Общественная мысль в 30 50 годах 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особенности общественного движения 30—50-х гг. В 30—50-х гг. XIX в. России начинался переход от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по-своему. Общественное движение в те годы имело несколько характерных особенностей:

— оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;

— всё отчётливее намечалось противостояние правительственного реформаторства и революционного протеста;

— впервые консервативное направление получило собственную идеологию;

— оформилось либеральное течение общественной мысли, получили распространение социалистические идеи;

— участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

Консервативное движение. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской академии наук графа С. С. Уварова , ставшего впоследствии министром народного просвещения.
Он полагал, что все страны пройдут один и тот же путь развития. Но Россия находится в самом начале этого пути и ей необходимо обеспечить сначала просвещение народа . Но образование при этом должно быть таким, чтобы не вести к конфликту между властью и обществом. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединённого вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т. д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Крупнейшими теоретиками консервативного направления были также историки Н. Г. Устрялов и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатели Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным.

Теоретиками славянофильства были публицисты А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев. Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:
— отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;
— убеждённость в необходимости коренных преобразований;
— надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;
— расчёт на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер; — уверенность в возможности мирного осуществления реформ; — вера в Россию, в возможности её стремительного и уверенного движения к процветанию.

Кружки 20—30-х гг. Большую роль в общественном движении сыграли студенческие кружки 20—30-х гг. , в которых участвовали и будущие либералы, и будущие сторонники революционных идей. Конец 20-х — начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения . Небольшие кружки быстро раскрывались полицией, так и не успев перерасти в тайные организации и выработать свою программу.

Изменился состав кружков. Если во времена декабристов это была военная молодёжь, выходцы из высших слоёв, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоёв общества. В 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев Критских в Московском университете, в 1831 г. — кружок Н. П. Сунгурова, участники которого вынашивали планы вооружённого восстания. Одним из объединений, в котором были представлены и будущие западники, и славянофилы, и будущие революционеры, был кружок, созданный в 1833 г. молодым философом и литератором Н. В. Станкевичем. В него входили такие разные люди, как Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин. В 1834 г. был разгромлен кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарёва. Кружки были раскрыты во Владимире, Нежине, Курске, на уральских заводах.

Революционное движение. Революционное движение в России возникло в 40—50-е гг. XIX в. Оно зародилось не только в центре России, но и в ряде национальных районов. Здесь идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освобождения. Одной из наиболее известных революционных организаций стало Кирилло-Мефодиевское общество на Украине (1846—1847). Его основателем был известный историк Н. И. Костомаров . Позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Т. Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий . Главной своей целью участники общества считали создание федерации (равноправного объединения) славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. По вопросу о методах борьбы за осуществление своих идеалов члены общества разделились на два лагеря — 1) сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и 2) приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко). Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарёва.

Главным итогом развития общественного движения 30—50-х гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.

Спасибо за внимание! На моём канале есть и другие интересные публикации!)

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого было уничтожение царской семьи, а также конституционные преобразования в России.

В 30-40-х гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции славянофилов — убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1-го.

Западничество возникло в 30-40-х гг. 19-го в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея — концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра 1-го они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).

С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

Отсутствие возможности свободной общественной деятельности привело к тому, что основными формами движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников.

Большее, чем прежде, общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.

В этот период оформляются три основных направления общественно-политической мысли, оказавшие влияние на последующее развитие общественных движений и политических партий в Российской империи:

- консервативное;
- либеральное;
- революционно-демократическое.
Консервативное направление в общественной мысли оформилось в идейном отношении раньше других течений. Его наиболее значительными представителями стали историк М. П. Погодин, филолог С. П. Шевырев, известные журналисты Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин.

Либеральное направление в России оформляется в 40-50-е гг. XIX в. в виде двух течений - славянофильства и западничества.

Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.

Основные положения теории славянофильства:

- важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер;

- в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;

- основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности;

- Россия развивается ненасильственным путем;

- в России духовные ценности преобладают над материальными;

- Петр I насильственными методами внедрял опыт, заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты;

- крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности);

- для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор;

- следует объединить всех славян под эгидой России (идея панславизма).

Западничество оформилось как идейное течение в работах историков, юристов и литераторов Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова, Б. Н. Чичерина, В. П. Боткина.

Основные идеи западничества:

- Россия развивается по универсальным мировым законам истории и отстает в своем развитии от западных стран;

- необходимо ликвидировать историческое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запада;

- в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию;

- важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю;

- необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;

- следует развивать образование и распространять научные знания.

Таким образом, российские либералы считали необходимым провести преобразования в политической и социально-экономической областях, основные же различия между славянофилами и западниками состояли в решении вопроса о путях и методах развития России.

После поражения декабристского движения в России революционно-демократическое направление получает развитие в рамках тайных кружков и обществ.

- Кружок братьев Критских (1826-1827 гг.) - 6 человек.

- Кружок Н. В. Станкевича (1831-1834 гг.). М. Бакунин, А. Боткин, К. Аксаков, А. Герцен и др.

С 40-х гг. XIX в. революционный демократизм в России становится шире по содержанию- развертывается критика не только феодального, но и буржуазного государства и права. Участники этого этапа отрицают всякий эксплуататорский строй и соединяют революционный демократизм с утопическим социализмом.

Крупнейшей организацией этого периода был кружок под руководством М. В. Буташевича-Петрашевского (1845 -1849 гг.). В его состав входили Н. А. Спешнев, А. Н. Плещеев, Ф. М. Достоевский и др. На своих собраниях они говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали произведения Ш. Фурье и других европейских социалистов. В период европейских революций 1848 г. при кружке была организована небольшая подпольная типография для распространения революционных сочинений. А уже в 1849 г. кружок был разгромлен царскими властями.

К 50-м гг. XIX в. оформляются и теоретические положения революционно-демократического течения в России. В целом, его особенностями явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма.

Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости - социализма. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.

Основные идеи Герцена заключались в следующем:

- достижение социализма как общества равенства и справедливости;

- России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму;

- достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;

- необходимо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину;

- следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.

В 30-50-е гг. XIX в. началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России. В обществе сложилась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете


Кто такие западники и славянофилы? Взгляды и идеи западников и славянофилов – в чем их различия и сходства? Крепостное право – как те и другие к нему относились? Сравнение взглядов западников и славянофилов.

Фото Западники и славянофилы: основные идеи, сходства и различия кратко

Западники – представители русской философской и общественной мысли 1840–1850-х годов. Они выступали за отмену крепостного права и считали, что государство должно пойти по западноевропейскому пути развития.

Славянофилы – последователи течения, оформившегося в 1830–1840-х годах. В отличие от западников, они были убеждены, что страна должна пойти по своему собственному пути. Они утверждали, что Россия – наследница особой духовной культуры, основанной на почве православия, и должна донести истину до европейских государств, впавших в ересь и атеизм.

Оба течения сложились примерно в одно время: славянофильство в 1839 году, а западничество – к 1841. ​

Социально-политические течения 1830-гг.

Россия первой половины XIX века представляла собой благодатную почву для формирования и развития русской общественно-политической мысли. Конфликт основных идейных течений этого периода — консерватизма, либерализма, утопического социализма — определил дальнейшую историю страны.

Формирование, развитие и особенности основных идеологий

Так, в период правления Николая I общество оказалось расколото на несколько лагерей, имеющих собственный взгляд на историю и развитие России:

  • Консерваторы — представители общественно-политического течения, утверждающего самобытность страны, необходимость сохранения исторических основ и порядков. Главным условием процветания общества считали укрепление самодержавной власти. Известные идеологи: С. Уваров, Н. Карамзин, Ф. Булгарин, М. Погодин.
  • Либералы — сторонники идей свободного общества, отмены изжившего себя крепостного права, перехода к конституционной монархии. Решение социально-политических проблем видели в постепенной перестройке общества, усилении роли народного мнения в жизни страны. Среди последователей числятся П. Чаадаев, А. Гончаров, И. Тургенев, В. Майков, С. Соловьев.
  • Приверженцы социалистических принципов, сформировавшие учение, называемое русским утопическим социализмом, занимались распространением идей западного революционного движения. Пропагандой их среди населения, а также подготовкой возможного народного восстания занимались члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, среди которых — А. Майков, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин.

Западники и славянофилы: кто они?

Позиции для сравнения

Время формирования течения

Из каких слоев общества формировались

Дворяне-помещики – большинство, отдельные представители – богатое купечество и разночинцы.

Помещики со средним уровнем доходов, частично – выходцы из купцов и разночинцев.

Защитником зарождающейся идеологии западничества был А.С. Пушкин.

А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.А. Черкасский.

Очень близки к ним по мировоззрению С.Т. Аксаков, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев.

Известные западники: Тургенев, Белинский, Салтыков-Щедрин

Известно, что к идеям западничества положительно относился русский писатель Иван Тургенев. Будущий литератор увлекся идеями в Германии, куда отправился после окончания университета. Уклад западной жизни произвел на юношу сильное впечатление. Он был убежден, что вытянуть Россию из мрака, в котором она пребывает, сможет лишь усвоение общечеловеческой культуры.

Последователями течения были также литературный критик Виссарион Белинский, русский философ и публицист Петр Чаадаев, писатели Николай Некрасов и Иван Гончаров.

Известно, что литератор Михаил Салтыков-Щедрин пытался примирить западников и славянофилов, но все же сильнее склонялся к идеям первых.

На философские воззрения западников оказали влияние Шиллер, Гегель, Шеллинг, Фейербах, Конт и Сен-Симон.

Социализм и славянофилы.

Салтыков-Щедрин. Иван Крамской, 1879. Википедия

Владимир Даль и Федор Тютчев: известные славянофилы

Основоположником раннего славянофильства считается русский поэт, художник и богослов Алексей Хомяков.

Социализм и славянофилы.

Алексей Хомяков, автопортрет, 1804. Википедия

Славянофилам симпатизировал русский поэт Федор Тютчев. Для Тютчева первостепенное значение имела государственная, державная идея, неразрывно связанная со всемирной ролью России.

Социализм и славянофилы.

Федор Тютчев. Фото Сергея Левицкого, 1856. Википедия

Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые Кириевский, Аксаков, Самарин.

Социализм и славянофилы.

Владимир Даль. Портрет работы Василия Перова, 1872. Википедия

Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России

Сходства, различия и особенности течений

Сравнительная таблица идей славянофилов и западников:

Славянофильство

Западничество

Время формирования идей

1840-1850 гг.. Окончательно идеи сформированы к 1839 году.

1830-1850 гг. Оформилось как самостоятельное течение к 1841 году.

Особенности

Вера в национальное сознание, особый путь развития России.

Россия как европейская цивилизация с западными ценностями, идеалами, общественным и политическим устройством.

Политическая сфера

Самодержавная власть с элементами конституционной.

Критика политического строя России, абсолютной монархии. Стремление к демократическому строю, конституционной монархии.

Духовная сфера

Православие как путь к спасению и миру.

Приоритет — развитие науки, образования.

Экономическая сфера

Крестьянская община как элементарная ячейка экономики, крестьянские хозяйства.

Развитие частной собственности, промышленности, транспорта, а также свободной торговли на основе личной экономической независимости граждан.

Отношение к крепостному праву

Отмена с сохранением земель, общинное землевладение.

Отмена с полным упразднением помещичьих хозяйств.

Отношение к петровским реформам

Отрицательным отношение к политике Петра I, внедрению западных ценностей.

Признание петровских реформ, поощрение модернизации России, внедрения европейских технологий.

Известные представители

Основоположник — А.С. Хомяков; среди приверженцев — К.С. и И.С. Аксаковы, Н.Н. Страхов, М.В. Ломоносов, Ф.И. Тютчев, В.И. Даль и др.

Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П. Боткин, И.В. Вернадский и др.

Общая природа славянофильства и западничества как социально-политических течений либерализма породила ряд сходств, таких как:

Общественная мысль во второй половине XIX в. Официальная государственная идеология. Консерваторы, западники и славянофилы (общее и различия). Таблицы, схемы, кратко…

Консерваторы

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.

Консерваторы, западники и славянофилы Народность

Теория Уварова была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.

Консерваторы, западники и славянофилы 2

Славянофилы и западники

Консерваторы, западники и славянофилы Отличия и Сходства

Утопический социализм

К середине XIX в. в среде российской интеллигенции приобрела популярность идея утопического социализма, учения о справедливом устройстве общества.

Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.

Консерваторы, западники и славянофилы

Читайте также: