Одежда дворян в 18 веке в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

На русский костюм и прическу XVIII века большое влияние оказало польское и французское платье. Именно с изменения внешнего вида своих подданных Петр Великий и начал свои знаменитые реформы. Именно с 1698 года было предписано заменить старинную длиннополую одежду на короткую, польскую. В городских воротах вывешивался образец, и всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами срезали полы одежды по уровень земли. Так же насильственно вводилось брадобритие. Сам Петр Великий, верный своим голландским пристрастиями, одевался как амстердамский бюргер или моряк. Мода эта не прижилась впоследствии, и подданные одевались в одежды французских дворян.

Панталоны до колен шили из одной ткани с кафтаном. Башмаки имели прямую колодку, каждый разнашивал обувь под свою ногу (господа заставляли это делать своих слуг). Они имели высокий каблук и толстую подошву. К концу века появились туфли с большим вырезом впереди и без каблуков. Чулки бывали цветные и белые, зимние – на меховой подкладке. Шляпы были шерстяные или пуховые, с круглой тульей, поля обшивали галуном или шнурком.


Укорочение кафтанов на заставе.

Мода на трость, как и на галстуки, непрерывно менялась в течение XVIII—XIX веков. То были в моде высокие трости с набалдашником из слоновой кости, золота, то появлялись трости с загнутой ручкой, то тростью служила лакированная или отделанная серебром дубинка, палочка из бамбука или камыша. Трости имели секреты. В них мог быть вмонтирован лорнет или тонкий кинжал.


Кафтан парадный. Жилет-камзол от парадного мужского костюма.

Юбки надевались на каркас (панье), который делался или из тростника, или из китового уса. Но в XVIII веке появились и фижмы, которые от паньи отличались тем, что основу их составляла проволока или конский волос. Женщина могла сжать юбку и пройти в дверь, что с жестким каркасом из китового уса сделать никак не могла. Следом появились еще более удобные мягкие каркасы округлой формы – кринолины. Все платье было в десятках оборочек, лентах и бантах, на что шло огромное количество материи. В торжественных случаях к платью прикреплялся большой съемный шлейф. Все платья были до пола – открывать посторонним взорам щиколотку ноги считалось недопустимым, аморальным.

Французскую моду в 1770-е годы сменяет английская: строгие белые платья, скромная отделка, отсутствие кружев, лент, оборок. Сверху надевалась так называемая роба (от фр. la robe – платье) – верхнее распашное платье, выполнявшее роль прежнего летника. У знатных дам робы были украшены драгоценными камнями, цепочками, кружевами, лентами, золотым шитьем. И каждая стремилась превзойти свою соперницу в количестве и красоте драгоценностей.

Чулки носили шелковые, бумажные, шерстяные. Остроносые туфли шили из кожи, для домашнего пользования туфли делали из парчи, атласа и бархата.


Западноевропейские модные костюмы начала XVII века.

В XVIII веке появляются цирюльни. Их открывали в столичных и уездных городах. Цирюльник был и парикмахером, и лекарем. В цирюльнях причесывали, брили, стригли, ставили пиявки и пускали кровь.

Тут истощает он все благовонны воды,

Которыми должат нас разные народы,

И, зная к новостям весьма наш склонный

Смеются, ни за что с нас втрое деньги

Когда бы не привезли из Франции помады.

Заглянем в источник

Заглянем в источник


Одежда и прически простонародья за два века изменились мало. Весь XVIII век крестьяне бород не брили; их жены и дочери продолжали носить гладко причесанные волосы, заплетенные в косу. Волосы примазывали квасом. Крестьяне носили обычно рубаху, порты и кафтан. Рубахи были почти до колен, рукава прямые длинные, под мышкой прямоугольные вставки – ластовицы. Покрой рубах был туникообразный. Были распространены голошейки – рубахи без воротника, с разрезом, застегивающимся на левой стороне.

В моде была косоворотка – рубаха с косым воротом. Порты же и подштанники шили из холста, кумача, иногда из немецкого сукна. Поверх рубахи надевали сермягу, зипун, поддевку – разновидности кафтана. Обувью бедных были лапти с онучами – полосой сермяжного сукна длиной около трех аршин, которая наматывалась на ногу с пальцев до колена. Зимой носили шубные кафтаны и полушубки. В дальнюю зимнюю дорогу поверх надевали медвежью или волчью шубу. Одежда крестьянок в XVIII веке менялась медленно, сохраняя традиционные формы, унаследованные от далеких предков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава VIII Флот в период между первой и второй русско–турецкими войнами второй половины XVIII века

Глава VIII Флот в период между первой и второй русско–турецкими войнами второй половины XVIII века Состояние и деятельность Азовского флота по заключении мираНо вновь приобретенные земли не составляли еще конечных, естественных пределов русской границы. Положение южных

Реформы второй половины XVIII в.

Реформы второй половины XVIII в. Внутреннюю политику екатерининского правительства можно, как и елизаветинский период, разделить на два этапа: до крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг. и после нее. Для первого периода характерна политика, которую

ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА Поиски северо-западного и северо-восточного проходов. Во второй половине XVI в. инициатива в Великих географических открытиях переходит от испанцев и португальцев, сил которых едва хватало для удержания уже

Культура Украины второй половины XVII–XVIII века

Культура Украины второй половины XVII–XVIII века Во второй половине XVII столетия условия для развития в украинских землях культурнического процесса несколько улучшилось. При многих церковных парафиях и монастырях действовали приходские школы, где странствующие дьяки

Глава VIII Флот в период между первой и второй русско-турецкими войнами второй половины XVIII века

Глава VIII Флот в период между первой и второй русско-турецкими войнами второй половины XVIII века Состояние и деятельность Азовского флота по заключении мираНо вновь приобретенные земли не составляли еще конечных, естественных пределов русской границы. Положение южных

Ян Кусбер. Какие знания нужны дворянину для жизни? Провинциальные и столичные воспитательные дискурсы второй половины XVIII и начала XIX века

Ян Кусбер. Какие знания нужны дворянину для жизни? Провинциальные и столичные воспитательные дискурсы второй половины XVIII и начала XIX века История российского дворянства долгое время была описанием его отсталости. Ответственные редакторы настоящего сборника

Специфика Оренбургского корпуса второй половины XVIII века

Специфика Оренбургского корпуса второй половины XVIII века Оренбургский пограничный корпус заслуживает внимания исследователей потому, что в отличие от других формирований русской армии сохранил в XVIII веке некоторые черты войска допетровского типа. Во-первых, это

ЗНАКИ МАСОНСКИХ ЛОЖ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ второй половины XVIII — первой четверти XIX века

ЗНАКИ МАСОНСКИХ ЛОЖ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ второй половины XVIII — первой четверти XIX века Приведенный ниже справочный перечень снабжен иллюстрациями — схематическими изображениями знаков.Знаки расположены в хронологическом порядке. Если известны даты открытия и

Е. Кунц Менталитет и культура сословий русского общества второй половины XVIII–XIX века

Е. Кунц Менталитет и культура сословий русского общества второй половины XVIII–XIX века Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет. Иоганн Вольфганг Гёте В этой статье речь пойдет о двух других важнейших системообразующих сословиях Российской империи

С. М. Земцов Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века

С. М. Земцов Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века С 70-х годов XV века и до конца 30-х годов XVI века Москва обогатилась произведениями архитектуры, достойными столицы огромной страны.До окончательного объединения русских земель под эгидой московских

В Парадной опочивальне кусковского Дворца находится портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой кисти неизвестного русского художника, написанный с оригинала художника Г.-Х.Гроота.

Наряд хозяйки усадьбы Кусково являет собой тип парадного женского платья, состоящего из сильно затянутого корсажа-корсета, с большим декольте, с пышной юбкой и рукавом до локтя, заканчивающимися воланами.

Юбка такого парадного платья, расширяется в боках, приобретает овальную форму и сохраняет этот причудливый силуэт. Юбку носили на каркасе – панье, или фижмах, специальном приспособлении из ивовых прутьев, тростника или китового уса и плотной ткани.




По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо. Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия.
Так же насильственно вводилось брадобритие. Многие откупались от бритья бороды: за её ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.
Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья с широкой каркасной юбкой, стянуть талию в тугой корсаж, одеть парик и туфли на высоких каблуках, и применить яркую декоративную косметику (румяна и белила).

мода 18 века в россии

История моды 18 века

Мода 18 века почти полностью зависела от фавориток французского короля. Новинкам из Парижа подражали не только в Европе, но и в России, только недавно ставшей перенимать европейский образ жизни благодаря петровским реформам. В моду начала 18 века вошли шнуровые корсеты, сильно декольтированные распашные платья – гродетуры, колоколоподобные юбки. Они одевались на специальный каркас из китового уса – панье. Позже появляются фижмы из проволоки или конского волоса, а затем кринолин и турнюр. Шились туалеты из тяжелых тканей – парчи, атласа, муара. В торжественных случаях к платью прикреплялся шлейф. Чем родовитее была дама, тем длиннее был шлейф.

Самым невероятным изобретением женской моды 18 века, пожалуй, можно назвать многоярусные прически, иногда достигавшие в высоту более метра. Они могли представлять собой парусные суда, архитектурные сооружения, в волосы вплетались цветы, тушки птиц. Все это покрывалось несметным количеством пудры. После Французской Революции прически резко меняются. Монументальные сооружения на голове сменяются гладкими пучками, убранными в ленты.

Так одевались знатные дамы. А вот женщины простых сословий по-прежнему предпочитали простой сарафан с рубахой, а чуть позже – длинную юбку с блузой. Волосы заплетали в косу. Как можно было бы работать в поле или прачкой с турнюром и метровой башней на голове?

Женская мода 18 века – это роскошь и пышность, аскетизм и нежность. Все это было.

Англия 19 века подарила миру викторианский стиль, который повлиял не только на моду в самой стране и за ее пределами, но и на всю мировую культуру. Да и современный готический стиль, особенно в архитектуре, во многом обязан именно Англии того времени.

Мода 19 века в России, особенно наряды женщин, во многом находятся под влиянием Европейской культуры. Хотя, безусловно, нельзя сказать, что не было совершенно никаких отличий. Кроме того, во второй половине 19 века наблюдается рост влияния на моду самобытной русской культуры.

Американская мода 20-х-30-х годов прошлого столетия развивалась в непростых исторических условиях: с одной стороны это было время джаза и свободы, с другой – в конце второго десятилетия разразился величайший экономический кризис того времени, что не могло не сказаться на ней.

Белорусская национальная одежда вобрала в себя культурные особенности и историю развития народа. Вышивка и орнамент на женском белорусском наряде несет в себе не только эстетический смысл, но и обережный, и может многое рассказать о своей хозяйке.

Читайте также: