Основоположники гигиенической науки в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гигиена получила свое развитие в Росси практически одновременно с развитием ее в Германии. Вместе с Германией Россия явилась одной из первых стран, в которой были созданы самостоятельные кафедры гигиены. Создание этих кафедр было предусмотрено университетским уставом 1863 г. В 1865 г. Петербургская медико-хирургическая академия, а также медицинские факультеты Казанского и Киевского университетов приняли решение о создании кафедр гигиены в этих университетах. В 1871 г. в Киеве и Петербурге на этих кафедрах началось преподавание. Создание кафедр гигиены в университетах значительно повлияло на дальнейшее развитие гигиены как науки в России. Также этому способствовали следующие условия: бурное развитие промышленности (особенно в 90-х гг. ХIХ – начале ХХ вв.), увеличение населения, главным образом в городах, различные достижения в области естествознания. Последние давали возможность точно определить какие-либо гигиенические выражения, а также позволяли исследовать различными качественными и количественными методами естественные науки. Постоянно затрагивался вопрос об улучшении общественного быта в гигиеническом отношении, предупреждении различного рода заразных болезней. Особые черты развитию гигиены в России во второй половине ХIХ в. придавали общественные движения, поражение в Крымской войне, нарастание революционного подъема (особенно после поражения в Крымской войне), тяжелые санитарно-бытовые условия русского крестьянства. Вопросам гигиены в это время придавалось огромное значение, даже со стороны передовых представителей русской интеллигенции, которые никак не соприкасались с медицинской наукой (например, Д. И. Писарев).

Новое понимание гигиены как науки, которое было отлично от западноевропейского понимания, создали крупнейшие гигиенисты второй половины ХIХ в.: Ф. Ф. Эрисман и А. П. Доброславин. При этом отечественная гигиена имела общественный характер.

Ф. Ф. Эрисман.

1) продолжительность рабочего дня;

2) заработная плата;

3) жилищные условия;

5) условия быта рабочих, а также их семей;

6) состав рабочих.

Ф. Ф. Эрисман стоял на позициях тесной связи научной гигиены и практической санитарной деятельности. Он считал, что нельзя противопоставлять гигиену научную (экспериментальную) и гигиену общественную. Он говорил: «Лишите гигиену ее общественного характера и вы нанесете ей смертельный удар, превратите ее в труп, оживить который вам никоим образом не удастся.

Знание для врача методов гигиенических исследований, безусловно, полезно и нужно, однако эти методы должны отталкиваться от самого объекта изучения гигиены как медицинской науки – живого человека.

А. П. Доброславин.

Он правильно оценил положительные стороны экспериментальной гигиены. Исходя из естественно-научных предпосылок (кстати, современные гигиенисты Западной Европы исходили из тех же предпосылок), из успехов физиологии, физики, химии А. П. Доброславин предавал гигиене прежде всего общественный характер.

Нужно сказать, что А. П. Доброславин вел педагогическую деятельность. Однако, кроме педагогической деятельности, он сам организовывал исследования в области гигиены питания, школьной гигиены, коммунальной гигиены, военной. А. П. Доброславин много времени уделял вопросам охраны здоровья больших групп населения – малообеспеченных слоев населения, крестьянства.

Он изучал продукты питания, которые составляли основную пищу для этих групп населения (кислая капуста, квас, грибы, каша из круп и т. д.). Доброславин проводил исследования по оздоровлению мест, которые населяют люди. Эти исследования заключались в обследовании водоснабжения, канализации и т. д. А. П. Доброславин неоднократно участвовал в противоэпидемических мероприятиях, усовершенствовал дезинфекционную аппаратуру.

Нужно отметить, что А. П. Доброславин считал, что лечебная медицина должна быть разделена на гигиену. Однако это мнение было ошибочно. Даже существовало некоторое противостояние между взглядами А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана.


Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Оглавление

  • Лекция 1. Гигиена как наука
  • Лекция 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание
  • Лекция 3. История развития гигиены
  • Лекция 4. Роль воздушной среды. солнечная радиация
  • Лекция 5. Гигиеническое значение температуры и влажности воздуха
  • Лекция 6. Гигиеническое значение перемещения воздушных масс и атмосферного давления
  • Лекция 7. Электрическое состояние атмосферного воздуха

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 3. История развития гигиены

1. Развитие гигиенических знаний

Фактически гигиена этого периода продолжала оставаться еще эмпирической наукой, базировалась на наблюдениях, санитарная практика сводилась к надзору за исполнением существующих правил.

В середине ХIХ в. в гигиене начинает использоваться экспериментальный и статистический методы исследования. Этому способствует не только необходимость реальной действительности, но и развитие биологии, физики, физиологии и др. естественных наук, открытия Л. Пастера, Р. Коха, Н. Ф. Гамалеи, И. И. Мечникова. Большой вклад в развитие экспериментальной гигиены внес Петтенкофер, который в результате многолетних лабораторных и статистических исследований превратил гигиену в точную науку. Большое значение имеют работы К. Фойти по вопросам физиологии и гигиены питания.

2. Развитие гигиены в России

В советский период на начальном этапе большой вклад в развитие гигиенической науки внесли Н. А. Семашко, З. П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин. Н. А. Семашко — основоположник социальной гигиены. Им была основана первая в стране кафедра социальной гигиены. Н. А. Семашко много сделал для принятия законодательства по охране водоисточников, водоснабжению и канализации, гигиене питания, труда и др. З. П. Соловьев — руководитель и организатор военно-санитарной службы. Он решал вопросы организации гигиенического обеспечения армии. Г. П. Хлопиным проведены фундаментальные работы в области гигиены водоснабжения, гигиены труда и профессиональных заболеваний, гигиены умственного труда, предложено много методов гигиенического исследования объектов внешней среды т. п.

В более поздний советский период в области гигиены успешно и плодотворно работали такие корифеи гигиенической науки, как А. Н. Марзеев, С. И. Каплун, А. В. Мольков, В. А. Рязанов, С. Н. Черкинсский, А. А. Летавет, Ф. Г. Кротков и др.

С 1806 г. в Петербургской медико-хирургической академии на кафедре физиологии впервые начинает излагаться курс гигиены. Войны начала XIX века обусловили появление первых пособий по военной гигиене, написанных М. Я. Мудровым и Р. С. Четыркиным.

Развитие гигиенической науки в России во многом обязано прогрессивным взглядам на значение профилактики ведущих медиков того времени: Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, Г. А. Захарьина и др. Основоположниками отечественной гигиены как самостоятельной науки стали А. П. Доброславин (1842—1889) и Ф. Ф. Эрисман (1842—1915).

А. П. Доброславин — первый профессор гигиены в России, возглавивший впервые организованную в Петербурге в Медикохирургической академии в 1865 г. кафедру гигиены. Ф. Ф. Эрисман также начал свою гигиеническую деятельность в Петербурге, где изучал вопросы школьной гигиены и санитарные условия в жилищах рабочих. Затем он руководил обширной работой по изучению санитарных условий труда и быта фабричных рабочих Московской губернии. С 1884 г. Ф. Ф. Эрисман возглавляет кафедру гигиены на медицинском факультете Московского университета.

Благодаря А. П. Доброславину и Ф. Ф. Эрисману отечественная научная гогиена с самого начала отличалась от зарубежной своим общественным характером, связью с практической санитарной деятельностью, стремлением преодолеть ограниченность санитарно-технического направления западноевропейских гигиенических школ. Общественный характер санитарной деятельности в России был связан с развитием земской медицины.

Многие прогрессивные русские гигиенисты и санитарные врачи (Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев и др.) принимали активное участие в революционном движении. В ряде программных документов партии большевиков еще задолго до революции были выдвинуты требования по охране труда и здоровья рабочих.

Основоположник отечественной терапии М. Я- Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от бо­лезней. ".

Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".

Великому хирургу Я. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, гигиене питания.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором ряда учебников по гигиене и монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.

Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Н. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов


Вторая половина XIX в. характеризуется становлением многих самостоятельных научных направлений в медицине, в т.ч. научной, экспериментальной гигиены. Основоположником научной гигиены в мире стал выдающийся немецкий учёный – Мак Петтенкофер (1818 – 1901). М. Петтенкофер ввел в гигиену экспериментальный метод исследования. Им были разработаны методы гигиенической оценки окружающей среды (воздух, почва), одежды, он занимался вопросами гигиены водоснабжения, установил гигиенические нормы питания (совместно с К. Фойтом). Благодаря М. Петтенкоферу в практику вошёл метод определения углекислого газа в воздухе, который он предложил использовать в качестве индикатора чистоты воздушной среды.

М. Петтенкофер создал крупнейшую научную школу, где были представители многих стран Европы.

Один из самых талантливых учеников М. Петтенкофера — Алексей Петрович Доброславин (1842-1889), способствовавший своей деятельностью формированию научной экспериментальной гигиены в России. Один из её основоположников — Алексей Петрович Доброславин (1842-1889) -доктор медицины, профессор гигиены в Императорской медико-хирургической академии, выдающийся ученый, ведущий санитарный врач Санкт-Петербурга и общественный деятель.

А.П. Доброславин возглавил научную кафедру гигиены (1871г., Медико-хирургическая академия в Петербурге) и создал экспериментальную лабораторию, после чего стало возможным санитарное обследование промышленных предприятий, учреждений, городов. А.П. Доброславин стал ведущим гигиенистом страны. Под его началом работала санитарная комиссия в Городской Думе.

Он занимался проблемами уменьшения загрязнения воздуха, благоустройства и озеленения городов, проводя в Петербурге практические исследования, правильного питания, борьбы с эпидемическими заболеваниями, гигиены в тюрьмах, военной гигиены и др.

Разрабатывая вопросы здорового питания, А.П. Доброславин открыл специальную столовую (недорогой и полезной пищи).

Им было опубликовано около 90 работ, посвящённых благоустройству городов, качеству продуктов питания, воды, воздуха и др. Важное значение придавал распространению гигиенических знаний.

Алексей ПетровичДоброславин похоронен в некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург), вблизи памятника Александру Порфирьевичу Бородину, который был его другом.

Читайте также: