Трансформизм в биологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Со второй половины 18 столетия начали распространяться новые взгляды и принципы. Новые идеи наиболее ярко выражали французские философы материалисты Дидро, Гольбах, Ламетри, М.В. Ломоносов. Природа рассматривалась ими в движении, а материальная сущность природы (молекулы, атомы) остаются постоянными. Особое значение имело представление о том, что источник движения, а, следовательно, и развития следует искать в самой природе, и поэтому природа развивается по естественным законам. В этом ярко проявляется идея трансформизма. Распространение этих взглядов в естествознании способствовали возникновению и быстрому развитию нового направления – трансформизма – в биологии. Трансформизм в биологии – учение об изменяемости растений и животных и о превращении одних видов в другие. Он ограничивался представлением о превращенииодних видов в другин и не развивал его до представления о последовательном историческом развитии природы от простого к сложному. Эволюция не рассматривалась как всеобщее явление живой материи.

Сторонник огра­ниченного трансформизма (учения об изменяемости видов) Ж. Бюффон построил смелую гипотезу о прошлой исто­рии Земли, разделив её на ряд периодов. В отличие от приверженцев сотворения мира относил по­явление растений, животных и человека к последним периодам. В то же время, Бюффоном принималась лишь ограниченная изменчивость видов (только в пределах рода или семейства) и рассматривалась им, как обратимый процесс: разновидности всегда возвращаются к исходному состоянию, если они попадают в первоначальные условия. В качестве причин изменении видов приводились следующие: влияние факторов внешней среды, скрещивание, влияние одомашнивания.

Среди систематиков 18 столетия широкое распространение получила идея естественных групп организмов и, следовательно, идея естественной системы (Бернар и Антуан Жюсье, Греберг и др.

Накапливающийся фактический материал результатов исследования природы означал вместе с тем мысленное расчле­нение ее на отдельные части, означал разделение вещей и яв­лений на определенные группы с целью обособления их друг от друга и исследования в отдельности. Это способствовало диф­ференциации естественных, в том числе и биологических наук.

Таким образом, биология в рассматриваемую эпоху базиро­валась на метафизическом мировоззрении и носила в основном описательный характер. Однако по мере развития различных отраслей естествознания накапливались факты, противореча­щие метафизическому представлению о полной неизменяемости природы. Возникали гипотезы и теории, отвергавшие застой и неподвижность, то в одной, то в другой области природных явлений. Главнейшими среди них были: 1) идея движения, как неотъемлемого признака материи; 2) идея превращения природы;

3) мысль о времени как важном факторе превращений; 4) идея изменяемости видов; 5) идея родства как причины сходства; 6) идея прототипа; 7) идея ступенчатого повышения организации; 8) идея эпигенеза и преформизма.

Эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка и её оценка.

Органическая эволюция по Ламарку осуществляется следующим образом. Все живые формы не существовали извечно, а возникли в определенное время. Первые организмы произошли путем самозарождения из тел неорганической природы. Флюиды придают живой материи качество простейших организмов, способных к реакциям на влияние факторов среды, к обмену веществ, к жизнепроявлениям, к развитию и превращениям.

В результате постепенных изменений они совершенствуются, и в ходе превращения определяется 2 основных направления развития – градация (ступенеобразное повышение уровня организации) и приспособление к условиям внешней среды.

Градационный процесс, как главное направление эволюции, обеспечивается врожденным стремлением органических форм к повышению организации. Этот процесс самостоятелен, автономен и совершается в силу установленного творцом порядка природы.

Он сопровождается другим, более частным, процессом приспособления к условиям существования, который происходит внутри классов. У высших форм он осуществляется под косвенным, а у низших – под прямым влиянием факторов среды. Приспособительный процесс разнообразит частные видовые и родовые признаки, но он не меняет врожденного стремления к повышению организации и не отражается на главном направлении эволюции, то есть на градационном процессе. Существование в настоящее время и низших и высших форм жизни Ламарк объяснял постоянным самозарождением: низшие существа недавно возникли и еще не успели продвинуться по пути градации.

Таким образом, движущими силами эволюции по Ламарку являются заложенные в организмах стремление к совершенствованию и врожденная (предзаложенная) возможность изменяться так, как того требуют условия среды.

Ж.-Б. Ламарк не нашел ответа на главный вопрос – в чем причина поразительной приспособленности и приспособляемости живых организмов.

Особенности философских течений в биологии в $XVIII – XIX$ вв.

С началом промышленного переворота быстрыми темпами развивалось и естествознание. Стремительное пополнение науки новыми данными часто противоречило господствующим тогда в науке метафизическим и креационистским воззрениям на неизменность и постоянство органического мира.

Метафизика – это раздел философии, наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Метафизики канонизировали Бога, постоянство мира, отвергали возможность развития.

Креационизм – это религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

В биологии креационизм рассматривает многообразие видов живых организмов как акт божественного творения и отрицает возможность эволюционных изменений.

В результате бурного развития науки обострились противоречия между идеалистическим и материалистическим подходами к объяснению явлений природы.

Социальной предпосылкой к обострению борьбы между материализмом и идеализмом стали революционные движения в странах Европы. Особенно сильный толчок оказала Великая Французская революция. Буржуазно-революционное движение отразилось во взглядах французских материалистов Ж. Ламетри, Д. Дидро, К Гельвеция и других. Они способствовали избавлению науки от средневековых пережитков и догм.

Именно французские материалисты выступили против креационизма в естествознании. Ини отвергали идею божественного происхождения мира, утверждали, что мир подчиняется естественным законам. Но их понимание природы было механистическим. Это объясняется уровнем развития естествознания в то время. Поэтому их материализм был метафизическим.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, например, Д. Дидро утверждал, что все виды животных и растений произошли естественным путем от одного некоего прототипа в результате изменения органов, а не путем исторического прогресса.

Особенности трансформизма

Взгляды Д.Дидро отражали суть теории трансформизма, которая была популярна в то время.

Трансформизм – это теория, которая доказывает, что изменения в живой природе происходили в результате переформирования (перерождения) одних организмов в другие.

Но, при всей своей прогрессивности, трансформизм не является эволюционным учением. Теория трансформизма рассматривает только изменения видов (трансформацию), но не поднимается до уровня последовательного понимания объективности развития как исторического процесса. Сторонники теории трансформизма сделали лишь первые шаги на пути к диалектическому пониманию развития органического мира.

Одним из видных представителей трансформистов в естествознании был французский ботаник М. Маршан. На основе обследования строения формы розы он пришел к выводу, что она не могла быть такой изначально. Следовательно, ее нынешний вид – результат трансформации.

Сторонником идей трансформизма в Англии был и дед Чарльза Дарвина – естествоиспытатель, врач и поэт Эразм Дарвин.

Популярными идеи трансформизма были и в России. Их поддерживали такие выдающиеся мыслители и ученые, как:

В развитии биологии существовало множество препятствий, часть из которых вытекала из-за желания подтасовывать факты под божественное происхождение жизни. Подобные взгляды вылились в классический и средневековый трансформизм. Это учение, оказавшись сильным тормозом для развития науки, представляет собой философское направление об изучении происхождения жизни. И поначалу его трактовка была другой, приближенной к антинаучной. Однако в современности трансформизм отождествляется с эволюционной теорией и филогенезом.

трансформизм это

Трансформизм в истории

Трансформизм — это учение, которое претерпело множество изменений, хотя почти всегда носило философский характер, так как развивалось в контексте множества религиозных течений. Первый этап трансформизма — классический, который имеет мало общего с наукой. Это элементарные представления о превращении организмов, пренебрегая их изменчивостью. Строго говоря, наблюдать изменчивость у человека не было возможности, потому как отследить появление новых признаков у организмов было невозможно просто из-за недостатка времени для наблюдения.

Мелкие организмы и вовсе в классическом периоде трансформизма были неизвестны, из-за чего бытовала теория самозарождения жизни. Например, что в грязной куче белья самостоятельно зарождаются вши или крысы. В таком виде в Средневековье и передался трансформизм. Это позволило перейти во второй период учения, который славится своей религиозностью и антинаучностью.

трансформизм в биологии это

Умозрительный период трансформизма

Учение о монадах, развивавшееся в средневековом периоде трансформизма, претерпело некоторое изменение в умозрительном периоде. В частности, принимались некоторые доводы натуралистов, которые описывали тогда всего лишь жизненные циклы организмов. Особый интерес тогда представлял так называемый онтогенетический трансформизм. Это учение о развитии организма от его рождения до смерти.

В современности эта трактовка изменилась и охватывает период времени от зачатия организма до гибели. Умозрительный период трансформизма, как и предыдущие, славится своим философским характером, тогда как научных фактов в нем немного. Заслугой ученых данного периода является описание жизненных циклов организмов, что позволило определить изменчивость в онтогенезе. Это же поставило вопрос о возможности изменения в поведении и морфологии многих других организмов.

Развитие эволюционного учения

Следующий этап в развитии трансформизма — это эволюционный. Он максимально приближен к науке и развивался благодаря таким персонам, как Дарвин и Ламарк. Согласно их представлениям, трансформизмом называется постоянный процесс изменчивости, который вызван факторами внешней среды, в первую очередь — естественным отбором. В этой связи термин обрел свое новое определение, которое вылилось в эволюционную теорию.

Она гласит, что все организмы так или иначе происходят от элементарных форм жизни, а последние постоянно изменялись и за огромный период времени развились до нынешних форм жизни. Впрочем, такое учение, как классический трансформизм, это отрицало, потому ученым было непросто доказывать свои теории. С этой поры начался период использования неопровержимых фактов, поиском которых занялись многие ученые.

Типичным примером является форма клюва у галапагосских вьюрков, что было изучено Дарвином. Он указывал, что трансформизм в биологии — это явление превращения одного организма в другой под действием внешних факторов. В случае с вьюрками этим стимулом стал различный тип корма у местных птиц.

Трансформизм и эволюционная теория

В современности отличия трансформизма от эволюционной теории сложно отследить, так как суть первого понятия сильно исказилась и некоторыми консервативными учеными практически приблизилось к термину эволюции. Однако трансформизмом называется скорее философское учение, которое подразумевает превращение одного аспекта или признака в другой, но не объясняет причин. В отличие от него, эволюционная теория показывает, что организмы в условиях совместного проживания в конкурентной среде меняются под действием естественного отбора.

отличие трансформизма от эволюционной теории

В среде обитания постоянно меняются условия, а это вынуждает организмы приспосабливаться. Это не означает, что приспособление — это трансформация. Приспособление — это приобретение новых свойств, а трансформация — это последующее за эволюцией изменение в поведенческих или пищевых привычках организма. Потому эволюция — это процесс наработки физиологических особенностей и поведенческих реакций, на основании которых организм трансформируется.

Сам термин трансформации в современных условиях следует пересмотреть в данном контексте. В связи с этим необходимо использовать и другую трактовку. Согласно ее положениям, трансформизм — это система научных представлений о непрерывном изменении организмов и их происхождении от элементарной органической молекулы.

ТРАНСФОРМИ́ЗМ, сис­те­ма пред­став­ле­ний ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­лей и фи­ло­со­фов 17–19 вв. об ис­то­рич. из­ме­няе­мо­сти (транс­фор­ма­ции) ор­га­низ­мов, пред­ше­ст­во­вав­шая эво­лю­ци­он­но­му уче­нию. Т. сло­жил­ся на ос­но­ве воз­зре­ний ря­да ан­тич­ных и ср.-век. мыс­ли­те­лей, раз­ви­вав­ших идею из­ме­няе­мо­сти ми­ра. Т. про­ти­во­сто­ял креа­цио­низ­му – гос­под­ство­вав­ше­му ми­ро­воз­зре­нию, ос­но­ван­но­му на ре­лиг. пред­став­ле­ни­ях о Со­тво­ре­нии ми­ра и от­ри­цав­ше­му ис­то­рич. пре­об­ра­зо­ва­ния ор­га­низ­мов. Наи­бо­лее из­вест­ные пред­ста­ви­те­ли Т.: Р. Гук , П. Мо­пер­тюи , Д. Дид­ро , Ж. де Бюф­фон , Э. Дар­вин, И. В. Гё­те , Э. Жоф­фруа Сент-Илер , К. Ф. Ру­лье . Транс­фор­ми­сты по­сту­ли­ро­ва­ли, но не до­ка­зы­ва­ли эво­лю­ци­он­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния ор­га­низ­мов. Для объ­яс­не­ния ме­ха­низ­ма транс­фор­ма­ции они обыч­но до­пус­ка­ли воз­мож­ность це­ле­со­об­раз­ной (при­спо­со­би­тель­ной) ре­ак­ции на из­ме­не­ния внеш­них ус­ло­вий и на­сле­до­ва­ние при­об­ре­тён­ных та­ким об­ра­зом при­зна­ков. См. так­же Ла­мар­кизм , Эво­лю­ци­он­ное уче­ние .

Читайте также: