Предельно допустимые экологические нагрузки кратко

Обновлено: 02.07.2024

При формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а в соответствии со ст. 58 — каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 19 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при ведении хозяйственной и иной деятельности, и осуществляется в целях государственного регулирования этого воздействия, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

По своему назначению нормирование в области охраны окружающей среды служит инструментом управления хозяйственной и иной деятельности для обеспечения экологической безопасности на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов.

Законодательно установлены две группы нормативов:

1) нормативы качества окружающей среды;
2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Нормативы качества окружающей среды — это официально установленные допустимые, т.е. разрешенные, значения химических, физических, биологических показателей, характеризующих объекты окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

Установление вышеперечисленных нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне входит в компетенцию министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — это количественные ограничения химических, физических, биологических и иных воздействий на окружающую среду со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности, при соблюдении которых не нарушаются установленные для данной местности нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 22), установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производств и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательствами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Предельно допустимая экологическая нагрузка ( ПД ЗН) используется для оценки допустимой экологической нагрузки на отдельнуо экосистему ли в рамках всего региона. В последнем случае можно условно говорить о ПДЭН для данного региона в целом. [1]

Комплексным показателем качества окружающей среды является предельно допустимая экологическая нагрузка . [2]

Для обеспечения достаточно высокого качества окружающей природной среды необходимо непревышение предельно допустимой экологической нагрузки на данную экологическую систему. [3]

Для правильного выбора мероприятий по охране природной среды при строительстве, содержании и эксплуатации автомобильных дорог необходимо установление предельных уровней антропогенных нарушений, которые не должны превышать предельно допустимые экологические нагрузки . Управление охраной природы для системы автомобиль - дорога - природная среда в настоящее время не разработано. [4]

В условиях современного техногенеза исключительную актуальность приобретает проблема количественной оценки потерь агрохимикатов и их поступления в подземные воды, особенно при применении индустриальных методов ведения сельского хозяйства с учетом прогнозных тенденций изменений их качественно-количественного состава и обоснования предельно допустимых экологических нагрузок . [5]

Для определения суммарного воздействия человеческого общества на окружающую среду имеется немало других предложений. Так, некоторые ученые рекомендуют использовать максимально допустимую нагрузку ( МДН) условную меру современных воздействий, не оказывающих вредного влияния ( прямого или косвенного) на человеческий организм, а для экосистем предельно допустимую экологическую нагрузку ( ПДЭН), при которой не наблюдаются нарушения нормального функционирования данной экосистемы. В качестве пороговых значений МДН и ПДЭН предполагается использовать некоторые безразмерные единицы, но физическому смыслу близкие к ПДК. Введение раздельных показателей воздействия на человеческий организм и экосистемы представляется вполне целесообразным. Вместе с тем имеется немало трудностей, связанных с неоднозначностью пороговых значений ПДЭН для различных экосистем и ответных реакций биоты на антропогенное воздействие. [6]

Для определения суммарного воздействия человеческого общества на окружающую среду имеется немало других предложений. Так, некоторые ученые рекомендуют использовать максимально допустимую нагрузку ( МДН) - - условную меру современных воздействий, не оказывающих вредного влияния ( прямого или косвенного) на человеческий организм, а для экосистем - предельно допустимую экологическую нагрузку ( ПДЭН), при которой не наблюдаются нарушения нормального функционирования данной экосистемы. В качестве пороговых значений МДН и ПДЭН предполагается использовать некоторые безразмерные единицы, по физическому смыслу близкие к ПДК. Введение раздельных показателей воздействия на человеческий организм и экосистемы представляется вполне целесообразным. Вместе с тем имеется немало трудностей, связанных с неоднозначностью пороговых значений ПДЭН для различных экосистем и ответных реакций биоты на антропогенное воздействие. [7]

Степень предельно допустимого загрязнения воды в водном объекте, зависящая от его физических особенностей и способности к нейтрализации примесей, рассматривается как предельно допустимая нагрузка ПДН. Но поскольку использование воды связано с изъятием ее из водоема ( или водотока) и угрозой истощения этого объекта, разрушением экосистемы, а также с использованием для купания, рыбной ловли, отдыха на воде, то ограничение нагрузки только с точки зрения поступления в воду загрязняющих веществ оказывается недостаточным. Поэтому в настоящее время стоит проблема разработки нормативов предельно допустимой экологической нагрузки на водные экосистемы ПДЭН. [8]

Приведенное описание показывает, что нормирование загрязнений в воде является очень сложной проблемой. Современная система нормирования не учитывает особенностей водного объекта как экосистемы. В настоящее время необходимо перейти к разработке нормативов предельно допустимой экологической нагрузки на водные объекты, рассматривающие их как экосистемы. [9]

Конечная цель мониторинга заключается в реализации мероприятий ( называемых экологическим нормированием), направленных на ограничения антропогенного воздействия на экосистемы или биосферу в целом. Экологическое нормирование необходимо проводить с учетом множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы. Нормирование антропогенных воздействий проводится на основе оценок их влияния на природные системы. Важным моментом при обосновании экологического нормирования является поиск наиболее слабых или критических звеньев биосферы. При анализе адаптационных возможностей биосферы к антропогенным воздействиям важен учет экологического резерва, определяющего долю возобновляемых природных ресурсов, которую можно изъять из биосферы без нарушения ее основных свойств. Экологический резерв неразрывно связан с понятием устойчивости системы. Для нормального функционирования экосистемы ( без потери ее устойчивости) антропогенные нагрузки не должны превышать предельно допустимые экологические нагрузки . [10]

Предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду (ПДН) — это максимально возможные антропогенные воздействия на природные ресурсы или комплексы, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем.[ . ]

Степень предельно допустимого загрязнения воды в водном объекте, зависящая от его физических особенностей и способности к нейтрализации примесей, рассматривается как предельно допустимая нагрузка ПДН. Но поскольку использование воды связано с изъятием ее из водоема (или водотока) и угрозой истощения этого объекта, разрушением экосистемы, а также с использованием для купания, рыбной ловли, отдыха на воде, то ограничение нагрузки только с точки зрения поступления в воду загрязняющих веществ оказывается недостаточным. Поэтому в настоящее время стоит проблема разработки нормативов предельно допустимой экологической нагрузки на водные экосистемы ПДЭН.[ . ]

Наиболее разработанными являются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и защитных зон. При строительстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация руководствуются предельно допустимыми нормами нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) с учетом потенциальных ее возможностей, рационального использования природных ресурсов, обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых изменений в окружающей природе.[ . ]

Кроме вышеназванных нормативов, существуют ПРЕДЕЛЬНО допустимые нормы нагрузки на окружающую СРЕДУ (ПДН). Этот норматив особенно важен при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов. Он вводится для обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем. Для определения допустимого воздействия большое значение имеет емкость природной среды, или ее способность перенести антропогенную нагрузку без нарушения своей экологи ческой функции. Главная цель применения ПДН состоит в том, чтобы сочетать хозяйственную и рекреационную деятельность с охраной природы.[ . ]

Основным комплексным нормативом качества окружающей природной среды является предельно допустимая норма нагрузки (ПДН).[ . ]

Действующие в России нормативы можно подразделить на несколько групп. Первая группа включает показатели, характеризующие качество окружающей среды: нормы предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве. Вторая группа включает показатели, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, электромагнитного излучения, радиационного воздействия и др.), разрешения на вывоз и захоронение твердых отходов и некоторые другие. Третья группа содержит нормы и правила, направленные на обеспечение единства и унификации деятельности организационных, правовых и производственных структур. К ним могут быть отнесены нормативы санитарнозащитных зон, строительные и градостроительные правила, предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природную среду, регламентирование рационального использования природных ресурсов, экологические требования к продукции, лицензирование экологической деятельности, разрешения на землепользование, недроиспользование, водопользование и лесопользование, установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных и т.п.[ . ]

При составлении материальных балансов составляется комплексный баланс по сумме используемых промышленным предприятием компонентов сырья, полуфабрикатов и комплектующих, вспомогательных материалов, ресурсов (в т.ч. воды, различных видов топлив и т.д.) с учетом их превращений и переработки в производственном технологическом цикле, потерь при транспортировке, в т.ч. и межоперационной. Обязательно анализируется место размещения промышленного предприятия как источника загрязнений и характеристики выпускаемой продукции (основной и побочной). Более точным является составление баланса по какому-либо виду потребляемых ресурсов (например, водный баланс); по количеству потребляемого сырья, частично перерабатываемого в продукцию, частично переходящего в отходы; по выбросам, сбросам, различным физическим воздействиям (тепловому воздействию, электромагнитным полям, распределению интенсивности вибрационной и шумовой нагрузки и т.п.); энергетическим процессам; хвостовым и межоперационным, утилизируемым и неутилизируемым отходам. При этом особое значение придается наложению на материальные балансы и технологические расчеты, составленные по данным самого предприятия, балансов и расчетов, сделанных с учетом справочной и доступной мониторинговой информации, данных приборного и визуального контроля, а также соответствующих лимитов и нормативов: предельно допустимых выбросов (ПДВ), предельно допустимых сбросов (ПДС), предельно допустимых нагрузок (ПДН), лимитов на сброс и выброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов.[ . ]

Читайте также: