Культура ссср 40 50 годов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Реферат на тему.docx

Реферат на тему

Студетка 1 курса КУБГУ

Наука и образование………………………3-6

Наука и культура в годы оттепели…11-15

Список литературы…………………………….. 16

Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, соборы Новгорода и Смоленска, дворцы Ленинградских пригородов, знаменитую янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов. Война привела к падению уровня образования в стране. Многие дети школьного возраста на оккупированных территориях прекратили или вообще не начинали учиться. В тыловых районах катастрофически не хватало учителей, дети вместе со взрослыми стали к станкам. Программы и сроки обучения были резко сокращены. Остановились многие научные проекты, и техническое развитие страны во многом отставало от Западных стран.

С одной стороны, государственное финансирование объективно стимулировало развитие литературы, кино и других видов искусства, позволяло развивать материальную базу культуры. С другой — происходило мелочное, часто некомпетентное вмешательство в творческий процесс, навязывание идеологических штампов, вкусов руководства. В эти годы гонениям подвергались многие поэты, писатели, композиторы и художники, чье творчество было признано несоответствующим господствующей идеологии. Многие из них были высланы или вынуждены сами покинуть СССР, как например А.И. Солженицын, М.А. Шемякин, А.А. Тарковский, И.А. Бродский. Запрещались или замалчивались целые направления в литературе, живописи и музыке (например, авангардизм). Не исполнялись на Родине произведения А.Г. Шнитке. В состоянии полузапрета было творчество поэтов-песенников Б.И. Окуджавы, А.А. Галича. Органы безопасности, через многочисленную агентуру, плотно контролировали ситуацию в среде деятелей культуры.

Наука и Образование.

Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от "задач социалистического строительства".[1]

Первое послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма, "достойно" увенчавший тридцатилетний период тоталитарного режима в СССР. Важнейшей задачей, стояв шей перед государством, победившим в самой тяжелой и кровопролитной из всех войн в мировой истории, было восстановление народного хозяйства, всех его отраслей, включая науку и культуру, которые понесли в военную пору огромные потери.

В 1945-1953 гг. развитие отечественной науки в первую очередь было направлено на обеспечение лидерства СССР в оборонных отраслях, а культуры - на изоляцию от Запада. В то же время происходило ужесточение борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от задач социалистического строительства.

В народном образовании главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения в школах, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, создание системы вечернего обучения. Поставленная цель была достигнута к 1950 г. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений в СССР, активно вводилось вечернее и заочное обучение в вузах. О масштабах организации подготовки специалистов с высшим образованием в эти годы свидетельствует тот факт, что количество студентов, обучавшихся в советских вузах, тогда превысило число студентов, обучавшихся во всех странах Европы и Азии вместе взятых. Для развития системы образования требовались огромные финансовые затраты. Если в 1946 г. в государственном бюджете для этих целей было выделено 3,8 млрд руб., то в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд руб. Была усилена административная система управления народным образованием. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в структуре Центрального Комитета ВКП(б) был организован специальный Отдел науки и высших учебных заведений.

Во второй половине 40-х гг. была создана сеть научно-исследовательских институтов, успехи которых вошли в золотой фонд отечественной науки. Приоритетными научными направлениями являлись исключительно те, которые имели значение для" укрепления обороны страны. Были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии. Институт ядерных проблем, Институт атомной энергии и др.

Особое внимание уделялось работам в области использования атомной энергии в военных целях. Научным руководителем проекта по созданию ядерного оружия с 1943 г. являлся крупнейший ученый-физик, академик И. В. Курчатов. 29 августа 194? г. на полигоне под Семипалатинском впервые в СССР было проведено испытание атомной бомбы. Советским ученым принадлежит первенство в разработке термоядерного оружия, в создании которого принимали участие выдающиеся физики И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров. Испытание водородной бомбы впервые было произведено в СССР в 1953 г.

Академики С. И, Вавилов, И. Е. Тамм, Т. А. Черенков и И. М. Франк внесли большой вклад в развитие экспериментальной физики нейтронов и изучение люминесценции. Под руководством Франка был создан импульсный реактор на быстрых нейтронах. В 1947 г. под руководством С. П. Королева была успешно завершена работа по созданию первой советской баллистической ракеты-носителя. Это позволило уже в 1954 г. принять на вооружение Советской Армии новейшие образцы ракетно-ядерного оружия.

Важными достижениями отмечены исследования в области физики полупроводников, заложившие основы развития радиоэлектронной промышленности. Они проводились под руководством академика А. Ф. Иоффе, ставшего создателем и первым директором Физико-технического института в Москве.

В то же время естественные и гуманитарные отрасли фундаментальных и прикладных наук, не имевшие непосредственного отношения к повышению обороноспособности страны, подвергались жесткому нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику. Эти научные дисциплины были объявлены лженауками, противоречащими законам материализма. Монопольное положение в биологической науке принадлежало академику Т. Д. Лысенко и его сторонникам, пользовавшимся личной поддержкой Сталина. Их "научная" деятельность на многие годы отбросила Советский Союз на обочину передовых достижений мировой науки в этой перспективной области.

В августе 1948 г. была проведена печально известная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. В ходе развернувшейся кампании около 3000 биологов были отстранены от работы, многие из них репрессированы.

В 1950 г. на сессии физиологов был нанесен удар по развитию отечественной физиологии, психологии и медицины.

Если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-государственного аппарата являлись тормозом для исследований, то в сфере гуманитарных наук они стали подлинной катастрофой. Тяжелое положение сложилось в области изучения экономики, где основные усилия были направлены на пропаганду труда И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". Ограничение информации, поступающей из за рубежа, жесткое курирование партийными органами тематики исследований, утверждение незыблемости постулатов "Краткого курса историй ВКПб)" - все это обернулось пагубными последствиями для общественных наук. Непреложными истинами становились любые высказывания "вождя народов" И. В. Сталина, оформленные в виде статей, брошюр и книг, а малейшие сомнения в их непогрешимости жестоко карались. В итоге за первое послевоенное десятилетие в гуманитарных отраслях науки не появилось ни одного сколько-нибудь серьезного достижения.

Очень немногие ученые находили в себе мужество протестовать против диктата партийных аппаратчиков в науке. Среди них были такие авторитетные физики, как академики А. Ф. Иоффе и П. Л. Капица, которые отваживались отстаивать интересы науки и защищать своих талантливых коллег от произвола органов государственной безопасности.

Не менее отрицательно на развитии науки сказалась кампания по борьбе с космополитизмом, которая была развернута в СССР партийными идеологами в конце 40-х - начале 50-х гг. Основной ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, нерусское, поставив прочный барьер между нашим народом и его культурой и достижениями мировой цивилизации.[2]

Один из первых ударов был нанесен по отечественной литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. "О журналах "Звезда" и

"Ленинград" эти издания обвинялись в пропаганде идей, "чуждых духу партии", предоставлении литературной трибуны для "безыдейных, идеологически вредных произведений". Особой критике подверглись М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, названные в постановлении "пошляками и подонками литературы". В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует "гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность" с целью дезориентации советской молодежи, "изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме", а Ахматова является типичной представительницей "чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии", пропитанной "духом пессимизма и упадочниства. старой салонной поэзии". Журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство. Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А.А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа "Молодая гвардия", в котором было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.А. Исаковский - за пессимизм стихов "Враги сожгли родную хату". Критике подверглись драматург А.П. Штейн, писатели Ю.П. Герман и Э.Г. Казакевич, М.Л. Слонимский. Литературная критика перерастала и в прямые репрессии. В ходе борьбы с "космополитами" были расстреляны П.Д. Маркиш и Л.М. Квитко, велось следствие по "делу" И.Г. Эренбурга, В.С. Гроссмана, С.Я. Маршака. В дальнейшем были приняты и другие постановления по проблемам литературы: "О журнале "Крокодил" (1948 г.), "О мерах по улучшению журнала "Огонек" (1948г.), "О журнале "Знамя" (1949 г.), "О недостатках журнала "Крокодил" и мерахего улучшения" (1951 г.) и др. Итогом "борьбы за чистоту литературы" стало закрытие ряда журналов, запрещение литературных произведений, "проработка", а порой и репрессирование их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.[3]

Эйзенштейн затратил массу сил на создание запрещенного фильма. Нарисовал тысячи эскизов, композиций, схем освещения, монтажа изображения с музыкой. Фильм снимался в тяжелейших военных условиях. Огромная нагрузка, несправедливые обвинения подорвали здоровье мастера. Последней части задуманной трилогии о царе Иване так и не суждено было появиться на свет.

Народу разрешалось смотреть только идейно выдержанные фильмы, помпезные, бесконфликтные, с обязательным присутствием идеального героя, прославляющие партию и ее вождей.

К стати, сам Сталин отдавал предпочтение трофейным лентам, особенно любил американские, ковбойские. Ругал их, но заказывал постоянно. [4]

В послевоенный период перед всеми деятелями искусства встали совершенно новые творческие задачи. Именно в это время исключительное значение приобрели вопросы воспитания коммунистической сознательности миллионов трудящихся. Более чем когда-либо художники становились непосредственными участниками истории, воспитателями сознания нового человека, а советское искусство — голосом народа, отражением его героических дел, героической борьбы.

Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуроченными к знаменательным датам. Например, в 1947 г. всесоюзная выставка проходила в залах Третьяковской галереи.




В послевоенные годы, естественно, создается не так уж много произведений чисто батального жанра, да и те часто грешат одноплановостью характеристик, иллюстративностью, отсутствием обобщенного образа, еще чаще – недостаточно высоким художественным уровнем.

С такой же любовью к родной земле, воспевая щедрость природы, работают художники и в жанре натюрморта – каждый в соответствии со своим видением и отпущенным ему даром колоризма (М. Абегян, М. Асламазян, В. Тетерин, Ю. Пименов, Л. Лангинен и многие другие).

Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство

ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Искусство середины 40-х – конца 50-х годов

Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуроченными к знаменательным датам. Например, в 1947 г. всесоюзная выставка проходила в залах Третьяковской галереи.

В послевоенные годы, естественно, создается не так уж много произведений чисто батального жанра, да и те часто грешат одноплановостью характеристик, иллюстративностью, отсутствием обобщенного образа, еще чаще – недостаточно высоким художественным уровнем.

С такой же любовью к родной земле, воспевая щедрость природы, работают художники и в жанре натюрморта – каждый в соответствии со своим видением и отпущенным ему даром колоризма (М. Абегян, М. Асламазян, В. Тетерин, Ю. Пименов, Л. Лангинен и многие другие).

Работа содержит 1 файл

кср улейчик.doc

Культура СССР в середине 40-х – середине 50-х годов

Сказалась некомпетентность партийного руководства в экономике. Не заметили, что после войны в мире смещен акцент в сторону создания топливно-промышленного комплекса, добычи и переработки нефти и газа, развитие нефтехимии). В СССР, по-прежнему, ставка делалась на угледобывающие отрасли.

Сельское хозяйство оставалось в глубочайшем кризисе, без перспектив выхода из него. Усиливается миграция молодежи, благо, что была потребность в рабочей силе в городе. В деревне остаются, в основном, женщины и старики. Рождается практика, закрепившаяся на десятилетия, направлять на уборку урожая горожан и военнослужащих.

Ситуация ухудшилась в связи с проведением конфискационной денежной реформы 1947 г. Население города пострадало из-за роста цен, сельчане потеряли мизерные сбережения, полученные за счет продажи сельскохозяйственной продукции с личных участков.

Совершенно не меняются и методы партийного руководства, что и подтвердил ХIХ съезд партии. На съезде ВКП (б), партию большевиков, переименовали в КПСС, коммунистическую партию Советского Союза, что означало отсутствие, а точнее полное уничтожение какой-либо оппозиции. В ход пускают уже хорошо проверенные средства – ложь и репрессии. На ХIХ съезде под громкие аплодисменты Сталин объявил о полном решении зерновой проблемы, когда люди умирали от голода.

В советском искусстве началась смена поколений. В художественных кругах в присутствии партийных руководителей на выставках и встречах начинают вестись робкие поначалу разговоры о специфике живописи, в которой главную роль играют форма и цвет.

Последствия разгона выставки в Манеже крайне плачевно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Повеяло атмосферой 30-х - 40-х годов. Теперь художники не репрессированы. В новых условиях это было уже невозможно, просто их работы не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Советское искусство середины 40-х – конца 50-х годов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Советское искусство середины 40-х – конца 50-х годов

Советское искусство середины 40-х – конца 50-х годов

История Советского союза (40-50 годов) Какие темы произведений были актуальн.

История Советского союза (40-50 годов) Какие темы произведений были актуальны Популярные произведения Художники и писатели того периода Кто были героями произведений В каком стиле рисовали художники Изменение в пейзажных зарисовках Развитие монументально-декоративное искусства Создание росписей, грешащих излишней детализацией, противопоказанной монументальной живописи Расцвет эстампа Что использовали художники Какие цвета использовали Скульптуры того периода Создания проектов новых городов Вы узнаете :

Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, го.

Подобная общественная обстановка не могла благотворно влиять на атмосферу тво.

Тема войны, тема нравственного и физического испытания советских людей, из ко.

Ю.М. Непринцев живописными средствами добивался такой же жизненности образа.

Наоборот, в полотне Костецкого отсутствуют какие-либо подробности «повествова.

Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах и в т.

В послевоенные годы пейзаж тоже претерпевает некоторые изменения. На смену об.

Величавый покой, необъятность своей земли передает узбекский пейзажист Ц. Тан.

В 40–50-е годы в связи с восстановлением разрушенных городов и новым строител.

Но в этот период создавалось и много росписей, грешащих излишней детализацией.

50-е годы – это расцвет эстампа – печатной станковой графики в разных техника.

Интересно работают графики Украины, Средней Азии, Казахстана. Певцом новой Мо.

Несомненными удачами этих лет являются разнообразные, несущие печать яркого и.

Наконец, в эти годы В.А. Фаворский заканчивает свои последние – одни из лучши.

Это первый монумент, который стал создаваться буквально по следам идущих боев.

Всегда чувствующий нерв времени Вучетич в 1957 г. откликается на ширящееся дв.

Но следует признать также, что в конце 40-х – в 50-е годы в портретном решени.

Правда, ни одна его работа не имеет такой силы образности, как портрет Достое.

Создаются проекты новых городов. Сталинград, Киев, Минск, Новгород, по сути.

Создаются проекты новых городов. Сталинград, Киев, Минск, Новгород, по сути, были построены заново, при этом были учтены недостатки их прежней, довоенной застройки. Начинается строительство высотных домов в Москве. Наиболее удачным можно считать здание Московского университета (арх. Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков). В высотных зданиях Москвы советские архитекторы в какой-то степени пытались продолжить традицию древнерусских зодчих, столь умело располагавших свои постройки в ландшафте. Высотные сооружения тех лет прочно вошли в облик современной Москвы. Вместе с тем они несоразмерны человеку и страдают излишним украшательством; огромные колонны, громоздкая лепнина делают их тяжеловесными, помпезными.

Читайте также: