История возникновения сказок о животных кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема работы:

Автор: Попова Ангелина

ученица 4а класса

Консультант:

Кирина Елена Ивановна

учитель нач. классов

История народных сказок о животных ___________________ 5

Сходства и отличия национальных сказок о животных______6

Сравнение образов животных в сказках народов России __10

Приложение 2____________________________________________17 Приложение 3____________________________________________27

Список используемой литературы___________________________28

Сегодня трудно себе представить человека, который не любил бы сказки и все, что с ними связано. Ведь сказки это особенный, необыкновенный мир, дышащий нашими мечтами и фантазиями. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным. Все ребята нашего класса очень любят сказки. Раньше, когда мы еще не ходили в школу, сказки нам читали родители, дедушки и бабушки. Сейчас мы уже ученики четвертого класса, поэтому с любой сказкой знакомимся самостоятельно. Но, чаще всего, нам приходится сталкиваться с русскими народными сказками, так как они встречаются в школьной программе, и мы живем среди русскоязычного населению. Мои предположения подтвердил опрос, проведенный среди одноклассников. Он показал, что 95% опрошенных знают русские народные сказки, причем самыми популярными были сказки о животных. Сказки других народов не смогли назвать 82% одноклассников. Самым популярным положительным героем сказок о животных одноклассники считают зайца, а отрицательным- лису. (Приложение 1).

Я поняла, что и я, и мои одноклассники мало знакомы с фольклором малых народов России. Однако, рядом с нами проживают народы разных национальностей, со своей историей, национальными особенностями и своими народными сказками. Мне , стало интересно узнать особенности сказок о животных русского, чувашского, татарского, украинского и башкирского народа, сравнить характеры и образы животных. Думаю, что изучение народных сказок поможет мне узнать традиции и обычаи народов России, поскольку главные герои сказок напоминают и своей речью, и поведением людей той национальности, где бытуют эти сказки.

Гипотеза: возможно, русские народные сказки о животных и сказки других народов России имеют сходства.

Цель: сравнение образов животных в сказках народов России.

Изучить особенности сказок о животных пяти наиболее многочисленных народов России.

Сравнить образы животных в народных сказках.

Провести опрос среди одноклассников и выяснить их мнение по следующим вопросам: Самые известные русские народные сказки? Какие животные чаще всего встречаются в русских сказках?

Выяснить, какое животное у каждого народа можно считать главным положительным героем.

Объект исследования : народные сказки о животных.
Предмет исследования : черты сходства и различия характеров персонажей, встречающихся в сказках народов России.
Проблема : современные дети мало знакомы со сказками народов России.

Методы исследования:

Изучение литературы о народных сказках.

Наблюдение за структурой и содержанием русских и народных сказок.

Сравнение образов животных в русских и национальных народных сказках.

Анализ результатов изучения.

История народных сказок о животных

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Народные сказки делятся на три группы:

— Сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

— Бытовые сказки — герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник, охотник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

— Волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Сказками о животных (животным эпосом) называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже — домашние животные. Эти сказки должны были возникнуть в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто сталкиваться со зверями, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. В эту эпоху борьба со зверями была очень опасна, вследствие плохого вооружения человека; человек казался самому себе слабым сравнительно с целым рядом хищных зверей; наоборот, многие звери должны были представляться ему необыкновенно могучими.

В древних племенах почитались животные и растения, в сказках и легендах они одухотворялись, чтобы отразить глубокую связь природы и человека. Потому, звери в сказках говорят, хитрят, обманывают, враждуют, дружат. Животные ведут себя как люди. Сказки о животных делятся на группы по действующим персонажам:

дикие животные;

дикие и домашние животные ;

человек и дикие животные;

домашние животные;

птицы и рыбы;

другие животные, предметы, растения и явления природы

Сходства и отличия национальных сказок о животных

Познакомившись с историей народных сказок о животных, мы решили изучить сказки некоторых народов России и найти черты сходства и различия.

Сказки каждого народа России отражают действительность, на основе которой они бытовали. В сказках нашли выражение народные чаяния, стремление к счастью, борьба за правду и справедливость, любовь к родине. Башкиры, татары, чуваши, русские на протяжении многих столетий жили на одной территории, поэтому сказки народов России имеют много общего.

Наши далекие предки в давние времена не умели читать, но обладали прекрасной памятью. Долгие зимние вечера, были заполнены сказками. Рассказывание сказок происходило обычно вечером и нередко затягивалось до утра. У некоторых народов обычай запрещал рассказывать сказки днем, от этого могли выпасть волосы, потеряться память и т.д. Среди пожилых людей были известные сказочники, однако сказки знали и умели рассказывать многие. Большинство народных сказок о животных имеют одну структуру. Она представляет собой следующую схему:

1) Зачин . Здесь описывается место, где будут происходить события. Если это народные сказки о животных, то в зачине описание начнется с леса. Здесь же читатель или слушатель знакомится с основными героями.

2) Завязка. На этой стадии сказки происходит главная интрига, которая превращается в начало сюжета. Допустим, у героя возникает проблема и он должен ее решить.

3) Кульминация. Ее еще называют вершиной сказки. Чаще всего это середина произведения. Обстановка накаляется, происходят самые ответственные действия.

4) Развязка. На этом моменте главный герой решает свою проблему. Все персонажи живут долго и счастливо (как правило, народные сказки имеют хорошую, добрую концовку).

Появление различных персонажей в народных сказках о животных объясняется тем кругом представителей животного мира, который. Поэтому в сказках народов России о животных мы часто встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов характерных для нашей страны (медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т.д.). В этих сказках животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Наблюдая за составом животных, выступающих в качестве действующих персонажей в национальных сказках, нами отмечено преобладание диких, лесных животных. Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона. Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие. Ведущими персонажами, чаще являются лесные животные, домашние же животные играют дополнительную роль.

Сказки, в которых действуют мелкие звери (заяц, лягушка, мышь, ёж), в основном юмористические. Заяц в сказках скор на ногу, несмышлён, труслив и боязлив. Ёжик медлительный, но рассудительный, не поддаётся на самые хитроумные уловки своих противников.

В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери. В сказках происходит постоянная борьба и соперничество зверей. Борьба, зачастую, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение. В сказках о животных, слабые всегда выходят из сложных положений.

Это еще одно подтверждение общности наших культур.

Но, существуют некоторые национальные особенности народных сказок.

В украинских сказках много диалогов. Действия в них происходят быстро. В них часто используется определенные числа, имеющие магическое значение. В украинских сказках, животным характерен семейный статус. Образуя одну большую семью животных, герои предстают перед нами как родственники, свояки или выдают себя за них. Медведя зовут дядей Лисичка-Сестричка, Волчик-Братец, Мишка-Братец, Зайчик-Братец, Петушок-Братец).

Сравнение образов животных в сказках народов России

На следующем этапе нашего исследования мы решили сравнить характеры основных персонажей народного эпоса. Для анализа мы взяли самые известные татарские, башкирские, украинские, чувашские и русские (эти национальности составляют более 80% населения России) сказки о животных.

Мы решили выяснить, какое животное у каждого народа можно считать главным положительным героем.

Результаты исследования мы занесли в таблицу ( Приложение 2)

Сравнив 53 русских, 27 башкирских, 18 татарских, 15 украинских и 7 чувашских, мы отметили, что образ лисы занимает в них первое место по популярности, второе место- образ медведя, третье- волка, четвертое- кота, пятое- петуха и достаточно часто встречаются – заяц, баран, овца, дятел.

Лиса является самым популярным и любимым персонажем во всех сказках.

В русских сказках Лиса Патрикеевна, лиса- кумушка, лисонька, Лизавета Ивановна, Лисичка-сестричка и предстает беспредельно лживой, она пользуется доверчивостью, находит слабые стороны друзей и недругов. Много проделок и проказ на памяти у лисы. У всех народов лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, льстивая, ловкая, хитрая, расчётливая, нередко пускается на самые невероятные выдумки. Лисица думает только о своей выгоде. Практически во всех сказках она верна этим чертам своего характера.

Сказки отличаются своими национальными особенностями, но вместе с тем носят интернациональное начало. Одни и те же сказочные сюжеты возникают в фольклоре разных народов, что отчасти сближает их, но они и различны, поскольку отражают национальные особенности жизни того или иного народа. Структура сказок также имеет сходство.

Однако, есть отличия в характеристике образа того или иного животного. Например, медведь в русских народных сказках – это ленивый, глупый, доверчивый увалень. А у башкир и татар – это уважаемый персонаж. Кот в большинстве русских сказок положительный герой, а в татарских, башкирских, чувашских сказках он хитрец и лентяй.

Все знают, что символом нашей страны в Европе считают бурого медведя. Это один из символов Сочинской олимпиады. Символом Чемпионата Мира по футболы совсем недавно был выбран Волчонок. Прочитав немало сказок о животных народов нашей страны, из всех сказочных персонажей животных, больше всего мне симпатизирует лиса. Хотя, во многих сказках она представитель человеческих пороков (хитрости ,жадности, глупости, трусости, хвастовства, плутовства ), но иногда, видны и положительные черты характера (заботливость, проницательность, благородство, мужество).

Мне понравились сказки других народов, захотелось самой сочинить сказку.

Приложение 1

Анкета

Назовите 3 народные сказки.

Какое животное в русских сказках является отрицательным героем?

Какое животное в русских сказках является положительным героем?

Какие народные сказки (не русские) о животных вы читали?

Результаты опроса:

Назовите 3 народные сказки.

2 . Какое животное в русских сказках является отрицательным героем?

3.Какое животное в русских сказках является положительным героем?

4. Какие народные сказки ( не русские) о животных вы читали?

Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из саней"); обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят ("Волк и коза"), собирается разорвать овцу ("Овца, лиса и волк"), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста ("Лиса и волк").

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют "всем пригнетыш". Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем ("Мужик и медведь").

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.

Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов ("Лиса и Тетерев", "Бобовое зернышко"). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки ("Колобок", "Коза-дереза").

Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно ("Бобовое зернышко", "Звери в яме"). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.

От байки к сказке


Сейчас в это трудно поверить, но изначально церковь не одобряла сказки. Они были настолько популярны в народе, что богослужители видели в этом грех

Среди первых сказочников были скоморохи — в их обязанности входило веселить народ. Некоторые цари (например, Иван Грозный, Василий Шуйский, Алексей Михайлович и другие) держали у себя при дворе людей, которые исполняли сказки, когда царь отходил ко сну.

Позднее почти у каждого зажиточного помещика или дворянина обязательно был специальный человек, знающий и рассказывающий сказки. Этот факт, кстати, заметен и в популярных сказочных текстах. Например, в сказке о двух ворах, которые украли шубу и не могли её поделить. Один из них пробирается ночью к спящему барину и, заменив сидящего в комнате сказочника, рассказывает о произошедшем в форме сказки, а сонный барин определяет, кому должна достаться шуба.

Чем отличались мужские и женские сказки


Долгое время жанр сказки был популярен только среди мужчин. Во многом это было связано с их работой: мужские промыслы (рыболовный, охотничий, лесозаготовительный и другие) непременно сопровождались исполнением сказок во время как работы, так и отдыха.

Как это ни удивительно, женщины рассказывали сказки гораздо реже, чем мужчины. Обычно это происходило во время бесёдных посиделок, где девушки рукодельничали. Иногда это было связано и с профессиями женщин: например, няни читали сказки, чтобы развлечь или научить чему-то ребенка.

Три типа сказок: о животных, волшебные и бытовые


До сих пор не существует единой классификации сказок. Чаще всего выделяют три основные группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки. В сказках о животных действующими лицами, как можно догадаться из названия, становятся звери, птицы, рыбы, иногда растения и предметы. Эти тексты комичны, так как все герои в них напоминают людей.

Волшебным сказкам в русской фольклорной традиции отводят более значительное место. Они отличаются своеобразным композиционным строением, приключенческим характером сюжетов, особым набором персонажей и чудесных предметов-помощников.

В бытовых сказках речь идёт об обычных людях. Их герои — глупцы и лентяи, воры, разбойники, хитрецы

В сказках хорошо отражаются представления древнего человека о мире. Например, вера в то, что всё в природе наделено жизненной силой. Именно поэтому животные, растения и предметы в них одушевляются: они говорят и часто ведут себя, как люди. В сказках человек может вступать в брак с животным, иметь с ним детей, менять человеческий облик на звериный, и наоборот. Например, младший царевич женится на лягушке, которая, сбрасывая шкурку, превращается в красавицу; выпивший воды братец становится козленком; Иван — медвежье ушко оказывается сыном медведя и похищенной им девушки.

Почему народные сказки чаще всего жестокие


Фантастические образы, путешествия героев в иной мир, связаны с важным для архаического общества обрядом перехода из одной возрастной категории в другую, называемым инициация (посвящение). Обряд заключался в том, что экзаменуемых изолировали в какой-либо лесной хижине и заставляли проходить разные, иногда очень жестокие испытания, писал знаменитый фольклорист Владимир Пропп.

Одни и те же сказочные сюжеты встречаются у разных народов. Отличаются они своими художественными особенностями и специфическими национальными чертами.

Главными героями бытовых и волшебных сказок народов Севера и Сибири часто бывают оленеводы и охотники, у жителей прибрежных территорий значительное место отводится морю и рыболовству. Еще бóльшая разница чувствуется в сказках о животных: в одних текстах фигурируют лоси, тюлени, олени, росомахи, в других — лисы, медведи, волки, зайцы. Конечно, много общего можно найти и в сказках соседствующих народов.

Когда сказки стали записывать и читать детям


Первые сборники русских сказок появились в конце XVIII века. Тексты в них сильно изменены и больше напоминают замысловатые повести. До сих пор наиболее полным собранием русских народных сказок считается сборник, выпущенный А. Н. Афанасьевым в середине XIX века. В то время сказки звучали повсюду, но сведений о самих сказочниках в книге почти нет. А вот в начале XX века интерес к жанру заметно вырос — тогда их стали целенаправленно записывать в разных регионах.

Появились сборники, посвященные сказочной традиции определенной территории или творчеству отдельного, наиболее талантливого, исполнителя сказок. Начиная со второй половины ХХ века сказки исполняли в основном женщины, и ориентированы они были только на детскую аудиторию.

Русские народные сказки в большинстве случаев первое чтение для ребёнка. Сегодня это уже не только печатные произведения, но в том числе и книги-игрушки, аудиосказки. Наконец, есть видео — мультфильмы, основанные на сказках, и ролики, в которых произведения читают известные актёры и ведущие.

Ирина Круцких
Особенности сказок о животных.

Народные сказки - это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировозрения нашего народа. За много веков наши предки придумали тысячи сказок. Словно на крыльях они перелетали из века в век и передавали мудрость одного поколения другому. Каждая эпоха создала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман. Народные сказки прошли долгий путь своего создания. Народ оттачивал форму и содержание каждой из них, пока они не достигли своего идеального состояния. Народная сказка - это уникальное творение многих поколений нашего народа.

Русские народные сказки о животных - самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаичискими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Поэтому заметным композиционным приемом животного эпоса является обман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая яма. Умеющий перехитрить, обмануть - побеждает и получает выгоду для себя.

В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, сова. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук. По мере исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних животных и птицах. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их сказок вол, лошадь, баран, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и сам человек как равноправный участник событий. Ум человека и дружба, взаимопомощь домашних животных стали противопостовлять грубой силе и хитрости обитателей дикой природы.

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты- думают, говорят, совершают поступки. В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы- хитрость, волк жаден и глуп. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают. Лев и медведь всегда оказываются на верху социальной лестницы. Есть сказки страшные, где медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь- носитель справедливого возмездия. Повествование представляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации.

Особенности жанра сказки :

Не важно кто герой, важно какой он.

Зачастую у героев прямолинейный характер.

Контрастность характеров положительных и отрицательных легко отличить.

Язык сказки лаконичный, выразительный, ритмичный.

Все крупно, все запоминается сразу и надолго.

В сказке создается особый мир, в котором все необыкновенно, присутствуют волшебные предметы, превращения, говорящие животные.

Борьба темных и светлых сил.

Этические матировки: несправедливость- источник страдания и злоключений.

Нет непоправимых ситуаций.

Сказка учит оценивать поступки и дела людей.

В трудную минуту приходят помощники, но изначально проверяют героя.

Среди персонажей могут быть дети.

Ребенок должен верить в чудо- фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях,рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей,соответствует детской психологии.

Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Основная черта сказки- вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымышленный, вычленяет ту мысль, которую несет сказка.

Алфавит животных

Алфавит животных Предметно-развивающая среда группы детского сада призвана способствовать всестороннему развитию каждого воспитанника. Один из самых эффективных.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

Читайте также: