Реформирование бухгалтерского учета в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Программа реформирования бухгалтерского учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Программа реформирования бухгалтерского учета

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Стандартизация документов и документооборота в бухгалтерском учете
(Никольская Ю.П.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2021, N 7) Разработка ПБУ была начата еще в 1998 г. в соответствии с утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" Программой и в рамках исполнения Распоряжения Правительства РФ от 21.03.1998 N 382-р "О приведении действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами". Первым было разработано и утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" Положение, которое охватывало широкий круг вопросов. Затем последовали разработка и утверждение положений по бухгалтерскому учету, которым уже присваивался порядковый номер с указанием года утверждения. Следующим этапом стала разработка и утверждение ФСБУ.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Нормативно-правовое регулирование состава запасов коммерческой организации и его последствия
(Поленова С.Н.)
("Аудитор", 2021, N 5) Полагаем, что использование инструментов формирования отчетности, характерных для МСФО и предназначенных, о чем неоднократно указывали приверженцы МСФО в российской учетной практике, для привлечения дополнительных зарубежных инвестиций в российский малый бизнес, в современных экономических и политических условиях становится все более проблематичным. Более того, назрела необходимость отмены Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283, и перехода на разработку отечественных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с национальными особенностями хозяйствования и учетными традициями, обеспечивающими экономическую безопасность страны. Задача укрепления национальной безопасности и независимости в условиях тектонических процессов глобальной трансформации, теряющей привлекательность и результативность либеральной модели финансовой глобализации была неоднократно артикулирована Президентом РФ. Так, в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. о направлениях развития государственности было сказано: "Мы должны создать систему прочную, надежную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно, гарантирующую России независимость и суверенитет" [2]. Исследователи, занимающиеся проблемами динамики мирового развития, обращают внимание на возникшие в последнее десятилетие новые принципиальные обстоятельства. Они увеличивают скорость изменений во многих средах жизнедеятельности стран, подталкивая их политические элиты "не только к изменениям вокруг себя, но и самих себя. Ибо отказ от изменений будет равносилен самоубийству" [14, с. 62]. Происходящие существенные политические и экономические изменения в мире, безусловно, должны учитываться при выборе направлений развития системы бухгалтерского учета как социальной деятельности.

Нормативные акты: Программа реформирования бухгалтерского учета

В рамках пятничного ликбеза Алексей Иванов начинает серию статей о реформе бухучёта: зачем она нужна, кто её делает и какие изменения ждать в ближайшие годы. А изменения предстоят колоссальные! Если не готовиться заранее, то уже в следующем году карета бухгалтерии может превратиться в тыкву.


Начинаю серию статей о реформе бухучёта: зачем она нужна, кто её делает и какие изменения нам ждать в ближайшие годы. А изменения предстоят колоссальные! Если не готовиться заранее, то уже в следующем году карета бухгалтерии может превратиться в тыкву. Я — один из пока довольно узкого круга людей, участвующих в разработке новых бухгалтерских стандартов. Поэтому расскажу, как эта кухня выглядит изнутри.

Планы Минфина

Реформа бухгалтерского учёта в стране продолжается уже больше двадцати лет. Её декларируемая цель — приблизить отечественные правила ведения бухгалтерского учёта к международным. За это время введен в действие ряд новых бухгалтерских стандартов, в большей или меньшей степени соответствующих Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

При этом частота принятия новых нормативных документов и внесения изменений в старые была не очень большой, что позволяло бухгалтерам относительно неспешно адаптироваться к изменениям. Многие из них продолжают думать, что все и дальше будет развиваться примерно таким же образом. Поэтому можно решать проблемы по мере их поступления.

Сейчас, наверное, каждый бухгалтер, читающий эту статью, подумал, что я не в себе: ведь чуть ли не каждый день приходится изучать какие-то новые правила для того, чтобы состряпать какой-то новый отчёт. Действительно, это так. Но в области именно бухгалтерского учёта меняются в основном формы документов, создаваемых для надзорных органов, и формат их подачи.

Глобальные же изменения в методологию бухгалтерского учёта, заставляющие в корне изменить привычный уклад работы, вносились не так часто. Пока. В ближайшие годы всё сильно изменится. И эти изменения будут вноситься очень быстро.

По планам Минфина до 2023 года в силу должны вступить 12 федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). Половина заменит привычные российскому бухгалтеру положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ). Вторая половина не имеет аналогов в действующем законодательстве. Чтобы проиллюстрировать масштаб изменений, приведу всего два числа: в настоящее время действует 24 ПБУ, которые были приняты за 14 лет (с 1998 г. по 2011 г.). То есть за 3 года нормативное регулирование бухгалтерского учёта обновится наполовину.

Новые стандарты будут сложнее существующих. Они предполагают широкое использование профессионального суждения, которого у большинства отечественных бухгалтеров нет. Среднестатистический российский бухгалтер привык к тому, что за него кто-то уже всё решил: будь то государство, установившее унифицированные формы бухгалтерской отчётности, или великая и ужасная фирма 1С, тиражирующая однотипные решения автоматизации бухучёта в масштабах страны. Это не вина бухгалтеров, а следствие многих лет жесткой регламентации каждого их действия со стороны государства.

  • налоговый учёт — для государства;
  • управленческий учёт — для менеджмента, собственников, потенциальных инвесторов и кредиторов;
  • бухгалтерский учёт — непонятно для кого.

Идея реформы — сделать бухгалтерский учёт полезным. А вот реализация этой идеи за последние 5 лет прихрамывала на обе ноги.

Что бухгалтеры думают о реформе и почему она всё-таки нужна

В профсообществе сложились устойчиво негативные представления о реформе. Это нормально — бухгалтер по природе должен быть консерватором. Но большинство возражений против реформы основаны на ложных посылках. Разберу три самых частых.

1. Все изменения приведут только к увеличению объема работы, пользы от них никакой не будет. Особенно худо придется малому бизнесу

В результате данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности малопригодны для понимания реального состояния дел организации. Предприятия вынуждены внедрять управленческий учёт, чтобы получать те данные, которые должен поставлять учёт бухгалтерский. Управленческий учет — хорошее дело, но только не тогда, когда он является костылем для хромающего бухучёта.

Новые ФСБУ расширяют сферу применения профессионального суждения бухгалтера. Это позволяет гораздо лучше подстраивать бухучёт под специфику деятельности конкретного предприятия. Конечно, при соответствующей квалификации главбуха.

Поэтому объём работы бухгалтеров и качество этой работы увеличится. И польза от внедрения новых стандартов будет — просто не для бухгалтера, а для пользователя бухгалтерской информации.

2. Налоги считать станет ещё сложнее, а куда уж ещё сложнее

Главная мысль: бухгалтер — это не про налоги. Точнее, не только про них. Например, в базовом курсе сертификации Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) налогообложение — лишь один из 9 курсов, экзамены по которым необходимо сдать соискателю.

Почему так? Бухучёт ведется, в первую очередь, для внутренних пользователей бухгалтерской информации — менеджмента и собственников компании. Его предназначение — информационная поддержка принятия управленческих решений. Любых, а не только касающихся налогообложения.

Налоги волнуют одного внешнего пользователя — ФНС. А других пользователей интересует рентабельность, ликвидность, платежеспособность и прочие показатели, которые характеризуют надёжность и успешность организации. Они как раз основаны на данных бухгалтерской отчётности.

При этом лишь один налог — налог на имущество организаций — исчисляется на основании бухгалтерских данных. И то не по всем объектам налогообложения. Это результат работы Минфина, который уже 20 лет последовательно проводит политику разделения бухгалтерского и налогового учётов. Если налоговая база зависит от оценки объекта в бухучёте и правила такой оценки вариативны, то у налогоплательщика неминуемо возникнет искушение выбрать тот метод бухгалтерского учёта, который даст наименьшую налоговую базу.

Это лишь моё личное мнение. Минфин проводит более консервативный курс. Поэтому ждать усложнения правил исчисления налогов не нужно. Наоборот, они упрощаются. Эта реформа не про налоги, она сугубо про бухучёт. Но разниц между бухгалтерским и налоговым учётами станет больше из-за усложнения бухгалтерской методологии. Это необходимая плата за качественный бухгалтерский учёт. Он нужен пользователю бухгалтерской информации, для которого и затевалась реформа.

3. Реформированием занимаются далекие от бухгалтерии чиновники. Триумф бюрократии над здравым смыслом

Силами чиновников Минфина готовятся проекты только четырёх из двенадцати будущих ФСБУ. Остальные проекты готовят совсем другие люди. Чиновники действительно могут быть оторваны от хозяйственной практики, это в Минфине отлично понимают и понимали, когда в начале 2000-х реформа только затевалась.

БМЦ с 2016 года выдаёт проекты стандартов с соблюдением всех сроков и процедур, установленных Минфином. Чего не скажешь о самом Минфине, но это тема отдельного разговора. На сайте БМЦ можно увидеть состояние работы над проектами ФСБУ и прочитать их тексты.

О процедуре подготовки и рассмотрения проектов ФСБУ я напишу отдельно. Пока только подчеркну: в заседаниях рабочих групп по проектам стандартов участвуют люди, наевшие железные зубы на методологии учёта. В Президиум БМЦ входят главные бухгалтеры и руководители крупных отечественных корпораций:

  • Гознак;
  • ЕвроХим;
  • Мегафон;
  • Росатом;
  • Роскосмос;
  • РусГидро;
  • Роснефть;
  • РЖД;
  • Транснефть Финанс;
  • 1С.

То есть и те, кто, готовит бухгалтерские данные, и те, кто пользуется ими. Рабочие группы по конкретным ФСБУ состоят преимущественно из руководителей бухгалтерских служб этих и других российских компаний. И это люди, далекие от бухучёта?!

Более того, процедура общественного обсуждения предполагает возможность внесения замечаний и предложений по тексту проектов любым заинтересованным лицом. Эти предложения обязательны к рассмотрению на заседаниях рабочих групп по проектам ФСБУ. Как участник таких заседаний могу заверить, что они действительно рассматриваются — независимо от степени бредовости. И замечания, которые позволяют сделать проект лучше, принимаются.

Так что профсообщество сейчас действительно влияет на регулирование своей деятельности. Жаль, что рядовые бухгалтеры об этом не знают и не участвуют в этом.

Вместо заключения

Начинаю серию статей о реформе бухучета: зачем она нужна, кто ее делает и какие изменения нам ждать в ближайшие годы. А изменения предстоят колоссальные! Если не готовиться заранее, то уже в следующем году карета бухгалтерии может превратиться в тыкву. Я – один из довольно узкого круга людей, участвующих в разработке новых бухгалтерских стандартов. Поэтому расскажу как эта кухня выглядит изнутри.

Планы Минфина

Реформа бухгалтерского учета в стране продолжается уже почти двадцать лет. Ее декларируемая цель – приблизить отечественные правила ведения бухгалтерского учета к международным. За это время введен в действие ряд новых бухгалтерских стандартов в большей или меньшей степени соответствующих Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

При этом частота принятия новых нормативных документов и внесения изменений в старые была не очень большой, что позволяло бухгалтерам относительно неспешно адаптироваться к изменениям. Многие из них продолжают думать, что все и дальше будет развиваться примерно таким же образом. Поэтому можно решать проблемы по мере их поступления.

Сейчас, наверное, каждый бухгалтер, читающий эту статью, подумал, что я не в себе: ведь чуть ли не каждый день приходится изучать какие-то новые правила для того, чтобы состряпать какой-то новый отчет. Действительно, это так. Но меняются в основном формы документов, создаваемых для надзорных органов, и формат их подачи.

Глобальные же изменения в методологию бухгалтерского учета, заставляющие в корне изменить привычный уклад работы, вносились не так часто. Пока. В ближайшие годы все сильно изменится. И эти изменения будут вноситься очень быстро.

По планам Минфина до 2023 года в силу должны вступить 12 федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). Половина заменит привычные российскому бухгалтеру положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Вторая половина не имеет аналогов в действующем законодательстве. Чтобы понять масштаб изменений, приведу всего два числа: в настоящее время действует 24 ПБУ, которые были приняты за 14 лет (с 1998 г. по 2011 г.). То есть за 3 года нормативное регулирование бухгалтерского учета обновится наполовину.

Новые стандарты будут существенно сложнее существующих. Они предполагают широкое использование профессионального суждения, которого у большинства отечественных бухгалтеров нет. Среднестатистический российский бухгалтер привык к тому, что за него кто-то уже все решил: будь то государство, установившее унифицированные формы бухгалтерской отчетности, или великая и ужасная фирма 1С, тиражирующая однотипные решения автоматизации бухучета в масштабах страны. Это следствие многих лет жесткой регламентации каждого действия бухгалтера со стороны государства.

  • налоговый учет – для государства;
  • управленческий учет – для менеджмента, собственников, потенциальных инвесторов и кредиторов;
  • бухгалтерский учет – непонятно для кого.

Идея реформы – сделать бухгалтерский учет полезным. А вот реализация этой идеи за последние 5 лет прихрамывала на обе ноги.

Что бухгалтеры думают о реформе и почему она все-таки нужна

В профсообществе сложились устойчиво негативные представления о реформе. Это нормально - бухгалтер по природе должен быть консерватором. Но большинство возражений против реформы основаны на ложных посылках. Разберу три самых частых.

1. Все изменения приведут только к увеличению объема работы, пользы от них никакой не будет. Особенно худо придется малому бизнесу

В результате данные бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности малопригодны для понимания реального состояния дел организации. Предприятия вынуждены внедрять управленческий учет, чтобы получать те данные, которые должен поставлять учет бухгалтерский. Управленческий учет - хорошее дело, но только не тогда, когда он является костылем для хромающего бухучета.

Проекты новых ФСБУ расширяют сферу применения профессионального суждения бухгалтера. Это позволяет гораздо лучше подстраивать бухучет под специфику деятельности конкретного предприятия. Конечно, при соответствующей квалификации главбуха.

Поэтому, да, объем работы бухгалтеров и качество этой работы увеличится. И, нет, польза от внедрения новых стандартов будет - просто польза будет не для бухгалтера, а для пользователя бухгалтерской информации.

2. Налоги считать станет еще сложнее, а куда уж еще сложнее

Главная мысль: бухгалтер – это не про налоги. Точнее, не только про них. Например, в базовом курсе сертификации Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) налогообложение - лишь один из 9 курсов, экзамены по которым необходимо сдать соискателю.

Почему так? Бухучет ведется, в первую очередь, для внутренних пользователей бухгалтерской информации - менеджмента и собственников компании. Его предназначение - информационная поддержка принятия управленческих решений. Любых, а не только касающихся налогообложения.

Налоги волнуют одного внешнего пользователя – ФНС. А других пользователей интересует рентабельность, ликвидность, платежеспособность и прочие показатели, которые характеризуют надежность и успешность организации. Они как раз основаны на данных бухгалтерской отчетности.

При этом лишь один налог - налог на имущество организаций - исчисляется на основании бухгалтерских данных . И то не по всем объектам налогообложения. Это результат работы Минфина, который уже 20 лет последовательно проводит политику разделения бухгалтерского и налогового учетов. Если налоговая база зависит от оценки объекта в бухучете и правила такой оценки вариативны, то у налогоплательщика неминуемо возникнет искушение выбрать тот метод бухгалтерского учета, который даст наименьшую налоговую базу.

Это лишь мое личное мнение. Минфин проводит более консервативный курс. Поэтому ждать усложнения правил исчисления налогов не нужно. Наоборот, они упрощаются . Эта реформа не про налоги, она сугубо про бухучет. Но разниц между бухгалтерским и налоговым учетами станет больше из-за усложнения бухгалтерской методологии. Это необходимая плата за качественный бухгалтерский учет. Он нужен пользователю бухгалтерской информации, для которого и затевалась реформа.

3. Реформированием занимаются далекие от бухгалтерии чиновники. Триумф бюрократии над здравым смыслом

Силами чиновников Минфина готовятся проекты только четырех из двенадцати будущих ФСБУ. Остальные проекты готовят совсем другие люди. Чиновники действительно могут быть оторваны от хозяйственной практики, это в Минфине отлично понимают и понимали, когда в начале 2000-х реформа только затевалась.

БМЦ с 2016 года выдает проекты стандартов с соблюдением всех сроков и процедур, установленных Минфином. Чего не скажешь о самом Минфине, но это тема отдельного разговора. На сайте БМЦ можно увидеть состояние работы над проектами ФСБУ и прочитать их тексты.

О процедуре подготовки и рассмотрения проектов ФСБУ я напишу отдельно. Пока только подчеркну: в заседаниях рабочих групп по проектам стандартов участвуют люди, наевшие железные зубы на методологии учета. В Президиум БМЦ входят главные бухгалтеры и руководители крупных отечественных корпораций:

  • Гознак;
  • ЕвроХим;
  • Мегафон;
  • Росатом;
  • Роскосмос;
  • РусГидро;
  • Роснефть;
  • РЖД;
  • Транснефть Финанс;
  • 1С.

То есть и те, кто, готовит бухгалтерские данные, и те, кто пользуется ими. Рабочие группы по конкретным ФСБУ состоят преимущественно из руководителей бухгалтерских служб этих и других российских компаний. И это люди, далекие от бухучета?!

Более того, процедура общественного обсуждения предполагает возможность внесения замечаний и предложений по тексту проектов любым заинтересованным лицом. Эти предложения обязательны к рассмотрению на заседаниях рабочих групп по проектам ФСБУ. Они действительно рассматриваются независимо от степени бредовости. И замечания, которые позволяют сделать проект лучше, принимаются.

Так что профсообщество сейчас действительно влияет на регулирование своей деятельности. Жаль, что рядовые бухгалтеры об этом не знают. И не участвуют в этом.

Вместо заключения

А пользователям бухгалтерской информации остается запастись терпением и ждать дня, с которого бухгалтеры вспомнят о том, что их основной клиент — не налоговая инспекция, а объекты бухучета гораздо шире, чем задолженность перед бюджетом. Первая ласточка - ФСБУ 5/2019 "Запасы" - вступает в силу уже с 1 января 2021 года.

Ставьте лайк, если хотите знать больше о реформе. Если увижу интерес читателей, напишу о том как разрабатываются и принимаются новые бухгалтерские стандарты и сделаю обзор состояния разработки по каждому ФСБУ. И подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!


Реформирование бухгалтерского учета представляет собой процесс преобразований, происходящих в области бухгалтерского учета и вытекающих из общего процесса экономических реформ в России, включая изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды. Реформирование включает разработку правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, адекватных требованиям современной экономики.

Так, в условиях плановой экономики существовала система бухгалтерского учета, которая была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в этой системе, выступало государство (в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов). Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.[2]

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 283, была разработана в связи с тем, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в это время отставал от общего процесса экономических реформ в России.

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Основные задачи реформы заключаются в следующем:

сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.[3]

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, – КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО (International Accounting Standards – IAS). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого следует добиваться не законодательным путем, а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям: совершенствование нормативного правового регулирования; формирование нормативной базы (стандарты); методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); международное сотрудничество.

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития национальной системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. Для этого необходимо обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотреть допустимые способы оценки активов и обязательств, создать механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.[7]

Одним из итогов выполнения работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами явилось создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, где ключевым элементом стала разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. При этом осуществляется переориентация нормативного регулирования, осуществляемого Министерством финансов РФ, с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность с акцентом на регулирование бухгалтерского финансового учета.

Развитие методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии предполагает усиление роли профессиональных организаций и прежде всего Института профессиональных бухгалтеров России. Следует отметить, что уже сегодня все проекты положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов, подлежащих утверждению Минфином России, разрабатываются его специалистами. На 2014 год действительны 24 Положения (стандарта) по бухгалтерскому учету, которые определяют содержание и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете; требования к учетной политике; состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности и т.д.

Следующий этап развития бухгалтерского (финансового) учета и отчетности начинается с утверждения Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440 Плана Министерства финансов РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. В качестве главных направлений были выделены: повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности; развитие профессии; международное сотрудничество.[4]

Огромную роль в истории России играет принятый 06 декабря 2011 года Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ, который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений. Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку: а) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета; б) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; в) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет; г) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.[1]

Переход на МСФО, обеспечит отчетность российских предприятий такими важными характеристиками, как понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, что в свою очередь послужит для пользователей отчетности сокращением издержек, затрачиваемых на ее анализ. У компаний пропадет необходимость согласовывать внутренний (управленческий) и внешний (финансовый) учёт. Следует отметить, что применительно к современной российской специфике, частью учетного информационного пространства, которая консолидирует финансовый и управленческий учет в единую систему обеспечения эффективного процесса управления, является стратегический учет. Вследствие интегрированности стратегический учет обеспечивает комплексный подход к выявлению и решению проблем, встающих перед предприятием. [5, с.207]

Но самым главным преимуществом перехода на МСФО является увеличение притока инвестиций в страну. В результате доступности инвесторам большего объема информации об объекте возможных вложений, риски инвестирования будут снижены.

Подводя итоги реформы бухгалтерского учета, можно отметить такие достижения, как создание Института профессиональных бухгалтеров России, вступление России в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. Российские Положения по бухгалтерскому учету (РПБУ) обогатилось рядом новых понятий, почерпнув их из правил международных стандартов. Но самым главным достижением является то, что все большее число компаний стало само переходить на применение МСФО.

1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 402-ФЗ: принят ГД ФС РФ 06.12.2011 г.

2. Российская Федерация. Приказ. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России [Текст]: одобрена Метод. советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ 29.12.1997 г.

3. Российская Федерация. Приказ. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу [Текст]: № 180: одобрена Минфином РФ 01.07.2004 г.

4. Российская Федерация. Приказ. План Минфина РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе МСФО [Электронный ресурс] : № 440: утв. Минфином РФ от 30.11.2011 г.

5. Насакина Л.А. Концепция формирования учетно-аналитических систем в современных условиях [Текст] // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – Тольятти, 2013. - № 6. - С. 206-211.

6. Хахонова Н.Н. Актуальные проблемы реформирования российского бухгалтерского учета [Электронный ресурс] / Н.Н. Хохлова // Фундаментальные исследования, 2012.- № 9.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, финансовая отчетность, бухгалтерская отчетность, Россия, стандарт, гражданско-правовая среда, национальная система, нормативное регулирование, общий процесс, стратегический учет.

Похожие статьи

Система нормативно-правового регулирования.

В России период проведения реформы системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета длится уже более 15 лет. За это время были осуществлены значительные преобразования.

Перспективы развития бухгалтерского учета и отчетности

Финансовый учет и формирование бухгалтерской отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета.

Современные аспекты нормативно-правового регулирования.

В образовательных учреждениях будущему бухгалтеру обычно рассказывают о классической четырехуровневой системе регулирования бухгалтерского учета, взятой из небезызвестных учебников по учету.

Влияние требований МСФО на методологию бухгалтерской.

Ключевые слова: Международные системы финансовой отчетности (МСФО), Российские системы бухгалтерского учета (РСБУ), бухгалтерская отчетность, принципы формирования бухгалтерской отчетности.

Сравнительный анализ международных и российских.

Прежде, чем рассматривать отличительные особенности международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) и отечественных положений по бухгалтерскому учету (РПБУ) необходимо дать определение каждому из стандартов.

Необходимость внедрения трансформации бухгалтерской.

Ключевые слова:Бухгалтерская — финансовая отчетность, национальные стандарты РФ, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), трансформация бухгалтерской — финансовой отчетности.

Формирование и аудит годовой бухгалтерской отчетности.

годовая бухгалтерская отчетность, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, принятие решений, финансовая отчетность, результат деятельности, управление предприятием, предприятие, отчетный период.

Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности.

В данной статье рассматривается необходимость перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности, а также некоторые проблемы, связанные с ним. Ключевые слова: финансовая отчетность, бухгалтерский учет, стандарты.

Читайте также: