Паустовский и тульский край кратко

Обновлено: 05.07.2024

В них приобретались знания и впечатления, пробуждалась мысль, рождались темы произведений. Скитания — это вечная охота за впечатлениями, необходимыми для писательской работы. Да и вся жизнь Паустовского — большое путешествие от города к городу, которое началось в Москве (место рождения), продолжилось в Киеве (учеба в гимназии), Таганроге (написан первый роман), во многих других городах и закончилось в Тарусе, где писатель и похоронен.

Подходы к постижению города

Для Паустовского город — прежде всего место, где живут люди: радуются, страдают, любят, творят. Город им сопереживает, служит средой, активно участвующей в их жизни.

Часть городской среды составляет природа. Она среду улучшает и украшает. И Паустовский всегда показывает город в природе и природу в городе.

Важная сторона литературной биографии города — населенность его героями произведений. Татьяна Ларина и Евгений Онегин, Настасья Филипповна и князь Мышкин, Незнакомка. — весь Петербург населен литературными героями, которые Паустовскому представлялись более реальными, чем действительно жившие люди. И они так же, как и творившие здесь деятели культуры и искусства, наделили великий город особой атмосферой, создали дух города.

Восприятие города

Восприятие, будучи сложным процессом, соединяет объективное и субъективное. Результат восприятия — это своего рода сплав воздействия наблюдаемого объекта и особенностей самого наблюдателя. Для писателя, равно как и для ученого, наблюдение — источник информации, важной для понимания города.

Чувство города конкретно и индивидуально. Оно пропитано эмоциями и знаниями, которые ориентируют и само восприятие, таким образом сильно зависящее от внутреннего мира конкретного человека. Но став известным, оно делается как бы одним достоянием. Открывается возможность приобщиться к нему и, тем самым, расширить свои собственные представления о городе, продвинуться в его постижении.

Описание города

Паустовский уникален. У него свое ви'дение мира и талант большого писателя. Научиться писать, как Паустовский, нельзя. Но следовать принципам, которым он был верен в своем писательском деле, стоит.

Описаниям городов, как и вообще творчеству Паустовского, свойственна эмоциональность. Писатель восхищается необычными, яркими городами, выделяет их своеобразные черты, признается им в любви. Любовью и любованием полны его описания Петербурга и Парижа, Одессы и Тбилиси, Вильнюса и Велико Тырнова, Севастополя и Арля. Города поражают Паустовского своей необычностью, для которой он находит точные и проникающие в душу слова. Приведем некоторые отрывки.

«Есть города, которые почти невозможно описать последовательно и связно — такая сложная и живописная у них топография. Таков город Тырново.

Паустовский чрезвычайно ценил воображение и сам был сполна наделен им. Ему принадлежит целый венок афоризмов на этот счет.

• Воображение — великий дар природы.

• Воображение заполняет пустоты человеческой жизни.

• Воображение дает человеку то, что не успела или не может дать ему действительность.

• Одно из замечательных свойств воображения заключается в том, что человек ему верит.

Мне кажется, что для географа в его научно-литературном труде таким вдохновителем является Паустовский.

Упор на изучение экономической базы города, его экономико-географического положения, трудовых ресурсов — все это было оправдано, так как соответствовало тогдашней ситуации экономического рынка, который совершала страна в эпоху индустриализации. Географы изучали добросовестно то, что существовало в реальности, давали то, что было необходимо практике.

Основоположники отечественной геоурбанистики понимали это и думали о развитии в дальнейшем комплексных исследований городских проблем, предлагая конкретные подходы и методы. И.М. Майергойз строил планы создания географического учения о городе силами своей географии и в сотрудничестве с другими отраслями научного знания. Однако реализовать эти намерения пока не удалось, хотя отрадным фактом следует считать появление в последние годы исследований геоморфологов, гидрологов, геохимиков, почвоведов, ландшафтоведов, посвященные городам. Можно назвать книги Э.А. Лихачевой, С.М. Мягкова, Н.С. Касимова, Е.П. Чернышева и других ученых.

Видный российский философ А.С. Ахиезер дал емкое определение города как фокуса урбанизационного процесса. Урбанизация же все в большей мере понимается как процесс сдвигов в человеческой культуре. Познание города как центра и двигателя культуры, раскрытие его интеллектуальной и духовной среды, роли в формировании научного, культурного и образовательного пространств становится важнейшим и пока отстающим направлением геоурбанистических исследований (что отнюдь не отменяет и задач экономико-географического изучения городов и их систем, особенно в изменившихся социально-экономических условиях).

Творчество Паустовского, уделявшего в своих книгах значительное внимание городам, не может не заинтересовать геоурбанистов. Оно ценно средовым подходом, нацеленностью на характеристику города как центра культуры, ее хранителя и очага развития, раскрытием богатства человеческого восприятия, соответствующего многогранности и сложности города; образцами емкого, точного и образного описания конкретных городов России и зарубежных стран.

Уроки восприятия следует выделить особо. Для того чтобы постичь город — интеграл человеческой деятельности, по меткому определению архитектора А. Бурова, надо научиться его воспринимать возможно полнее и глубже. Уметь охватить город целиком и в то же время выделить в этой сложной целостности опорные точки сущности, определить главное, характерное, выражающее особенности. Восприятие присуще всем, но талантом восприятия обладают немногие. Однако способности здесь можно пробудить и даже приумножить. Восприятию надо учить так же, как учат слушать серьезную музыку и смотреть живопись разных школ. Паустовский, обладавший удивительным даром восприятия и сумевший показать в своих произведениях его сложность и значимость, этому учит.

Г.М. ЛАППО
доктор геогр. наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института
географии Российской академии наук

19 мая - день рождения писателя Константина Паустовского. Жизнь человека, перед которым преклонялись королевы, неразрывно связана и с тульским краем.

19 мая - день рождения писателя Константина Паустовского. Жизнь человека, перед которым преклонялись королевы, неразрывно связана и с тульским краем.

ХАТИДЖЕ
Начинающий писатель Константин Паустовский, которому тогда было чуть более 20 лет, неоднократно бывал в Ефремове. В этот город его привела любовь.
В 1915 году, в санитарном поезде, перевозящем в тыл раненых бойцов, Константин познакомился с молоденькой и симпатичной сестрой милосердия Екатериной Загорской. Эта девушка чуть позже по состоянию здоровья оставила военную службу и уехала к своей старшей сестре в Ефремов. За ней отправился и Паустовский.
"Я увидел тебя, вначале такую недостижимо далекую, озаренную, и я - бродяга, нищий поэт: полюбил тебя так чисто, так глубоко и больно, что даже если пройдет любовь, останется на всю жизнь жгучий след: Твой Константин. Из Москвы в Ефремов. 23 мая 1915 г."
Хатидже - так звали Екатерину Загорскую в татарской деревушке в Крыму, где она провела все предвоенное лето 1914 года и получила за свою красоту это необычное имя. Катя рано осталась без родителей. Воспитывала и содержала ее старшая сестра Леля - Елена Степановна Загорская, преподаватель ефремовской женской гимназии. Именно Елена Степановна пригласила молодого писателя погостить у них в Ефремове.
Новый, 1916 год, писатель встречал в Ефремове с сестрами Загорскими. А в январе 1917 года Константин Паустовский и Екатерина Загорская обвенчались.



Безумно влюбленные друг в друга Константин ПАУСТОВСКИЙ и Екатерина ЗАГОРСКАЯ
прожили вместе двадцать лет. Но в 1936 году они развелись,
потому что писатель полюбил другую женщину.

РЕВОЛЮЦИЯ
В феврале 1917 года Паустовский вновь приезжает в Ефремов, но уже по заданию редакции газеты, где он в то время работал. Писателя решили послать "в глухой уезд, чтобы написать, о чем думают сейчас в тургеневской России". Этим глухим уездом и оказался Ефремов.
"В Ефремов я приехал ночью, - напишет позже Паустовский. - До рассвета я просидел в холодном станционном буфете: Кроме остывшего чая, в буфете ничего не было: Как только начало светать, я нанял извозчика и поехал в единственную в Ефремове гостиницу".
В Ефремове Паустовский узнал о том, что произошла революция. Вот как он впоследствии описал реакцию жителей на февральские события: "В час ночи, когда Ефремов спал непробудным сном, раздался удар колокола, потом еще и еще: Во всех домах зажигались огни. Улицы заполнились людьми: незнакомые люди, плача, обнимали друг друга. Двери во многих домах стояли брошенные настежь:"
Начались, по словам Паустовского, "шумные, бестолковые, счастливые дни. В церквах в Ефремове служили молебны в честь нового правительства. Из тюрьмы выпустили почти всех арестантов:"

БУНИН
Судьба свела Константина Паустовского с еще одним гениальным писателем, тесно связанным с Ефремовом, - Иваном Буниным.
Будучи еще молодым поэтом и писателем, Паустовский посылал на "суд" академика Бунина стихи и прозу. "С той минуты, как я узнал, что здесь бывает И. Бунин, Ефремов сразу преобразился для меня: Тогда в Ефремове вошла в меня бунинская Россия и завладела мной надолго", - писал Паустовский. Именно Иван Алексеевич, мать и брат которого жили в Ефремове, посоветовал юному поэту больше не писать стихов, а все силы, весь свой талант повернуть в сторону прозы: "Думается, ваша настоящая поэзия - в прозе. Именно здесь, если сумеете проявить достаточно упорства, уверен, сможете достичь чего-нибудь значительного", - писал Бунин Паустовскому в 1917 году. С тех пор Паустовский стихов не писал.
30 лет спустя Константин Георгиевич, уже зрелый писатель, неожиданно получил открытку из Парижа: "Дорогой собрат, я прочел ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу вам сказать о той редкой радости, которую испытал я: Он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы. Привет, всего доброго! Ив. Бунин".

"СТАРИК В ПОТЕРТОЙ ШИНЕЛИ"
В советские годы Паустовский с женой Екатериной часто приезжал в Ефремов. Лето 1924 года они с семилетним сыном Вадимом провели в деревне Богово, где Паустовский познакомился с отставным полковником царской армии, послужившим ему прототипом для рассказа "Старик в потертой шинели". Бывший полковник любил ловить рыбу на Красивой Мече. После войны Паустовский приезжал в Ефремов на могилу матери Бунина.
Умер великий писатель летом 1968 года. Похоронен в Тарусе.


Согласно завещанию, Паустовского похоронили на городском кладбище Тарусы. Его могила находится на высоком холме, окруженном деревьями, с просветом на реку Таруску - это место выбрал сам писатель.


ИЗ ДОСЬЕ "СЛОБОДЫ"
Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ
Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве.
Умер 14 июля 1968 года в Москве, похоронен в городе Таруса Калужской области.
Семья: первая жена Екатерина Загорская (?-1969 г.), сын от первого брака Вадим (1925-2000 гг.); вторая жена актриса Татьяна Евтеева-Арбузова (?-1969 г.), сын от второго брака Алексей (1950-1976 гг.).
Первый рассказ "На воде" опубликован в 1912 году.
Учился в Киевском университете, сотрудничал в газетах.
Книги переведены на многие иностранные языки.
Награжден орденом Ленина, другими орденами и медалью.


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ.
Любимец марлен
Однажды Дитрих приехала в Москву и писатель пошел на ее концерт. После концерта у Дитрих спросили: "Какой у вас любимый писатель?". Она сказала: "Я люблю Паустовского". Присутствующие начали аплодировать, и писатель, смущаясь, поднялся на сцену.
Великая Марлен встала перед ним на колени в своем вечернем платье, расшитом камнями. Платье было таким узким, что нитки стали лопаться, и камни посыпались по сцене. Наконец Марлен поднялась. Паустовский поцеловал ей руку:
Между тем незадолго до этого, будучи в Англии, Дитрих отказала в просьбе одной из английских принцесс посетить ее дворец, сказав: "Она всего лишь принцесса, а я - королева. С какой стати я должна к ней идти?"


Поиск по сайту


Константин Георгиевич Паустовский (19 (31) мая 1892, Москва - 14 июля 1968, там же) - русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Дважды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

В 1915 году Константин познакомился с молоденькой и симпатичной сестрой милосердия Екатериной Загорской. Чуть позже эта девушка уехала к своей старшей сестре в город Ефремов. За ней отправился и Паустовский. Паустовский и Загорская венчались летом 1916 года, в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязанской губернии.


Паустовский и Загорская прожили вместе двадцать лет. Но в 1936 году они развелись, потому что писатель полюбил другую женщину. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода.

Будучи еще совсем молодым Паустовский посылал на суд академика Бунина стихи и прозу. После войны Паустовский приезжал в Ефремов на могилу матери Бунина.

"Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара.. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу" - Константин Георгиевич Паустовский.

В феврале 1917 года Паустовский вновь приезжает в Ефремов, но уже по заданию редакции газеты, где он в то время работал. Писателя решили послать "в глухой уезд, чтобы написать, о чем думают сейчас в тургеневской России". Этим глухим уездом и оказался Ефремов. В книге Паустовского "Повесть о жизни" в последней главе автор пишет, что в тревожные дни перед революцией редакция газеты, где он работал, решила его послать в самый захолустный город, чтобы узнать, чем живет, о чем думает народ. Стали выбирать. Один из сотрудников газеты, знаток Чехова, сказал: "Чехов писал, что воплощением российской дичи был для него городок Ефремов Тульской губернии. Это где-то под Ельцом. Кстати, тургеневские места. Ефремов стоит на реки Красивая Меча. Помните, "Касьян с Красивой Мечи"? Вот и поезжайте туда".

Паустовский приехал в Ефремов ночью в феврале 1917 года. Дождался на станции утра, нанял извозчика и поехал в единственную в Ефремове гостиницу. В седом свете зимнего утра городок оказался на удивление маленьким и облезлым. Кирпичная тюрьма, винокуренный завод с длинной железной трубой, насупленный собор и одинаковые, как близнецы, домишки с каменным низом и деревянным верхом — вызывали уныние. Пожалуй, единственным интересным зданием были торговые ряды на базаре. Какое-то подобие колонн и арок украшало их и говорило о старине.
— Ну и город, — сказал Паустовский извозчику, — взглянуть не на что.
— А на кой лях на него глядеть, — равнодушно заметил извозчик, — чтобы глядеть, сюда никто и не приезжает.
— А зачем же приезжают?
— За хлебом да за яблоками. У нас тут были богатейшие хлебные ссыпки. Купцы сотнями тысяч ворочали. А яблоки, правда, и сейчас у нас отменные. Антоновские.
И здесь, в сонном Ефремове, Паустовский встретил революцию. Он пишет: "По вечерам на слободке выли собаки да неохотно стучали в колотушки сторожа. Казалось, что со времени XVI века ничего в этом городке не изменилось, что нет ни железных дорог, ни телеграфа, ни войны, никаких событий".

Первой женой Паустовского была Екатерина Степановна Загорская (2. 10. 1889—1969), воспитывалась старшей сестрой – Еленой Степановной, преподавательницей гимназии в г. Ефремове.
Со своей будущей женой Паустовский встретился, отправившись санитаром на фронт (Первая мировая война), где Екатерина Загорская была медсестрой.

Письмо К. Г. Паустовского Е. С. Загорской-Паустовской

Дорогая Елена Степановна. Едим ваши сухари, ветчину, оказавшуюся салом, и вспоминаем Ефремов. Да, теперь не то! Обедаем у толстой дамы в соседнем доме, обедаем, можете себе представить, довольно хорошо. Жарим яичницу. Катя что-то не худеет. Поневоле пришлось поселиться у Катуаров. Катину комнату топят, поэтому в ней сухо и тепло. Кот

Имя Паустовского неразрывно связано с Мещерским краем. Здесь, в доме художника-гравера Ивана Пожалостина в Солотче, написаны лучшие его произведения. Мещерский период писателя стал самым плодотворным, много сотен километров исходил Паустовский с друзьями Рувимом Фраерманом и Аркадием Гайдаром по лесным тропинкам и дорожкам в поисках глухих озер, рек и каналов.

Однажды, жарким летом 1930 года, он купил кусок голландского сыра, который был завернут в обрывок старой карты. Увидев на карте знакомую реку, это была Ока, писатель понял, что местность располагается недалеко от Москвы и принялся изучать неведомую страну со звучным именем Мещера.

Но все это было лишь красивой историей, а причины приезда в Рязанский край были другие, и близость к столице была не главной. Супруги Паустовские регулярно приезжали сюда, начиная с 1923 года.

В Рязани жили близкие родственники первой жены писателя Екатерины, дядя Петр Александрович Загорский с женой Анной и дочерью, он был протоиереем Успенского собора, крупнейшего в городе. И ее двоюродная сестра с мужем - Александра и Александр Павловы.

Александр Васильевич Павлов (1885-1937) был личностью незаурядной – окончил Московский университет медицинский факультет и Московскую консерваторию по классу скрипки, служил главным врачом санитарных поездов на Кавказском фронте. Был прекрасным собеседником и знатоком рязанских мест. Именно он оказал большое влияние на Паустовского, рассказывая о прекрасных местах во время прогулок по старым улицам деревянного города.

Сохранился дом в Рязани, где жил и останавливался Паустовский и его друзья по пути в Солотчу. На нем так же находится памятная доска, что в доме жил Герой Советского Союза - Самохин Анатолий Николаевич, который был мужем дочери Павловых – Нины Александровны.

Не исключено, что бывали они и в Солотче задолго до 1930 года.

Паустовский там был точно, приглядываясь к домам, где можно поселиться на долгое время, он не мог приехать в незнакомое место с женой и маленьким сыном. Вот его письмо жене:

Этим же августом семья приезжает в Солотчу. Паустовские снимают флигель и комнату у пожилой Марии Михайловны Костиной, очень уважаемой в селе старушки, была она местной портнихой и входила в церковный совет. Дом ее находился по соседству с домом Пожалостина.

А уже в 1932 году писатель живет в знаменитой баньке в усадьбе Пожалостина. Двадцатилетний мещерский период стал самым плодотворным в жизни писателя. Об усадьбе и знаменитом доме с мезонином я обязательно подробно расскажу в отдельной статье.

Читайте также: