История появления плаката кратко

Обновлено: 28.06.2024

Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн), за исключением работ французского художника А.Тулуз-Лотрека. В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.

Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии.

Представители жанра плаката 2-й половины XIX века: Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т.Стейнлен, Э. Грассе и А. Муха (Франция) (считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, гротескность, кадрированность изображения, использование силуэта, приём яркого цветового пятна); О. Бёрдсли, Ф. Брэнгвин (Англия); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишера (Германия).

В начале XX века для рекламных плакатов становится явной тенденция к предметному, конкретному, изображения рекламируемого объекта. Пионерами в этом стали художники Германии: Л. Бернхард (англ.)русск., Ю. Клингер, Л. Хольвайн. С 20-х гг тенденция распространилась на другие страны. Одним из классиков жанра, ярко выразившим стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) является французский художник А. М. Кассандр.

Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа. Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев, передать жанр фильма и пр.

С 1920—1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности, строительстве и банкротстве физ лиц.

В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат, появившийся в начале XX века. Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т. Стейнлен, немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц.

Во время Первой мировой войны (1914—1918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п. Стилистика этой разновидности плаката оказала влияние на последующее развитие жанра. Представители, работавшие в этом жанре: А. Лит (Англия), Ж. Февр (Франция).

В 1920—1930-е г. г. активно развивается политический плакат. Для этого времени характерна проникнутость революционным пафосом. К представителям этого направления относятся такие художники, как Р. Береннь, М. Биро, Б. Уиц (Венгрия).

1939—1945 г. г. — появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны — появляются плакаты в защиту мира. Представители: Г. Пехштейн, Джон Хартфилд (Германия); П. Пикассо (Франция); Л. Мендес (Мексика); Т. Трепковской (Польша).

В 1920—1970 г. г. в стилистику плаката активно входит живопись, графика и фотоискусство. Представители, работавшие в жанре фотомонтажного плаката: Дж. Хартфилд и советский художник Г. Г. Клуцис.

26 октября 1993 года — в Гонконге отпечатан самый большой в мире плакат (его площадь составила 21 936 м²).

Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии.

Ознакомиться с плакатами, гравюрами, репродукциями, открытками начала эпохи и современности можно в Российской государственной библиотеке[2]. Фонд РГБ насчитывает порядка 1,5 млн.экземпляров.


Плакатом называют как вид графического искусства, так и само произведение. Чаще всего это изображение крупного формата с надписями, которое объявляет или рекламирует что-либо.

Плакаты существовали с давних времен. Их создавали на мраморных, деревянных, металлических дощечках и помещали в общественные места. Они знакомили людей с событиями городской жизни: новыми государственными законами, спортивными состязаниями, театральными постановками.

В современном его понимании плакат возник благодаря развитию методов печати, в частности техники литографии: она позволила наладить массовое производство объявлений. К 1890-м годам новая техника распространилась по всей Европе. В этот период плакаты создавали несколько известных художников: Анри де Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар, Альфонс Муха, Обри Бёрдслей. На их работы был большой спрос — некоторые звезды театра заказывали афиши представлений именно у этих мастеров.

В XX веке стали популярны политические и агитационные плакаты. С их помощью людей призывали голосовать, идти в армию, подписываться на военные займы, помогать раненым.

В России плакаты стали массово выпускать почти одновременно с Европой. Они завоевали популярность в том числе благодаря международной выставке афиш, которая прошла в 1897 году в Санкт-Петербурге. А после революции 1917 года на первый план вышли агитационные и рекламные изображения. Яркими отечественными представителями этого жанра были Владимир Маяковский, Александр Родченко, Ираклий Тоидзе, Николай Долгоруков и другие.

Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках , развитии , особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров.

Плакат

Когда и где?

Афиши известны с древних времен. На улицах античных Афин и Рима , в открытых домах Помпеи , размещенные на колоннах или столбах в людных местах , они информировали граждан о текущих событиях городской жизни. На мраморных и металлических пластинах выбивались своды государственных законов , судебные решения , объявлении о театральном действии , спортивном состязании.
Однако в качестве уникального явления в истории искусства плакат как детище художников появился лишь во второй половине XIX века в Западной Европе: это событие стало возможным лишь в определенном контексте времени и места.

Жюль Шере. Афиша бала в Мулен-Руж

Почему?

Жюль Шере. Лои Фуллер в Фоли-Бержер

В то же время вторая промышленная революция дарит художникам новые возможности для творческих экспериментов. Появляется хромолитография , а затем и фото-хромолитография , позволяющая с наименьшими трудностями создавать многоцветные изображения крупными тиражами.
И еще один важный момент. Печатание афиш все больше уходит из-под регламентированного контроля государственных типографий и типографий при императорских театрах ( в России право печати объявлений и афиш было только у полицейского начальства). Частные мастерские с печатными и литографскими станками с ростом благосостояния среднего класса множатся как грибы.

Особенности плаката

Парижская улица на старой фотографии: внимание — афиши! Источник фото: forum.infrance.su

Этот принципиальный момент определяет композиционные черты плаката. Яркие , кричащие краски , крупные объекты , плоские формы , лаконичное художественное решение. Ведь главной задачей плаката является привлечение внимания зрителя к какой-либо информации , причем непосредственное на него воздействие кратковременно.

Жюль Шере. Казино

Средняя публика , которая видит плакаты в общественных местах , не в курсе тонкостей и нюансов высокого искусства живописи , поэтому без упрощения и усреднения в этом деле никак.

Помимо прочего, оперативность полиграфического тиражирования выдвигает дополнительные требования к о

Важным для искусства плаката является и новое соотношение между шрифтом и изображением. Шрифт становится самостоятельной , часто орнаментальной фигурой , задействованной в общем пространстве работы. Когда плакат войдет в сферу агитации и пропаганды , надпись станет даже значительней изображения.

Независимо от своих функций: рекламной, информационной, пропагандистской или сугубо декоративной, – плакаты вот уже полтора столетия являются признанным видом изобразительного искусства. Этим плакат прежде всего обязан достижениям в области цветной полиграфии.

Становление

Изобретение литографии (1793) – метода напечатания с гладкой каменной или металлической поверхности – впервые позволило начать массовое производство плакатов высокого качества. Новая форма сотрудничества художников и полиграфистов ознаменовала наступление классического пери0да плакатной графики (1870-1939). Наиболее усердно работал в новом жанре французский художник Жюль Шере, которого по праву считают отцом современного плаката. От преимущественно шрифтового посыла информации, он перешел к ярким зрительным образам, центром которых, как правило, являлась человеческая фигура.

Кроме того огромное влияние на Шере и многих его коллег оказала японская ксилография. В 80-е и 90-е годы 19 века в Европу начали завозить образцы японской гравюры на дереве ни их четко прорисованные линии и однор0дные цвета стали откровением для европейских художников.

Тулуз-Лотрек

В последующие годы Тулуз-Лотрек создаст свои лучшие работы: афиши для Аристида Брюана, популярного тогда исполнителя песен вольного содержания и эстрадной певицы Джейн Авриль. Благодаря ему плакат получил всеобщее признание как самостоятельный вид искусства.

Сила плаката

С начала ХХ века – эпохи стремительного роста производства и потребления – плакат показал себя как мощный инструмент рекламы и пропаганды.

Множество из памятных плакатов прошедшего столетия посвящены теме путешествий, страсти, охватившей тогда весь мир. Плакаты тех лет отличаются энергией и жизненной силой, рисунок подчинен новым скоростям и ритмам, а образы дышат новизной, окружавшей все, связанное с путешествиями – шикарные автомобили, скорые поезда и элегантные морские лайнеры.

Психоделические 60-е

В послевоенные десятилетия новые средства рекламы (ТВ, радио и кино) и развитие фотопечати потеснили рисованные плакаты. Какое-то время некоторые думали, что жанр умер.

Это действительно было красочное и эффектное, но местами маловразумительное смешение образов и стилей.

Плакат протестует

Когда в августе 1968 года советские танки вошли в Чехословакию, пражские студенты выразили свой гнев и протест при помощи плакатов простого, и сильного по своему воздействию дизайна. Но из всех политических плакатов 60-х гг. наиболее долговечным оказался портрет Че Гевары – героя кубинской революции и кумира радикальнои молодежи всех континентов.

В конце ХХ века политический плакат получил новую жизнь в Восточной Европе. Крах коммунистической идеологии дал возможность художникам стран бывшего социалистического лагеря обрести ту сво60ду творчества, которой наслаждались их предшественники в Советском России 20-х годов.

Читайте также: