Клиповое сознание это кратко

Обновлено: 05.07.2024


Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.
В то же время многие оправдывают (особенно представители массмедиа, которые и внедряют клиповое сознание) клиповое сознание, как некую эволюцию в мышлении.

В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы) .
В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т. д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.




  • С.С. Мерзляков - Клиповое сознание — это не плохо? Клиповое сознание — это хорошо?

С.С. Мерзляков - Клиповое сознание — это не плохо? Клиповое сознание — это хорошо?

Отцы и дети

Академик, который привык говорить долго и пространно, не сказал за первые пять минут своей медленно текучей речи ничего важного. Видимо, он только готовил аудиторию к последующим откровениям. Но клиповое сознание уже переключилось на более интересные занятия. Клиповое сознание уже успело усвоить эту игру: если ты можешь говорить пятнадцать минут ни о чем, то тебе дадут диплом и назовут специалистом. Можешь говорить полчаса — уже претендуешь на то, чтобы быть кандидатом наук. Час — почти профессор. Ну а полтора часа — сразу видно академика. Эта игра не устраивает носителя клипового сознания — он играет совсем в другие игры. Если ты не смог в течение пяти минут заинтересовать, то ты не в состоянии сказать ничего стоящего и тебя слушать не будут. И никаких преданных взглядов. Даже в сторону академиков. Нужен смысл, а не языковой поток. И желательно, чтобы долго этого смысла ждать не пришлось: думать нужно быстро, а говорить — мало.

Ф.И. Гиренок пишет о войне между поколениями в школе. Учителя вдруг обнаружили, что их ученики не хотят читать толстые книги и слушать длинные речи. В чем тут дело? В том, что у учеников плохо развито понятийное мышление. В этом виноват Интернет и экранная, т. е. образная, культура в целом, которая ответственна за то, что школьники привыкли к быстрой выжимке информации из разных источников. Это плохо? Нет, это не плохо. Просто учителям нужно говорить мало и сразу о важном, а не растягивать языковую игру на час. Поэтому Гиренок советует давать лектору не 90 минут, а 10 для изложения мысли, если она есть. Все остальное время должно уходить на обсуждение проблемы.

Клиповое сознание ждет от лектора умения упаковывать мысль в образ, а лектор привык прикрывать отсутствие мысли языком — и в этом проблема. Старая проблема отцов и детей означает сегодня столкновение двух реальностей: нарождающейся экранной и отмирающей книжной. Школа пытается навязать ученику мышление линейное, т. е. текстовое и медленное, а настоящее и будущее требуют от него мышления клипового, т. е. образного и быстрого.

Сознание

Сознание не связано и с языком. Говорить — не значит мыслить. Если кто-то говорит 90 минут, это не значит, что он хотя бы одну минуту за это время мыслил. Разговор — это навык. Можно научиться говорить по-умному и больше никогда в жизни не думать. Это значит, что у языка и сознания разные истории.

Клиповое сознание

Ф.И. Гиренок смотрит Бергмана. А мы смотрим Нолана. Но мы смотрим Нолана не так, как Гиренок смотрит Бергмана. Мы Нолана часто пересматриваем, но пересматриваем отдельные моменты, которые нам больше всего понравились, и перематываем скучные разговоры. Мы так привыкли. Другие фильмы мы смотрим на экране компьютера также — у нас всегда есть возможность перемотать фильм до интересного момента. В кинотеатре у нас часто появляется чувство дискомфорта, потому что хочется быстрее перемотать скучные сцены и добраться до интересной, как мы привыкли. У нас есть любимые фильмы, точнее моменты, и мы пересматриваем только их.

Клиповому сознанию мешает быстро думать линейность понятийного мышления, для которого характерен строгий порядок языковой коммуникации. Поэтому мы стараемся свести присутствие языка к минимуму — для нас комфортно существование в пространстве коротких и информативных постов в социальной сети. Суть отношений клипового сознания с языком уловил Ницше. А в России — В.В. Розанов, который записывал свои мысли на отдельных листочках, а потом собирал их вместе и издавал. Получалась книга, состоящая из отдельных фантазмов. Не линейный текст, а скорее, шелест бытия, в котором звучит множество смыслов. То же самое делаем мы сегодня на своих страницах в социальных сетях. Поэтому языковой минимализм Гиренок называет первым признаком клипового сознания. Вторым признаком клипового сознания он называет обращение не к опыту, а к воображению.

Как работает эта книга

В книге приводятся примеры клипов в философии, науке, искусстве и образовании. Ф.И. Гиренок на примерах демонстрирует, как функционирует клиповое сознание в различных пространствах современной реальности. Структура книги напрямую отсылает к клиповому сознанию читателя. Интересно ли мне читать о клипах в политике? Например, о том, почему Гиренок антиглобалист? Пожалуй, мне интереснее прочитать о том, почему интеллектуалом быть неприлично или почему Гиренок все-таки не с Кантом. А кому-то будет интересно, как работают клипы в искусстве или прочитать о политическом аутизме. Взгляд читателя пробегает по содержанию и выхватывает то, что заинтересует именно его. Думаю, что именно так и задумано. Так работает эта книга.

Клиповое мышление — плюсы и минусы клипового мышления у современных детей

Плюсы и минусы нового формата мышления

Что говорят ученые

Детский Центр Цифровых Технологий (CDMC) в течение многих лет занимается изучением того, как современные дети и подростки взаимодействуют с информационными технологиями и как это взаимодействие влияет на их жизнь и развитие.

В частности, исследователи пишут о новом профиле когнитивных навыков, который характеризуется более сложным и разнообразным развитием визуально-пространственного восприятия и невербального интеллекта в сочетании с недостаточностью абстрактного мышления, внимательности и критического отношения к поступающей извне информации.

Ускоренный ритм

Жизнь в обществе высоких технологий — это ежедневное взаимодействие с большими объемами информации — в любых видах (текстовом, графическом, видео, аудио) и любого содержания. Причем весь этот информационный поток достаточно быстро теряет свою актуальность и то, что было интересно и ценно еще вчера, сегодня уже становится бесполезным и ненужным.

Особенности клипового сознания

2. Возможность мгновенно вычленять необходимый материал из информационного потока без излишней фокусировки внимания и длительного обдумывания.

3. Сокращение времени на изучение и обработку поступающих извне разрозненных данных.

4. Возможность одновременно воспринимать различные информационные потоки.

5. Развитое умение быстро находить путь к нужным сведениям вместо того, чтобы запоминать большой объем данных.

7. Эмоциональность, образность, символичность, восприятие сведений в виде тезисов или лозунгов (вместо содержательных и длинных текстов).

Иными словами, клиповое сознание — это способность воспринимать мир как калейдоскоп кратких, ярких образов без излишней глубины и анализа, но зато с быстрым выхватыванием из информационного потока ключевых вещей в виде наглядной схемы. Здесь сложно однозначно сказать: все перечисленные особенности — это плюсы или минусы?

Научные эксперименты

Продемонстрировать, что такое клиповое сознание, можно конкретными примерами. Доктор психологических наук, профессор Рада Грановская рассказывает об эксперименте, в котором ребенку, игравшему в компьютерную игру, периодически давалась инструкция о его дальнейших действиях (примерно на три страницы текста). Эту инструкцию нужно было изучить, чтобы сделать следующий ход. Рядом с ребенком сидел взрослый, который успевал прочитать только полстраницы текста, тогда как ребенок обрабатывал полностью весь объем и проходил игру дальше.

Когда у детей спрашивали, как они так быстро читают, они объясняли, что им было важно найти ключевые моменты в тексте, которые давали понять, как нужно с учетом этих сведений вести себя в игре.

В другом эксперименте детям показывали на определенное количество миллисекунд картинку (на ней была изображена лисица, замахивающаяся сачком на бабочку) и просили ее описать. Дети описывали ее так: кто-то что-то поднял и замахнулся на кого-то. Это и есть клиповое сознание в действии — сейчас темп поступления информации так высок, что для решения многих задач детали и подробности совершенно не нужны.

Важно понимать, что это клиповое сознание — не вина и не ущербность ребенка, а естественная особенность познавательных процессов подрастающего поколения (да и многих взрослых тоже), которая может приносить пользу в определенных ситуациях, требующих быстрого реагирования или частого переключения внимания.

Без клипового сознания человеку сложно адаптироваться к условиям жизни современного информационного общества — он просто не сможет ориентироваться в потоках информации, ежедневно поступающих с разных сторон.

Но, конечно, клиповое сознание не должно становиться единственным типом сознания в повседневной жизни. И здесь можно упомянуть о том, что многие состоятельные и профессионально продвинутые люди обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта — то есть, по сути, дают им образование по старому принципу. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

Разные подходы

Мнения педагогов и исследователей о том, как обращаться с новым явлением у детей и подростков, делятся на две группы. Одни (например, Т.В. Семеновских) напоминают, что, запретить ребенку или подростку жить в обществе высоких технологий невозможно, ругать его — бесполезно, поэтому важно внести изменения в образовательную систему, подстраивая ее под новые особенности познавательных процессов и используя особенности клипового сознания во благо обучения и развития.

Другие (например, В.О. Богданова, С.А. Жукова, О.Н. Смищенко и др.) говорят о том, что важно проводить профилактику клиповости, сокращать информационный поток и развивать другие формы познавательных процессов. Они предлагают сбалансировать клиповое сознание, дополнив его умениями углубляться в изучаемую тему, анализировать, критично оценивать, создавать целостный образ окружающего мира.

Что делать?

Объединив эти два подхода, можно предложить целый набор рекомендаций, позволяющих минимизировать негативные аспекты клипового сознания и использовать его позитивные стороны.

1. Изменить форму предъявления информации, структурировать ее в виде фрагментарных клипов, создавая яркие, четкие и наглядные презентации с понятными и образными формулировками, которые запомнятся детям.

2. По возможности, применять инфографику (изображения, схемы и диаграммы с небольшим количеством текста), что позволит лучше запомнить материал и повысит познавательный интерес.

3. В качестве домашних заданий и для самостоятельного изучения лучше предлагать отдельные главы и параграфы, а не книги целиком — это дает гораздо больше шансов, что подростки возьмут книгу в руки, смогут сконцентрироваться на тексте и изучить его.

4. Обязательно чередовать пассивное слушание с использованием элементов тренинга и дискуссии, самостоятельную индивидуальную работу с групповой активностью. Такое переключение внимания и отдых дают возможность избежать информационной перегрузки.

5. Дошкольников и младших школьников можно просить пересказывать содержание мультфильма или книги, обсуждать с ним главных героев, их поступки, качества характера, проводить параллели между сюжетом произведения и событиями из реальной жизни. Подросткам помимо пересказа стоит посоветовать писать сочинения и изложения или (если такая деятельность окажется непривлекательной, что очень вероятно) предложить вести дневник, записывая в него свои мысли и жизненные истории. Это позволит улучшить внимание и способность полно, связно и логично передавать смысл своих мыслей, дополнит клиповость сознания системным подходом.

6. С подростками важно организовывать дискуссии на разные актуальные темы (о событиях в мире, политике, экономике, обществе и др.). Особенно полезно предоставлять для обсуждения две взаимно исключающих друг друга точки зрения. Это заставит задуматься, научит смотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон и в конечном итоге позволит повысить критичность мышления.

8. Ребенка полезно включать в свободную творческую активность, поощрять его желание экспериментировать. Все это в недирективной форме научит детей выявлять связи и зависимости между явлениями и предметами, сравнивать и обобщать, предвидеть последствия поступков преодолевать трудности и стремиться к все более совершенному результату.


Эта проблема приобретает сегодня всё большее общественное звучание и значение.

На русском языке говорит сегодня более 250 миллионов человек, но они мыслят и говорят не одинаково. Причин тому несколько. Разные люди по-разному чувствуют, входят и погружаются в русский язык. У одних словарь насчитывает несколько десятков слов, у других - несколько сотен, у третьих - несколько тысяч слов. Особенности речи людей зависят также от этнического багажа человека, условий его жизни, воспитания в семье и школе, общей воспитательной политики государства, отношения человека к рынку, скрытых и открытых влияний на людей геополитических сил. Влияние указанных факторов на речь и мышление людей также зависит от характера человека, его способностей и интересов, верования, уровня образования, профессии и любви его к родному языку. Все указанные обстоятельства говорят о том, что в нашем обществе одновременно существует несколько типов мышления, местных и сословных говоров, сленгов, фень в рамках одного языка. В разных исторических обстоятельствах одни типы мышления и выражения состояния человека несколько увядают, а другие напротив получают распространение. То, что дурные формы мышления, говоров и фень иногда получают заметное распространение, виноваты не только исторические обстоятельства, но и сами люди, позволяющие манипулировать собой и своим сознанием, или склонные сугубо рыночно относиться к культуре своего народа.

Такой тип мышления и сознания не отличается глубиной проникновения в существо событий, но зато он отличается большими скоростями пропускания через себя информации и готовностью быстрого её обмена на деньги. При достаточной материальной обеспеченности клипочелы могут днями и ночами безвылазно общаться с информационной техникой и Интернетом, пропуская через себя и выдавая прямо в эфир и по каналам связи гигабайты данных, особенно не заботясь о качестве этих данных. Для человека такая способность иногда важна, но ещё большее значение для него имеет степень и глубина обработки им информации, способность вхождения в мировые сущности, в базовые идеи и принципы Миротворения.

Конечно, отмеченные факторы вместе с рекламируемой ленью и праздностью оказывают заметное влияние на мышление и поведение взрослых и молодёжи. Но являются ли они определяющими?

Человеческие механизмы познания мира

Взаимодействия человека с миром и его познание в общем случае осуществляется следующим образом: через ощущение предмета или события - чувствование их - чувственные и видимые образы - обобщённо- образное восприятие -осмысление воспринимаемого - понятийное моделирование восприятия - духовное восприятие- интуитивное восприятие - сущностное осознание воспринимаемого - обобщённое восприятие -системная картина мира - ответное действие. Это есть полная познавательная цепь при целостном восприятии окружающей среды.

Чем сущностное восприятие (СВ) отличается от чувственного и понятийного восприятия (ПВ) мира? На основании понятий создаются модели предмета, явления или события. Модель - это только приближение к познаваемому предмету, явлению, событию и мира в целом, но не сами предметы, явления и т.д. Чувственное восприятие (ЧВ) - это тоже модельное восприятие, и, в общем случае, ещё менее точное, чем понятийное. Чувств у человека только 6, и, следовательно, чувственное пространство восприятия - не более, чем шестимерное. Понятий же в развитом языке может быть несколько сотен тысяч, правда, не все понятия - ортогональны и непересекающиеся. Однако, очевидно, что число непересекающихся понятий в сотни раз больше, чем число чувств человека. Поэтому пространство ПВ в сотни раз мощнее пространства ЧВ. Но оно не мощнее сущностного пространства восприятия. Поясню это с помощью музыкально- языкового пространства восприятия (МЯВ). Некоторые люди склонны считать, что пространство МЯВ есть часть пространства ЧВ. Однако пространство ЧВ не покрывает пространства МЯВ. Пространство ЧВ - не системно, оно не структурируется в базовых ортах и имеет только качественные оценки: больше - меньше, слабее - сильнее, приятнее - противнее и т.д. А пространство МЯВ - системно и измеряемо, и оно по этому - качественно другое, нежели пространство ЧВ. Пространство МЯВ систематизируется и структурируется в нотном базисе. Оно представляет собой пространство шумов, фонем, слов, тонов и гармонических колебаний, которые в свою очередь точно измеряются и по частоте и по амплитуде звука. Оно - точнее.

Восприятие и представление мира в пространстве МЯВ далеко не всегда приводит человека к восприятию образных и понятийных картин, при этом ощущения и чувства всегда есть. Ощущения и чувства говорит о том, что мы воспринимаем реальность звуковых сочетаний в более тонком, невидимом, колеблющемся пространстве музыки, языка и звуков, в пространстве более тонких сущностей, чем пространство материальных предметов и стихий. Оказывается, музыка и человеческие языки связаны друг с другом логикой порядка и гармонии, логикой духа. Поэтому пространство СВ, включая в себя пространство МЯВ, включает также в себя и пространство Духа. Пространство МЯВ есть также пространство Логоса. Этим и объясняется то , что православные богослужения включают в себя обязательно и Слово, и молитву, и пение, и колокольный звон в Духе добра и любви.

В музыкальных произведениях, как правило, не сообщается прямо, что в этом музыкальном отрывке присутствует дух ли России, или дух Гималаев, а в другом отрывке - дух борьбы или дух веселья и т.д. Но человек, имеющий мало-мальски музыкальный слух, услышит в русской музыке русский дух, в немецкой музыке - немецкий дух. Он легко отличит музыку Глинки, Мусоргского, Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова и Глазунова от музыки Баха, Генделя, Вагнера и Бетховена, как и от музыки Бриттена, Бартока, Гершвина, Легара, Бизе, Элингтона и Гилеспи, прежде всего, по духу.

Что такое способности человека? Это определённый ключ, данный человеку от рожденья, для доступа в те или иные пространства восприятия. Важно заметить, что человек по своей, якобы, свободной воле не может выбирать себе свободно те или иные ключи пространств восприятия. В этом отношении показателен евангельский пример прозрения слепого действиями Иисуса Христа.

Современный мир, слава Богу, признал, что в нём есть живая музыка, но есть и мёртвая. Правда, он пока ещё делает первые шаги в понимании того, что есть живая, а что есть мёртвая музыка. Живая музыка не может быть вне национального языка и духа. Поэтому полная познавательная цепочка постижения мира предполагает и ведёт человека к всестороннему развитию языка, имеющего в своих кладовых и богатые выразительные средства образного описания мира, и широкий набор конкретных и отвлечённых, и интуитивных понятий, как проявления духа; богатые логические связи образов, понятий, слов, фонем, тонов и колебаний тонких вселенских структур.

Полным ответным действием, как итог прохождения человеком полной познавательной цепочки, будет его проникновение в суть явления, вхождение в царство Творца и безусловное Его приятие в любви.

В практике взаимодействия человека с миром встречаются и неполные познавательные цепочки, включающие в себя: ощущения - чувствования - образное и событийно-образное восприятие и познание - ответное действие.

Ответным действием, при осуществлении неполной познавательной цепочке, будет быстрая реакция на сложившуюся ситуацию.

Могут ли люди такого типа сознания постигать мир Творца и безусловное Его принятие в любви?

Могут, но при условии развития в себе глубокого чувствования Бога и наработки особого языка общения с Ним, т.е. молитвы.

Неполная познавательная цепочка, вне религиозной практики, предполагает использование соответствующих языков, событийно- образных языков (СО-языки). Такие языки в мире есть, к их числу относятся некоторые языки народов Севера, Полинезии, Микронезии и другие.

СО-языки и состояние общества

СО-языки могут помочь от названных пагубных общественных явлений убежать в лес, в горы, в какой-то степени отгородиться от них и в городе. Но они не содержат в себе понятийного потенциала, необходимого для искоренения названной пагубы из общественной жизни больших народов, наций и государств. Так что СО-языки не подходят в качестве мировых и цивилизационно- образующих языков. СО-языки и клиповое сознание не столько учат человека премудростям жизни, сколько дрессируют человека на жизнь в определённых условиях.

Одна из причин таких явлений в том, что сознание, мышление большого числа людей зомбируется политикой, продажным искусством и журналистикой, тревожными ощущениями, мыслительными шаблонами, модой, которые не дают людям возможности проникать в тонкий духовный мир Вселенной. Такие люди начинают бояться окружающего мира, начинают жить в страхе и тревоге. Они становятся либо очень агрессивными по отношению к миру, либо стараются из него уйти. В этом - одна из основных причин наркомании, алкоголизма, алчности и бандитизма в современном постиндустриальном и пост - нравственном мире.

Формы клипового сознания

Формами клипового сознания и поведения является стадное поведение, мода, как частный случай стадности; поп-культура, рекламная манера изложения ощущений, чувств и мыслей; пренебрежение доказательствами, позёрство, митинги, революции и перестройки, также как и соответствующие им мораль, умственная и духовная скудость, потребность сбиваться в попс- искусствоведческие и попс-идеологические новообразования.

В то же самое время значительная часть российской пылкой и чувствительной интеллигенции под воздействием пылких же демагогов, их рекламы и психологических трюков устремлялась и устремляется на митинги, баррикады, на площади, в тайные общества, в масонские ложи и партии, устраивала и устраивает масштабные политические провокации.

Революционеры прошлого в своём большинстве - это пример типично клипового сознания и поведения. Интеллигенция в своём большинстве всегда была политической модницей. Была мода на революции, и она забиралась на баррикады, боролась с капиталом, царями и богачами - мироедами. Пришла мода на рынок, она хвалит рынок, капитал и богачей, уже не вникая в то, в какой степени они - мироеды.

Мода на революции - это классический пример событийно- образного мышления, далёкого от логики и морали жизни. Чем ситуация в стране и мире будет всё более неустойчивой и тревожной, тем сила воздействия моды на людей будет больше. Модниками гораздо проще управлять, чем людьми морали, долга и логики. Западным глобарям века сего нужны модники с их клиповым мышлением и сознанием. И по этой причине в мире тоже будут учащаться модные парады, дефиле, дефолты, кризисы, конфликты, погромы и революции всяких расцветок. По этой же причине в мире будут насаждаться всякими средствами СО-языки.

Замечу также, что погромы и революции являются удобными формами реализации человеком стадного чувства в тревожную эпоху перемен.

Русский язык и клиповое сознание

Так иностранные слова можно и нужно обрушать и обрусить.

Читайте также: