеранская община обратилась за помощью к Великой Британии и Дании. Знать и рыцарство Баварии, Испания и Папа Римский, в свою очередь, кратко пообещали всестороннее содействие католически настроенным князьям, и вначале перевес оказался на их стороне. Сражение под Белой Горой в окрестностях Праги (1620 г.), выигранное союзниками римского императора в противоборстве, ставшем тридцатилетним, практически искоренило протестантизм на габсбургских землях. Не удовлетворившись местной победой, через год Фердинанд двинул войска против лютеран Богемии, получив очередное преимущество в войне.

Британия, ослабленная внутриполитическими разногласиями, не могла открыто выступить на стороне протестантов, но снабжала оружием и деньгами войска Дании и Голландской Республики. Несмотря на это, к концу 1620-х гг. имперская армия взяла под контроль почти всю лютеранскую Германию и большую часть датской территории. В кратком изложении, Акт реституции, подписанный Фердинандом II в 1629 г., утвердил полное возвращение восставших немецких земель в лоно католической церкви. Казалось, война закончена, но конфликту суждено было стать тридцатилетним.

Только вмешательство Швеции, субсидируемой французским правительством, позволило возродить надежду на победу антиимперской коалиции. Если кратко, то победа под городком Брейтенфельдом дала начало успешному продвижению вглубь немецкой территории силам под руководством короля Швеции и лидера протестантов Густава Адольфа. К 1654 г., получив от Испании военную поддержку, армия Фердинанда отбросила основные шведские силы за границы южной Германии. Хотя католическая коалиция оказывала давление на Францию, окруженную вражескими армиями, испанскими с юга и немецкими с запада, но она вступила в тридцатилетний конфликт.

После этого в борьбе приняли участие также Польша, Российская империя, а Тридцатилетняя война, кратко говоря, превратилась в сугубо политический конфликт. С 1643 г. французско-шведские силы одерживали одну победу за другой, вынудив Габсбургов пойти на заключение соглашения. Учитывая кровопролитный характер и множество разрушений для всех участников, так и не был определен окончательный победитель многолетнего противостояния.

Цена, заплаченная за стабильность, оказалась огромна, а наибольший урон понесли немецкие земли. Зато тридцатилетний конфликт завершил период войн на религиозной почве, а противостояние католиков и протестантов перестало доминировать среди международных вопросов. Начинавшаяся эпоха Ренессанса позволила европейским странам обрести веротерпимость, благотворно повлиявшую на искусство и науку.

Читайте также: