Всеобщие выборы и референдум конституционные институты народовластия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

16. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ В РФ

Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель-ный).

По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

17. ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ: ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Референдум РФ – это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим федеральным конституционным и федеральным законам и иным вопросам государственного значения.

Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения: 1) изменение статуса субъектов РФ; 2) досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а равно проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы, досрочное формирование Совета Федерации либо отсрочка этих выборов; 3) принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств государства; 4) введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты; 5) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистия и помилование.

Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Особенностью всероссийского референдума является то, что он проводится на всей территории РФ. В РФ принимают участие все граждане рФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ.

Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов.

Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; 2) Конституционного Собрания.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Конституции РФ) является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть (п. 2 ст. 3 Конституции РФ) непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа (п. 3 ст. 3 Конституции РФ) являются референдум и свободные выборы.

Выборы являются наиболее востребованной формой волеизъявления народа. Референдум не является приоритетной формой народовластия, именно государство устанавливает пределы использования института референдума в политической жизни. ". В действительности возможности принятия гражданами публично-властных решений на референдуме всегда ограничены. Они определяются совокупностью норм конституционного права, устанавливающих гарантии права граждан на участие в референдуме. Совокупность этих норм права составляет институт референдума".

Выборы и референдумы в Российской Федерации проводятся на трех уровнях: федеральном, региональном (субъекты РФ) и муниципальном. Их регулирование осуществляется как федеральным законодательством, так и законодательством соответствующего уровня, на котором проводятся выборы и референдумы. Они имеют свои особенности организации, их проведение обеспечивается соответствующей организующей комиссией, возглавляющей систему комиссий, обеспечивающих данные выборы и референдум.

Выборы - демократическая процедура, регулирующая исходные признаки и качества демократической публичной власти, основанной на выборных началах, правилах и процедурах, обеспечивающих политическую стабильность, юридическую преемственность, социальную легитимность представительных и исполнительных институтов власти, осуществляемая путем голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Законодателем под выборами понимается форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Понимание выборов законодателем значительно уже, беднее и по смыслу способствует сведению выборов к акту голосования.

В действительности выборы представляют собой совокупность всех фактических общественных отношений, которые возникают между избирателями и соискателями права осуществлять публичную власть от имени народа, в том числе и отношений, возникающих при голосовании. Выборы являются тем выдающимся общественно-правовым институтом, который позволяет рассмотреть многие важные проблемы по взаимоотношениям общества и властных институтов, элит, элементов гражданского общества в их непосредственном развитии.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) являются составной частью ее правовой системы. Например, одним из источников универсальных принципов является Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948 г.), в ст. 21 которой закреплено: "Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".

Наряду со всеобщими, универсальными международными избирательными стандартами существуют еще и региональные международные избирательные стандарты, т.е. стандарты, содержащиеся в документах, к которым присоединяются государства, располагающиеся в рамках того или иного географического региона, - например, Американская конвенция о правах человека (заключена в г. Сан-Хосе 22 ноября 1969 г.) и др.

Современная Россия, как демократическое по форме и правовое по конституционно провозглашенным принципам своего существования государство, просто не мыслится без свободных и демократических выборов, соответствующих общепризнанным международным критериям избирательных прав и свобод граждан, всех участников избирательного процесса.

Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс в 2 т. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. Том 2.

Следует отличать выборы от смежных конституционно-правовых институтов — референдума; отзыва депутата, выборного должностного лица.

По целям это различные конституционно-правовые институты. Целью выборов является формирование органов государственной власти или местного самоуправления. Цель референдума — принятие народом (населением) решения по важному вопросу жизни государства, территории. Цель отзыва — лишение полномочий избранного лица, дискредитировавшего себя нарушением закона, поступками, грубо попирающими общественную мораль, и в этом плане утратившего доверие своих избирателей.Отзыв — мера конституционно-правовой ответственности. После отзыва наступает черед новых выборов.


В современном обществе каждый человек, достигший совершеннолетия, имеет право участвовать в политической жизни, влияя тем самым на принятие важных государственных вопросов. Основными формами такого участия являются выборы и референдум. Узнаем, в чем состоит их сходство и различие.


Голосование

Это одна из форм участия граждан в политике. Голосовать можно на выборах и референдумах. В этом состоит избирательное право.

Виды избирательного права: активное (участие дееспособных лиц, достигших 18 лет, в выборах президента, представительных органов власти), пассивное (право быть избранным в представительные органы власти: в нашей стране – с 21 года в депутаты, с 35 лет в президенты).


Процедура голосования

  • регистрация избирателей по месту жительства;
  • тайное голосование;
  • использование единого списка кандидатов и бланков для всех регионов страны;
  • присутствие независимых наблюдателей для гарантии честности процедуры;
  • подсчет голосов специальными комиссиями;
  • официальное представление или обнародование результатов.

Здесь необходимо отметить некоторые важные аспекты.Тайна голосования обеспечивается наличием на избирательных участках специальных кабинок и отсутствие какой-либо подписи избирателя на бюллетенях. Во время голосования избирателям представляются два или более кандидатов. Выборы могут происходить в один или два тура, то есть могут быть назначены дополнительные выборы, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов.

Людей, выступающих и отдающих свои голоса за определенную партию, называют электоратом. За него борются все партии, так как именно отданные за них голоса позволяют им играть свою роль в политике государства.

Выборы и референдум

Две основные формы участия граждан в политической жизни обладают рядом общих и отличительных черт.

Представим в виде таблицы “Отличия и сходства выборов и референдума”.

которые читают вместе с этой





Выборы

Референдум

Формы непосредственной демократии – участия граждан в политической жизни

Участвуют все граждане (дееспособные и совершеннолетние)

Результаты обязательны для исполнения государственными органами

Выборы президента или участников представительных органов власти

Решение каких-либо иных важных вопросов

Самый популярный способ участия в политической жизни

Отодвинут многими странами на второй план, проводится на местном уровне

Обязательно участие большинства населения

Не обязательно участие большинства населения

Что мы узнали?

Выборы и референдум – формы участия людей в политической жизни государства, выражения своего мнения по тем или иным важным вопросам, результаты которых обязательно должны быть исполнены. Но выборы организуются при назначении президента или лиц в представительные органы и являются одним из самых популярных способов народного волеизъявления. Референдум назначается для решения важных вопросов, касающихся государства, но в последнее время потерял свое значение и больше используется на местном региональном уровне. В этом состоят отличия и сходства выборов и референдума.

Прямая (непосредственная) демократия как форма управления обществом известна с древних времен. Главная ее особенность состоит в праве и возможности граждан непосредственно участвовать в обсуждении и принятии общественно значимых решений. Важнейшими институтами прямой демократии и высшими формами народовластия являются свободные выборы и референдум.


Выборы

Политические выборы – демократическая процедура формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностных лиц, осуществляемая путем голосования и регламентируемая избирательным правом страны. Одним из важнейших понятий демократии является признание народа единственным источником власти, обладающим исключительным правом распоряжения ею. Выборы – главный механизм демократии, главная форма проявления народного суверенитета. Функции выборов:

  • реализация представительства разнообразных интересов населения;
  • отбор и смена политических элит и лидеров;
  • легитимация политического режима – организация граждан в политические объединения;
  • оценка обществом политического курса, контроль над деятельностью избираемых представителей интересов народа;
  • формирование оппозиции, критикующей деятельность правительства и предлагающей альтернативные власти проекты;
  • мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами;
  • определение дальнейшего пути общественного развития;
  • политическое воспитание и включение граждан в политический процесс.

Выборы различают по нескольким признакам:

  • территориальному – национальные, региональные, муниципальные;
  • количественному – всеобщие и частичные;
  • по периодичности – очередные, досрочные, повторные, дополнительные;
  • по способу волеизъявления – прямые и непрямые;
  • по объекту – парламентские, президентские, выборы мэра, губернатора.

Выборы эффективны только тогда, когда в стране существует развитая избирательная система, функционирует избирательное право.

Избирательная система – общественный институт, регулирующий процесс организации и проведения выборов, определения результатов голосования. Она включает в себя:

  • принципы и условия участия граждан в выборах;
  • порядок назначения, организации и проведения выборов;
  • круг участников избирательного процесса;
  • правила установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Необходимые условия для демократических выборов:

  • свобода выбора – недопустимость давления на избирателей;
  • альтернативность выбора – наличие в стране многопартийной системы и нескольких кандидатов;
  • законность – соблюдение кандидатами правовых и этических норм;
  • равенство возможностей кандидатов – предоставление им одинаковых условий для предвыборной агитации;
  • общественное доверие к выборам – обуславливает активность избирателей.

Избирательное право – отрасль конституционного права. Она представлена совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе выборов. Активное избирательное право – право граждан избирать своих представителей, участвовать в референдумах. Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным.

Исходными началами, принципами, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений, являются:

  • обязательность – признание выборов единственным законным способом формирования органов государственной власти;
  • всеобщность – предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам, исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы;
  • периодичность – выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени;
  • независимость избирательных комиссий – недопустимость вмешательства в их деятельность, присвоения их полномочий со стороны иных органов или лиц;
  • гласность – открытость деятельности избирательных комиссий на всех этапах выборов;
  • территориальная основа организации выборов – формирования избирательных округов, участков, комиссий, регистрации избирателей, подсчета голосов;
  • тайна голосования – контроль над волеизъявлением избирателей запрещается.


Типы избирательных систем:

  • Мажоритарная(фр. majorite – большинство) – избранным признается кандидат, за которого подано большинство голосов. Правом выдвижения обладают как политические партии, так и граждане в порядке самовыдвижения.
  • Пропорциональная (от лат. proportio – соотношение) – предусматривает распределение депутатских мандатов между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за них голосов. Правом выдвижения обладают только политические партии, а избиратели голосуют не за отдельных кандидатов, а за партийные списки.
  • Смешанная – сочетает черты мажоритарной и пропорциональной систем: избиратель голосует и за кандидата и за список партии.

Выборы являются выражением демократичности государства и политической зрелости общества.

Референдум и плебисцит

  • По юридической силе– консультативный и императивный. Результат консультативного референдума не имеет обязательной силы для органов власти: они учитывают его, но решение принимают по собственному усмотрению. Императивный референдум имеет силу закона, его результат не нуждается в одобрении и утверждении властными органами. Принятый на нем законопроект может быть отменен только путем принятия нового решения на референдуме.
  • По территории действия – 1) всенародный – проводится в масштабах государства; 2) региональный – по вопросам субъекта федерации; 3) местный – по вопросам, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
  • По предмету – 1) конституционный – о внесении поправок в Конституцию или принятии нового основного закона страны; 2) законодательный – о принятии законопроекта, внесении изменений и поправок в действующее законодательство; 3) административный – на нем обсуждаются различные вопросы местного значения; 4) международно-правовой – о вступлении в международные организации, ратификации или денонсации международных документов.
  • По условиям проведения – обязательный и факультативный. Первый проводится в связи с необходимостью, установленной законом. Второй – по инициативе определенных законом субъектов.
  • По времени проведения – 1) превентивный – обсуждение инициативы; 2) утверждающий – утверждение законопроекта.


Вопросы, выносимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов называют формулой референдума. Процесс подготовки проведения референдума – референдумный процесс – состоит из нескольких стадий:

  • выдвижение инициативы и сбор подписей в ее поддержку;
  • назначение референдума;
  • образование участков, формирование комиссий, составление списков участников;
  • агитация и разъяснительная кампания;
  • голосование и оглашение результатов;
  • вступление решения в силу.

Проведение референдумов осуществляется с соблюдением принципов и условий избирательного права: всеобщности, свободы прямого волеизъявления, равенства и тайны голосования.


Плебисцит (от лат. plebs – простой народ и scitum – решение) – народное голосование, разновидность народного опроса. По своей юридической силе и процедуре проведения не отличается от консультативного референдума, в ряде стран эти понятия являются синонимами. Плебисцит применяется для выяснения позиции народа по поводу отчуждения или присоединения территорий, смены власти и политического режима, образования конфедерации, федерации или иного объединения государств.

Заключение

Выборы, референдум, плебисцит имеют много общих черт: являются формами прямого волеизъявления граждан, базируются на одних и тех же принципах, осуществляются в сходных условиях. Различаются только объекты голосования: в выборах – это кандидат или список кандидатов, в референдуме и плебисците – общественно значимый вопрос. Все эти формы прямой демократии позволяют гражданам непосредственно участвовать в управлении государством.

1. Значение прямой демократии в государственном управлении.

2. Понятие политических выборов. Функции выборов. Признаки, по которым классифицируют выборы:

  • территориальный;
  • количественный;
  • периодичность;
  • способ волеизъявления;
  • объект выборов.

3. Понятие и сущность избирательной системы. Условия проведения выборов:

  • свобода выбора;
  • альтернативность выбора;
  • законность;
  • равенство возможностей кандидатов;
  • общественное доверие к выборам.

4. Избирательное право – понятие и виды. Принципы правового регулирования избирательных отношений:

Читайте также: