Образ иудушки головлева кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Писатель представляет героя в качестве потомственного дворянина со светлым смиренным лицом, глазами, источающими чарующий ядовитый взгляд и парализующим волю голосом.

Характерными чертами Иудушки Головлева являются его лицемерность, лживое притворство, выражающиеся в виде чрезмерных стяжательства и скупости. С малых лет Иудушка с помощью заискивания, ябед и лжи получает от матери все самое лучшее, а впоследствии, используя уже усовершенствованные методы влияния на мать, становится единственным владельцем семейного имения Головлевых.

Отличаясь пустословием и болтливостью, Иудушка не имеет в своем характере ни одного нравственного принципа, поскольку от природы обладает ехидным нутром. При этом Головлев позиционирует себя в образе прямого и правдивого человека, совершая омерзительные и низменные поступки. Однако в его характере присутствует религиозность и набожность, выражающиеся в ежедневных многочасовых молитвах, но эти качества обусловлены страхом Иудушки перед нечистой силой, и они не способны взрастить в душе героя доброту, сочувствие к окружающим.

Будучи вдовцом, Головлев воспитывает двух сыновей, относясь к ним с полным безразличием, жестокостью и холодностью. Оба сына уходят из жизни в молодом возрасте, не дождавшись необходимой от отца помощи.

Вступив в наследство на имение, Головлев приступает к обязанностям хозяина, выгнав престарелую мать в дом брата и начав тиранить прислугу и работников, поскольку не чувствует ни единого нравственного ограничения для неблаговидных поступков. При этом он в состоянии уничтожить человека только при помощи своих язвительных фраз и слов.

Иудушка совращает простую девушку Евпраксию, заставив ее вступить с ним в сожительство. Девушка рожает Головлеву сына, от которого он избавляется, отправив младенца в приют.

К старости Иудушка становится диким, замкнувшимся в себе человеком, постоянно беседующим в мыслях с разными людьми. Внезапно он вспоминает об умершей матери и ощущает муки совести за жестокое обращение с ней. Иудушка посещает заброшенную могилу матери, по пути к которой замерзает на дороге, скончавшись.

Используя образ Иудушки Головлёва, писатель раскрывает нравственные проблемы общества крепостнического строя.

История создания

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.

Книги Михаила Салтыкова-Щедрина


Книги Михаила Салтыкова-Щедрина

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

Сочинение на тему Иудушка

Интересный персонаж Иудушка, даже немного ехидный и зловещий. С детства он привык наушничать и доносить, и преподносить неприятные известия ласковым голоском, предано заглядывая в глаза. Родная мать удивлялась жадности, скупости и жестокости сына. Почему Порфирий стал таким? Может от того, что мать особо никогда не любила своих детей считая их обузой? Всю свою жизнь она прожила с нелюбимым мужем, который тоже любил пакостить людям. Возможно и отношения между родителями так повлияли на характер Порфиши.

Дочь ее умерла и оставила ей двух внучек, старший сын Степан спился от безысходности. Госпожа Головлева делит свое имение на двоих на Иудушку и Павла. Тихо и мирно Порфиша выживает мать с ее родного имения, и бедная женщина уходит к Павлу, который в последствии спивается и умирает.

Порфирия не любят ни в семье, ни дворовые люди. Будучи лукавым человеком с детства, чтобы быть любимым сыном он не стесняясь мог рассказать о любом промахе сестры и братьев. Нет не сразу, а сперва начнет издалека заинтересует разожжет интерес, а потом и выложит самое главное. Он может без труда втереться в доверие к любому как это он сделал с добрым другом маменькой. Всегда ласковый он никогда не употребляет плохих слов всегда только уменьшитнльно ласкательные и от этого становится еще противнее и страшнее. Ему иногда было достаточно мимики и жестов, чтобы добиться своего.

Особенно гадко слушать как Порфирий Владимирович ласково так отказывает сыну, который нуждается в деньгах, это настолько неприятно что появляется к этому человеку отвращение. Неужеди ты не можешь выделить из своих капиталов сумму которая поможет человеку ведь кроме тебя у него никого нет. Так же он себя ведет и с племянницами, котрые не выдерживают и уезжают. Коварный и злой, но при этом трусливый и не способный сознаться в своих ошибках он тихонько отсылает новорожденного сына в приют. Дабы не узнали про его любовную связь.

Так Иудушка остался один. И только разговоры с племянницей за бутылкой горячительного открывают ему глаза, что именно он виноват в смерти всех родных.

Иногда слишком поздно начинаем понимать весь ужас содеянного. И это прискорбно. Надо быть человечнее и добрее.

Другие сочинения: ← По сказке Конек-Горбунок↑ ДругиеОбраз и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо →

Иуда Искариот


Иуда Искариот
В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц. Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об Иуде Искариоте, который предал Христа. Лейтмотив был использован в романе. Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.

Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево. Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей. Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.

Внешность Иудушки Головлева


Внешность Иудушки Головлева

Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.

С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.

Иудушка Головлев


Иудушка Головлев

Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни. Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа Мольер. В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.

Образ Порфирия Головлева

Свое повествование писатель начинает не с описания внешности Иудушки, а с того, как к нему относились домашние. В произведении упоминается о трех прозвищах, которые герой получил еще в детстве, а также говорится о том, что он обладал сверлящим взглядом, которого боялись окружающие.

Молодого человека неспроста называют уменьшительными именами, да и сам он часто при разговоре использует подобные суффиксы. Это делает речи Иудушки не грубыми или зловещими, а оставляет их вполне пристойными. Герой предстает перед читателем натурой двойственной:

  • наигранной;
  • лицемерной;
  • эгоистичной;
  • холодной;
  • безразличной ко всему.


Двуличность является основной чертой характера персонажа. И это в нем зародилось с детства, когда он начал наушничать.

Цитаты

Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.

Иудушка Головлев и Улита Зименкова


Иудушка Головлев и Улита Зименкова
До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.

И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.

Иудушке принадлежат слова:

Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.

Экранизации

Владимир Гардин в роли Иудушки Головлева


Владимир Гардин в роли Иудушки Головлева

Произведение актуально на театральных подмостках, где в роли Иудушки выступали знаменитые драматические артисты. Роль Порфирия Головлева на сцене МХАТ в 1987 году исполнил Иннокентий Смоктуновский. В 2005 году его успех в этом образе повторил Евгений Миронов.

Сатирические персонажи, созданные замечательным художником слова Салтыковым-Щедриным, поражают своим многообразием и гротескной реалистичностью.

Образ Иудушки возник неспроста, в какой-то мере его прототипом был брат писателя.

Настоящее имя героя – Порфирий Владимирович Головлёв. Он средний сын властной помещицы Арины Петровны и легкомысленного помещика Владимира Михайловича. Ему около 40 лет.

От брата Степана Порфирию досталось три прозвища: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Несмотря на то, что самого Степана считали озорником и балбесом, он очень точно дал прозвища своему брату. Они отображали его настоящую суть.

Порфирий – лукавый, скупой человек. Он не умеет говорить прямо, а всегда пытается схитрить. Его скупость поражает даже Арину Петровну, которая была очень бережливой по своей сути.

Иудушка – надоедливый и мелочный человек. Люди старались обходить его стороной, потому что он всегда надоедал по любому поводу. А съемщики не хотели пользоваться его землей, ведь за даже небольшую просрочку Порфирий мог затаскать по судам.

Внешне Иудушка был скорее отталкивающим, чем привлекательным. Его длинная сухощавая фигура часто загадочно колебалась. А странный взгляд вызывал недоумение у других. Из глаз героя словно лился чарующий яд. Он пытался говорить ласково, но при этом чувствовалось его лукавство.

Порфирий любит разыгрывать комедию перед другими людьми. Он усвоил с детства, что главное говорить людям то, что они хотят услышать. Поэтому он умел, и приласкаться, и притвориться почтительным. Его мать не могла понять, что же во взгляде ее сына – лукавство или почтение.

Автор намекает, что Иудушка, возможно, родился уже таким. Что уже само его нутро было ехидным. Он не всегда специально мстил, а делал это словно инстинктивно.

Герой любит поговорить, но все его разговоры не имеют особого смысла. Он – обычный пустослов. Другие задумывались о том, как же это страшно, когда человек столько говорит, а зачем говорит – не понятно.

Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Писатель представляет героя в качестве потомственного дворянина со светлым смиренным лицом, глазами, источающими чарующий ядовитый взгляд и парализующим волю голосом.

Характерными чертами Иудушки Головлева являются его лицемерность, лживое притворство, выражающиеся в виде чрезмерных стяжательства и скупости. С малых лет Иудушка с помощью заискивания, ябед и лжи получает от матери все самое лучшее, а впоследствии, используя уже усовершенствованные методы влияния на мать, становится единственным владельцем семейного имения Головлевых.

Отличаясь пустословием и болтливостью, Иудушка не имеет в своем характере ни одного нравственного принципа, поскольку от природы обладает ехидным нутром. При этом Головлев позиционирует себя в образе прямого и правдивого человека, совершая омерзительные и низменные поступки. Однако в его характере присутствует религиозность и набожность, выражающиеся в ежедневных многочасовых молитвах, но эти качества обусловлены страхом Иудушки перед нечистой силой, и они не способны взрастить в душе героя доброту, сочувствие к окружающим.

Будучи вдовцом, Головлев воспитывает двух сыновей, относясь к ним с полным безразличием, жестокостью и холодностью. Оба сына уходят из жизни в молодом возрасте, не дождавшись необходимой от отца помощи.

Вступив в наследство на имение, Головлев приступает к обязанностям хозяина, выгнав престарелую мать в дом брата и начав тиранить прислугу и работников, поскольку не чувствует ни единого нравственного ограничения для неблаговидных поступков. При этом он в состоянии уничтожить человека только при помощи своих язвительных фраз и слов.

Иудушка совращает простую девушку Евпраксию, заставив ее вступить с ним в сожительство. Девушка рожает Головлеву сына, от которого он избавляется, отправив младенца в приют.

К старости Иудушка становится диким, замкнувшимся в себе человеком, постоянно беседующим в мыслях с разными людьми. Внезапно он вспоминает об умершей матери и ощущает муки совести за жестокое обращение с ней. Иудушка посещает заброшенную могилу матери, по пути к которой замерзает на дороге, скончавшись.

Используя образ Иудушки Головлёва, писатель раскрывает нравственные проблемы общества крепостнического строя.

Сочинение Иудушка Головлев

Арина Петровна хотя и с опаской относилась к его заискиваниям, но ценила его преданность, и при разделе имения выделила ему лучший кусок. От матери перенял склонность к стяжательству, накопительству и скупости. Но дела свои не считает порочными, все делает по-родственному, не вдаваясь в смысл и последствия собственных поступков. С деревянным выражением на лице, но со змеиным взглядом, приводящим окружающих в смятение, лицемерно лопоча, он занят лишь помыслами и своей выгоде.

Иудушка много и красиво говорит, но каждое его слово – ловушка для окружающих. На протяжении романа одни и те же рассуждения о Боге, семье, благополучии, щедро приправленные пословицами, цитатами из Священного писания и молитвами. Огромная масса слов, обесцененных ложью. Главная разрушительная сила Иудушки – его изнурительное, удушающее, блудливое пустословие, позволяющее прикинуться религиозным человеком, почтительным и уважительным сыном, строгим, но справедливым отцом, мудрым дядей, рачительным хозяином и даже приличным человеком.

Порфирий – непосредственный виновник почти всех смертей в собственной семье. Несмотря на удачное накопительство и процветание имения, это приличное состояние семью не укрепило, а наоборот, разрушило, став причиной ее распада, гниения, уничтожения. Спиваются отец, братья и сын, другой сын и племянница кончают жизнь самоубийством.

В конце романа осознает весь ужас своего существования, его посещает мысль о самоубийстве. Решив попрощаться с матерью, он на страстной неделе, почти раздетый, несмотря на мокрую метель, ринулся на ее могилу. Но, не дойдя до погоста, замерз у дороги. На последних страницах исчезают прозвища Иудушка и кровопивец, и автор называет героя Порфирием Владимировичем, последним головлевским барином.

Образ в кино и театре

В театральных постановках роль Иудушки Головлёва в разные годы исполняли актёры Василий Андреев-Бурлак (Русский драматический театр, 1880), Иван Берсенёв (МХАТ 2-й , 1931), Владимир Кенигсон (Малый театр , 1976),

Лит.: Турков А. Салтыков-Щедрин. М., 1965; Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.

Литературные герои. — Академик . 2009 .

История создания

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.

Книги Михаила Салтыкова-Щедрина


Книги Михаила Салтыкова-Щедрина

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

Примечания

Живой призрак

В произведении Порфирий от главы к главе все больше теряет свой облик. Он представляется читателю эдаким призраком, представителем вымирающего рода. На него смотрят с укором умершие родственники, портреты которых висят на стенах поместья.

Живой призрак

Писатель неоднократно относит Порфирия к миру демонов и поступки персонажа только подтверждают это. Собственных сыновей он обрекает на смерть, ничуть не сожалея об этом. Он без зазрения совести выносит имущество одного из них с поместья в Погореловке, отрекаясь от собственного чада. Не зря писатель часть сравнивает своего героя со змеем, который губит всех, кто находится рядом с ним.

Мужчина умеет говорить так, что его слова словно удавка, обвивают шеи тех, к кому направлены. Своими лживыми речами он уничтожил:

  • мать;
  • братьев Павла и Степана;
  • детей.

Даже прислуга попадала в его сети и начинала ссориться между собой, считая, что барину виднее, как и кто относится к каждому в имении.

Салтыков-Щедрин в своем произведении кратко охарактеризовал типаж человека, которого вечно высмеивают в литературе и с которым каждый читатель сталкивается в повседневной жизни. Этот персонаж готов идти по головам ради достижения собственных целей и наживы. Ему безразличны людское горе и переживания. Своими словами он может завлечь в сети и обмануть любого близкого человека.

Роль в произведении

Характеристика персонажа не будет полной, если не представить его на фоне других героев и членов его семьи. В романе тщательно проработан библейский сюжет с предательством Иисуса Христа Иудой Искариотом. Общность черт характера персонажей показывает их родство по мнению писателя.

Иудушка предал свою семью ради того, чтобы заполучить поместье. Он всю жизнь стремился к наживе и обогащению, что также тесно переплетается с некоторыми библейскими историями.

После того как мать отписала ему Головлево, он приказал ей отправляться к брату, а сам полностью занялся собственностью.

Порфирий Головлев

Порфирий был очень избалованный ребенок. Его семья делала все, чтобы он был счастлив. Но с возрастом дурной характер начал проявляться сильнее. И его набожность, которую он показывал всем, не была истинной. Осознание всех поступков, совершенных мужчиной, пришло к нему внезапно, совершенно неосознанно.

Персонаж даже умирает символично — в Святое Воскресенье, глядя на образ распятого Христа, который он начинает воспринимать совершенно по-другому. За свою жизнь он предает не только свою семью, но и весь род человеческий. Герой не совершил ни одного правильного и осмысленного поступка, он всю жизнь влачит жалкое существование.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Иудушки Головлева в романе "Господа Головлевы": описание в цитатах Порфирия Владимировича Головлева.

Смотрите:
- Краткое содержание романа "Господа Головлевы"
- Все материалы по роману "Господа Головлевы"

Образ и характеристика Иудушки Головлева в романе "Господа Головлевы": описание в цитатах (Порфирий Владимирович)

Порфирий Владимирович Головлев, он же "Иудушка", является сыном помещицы Арины Петровны Головлевой. Он является средним из трех сыновей помещицы. Возраст Порфирия Головлева - около 40 лет (в начале романа).

Порфирий Головлев - потомственный дворянин, помещик:

Порфирий Владимирович с детства носит три прозвища - "Иудушка", "кровопивушка" и откровенный "мальчик":

"Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища еще в детстве были ему даны Степкой‑балбесом."

". как истинный кровопивец, он не приступил к делу прямо, а начал с околичностей.""Тот внутренний образ Порфишки‑кровопивца, который она когда‑то с такою редкою проницательностью угадывала. "

"Арина Петровна так и ахнула. Во‑первых, ее поразила скупость Иудушки: она никогда и не слыхивала, чтоб крыжовник мог составлять в Головлеве предмет отчетности. "

"Иудушку не любили. Не то чтобы его нельзя было обойти, а очень уж он пустяки любил, надоедал да приставал. Даже земельные участки немногие решались у него кортомить, потому что он сдаст участок, да за каждый лишний запаханный или закошенный вершок, за каждую пропущенную минуту в уплате денег сейчас начнет съемщика по судам таскать."

"Порфирий Владимирыч, в валеных сапогах, словно змей, проскользнул к постели матери; длинная и сухощавая его фигура загадочно колебалась. "

"И Порфирий Владимирыч взглянул на нее одним из тех загадочных взглядов, которые всегда приводили ее в смущение."

"И тогда этот пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает из себя: яд или сыновнюю почтительность."

"Он знал, что глаза Иудушки источают чарующий яд, что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека."

". вся эта комедия, к повторению которой она с малолетства привыкла, в которой сама всегда участвовала, вдруг показалась ей совсем новою, невиданною."

". а в ушах раздавалось слезно‑лицемерное пустословие Иудушки, пустословие, в котором звучала какая‑то сухая, почти отвлеченная злоба ко всему живому. "

". ведь это, Евпраксеюшка, страшно! Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда‑нибудь. Ведь страшно?"

Для Иудушки не существует ни горя, ни радости. Весь мир в его глазах - это лишь повод для пустословия:

"Для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви. Весь мир, в его глазах, есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия."

"Густая атмосфера невежественности, предрассудков и кропотливого переливания из пустого в порожнее царила кругом него. "

Иудушка - лицемерный человек. Он лицемерит, потому что у него нет никакого нравственного мерила. Однако Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов:

". лицемерие было до такой степени потребностью его натуры, что он никак не мог прервать раз начатую комедию."

"Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. "

Иудушка - религиозный, набожный человек. Каждый день он молится по несколько часов. Он боится черта и надеется, что молитва защитит его от нечистой силы. При этом религия не помогает Иудушке стать добрее:

"Он был набожен и каждый день охотно посвящал молитве несколько часов. Но он молился не потому, что любил Бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с ним, а потому, что боялся черта и надеялся, что Бог избавит его от лукавого. Он знал множество молитв и в особенности отлично изучил технику молитвенного стояния."

"Но молитва не обновляла его, не просветляла его чувства, не вносила никакого луча в его тусклое существование. Он мог молиться и проделывать все нужные телодвижения – и в то же время смотреть в окно и замечать, не идет ли кто без спросу в погреб и т. д."

"Сверх того, она отлично знала, что Порфирий Владимирыч не способен не только на привязанность, но даже и на простое жаленье. "

". он не знал за ним ни одного чувства, ни одной слабой струны, за которую предстояла бы возможность ухватиться и эксплуатируя которую можно было бы чего‑нибудь достигнуть."

"У меня, брат, вывертов нет! Я весь тут, на ладони." (Иудушка о себе)"Ну, да уже не взыщи – я, брат, прямик! Неправды не люблю, а правду и другим выскажу, и сам выслушаю! Хоть и не по шерстке иногда правда, хоть и горьконько – а все ее выслушаешь! И должно выслушать, потому что она – правда. Так‑то, мой друг!" (Иудушка о себе)

"Наконец младшие дети, Порфирий и Павел Владимирычи, находились на службе в Петербурге: первый – по гражданской части. "

"Тридцать лет сряду Порфирий Владимирыч толкался и мелькал в департаменте; потом в одно прекрасное утро исчез – и никто не заметил этого."

Уйдя в отставку, Иудушка поселяется в имении Головлево, которое достается ему от матери. Здесь он живет до конца жизни:

Став владельцем Головлева, Иудушка выживает мать из дома. Обиженная Арина Петровна уезжает жить в другому сыну - Павлу:

". Арина Петровна, оскорбленная и негодующая, перебралась в Дубровино, а вслед за тем и Порфирий Владимирыч вышел в отставку и поселился в Головлеве."

Став хозяином имения Головлево, Иудушка превращается в настоящего тирана. Здесь он чувствует себя свободным от каких-либо нравственных ограничений:

"В Головлеве он ниоткуда не встречал не только прямого отпора, но даже малейшего косвенного ограничения, которое заставило бы его подумать: вот, дескать, и напакостил бы, да людей совестно. Ничье суждение не беспокоило, ничей нескромный взгляд не тревожил, – следовательно, не было повода и самому себя контролировать. Безграничная неряшливость сделалась господствующею чертою его отношений к самому себе. Давным‑давно влекла его к себе эта полная свобода от каких‑либо нравственных ограничений. "

"Да. Хоть бы лакеи – ни один долго ужиться у нас не может; почесть каждый месяц меняем. Приказчики тоже. И всё из‑за этого. Тиранит."

Живя в Головлеве, Иудушка постоянно занимается пустяками и мелочами, касающимися имения. С утра до вечера он что-то считает и учитывает по хозяйству. Однако по сути Иудушка не знает, что у него происходит в хозяйстве, и не делает ничего для его улучшения:

". как только он поселился в Головлеве, так тотчас же создал себе такую массу пустяков и мелочей, которую можно было не переставая переворачивать, без всякого опасения когда‑нибудь исчерпать ее. С утра он садился за письменный стол и принимался за занятия; во‑первых, усчитывал скотницу, ключницу, приказчика, сперва на один манер, потом на другой; во‑вторых, завел очень сложную отчетность, денежную и материальную: каждую копейку, каждую вещь заносил в двадцати книгах, подводил итоги, то терял полкопейки, то целую копейку лишнюю находил."

"Собственно говоря, он не знал даже, что делается у него в хозяйстве, хотя с утра до вечера только и делал, что считал да учитывал."

Вдовец Иудушка вступает в "блудное сожительство" и "прелюбодеяние" с простой девушкой Евпраксией. Она становится незаконной женой Иудушки:

". что Иудушка, наскучив продолжительным вдовством, взял к себе в экономки девицу из духовного звания, именем Евпраксию."

"Иудушка вдруг спохватывается, что ведь и он находится в блудном сожительстве с девицей духовного звания."

Когда у Евпраксии рождается сын от Иудушки, тот решает избавиться от незаконного ребенка и отправляет его в приют:

"Завтра, чуть свет, возьмешь ты Володьку, да скорехонько, чтоб Евпраксеюшка не слыхала, и отправляйтесь с Богом в Москву. Воспитательный‑то знаешь?"

"Петенька, с своей стороны, знал, что есть у него отец, который может его во всякое время притеснить."

"Взаимные отношения отца и сына были таковы, что их нельзя было даже назвать натянутыми: совсем как бы ничего не существовало. Иудушка знал, что есть человек, значащийся по документам его сыном. "

"Умер, дружок, умер и Петенька. И жалко мне его, с одной стороны, даже до слез жалко, а с другой стороны – сам виноват! Всегда он был к отцу непочтителен – вот Бог за это и наказал!"

Сын Иудушки, Володенька, в молодом возрасте кончает жизнь самоубийством. По мнению другого сына, Петеньки, именно Иудушка виновен в смерти сына, так как не помог ему деньгами. Иудушка не признает за собой вину в смерти сына:

Второй сын Иудушки, Петенька, тоже умирает в молодом возрасте. Когда Петенька растрачивает крупную сумму на службе, он просит отца помочь ему деньгами, но тот отказывает. После суда Петеньку отправляют в ссылку, но по пути он заболевает и умирает. Иудушка и на этот раз не признает своей вины в гибели сына:

"Уж после суда, когда решение вышло. Писал, что он три тысячи проиграл, и вы ему не дали. Ведь вы, дядя, богатый?"

". сын его, не доехавши до места ссылки, слег в одном из попутных городков в больницу и умер." (о Петеньке)

Иудушка любит кляузничать и сутяжничать и подает жалобы, почти не разбирая дела. При этом его мелочность не приносит ему выгоды:

"Многих он так‑то затаскал и сам ничего не выиграл (его привычку кляузничать так везде знали, что, почти не разбирая дел, отказывали в его претензиях), и народ волокитами да прогулами разорил."

". главную роль играла какая‑то болезненная жажда стяжания. Хотя Порфирий Владимирыч и всегда вообще был мелочен и наклонен к кляузе, но, благодаря его практической нелепости, никаких прямых выгод лично для него от этих наклонностей не получалось. Он надоедал, томил, тиранил (преимущественно самых беззащитных людей, которые, так сказать, сами напрашивались на обиду), но и сам чаще всего терял от своей затейливости."

С годами Иудушка дичает и замыкается в себе. Он живет в своем фантастическом мире, мысленно беседуя с разными людьми:

"Порфирий Владимирыч сидел в засаленном халате, из которого местами выбивалась уж вата; он был бледен, нечесан, оброс какой‑то щетиной вместо бороды."

"Нынче они, барышня, молчат. Все говорили и вдруг замолчали. Слышим иногда, как промежду себя в кабинете что‑то разговаривают и даже смеются будто, а выдут в комнаты – и опять замолчат. Сказывают, с покойным ихним братцем, Степаном Владимирычем, то же было… Все были веселы – и вдруг замолчали."

"Головлевский владыка выходил из кабинета весь одетый в черное, говорил мало и только, по‑прежнему, изнурительно долго ел."

В конце концов Иудушка Головлев осознает, что плохо обращался с матерью. Однажды ночью он идет к ней на могилу, но по пути замерзает и умирает:

". Порфирий Владимирыч шел по дороге, шагая по лужам, не чувствуя ни снега, ни ветра и только инстинктивно запахивая полы халата."

". прискакал верховой с известием, что в нескольких шагах от дороги найден закоченевший труп головлевского барина."


Это был цитатный образ и характеристика Иудушки Головлева в романе "Господа Головлевы": описание в цитатах Порфирия Владимировича Головлева.

Салтыков-Щедрин

История создания романа

История создания романа

М. Е. Салтыков-Шедрин продолжил работу над своими произведениями и вскоре объединил несколько очерков в единое сочинение, связанное единым сатирическим мотивом. Именно так появился роман, который получил всемирную известность.

Иудушка изначально задумывался как герой второстепенный, но после многочисленных корректировок персонаж вышел на первый план. Многие критики и литературоведы склоняются к тому, что в чертах Порфирия Головлева присутствуют черты брата автора — Дмитрия. И сам писатель подтверждал, что в лексике Иудушки действительно присутствуют речевые обороты и свойственное родственнику пустословие.

Образ Порфирия Головлева

Свое повествование писатель начинает не с описания внешности Иудушки, а с того, как к нему относились домашние. В произведении упоминается о трех прозвищах, которые герой получил еще в детстве, а также говорится о том, что он обладал сверлящим взглядом, которого боялись окружающие.

Молодого человека неспроста называют уменьшительными именами, да и сам он часто при разговоре использует подобные суффиксы. Это делает речи Иудушки не грубыми или зловещими, а оставляет их вполне пристойными. Герой предстает перед читателем натурой двойственной:

  • наигранной;
  • лицемерной;
  • эгоистичной;
  • холодной;
  • безразличной ко всему.

Образ Иудушки в романе Господа Головлевы

Двуличность является основной чертой характера персонажа. И это в нем зародилось с детства, когда он начал наушничать.

Роль в произведении

Характеристика персонажа не будет полной, если не представить его на фоне других героев и членов его семьи. В романе тщательно проработан библейский сюжет с предательством Иисуса Христа Иудой Искариотом. Общность черт характера персонажей показывает их родство по мнению писателя.

Иудушка предал свою семью ради того, чтобы заполучить поместье. Он всю жизнь стремился к наживе и обогащению, что также тесно переплетается с некоторыми библейскими историями.

После того как мать отписала ему Головлево, он приказал ей отправляться к брату, а сам полностью занялся собственностью.

Порфирий Головлев

Порфирий был очень избалованный ребенок. Его семья делала все, чтобы он был счастлив. Но с возрастом дурной характер начал проявляться сильнее. И его набожность, которую он показывал всем, не была истинной. Осознание всех поступков, совершенных мужчиной, пришло к нему внезапно, совершенно неосознанно.

Персонаж даже умирает символично — в Святое Воскресенье, глядя на образ распятого Христа, который он начинает воспринимать совершенно по-другому. За свою жизнь он предает не только свою семью, но и весь род человеческий. Герой не совершил ни одного правильного и осмысленного поступка, он всю жизнь влачит жалкое существование.

Живой призрак

В произведении Порфирий от главы к главе все больше теряет свой облик. Он представляется читателю эдаким призраком, представителем вымирающего рода. На него смотрят с укором умершие родственники, портреты которых висят на стенах поместья.

Живой призрак

Писатель неоднократно относит Порфирия к миру демонов и поступки персонажа только подтверждают это. Собственных сыновей он обрекает на смерть, ничуть не сожалея об этом. Он без зазрения совести выносит имущество одного из них с поместья в Погореловке, отрекаясь от собственного чада. Не зря писатель часть сравнивает своего героя со змеем, который губит всех, кто находится рядом с ним.

Мужчина умеет говорить так, что его слова словно удавка, обвивают шеи тех, к кому направлены. Своими лживыми речами он уничтожил:

  • мать;
  • братьев Павла и Степана;
  • детей.

Даже прислуга попадала в его сети и начинала ссориться между собой, считая, что барину виднее, как и кто относится к каждому в имении.

Салтыков-Щедрин в своем произведении кратко охарактеризовал типаж человека, которого вечно высмеивают в литературе и с которым каждый читатель сталкивается в повседневной жизни. Этот персонаж готов идти по головам ради достижения собственных целей и наживы. Ему безразличны людское горе и переживания. Своими словами он может завлечь в сети и обмануть любого близкого человека.

Читайте также: