Свобода печати и информации кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Свобода мысли и слова. Свобода мысли - это свобода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т. д. Сама по себе мысль не наносит вреда обществу, пока не воплотилась в конкретное деяние, независимо от ее содержания. Гарантии свободы мысли могут заключаться в защите человека от ограничения его возможности мыслить свободно и независимо, не подвергаясь никакому неправомерному воздействию на его мозг или сознание медикаментозными препаратами или техническими средствами, незаконными экспериментами. Свобода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. Статья 29.

Как и все другие права свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями законодательного характера. Уже в самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".

Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные отраслевыми нормами. Уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, устанавливает ответственность за разглашение государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защищает честь и достоинство личности и т.д.

2. Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с содержанием свободы мысли, слова и убеждений, но более формализовано. В п. 4 ст. 29 Конституции РФ эта свобода сводится к праву каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами".

Ограничения права на свободу информации довольно широки. Одно из них содержится в данной статье Конституции РФ, которая указывает, что "перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". Для военнослужащих, например, установлен перечень сведений, составляющих военную тайну. Право на свободу информации ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т. д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом.

В ст. 29 п. 5 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации и установлен запрет цензуры.

1. Свобода мысли и слова. Свобода мысли - это свобода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т. д. Сама по себе мысль не наносит вреда обществу, пока не воплотилась в конкретное деяние, независимо от ее содержания. Гарантии свободы мысли могут заключаться в защите человека от ограничения его возможности мыслить свободно и независимо, не подвергаясь никакому неправомерному воздействию на его мозг или сознание медикаментозными препаратами или техническими средствами, незаконными экспериментами. Свобода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. Статья 29.

Как и все другие права свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями законодательного характера. Уже в самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".

Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные отраслевыми нормами. Уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, устанавливает ответственность за разглашение государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защищает честь и достоинство личности и т.д.




2. Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с содержанием свободы мысли, слова и убеждений, но более формализовано. В п. 4 ст. 29 Конституции РФ эта свобода сводится к праву каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами".

Ограничения права на свободу информации довольно широки. Одно из них содержится в данной статье Конституции РФ, которая указывает, что "перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". Для военнослужащих, например, установлен перечень сведений, составляющих военную тайну. Право на свободу информации ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т. д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом.

В ст. 29 п. 5 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации и установлен запрет цензуры.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Комментарий к статье 29 Конституции РФ:

Комментируемая статья декларирует принцип свободы информации.

Она основывается на положениях ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Свобода информации представляет собой понятие, охватывающее целую группу прав и свобод: свободу слова (свободу выражения мнений), свободу печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом. Примерно такой перечень прав и

свобод содержит ст. 29 Конституции РФ. В ней содержится ряд гарантий и одновременно ограничений свободы информации. Наиболее важная гарантия свободы информации – запрет цензуры, запрет принуждения к выражению своих мнений и убеждений, а также к отказу от них. Главное ограничение свободы информации состоит в запрете любой пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, национальную, расовую, религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Одновременно гарантия и ограничение свободы информации закреплены положением п. 4 ст. 29 Конституции, согласно которой перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Свобода информации не является абсолютным правом

и может быть ограничена в отдельных, прямо предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами случаях (например, в период действия чрезвычайного или военного положения). Ч. 3 ст. 55 Конституции предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Однако это возможно лишь путем издания федерального закона и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

к иным, духовным, национальным, религиозным ценностям. В связи с этим в мире постоянно растет популярность националистических и религиозных (в том числе экстремистского толка) структур. Но демократии нечего противопоставить им в идеологическом плане, поэтому приходится попросту запрещать подобную идеологию. Подлинная же демократия заключалась бы в практической реализации изречения Вольтера: “Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право их высказывать”.

Свобода мысли – одна из основных личных свобод человека, которая означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода мысли является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29.

Свобода слова представляет собой составную часть более общего права, получившего название “свобода информации”. Свобода слова – это возможность публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли). Законодательство и судебная практика в демократических странах выработали систему ограничений свободы слова с целью не допустить злоупотреблений. В частности, в большинстве государств мира запрещается использовать свободу слова для призывов к насильственному свержению законной государственной власти, разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны, для подстрекательства к совершению преступлений, для разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорблений и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нравственность. Перечень ограничений свободы слова может быть расширен в период действия режимов чрезвычайного или военного положения.

Свобода массовой информации (свобода печати) – одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека и политических прав граждан, являющееся составной частью более общего права – свободы выражения. Впервые провозглашена во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Свобода печати подразумевает право свободно учреждать печатные средства массовой информации (газеты, журналы и т.п.), свободно издавать и распространять любую печатную продукцию, а также запрет цензуры. В демократических государствах закон устанавливает ряд ограничений свободы печати с целью предотвратить злоупотребления. Перечень этих ограничений тот же, что и у свободы слова. В связи с появлением в мире все новых видов средств массовой информации (телевидения, радиовещания и др.) в новейших конституциях понятие свободы печати поглощается, как правило, понятием “свобода массовой информации”. Именно таким образом этот вопрос сформулирован в ч. 5 комментируемой статьи.

Цензура (лат. censura) представляет собой контроль официальных властей за содержанием,

выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием и исполнением (показом) сценических постановок, радиои телевизионных передач, а иногда и частной переписки (перлюстрация), с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способу осуществления цензура делится на предварительную и последующую. Предварительная цензура предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет книги, постановку пьесы и т.д., последующая цензура заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий и принятии запретительных или ограничительных мер в отношении лиц, нарушивших требования цензуры.

Большинство современных конституций (в т.ч. Конституция РФ 1993 г.), провозглашая свободу информации, прямо запрещают цензуру. Однако во всех странах мира введение цензуры допускается при объявлении некоторых из режимов чрезвычайного положения (в РФ цензура может вводиться при объявлении режима чрезвычайного или военного положения – см. ст. 56 Конституции и комментарий к ней).

Так, на Федеральную регистрационную службу РФ (Росрегистрацию) указом президента РФ возложены полномочия по ведению списков экстремистских материалов. Такие списки периодически публикуются в средствах массовой информации.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном названным законом порядке.

Политические права и свободы - это определенная совокупность возможностей лица по осуществлению публичной власти или иной деятельности публичного характера. Названные права прежде всего призваны обеспечить реализацию политической свободы человека и народного суверенитета.

Эти права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию или организацию из одного человека. В то же время не возбраняется шествие и пикетирование в одиночку с транспарантом в руках.

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Но все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.).

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Наглядным примером служит вопрос о политических партиях. В зарубежной конституционной практике (ФРГ, Франция, Македония и др.) партиям уделяется большое внимание, что важно для их дальнейшей законодательной институционализации (деятельности). В Конституции РФ нет даже слов "политические партии", и весь этот важный вопрос укладывается в право на объединение. В Государственной Думе не раз обсуждался проект федерального закона о политических партиях, который бы детально отрегулировал вопросы создания и деятельности партий, но такой закон пока не принят.

Неоправданно мало сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о запрещении партийного монополизма, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати.

Свобода печати и информации

Информированность общества и каждого человека - залог экономического и культурного прогресса. Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.

Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч. 4 ст 29 Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.

Каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т. е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения и др.

Особое значение имеет массовая информация, которая реализуется через информационные агентства и различные средства массовой информации (СМИ) - газеты, журналы и т. д. Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой информации заставляют демократические государства детально определять их правовое положение, порядок создания, деятельности и ликвидации.

Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом (включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других СМИ и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы с каким-либо государственным органом, они самостоятельно строить свои отношения с международными информационными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспондентов.

Согласно Конституции цензура запрещается. Конкретные гарантии свободы средств массовой информации содержатся в Законе о средствах массовой информации (в редакции от 5 августа 2000 г.).

Злоупотребления свободой печати наносят большой урон обществу и самой этой свободе. Они ведут к нарушению общественного согласия. Предотвращение злоупотреблений является необходимым условием существования свободы печати.

Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20 февраля 1995 г. призван защищать право собственности на документы и массивы документов в информационных системах.

Закрепляя свободу получения и распространения информации любым законным способом, Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) указывает на определенное препятствие: необходимость соблюдать государственную тайну. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение.

Право на объединение

Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных выражать и представлять коллективные интересы.

По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права.

1) Право на объединение принадлежит каждому человеку. Следовательно, граждане и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации, поскольку Конституция РФ не предусматривает возможность ограничения в данном праве каких-либо лиц на основе закона (за исключением иностранцев в соответствии со ст. 62

2) Государство гарантирует свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных ч. 5 ст. 13 Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. финансовые органы - источники их доходов. Общественное объединение может быть ликвидировано только в двух случаях (и только по решению суда):

а) нарушение ч. 5 ст. 13 Конституции, иные уголовно наказуемые деяния;

б) повторное в течение года совершение действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушение закона.

3) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Следовательно, закон гарантирует добровольность вступления в объединение и пребывания в нем, исключает какое-либо принуждение.

Федеральный закон об общественных объединениях (в редакции от 19 июля 1998 г.) устанавливает общие условия реализации гражданами права на объединение. Этим Законом регулируется порядок создания объединений, ответственность за злоупотребление этим правом.

Политическим общественным объединением не может быть признано:

• объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан.

• объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому признаку (признакам);

• объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности;

• объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.

Установлено также, что принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке.

Отдельно регламентируется право на создание профсоюзов, функция которых в отношении субъектов этого права определена конституционно: "для защиты своих интересов". Государство не только признает свободу деятельности профсоюзов, но и закрепляет их права, поскольку их действия затрагивают права других лиц.

Государство оказывает поддержку молодежным и детским общественным объединениям, о чем принят Федеральный закон от 28 июня 1995 г. Статус общественного объединения особого рода следует признать за казачеством, которое отражает одну из исторических традиций России.

Специальными законами регламентируются благотворительная деятельность и благотворительные организации, деятельность некоммерческих организаций (Федеральный закон в редакции от 8 июля 1999 г.).

Свобо́да печа́ти (англ. Freedom of the press ) подразумевает конституционные гарантии независимого функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Имеет кардинальное значение для построения демократии и поощрения гражданской активности [1] . Трактуется как политическое право граждан свободно учреждать средства массовой информации и распространять любую печатную продукцию [2] . Одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека, являющееся составной частью более общего права — свободы информации. Впервые провозглашена во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года [1] .

Содержание

История

Таково традиционное отношение первой власти к четвёртой.

Разумеется, нежелательно, чтобы какое-нибудь правительственное учреждение имело власть подвергать цензуре официально не финансируемые книги — за исключением, естественно, цензуры в целях безопасности, против которой в военное время никто не возражает. Но главную опасность для свободы мысли и слова представляет вовсе не прямое вмешательство Министерства информации или какого-нибудь другого официального органа. Если издатели и редакторы так стараются не допустить в печать некоторые темы, то не потому, что опасаются преследования, а потому, что боятся общественного мнения. Самый худший враг, с которым у нас в стране сталкивается писатель или журналист, — это интеллектуальная трусость

В России понятие трактовалось по-своему [1] :

пресса в стране свободна не тогда, когда все издания выражают все мыслимые точки зрения, а когда издания принадлежат разным владельцам с враждебными интересами.

При этом закон, как правило, устанавливает ряд ограничений с целью предотвратить злоупотребления свободой печати. В законе о средствах массовой информации (закон о СМИ от 27.12.1991 № 2124-1) указывается, что [1] :

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к рели, профессии, места жительства и работы, а так же в связи с их политическими убеждениями.(ч.2 ст.51, данного закона)

Проханов объявляет что готов взорвать поезд с Ельциным, Лимонов призывает гильотинировать Горбачёва… Попробовал бы кто-нибудь в Америке вякнуть что хочет ухлопать президента! Уже несколько таких сидит — и надолго…

Закрытые для международной прессы регионы

  • Чечня, Россия [6]
  • Бирма
  • Джамму и Кашмир, Индия [7]
  • Папуа, Индонезия [8]
  • Тибет, Китай [9]

История

Польша

Законы о свободе прессы проговорены в 1532 году. [10]

Швеция

Первый в мире акт о свободе прессы принят в 1766 году. [11] [12] [13] [14] [15]

Дания и Норвегия

В период с 4 сентября 1770 года и 7 октября 1771 года в Датско-Норвежском королевстве была практически отменена цензура, что сразу же спровоцировало интенсивный поток анонимных критических пафлетов и вынудило власти вновь ограничить свободу печати в разумных пределах. [16]

Германия

Великобритания

Индия

В 90-х наблюдалась существенная либерализация законодательства [19] .

Россия

Белоруссия

Международные организации


Литература

  • The Creation of the Media: Political Origins of Modern Communications. — New York: Basic Books, 2004. — ISBN 0-465-08193-2
  • We're All Journalists Now: The Transformation of the Press and Reshaping of the Law in the Internet Age. — New York: Free Press, 2007. — ISBN 0-7432-9926-4
  • A Manifesto for Media Freedom. — New York: Encounter Books, 2008. — ISBN 1594032289

См. также

Примечания

Ссылки

Пропагандистская журналистика • Гражданская журналистика • Публичная журналистика • Гонзо-журналистика • Журналистские расследования • Литературная журналистика • Музыкальная журналистика • Деловая журналистика • Повествовательная журналистика • Новая журналистика • Публицистика • Визуальная журналистика • Наблюдательная журналистика • Научная журналистика

Четвёртая власть • Пятая власть • Свобода печати • Развлекательно-информационная программа • Предвзятость СМИ • PR • Жёлтая журналистика

Интервью • Монтаж • Озвучка • Работа под прикрытием • Скрытая камера • Синхрон • Стендап

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Свобода печати" в других словарях:

Свобода печати — личное право человека и политическое право граждан: свободно учреждать печатные средства массовой информации; свободно издавать и распространять любую печатную продукцию; + запрет цензуры. Синонимы: Свобода массовой информации См. также: Свобода… … Финансовый словарь

СВОБОДА ПЕЧАТИ — – одна из основных демократических свобод (см. Свободы демократические), закреплённых в Конституции СССР (ст. 125). С. п. в СССР обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, средств… … Советский юридический словарь

Свобода печати — (freedom of the press), свобода печатать информацию и мнения без предварительного разрешения или ограничений (цензура), исключения составляют клевета и порнография. В 17 в. Джон Мильтон выступил против действовавшего в то время закона о… … Народы и культуры

СВОБОДА ПЕЧАТИ — в конституционном праве одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека и политических прав граждан, являющееся составной частью более общего права свободы выражения. Впервые провозглашена во французской Декларации прав… … Энциклопедический словарь экономики и права

СВОБОДА ПЕЧАТИ — одно из старейших конституционных личных прав человека и политических прав граждан, являющееся составной частью более общего права свободы мысли и слова. Впервые провозглашено во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.С.п.… … Энциклопедия юриста

СВОБОДА ПЕЧАТИ — одна из традиционных политических (публично политических) свобод, как правило, закрепляемая в нормах конституционного права. Конституция РФ отдала предпочтение иной формулировке свобода. массовой информации. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права

свобода печати — одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека и политических прав граждан, являющееся составной частью свободы информации. Впервые провозглашено в Декларации прав человека и гражданина 1789г. Подразумевает право свободно… … Большой юридический словарь

СВОБОДА ПЕЧАТИ — одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека и политических прав граждан, являющееся составной частью свободы информации. Впервые провозглашено в Декларации прав человека и гражданина 1789г. Подразумевает право свободно… … Юридический словарь

Свобода печати — общественный институт, который на западе и у нас обычно понимают как полную безответственность журналистов и писателей за свои поступки и слова; феномен свободы печати тесно связан с технологией принятия решения в общественных негуманоидных… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Свобода печати — см. в ст. Свободы демократические … Большая советская энциклопедия

Читайте также: