Неблагополучная семья и влияние на личность ребенка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Недостаток эмоциональной информации нередко сочетается с недостатком сенсорной и социальной информации: наиболее это заметно в детях, с раннего возраста лишенных полноценного общения (родителям некогда разговаривать, играть – они всегда заняты). Человек вырастает гармоничным, если его жизнь вокруг гармонична и разнообразна, он будет эмоционален и отзывчив – если все это будет вокруг него изначально. Ребенок доверчиво и открыто смотрит в будущее, будучи уверенным, что взрослые все делают правильно и подарят ему все, что необходимо.

В неблагополучной семье, где постоянные ссоры, несогласия, физическая агрессия, и чем меньше возраст ребенка, тем все это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности у ребенка. В семья, где преобладает напряженная, угнетающая обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не могут это чувство проявлять.

Переживание травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются в сознание ребенка и постоянно вспоминаются. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то похожим, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности. Психика приспосабливается с переживаниями травмы.

Воздействие неблагоприятных, а часто и нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. Как в поведении, так и в личностном развитии возникают значительные отклонения. У детей появляются неспособность адаптироваться к незнакомой среде, новым обстоятельствам, гиперсексуальность, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, утрата интереса к труду, знаниям. К показателям негативного влияния неблагополучной семьи можно отнести :

1. Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей : бродяжничество, агрессивность, хулиганство, аморальные формы поведения.

2. Нарушение развития детей – в 70% неблагополучных семей : уклонение от учебы, низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены.

3. Нарушение общения – в 45% неблагополучных семей : конфликтность, агрессивность со сверстниками, аутизм, суетливость или гиперактивность.

Связь благополучия и неблагополучия относительна. Не только явно неблагополучные, но и внешне респектабельные, считающиеся в обществе благополучными семьями, могут оказывать психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка. Очень много примеров из жизни с виду благополучных известных семей, где родители зарабатывая славу, известность и материальные блага, забывают о своих детях. Поэтому, лучше учиться на чужих ошибках: в раннем возрасте особенно нужно ваше общение, ваша тесная взаимосвязь с ребенком. Понятно, что материальная сторона должна присутствовать, но приходя с работы усталыми, все же уделите хотя-бы немного времени своему ребенку, и он будет знать, что он нужен, что все делается ради него.

Последствия семейного насилия для ребенка Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для.

Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им.

Проблема семейного неблагополучия и его влияние на целостное развитие ребенка очевидна, так как под воздействием социально-экономических изменений возникли и усугубились проблемы безработицы, значительно возросло число семей, находящихся за чертой бедности, а также участились случаи алкоголизма и наркомании в семье.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Окружающее имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Понятно, что будущее таких ребят во многом зависит от того, куда и к кому они попадут. В большинстве случаев им надо помогать с выбором профессии, жильем, обустройством в жизни. Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно, ждет довольно сложное будущее. Слишком они неустойчивые. Слишком большой и важный период в своей жизни они потеряли. Им трудно быть как все, а тут еще и общество давит на них с удвоенной силой.

Благоприятные условия для духовного роста ребенка и нормального психического развития может создать только семья, основанная на взаимном уважении интересов, ценностей, позиций, мнений детей и родителей, характеризующаяся равенством во взаимоотношениях, доверием, порядочностью, откровенностью, открытостью. Именно такая семья становится сферой абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и является надежной опорой, психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Семья как фактор воспитания ребенка. Неблагополучные семьи.

С точки зрения права, благополучной семьей считается та, которая не совершает правонарушений. Демографы считают, что благополучная семья это полная семья, т.е та, в которой в воспитании ребенка участвуют оба родителя, чьи отношения узаконены, и имеющая не менее троих детей. Семья, в которой дети не имеют проблем с обучением, воспитанием, моральными ориентирами благополучна с точки зрения педагогов. Для психиатров это семья, члены которой не имеют психических заболеваний, а для социального работника семья, соблюдающая нормы и ценности современного общества, имеющая средства для реализации собственного потенциала, а также развития. В обыденном же сознании людей, семейное благополучие понимается, через призму собственных идеалов и ценностей.

Неблагополучная семья — это семья, где ребенок не просто испытывает дискомфорт, а и в различной степени тяжести переживает как физическое так и психическое насилие. В такой семье, сам процесс воспитания протекает медлительно, переживая огромные трудности.

Чаще всего, понятие неблагополучная семья употребляют при обозначении неполных семей, однако этот термин гораздо шире, и может подразумевать под собой семьи алкоголиков, наркоманов, преступников либо же семьи с детьми-правонарушителями.

Дети, которые взрослеют в атмосфере тепла, заботы, любви и взаимопонимания с родителями, имеют, как правило, меньше трудностей с обучением в школе, ВУЗах или техникумах. Значительно легче протекают процессы построения межличностных отношений, в то время, как нарушение отношений между родителями и детьми ведет к формированию у ребенка различных по своей природе психических проблем, а также комплексов.

Существует масса причин, создающих в семьях неблагополучие, и здесь все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Циклические перемены в экономике и политике все это негативно сказывается не только на материальной стороне жизни семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и в первую очередь - на взаимоотношениях родителей и детей. Вследствие чего, наблюдается снижение активности и желания заниматься с детьми, ведь большое количество времени уходит на заработок средств для дальнейшего существования. Например, огромная часть населения России живут за чертой бедности, соответственно, их дети попросту не в состоянии получить все необходимое для дальнейшего физического и психологического развития. Остро стоит проблема огромной стоимости различных внешкольных занятий, спортивных кружков, секций, которые, в силу своего низкого материального состояния, дети не могут посещать, что приводит к тому, что все больше детей проводят досуг дома, либо же на улице, что в определенной степени повышает риск, совершения ребенком каких либо противоправных, антисоциальных, ненормативных действий.

Таким образом, дети являются самой незащищенной, уязвимой и полностью зависящей от взрослых частью общества. Именно по вине взрослых, они оказываются подвержены эмоциональному и физическому истязанию, дальнейшему одиночеству, формированию асоциальности. Семья это то, чем должен гордиться ребенок, то, откуда он должен брать пример, учится правильно взаимодействовать с окружающими себя людьми, взрослеть и перевоплощаться в полноправную личность, имеющую свои ценности и ориентиры в жизни, а также в полезного для общества, законопослушного гражданина. Однако, воспитываясь в неблагополучной семье, ребенок не в состоянии противостоять отрицательному воздействию на него родителей, в соответствии с чем, в большинстве случаем, мы получаем холодную, агрессивную и незрелую личность, проявляющую асоциальное, противозаконное поведение. Такой ребенок может нести угрозу окружающим себя людям, и в дальнейшем создать для себя семью такого же типа, в которой воспитывался сам.


Влияние неблагополучных семейных отношений на развитие ребенка

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья традиционно является основным институтом воспитания ребенка. Все знания умения и навыки, приобретенные в семье, человек сохраняет в течение всей последующей жизни. По длительности воздействия на личность, ни один социальный институт воспитания не сравнится с семьей. В ней формируются основы личности ребенка, и к поступлению в начальное образовательное учреждение он уже практически сформировался как личность. Все мы привыкли слышать, что семья, это там, где тепло, царит взаимопонимание и взаимоуважение. То место, куда тебе хочется приходить и возвращаться. Однако, если присмотреться, оказывается, что это не совсем так. Нет идеальных семей.

К сожалению, в современном обществе неумолимо растет количество неблагополучных семей. Мы не можем дать конкретное определение идеальной модели семьи, но всем известно, к чему нужно стремиться в семейных отношениях. Это и нравственное восприятие ценностей, и материальное благополучие, нельзя не сказать и о поддержании здорового образа жизни внутри семьи каждым ее членом и т.д. Соответственно, все эти нормы должны прививаться детям, растущим в таких семьях, чтобы передать им положительный опыт создания благополучных семей.

Неблагополучие в семье ведёт к нарушению у ребёнка психического развития. Это не значит, что ребёнок поглупеет или будут иные нарушения интеллекта, а произойдёт дисгармония в становлении эмоциональной сферы, т.е это повлияет на будущий характер. В дальнейшем влияет на взаимоотношения человека с другими людьми.

Существует целый ряд факторов, по которым можно выявить семейное неблагополучие:

– безработица, недостаточные доходы малоимущих семей, снижение уровня жизни семьи;

– падение нравственных укладов семьи, проявления аддикций (алкоголизм, наркомания), а отсюда и жестокое обращение с детьми, безразличие к их интересам и проблемам;

– недостаток в семьях эмоционального общения, большое количество межличностных конфликтов, некомпетентность взрослых в вопросах воспитания детей и т.д.;

– увеличение числа неполных семей, детей, рожденных вне брака матерями-одиночками, брошенных и оказавшихся без попечения родителей детей.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. Существует большое количество разновидностей неблагополучных семей (асоциально-аморальное поведение родителей, алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи, насилие и жестокое обращение с детьми, семейные конфликты, и т.п.). Ни у кого не возникает сомнений, что такие семьи не могут в полной мере справляться со своими основными функциями, с задачами воспитания и образования, более того, они оказывают десоциализирующее влияние на детей.

Одним из явлений семейного неблагополучия, являющимся фактором риска появления социальных отклонений в поведении ребёнка, является семейная депривация, как невозможность удовлетворения ведущих психических потребностей в достаточной мере и достаточно долгое время. Отсутствие или нарушение у ребенка глубокой и надёжной эмоциональной связи с близким взрослым (дефицит эмоциональной привязанности) в первые годы жизни, а также длительного и частого общения с социально-положительными родственниками в старшем возрасте являются важнейшими условиями, определяющими качества социальной адаптации ребёнка и возникновение трудностей в поведении. Очень важным фактором риска являются неправильные методы воспитания, используемые родителями, модели общения с детьми и родительского поведения. Особенности личности родителей, состояние их психического здоровья, культурно-образовательный уровень оказывают влияние на выбор тех или иных методов воспитания и стиль внутрисемейного отношения. Формирование нарушений у детей может быть связано с повышенной частотой ссор, разногласиями и конфликтами между супругами. Одним из наиболее патогенных составляющих семейного неблагополучия является алкоголизм. Соотношение биологических и социальных патологий при алкоголизме приводит к психотравматизации, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей.

В аддиктивных семьях ребенок становится резким, грубым, замыкается в себе, либо наоборот начинает вести аморальный образ жизни. В глазах детей, мать и отец являются источником эмоционального тепла, но в отсутствии этих факторов, дети чувствуют себя одинокими и любыми способами пытаются этому противостоять. В таких семьях часто не выполняют своих обещаний родители. Это угнетает ребёнка. Так как все всё держат в секрете, это провоцирует не делиться своими эмоциональным переживаниями с родителями. И будучи уже взрослым человеком продолжают повторять свои привычки не доверять никому, появляются проблемы в интимных отношениях. В будущем ребёнок становится подозрительным и злобным. В будущем ребёнку сложно открыто общаться с окружающими. Такие дети больше склонны к ревности, не доверию и зависти. Чем больше в семье было скрытности, тем больше это побуждало к появлению у ребёнка запутанности и одиночества.

В заключении хочется сказать, что всё вышеописанное является актуальной проблемой в современном обществе. Увеличение количества неблагополучных семей, случаев проявления агрессии и девиации среди детей, все это говорит о том, что нужно принимать серьезные меры по устранению этой участившейся проблемы. Дети из неблагополучной семьи, очень рано стали самостоятельными и им требуется помощь. Главная задача состоит в том, чтобы сформировать у них верное представление о жизни. До подросткового возраста ещё можно повлиять на сознание ребёнка, а вот более старшим практически невозможно. Таким детям нужно помогать в выборе профессии, жильём и обустройством дальнейшей жизни. И если оставить их в одиночестве, то детей безусловно ждёт тяжёлое будущее. Слишком многое потеряно в детстве, и им труднее вдвойне.

Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. – № 6.

Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. – Свердловск, 1986.

Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько – Москва, 2004.

Новикова, Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами / Е.В. Новикова // Семья и формирование личности. – Москва, 1981.

Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – Москва, 2000.

Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж, 1995. – 172 с.

Грищенко, Л.А. Побег из дома и бродяжничество / Л.А. Грищенко, Б.Н. Алмазов. – Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1988. – 68 с.

Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. – Москва, 1982. – 152 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 720 с.

Читайте также: