Общественная мысль в 30 50 годах 19 века кратко
Обновлено: 05.07.2024
Особенности общественного движения 30—50-х гг. В 30—50-х гг. XIX в. России начинался переход от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по-своему. Общественное движение в те годы имело несколько характерных особенностей:
— оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;
— всё отчётливее намечалось противостояние правительственного реформаторства и революционного протеста;
— впервые консервативное направление получило собственную идеологию;
— оформилось либеральное течение общественной мысли, получили распространение социалистические идеи;
— участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.
Консервативное движение. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской академии наук графа С. С. Уварова , ставшего впоследствии министром народного просвещения.
Он полагал, что все страны пройдут один и тот же путь развития. Но Россия находится в самом начале этого пути и ей необходимо обеспечить сначала просвещение народа . Но образование при этом должно быть таким, чтобы не вести к конфликту между властью и обществом. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединённого вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т. д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.
Крупнейшими теоретиками консервативного направления были также историки Н. Г. Устрялов и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатели Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным.
Теоретиками славянофильства были публицисты А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев. Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:
— отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;
— убеждённость в необходимости коренных преобразований;
— надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;
— расчёт на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер; — уверенность в возможности мирного осуществления реформ; — вера в Россию, в возможности её стремительного и уверенного движения к процветанию.
Кружки 20—30-х гг. Большую роль в общественном движении сыграли студенческие кружки 20—30-х гг. , в которых участвовали и будущие либералы, и будущие сторонники революционных идей. Конец 20-х — начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения . Небольшие кружки быстро раскрывались полицией, так и не успев перерасти в тайные организации и выработать свою программу.
Изменился состав кружков. Если во времена декабристов это была военная молодёжь, выходцы из высших слоёв, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоёв общества. В 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев Критских в Московском университете, в 1831 г. — кружок Н. П. Сунгурова, участники которого вынашивали планы вооружённого восстания. Одним из объединений, в котором были представлены и будущие западники, и славянофилы, и будущие революционеры, был кружок, созданный в 1833 г. молодым философом и литератором Н. В. Станкевичем. В него входили такие разные люди, как Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин. В 1834 г. был разгромлен кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарёва. Кружки были раскрыты во Владимире, Нежине, Курске, на уральских заводах.
Революционное движение. Революционное движение в России возникло в 40—50-е гг. XIX в. Оно зародилось не только в центре России, но и в ряде национальных районов. Здесь идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освобождения. Одной из наиболее известных революционных организаций стало Кирилло-Мефодиевское общество на Украине (1846—1847). Его основателем был известный историк Н. И. Костомаров . Позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Т. Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий . Главной своей целью участники общества считали создание федерации (равноправного объединения) славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. По вопросу о методах борьбы за осуществление своих идеалов члены общества разделились на два лагеря — 1) сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и 2) приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко). Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарёва.
Главным итогом развития общественного движения 30—50-х гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.
Спасибо за внимание! На моём канале есть и другие интересные публикации!)
После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.
Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого было уничтожение царской семьи, а также конституционные преобразования в России.
В 30-40-х гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.
Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.
Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.
Центральная идея в концепции славянофилов — убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1-го.
Западничество возникло в 30-40-х гг. 19-го в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея — концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра 1-го они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.
Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).
С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.
В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.
Отсутствие возможности свободной общественной деятельности привело к тому, что основными формами движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников.
Большее, чем прежде, общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.
В этот период оформляются три основных направления общественно-политической мысли, оказавшие влияние на последующее развитие общественных движений и политических партий в Российской империи:
- консервативное;
- либеральное;
- революционно-демократическое.
Консервативное направление в общественной мысли оформилось в идейном отношении раньше других течений. Его наиболее значительными представителями стали историк М. П. Погодин, филолог С. П. Шевырев, известные журналисты Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин.
Либеральное направление в России оформляется в 40-50-е гг. XIX в. в виде двух течений - славянофильства и западничества.
Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.
Основные положения теории славянофильства:
- важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер;
- в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;
- основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности;
- Россия развивается ненасильственным путем;
- в России духовные ценности преобладают над материальными;
- Петр I насильственными методами внедрял опыт, заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты;
- крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности);
- для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор;
- следует объединить всех славян под эгидой России (идея панславизма).
Западничество оформилось как идейное течение в работах историков, юристов и литераторов Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова, Б. Н. Чичерина, В. П. Боткина.
Основные идеи западничества:
- Россия развивается по универсальным мировым законам истории и отстает в своем развитии от западных стран;
- необходимо ликвидировать историческое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запада;
- в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию;
- важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю;
- необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;
- следует развивать образование и распространять научные знания.
Таким образом, российские либералы считали необходимым провести преобразования в политической и социально-экономической областях, основные же различия между славянофилами и западниками состояли в решении вопроса о путях и методах развития России.
После поражения декабристского движения в России революционно-демократическое направление получает развитие в рамках тайных кружков и обществ.
- Кружок братьев Критских (1826-1827 гг.) - 6 человек.
- Кружок Н. В. Станкевича (1831-1834 гг.). М. Бакунин, А. Боткин, К. Аксаков, А. Герцен и др.
С 40-х гг. XIX в. революционный демократизм в России становится шире по содержанию- развертывается критика не только феодального, но и буржуазного государства и права. Участники этого этапа отрицают всякий эксплуататорский строй и соединяют революционный демократизм с утопическим социализмом.
Крупнейшей организацией этого периода был кружок под руководством М. В. Буташевича-Петрашевского (1845 -1849 гг.). В его состав входили Н. А. Спешнев, А. Н. Плещеев, Ф. М. Достоевский и др. На своих собраниях они говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали произведения Ш. Фурье и других европейских социалистов. В период европейских революций 1848 г. при кружке была организована небольшая подпольная типография для распространения революционных сочинений. А уже в 1849 г. кружок был разгромлен царскими властями.
К 50-м гг. XIX в. оформляются и теоретические положения революционно-демократического течения в России. В целом, его особенностями явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма.
Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости - социализма. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.
Основные идеи Герцена заключались в следующем:
- достижение социализма как общества равенства и справедливости;
- России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму;
- достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;
- необходимо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину;
- следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.
В 30-50-е гг. XIX в. началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России. В обществе сложилась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Кто такие западники и славянофилы? Взгляды и идеи западников и славянофилов – в чем их различия и сходства? Крепостное право – как те и другие к нему относились? Сравнение взглядов западников и славянофилов.
Западники – представители русской философской и общественной мысли 1840–1850-х годов. Они выступали за отмену крепостного права и считали, что государство должно пойти по западноевропейскому пути развития.
Славянофилы – последователи течения, оформившегося в 1830–1840-х годах. В отличие от западников, они были убеждены, что страна должна пойти по своему собственному пути. Они утверждали, что Россия – наследница особой духовной культуры, основанной на почве православия, и должна донести истину до европейских государств, впавших в ересь и атеизм.
Оба течения сложились примерно в одно время: славянофильство в 1839 году, а западничество – к 1841.
Социально-политические течения 1830-гг.
Россия первой половины XIX века представляла собой благодатную почву для формирования и развития русской общественно-политической мысли. Конфликт основных идейных течений этого периода — консерватизма, либерализма, утопического социализма — определил дальнейшую историю страны.
Формирование, развитие и особенности основных идеологий
Так, в период правления Николая I общество оказалось расколото на несколько лагерей, имеющих собственный взгляд на историю и развитие России:
- Консерваторы — представители общественно-политического течения, утверждающего самобытность страны, необходимость сохранения исторических основ и порядков. Главным условием процветания общества считали укрепление самодержавной власти. Известные идеологи: С. Уваров, Н. Карамзин, Ф. Булгарин, М. Погодин.
- Либералы — сторонники идей свободного общества, отмены изжившего себя крепостного права, перехода к конституционной монархии. Решение социально-политических проблем видели в постепенной перестройке общества, усилении роли народного мнения в жизни страны. Среди последователей числятся П. Чаадаев, А. Гончаров, И. Тургенев, В. Майков, С. Соловьев.
- Приверженцы социалистических принципов, сформировавшие учение, называемое русским утопическим социализмом, занимались распространением идей западного революционного движения. Пропагандой их среди населения, а также подготовкой возможного народного восстания занимались члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, среди которых — А. Майков, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин.
Западники и славянофилы: кто они?
Позиции для сравнения
Время формирования течения
Из каких слоев общества формировались
Дворяне-помещики – большинство, отдельные представители – богатое купечество и разночинцы.
Помещики со средним уровнем доходов, частично – выходцы из купцов и разночинцев.
Защитником зарождающейся идеологии западничества был А.С. Пушкин.
А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.А. Черкасский.
Очень близки к ним по мировоззрению С.Т. Аксаков, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев.
Известные западники: Тургенев, Белинский, Салтыков-Щедрин
Известно, что к идеям западничества положительно относился русский писатель Иван Тургенев. Будущий литератор увлекся идеями в Германии, куда отправился после окончания университета. Уклад западной жизни произвел на юношу сильное впечатление. Он был убежден, что вытянуть Россию из мрака, в котором она пребывает, сможет лишь усвоение общечеловеческой культуры.
Последователями течения были также литературный критик Виссарион Белинский, русский философ и публицист Петр Чаадаев, писатели Николай Некрасов и Иван Гончаров.
Известно, что литератор Михаил Салтыков-Щедрин пытался примирить западников и славянофилов, но все же сильнее склонялся к идеям первых.
На философские воззрения западников оказали влияние Шиллер, Гегель, Шеллинг, Фейербах, Конт и Сен-Симон.
Салтыков-Щедрин. Иван Крамской, 1879. Википедия
Владимир Даль и Федор Тютчев: известные славянофилы
Основоположником раннего славянофильства считается русский поэт, художник и богослов Алексей Хомяков.
Алексей Хомяков, автопортрет, 1804. Википедия
Славянофилам симпатизировал русский поэт Федор Тютчев. Для Тютчева первостепенное значение имела государственная, державная идея, неразрывно связанная со всемирной ролью России.
Федор Тютчев. Фото Сергея Левицкого, 1856. Википедия
Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые Кириевский, Аксаков, Самарин.
Владимир Даль. Портрет работы Василия Перова, 1872. Википедия
Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России
Сходства, различия и особенности течений
Сравнительная таблица идей славянофилов и западников:
Славянофильство
Западничество
Время формирования идей
1840-1850 гг.. Окончательно идеи сформированы к 1839 году.
1830-1850 гг. Оформилось как самостоятельное течение к 1841 году.
Особенности
Вера в национальное сознание, особый путь развития России.
Россия как европейская цивилизация с западными ценностями, идеалами, общественным и политическим устройством.
Политическая сфера
Самодержавная власть с элементами конституционной.
Критика политического строя России, абсолютной монархии. Стремление к демократическому строю, конституционной монархии.
Духовная сфера
Православие как путь к спасению и миру.
Приоритет — развитие науки, образования.
Экономическая сфера
Крестьянская община как элементарная ячейка экономики, крестьянские хозяйства.
Развитие частной собственности, промышленности, транспорта, а также свободной торговли на основе личной экономической независимости граждан.
Отношение к крепостному праву
Отмена с сохранением земель, общинное землевладение.
Отмена с полным упразднением помещичьих хозяйств.
Отношение к петровским реформам
Отрицательным отношение к политике Петра I, внедрению западных ценностей.
Признание петровских реформ, поощрение модернизации России, внедрения европейских технологий.
Известные представители
Основоположник — А.С. Хомяков; среди приверженцев — К.С. и И.С. Аксаковы, Н.Н. Страхов, М.В. Ломоносов, Ф.И. Тютчев, В.И. Даль и др.
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П. Боткин, И.В. Вернадский и др.
Общая природа славянофильства и западничества как социально-политических течений либерализма породила ряд сходств, таких как:
Общественная мысль во второй половине XIX в. Официальная государственная идеология. Консерваторы, западники и славянофилы (общее и различия). Таблицы, схемы, кратко…
Консерваторы
Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.
С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.
Теория Уварова была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.
Славянофилы и западники
Утопический социализм
К середине XIX в. в среде российской интеллигенции приобрела популярность идея утопического социализма, учения о справедливом устройстве общества.
Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.
Читайте также: