Переход европы от античности к феодализму кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Переход Европы от античности к феодализму. Варварские государства и Византия.

2. Восточные славяне в древности. Дохристианские верования.

3. Возникновение древнерусского государства IX-X в. Социально-экономический строй Древней Руси.

4. Христианизация Киевской Руси.

5. Древнерусская культура IX-XII вв.

1. Варяги в источниках Руси, Запада и Востока.

3. Образование древнерусского государства. Историография вопроса.

4. Концепции происхождения Древнерусского государства.

5. Русь и Византия: экономические, политические, культурные связи в IX-XII вв.

6. Древняя Русь и степные народы.

7. Русско-половецкие отношения в XI-XII вв.

Основные понятия :

Основная литература:

1. Всемирная история / гл. ред. А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2011-2014. – Т. 1-6.

2. Деревянко А.П. История России: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 567 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012 – 768 с.

4. Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 608 с.

5. Орлов А.С. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2015. – 528 с.

Дополнительная литература:

1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Академический Проект, 2009. – 538 с.

2. Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 2003.

3. История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. Т. 2. Средневековая Европа / ред. З.В. Удальцова. – М.: Наука, 1992. – 814 с.

4. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2010.

5. История средних веков: в 3 ч. Ч. 1. Раннее средневековье: учеб.пособие / ред. В.А. Федосик, И.О. Евтухов. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 255 с.

7. Карамзин Н.М. История государства российского. – М., 1988. – Кн. 1. – Т. 1-4.

8. Кузнецов И.Н. Отечественная Россия: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 815 с.

6. Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX-XII вв.): науч. издание. – СПб.: Алетейя, 2000. – 398 с.

7. Соловьев С.М.Об истории древней России. – М., 1992. – Кн. 1.

8. Климов Е.В. Географический фактор христианизации Древней Руси. Конец X – середина XIII вв. // Вопросы истории. – 2014. – №6 – С. 137-141.

9. Семин В.П. Отечественная история: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Акад. Проект, 2006. – 556 с.

10. Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. – М.: Кнорус, 2008. – 536 с.

11. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. – М.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 372 с.

12. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2012. – С. 5-65.

13. Янин В. Великий Новгород. История независимости // Наука и жизнь. – 2009. – №9. – С. 10-20.

СЕМИНАР №2.

СЕМИНАР №3-4.

СЕМИНАР №5.

СЕМИНАР №6.

СЕМИНАР №7.

СЕМИНАР №10.

СЕМИНАР №11-12

СЕМИНАР №13-14.

СЕМИНАР №15.

СЕМИНАР №16

Основные черты социально-экономического и политического развития СССР в 1964-1985 гг. Международное положение и внешняя политика.

1. Социально-экономическое и политическое развитие СССР.

2. Стагнация в экономике, предкризисные явления в конце 1970-х – начале 1980-х гг.

3. Диссидентское движение и правозащитное движение.

1. Н.А. Косыгин и реформы 60-х гг.

СЕМИНАР №17.

3. ГКЧП и распад Советского Союза. Образование СНГ.

4. Изменения экономического и политического строя России в 1990-е гг.

5. Россия в системе мировой экономики и международных отношений в 90-е годы.

1. Проблемы и противоречия межнациональных отношений в СССР 1985-1991 гг.

2. Политические портреты М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина.

3. Что спасет Россию: революция или реформы?

4. Либеральные реформы 90-х годов в России и их кризис (выбор пути, влияние Запада, содержание, особенности, причины кризиса).

5. Формирование многопартийной системы.

6. Формирование новой государственности в России. Конституция 1993 г.

7. Чеченская трагедия: уроки и последствия.

Основные понятия :

Основная литература:

1. Всемирная история / гл. ред. А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2011-2014. – Т. 1-6.

2. Деревянко А.П. История России: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 567 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012 – 768 с.

4. Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 608 с.

5. Орлов А.С. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2015. – 528 с.

Дополнительная литература:

1. Безбородов А. Перестройка и крах СССР. 1985-1993 / А. Безбородов, Н. Елисеева, В. Шестаков. – СПб.: Норма, 2013.

2. Брутенц К. Достижимое сейчас и возможное в будущем // Свободная мысль. – 1997. – № 4.

3. Зиновьев А. Посткоммунистическая Россия. – М., 2002.

4. Ильин В. Перестройка в СССР: миф или реальность? – М., 1991.

5. Капустин М. Конец утопий? Прошлое и будущее социализма. – М., 1990.

6. Кузнецов И.Н. Отечественная Россия: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 815 с.

7. Пискотин М. Россия в ХХI веке. Неоконченная трагедия. – М., 2001.

8. Сулакшин С.С. Измена. – М., 1998.

9. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001:от Горбачева до Путина. – М., 2001.

10. Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. –М., 2005.

11. Фроянов И.Я. Погружение в бездну. – СПб., 1999.

12. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2002. – Гл. 26, 27.

13. Шубин А.В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. – М., 2005.

СЕМИНАР №18.

Тестовые вопросы

1 Город Киев был племенным центром…

1. древлян 3. полян

2. кривичей 4. вятичей

2 Одной из предпосылок перехода к периоду раздробленности является …

1. формирование крупного вотчинного землевладения

3. установление полюдья киевскими князьями

4. распространение поместного землевладения

3 Первое летописное упоминание о Москве в 1147 г. связано с именем князя …

1. Ярослава Мудрого 3. Владимира Мономаха

2. Александра Невского 4. Юрия Долгорукого

4 Возникшие в России в XVII в. предприятия, основанные на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники, назывались …

1. фабриками 3. мануфактурами

2. монополиями 4. ремесленными мастерскими

СЕМИНАР №1.

Становление раннефеодальной государственности в Европе.

1. Переход Европы от античности к феодализму. Варварские государства и Византия.

2. Восточные славяне в древности. Дохристианские верования.

3. Возникновение древнерусского государства IX-X в. Социально-экономический строй Древней Руси.

4. Христианизация Киевской Руси.

5. Древнерусская культура IX-XII вв.

1. Варяги в источниках Руси, Запада и Востока.

3. Образование древнерусского государства. Историография вопроса.

4. Концепции происхождения Древнерусского государства.

5. Русь и Византия: экономические, политические, культурные связи в IX-XII вв.

6. Древняя Русь и степные народы.

7. Русско-половецкие отношения в XI-XII вв.

Основные понятия :

Основная литература:

1. Всемирная история / гл. ред. А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2011-2014. – Т. 1-6.

2. Деревянко А.П. История России: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 567 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012 – 768 с.

4. Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 608 с.

5. Орлов А.С. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2015. – 528 с.

Дополнительная литература:

1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Академический Проект, 2009. – 538 с.

2. Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 2003.

3. История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. Т. 2. Средневековая Европа / ред. З.В. Удальцова. – М.: Наука, 1992. – 814 с.

4. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2010.

5. История средних веков: в 3 ч. Ч. 1. Раннее средневековье: учеб.пособие / ред. В.А. Федосик, И.О. Евтухов. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 255 с.

7. Карамзин Н.М. История государства российского. – М., 1988. – Кн. 1. – Т. 1-4.

8. Кузнецов И.Н. Отечественная Россия: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 815 с.

6. Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX-XII вв.): науч. издание. – СПб.: Алетейя, 2000. – 398 с.

7. Соловьев С.М.Об истории древней России. – М., 1992. – Кн. 1.

8. Климов Е.В. Географический фактор христианизации Древней Руси. Конец X – середина XIII вв. // Вопросы истории. – 2014. – №6 – С. 137-141.

9. Семин В.П. Отечественная история: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Акад. Проект, 2006. – 556 с.

10. Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. – М.: Кнорус, 2008. – 536 с.

11. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. – М.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 372 с.

12. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2012. – С. 5-65.

13. Янин В. Великий Новгород. История независимости // Наука и жизнь. – 2009. – №9. – С. 10-20.

Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Несмотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через феодализм прошла не только Европа, но также арабские государства, Индия, Иран, Китай, Турция, Япония и т. д. На феодальный период приходится и возникновение Древнерусского государства, российской цивилизации.

Франция стала страной классического феодализма. На основе феодального землевладения возникла сложная иерархическая лестница, или феодальная пирамида, во главе которой стоял король. Он первоначально считался верховным собственником всей земли в государстве. Ему подчинялись крупные светские и духовные феодалы — герцоги, графы, архиепископы, епископы и аббаты больших монастырей. Они считали короля лишь первым среди равных (пэров — от лат. равные) и были полными хозяевами на своих территориях. Крупным феодалам подчинялись средние — бароны и виконты, а последним подчинялись рыцари, включая так называемых однощитных. Феодалы в соответствии с местом в иерархии являлись вассалами своего сеньора: шли вместе с ним на войну, выкупали его из плена, выполняли различные судебно-административные функции и т. д.

Сеньоры, или бароны, владели 20-30 деревнями. Каждый из них был господином в своем владении, жил в замке (крепости) вместе с домочадцами и воинами.

Основная масса французских крестьян в VIII—IX вв. была закрепощена. Крестьяне (сервы) вели свое хозяйство на земле феодала, фактически являлись арендаторами этой земли. Поэтому они обязаны были работать на собственно господских землях при помощи своего рабочего скота и своих сельскохозяйственных орудий. Без разрешения хозяина крестьянин не мог жениться, переменить место жительства, передать кому-либо свое имущество. Эти обязательства составляли суть крепостного права. Сеньоры обременяли крестьян различными повинностями и монопольными правами, например крестьяне были обязаны молоть зерно только на господской мельнице, печь хлеб только в господской печи и давить виноград только господским прессом. Это была система баналитетов. Но господин не мог разлучить крестьянина с семьей, продав его. Лично свободные крестьяне — вилланы — составляли все уменьшавшуюся часть крестьянства.

В Германии процесс феодализации происходил медленнее. Государственная централизация, как правило, совпадала с моментами большой внешнеполитической активности. В первой трети X в. все германские герцогства составили одно королевство, которое стало называться Тевтонским по имени одного из германских племен. Немецкие короли стремились занять земли полабских славян (бодричей и лютичей). Оттон I захватил Северную и частично Среднюю Италию, в 962 г. короновался в Риме императором. Однако завоевания германских правителей были непрочными, требовали постоянных новых затрат, ослабляли государственность.

Многие деревни, особенно расположенные удобно в географическом отношении, постепенно разрастались и превращались в города. Для защиты от нападений жители насыпали вал и воздвигали башни. Такие защищенные места стали называть городами, а жителей — горожанами. Горожане были крепостными того господина, который изначально владел деревней. Свободны были только рыцари. Но со временем среди горожан появились купцы и ремесленники. Они зарабатывали деньги и покупали у своего господина право на самоуправление.

Варварские королевства. Государство франков

В политическом плане вторая половина 1 тысячелетия н. э. стала временем интенсивного государственного строительства, результаты которого во многом сохранились на современной политической карте мира 1 .

Важную роль в этот период играли германцы. Они жили на территории, которую занимает современная Германия. Римляне считали их варварами. Германцы умели возделывать землю и разводить скот. Но не умели ни читать, ни рисовать, ни строить городов. Жили они в селениях, в деревянных постройках. Германцы с вожделением смотрели на Рим, мечтая поживиться за счет его богатств.

Готы, разделившиеся на остготов (восточных готов) и вестготов (западных готов), были одним из крупных германских этносов. В 375 г. они вынуждены были покинуть свои территории, так как подверглись мощному давлению со стороны других варваров — гуннов. Гунны пришли из Азии и, истребляя все на своем пути, вторглись в пределы Римской империи.

Сначала императоры Римской империи вели войну с готами, но затем они приняли их на службу. Это было опасное решение. В 410 г. король вестготов Аларих восстал против римлян и разграбил Рим. Следующий вестготский король поселился со своим народом в южной Галлии и северной Испании. Эта страна стала называться королевством вестготов. Таким образом, первое варварское государство вестготов образовалось в юго-западной Франции и в Испании, между рекой Гаронной и горными массивом Пиренеев. В 419 г. это государство было признано Византией.

Римские императоры были вынуждены отозвать из Галлии солдат на защиту основных территорий. Никто уже не охранял переход через Рейн. Этим воспользовались два германских народа, которые вторглись в Галлию. Бургунды поселились в долине Соммы и на Юре, они заняли долину реки Роны. Эта страна стала герцогством Бургундским. Бургунды были высокого роста и уже исповедовали христианство.

1 См.: Уоллес-Хедрилл Д. М. Варварский Запад: Раннее Средневековье, 400-1000. СПб.: Евразия, 2002.

Франки жили небольшими общинами на территории современной Бельгии. Римские императоры приняли их на свою службу. Хлодвиг, глава одной из общин, сделался королем франков, завоевал всю Галлию, которая стала называться королевством франков.

Остготы поселились в Италии в 480 г. и основали королевство остготов. Их король Теодорих (правил в 480-526) был другом римлян и управлял Италией по примеру древних императоров.

На Балканском полуострове в 395 г. Восточная Римская империя стала самостоятельным государством.

В 508 г. германское племя лонгобардов перешло Альпы и поселилось в долине реки По. Возникло королевство лонгобардов. Эта провинция с тех пор носит название Ломбардия.

На протяжении двухсот лет в Западной Европе произошли большие перемены. На смену Римской империи пришло несколько варварских королевств. Германцы, пришедшие с севера, стали утрачивать свой варварский характер. У римлян цивилизация потеряла ряд своих былых достоинств. Римляне уже не сооружали грандиозных дорог и памятников. Часть земель перестала обрабатываться и покрылась лесом.

Германцы были язычниками и были весьма привязаны к своей религии. С вступлением в пределы Римской империи они обратились в христианство. Христианами стали готы, вандалы, бургунды и лангобарды. В 496 г. Людовик крестил франков. В варварских королевствах стали повсеместно признавать римского епископа, называемого папой. В конце VI в. миссионеры обратили в христианство англосаксов.

Меровинги и Каролинги

Первой королевской династией во Франкском королевстве (конец V в. — 751 г.) стали Меровинги. Название династия получила по имени полулегендарного основателя рода — Меровея. Наиболее выдающимся представителем был Хлодвиг I.

Меровингов сменили Каролинги. Первым королем был Пинии Короткий, но свое название династия получила по имени Карла Великого, старшего сына Пипина Короткого.


Рис. 2.10. Памятник Карлу Великому у Собора Парижской Богоматери в Париже

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

КАРЛ ВЕЛИКИЙ (742-814) в 768 г. стал франкским королем. Он подчинил себе многие территории и народы Западной Европы (саксов, баваров, лангобардов и др.) от Атлантического океана до Карпат, от Ла-Манша до Средиземного моря и Балканского полуострова: современная Франция (кроме Бретани), Бельгия, Голландия, Швейцария, западная часть Германии, большая часть Италии, Корсика, Балеарские острова, северо-восточная часть Испании. Разгромил аваров, воевал с датскими норманнами, с арабами, западными славянами, размежевал территории с Византией.

Карл Великий владел латинским языком. Был знаком с греческим языком, с церковной и светской литературой. Знал труды по математике, астрономии и теологии. Следил за достижениями в материальной и духовной культуре Византии, Багдадского халифата. Сохранял римское культурное наследие. Он создал ученый кружок при дворе, названный академией, куда приглашались многие образованные люди.

Карл Великий был набожным, считал своим долгом защищать святую церковь от язычников, покровительствовал папству, осуждал византийское иконоборчество. В Рождество 800 г. Папа Лев III возложил на Карла корону Римской империи.

Карл Великий стремился укрепить политическое, экономическое и духовное единство своего обширною государства. При нем в хорошем состоянии поддерживались дороги, обеспечивалась безопасность передвижения по ним. Государство покровительствовало сельскому хозяйству, ремеслу, городам, внутренней и международной торговле. От императора исходила инициатива составления законов. В их подготовке участвовал широкий круг лиц. Представители императора контролировали деятельность местных властей, порядок несения воинской службы, выполнение общественных работ, поднесение ежегодных даров императору и т. д. Забота о науках и искусствах, о создании и расширении школьного образования, о процветании богословия и изготовлении книг позволяет историкам говорить о «каролингском возрождении

Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем Средневековье; роль военного вождя

После крушения Римской империи на протяжении почти тысячелетия на территории Европы правила жизни людей определялись мечом и крестом.

В Европе становилось все теснее. В ее восточной части, в местах расселения многочисленных славянских племен, происходили сложные политические и социально-экономические процессы.

В 830 г. появилось Моравское государство (на территории современной Чехии). Оно подверглось мощному нажиму со стороны германцев с запада и кочевников угров с востока. Угры (венгры, мадьяры) пришли в Венгерскую долину еще в начале IX в., а в 896 г. создали Венгерское государство 2 .

Часть Моравской державы сохранила свою независимость. В XI в. чешский князь принял титул короля. В 960 г. славянские племена, проживавшие по рекам Висле и Одеру, образовали большое Польское государство. В VII—IX вв. приобрело значительную мощь Болгарское государство.

В 829 г. потребности обороны обусловили объединение англо-саксонских королевств — Нортумбрии, Мерсии и Уэссекса — в единое государство, которое с этого времени стало называться Англией. IX в. прошел в борьбе англосаксов против датского влияния. Одновременно шел процесс феодализации. На землях военнослужилого сословия (тэны) и крупных землевладельцев (эрлы) становилось все больше зависимых работников. Сокмены считались лично свободными, но в судебном отношении зависели от землевладельцев. Гениты, владея землей, платили своему лорду оброк и несли небольшую барщину. Гебуры сидели на господской земле и были обязаны отрабатывать барщину 2-3 дня в неделю в течение года. Коссетли (коттеры) за пользование небольшим участком несли постоянную барщину и другие тяжелые повинности. Единое государство, возникшее у англосаксов, стояло на страже интересов землевладельцев.

1 См.: Сидоров А. И. Отзвук настоящего: историческая мысль в эпоху каролингского возрождения. СПб.: Гуманитарная Академия, 2006.

2 Краткая история Венгрии. С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1991. С. 13-19.

Британские острова были не единственным объектом экспансии викингов (норманнов) — воинственных предков датчан, шведов и норвежцев. По рекам Эльбе, Везеру и Рейну они проникали в глубь Германии. Со стороны Ла-Манша, Бискайского залива и Средиземного моря нападали на Францию. В 885-886 гг. норманны в течение 10 месяцев осаждали Париж, но не смогли его захватить. В начале X в. в устье Сены норманны основали герцогство Нормандия. Впоследствии они быстро утратили свой язык, восприняли местные диалекты и слились с французским населением.


Рис. 2.11. Ладья древних викингов. Натурный музей в Норвегии

Но в 1066 г. герцог нормандский Вильгельм завоевал Англию, которая вместе с Нормандией была одним из важнейших государств в Европе.

Выходцы из Нормандии в XI в. прошли через Гибралтар в Средиземное море и, завоевав Южную Италию и Сицилию, основали там ряд графств и герцогств (Апулия, Калабрия, Сицилия и др.).

Активные внешнеполитические акции требовали объединения сил самих викингов. Уже в VIII в. король (конунг) Гаральд Боевой Зуб объединил всю Данию и часть юга Скандинавии. Во второй половине X в. датское королевство вело войны с племенами пруссов и поморских славян. В Дании стало распространяться христианство. При короле Кануте (правил в 1017-1035) власть Дании распространилась на Англию и Норвегию.

Объединение Норвегии произошло при Гаральде Прекрасноволосом около 872 г. Во второй половине X в. развернулась христианизация. После распада державы Канута Норвегия стала полностью самостоятельной. Раумы, рюги, хорды, тренды, халейги и другие мелкие племена консолидировались, стали норвежцами.

Геты (еты) и свей в начале XI в. под руководством конунга Олафа Шетконунга создали раннефеодальное шведское государство, одновременно приняв христианство.

Византия — мост между эпохами и цивилизациями

На протяжении феодальной эпохи глобальная мобильность, мощные перемещения значительных масс людей играли чрезвычайно важную роль.

На территории Римской империи сформировалась нс только западная средневековая христианская цивилизация, но и византийская цивилизация. Восточные римские провинции — Балканский полуостров, Малая Азия, Ближний и Средний Восток, Египет побывали в самых разных руках. В V-VII вв. начинается расселение славян из Центральной Европы на юг и восток. Объединение восточнославянских племенных союзов со временем привело к возникновению восточной (русской) средневековой цивилизации. К началу VII в. булгары преодолевают огромное расстояние из степей Евразии на Балканский полуостров, где смешиваются со славянами, отвоевывают часть земель у Византии и основывают Болгарское царство. В бассейне Балтийского (Варяжского) моря в VIII-XI вв. господствуют викинги. В Китае и Индии продолжается бесконечная борьба за власть, которая прерывается внешними вторжениями.

Византий, древний город на европейском берегу пролива Босфор, отделяющего Европу от Азии, был основан греками в 660 г. до н. э. В 330 г. н. э. он стал именоваться Константинополем по имени выдающегося императора Восточной Римской империи, сделавшего христианство официальной государственной религией на подвластных ему территориях. В 395 г. Константинополь стал столицей фактически сформировавшегося государства, а после падения Рима в 476 г. и до собственного падения под ударами турок в 1453 г. являлся центром Византии. Византию часто называли Романия, а ее жителей — ромеями (римлянами). Тем самым обозначалась преемственность между погибшей Римской империей и новым государством. В этническом отношении жители Византии были по преимуществу греками, но в разное время в границах Византии находились многие народы. Русские называли Константинополь Царьградом. Турки, переименовав его в Стамбул, на период с 1453 по 1923 г. сделали бывший Константинополь своей столицей.

Константин I Великий (285-337) Миланским эдиктом от 313 г. провозгласил свободу вероисповедания, что означало прекращение преследований в отношении христиан. Церкви было возвращено все ее имущество. В 325 г. Константин Великий созвал Первый Вселенский Никейский собор, который осудил ересь ариан и принял Символ Веры. Так христианство стало государственной религией.

Византийская цивилизация прошла сложный и противоречивый исторический путь. В IV—VII вв. происходил постепенный переход от античности к Средневековью. При императоре Юстиниане I (правил в 527-565) была ненадолго фактически восстановлена Римская империя. Византия в это время включала в себя Балканский и Малоазийский полуострова, часть Месопотамии, Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму и Лазику на Кавказе. В IV-VI вв. крупнейшими городами империи были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф — в европейской части. В общей сложности территория составляла около 750 тыс. кв. км. Численность населения, по подсчетам историков, достигала 30-35 млн человек. Среди них были сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, жившие в Египте, греки, составлявшие большинство жителей Византии. Латинский язык долгое время оставался государственным. В VII в. его сменил греческий язык. В первый период собственно византийской истории христианство повсеместно вытеснило языческую культуру. В 532-537 гг. Анфимий из Трал и Исидор из Милета построили в Константинополе храм Святой Софии, ставший символом политического и идейного единства Византийской империи.

В 1204 г. Константинополь был разгромлен рыцарями во время четвертого крестового похода. Воины христовы вместо тягот дальнего похода против сарацин предпочли разграбить богатый христианский город. Следует учесть, что руками рыцарей венецианские купцы, которые направляли этот крестовый поход, устранили своего торгового конкурента.

Крестоносцы создали Латинскую империю со столицей в Константинополе. В сложную по составу государственную систему наряду с непосредственными владениями императоров вошли Фессалоникийское королевство, Ахейское княжество, Афинское герцогство и др. Вместе с конфедерацией рыцарских княжеств образовались Эпирское царство, Трапезундская империя и Никейская империя. Император

Михаил VIII в 1261 г. в последний раз объединил византийские земли вокруг Константинополя. Последний период истории Византии был тяжелым. Ресурсы страны истощали гражданские войны, засилье итальянских купцов, войны против Болгарии, Сербии и Турции. 29 мая 1453 г. во время штурма Константинополя турками-османами погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. В 1461 г. турки завоевали Трапезунд. Тысячелетняя история византийской цивилизации завершилась.

ИСТОРИЯ В ТАБЛИЦАХ. ПОЛИТИЧЕСКИМ СТРОИ ГОСУДАРСТВ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Переход от Античности к Средневековью был периодом, с одной стороны, гибели античной экономической структуры, основанной на рабстве и господстве города над деревней, а с другой, разложения первобытнообщинного строя у народов варварской периферии. Но это был и период так называемых варварских завоеваний гибнущего римского общества. Однако определяющим был не сам факт завоевания, а дальнейшее развитие народов в их сложном взаимодействии.

В течение четырёх столетий, с IV по VII вв., различные народы Европы, мигрируя из одной области в другую, ведя постоянные войны друг с другом и Римом, расселились на огромной территории Римской империи и за её пределами, образуя новые этнический и политические объединения. Эти передвижения и завоевания разрушили не только фундамент Римской империи, но и саму основу родоплеменной организации варварских народов.

Германисты, - наоборот, - на первый план выдвигали германское влияние на становление феодальной системы; заявляя порой, что феодализм явился прямым результатом завоевания (Буленвилье). Позитивисты предприняли попытку примирить диаметрально противоположные представления о роли римских и германских начал в формировании средневековой Европы.

Современная зарубежная историография видит суть процессов главным образом в столкновении варварского мира с римской цивилизацией, а последствия вторжения на римскую территорию – в постепенном, почти незаметном врастании варваров в романизм. Некоторые учёные считают, что споры романистов и германистов бесплодны, поэтому нет нужды даже ставить вопрос о происхождении феодализма.

В ожесточённой полемике о роли германских и римских начал допускали произвольное толкование источников, тенденциозный подбор аргументов, преднамеренное искажение картины социального быта. Как правило, преобладал формально-юридический метод анализа документов.




Русские историки показали первостепенное значение изучения аграрной истории раннего средневековья, эволюции общинного землевладения. В разработке социально-экономических проблем они отстаивали теорию прогресса и закономерности исторического развития феодального общества.

Отечественные историки советского периода при изучении переходной эпохи от Античности к Средневековью стремились к познанию сущности коренных изменений во всех сферах жизни раннесредневекового общества. Грацианский, Сказкин, Неусыхин, Удальцова, Корсунский разработали концепцию социальной революции, которая завершилась образованием раннефеодального общества и государства.

Хозяйственный и общественный строй древних германцев остаётся предметом острых историографических дискуссий, что обусловлено прежде всего состоянием и особенностями источников.

По данной теме исследуют источники, характеризующие хозяйственное устройство, аграрные и общественные отношения, систему управления у германских племён с середины I в. до н. э. до конца I в н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, связанные с началом разложения родового строя. Судить об этих переменах позволяют прежде всего нарративные (повествовательные) источники.

Произведения Цезаря, Страбона, Плиния Старшего и Тацита дают возможность осветить наиболее существенные стороны жизни и быта германцев.

Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.) — знаменитый римский полководец и государственный деятель, завоеватель, а затем наместник Галлии, столкнулся с германцами во время захвата этой провинции в 50-е гг. I в. до н. э. Его "Записки о Галльской войне" являют собой обработку военных доне­сений, ежегодно представлявшихся в сенат. Особенно важны у Цезаря так называемые "германские экскурсы", из которых. Германцы, с которыми Цезарь неоднократно сра­жался, интересовали его прежде всего как будущие противники на случай возможного завоевания Германии римлянами. По­этому Цезарь уделяет серьезное внимание германскому войску, хотя и посвящает немало строк описанию быта германцев, что делает его труд весьма ценным для историков.

Гай Плиний Старший (ок. 24—79 гг. н. э.) — известный римский географ. В 77 г. н. э. он закончил свою "Естественную историю" в 37 книгах, где им была предпринята попытка под­вести итог всем античным знаниям. Свидетельства Плиния по­могают установить расселение основных групп германских пле­мен и охарактеризовать образ жизни и занятия германцев.

Публий Корнелий Тацит (ок. 54 — ок. 120 гг.) — один из крупнейших римских историков. Будучи наместником одной из римских провинций (Бельгики в 89—93 гг.) , Тацит изучил быт германских племен, живших на границе с этой провинцией. Кроме того, Тацит слушал рас­сказы побывавших за Рейном купцов и солдат, а возможно, и рабов германского происхождения, и знакомился с ежеме­сячными отчетами начальников пограничной стражи, стоявшей по Рейну. Тацит знал труд Плиния "Германские войны", не дошедший до нас, и по долгу службы ознакомился с картой прирейнских областей, составленной Марком Випсанием Агриппой, вторым после Цезаря римским военачальником, пе­решедшим Рейн. В результате у Тацита сложились свои пред­ставления о германском мире, которые он изложил в сочинении "О происхождении, местожительстве и нравах народов Гер­мании" (ок. 98 г.), или "Германия". Тацит часто описывает порядки у германцев в категориях римского общества. Историк был настроен оп­позиционно по отношению к императорской власти в Риме и стремился противопоставить распущенности римских нравов суровость и простоту нравов германского общества, которые он подчеркивал и в известной степени идеализировал.

Свидетельства античных авторов нуждаются в критической проверке еще и потому, что за последнее время археологи, лингвисты, специалисты по исторической географии и палео­ботанике накопили значительный материал, позволяющий до­полнить и пересмотреть традиционные представления, осно­вывавшиеся на сведениях письменных источников.

Изучение археологических памятников позволяет ответить на такие вопросы: 1) можно ли утверждать, основываясь на свидетельствах Цезаря, что гер­манцы занимались преимущественно скотоводством, а не земледелием; 2) можно ли распространять сведения Цезаря об агрикультуре свевов и даже свидетельства Тацита о земледелии германских племён на всю Галлию? Достигли ли отдельные племена или группы племён более высоких ступеней в развитии земледелия?

Одним из результатов Великого переселения народов было образование варварских королевств. Так, в 486 г. в ходе франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское королевство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486-511) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов).

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ:

Переход от Античности к Средневековью был периодом, с одной стороны, гибели античной экономической структуры, основанной на рабстве и господстве города над деревней, а с другой, разложения первобытнообщинного строя у народов варварской периферии. Но это был и период так называемых варварских завоеваний гибнущего римского общества. Однако определяющим был не сам факт завоевания, а дальнейшее развитие народов в их сложном взаимодействии.

В течение четырёх столетий, с IV по VII вв., различные народы Европы, мигрируя из одной области в другую, ведя постоянные войны друг с другом и Римом, расселились на огромной территории Римской империи и за её пределами, образуя новые этнический и политические объединения. Эти передвижения и завоевания разрушили не только фундамент Римской империи, но и саму основу родоплеменной организации варварских народов.

Германисты, - наоборот, - на первый план выдвигали германское влияние на становление феодальной системы; заявляя порой, что феодализм явился прямым результатом завоевания (Буленвилье). Позитивисты предприняли попытку примирить диаметрально противоположные представления о роли римских и германских начал в формировании средневековой Европы.

Современная зарубежная историография видит суть процессов главным образом в столкновении варварского мира с римской цивилизацией, а последствия вторжения на римскую территорию – в постепенном, почти незаметном врастании варваров в романизм. Некоторые учёные считают, что споры романистов и германистов бесплодны, поэтому нет нужды даже ставить вопрос о происхождении феодализма.

В ожесточённой полемике о роли германских и римских начал допускали произвольное толкование источников, тенденциозный подбор аргументов, преднамеренное искажение картины социального быта. Как правило, преобладал формально-юридический метод анализа документов.

Русские историки показали первостепенное значение изучения аграрной истории раннего средневековья, эволюции общинного землевладения. В разработке социально-экономических проблем они отстаивали теорию прогресса и закономерности исторического развития феодального общества.

Отечественные историки советского периода при изучении переходной эпохи от Античности к Средневековью стремились к познанию сущности коренных изменений во всех сферах жизни раннесредневекового общества. Грацианский, Сказкин, Неусыхин, Удальцова, Корсунский разработали концепцию социальной революции, которая завершилась образованием раннефеодального общества и государства.

Хозяйственный и общественный строй древних германцев остаётся предметом острых историографических дискуссий, что обусловлено прежде всего состоянием и особенностями источников.

По данной теме исследуют источники, характеризующие хозяйственное устройство, аграрные и общественные отношения, систему управления у германских племён с середины I в. до н. э. до конца I в н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, связанные с началом разложения родового строя. Судить об этих переменах позволяют прежде всего нарративные (повествовательные) источники.

Произведения Цезаря, Страбона, Плиния Старшего и Тацита дают возможность осветить наиболее существенные стороны жизни и быта германцев.

Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.) — знаменитый римский полководец и государственный деятель, завоеватель, а затем наместник Галлии, столкнулся с германцами во время захвата этой провинции в 50-е гг. I в. до н. э. Его "Записки о Галльской войне" являют собой обработку военных доне­сений, ежегодно представлявшихся в сенат. Особенно важны у Цезаря так называемые "германские экскурсы", из которых. Германцы, с которыми Цезарь неоднократно сра­жался, интересовали его прежде всего как будущие противники на случай возможного завоевания Германии римлянами. По­этому Цезарь уделяет серьезное внимание германскому войску, хотя и посвящает немало строк описанию быта германцев, что делает его труд весьма ценным для историков.

Гай Плиний Старший (ок. 24—79 гг. н. э.) — известный римский географ. В 77 г. н. э. он закончил свою "Естественную историю" в 37 книгах, где им была предпринята попытка под­вести итог всем античным знаниям. Свидетельства Плиния по­могают установить расселение основных групп германских пле­мен и охарактеризовать образ жизни и занятия германцев.

Публий Корнелий Тацит (ок. 54 — ок. 120 гг.) — один из крупнейших римских историков. Будучи наместником одной из римских провинций (Бельгики в 89—93 гг.) , Тацит изучил быт германских племен, живших на границе с этой провинцией. Кроме того, Тацит слушал рас­сказы побывавших за Рейном купцов и солдат, а возможно, и рабов германского происхождения, и знакомился с ежеме­сячными отчетами начальников пограничной стражи, стоявшей по Рейну. Тацит знал труд Плиния "Германские войны", не дошедший до нас, и по долгу службы ознакомился с картой прирейнских областей, составленной Марком Випсанием Агриппой, вторым после Цезаря римским военачальником, пе­решедшим Рейн. В результате у Тацита сложились свои пред­ставления о германском мире, которые он изложил в сочинении "О происхождении, местожительстве и нравах народов Гер­мании" (ок. 98 г.), или "Германия". Тацит часто описывает порядки у германцев в категориях римского общества. Историк был настроен оп­позиционно по отношению к императорской власти в Риме и стремился противопоставить распущенности римских нравов суровость и простоту нравов германского общества, которые он подчеркивал и в известной степени идеализировал.

Свидетельства античных авторов нуждаются в критической проверке еще и потому, что за последнее время археологи, лингвисты, специалисты по исторической географии и палео­ботанике накопили значительный материал, позволяющий до­полнить и пересмотреть традиционные представления, осно­вывавшиеся на сведениях письменных источников.

Изучение археологических памятников позволяет ответить на такие вопросы: 1) можно ли утверждать, основываясь на свидетельствах Цезаря, что гер­манцы занимались преимущественно скотоводством, а не земледелием; 2) можно ли распространять сведения Цезаря об агрикультуре свевов и даже свидетельства Тацита о земледелии германских племён на всю Галлию? Достигли ли отдельные племена или группы племён более высоких ступеней в развитии земледелия?

Одним из результатов Великого переселения народов было образование варварских королевств. Так, в 486 г. в ходе франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское королевство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486-511) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов).

Перри Андерсон - Переходы от античности к феодализму

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Переходы от античности к феодализму"

Описание и краткое содержание "Переходы от античности к феодализму" читать бесплатно онлайн.

«Работа Андерсона и сегодня считается непревзойденной по ее основному замыслу и охвату – выявить политэкономические структуры Античности и проследить их конфликтную динамику от возникновения полисной общины через три имперских цикла (афинский, эллинистический, римский) через Темные века до начала Средневековья.

Под редакцией Д. Е. Фурмана.

Переходы от античности к феодализму

Политэкономия античного Запада

Вместо улично-студенческой политики, Андерсона более привлекал проект реконструкции аналитического потенциала марксизма, для чего требовалось восстановить линии интеллектуального развития, подавленные в межвоенный период марксистско-ленинской догматикой. Так были заново прочитаны Роза Люксембург, Антонио Грамши, Дьердь Лукач, Вальтер Беньямин, Франкфуртская школа и, конечно, знаменитые черновики самого Маркса.

Западный неомарксизм развивался в дебатах с европейской культурологией и политической философией, но особенно с неовеберианством, которое параллельно стремилось преодолеть собственную ортодоксию, установленную некогда мощной школой Талкотта Парсонса. К этому поколению историко-социологических аналитиков принадлежат, скажем, Антони Гидденс и Майкл Манн, начинавшие в лондонском кружке Эрнста Геллнера. В Западной Германии основным интеллектуальным контрпартнером Андерсона был и остается Юрген Хабермас, предпринявший обновленческий синтез немецкой философской традиции, восходящей к Гегелю. Во Франции такой фигурой стал в первую очередь Пьер Бурдье, один из друзей Андерсона, восстановивший и серьезно достроивший интеллектуальную традицию Дюркгейма и Мосса, а также Норберта Элиаса и Карла Маннгейма. В Америке к той же когорте принадлежат такие разные теоретики как Иммануил Валлерстайн, Чарльз Тилли, Рэндалл Коллинз, Ричард Лахманн, Джек Голдстоун и Теда Скочпол. Андерсон дал едва ли не главный побудительный толчок грандиозной работе итальянца Джованни Арриги, соединившего грамшианскую теорию гегемонии с экономическим циклизмом Шумпетера и мирсистемной перспективой Фернана Броделя. Наконец, будущий лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт в своем исследовании исторических истоков роста экономики Запада внутренне полемизировал и отталкивался в значительной степени от неомарксистской интерпретации кризиса феодализма в ее наиболее полном варианте Перри Андерсона.

Спору нет, работа Андерсона оставляет в стороне множество сюжетов, позднее переместившихся в фокус исследовательского внимания: семиотику античной демократии, гендерные отношения и сексуальность, экологию, которую по новейшим реконструкциям римская экономика разорила не хуже современной. Андерсона интересовали совсем другие вопросы – характер политической власти в античности, факторы разделения римского наследия на западную и восточную ветви и причины социально-экономического динамизма феодального Запада.

Георгий Дерлугьян, профессор социологии Чикаго, октябрь 2007 г.

Читайте также: