Гулень на небе кратко

Обновлено: 08.07.2024

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Гребенюк Диана Алексеевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ручевская средняя общеобразовательная школа.

Республиканский конкурс исследовательских работ в заочной форме.

Тема: Философские сказки Каллистрата Жакова

Исполнитель : Мууева Амина Рамзановна,

обучающаяся 8 класса МОУ Руческой СОШ.

ул.Центральная, д.137. телефон: дом. 88213792232

Гребенюк Диана Алексеевна, учитель коми

языка и литературы МОУ Ручевской СОШ

1. ВВЕДЕНИЕ.
♣ 1.1. Актуальность выбранной темы


♣ Цель проекта. Задачи. Гипотеза. Объект исследования.
Предмет исследования


♣ 1.2. Этапы исследования.


♣ 1.3. Методы исследования
♣ Практическая значимость исследования


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

1.1 Актуальность темы исследования.

Сказка – это отражение жизни народа в самых различных её аспектах, синтез народной мудрости, народного таланта, народного мировоззрения. Сказка – это явление историческое; она появилась тогда, когда чисто поэтический вымысел начал играть преобладающую роль. Однако сказка не статична, она не застыла в своём развитии и переживает ряд метаморфоз. Жанр сказки популярен во всех европейских культурах, проявил длительную жизнеспособность и с этой точки зрения заслуживает изучения.

Сказка - это такое порождающее мир вымысла повествование, виртуальная природа которого очевидна, она есть своеобразный способ ухода от повседневных забот бытия и в то же время необходимая составляющая реального пласта культуры. Представить себе общество, в котором не присутствовал бы такой способ мировосприятия как сказка, со всей его условностью и уникальной спецификой: вымыслом, фантазийными элементами, здравомыслием и мистикой, преувеличением и нравоучением, неотрефлексированностью бытийных отношений повседневной жизни, -невозможно. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена острыми потребностями развития полноценной культуры общества, а также культурологии как философской дисциплины, отражающей и вскрывающей тенденции развития всего культурного потенциала человечества. Изучение сказки актуально и в силу того, что она содержит в себе дополнительные возможности формирования внутренне богатого духовного мира человека, не случайно во все времена и у всех народов сказка органично включена в систему воспитания. Сказка несет в себе не только заряд эстетических ценностей: воспевание красоты, доблести, силы, смелости, но и мощный импульс нравственных и моральных ориентаций на добро, помощь, справедливость. Причудливым образом сталкивая два мира: мир добра и зла, сказка неминуемо, зачастую в иносказательной, а не декларативной форме, обосновывает правильный выбор. Проводит идею осуждения негативных устремлений своих героев и утверждает уверенность в победе над злом, обманом, жадностью, лестью и несправедливостью.

Сказку изучали фольклористы и этнографы. Однако философское исследование сказки как феномена культуры связано не просто с изучением о специфической роли и функций, которые сказка выполняла и выполняет в структуре современного бытия, но и с типологическими особенностями мышления и сознания, которые отражены в таком явлении как сказка.

Объектом исследования является философский анализ сказок К.Жакова как особого культурного феномена.

Предмет исследования является сказочный универсум во многообразии его функций и характеристик.


Цель и задачи исследования . Основной целью исследования является философский анализ специфики и воздействия сказки, многообразие ее функций.

Реализация выбранной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

• выявить культурное влияние сказки;

• проанализировать соотношение сказки и мифа;

• показать виртуальность сказочного мира К.Жакова;

• проанализировать особенности философских сказок К.Жакова.

Гипотеза. С помощью изучения сказок К.Ф.Жакова можно увлечь тех учащихся, которые имеют малую степень мотивации к обучению, а значит выполнить самую важную школьную задачу.

1.2. Этапы исследования
¬ Отбор научной и художественной литературы, ее изучение и анализ.
¬ Изучение сайтов Интернета по данной теме.
¬ Написание проекта.

1.3.Методы и приемы работы
Для осуществления цели мы использовали следующие методы:

метод сбора информации (изучение научно-популярной и художественной литературы, наблюдение);
¬ описательный метод;
¬ сравнительный метод;

2. Основная часть

Ыргőн шар вылас гижőма: « Коді менő босьтас, став

Эзысь зонка вылас гижőма: « Коді менő бось-

Зарни пőв вылас гижőма: « Коді менő босьтас, му

Художественное творчество К.Ф.Жакова в части его философской новеллистики оказало воздействие творчество Ф.Ницше.

Шőр мőвпыс К.Жаковлőн философскőй велőдőмын – мездыны йőзőс őта-мőдсő увтыртőмысь, олőмас лёкторъяс вőчőмысь. Медым морт лоис бурджык, вежőраджык. А тайő лоас сэк, кор морт тőдмалас ставнас мирсő да олőмсő. К.Жаков чуксаліс йőзőс кыпőдчыны бурлун, мичлун да истина гőгőрвоőмын вылынджык тшупőдъясő. Тайő философскőй велőдőм сертиыс сійő лőсьőдлывліс ассьыс художествоа гижőдъяссő.

Каков же итог исканий философа, писателя? На это отвечает сам К.Жаков: в области литературы он нашёл себя в сказках; из атеиста превратился в религиозного человека, слепо верящего в бога; в области морали и нравственности стал проповедником идей всепрощения и непротивления злу насилием; в личном быту обратился в кочевника-странника.

Творчество К.Ф.Жакова- явление глубоко национальное. В его самобытной новеллистике, философских сказках отразились самосознание коми народа и собственные поиски писателя, его социально-историческое понимание времени. К.Ф.Жаков выразил созданием национально-фольклорных, историко-философских и социально-поэтических произведений, оплодотворённых оригинальными философскими концепциями (философия лимитизма). В произведениях Жакова сконцентрирован не только поиск одного писателя, они отразили мечту патриархального коми крестьянства о путях переустройства общества на справедливых бескровных началах, на основах добра и мира. К.Жаков в своём творчестве отразил, с одной стороны, стихийную мощь коми крестьянства, его стремление жить по законам патриархального братства, мира, согласия, а с другой стороны-сложность человеческого поиска истины, его стремления к высотам духовного и понимание трагической невозможности достигнуть нравственного согласия с современным миром. Отсюда его призыв преобразовать современную жизнь опытом истории и философии, обращение к народной этике и эстетике как высшему проявлению человеческой мудрости, способности усовершенствовать мир, привести его к согласию и единению.

« … Маленький секрет нашёл я для продолжения жизни моей в жизни одинокой и несчастной. Я стал жить воображением вместо того, чтобы жить на самом деле… И почувствовал я себя обладателем всего, чего жаждала душа моя. Я хотел бы жить на севере, это мне нельзя в действительности, воображением же, в сказках стал я жить там…О звезде плакал я. И вот пишу сказку, что звезда в руке моей. Отвернулись от меня люди, а я вообразил в рассказах моих, что друзья для меня-все земные жители.

Вот какой секрет я нашёл для продолжения жизни…Я богат в сказках своих и всем обладаю миром, и по-своему счастлив я!

Сначала я бессознательно пользовался секретом моим, а потом, на старости, как знать, может быть, сознательно воспользуюсь великим орудием моим-и что же? Мне будет хорошо, и людям забавно.

Ыджыд сьőлőма да мывкыд мортыд век сьőкыдджыксő

ас вылő босьтліс. Вежőрыс век нőйтчис-майшасис шойччőм

тőдлытőг…Висьысь сьőлőмсő К.Жаков восьтőма аслас ги-

жőдъясын, сьőлőмсяньыс петőм пőсь кывъясőн. И талунъя

лыддьысьысьőс вőрзьőдő тайő висьтасьőмыс.

Ыджыд Морт сійőс гижлőма, вежőра да сőстőм сьőлőма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок с применением технологии критического мышления (приема чтения с остановками)

-создать условия для формирования нового стиля мышления, как открытость, гибкость, рефлексивность, умения осознавать и принимать различные точки зрения, выдвигать собственные предположения.

-создать условия для развития таких характеристик личности, как мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

- выделять причинно-следственные связи;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- делать вывод о том, что автор хотел сказать этим произведением, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

Первая стадия вызова.

- Ребята, какие жанры литературных произведений вы любите читать?

(сказки, стихи, рассказы, …)

-Чем сказка отличается от рассказа?

(волшебные предметы, магические числа, присказка, повторы, в каждой сказке есть мораль))

-Какие бывают сказки?

( 1. волшебные, бытовые, о животных; 2. литературные и народные).

-Чем отличается литературная сказка от народной?

(Литературные сказки создают писатели. Каждый писатель обладают индивидуальностью,

особым восприятием человеческого общества.)

- Сегодня на уроке мы будем читать литературную сказку Каллистрата Фалалеевича Жакова. Это будет не просто чтение, а чтение с остановками.

-Как вы думаете, для чего это необходимо ?

(выдвигать свои предположения,

критически оценивать новые знания,

делать выводы и обобщения,

отделять главное от существенного в тексте,

понять, что хотел автор сказать своим произведением,)

Вторая стадия - осмысление.

-О ком эта сказка?

-Какие ассоциации вызывает имя героя?

-Как вы думаете, чем будет заниматься Гулень на небе?

( ребята выстраивают предположения)

- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

- Какие краски преобладали в том месте, где оказался Гулень? Почему автор использует такие краски?

- Что вы узнали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

- Почему наш герой попросился на землю?

- Как вы думаете, изменится ли что-то в жизни Гуленя?

( ребята выстраивают предположения)

- Как вы думаете, чем закончится сказка? Как бы вы ее закончили ?

Продолжаем чтение сказки. Чтение текста до конца.

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

-Что удивило ленивца и позволило ему измениться?

-Как вы думаете, можно избавиться от лени, лишь побывав на небе?

- Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

- О чем эта сказка?

- Почему К. Жаков решил написать о ленивом человеке?

- Кто страдает, когда в семье есть ленивец?

- Можно ли понять автора, прочитав сказку?

- Для кого была написана эта сказка?

Гулень на небе и на плакатах - http://respublika11.ru/

Верхневычегодское предание, которое Жаков взял за основу своей сказки, рассказывает, что Гулень был родом из села Позтыкерос, что на реке Локчим. Жил в лесу в гнезде, промышлял разбоем и кражей скота. Односельчане схватили Гуленя и утопили в озере. В подтверждение того, что в Позтыкеросе обитал Гулень, говорят топонимы. На Локчиме есть место под названием Гулень йир (йир в переводе с коми означает омут).

Читайте также: