Теория социокультурных суперсистем п сорокина кратко

Обновлено: 02.07.2024

По Сорокину, культура, в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного данным обществом на определенной стадии его развития. В культуре следует различать два аспекта: внутренний — смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов — и внешний — материальное воплощение смыслов и ценностей в вещах и явлениях. Таким образом, все предметы культуры являются знаками и символами, этим они отличаются от природных объектов. Культура же есть явление особого рода, гораздо более сложное и совершенное, чем растительный или животный организм. Она не детерминируется экономикой, а выступает как система значений-ценностей, с помощью которых общество интегрирует энергию, поддерживает взаимосвязь своих культурных институтов. Культура определяет энергию и направленность человеческой деятельности.

Главными системообразующими элементами культуры являются значимые, смыслообразующие связи, а не пространственная близость или функциональная взаимозависимость. Примерами таких связей могут служить математические уравнения, логические силлогизмы, юридические и этические нормы. Они и лежат в основе подсистем культуры — математики, логики, физики, этики, права, философии и, т.д. Каждая из подсистем характеризуется особым типом смысловых связей. Наряду с этими основными подсистемами существуют также производные подсистемы в виде технологий, экономики, политики. В совокупности они образуют культурную суперсистему, которую нужно отличать от культурного комплекса, состоящего из множества элементов, не связанных

лучших побуждений. Он считал, что уничтожение культурной традиции лишает социальный организм защиты и неизбежно обрекает на смерть.

Один из важнейших выводов функционализма — признание самоценности каждой культуры. Важнейшая задача культуры — закрепление, развитие и передача потомкам органической системы социальных институтов, исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни. Ведь каждая из этих форм выполняет определенную функцию по удовлетворению как основных (первичных), так и вторичных потребностей людей. Первичные потребности одинаковы у всех людей, но их удовлетворение у разных народов происходит по-разному. Еще больше это относится к удовлетворению вторичных потребностей, что порождает различия между культурами. Каждая культура оптимальна для конкретных условий обитания народа. Поэтому целостность культурной системы нарушать нельзя. Даже варварские (с нашей точки зрения) обычаи местных народов нельзя уничтожать просто так. Вначале необходимо выяснить все функции, которые они выполняют, и подобрать им полноценную замену.

Особняком среди многочисленных работ культурологов ХХ века стоят труды крупнейшего русско-американского социолога и культуролога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968),большую часть своей жизни прожившего в эмиграции в США. В методологическом плане его концепция перекликается с учением о культурно-исторических типах А. Дж.Тойнбии О. Шпенглера. Однако теория культурно-исторических типов П. А. Сорокина принципиально отличается от предшествующих тем, что в ней допускается наличие прогресса в общественном развитии.

Будучи подлинным энциклопедистом, освоившим все достижения современного ему гуманитарного знания, поддерживая теорию духовной элиты как ведущей силы развития общества, П. А. Сорокин подчеркивает неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. При этом вслед за древними греками он считает пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы.

В соответствии со своими методологическими установками П. А. Сорокин создает концепцию социально-культурной динамики, представляя исторический процесс как процесс развития культуры, идущий законченными циклами культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания.

Исходя из двойственной психобиологической природы человека – существа чувствующего и мыслящего, П. А. Сорокин разделяет культуру на три типа: а)идеациональный(ideational), б) идеалистический(idealistic) и в) чувственный(sensate).

Идеациональная культура основывается на принципе сверхразумности и сверхчувственности Бога, который является ее главной и единственно реальной ценностью. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, герои ее – боги, ангелы, святые и грешники. Философия практически неотделима от теологии, наука является служанкой религии. Этика и право представляют собой развернутое выражение христианских заповедей. Политическая организация носит теократический характер. Семья рассматривается как священный религиозный союз. Экономическая организация также находится под контролем религии. В целом эта культура занимается приближением верующего к Богу. Таковыми являются культура Брахманской Индии, буддийская культура и средневековая культура до конца ХП века.




Органичное единство, в котором соединяются два описанных выше принципа, существует недолго. Идеациональный принцип средневековой культуры уходит в прошлое, а его соперник становится все сильнее. В результате происходит формирование нового типа культуры, в котором этот, второй, принцип становится доминирующим.

Выход из нынешнего кризиса, по мнению исследователя, состоит в том, чтобы широко информировать народы и правительства о том, что происходит в мире, опираясь на знание фактов, а не на сенсационные заявления прессы.

С точки зрения П. А. Сорокина, необходима выработка единых образовательных, экономических, политических и других мер, расчищающих путь новой культуре. Культура не погибнет до тех пор, пока жив человек. Уже сейчас намечаются очертания новой великой идеациональной культуры, основывающейся на ценностях альтруистической любви.

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

1. Как Э. Тайлор исследовал культуру? В чем заключаются достоинства и недостатки его метода?

3. В чем состоит вклад в развитие эволюционизма Г. Спенсера?

4. Выделите основные идеи в учении культурной антропологии, которые явились важным научным вкладом в развитие культурологии?

5. Что нового внес диффузионизм по сравнению с эволюционизмом в изучение культуры?

7. Как диффузионисты понимали развитие культуры?

8. Чем отличается функционализм от предшествующих подходов в изучении культуры?

10. В чем состоят особенности структурно-функциональной концепции А. Рэдклиффа-Брауна?

11. Как Л. Уайт определяет культурологию?

12. В чем состоит критерий прогрессивности культуры Л. Уайта? Охарактеризуйте его эффективность.

14. Каковы характерные черты символов?

17. Герменевтика как метод философии культуры В. Дильтея.

19. Что такое герменевтический круг?

20. Как О. Шпенглер понимает культуру? Что является ее душой?

22. Чем, согласно Г. Риккерту, отличаются науки о природе от наук о культуре?

23. Что такое понятие ценности и отнесение к ценностям?

24. В чем М. Хайдеггер видит главную беду западной культуры?

25. Какова роль языка в развитии культуры?

26. С чем К. Ясперс связывает кризис культуры?

29. На чем основывается концепция культуры З. Фрейда?

30. Каковы, согласно Э. Фромму, специфические человеческие качества?

31. Что представляет собой человек как субъект и объект бытия?

33. Что, по мнению К. Юнга, порождает кризис культуры?

36. Какова структура человеческой психики, согласно Ж. Лакану? Сравните его точку зрения с фрейдизмом.

37. Какова сущность концепции культуры Р. Барта? Почему он утверждал, что культура разворачивается как семиотическая деятельность?

39. Согласно символической теории культуры, культура есть система знаков. Покажите на конкретных примерах, что вещи и явления в культуре помимо практической функции играют роль культурных знаков.

40. Что представляет собой культура как символическая система в учениях Э. Кассирера, С. Лангер, Ю. М. Лотмана?

41. Культура как система знаний, информационная система, совокупность текстов (А. Моль, Ю. М. Лотман).

42. Какие наиболее важные особенности современной культуры выделяет в своей концепции А. Моль?

43. Какие черты и свойства культуры рассматриваются символической и информационной теориями?

44. В чем заключается культурообразующий фактор игры?

45. С чем связано вытеснение игрового момента в культуре?

47. Каким путем можно спасти культуру, с точки зрения Х. Ортеги-и-Гассета?

49. Согласны ли Вы с характеристикой современной культуры, данной Г. Гессе? Почему?

50. Охарактеризуйте концепцию культуры А. Тойнби. Сравните ее с теорией О. Шпенглера.

52. Какие черты и свойства культуры рассматривает социальная теория? В чем специфика концепции А. Уайтхеда?

53. Что общего и в чем различие концепции А. Уайтхеда и теории символического интеракционизма?

54. Что такое культура в понимании П. А. Сорокина?

55. На каком основании П. А. Сорокин выделяет три типа культуры?

56. Какая из перечисленных концепций культуры Вам наиболее близка? Почему?

Особняком среди многочисленных работ культурологов ХХ века стоят труды крупнейшего русско-американского социолога и культуролога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968),большую часть своей жизни прожившего в эмиграции в США. В методологическом плане его концепция перекликается с учением о культурно-исторических типах А. Дж.Тойнбии О. Шпенглера. Однако теория культурно-исторических типов П. А. Сорокина принципиально отличается от предшествующих тем, что в ней допускается наличие прогресса в общественном развитии.

Будучи подлинным энциклопедистом, освоившим все достижения современного ему гуманитарного знания, поддерживая теорию духовной элиты как ведущей силы развития общества, П. А. Сорокин подчеркивает неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. При этом вслед за древними греками он считает пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы.

В соответствии со своими методологическими установками П. А. Сорокин создает концепцию социально-культурной динамики, представляя исторический процесс как процесс развития культуры, идущий законченными циклами культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания.

Исходя из двойственной психобиологической природы человека – существа чувствующего и мыслящего, П. А. Сорокин разделяет культуру на три типа: а)идеациональный(ideational), б) идеалистический(idealistic) и в) чувственный(sensate).

Идеациональная культура основывается на принципе сверхразумности и сверхчувственности Бога, который является ее главной и единственно реальной ценностью. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, герои ее – боги, ангелы, святые и грешники. Философия практически неотделима от теологии, наука является служанкой религии. Этика и право представляют собой развернутое выражение христианских заповедей. Политическая организация носит теократический характер. Семья рассматривается как священный религиозный союз. Экономическая организация также находится под контролем религии. В целом эта культура занимается приближением верующего к Богу. Таковыми являются культура Брахманской Индии, буддийская культура и средневековая культура до конца ХП века.

Органичное единство, в котором соединяются два описанных выше принципа, существует недолго. Идеациональный принцип средневековой культуры уходит в прошлое, а его соперник становится все сильнее. В результате происходит формирование нового типа культуры, в котором этот, второй, принцип становится доминирующим.

Выход из нынешнего кризиса, по мнению исследователя, состоит в том, чтобы широко информировать народы и правительства о том, что происходит в мире, опираясь на знание фактов, а не на сенсационные заявления прессы.

С точки зрения П. А. Сорокина, необходима выработка единых образовательных, экономических, политических и других мер, расчищающих путь новой культуре. Культура не погибнет до тех пор, пока жив человек. Уже сейчас намечаются очертания новой великой идеациональной культуры, основывающейся на ценностях альтруистической любви.

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

1. Как Э. Тайлор исследовал культуру? В чем заключаются достоинства и недостатки его метода?

3. В чем состоит вклад в развитие эволюционизма Г. Спенсера?

4. Выделите основные идеи в учении культурной антропологии, которые явились важным научным вкладом в развитие культурологии?

5. Что нового внес диффузионизм по сравнению с эволюционизмом в изучение культуры?

7. Как диффузионисты понимали развитие культуры?

8. Чем отличается функционализм от предшествующих подходов в изучении культуры?

10. В чем состоят особенности структурно-функциональной концепции А. Рэдклиффа-Брауна?

11. Как Л. Уайт определяет культурологию?

12. В чем состоит критерий прогрессивности культуры Л. Уайта? Охарактеризуйте его эффективность.

14. Каковы характерные черты символов?

17. Герменевтика как метод философии культуры В. Дильтея.

19. Что такое герменевтический круг?

20. Как О. Шпенглер понимает культуру? Что является ее душой?

22. Чем, согласно Г. Риккерту, отличаются науки о природе от наук о культуре?

23. Что такое понятие ценности и отнесение к ценностям?

24. В чем М. Хайдеггер видит главную беду западной культуры?

25. Какова роль языка в развитии культуры?

26. С чем К. Ясперс связывает кризис культуры?

29. На чем основывается концепция культуры З. Фрейда?

30. Каковы, согласно Э. Фромму, специфические человеческие качества?

31. Что представляет собой человек как субъект и объект бытия?

33. Что, по мнению К. Юнга, порождает кризис культуры?

36. Какова структура человеческой психики, согласно Ж. Лакану? Сравните его точку зрения с фрейдизмом.

37. Какова сущность концепции культуры Р. Барта? Почему он утверждал, что культура разворачивается как семиотическая деятельность?

39. Согласно символической теории культуры, культура есть система знаков. Покажите на конкретных примерах, что вещи и явления в культуре помимо практической функции играют роль культурных знаков.

40. Что представляет собой культура как символическая система в учениях Э. Кассирера, С. Лангер, Ю. М. Лотмана?

41. Культура как система знаний, информационная система, совокупность текстов (А. Моль, Ю. М. Лотман).

42. Какие наиболее важные особенности современной культуры выделяет в своей концепции А. Моль?

43. Какие черты и свойства культуры рассматриваются символической и информационной теориями?

44. В чем заключается культурообразующий фактор игры?

45. С чем связано вытеснение игрового момента в культуре?

47. Каким путем можно спасти культуру, с точки зрения Х. Ортеги-и-Гассета?

49. Согласны ли Вы с характеристикой современной культуры, данной Г. Гессе? Почему?

50. Охарактеризуйте концепцию культуры А. Тойнби. Сравните ее с теорией О. Шпенглера.

52. Какие черты и свойства культуры рассматривает социальная теория? В чем специфика концепции А. Уайтхеда?

53. Что общего и в чем различие концепции А. Уайтхеда и теории символического интеракционизма?

54. Что такое культура в понимании П. А. Сорокина?

55. На каком основании П. А. Сорокин выделяет три типа культуры?

56. Какая из перечисленных концепций культуры Вам наиболее близка? Почему?

Питирим Александрович Сорокин – ($1889$ – $1968$) русско-американский социолог, культуролог, основоположник теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Концепция культурных суперсистем

В процессе изучения изменений в мире Сорокин разработал теорию социокультурной динамики, в которой он отразил своё намерение рассмотреть возможности и диалектику социальных изменений.

Рассматривая общественную реальность с исторической точки зрения, Сорокин описывал ее в качестве иерархии социокультурных систем, изучая как мелкие системы, так и крупные суперсистемы.

Суперсистемы измеряются целыми столетиями и охватывают большое количество видов социальных взаимоотношений, а так же формы духовной и материальной реальности, вместе с наукой, искусством, религией, языком.

Готовые работы на аналогичную тему

Анализируя суперсистемы, Питирим Александрович уделил своё особое внимание описанию культурных суперсистем, в которых ключевая роль отводилась ценностям. Ценности занимают в теории социокультурной динамики одно из ведущих позиций.

Суперсистема доминирует в одной конкретной исторической эпохе, как утверждает концепция Сорокина, в структуре этой суперсистемы обнаруживается отголоски предыдущей и зачатки предшествующей суперсистемы.

Исторический процесс Сорокин изучал с точки зрения движения типов культур, которые выступают в качестве определенной целостности.

Сорокин выделяет три основных типа:

  • Чувственный, в котором преобладает чувственное восприятие реальности
  • Рациональный (умозрительный), в котором преобладает доминирование рационального мышления
  • Идеациональный, в котором преобладает интуитивное мышление.

Все эти типы культуры пребывают в процессе своего развития и присущи обществу в разные периоды его прогресса.

Согласно концепции социокультурной динамики люди находятся в системе социального взаимодействия и подвергаются воздействию многих факторов:

  • Бессознательных, рефлекторных регуляторов.
  • Биосознательных регуляторов (жажда, голод).
  • Социосознательных регуляторов (ценности, нормы).

Последняя группа регуляторов является культурным качеством. Для каждой культуры характерны свои культурные качества, которые могут меняться и предопределять тип социокультурной динамики.

Центральной категорией концепции социокультурной динамики Питирима Александровича выступают ценности, которые делятся на четыре группы:

  • Ценности, которые появились в познавательном процессе (истина)
  • Ценности эстетического удовлетворения (красота)
  • Ценности морали и социальной адаптации (добро)
  • Ценности, которые объединяют в себе все вышеперечисленные (польза).


Теория существования суперсистем культуры П. Сорокина - одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде "Социокультурная динамика" (1937-1941).

Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является "основой и фундаментом всякой культуры" (Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

Исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры:

а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает "истина чувств" и истина наслаждения;

б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. "истина веры" и истина самоотречения;

в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, "человеческими умами будет руководить истина разума".

В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.

Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры Сорокин наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие - искусство, истину, мораль, право - и давая им характеристики.

Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана "на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности" (там же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V-XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями - сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. "Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой" (там же. с. 436). Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых.

Высшей идеациональной истиной у Сорокина является "истина веры". "Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях" (там же. С. 463). Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным .Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества "свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения" (там же. С. 49).

Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие.

Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако "рядом с этими великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада. ", которые "и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки" (там же. с. 450). По мысли Сорокина, искусство становится "музеем социальной патологии". И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства.

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры - искусства, истины, морали, права - действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) - роста - созревания - увядания - упадка и, наконец, распада. В то же время философ был убежден в том, что так называемая "смерть" культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта "мнимая смертная агония была не чем иным. как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил" (там же. с. 433).

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Подробно анализируя историю европейской культуры, в том числе и статистическими методами, П. Сорокин относил к периодам расцвета "чувственной" культуры греко-римскую цивилизацию III-IV вв. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, и западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени. К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомого Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру христианского Запада (с VI по XIII век), а к идеалистическому - великую культуру эпохи Возрождения. Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем "расколдованном" мире. Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении "идеациональной" культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Свое главное пророчество в отношении будущего человечества П. Сорокин сформулировал так: "Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего".

Литература

Сорокин П. А.Социокультурная динамика. Москва: Директ-Медиа, 2007. - 344 с.

Читайте также: