Отъезд штольца из родительского дома кратко

Обновлено: 02.07.2024

Внешность

Штольцу, как и Обломову, в начале романа уже за 30 лет.

Происхождение


Андрей Иванович Штольц родился и вырос в России. Его отец — Иван Богданович Штольц — обрусевший немец из Саксонии. Он не был богат, не имел дворянского происхождения, но был довольно образованным человеком: агрономом, технологом и преподавателем, окончил университет в Германии. В Россию прибыл бедняком, но смог здесь добиться и признания как специалист, и уважения, и определённого достатка. Он служил управляющим имения в селе Верхлёво, находившемся недалеко от Обломовки. В этом же селе вырос и воспитывался Андрей Штольц.

Для дворянских детей из окрестных сёл Иван Богданович Штольц организовал небольшой пансион, в котором получили начальное образование и его сын, и Илюша Обломов.

Мать Андрея Штольца происходила из бедной русской дворянской семьи. Будучи в молодости гувернанткой в одном богатом доме, она получила возможность побывать в Европе, сопровождая своих воспитанников, и хорошо знала Германию.

Во время событий, описанных в романе, родителей Андрея Штольца уже не было в живых.

Воспитание

Родители дали своему сыну хорошее воспитание и образование, благодаря которым он смог построить успешную карьеру и жить полноценной жизнью — активной, наполненной событиями, путешествиями и различными интересами.

Отец был с сыном строг и несколько холоден, никогда не баловал Андрюшу, но давал ему полную свободу. В детстве мальчик был шаловливым, часто проказничал и вечно ходил с синяками и ссадинами, чем очень огорчал мать. Она хотела вырастить из него настоящего русского дворянина и баловала его, как только могла, чтобы смягчить суровость отца. Она завивала ему кудри, заказывала для него модные курточки, шила воротнички и манишки. Мать, в отличие от отца, была натурой романтичной, нежной, она старалась приобщить мальчика к искусству — пела ему песни, читала стихи, учила музыке, и вскоре Андрюша уже играл с ней на фортепьяно в 4 руки. Она не одобряла то трудовое воспитание, которое практиковал отец.

Тем не менее, решающее слово было всё-таки за отцом, он с детства приучал мальчика к труду и поощрял самостоятельность. Подросшего сына он сажал на рессорную тележку и давал в руки вожжи. Андрюша возил отца по его служебным надобностям: на фабрику, в поле, в город… Но это отец засчитывал как труд и платил сыну жалование, как мастеровому. Андрей Штольц рано повзрослел и стал самостоятельным: в 14 лет он уже выполнял отцовские поручения и никогда ничего не забывал, не перепутывал, всё исполняя с точностью и качественно.

Образование

Затем юноша окончил университет, выучил французский язык, а немецкий наследовал от отца и из книг.

Образ жизни

Будучи в детстве неутомимым шалуном и проказником, Андрей Штольц, став взрослым, всю свою энергию направил на трудовую деятельность и дорожил каждой минутой жизни. Он многое успевал, потому что умело планировал и расходовал время. Но вся его деятельность не сводилась только к работе: он посещал и балы, и светские вечера; любил узнавать новых людей и общаться с ними, при этом его детская любознательность не только не исчезла с годами, но стала ещё всестороннее. Узнавая о каком-нибудь образцовом имении, он тут же отправлялся осмотреть его; интересовался новыми европейскими достижениями и часто бывал за границей; путешествовал по России. При этом много читал и помогал близким людям в решении их дел. Например, беспокоился о том, как идут дела у Обломова и, поскольку дела в его имении никак не шли, спешил всё устроить. Помог и Ольге Ильинской в делах её имения.

В начале романа Штольц уже в отставке и занимается частной торговлей, т. е. становится коммерсантом. Он быстро приумножил оставленный ему отцом капитал и стал довольно богатым человеком.

Отношения Обломова и Штольца


Илья Обломов и Андрей Штольц росли, учились и жили вместе. Будучи уже взрослым, Обломов говорил о нём как о самом близком человеке.

После смерти Обломова Штольц не оставляет его семью, берёт на воспитание сына Обломова, Андрюшу. Продолжая вести дела имения Обломова, доход с Обломовки Штольц отправляет его вдове, Агафье Пшеницыной, но она всегда отдаёт его назад и просит беречь эти деньги для сына.

Штольц и Ольга Ильинская

Андрей Штольц старше Ольги на 10 лет и вначале относится к ней как к ребёнку. Именно он познакомил Обломова с Ольгой, надеясь, что эта умная и обаятельная девушка сможет расшевелить Обломова и вернуть его к активной жизни. Сначала между Обломовым и Ольгой вспыхнула любовь, они даже собирались пожениться, но все отношения в дальнейшем сошли на нет, и Ольга уехала за границу. Там она стала часто видеться со Штольцем. Он красиво ухаживал за ней, дарил цветы и книги и, в конце концов, влюбился. Некоторое время он сомневался в её чувствах, однако сделал ей предложение и получил согласие.

Их семейная жизнь гармонична и тиха, они живут в полном согласии друг с другом, в семье растут свои дети, а затем и сын Обломова.

Вывод


Хотя замысел Гончарова о создании нового положительного образа русского прогрессивного деятеля вполне воплотился, образ Штольца подвергся критике как неудавшийся, утопичный и рассудочный. Но читатель имеет право по-своему интерпретировать образы героев этого произведения.

Автор не назвал ни одного отрицательного качества Штольца. Все авторские характеристики, все поступки героя и отзывы о нём характеризуют его как благородного, мужественного, нравственно чистого человека с универсальными знаниями и практическим умом, что помогало ему быть на высоте в любой жизненной ситуации. У него идеальная семья, в которой царят труд, любовь и взаимоуважение. В дружбе с Обломовым Штольц также показал все лучшие свои человеческие качества.

Безусловно, будущее России было за такими людьми, как Штольц.

Характеристика образа Андрея Штольца может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Почему батя выгнал Штольца из дома и при каких условиях он разрешил вернуться ему?

Штольц получает правильное воспитание и образование
благодаря своим родителям.
Воспитание Штольца отличалось от традиционно принятой
в обществе системы. В дворянском сословии было положено
опекать и баловать детей. Однако немецкие корни родителя не
давали ему права придерживаться подобной системы воспитания.
Сын Ивана Богдановича Штольца был приучен к работе.
Он часто ходил с отцом на фабрику, трудился на пашне.
Маленький Андрюша работал у своего отца в качестве
мастерового, получая каждый месяц за это 10 рублей.
Отрабатывая деньги, он расписывался в их получении так же,
как и все работники отца. Мать мальчика была этим весьма
огорчена, желая воспитать сына в классических дворянских
традициях.
Благодаря подобному воспитанию, мальчик стал
самостоятельным, и вскоре смог ездить в город по отцовским
поручениям.
С Андреем общались как со взрослым, разрешали ему делать
самостоятельно практически все.
После смерти матери, отец отправляет Андрея в Петербург в
самостоятельную жизнь. Правда и то, что он не смог найти
даже слов ободрения для собственного сына.

он его не выгонял, а обучив всему возможному, отправил в самостоятельную жизнь
андрей сам хотел вернуться только преуспев в жизни

Несоглашусь с Татьяной, отец Андрея любил его, именно поэтому отпустил в свободное плавание .

2.Обучающая: повторение ряда литературоведческих понятий (терминов)

3.Нравственная: реализация учащихся как личности, осознание себя творцами, соавторами произведения. (или технологию педагогики сотрудничества )

5.Обучающая:выработка навыка владения культурой ведения диалога.

ВложениеРазмер
analiz_epizoda_iz_romana_i.goncharova_oblomov.docx 29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№3 Лавренко Е.К.

2.Обучающая: повторение ряда литературоведческих понятий (терминов)

3.Нравственная : реализация учащихся как личности, осознание себя творцами, соавторами произведения. ( или технологию педагогики сотрудничества )

5.Обучающая: выработка навыка владения культурой ведения диалога.

1.Частично – поисковый (анализ художественной детали )

2. Активация мыслительной деятельности учащихся через систему вопросов (исследовательский)

3.Аудиозапись народных песен;

4.Часы (большие стенные)

5.цитаты И. А. Гончарова

III Вступительное слово учителя (фонограмма плача из нар. песен)

Мне кажется, потому что она обо мне, о вас, о поколениях людей, которые были до нас и которые придут после, о связи между нами, о ходе времени, наконец.

А время у каждого своё. И в каждом возрасте оно идёт по-своему. (завожу часы) Эти 40 минут сейчас для вас и для меня – всего лишь урок, а для кого-то сон на диване (Обломов). Для взрослого Андрея Штольца, возможно , это размеренный стук колес той самой детской тележки, на которой он ездил с поручениями отца. Только это было очень давно, в детстве…

Все мы родом из детства : вереницей сменяют друг друга дни, проходят годы, мы взрослеем, и с каждой минутой отдаляемся от той беззаботной поры всё дальше и дальше, выходим во взрослую жизнь. Но время идет только вперед и никогда назад.

-И как, наверное, нелегко оставлять ребенку родной, отчий дом? Ведь он там, во взрослой и будничной жизни, напомнит о себе то скрипом половиц, то случайными звуками фортепьяно, то запахом цветов из сада или чем-то таким неуловимо – щемящим , такие своим – близким, но одновременно далеким…

Одна страница – один эпизод , за которым видится что-то большее и что-то очень личное, чем просто текст романа.

  • I часть романа заканчивается сценой долгожданного приезда А.Штольца - единственного настоящего друга Обломова; человек , с которым Илья Ильич был с самого детства

-Чему же посвящена 1 глава 2 части?

(детство Андрея и его отъезд из родительского дома)

-Гончаров неожиданно прерывает свое повествование о главном герое и обращается к детству и юности Андрея. Как называется такой прием? (вы можете воспользоваться ссылками в словаре литературоведческих терминов для нашего урока, который лежит у вас на парте)

-С какой целью? Так ли уж это важно?

1. Ярче показать Обломова;

3.Поиск некой нормы, гармоничного человека.

- Назовите художественный приём , который использует для этого Гончаров?

- Обратимся к тексту. Назовите действующих лиц этой главы?

(отец, мать, Андрей (мал. мальчик и юноша), дворовые)

- Какой тип речи преобладает в этой главе?

Обломов же дан чаще в диалогах или внутренних монологах

-Какой же вывод? В чем разница в подаче этих образов? Какова её цель ?

- Прочитаем I абзац. Почему Гончаров делает Штольца – немцем (пусть и наполовину?)

Обратим внимание , что и мы зачастую говорим о Штольце как о немце, забывая, что он также наполовину русский.

-Мы лишь единожды видим всю семью вместе. Далее же о взаимоотношениях между отцом-сыном и матерью-сыном автор всегда говорит отдельно.

И может быть, против часовой стрелки отца – наощупь , интуитивно, сердцем – идёт мать. ( показываю часы)

-В чем же это проявляется? (см. текст)

1. Род занятий, учение : о: география, биология, Гердер, Виланд

м: священная история, басни Крылова

2. Деятельность: о: разбирал счета крестьян, ездит на фабрику, в поля, в 14-15 лет поездки по отцовским поручениям в город

м: игра на фортепьяно, чтение литературы

3. Идеалы и мечты по отношению к сыну: о: трудовая жизнь (жалованье за репетиторство);

! Внутренние противоречия в образе Штольца.

- Каким же вы увидели юного Андрея Штольца?

(умеющим постоять за себя, смелым, настырным, самостоятельным; тем, который надеется только на себя)

-Какой же вывод мы можем сделать?

(жизненные условия, разность воспитания, полученного в детстве, научили его полагаться на собственные силы; сформировали характер, чуждый ограниченности)

-Так назревает конфликт эпизода. Давайте разберёмся в чём он?

Итак, старший Штольц отправляет сына в Петербург (просмотр к/ф)!

-Что вы думаете об этом?

Обратимся к тексту

-Как вы расцениваете совет отца?

-Проанализируйте диалог. Каковы реплики героев с точки зрения синтаксиса?

(Предложения неполные, с использованием междометий. Реплики героев краткие и точные ; отрывистые – словно ни отец , ни Андрей не дают воли своим чувствам)

-Ждали ли вы чего-нибудь другого?

(вряд ли – и отец , и сын явно скупы на эмоции)

- Это подтверждает и Гончаров : посмотрите на глаголы движения.

-Но при оклике дворовых Андрей возвращается. Почему? Почему в его глазах при прощании с отцом не было слёз, а теперь они появляются?

(Это та самая русская почва, на которой вырос Андрей- это хлебосольство; это общее горе и общие радости, это лад крестьянской жизни- то, что видел Андрей с самого детства, что впитал через заботу матери ; то, что останется с ним теперь навсегда – ибо все мы родом из детства

(Так немецкий рационализм, практичность, энергия, сдержанность сталкиваются с русской душой, русским сердцем , чувством родины и домашнего крова, со временем, наконец…)

-Как вы думаете, удалось ли режиссеру и актерам передать замысел автора?

-Что же даёт нам этот эпизод для понимания образа героя? К какому выводу вы пришли?

-Штольц дан в динамике, в движении – именно в этом состоянии , а не в состоянии покоя и сна человек способен преодолеть все преграды для достижения высшей цели.

-Только есть ли она у Штольца?

(к цитате Гончарова на доске)

Надежда писателя на создание образа гармонического человека в современной ему эпохе не оправдались:

(из дневника писателя)

Время идёт всегда вперёд и никогда назад…

(фонограмма народного плача)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


анализ эпизода романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Урок-обсуждение эпизода романа М.А.Шолохова "Тихий Дон" (книга 4, ч.8, гл. XVIII).


анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса.


анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Поднятая целина"


анализ эпизода ("Чирик") романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"


Учебно-методический материал и конспект урока: Анализ эпизода полифонического романа Ф.М.Достоевского "Разговор Сони и Раскольникова"

Учебно-методический материал (таблицы, где зафиксированы реплики геров, детали поведения и авторские комментарии) позволяет провести комплексный анализ диалогового повествования в романе Ф.М.Достоевск.


"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)

Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена.

img

↑ Общая характеристика Андрея Штольца. Воспитание

↑ Образование Штольца. Жизнь в Петербурге

↑ Образ жизни Штольца. Описание внешности.

↑ Штольц и Обломов. Сравнительная характеристика

В то же время Штольц невольно чувствует в Обломове соперника. Этим оправдывается та бестактность, которую Штольц допускает, желая не только высмеять, но, быть может, встряхнуть и оживить Обломова. Необычность любовного конфликта в романе состоит в том, что Штольц всегда стоит между Ольгой и Обломовым, но не как соперник, а как искренний и мудрый друг обоих. Ольга и Обломов часто говорят о Штольце, ссылаются на его авторитет, признаются в своих симпатиях к нему.

↑ Штольц и Ольга Ильинская.

Читайте также: