Рисунок с натуры особенности техники выполнения кратко

Обновлено: 02.07.2024

изображения детьми предметов прямолинейных и кругообразных форм, развития чувства цвета и композиционных навыков. Характеристика методики проведения занятий по рисованию с натуры.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Этапы технического овладения приемами рисования дошкольниками. Особенности Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления -- наглядно-образный.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Цель контрольной работы - рассмотреть методику проведения занятия по рисованию с натуры и дать общие сведения о перспективе.

Методика проведения занятия по рисованию с натуры

Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современном ДОУ является развитие личности ребенка путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие - это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют занятия эстетического цикла, ИЗО в том числе.

Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть; движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.

С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями.

Исследования Т.Г. Казаковой и Н.Я. Шибановой в области обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста показали, что с самого начала обучения рисованию следует идти от образа предмета, а не от овладения навыком. Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Своим самостоятельным рисункам, представляющим бесформенное сочетание линий, они дают случайные названия, вызванные ассоциациями с каким-либо признаком. Педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм.

В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

· научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);

· развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;

· развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги;

· совершенствовать технические навыки.

В первой младшей группе дети учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к четкости их направления. Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки.

Программой предусмотрено обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересеченных и т. д. Система развития движений руки в проведении разнообразных линий разработана известным педагогом Е. А. Флериной и прочно вошла в программу обучения младшего дошкольника.

В этой группе задачи овладения техническими навыками получают дальнейшее развитие.

Трудной задачей для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга).

К концу года дети второй младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.

Задачами обучения в этой группе являются следующие:

· научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей;

· научить использованию цвета как художественного выразительного средства;

· развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;

· совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками.

В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям (рисование мячика, яблока, флажка), усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине.

Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Например, во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями.

Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм - снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены.

Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Учебными задачами являются следующие:

· научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

· научить передаче в рисунке несложных движений;

· развивать и совершенствовать чувство цвета;

· развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью);

· научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т.д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (например, животных жарких стран и т. д.).

В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так, в первом квартале они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности (например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом, свеклу и репку, имеющие общую для овощей округлую форму).

Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Если в средней группе для рисования с натуры подбираются предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии.

В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

· научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

· развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);
развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

· развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

· накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета.

У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

Эта задача осуществляется, начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле. Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы. Такое же многообразие в передаче особенностей предмета закрепляется в темах по изображению овощей, фруктов и т. д. Для этого дети в первом квартале знакомятся с получением оттенков цвета и составлением новых цветов.

Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол. На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар-птицу, Конька-Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения.

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.

Примеры занятий по рисованию в подготовительной группе:

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Meтодика проведения занятия. Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.
Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

Рисование с натуры керамической фигуры животного

Программное содержание. Учить рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Учить слитному рисованию контура, аккуратному закрашиванию.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание изделий из керамики.

Общие сведения о перспективе

Перспектива - это средство отобразить глубину рисунка. Простой пример: железная дорога. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Однако, если встать на пути и посмотреть вдаль, то будет казаться, что с удалением от наблюдателя, рельсы сходятся ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку. То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода" (vanishing point). Эта точка всегда лежит на линии горизонта. Почему так? Иначе рельсы уходили бы в небо или обрывались бы, не достигая горизонта.

Если посмотреть в угол комнаты, то можно заметить, что потолок и пол ближе друг к другу в углу, чем в том месте, где вы сидите. Это основополагающий принцип перспективы. Чем дальше объекты от наблюдателя, тем они меньше и ближе друг к другу.

Перспектива может применяться как ко всем объектам на рисунке, так и к одному единственному. Возьмем для примера прямоугольник. Он состоит из 4 линий: верхней, нижней и двух боковых. Каждую линию можно изобразить в перспективе. Нарисуем прямоугольник, у которого верхняя сторона короче нижней. Сначала нижнюю линию, потом верхнюю. Теперь боковые линии. Кажется, что прямоугольник не лежит на листе, а уходит вглубь него. Нарисуем еще один прямоугольник, но сместим верхнюю и нижнюю линии в противоположные стороны. Впечатление похожее на предыдущее, но в этом случае, кажется, что он "скошен" или уходит в глубину под углом. Обратите внимание, как легко рисуются боковые линии. Для этого нужно просто соединить отрезками вершины верхней и нижней линий. Это важный момент при рисовании перспективы.

В предыдущем примере мы не использовали точку схода. Проделаем следующее упражнение с рельсами, с использованием этой точки. Нарисуем прямую линию поперек листа бумаги. Это будет наша линия горизонта. Теперь поставим где-нибудь на ней точку. Это будет точка схода. Проведем две прямые, уходящие в горизонт и оканчивающиеся в этой точке. Если вам трудно просто так провести прямую линию, возьмите линейку. Прямые должны сближаться к точке схода. При желании можно нарисовать шпалы, делая их ближе друг к другу по мере приближения к точке схода. Обратите внимание, что, меняя местоположение точки схода, можно добиться смены направления рельс. Таким образом, контролируется перспектива объекта.

Попробуем нарисовать то же самое, но на этот раз вместо рельс возьмем сетку. Это поможет понять, что расстояние между "квадратами" сетки должно изменяться пропорционально. С помощью линейки нарисуем вертикальные линии сетки, выходящие из точки схода. Так же нарисуем горизонтальные линии сетки, причем они должны располагаться ближе друг к другу по мере приближения к горизонту.

Завершая работу можно прийти к выводу, что важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности, что возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В данной контрольной работе была рассмотрена методика проведения занятия по рисованию с натуры и даны общие сведения о перспективе.

Зарисовка с натуры — разновидность рисунка, на котором художник в течение короткого промежутка времени изображает конкретный объект наблюдения (вдохновения). В изобразительном искусстве обычно используют во время подбора материала для будущего произведения. Зарисовки с натуры творческие личности также часто делают во время путешествий, чтобы зафиксировать на бумаге личные впечатления от поездки: красоту природы, выдающиеся образцы архитектуры и типажи людей.

Зарисовка с натуры. Зарисовка деревенского двора

Виды зарисовок

Зарисовки с натуры, как и другие виды рисунков, всегда имеются в творческом арсенале профессионального художника. Всевозможные их вариации различают по следующим критериям:

  • предмету изображения (пейзажи, животные, растения, люди, архитектурные объекты);
  • художественным средствам исполнения (карандашом, углем, красками, тушью, фломастером);
  • целям (творческие или учебные);
  • технике исполнения (линейные, тоновые, комбинированные).

Зарисовка с натуры. Зарисовка обнаженной женщины

Зарисовки с натуры подходят для отображения на бумаге статичных предметов, а для рисования подвижных предметов художники делают наброски.

Зарисовка с натуры. Набросок обнаженной женщины

Отличительные особенности зарисовок

Зарисовки с натуры и наброски по многим признакам весьма похожи. Но между этими разновидностями рисунка существуют некоторые отличия:

  • По размеру и детализации изображений. Зарисовку выполняют в более крупном формате, а отдельные элементы прорисовывают подробнее.
  • По широте использования изобразительных средств. Наброски делают обычным карандашом, а для зарисовок художник часто использует и другие инструменты.
  • По времени исполнения. Для создания наброска живописцу нередко хватает пяти минут, а для зарисовки — нужен больший срок (30-40 минут).

Зарисовка с натуры. Зарисовка пейзажа

Зарисовка с натуры. Зарисовка собаки

Зарисовки с натуры — обязательная часть обучения учеников в художественных школах, а опытные мастера постоянно используют этот вид рисунка для создания картин разных стилей и жанров.

Зарисовка с натуры. Зарисовка частного дома

Портал Very Important Lot предлагает ценителям прекрасного возможность приобрести произведения искусства на онлайн-аукционах. На сайте также можно напрямую купить картины у современных художников.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и даёт прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать полученные знания, зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставлена учителем перед ребёнком на уроке рисования, решение её невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщённому представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить её характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения, умозаключения о предмете становятся всё более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натра доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Необходимо приучить детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения.

Сложность передачи трёх мерности объёмного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представить изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, она сказывается и на других видов памяти; двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конкретный образ, конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, не возможно, в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причём надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, даёт возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребёнок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию её форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутьё, мы тем самым осуществляем и задачи эстетического воспитания. (Ростовцев Н.Н. 93)

Рисование с натуры(рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объек­тов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительны­ми (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисов­ки выполняются в течение 7—15 минут). Наброски и зари­совки выполняются в начале, в середине или в конце уро­ка (в зависимости от конкретных задач урока). Для разви­тия зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания ри­совать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в I—IIIклассах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Ос­новное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, кон­струкций, а также цвета изображаемых объектов.




С IV класса начинается изучение детьми закономернос­тей перспективы, конструкции, светотени. В IV классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, на­ходящихся во фронтальной и угловой перспективе (пред­мет расположен углом к рисующему и имеет две точки схо­да для сокращающихся в перспективе форм).

Натурные постановки (не менее трех на класс), за не­большим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пира­миды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

В V—IX классах учащиеся продолжают изучать простей­шие закономерности перспективы, конструктивного стро­ения предметов, светотени, цветоведения. Они приобрета­ют навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Учащиеся овладевают умением анализировать, срав­нивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты.

В разделе "Живопись" содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии, основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. По разделу "Живопись" в V—IX классах детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

В 5-9 классах в содержание разделов "Рисунок" и "Живопись" входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и по представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение с натуры и по представлению набросков птиц, рыб, игрушек, цветов, листьев, веток деревьев. В 5-9 классах дети продолжают учиться изображать с натуры фигуру человека, натюрморты.

Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись - это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мысли, чувств художника. (26, 212)

Примерная схема и содержание уроков рисования с натуры.

1. В начале урока учитель объясняет тему занятия, время, в течение которого должно выполняться учебное задание, материал, которым следует пользоваться. Если задание рассчитано на 2-3 урока, необходимо сообщать детям, что конкретно им нужно выполнить на первом и что на последующих.

2. Подробный анализ натурой постановки. Анализируются форма, конструктивное строение, пропорции, пространственное положение объектов натурой постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Так же подробно изучается распределение светотени на объектах изображения и цвет натурой постановки. Анализ постановки по всем этим направлениям должен проводиться в соответствии с указаниями учебной программы, с учётом знаний, умений и навыков по предмету. Учитель систематизирует знания учащихся об изображаемых предметах как называется предмет, его назначение, как и где он изготавливается, отмерить его эстетическую сущность, показать, в чём заключается красота изучаемого предмета. Анализ натурных постановок осуществляется при максимальной активности учащихся. Анализ формы, конструкции, светотени и цвета проводится то общего к частному и от главных частей к деталям и от деталей к основным частям.

3. Учитель задаёт учащимся ряд вопросов с целью проверки понимания ими и закрепления учебного материала.

4. Затем учитель наглядно показывает и устно разъясняет последовательное (поэтапное) выполнение рисунка (на доске мелом, на больших листах бумаги). Обычно 4 этапа линейного построения и 4 этапа нанесения светотени, 6 этапов работы в цвете. Демонстрирует рисунки, таблицы, модели.

5. Учитель задаёт ряд вопросов, чтобы проверить, как дети поняли ход выполнения рисунка.

6. Самостоятельная работа учащихся над рисунком. Учитель следит за соблюдение последовательности выполнения задания, сравнение рисунка с натурой, правильными приёмами работы карандашом и кистью, за посадкой учащихся. Сочетает индивидуальную и фронтальную работу.

7. Подведение итогов урока. Учитель анализирует 2-3 ученических рисунка, отмечает положительные и отрицательные стороны, отмечает, как класс в целом работал. (Кузин с.121)

Структура уроков по разным видам деятельности

ВИДЫ РАБОТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и даёт прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать полученные знания, зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставлена учителем перед ребёнком на уроке рисования, решение её невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщённому представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить её характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения, умозаключения о предмете становятся всё более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натра доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Необходимо приучить детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения.

Сложность передачи трёх мерности объёмного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представить изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, она сказывается и на других видов памяти; двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конкретный образ, конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, не возможно, в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причём надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, даёт возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребёнок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию её форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутьё, мы тем самым осуществляем и задачи эстетического воспитания. (Ростовцев Н.Н. 93)

Рисование с натуры(рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объек­тов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительны­ми (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисов­ки выполняются в течение 7—15 минут). Наброски и зари­совки выполняются в начале, в середине или в конце уро­ка (в зависимости от конкретных задач урока). Для разви­тия зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания ри­совать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в I—IIIклассах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Ос­новное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, кон­струкций, а также цвета изображаемых объектов.

С IV класса начинается изучение детьми закономернос­тей перспективы, конструкции, светотени. В IV классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, на­ходящихся во фронтальной и угловой перспективе (пред­мет расположен углом к рисующему и имеет две точки схо­да для сокращающихся в перспективе форм).

Натурные постановки (не менее трех на класс), за не­большим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пира­миды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

В V—IX классах учащиеся продолжают изучать простей­шие закономерности перспективы, конструктивного стро­ения предметов, светотени, цветоведения. Они приобрета­ют навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Учащиеся овладевают умением анализировать, срав­нивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты.

В разделе "Живопись" содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии, основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. По разделу "Живопись" в V—IX классах детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

В 5-9 классах в содержание разделов "Рисунок" и "Живопись" входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и по представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение с натуры и по представлению набросков птиц, рыб, игрушек, цветов, листьев, веток деревьев. В 5-9 классах дети продолжают учиться изображать с натуры фигуру человека, натюрморты.

Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись - это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мысли, чувств художника. (26, 212)

Примерная схема и содержание уроков рисования с натуры.

1. В начале урока учитель объясняет тему занятия, время, в течение которого должно выполняться учебное задание, материал, которым следует пользоваться. Если задание рассчитано на 2-3 урока, необходимо сообщать детям, что конкретно им нужно выполнить на первом и что на последующих.

2. Подробный анализ натурой постановки. Анализируются форма, конструктивное строение, пропорции, пространственное положение объектов натурой постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Так же подробно изучается распределение светотени на объектах изображения и цвет натурой постановки. Анализ постановки по всем этим направлениям должен проводиться в соответствии с указаниями учебной программы, с учётом знаний, умений и навыков по предмету. Учитель систематизирует знания учащихся об изображаемых предметах как называется предмет, его назначение, как и где он изготавливается, отмерить его эстетическую сущность, показать, в чём заключается красота изучаемого предмета. Анализ натурных постановок осуществляется при максимальной активности учащихся. Анализ формы, конструкции, светотени и цвета проводится то общего к частному и от главных частей к деталям и от деталей к основным частям.

3. Учитель задаёт учащимся ряд вопросов с целью проверки понимания ими и закрепления учебного материала.

4. Затем учитель наглядно показывает и устно разъясняет последовательное (поэтапное) выполнение рисунка (на доске мелом, на больших листах бумаги). Обычно 4 этапа линейного построения и 4 этапа нанесения светотени, 6 этапов работы в цвете. Демонстрирует рисунки, таблицы, модели.

5. Учитель задаёт ряд вопросов, чтобы проверить, как дети поняли ход выполнения рисунка.

6. Самостоятельная работа учащихся над рисунком. Учитель следит за соблюдение последовательности выполнения задания, сравнение рисунка с натурой, правильными приёмами работы карандашом и кистью, за посадкой учащихся. Сочетает индивидуальную и фронтальную работу.

7. Подведение итогов урока. Учитель анализирует 2-3 ученических рисунка, отмечает положительные и отрицательные стороны, отмечает, как класс в целом работал. (Кузин с.121)

Занятия "Рисование с натуры" являются одними из самых сложных в изобразительной деятельности детей. Данный вид рисования развивает зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу.

Рекомендации при рисовании с натуры

При рисовании с натуры небольшие натуры раздаются прямо детям на стол. Например, листья, кубик. Большая натура ставится так, чтобы всем было видно, с соблюдением определенных правил.

Объект для рисования – игрушки, фрукты, овощи, растения, посуда. Объектов может быть несколько. Одинаковые (яблоки) и разные по форме и величине (ваза и апельсин).

Натура должна отвечать требованиям:

• реалистичная (естественная окраска, пропорции,

Натуру размещают приблизительно на уровень глаз ребенка (в литературе рекомендовано чуть выше или ниже глаз ребенка, располагают в профиль или фас. Натурные постановки могут объединять от одного до нескольких объектов, причем одни могут загораживать другие.

Рисование с натуры – это чаще всего предметное рисование. Плоскостное изображение в работах встречается больше чем объемное. Например, чашка. Набросок выполняется простым карандашом или краской нейтрального цвета.

От целостного восприятия объекта к детальному. То есть от больших деталей переходить к маленьким. И затем снова обратиться к целостному созерцанию. Например, сколько листьев, цветов, как расположены…

Задача рисования с натуры :

• учить детей передавать реальные форму и цвет,

• соблюдать пропорциональное соотношение частей,

• регулировать силу нажима на карандаш,

• соблюдать последовательность наброска.

Некоторые правила рисования с натуры для детей.

1. Рисовать точно так, как видим. Например, как фотоаппарат.

2. Измерять меркой.

3. Делать разметку (набросок, планировку) на листе.

Таким образом, рисование с натуры развивает у детей зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу. А также оно важно в подготовке старшего дошкольника к успешному обучению в школе.

Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности. Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь — свойства, присущие конкретному предмету. Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы. Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это — ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно.

На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре : передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине, а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету. Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой — синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Рассмотрим методику проведения занятий - рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности предмета. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, смешивая краски. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Кувшин, яблоко, акварель, кисти

Методика проведения занятия. Обследовать предмет, форму горшка, цвет. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке.

Итог. Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Читайте также: