Зонтаг заметки о кэмпе кратко

Обновлено: 30.06.2024

Хотя я говорю только о восприятии – причем именно о таком, которое, среди прочего, обращает серьезное во фривольное – это все равно представляется безнадежным делом. Большинство людей думают о восприятии или вкусе как области чисто субъективных предпочтений, некоей загадочной привлекательности, в основном чувственной, которая никогда не была подконтрольна разуму. Они допускают, что соображения вкуса играют определенную роль в их реакции на людей и на произведения искусства. Однако эта позиция наивна. Хуже того. Смотреть свысока на вкус, которым ты наделен, – это смотреть свысока на самого себя. Поскольку вкус управляет каждым свободным – в отличие от рутинного – человеческим движением. Ничто не является более определяющим. Существует визуальный вкус и вкус в том, что касается людей, в том, что касается эмоций – и существует вкус в области искусства, вкус в области морали. Интеллект тоже представляет из себя нечто вроде вкуса: вкуса в области идей. (Можно обнаружить, что вкусовые способности развиваются очень неравномерно. Редко удается встретить человека, разом обладающего хорошим визуальным вкусом, хорошим вкусом на людей и вкусом на идеи.)

Во вкусе нет ни системы, ни доказательств. Однако существует нечто вроде логики вкуса: постоянная восприимчивость, которая лежит в основе и взращивает тот или иной вкус. Восприимчивость почти, но не вполне, невыразимая. Всякое восприятие, которое может быть втиснуто в жесткий шаблон системы или схвачено грубыми орудиями доказательства, больше уже не восприятие. Оно затвердело в идею…

Чтобы удержать в сети слов мировосприятие, особенно живое и влиятельное[40], необходима достаточная ловкость и изворотливость. Форма заметок в большей степени, чем эссе (с его требованием линейных и последовательных доводов), подходит для уловления особенностей этой прихотливой и ускользающей материи. Затруднительно быть торжественным и трактатоподобным, говоря о кэмпе, поскольку при этом сам рискуешь создать низший его образчик.

Эти заметки посвящены Оскару Уайльду.

1. Для начала в самом общем виде: кэмп – это определенный вид эстетизма. Существует некий способ видеть мир как эстетическое явление. Этот способ, способ кэмпа, выразим не в терминах красоты, но в терминах степени искусственности или стилизации.

2. Подчеркнем, что стиль пренебрегает содержанием либо задает такую точку зрения, с которой содержание безразлично. И это не говоря о том, что восприимчивость кэмпа не ангажирована, деполитизирована – или по крайней мере аполитична.

4. Разрозненные примеры того, что входит в канон кэмпа:

Светильники от Тиффани

Фильмы для музыкальных автоматов

Рисунки Обри Бердслея

Некоторые почтовые открытки рубежа веков

Кубинская поп-певица Ла Лупе

Старые комиксы о Флэше Гордоне

Женская одежда двадцатых (боа из перьев, платья с длинным шлейфом и т. д.)

Романы Рональда Фербэнка и Айви Комптон-Бернет

Порнофильмы, увиденные без вожделения

9. В качестве индивидуального вкуса кэмп приводит и к поразительной утонченности, и к сильной преувеличенности. Андрогин – вот определенно один из величайших образов кэмповского мировосприятия. Примеры: замирающие, утонченные, извивающиеся фигуры поэзии и живописи прерафаэлитов; тонкие, струящиеся, бесполые тела ар-нуво; завораживающая, андрогинная пустота, таящаяся за совершенной красотой Греты Гарбо. Здесь кэмп рисует наиболее непризнанную истину вкуса: самые утонченные формы сексуальной привлекательности (равно как наиболее утонченные формы сексуального наслаждения) заключаются в нарушении чьей-либо половой принадлежности. Что может быть прекраснее, чем нечто женственное в мужественном мужчине; что может быть прекраснее, чем нечто мужественное в женственной женщине… Парным к андрогинным предпочтениям кэмпа является нечто, на первый взгляд, совершенно отличное, но не являющееся таковым: вкус к преувеличенным сексуальным характеристикам и персональной манерности. По очевидным причинам в качестве лучших примеров могут быть названы кинозвезды. Банальная пышность женственности Джейн Мэнсфилд, Джины Лоллобриджиды, Джейн Рассел, Вирджинии Майо; преувеличенная мужественность Стива Ривза, Виктора Метьюра. Великие стилисты темперамента и манерности, подобные Бетт Дэвис, Барбаре Стенвик, Таллуле Бэнкхед, Эдвиж Фейер.

16. Таким образом, мировосприятие кэмпа есть нечто, что живо двойным смыслом, в котором могут быть осмыслены некоторые вещи. Но это не простенькая двухступенчатая конструкция буквального значения с одной стороны и символического значения – с другой. Напротив, это разница между вещью, означающей что-то или означающей все, что угодно, – и вещью как чистой искусственностью.

22. Рассматриваемый не так строго, кэмп или полностью наивен, или целиком преднамерен (когда он изображает кэмпизацию). Последний пример: эпиграммы Уайльда на себя.

23. Неотъемлемый элемент наивного, или чистого, кэмпа – это серьезность, серьезность вплоть до полного провала. Конечно, не всякое произведение, где серьезность приводит к краху, может быть спасено кэмпом. А только то, которому присуща смесь преувеличенности, фантастичности, страстности и наивности.

25. Отличительный знак кэмпа – дух экстравагантности. Кэмп – это женщина, закутанная в платье, сделанное из трех миллионов перьев.

30. Конечно, канон кэмпа может меняться. Время – большой специалист в таких делах. Время может повысить ценность того, что кажется нам просто нудным и лишенным фантазии теперь, когда мы находимся слишком близко, – кажется нам слишком похожим на наши ежедневные фантазии, фантастическую природу которых мы не ощущаем. Мы куда лучше способны восхищаться фантазиями, когда они нам уже не принадлежат.

34. Вкус кэмпа упраздняет разделение по оси хороший – плохой обычного эстетического суждения. Но ничего не переворачивает. Он не считает, будто плохое – это хорошее или хорошее – плохое. Что он делает, так это предлагает для искусства (а также и жизни) некий иной – дополнительный – набор стандартов.

36. Однако существуют другие разновидности мировосприятия помимо трагической и комической серьезности высокой культуры и высокого стиля самих оценивающих. И чтить только стиль высокой культуры, оставляя все другие действия или чувства в стороне, значит обмануть себя как человеческое существо.

И третьим среди великих творческих мировосприятий является кэмп: чувство обанкротившейся серьезности, тяга к театрализации опыта. Кэмп отказывается как от гармонии традиционной серьезности, так и от риска полной идентификации с крайними состояниями чувств.

37. Первое мировосприятие, связанное с высокой культурой, в основе своей моралистично. Второе, требующее крайних состояний и представленное в современном искусстве авангардом, достигает эффекта за счет многократно усиленного напряжения между моральной и эстетической страстью. Третья, кэмп, полностью эстетична.

43. Традиционные способы для преодоления прямолинейной серьезности – ирония, сатира – выглядят сегодня слабовато, перестают соответствовать культурно насыщенной среде, в которой современное мировосприятие вызревает. Кэмп вводит новый стандарт: искусственность как идеал, театральность.

44. Кэмп предполагает комический взгляд на мир. Но это не горькая или полемическая комедия. Если трагедия – это переживание сверхвовлеченности, то комедия – переживание недововлеченности, отстраненности.

45. Отстраненность – прерогатива элиты; и насколько денди XIX века был суррогатом аристократа в сфере культуры, настолько кэмп является современным дендизмом. Кэмп – это решение проблемы: как быть денди в век массовой культуры.

Знаток кэмпа находит более искусные наслаждения. Не в латинских стихах и редких винах да бархатных куртках, но в грубейшем, распространеннейшем наслаждении, в искусстве для масс. Явное использование не запачкало предмет его наслаждения, так как он научился обладать им на свой особый манер. Кэмп – дендизм в век массовой культуры – не различает вещей уникальных и вещей, поставленных на поток. Кэмп преодолевает отвращение к копиям.

48. Денди былых времен ненавидел вульгарность. Денди последнего призыва, поклонники кэмпа, вульгарность ценят. Где вкус денди постоянно был бы оскорблен, а сам он заскучал бы, ценитель кэмпа пребывает в постоянном восторге. Денди носил надушенный платок как галстук и был подвержен обморокам; ценитель кэмпа вдыхает зловоние и гордится своими крепкими нервами.

49. Конечно, это трюк. Трюк, подстегиваемый, при ближайшем рассмотрении, угрозой пресыщения. Эту связь между пресыщением и кэмповским вкусом трудно переоценить. Кэмп по своей природе возможен только в обществах изобилия, в обществе или в кругах, способных переживать психопатологию изобилия.

50. Аристократия находится лицом лицу с культурой (как и с властью), и история кэмпа – это часть истории снобского вкуса. Но так как никакая аутентичная аристократия в старом смысле слова нынче особых вкусов не поддерживает, то кто же носитель этого вкуса? Ответ: спонтанно образовавшийся, сам себя избравший класс, преимущественно гомосексуальный, назначающий себя аристократией вкуса.

51. Особая связь между кэмповским вкусом и гомосексуальностью должна быть объяснена. Несмотря на то, что в общем случае неверно, будто кэмп является гомосексуальным вкусом, нет сомнения в их сходстве и частичном совпадении. Не все либералы евреи, но евреи демонстрируют определенную приверженность к либерализму и реформам. Так же и не все гомосексуалисты обладают кэмповским вкусом. Но гомосексуалисты, в основном, составляют авангард – и одновременно самую чуткую аудиторию – кэмпа. (Эта аналогия выбрана не случайно. Евреи и гомосексуалисты являются наиболее выдающимися творческими меньшинствами в современной городской культуре. То есть творческими в самом что ни на есть прямом смысле: они творцы мировосприятий. Таковы две ведущие силы современного мировосприятия – иудейская моральная серьезность и гомосексуальный эстетизм и ирония.)

52. Причины для расцвета аристократической позы среди гомосексуалистов, по-видимому, близки к тем же у евреев. Каждому мировосприятию способствует необходимость некой группы в самообслуживании. Еврейский либерализм есть жест самоузаконения. То же в случае кэмпа, который определенно пропагандирует нечто подобное. Нет нужды говорить, что эта пропаганда направлена прямо в противоположную сторону. Евреи возлагали свои надежды интегрироваться в современное общество на развитие морального чувства. Гомосексуалисты добивались интеграции, опираясь на чувство эстетическое. Кэмп – растворитель морализма. Он нейтрализует моральное негодование, поддерживая легкость и игру.

55. Кэмповский вкус – это, помимо всего, еще и некий вид наслаждения, высокой оценки, никак не осуждения. Кэмп великодушен. Он хочет наслаждаться. Он только выглядит злобным и циничным. (Или, если он циничен, то это не безжалостный, а легкий цинизм.) Кэмп не утверждает, будто быть серьезным значит иметь дурной вкус; это не насмешка над тем, кто преуспевает в своей серьезности. Он учит лишь тому, как превращать в успех некоторые обжигающие неудачи.

(Здесь можно сравнить кэмп с поп-артом, который – когда он не является попросту кэмпом – представляет из себя некую позицию, связанную с ним, но достаточно отличную. Поп-арт более плосок и более сух, более серьезен, более отделен, предельно нигилистичен.)

58. Предельное выражение кэмпа: это хорошо, потому что это ужасно… Конечно, не всегда можно сказать так. А только при определенных условиях, которые я и попыталась обрисовать в этих заметках.

Пер. Сергея Кузнецова

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Заметки о Маяковском

Заметки о Маяковском Берлин. 1922 год. Осень. Октябрь на исходе. Сияет солнышко. Свежо. Идем в сторону <…>.— Или ты не узнаешь меня, Игорь Васильевич? — останавливает меня радостный бас Маяковского. Обнимаемся. Оба очень довольны встрече. С ним Б. Пастернак. Сворачиваем в

Заметки рецензента

Заметки о Стендале

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАМЕТКИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАМЕТКИ 1.В 1871 году, после Седана, во Франции был поставлен знаменитый вопрос: — Да, Германия победила. Франция разорена и уничтожена. Но в области духовной, что могут противопоставить они, эти надменные победители, именам Гюго, Жорж Занд, Флобера, Ренана, Готье

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАМЕТКИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАМЕТКИ 1.Пушкин переведен на все европейские языки. Имя его всем известно. Но в европейской литературе он никакой роли не играет и ни на кого в ней не влиял и не влияет. Иностранец узнает с недоумением и недоверием, что Пушкин и Гоголь — величайшие наши

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАМЕТКИ

Литературные заметки

Литературные заметки 1.Почти без исключений вся наша критика при жизни Гумилева была к нему настроена недоверчиво и даже насмешливо. Люди, мало о поэзии думавшие, ничего в ней не понявшие, свысока поучали и наставляли его. Это глубоко задевало Гумилева, хотя внешне он

Литературные заметки

Литературные заметки

Литературные заметки 1.Есть внутренняя правда в прекрасном обычае говорить об умерших людях одно лишь хорошее, находя и подчеркивая незамечаемые прежде заслуги. Смерть примиряет. Она по-новому все освящает, она довершает то, что вчера еще казалось беспорядочным и

НЕКРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

НЕКРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ * Литература наша понесла одну из самых чувствительных потерь в лице Егора Петровича Ковалевского, скончавшегося в ночь с 20-го на 21-е сентября.Деятельность покойного, как литературная так и служебная, была слишком

НЕКРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

Заметки о кэмпе

Заметки о кэмпе Есть многое на свете, что никогда не было названо, и многое, что, даже будучи названо, никогда не было описано. Таково мировосприятие – безошибочно современное, разновидность извращения, но вряд ли тождественное ему, – известное под культовым именем

Заметки о журналах

ЗАМЕТКИ

Главная выставка Института костюма MET в Нью-Йорке в 2019 году будет посвящена кэмпу, о чем стало известно на прошлой неделе. Зачем вам об этом знать? Затем, что эта выставка рассказывает не только и не столько о моде — она вычленяет ключевые тренды массовой культуры в принципе. А еще знать о выставке 2019 года обязательно потому, что мы с вами живем в эпоху кэмпа. Даже если вы впервые столкнулись с этим понятием, читая этот абзац текста.


Кэмп — это форма, которая победила содержание

Под кэмпом Зонтаг подразумевает победу формы над содержанием. Это не значит, что кэмп приравнивается к красоте, и не значит, что за формой нет содержания. Кэмп — это особый взгляд, который фокусируется именно на эстетической оболочке вещей, не придавая содержанию никакого значения. Если говорить об искусстве, кино, моде или дизайне, то кэмп чаще всего декоративен и очищен от какой-либо серьезной смысловой нагрузки. В этом плане кэмп максимально маргинален.

Кэмп — это преувеличение и искусственность

О чем будет Met Gala 2019 и причем тут Сьюзен Зонтаг (фото 1)

О чем будет Met Gala 2019 и причем тут Сьюзен Зонтаг (фото 2)

Наиболее полный кэмп-образ — андрогин

Кэмп стирает границы между полами и превозносит женственное в мужественном и мужественное в женственном. Для кэмпа бóльшую ценность, чем стандартизированная половая принадлежность, имеет утонченная сексуальность и утонченные удовольствия. Поэтому кэмповским идеалом Зонтаг называет андрогина. Одновременно с этим кэмп — это и стереотипная, кипящая сексуальность.

Серьезность, трагедия и злобный цинизм — это не про кэмп

Кэмп противопоставляет себя всему серьезному — кэмп любит беспечность и легкомысленность. Кэмп не имеет ничего общего ни с высоким искусством с его ценностями и моралью, ни с авангардом, в котором острее всего ощущается напряжение, отрицание высокого искусства, зашкаливающая страсть и неразрешимые проблемы человечества. Кэмп, пусть иногда кажется серьезным и даже пафосным, выбирает иронию и игру. Чистый кэмп всегда наивен и невинен, а идеальная среда для него — поп-культура и искусство для масс.

О чем будет Met Gala 2019 и причем тут Сьюзен Зонтаг (фото 3)

О чем будет Met Gala 2019 и причем тут Сьюзен Зонтаг (фото 4)

Кэмп тесно связан с гомосексуальностью

Что же такое кэмп?

Пожалуй, теперь вы понимаете, почему в числе сопредседателей Met Gala 2019 будут Леди Гага, Гарри Стайлз и — внимание — креативный директор Gucci Алессандро Микеле.

Безбоязненный и весёлый гедонизм: Как кэмп стал темой Met Gala — 2019 — Стиль на Wonderzine

6 мая в нью-йоркском Метрополитен-музее в очередной раз пройдёт бал Met Gala, предшествующий открытию выставки Института костюма. Мероприятие стало одним из главных околомодных событий года — попасть на него просто так нельзя. Как пишет New York Times, в 2018 году билеты на вечер стоили 30 тысяч долларов, а место за столиком — около 275 тысяч. Все деньги идут на счёт самого Института костюма — это единственный филиал Метрополитен-музея в Нью-Йорке, который не финансируется из общего бюджета. Несмотря на это некоторые гости оказываются на мероприятии по приглашению — их одобряет сама Анна Винтур, которая остаётся хозяйкой вечера с 1999 года.

Представлять Met Gala в этот раз, помимо самой Винтур, будут певица и актриса Леди Гага, дизайнер Алессандро Микеле (Gucci, в котором он числится креативным дизайнером, — спонсор мероприятия), музыкант Гарри Стайлз и теннисистка Серена Уильямс. Разбираемся, что такое кэмп, как он появился и в чём находит отражение сегодня.

Текст: Анна Елисеева


Что такое кэмп



Откуда он взялся

Зонтаг считала кэмп прерогативой самопровозглашённой аристократии стиля, которая состояла, по её мнению, из геев. Её точка зрения не удивительна — в 60-х о гомосексуальности было не принято говорить открыто, более того, она считалась заболеванием. Так, авторы Quartzy признают, что кэмп мог стать для гей-сообщества своеобразным способом заявить о себе. Однако связывать этот термин лишь с гей-культурой — значит упрощать его.

Читайте также: