Внутренний мир пушкина кратко

Обновлено: 05.07.2024

То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился к нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам.

В.Сологуб.

Каждый человек живёт в своём отрезке времени. Александр Сергеевич Пушкин для меня—поэт вечного пространства. Он посвятил Жуковскому строки: Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… Я отношу их к самому автору. У меня нет самых любимых стихов Пушкина. Весь мир его поэзии бесконечно дорог и близок мне.

Первая встреча с поэтом произошла в детстве. Затаив дыхание, забыв о невыполненном домашнем задании, о других важных детских делах, я погружалась в завораживающую музыку и простоту стиха пушкинских сказок. Я плакала и смеялась. У меня возникало какое-то необыкновенное чувство радостного волнения от встреч с чудом. Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей,— мысленно я повторяла таинственные строки и видела эти очень знакомые мне, едва заметные тропы, видела загадочные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капли росы. Полнозвучные строки пушкинских сказок запоминались удивительно легко. я с радостью рассказывала их на всех детских новогодних ёлках. С годами я взрослела и открывала для себя нового Пушкина. В его стихах и поэмах я находила мудрость, улыбчивость, нравственную высоту, на которой нет места зависти, жадности, глупости, того, чем изобилует жизнь. Только добро и красота: Дана мне лира от богов, Поэту дар бесценный; И муза верная со мной: Хвала тебе,богиня! Тобою красен домик мой И дикая пустыня. Поэзия Пушкина настолько вливалась в меня, что моё мироощущение стало до удивительного совпадать с настроением поэта. Я очень полюбила осень, и уединение на природе стало для меня необходимостью. Уйдя в осенний парк, я погружалась в строки, омыающие душу чистотой и прозрачной печалью: Унылая поря!Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса— Люблю я пышное природы увяданье,— В багрец и в золото одетые леса… Я часто думаю, в чём тайна мира поэзии Пушкина? Может быть, в том, что за его сочинениями, ясными и глубокими по смыслу, остаётся ещё что-то большее, что пока ещё не открыто. Наверное, я духовно не доросла и поэтому не могу подняться до самых нравственно-эстетических высот, достигнутых его гением. Я только чувствую необыкновенное напряжение поэта и неистощимость его души. Истина, красота, глубина и тревога—всё удивительным образом совпадает в его стихах.

Пушкин влюблялся, но взаимности не было, и мучительные переживания претворялись в едва ли не самые лирические строки: Я вас любил; любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

В этом и жестокая ясность чувств, и истинное достоинство человека, умеющего глядеть горькой правде в глаза, способного преодолеть бесконечную боль разрыва. Если бы в нашей современной жизни было такое благородство чувств! От произведений Пушкина исходит оптимизм, возвышенный облагороженными образами и красивыми отношениями. Я выросла на этих произведениях и, когда, повзрослев, столкнулась с реальной жизнью, была потрясена равнодушием, лицемерием и несправедливость. Но Пушкин помогал мне не ожесточаться. Пороки человеческие существовали во все времена и эпохи, может быть, не с таким размахом, как сейчас. Но при любых невзгодах важно подняться над суетой и обыденностью, как это делал поэт. Несмотря на удары судьбы, он был натурой необыкновенно крепкой, мужественной и волевой. О нет, мне жизнь не надоела, Я жизнь люблю, я жить хочу, Душа не вовсе охладела, Утратя молодость свою. Был момент в моей жизни, когда я пыталась отойти от Пушкина. Стало искать близкое мне в творчестве других поэтов, более современных, читала Цветаеву, Блока, Пастернака и многих других. Но мир поэзии Пушкина крепко держал меня в своей власти. Ведь по своему духу я русская, а Пушкин был и остаётся русской весной, русским утром. Он много страдал ещё и потому, что был первым, потому что его чудесный, пламенный, благоухающий гений расцвёл в суровой, почти зимней, почти ночной ещё России. На протяжении веков поэт овладевал душами лучших людей, покорял пером властным, умелым и нежным. А с какой полнотой, певучестью и грацией выразил Пушкин основное в человеческой природе! В его стихах вера в будущее России. Он показывал силу торжества над настроениями, упадком, бесцельностью и безнадёжностью. Это выразилось в нескольких поэтических строках: …в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, куёт булат. По-моему не воспринимать поэзию Пушкина—значит быть бездуховным человеком. Его невозможно читать, не чувствуя силу пушкинского пророческого слова. Оно будет озарять своим светом века пока существует человеческая цивилизация. Погибнет пушкинское Слово—погибнет Духовность, защита от зла, которое способно превратить Землю в мёртвую чёрную глыбу, бессмысленно бороздящую космическое пространство. Пушкин для меня—пророк Отечества. Современная жизнь отличается невероятной жестокостью, цинизмом, голым практицизмом. Мир полон человеческих трагедий и катаклизмов. Пришло время задуматься, что же и на каком этапе истории со всеми нами произошло и стали ли мы счастливее. По-моему, выход только один—мы должны прозреть и вернуться к Истине, к Правде, к Свету, к Богу. К этому призывает нас великий гений земли Русской Александр Сергеевич Пушкин: Творцу молитесь; он могучий; Он правит ветром; в знойный день На небо насылает тучи; Даёт земле древесну сень. …да притечём и мы ко свету; Да и спадёт с очей туман…

Особенности художественного мира Пушкина

Особенности художественного мира А.С. Пушкина

Характерные черты пушкинской поэзии — это универсаль­ность тем; гуманистической пафос; изящество, чувство красоты, гармония формы и содержания. Лирический герой Пушкина ориентирован на античное мировосприятие — он обладает це­лостностью сознания, оптимистичностью мироощущения, жиз­нелюбием и внутренней свободой. При этом ему свойственно смирение. Правда, добро и красота — вот нравственные ориен­тиры поэта.

Для Пушкина-поэта характерна ориентация на классицизм в ранней лирике, затем — период увлечения романтизмом, в по­зднем периоде творчества — опора на реалистические традиции. Элегия, ода, послание, эпиграмма, мадригал — стихотворные жанры, которые наиболее часто встречаются в пушкинской по­эзии.

Пушкин-прозаик вошел в историю русской литературы как мастер композиции. Лаконичность, краткость в портретных, пейзажных и интерьерных описаниях, стройность и четкость композиции, симметричность в расположении частей произве­дения — характерные черты пушкинской прозы. Для этой прозы свойствен особый психологизм, когда характер раскрывается в действии, внутренний мир героя характеризуется в основном через его поступки, а не через внутренний монолог или авторс­кий комментарий. В стиле пушкинской прозы мы находим син­тез стилистических элементов различных стилей.

Здесь искали:

  • художественный мир пушкина
  • специфики поэта Пушкин

Похожие материалы:

  • Сочинение на тему Творчество Пушкина — .
  • Жизнь и творчество А.С. Пушкина после лицея? — .

Более новые статьи:

Мои размышления о поэзии А.С.Пушкина

Проблема, которую я собираюсь поднять, заключается в следующем: в чем состоит собственный самобытный художественный мир Пушкина? Она вызвана тем, что в учебной литературе, особенно школьной, эта проблема чаще всего обходится! Пушкина, представляют то энциклопедическим справочником русской жизни, то певцом свободы или любви, при этом указывая на некоторые частные особенности его художественности, не схватывая ее в целостности и не исследуя ее истоков. Отдельные “художественные особенности”, о которых говорится в школьных учебниках, вырванные из целостного художественного контекста творчества, мало что говорят об особенности художественного мира поэта.

Выразительные элементы в творчестве любого художника подчинены духовно-художественной целостности произведения и вне ее теряют смысл. Анализ частностей вне целого мира художника носит формальный характер и часто вырождается в бессмысленные структуралистские игры. Литераторы, наподобие кота ученого, ходят вокруг истины, существа художественности Пушкина, так и не достигая их. Действительно, в творчестве поэта есть то, о чем говорилось выше, но подобное есть и у других поэтов.

В исследовании проблемы истоков самобытной, собственной художественности Пушкина я исхожу из следующих закономерностей.

Второе. Искусство – только тогда искусство, когда оно становится проявлением, “демонстрацией” фундаментальных свойств бытия: по отношению к искусству такими свойствами являются духовность и гармония мира, и потому истинное произведение искусства всегда есть духовно-гармоническое образование. Но, наряду с этим, в духовных сферах бытия существуют разные пласты (добро, зло, любовь, страсти и т.п.)

Каждый поэт по-своему перерабатывает материал жизни, переплавляет в искусство то, что попало в поле его духа, поскольку оно соответствует его индивидуальному психо– духовному состоянию, или состояниям, которые, наподобие фильтра, пропускают сквозь себя то из бытия, что наиболее соответствует этим состояниям.

Отсюда у каждого поэта – свой художественный предмет, то есть тот пласт бытия, подчеркиваю, бытия, а не быта, не социальной жизни только, а МИРА В ЦЕЛОМ, с его разнообразными, порой противоположными течениями, пластами, сферами. Характер образов, стиль, выразительные явления есть способ существования художественного предмета, им они все определяются, а не существуют сами по себе, и все вместе составляют неразрывное органическое единство художественного мира того или иного художника.

Рассмотрю с этих позиций известные положения, которыми литературоведы определяют творчество Пушкина. О нем прежде всего говорят как о всеобъемлющем художнике. Но что это означает? В том, что он рядоположенно отразил многие явления жизни? Но, как бы ни был всеобъемлющ предметный или проблемный мир творчества Пушкина, и он имеет пределы. Однако чувство всеохватности при его восприятии остается и после этого ограничения. Как нам снять это противоречие? Надеюсь, мне удастся это сделать дальше.

Другая аксиома. О творчестве Пушкина говорят как о творчестве исключительно радостном по первоначальному ощущению, праздничном. А. Блок сказал когда-то: “весёлое имя – Пушкин”. И в то же время русские исследователи утверждали, что в творчестве Пушкина доминирует трагичность. Так писал, например, выдающийся философ С. Франк. В. Ходасевич говорил о Пушкине как о поэте “трагических глубин и вздохов” Еще одно противоречие? Думаю, его разрешение находится там же, где и истоки предыдущих проблем.

В человеке же гармония и прекрасное выступают как явление высокого духовного совершенства, то есть предельной для данного времени выявленности человеческого в человеке, в индивиде, которое есть любовь и творчество, лежащие в основе духовного преображения жизни.

Понимание гармонии как следствия предельного совершенства, предельной развитости явления и таким образом его адекватности фундаментальному состоянию мира, более того, цели мирового процесса, делает понятным, почему крупные русские мыслителя считали главным для произведения искусства и его отличительным признаком именно гармонию. Это утверждали по отношению к поэзии Пушкина, и поэзии или искусству вообще, В. Соловьев, В. Боткин, И. Аксаков, И. Ильин. Процитирую здесь только В. Соловьева: “Никакой предвзятой, сознательной и преднамеренной тенденции и никакой претензии мы у Пушкина не встретим, . если только сами подойдем к нему свободные от предвзятой тенденции и несправедливого притязания непременно высмотреть у поэта то, что для нас самих особенно приятно, получить от него не то, что он дает нам – поэтическую красоту – бог с ней совсем! – а то, что нам нужно от него: авторитетную поддержку в наших собственных помыслах и заботах. Искать в поэзии непременно какого-то особенного, постороннего ей содержания – значит, не признавать за нею ее собственного , а в таком случае стоит ли толковать о поэзии? . Но есть в поэзии свое содержание и своя польза. Поэзия может и должна служить делу истины и добра на земле, – но только по-своему , только своею красотою и ничем другим.” (1, с. 320-321).

Вот почему поэзия Пушкина не просто красива, она прекрасна, поскольку о ней можно сказать как о совершенном пребывании явленной сути Бытия – его единства, целостности и гармонии.

Так можно понять переживание читателем всеохватности творчества Пушкина: он берет любое явление с предельной высоты, как бы вместе со всем миром. Отсюда неважно, сколько этих явлений. Весь мир, Бытие во всей их целостности просвечивает в любом творении Пушкина.

Поэт задает онтологическую, или, по-русски, бытийную высоту нашей жизни, и потому мы, подчас неосознанно, интуитивно, но постоянно, в течение жизни обращаемся к его творчеству и его образу. В человеке ведь укоренено стремление к слиянию с Бытием, то есть к самосовершенствованию, что и есть суть духовности. Внутренний мир человека в момент общения с истинным произведением искусства во всей своей целостности уподобляется духовно-гармоничным состояниям этого произведения.

Пушкин видел основания трагического в жизни, выражал его, сам впадал в трагические состояния. Но его мудрость, онтологическая высота проживания позволяли ему преодолевать силой своего духа и на основе своего миросозерцания трагические моменты жизни. Вот почему он, в отличие от Шекспира, заполнившего театральные подмостки мира трупами, в своих трагедиях и драмах поднимался над смертью, определяя ей место лишь как одному из элементов жизни, гармонизируя ее восприятие другими состояниями. Трагическое у Пушкина преображается гармонией в явление красоты и полноты Бытия.

Вспомним трагическую поэму “Медный всадник”. Она выкована кристальными по красоте стихами:

Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной.

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко скачущем коне.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
и побежденная стихия.

Слово “умирится” относится к ряду слов, обозначающих и мир, и меру, совершенность, гармонию как приятие ЦЕЛОГО. Бытийное вбирает в себя частное, и если частное наполнено бытийным содержанием, оно не трагично.

Таков исток, основа красоты в понимании Пушкина. Поэтому он так высоко ценит красоту.

Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты.
Но вот опять затрепетали
Под мощной властью красоты.

Нет, красота, точнее прекрасное, это не миловидность, не внешнее благообразие. Ольга красива,

. но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.

Прекрасное – явление совершенного, оно – проявление н надмирности человека:

В ней всё гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей.

Прекрасное – явленность небесного, духовной сферы в земных явлениях, прекрасное – это нечто очень высокое, можно сказать, святое, божественное, и потому

Благоговею богомольно

перед святыней красоты.

Значимость Пушкина была, есть и будет – в его предельной художественности. Слово Пушкина, самого гармоничного из поэтов, духовно преображает, просветляет, оно есть преображающее слово. Искусство поэта держит нас на пределе совершенства, доступного для каждого из нас и возможного в данное историческое время, не позволяет опуститься до мещанства, до буржуазности в критических ситуациях жизни. Наша душа, наш психодуховный мир вдруг, что бы там ни было, под неотвратимым воздействием поэзии Пушкина вдруг уравновешивается, успокаивается в высотах бытия, уходя от суеты дольнего мира и его страстей. И нам становится просто хорошо.

А как же иначе? Разве мог человек который оставил потомкам такое богатое литературное наследие не обладать богатым внутренним миром?

Если бы ты хоть немного подумал, то без труда бы смог ответить на этот вопрос. Думать иногда бывает полезно)

ну то что он написал много стихотворений разве не говорит о его богатом внутренним мире который у него был?

Ой, я вас умоляю: какой там повод, если не читал ничего, а делает из себя умного, как тот Яша с Привоза: он тож таки богатый, только в другую сторону, в свой карман.

Я раскрою одну тайну, если ты ее не знаешь: он не только стихи писал, но еще и переводы, и прозу, и рецензии, и драмы, и даже на государственной службе в камер-юнкерах работал, и на короткой ноге с самим императором был (за что и поплатился, бедолага). После него долгов знаешь сколько осталось? - все рукописи опечатали сразу и продали в Академию наук.

На государственной службе он работал не в камер-юнкерах, а в титулярных советниках. В камер-юнкерах он жену на придворные балы сопровождал (тоже служба, между прочим, но не государственная, а придворная).

Конечно богатый, и не только от того, что много стихотворений написал. Он переводил зарубежные произведения, хорошо общался с императором (император его даже из ссылки вернул), писал романы. Просто если задуматься, как человек с бедным и скудным внутренним миром, мог писать так хорошо и искусно?)

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 1

Если бы до нас не дошло ни одно поэтическое произведение Пушкина, и мы могли судить о Пушкине только по его письмам, прозаическим работам и наброскам , по достоверно переданным нам устным высказываниям, то этого материала, при внимательном отношении к нему, было бы достаточно, чтобы признать Пушкина самым замечательным русским умом 19-го века и подтвердить суждение Николая 1 о нем как об "умнейшем человеке России"

Слайд 4

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 4

Слайд 5

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 5

Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей священной стихии исчез и обновился мир. А. С. Пушкин

Слайд 6

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 6

Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах Земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествия мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которое не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицей народов; но книга эта называется Евангелием, если мы …откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие А.С.Пушкин

Слайд 7

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 7

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.
Скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню - поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтич. - семья, любовь etc. - религия, смерть".

Слайд 8

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 8

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русской язык, русской характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла Н.В.Гоголь

Слайд 9

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 9

Ключ к целостному пониманию Пушкина, ключевое и фундаментальное в самом явлении Пушкина лежит в области не специальной - филологической, эстетической, собственно литературной,- а в сфере духовной. В. Непомнящий

Слайд 10

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 10

Современные дети – представители иной, экранно-клиповой культуры, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями

Слайд 11

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 11

Слайд 12

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 12

Слайд 13

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 13

Слайд 14

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 14

Слайд 15

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 15

Слайд 16

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 16

Слайд 17

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 17

Слайд 18

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 18

Какие же наряды могла себе позволить уездная барышня, жившая в начале 19 века, следившая за модой? Каким будет гардероб куклы Дуни? Одни модели я позаимствовала из журналов мод того времени, а другие - из современных.

Слайд 19

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 19

Слайд 20

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 20

В Евангельской притче отец прощает своего блудного сына, которого считал умершим. В пушкинской повести блудная дочь Дуня Вырина просит прощения у умершего отца, лежа на его могиле. Простит ли Дуня сама себя? Не предадут ли ее дети, как предала когда-то она? Там, на могиле отца, происходит духовное возрождение героини. Как некогда Самсон закрылся от всех крестьянским тулупом, так и Дуня по-крестьянски оплакала отца, пытаясь согреть исстрадавшееся отцовское сердце теплотой своей души.

Слайд 21

Духовный мир А.С. Пушкина, слайд 21

Пушкинское познание объективного бытия никогда не стремится открыть основу реальности, "вещь в себе" позади явлений; оно всегда имманентно явлениям жизни, просто их воспроизводит, но именно поэтому, рисуя полновесным словом картину жизни, пронизывает ее соками духовной жизни и открывает конкретное существо явлений полнее и глубже всякого философа С. Франк

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: