Гуго гроций международное право кратко

Обновлено: 03.07.2024

Гуго Гроций (Апрель 1583 - август 1645) был гуманистом, юристом, юристом, дипломатом и теологом голландского происхождения. Он признан отцом международного права. Его работа способствовала изучению этой области как самостоятельной дисциплины. Среди его важных вкладов выделяется его основная работа. Закона войны и мира.

Среди других выдающихся произведений Гроций посвятил часть своей жизни литературному творчеству. Он создал такие произведения, как сборник стихов под названием Сакра и драматический текст имени Кристус Пациенс. Большая часть его сочинений была написана во время изгнания, когда он жил во Франции.

Его интеллектуальные способности позволяли ему писать с самого раннего возраста, примерно с 8 лет, когда он писал элегии на латыни. Кроме того, с 11 лет он стал участником исследований по художественной карьере в Лейденском университете. Он выступает как один из самых выдающихся деятелей 16-17 веков в области философии, политической теории и права.

В какой-то момент своей жизни он был заключен в тюрьму за активное участие в кальвинистских конфликтах в регионе, однако ему удалось сбежать в сундуке с книгами.

биография

Гуго Гроций родился в Делфте во время Восьмидесятилетней войны. Он был первым ребенком Яна де Гроота и Алиды ван Оверши. Его семья была умеренно обеспеченной и высокообразованной. Его отец был ученым и признанным в политике. С самого начала образование Гроция было ориентировано на гуманизм.

В 11 лет он поступил на факультет искусств в Лейденском университете. Там он обучался у некоторых выдающихся интеллектуалов этого региона Европы, таких как гуманист Джозеф Юстус Скалигер, который внес значительный вклад в развитие Гроция как филолога.

В 1601 году он был выбран в качестве историографа Государством Голландия, чтобы задокументировать Восьмидесятилетнюю войну, в которой Соединенные провинции (в настоящее время Нидерланды) добивались своей независимости от испанской короны.

Работа Гроция охватывала период с 1559 по 1609 год. Она была завершена в 1612 году и позже опубликована в 1657 году под названием Летопись и история восстания в Нидерландах.

Политическая жизнь

Во время своего пребывания во Франции он получил или якобы приобрел степень юриста в Университете Орлеана. Позже он начал юридическую практику, связавшись с такими важными клиентами, как сам Йохан ван Ольденбарневельт, Голландская Ост-Индская компания (V.O.C.) и принц Морис Нассау.

Впечатление, которое он произвел на принца, побудило его избрать его в 1607 году на пост генерального прокурора Голландии, Зеландии и Западной Фризии. После этого назначения он закрыл свою личную подпись. Его новая должность позволила ему получать комфортную зарплату, на которую можно было заработать. В это время он также женился на Марии ван Рейгерсберг, от которой у него было семеро детей.

В 1613 году он начал занимать должность пенсионера Роттердама, должность, эквивалентную должности мэра. В последующие годы Гроций, принадлежавший к группе протестантов Ремонстрантов, был вовлечен в движение против гомаристов, защитников кальвинизма, которых также возглавлял принц Морис.

По этой причине в 1618 году с помощью военной силы Маурисио отдал приказ арестовать или казнить несколько протестующих лидеров и членов. Среди них Олденбарневельт был казнен за измену, а Гроций был приговорен к пожизненному заключению. Именно тогда, в 1621 году, при поддержке своей жены Гроций сбежал из тюрьмы в сундуке с книгами и прибыл во Францию ​​под покровительством короля Людовика XVIII.

Время в изгнании

Во время изгнания Гроций написал свой самый известный текст в 1625 году: О законе войны и мира. Он также сосредоточил свою работу на законах о минимизации кровопролития во время войн, вызванных как вооруженными конфликтами в его стране, так и зарождающейся Тридцатилетней войной, конфликтом, в результате которого погибло более 8 миллионов человек.

Одна из его идей заключалась в создании общей теории права для регулирования войны между двумя независимыми территориями. Его основными ссылками были римское право и философия стоиков. Отсюда его концепция естественного права, которая повлияла на политическое развитие и право в семнадцатом и восемнадцатом веках.

По его мнению, естественный закон может применяться ко всем людям без различия религии или убеждений.

В последние годы

В 1634 году он получил должность посла Швеции во Франции. Аксель Оксеншерна, регент покойного короля Швеции Густава II Адольфа, был одним из энтузиастов идеи Гроция занять этот пост. Таким образом, он получил дипломатическую резиденцию в этой стране до 1645 года.

После последнего визита в Швецию Гроций стал жертвой кораблекрушения лодки, в которой он путешествовал, однако ему удалось выжить. Позже он вернулся в путешествие в плохом состоянии и, заболел, умер в августе того же 1645 года.Его останки были доставлены в его родной город Делфт, Голландия.

Мысль Гуго Гроция

Одним из главных идеалов Гроция было установление справедливости между разными народами. Он считал, что разногласия между странами могут быть разрешены международными арбитрами или посредниками. Частично мотивация заключалась в уменьшении кровопролития в войнах.

Он был сторонником идеи естественного права, которая была основана на наследии многих древнегреческих философов. Он думал, что законы правительства могут иметь силу только в том случае, если они соответствуют определенным стандартам справедливости, которые идут рука об руку с естественным правом.

Естественный закон, защищаемый Гроцием, был основой прав, связанных с властью, которую каждый человек может иметь над собой, то есть свободой. Эти элементы также включают индивидуальную собственность.

С другой стороны, концепция несправедливости была связана с тем, что противоречило тому, что было естественным для общества, созданного людьми.

Например, согласно мысли естественного права, несправедливость может наблюдаться в том, что у человека отнимают то, что принадлежит ему, для личной выгоды другого, поскольку это действие влияет на то, что является собственностью человека, то есть на что-то, что это было дано естественным законом.

Работы и вклады

Благодаря своей широкой политической карьере Гроций оказал большое влияние в области международного права. Всегда придерживаясь своих религиозных убеждений, он мог выражать свои идеи в пользу закона, который может принадлежать людям естественным образом, независимо от их происхождения или убеждений.

Всю свою жизнь Гроций посвятил себя написанию больших произведений, таких как книги и другие короткие тексты. Он также написал различные произведения литературного характера. Самая важная коллекция работ Гуго Гроция в настоящее время находится в Библиотеке Дворца мира в Гааге. Некоторые из них:

Адамус Эксуl (Изгнание Адама) 1601

Из Republica Emendanda (О росте республики), написанная в 1601 г. и опубликованная в 1984 г.

Автор: Indis (Об Индиис) 1604-05

Christus Patiens (Страсти Христовы) театр 1608

Annales et Historiae de rebus Belgicus (Летопись и история Бельгии) 1612

De empire summarum potestatum circa sacra (О власти государей в религиозных делах) 1614-17

Inleydinge tot от Hollantsche rechtsgeleertheit (Введение в голландскую юриспруденцию), опубликованная в 1631 г.

Апологетикус (Извиняющийся) 1622

De jure belli ac pacis (О законе войны и мира) 1625

De origine gentium Americanarum dissertatio (Диссертация о происхождении народов Америки.) 1642

Через ad pacem ecclesiasticam (Путь к религиозному миру) 1642

Избранные цитаты

Среди запоминающихся фраз Гуго Гроция можно выделить следующие:

- «Человек не может управлять нацией, если он не может управлять городом; Он не может управлять городом, если не может управлять семьей; Он не может управлять семьей, пока не сможет управлять собой; и он не сможет управлять собой, пока его страсть привязана к разуму "

Портрет Гуго Гроция.

Портрет Гуго Гроция. Художник Михель Янс ван Миревельт. 1631 г.

Гуго Гроций известен в наши дни главным образом как правовед, в частности, в сфере правовой и политической философии и прежде всего в сфере международного права. В свое время он имел гораздо большую известность не только за свою позицию в теологическом споре о роли церкви и государства, но в более широком плане, как выдающийся гражданин Respublica Literaria 1 . Кардинал Ришелье, несмотря на свою неприязнь, все же признавал его одним из трех величайших гуманистов своей эпохи и данная характеристика полностью подтверждается внушительным количеством сочинений в различных областях, далеко выходящих рамки правоведения, таких как классическая филология, историография и теология.

Его жизнь можно условно разделить на три периода: его молодость как одаренного классициста, юриста и растущего политика на своей родине Голландии до крутого падения вместе со своим наставником дипломатом Олденбарневелтом и осуждения к пожизненному заключению (1583-1618); его изгнание сначала в Париже (1621-31), а затем после неудачных попыток вернуться на родину в Гамбурге (1632-34); и, наконец, его служба посолом Швеции при французском дворе (1635-45).

Три книги о праве войны и мира. Гуго Гроций. 1625.

Три книги о праве войны и мира. Гуго Гроций. 1625.

На первый взгляд само название подсказывает положительный ответ, хотя согласно ему можно предположить, что право мира будет иметь преимущество перед правом войны. Тем не менее, вполне показательный порядок слов, принятый Г. Гроцием для названия работы, на самом деле должен быть прочитан, не в свете классического международного права, начинающего в некоторой степени обретать свои черты, а с точки зрения давно признанной дисциплины права войны, конечной кульминацией которого является данный трактат. Ius belli формирует главную тему сочинения; ius pacis в нем фигурирует лишь как набор правил, регулирующих последствия войны.

Хотя непосредственной функцией этой системы было исчерпывающее и безупречное определение, что может являться законными основаниями для войны, Г. Гроций придает ей более широкое значение и именно поэтому его последователи стали ее использовать в нескольких направлениях: прежде всего в частном праве, но также конституционном и уголовном праве и, конечно же, международном праве. Не в последнюю очередь даже у современного права прав человека можно найти в нем корни. Тем не менее, несмотря на свой потенциал, трактат Г. Гроция по существу остается все-таки обобщенной теорией справедливой войны. Вместо того, чтобы называть его международном правом (что совершенно верно по отношению к вышедшему в свет четверть века спустя трактату английского юриста Ричарда Зуша Ius feciale sive ius inter gentes), гораздо точнее его квалифицировать как право, регулирующие конфликты экстерриториального характера. Данная оценка, являющаяся простой попыткой постичь истинный дух произведения, ни в коем случае не умаляет саму работу, ставшую, несомненно, одним из наиболее значимых юридических памятников прошлого тысячелетия.

Гуго Гроций – латинский вариант имени и фамилии нидерландского политика, правоведа и писателя Гуго де Гроута (Hugo de Groot).

Биография

Гуго де Гроут появился на свет 10 апреля 1583 года в городе Делфт (Delft) в семействе обеспеченного и высокообразованного Яна де Гроота (Jan de Groot) и Алиды ван Оверсхи (Alida van Overschie). Известно, что дед Гуго по отцовской линии происходил из немецких дворян, бабушка-голландка, носившая фамилию Гроот, была родом из Франкфурта-на-Майне (Frankfurt am Main), а отец имел возможность окончить университет в Лейдене (Leiden).

По возвращении в Нидерланды Гуго начинает адвокатскую деятельность и одновременно занимается научными исследованиями.

Гуго Гроций пользовался уважением при дипломате Йохане ван Олденбарневелте, быстро поднимался по служебной лестнице, получив в 1605 году назначение личного советника Олденбарневелта. Следующие посты – генеральный адвокат-казначей Нидерландов и их колониальных владений. С 1613 года Гуго назначен мэром Роттердама (Rotterdam).

Успехам в карьере сопутствует счастливая личная жизнь. Он обвенчался в 1608 году с Марией ван Рейгерсберген (Maria van Reigersberg). У них родилось 8 детей, четверо из них умерли в детстве. Жена поддерживала его в сложные годы, была опорой всей семьи.

Международное право

Изучение международного права привлекало Гроция и ранее, но серьезным его исследованием он занимается с 1604 года, когда начал принимать участие в судебных заседаниях по обвинению нидерландских купцов в захвате корабля, принадлежавшего Португалии.

Гуго Гроций

Гуго Гроция назначили в качестве защитника с голландской стороны.

Теория естественного права

Взгляды Гроция вызывали бурные споры международного характера: например, Англия утверждала, что морские просторы нужно поделить так же, как и сушу, и поэтому морская территория вокруг островов Британии должны быть строго под контролем Англии.

Гроций углубляется и в философию военных действий, анализируя ее причины.

Философия

Гуго оказался включенным в философско-религиозную полемику, которая была очень острой среди представителей различных протестантских движений в Нидерландах.

Представители власти в Голландии, лидером среди которых тогда был Олденбарневелт, не устраивали гонений на последователей Арминия, а Гуго Гроцию было поручено составить текст эдикта, разъясняющего позицию государства.

В 1613 году появилась книга Гроция о церкви и государстве.

Гроций в ней утверждал, что для стабильного существования государства необходима вера в Бога, но при этом не существенно, какую именно систему религиозных убеждений разделяет тот или иной гражданин. Однако эдикт произвел не примиряющее действие, а привел к возникновению вооруженных конфликтов, которые урегулировали государственные войска. В 1618 году учение арминианства подвергнуто критике как еретическое на заседании Синода в Дордрехте (Dordrecht). Олденбарневелта судили и казнили, а Гроция заключили в тюрьму цитадели Лувестейн (Het loevestein) на реке Маас (Maas) без возможности помилования.

В 1621 году Гроций, благодаря изобретательности его супруги, бежит из темницы, спрятавшись в ящик с личной библиотекой, переодевается бедным каменотесом, переходит границу с Францией, оправляется в Париж просить защиты и помощи. Людовик XIII лично назначает Гроцию денежное пособие. В дальнейшем в столице Франции будут написаны самые знаменитые его работы.

Философско-правовая концепция

Свои взгляды он раскрывает, опираясь на идеи предшественников – идеологов международного права XVI века, профессоров Саламанкского университета, которых он называет своими учителями и наставниками:

  • Франсиско де Виттория (Francisco de Vittoria);
  • Франсиско Суареса (Francisco Suarez).

Политико-правовое учение

  • В части I философ анализирует причины войн, размышляя о природной и военной справедливости, разделяя все крупные и мелкие вооруженные конфликты на справедливые и несправедливые;
  • В части II Гроций выделяет справедливые причины для развязывания военных действия, среди которых потребность в самообороне, возмещение нанесенного ущерба и наказание за несправедливые действия;
  • В части III мыслитель предлагает правила ведения войн и пути прекращения войн на Земле.

Книга стала такой популярной, что в течение 150 лет была переведена на несколько европейских языков и издана 77 раз по-французски, по-немецки, по-английски, по-испански и др.

На идеи, изложенные Гроцием, опираются юристы последующих веков.

Цитаты

  1. Уверен, что необходимо соблюдение права народов во время военных конфликтов и в мирное время…
  2. Меня ужасает, что в христианском мире применяется вооружение по самым малейшим поводам и люди не помнят об уважении друг к другу и к Богу…
  3. Неуважение права, Бога и человека, как безумие, толкает человека на развязывание международных вооруженных конфликтов…

Дипломатическая служба

Гроций очень хотел возвратиться в Нидерланды, но ему было отказано, так как он не отрекся от своих убеждений, которые были причиной ареста, и не стал публично признаваться в своей неправоте. Поэтому, приехав в Роттердам в 1631 году, он не имеет ни малейшего шанса остаться на родной земле и едет в Гамбург, затем с 1634 по 1645 годы выполняет функции шведского посланника во Франции.

В 1645 году он отправился в Стокгольм подать в отставку и на обратном пути попал в шторм в Балтийском море. Гроция выбросило на берег у города Росток, где 28 августа 1645 года он умер.

Памятник Гуго Гроцию

Похоронен знаменитый правовед и философ в Новой Церкви (Nieuwe Kerk) в родном городе Дельфт.

Основные достижения

Гроция называют основоположником договорной теории происхождения государства, представляющего собой союз, заключаемый по доброй воле во имя всеобщего блага и ненарушения всеобщих прав, во имя спокойствия и мирного существования. Задача государственной власти – контролировать ненарушение этих прав и защищать гражданские права и свободы.

Высшая форма власти – суверенитет, когда волеизъявление правителя может изменить исключительно он сам или его преемник.

Идеи Гроция вошли в формулировки Устава Организации Объединенных Наций и до сих пор актуальны в международной политике и в деятельности всемирных организаций, в разработке соглашений между государствами и других нормативно-правовых актов.

В современных условиях все более повышается значение норм международного права в мировой политике. Это обусловлено целым рядом объективных факторов общественно-политического развития, таких как кризис института государства, усиление интеграционных тенденций, формирование новой системы международных отношений, глобализация экономических и политических связей. Стремление человечества найти в новых условиях прочный фундамент для выстраивания общего будущего порождает особый интерес к творческому наследию основателей науки международного права, научная деятельность которых относится к периоду XVII-XVIII вв. и основывается на рационалистическом направлении теории естественного права.

Так в мировой политике XXI в. все большее значение приобретает учение о правах человека. Они объявляются универсальными ценностями, которые пригодны (и даже необходимы) к применению в рамках любого государства, любой цивилизации. При этом под правами человека понимается прежде всего этико-нормативная парадигма западной цивилизации. Европейские государства и, особенно, США под предлогом распространения собственных политических и социальных ценностей все чаще осуществляют грубое вмешательство во внутренние дела государств, не желающих идти в фарватере их политики (Сербия, Афганистан, Ирак, КНДР - лишь наиболее яркие примеры). При этом "не замечаются" или оправдываются многочисленные нарушения тех же самых прав со стороны их союзников (Албания, Хорватия, Израиль, Саудовская Аравия. ). Отдельным сюжетом является использование тенденциозно понимаемых "естественных прав человека" (в основном избирательных) в ходе проведения т.н. "цветных революций" для установления прозападных режимов на постсоветском пространстве. Для того чтобы разобраться в действительной сущности теории естественного права, а также в истинных мотивах политики западных держав небесполезным представляется обращение к истокам данного учения, особое место среди которых занимает политико-правовая доктрина великого голландского ученого Гуго Гроция (1583-1645 гг.).

Несмотря на бытование понятия "естественное право" в философии как Древнего мира, так и Средних веков (Лао-Цзы, Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский и др.), именно с начала XVII в., а конкретнее - с работ Гуго Гроция и его последователей, оно принимает рационалистическую трактовку, оказывает существенное воздействие на формирование первой системы международных отношений и государственных принципов республиканского строя (1).

Школа естественного права не была однородной. При сохранении единых исходных установок ее течения зачастую расходились и даже противоречили друг другу в решении многих практических вопросов. Гуго Гроций, его продолжатель С. Пуфендорф и ученик последнего Х. Томазий составляют, по выражению Е.В. Верховодова, "самую продвинутую концепцию в сфере юридической теории XVII в. - теории "чистого естественного права", которая в конце XVII - первой половине XVIII вв. господствовала в юридической среде Европы (2). Ее суть заключалась в признании "природы" (а не абстрактной божественной воли) высшей инстанцией в делах правосудия как внутри государства, так и на международной арене. По словам Эмера Ваттеля, одного из последователей Гроция, "убежденный в том, что нации, или суверенные державы, подчинены власти естественного закона, к соблюдению которого он так часто их призывает, этот великий ученый признает в основном естественное право народов". (3)

Наиболее известное из многочисленных произведений Гуго Гроция, ставшее фундаментом современного международного права - трактат "О праве войны и мира" (1625 г.) - необычайно быстро обрел всемирную славу и создал автору непререкаемый авторитет. Многие его утверждения воспринимались как аксиомы, в ходе изменивших облик Европы и всего мира Вестфальских конференций 1648 г. многие идеи Гроция получили практическую реализацию. Ситуация изменилась после смерти голландского ученого. Первым критическим выпадом против учения Гроция стала публикация в 1653 г. в Амстердаме книги профессора И. Фелдена "Annotata in Hug. Grotium De iure Bellum et Pacis", в которой оспаривались как метод, так и результаты исследования Гроция. Само существование естественного международного права представлялось бездоказательной выдумкой (4).

Большинство видных философов и ученых XVIII в. относятся к последователям теории естественного права. Ведущий английский юрист-международник первой половины XX в. Л.Ф. Оппенгейм прямо заявляет: "Влияние Гроция было так велико, что большинство авторов XVII и XVIII вв. были гроцианцами, но европейскую известность приобрели только двое из них Вольф и Ваттель"(5). В области международных отношений наибольшее значение имела работа Эмера Ваттеля (1714-1767 гг.) "Право народов", вышедшая в 1758 г. Сам автор вообще не намеревался писать оригинальную работу, а лишь стремился стимулировать использование учения о естественном международном праве в дипломатической практике. Но именно Ваттель, писавший на французском языке ("лингво-франко" нового времени), а не на академической латыни, как Гроций, становится ориентиром в области международных отношений. Он даже критикует великих предшественников, в частности указывая, что "знаменитый Гроций" совершал фундаментальную ошибку, применяя к отношениям между нациями тот же самый естественный закон, что и в отношениях частных лиц. Таким образом, Гроций не дошел до выделения естественного права народов как особой науки, учитывающей специфику субъектов данной сферы (6).

После Французской революции школа естественного права воспринималась большинством мыслителей уже как анахронизм, поэтому в условиях европейской реакции XIX в. ее рассматривали главным образом с точки зрения защиты принципов неприкосновенности буржуазной собственности. В России изучение естественно-правовой теории было в основном связано с работами по праву народов. Преподавание науки международного права было введено в российский университетах уставом 1835 г. под наименованием "общенародное право". Уставом 1863 г. оно было переименовано в "международное право". Различные аспекты естественно-правовой концепции рассматривались в курсах лекций Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, А.Н. Стоянова, В. Даневского, Л.А. Камаровского, В.П. Даневского, М. Таубе (7). Трудно найти обзор истории правовой мысли, в котором бы не анализировались международно-политическое значение идей естественного права.

В начале XX в. интерес к естественно-правовой теории и, в частности, к идеям Гроция вспыхнул с новой силой. Переход войн на глобальный уровень вызвал необходимость скорейшего поиска общей основы для установления конструктивного взаимодействия не только в мирное, но и военное время. В это время одно за другим выходят исследования Э.Д. Уайта, Х. Вриланда, У. Найта, Р. Ли (8), посвященные гроциевым идеям введения военных действий в правовые рамки. Для фашистов, напротив, они были неприемлемы, ибо ницшеанский культ силы и пренебрежение юридическими нормами, характерные для нацизма, несовместимы с гуманистическим учением Гуго Гроция.

После окончания Второй мировой войны ведущие деятели мировой политики вновь обратились к полузабытой, казалось, доктрине Гуго Гроция. Прежде всего это объясняется универсальным характером теории естественного права, которая стала идеологической основой трудов Гроция. Страны-победительницы, составлявшие антигитлеровскую коалицию, руководствовались в своих действиях противоборствующими идеологическими подходами, что зачастую заводило в тупик их попытки найти приемлемые для всех варианты решения проблем послевоенного мироустройства. В этих условиях именно естественно-правовые взгляды становились нейтральной альтернативой любым позитивистским построениям, ориентированным на определенную правовую систему. Наиболее значимым примером применения идей голландского ученого можно считать их роль в создании Организации Объединенных Наций (9).

Особую важность доктрина Гуго Гроция представляла для Советского Союза, так как гарантировала государству, ведущему справедливую войну, максимальное возмещение ущерба и затрат за счет агрессора. СССР нуждался в авторитетном правовом обосновании своих территориальных приращений, перемещения культурных и материальных ценностей, а также установления политического влияния в освобожденных странах. Уже в ноябре 1945 г. состоялось специальное заседание Института права АН СССР, посвященное 300-летию со дня смерти Гуго Гроция, по итогам которого вышел номер журнала "Известия АН СССР. Отделение права и экономики" (10).

Наиболее глубоко взгляды голландского ученого проанализированы в статьях В.Э. Грабаря. Со свойственной ему обстоятельностью и уникальной эрудицией в области истории права он рассмотрел мнение, что "наука эта создавалась веками, что у Гроция имелись непосредственные предшественники, доставившие ему необходимый материал, и что на его долю выпало собственно только объединение всего этого материала в стройную систему".(11) Из всех предшественников голландского ученого В.Э. Грабарь признает достойным сопоставления лишь А. Джентили. Он находит, что хотя итальянский юрист и не в состоянии сравниться с Гроцием по красоте языка, стройности изложения материала, ясности и четкости логической структуры, тем не менее, Джентили стоит выше оппонента и последователя в отношении собственно юридического, сущностного наполнения своих работ. (12)

В качестве оптимального выхода из данной коллизии В.Э. Грабарь предлагает, "не умаляя нисколько заслуг Гроция", отвести Джентили почетное место рядом с ним, и считать их обоих "родоначальниками двух самостоятельных направлений в науке международного права": философско-этического (Гроций) и юридического, положительно-правового (Джентили). (13) В.Э. Грабарь указывает, в частности, и на то, что "едва ли какая-нибудь другая книга, кроме Библии, насчитывала столько изданий, как этот монументальный труд Гроция. она была первым и единственным систематическим изложением действующего международного права, в котором можно было найти ответ на все запросы международно-правовой жизни". (14) Таким образом, и речи быть не может о какой-либо конкуренции со стороны работ А. Джентили.

Может показаться, что юридические изыскания почти четырехвековой давности утратили актуальность в современных политических условиях, но факты говорят об обратном. Во-первых, для разрешения спорных ситуаций необходимо бывает обратиться к первоисточнику, чтобы отсечь последующие конъюнктурные наслоения. Например, современный юрист-международник И. Шумейко подчеркивает: "Три книги о праве войны и мира" явились основой военной юриспруденции. До нынешних дней все объявления войн и мирные трактаты, Женевские конвенции и прочее - все разговоры о войнах ведутся в его (Гроция - С.В.) терминах" (15). Во-вторых, авторитет голландского ученого как создателя современного международного права в мировой науке остается весьма высок: даже прагматичные американские ученые, не склонные изучать историографию дальше работ своих непосредственных предшественников, при возникновении острых коллизий, обращаются именно к мнению Гроция (16).

Характерным примером неразрывной связи прошлого и настоящего является оформившаяся в ходе юридической полемики начала XVII в. доктрина свободного мореплавания. В начале XVII в. по ряду причин союзнические отношения между Республикой Соединенных провинций и Англией сменились открытой враждой. Правовым обоснованием позиций сторон стали трактаты Гуго Гроция и Джона Селдена с символическими названиями "Свободное море" и "Закрытое море". Одним из важнейших юридических принципов, появившихся в связи с обострением колониальной борьбы, стал принцип свободного моря (mare liberum), впервые сформулированный Гуго Гроцием. "На этой концепции, ставшей в последствии всеобъемлющей, базируется в настоящее время свобода судоходства".(17)

Данный принцип настолько глубоко затрагивал интересы государств Западной Европы, что немедленно вызвал горячую полемику в среде юристов. Не утихают споры и по сей день. (18) По мнению отечественного теоретика морского права А.Л. Колодкина, главным пунктом разногласий стал изначальный юридический статус открытого моря (подразумевающий возможность мореплавания): либо это res nullius (ничейная вещь), либо - res communis (вещь общего пользования)? Очевиден второй вариант, ибо ничейной вещью каждый может завладеть, а формула res communis утверждает ее неотчуждаемость и общедоступность. Фундаментальность принципа свободного моря заключается также в том, что он обладает такими существенными чертами, как универсальность и императивность. Это выражается в контаминации других, менее общих принципов, нарушение любого из которых является нарушением принципа свободы моря (19).

Международное право, таким образом, обогатилось новыми важными положениями, некоторые из которых сохранили свою актуальность до наших дней. Непременным атрибутом великой державы начиная с эпохи раннего нового времени является постоянный военный флот, ибо защита заморских владений - одно из приоритетных направлений современной внешней политики.

Гуго Гроций, являясь основоположником рационалистического направления в теории естественного права, выдвигает справедливость в качестве главного критерия регулирования всех форм общественных отношений. В международных сфере она выражается в соблюдении непреложных норм, диктуемых человеческим разумом, наряду с установленными соглашением между государствами норм права народов. Справедливость выше военной силы, поэтому нужно уважать права не только своего, но и других государств. Исходя из данных положений, голландский ученый стремится выявить особые нормы права, обязательность которых ни у кого не вызывала бы сомнений. Они должны регулировать международные отношения независимо от развития политической ситуации. "Невозможно не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границы права и добросовестности". (20)

Гроций во многом опередил свое время, построив свою теорию на началах чистого разума. Он заложил фундамент гуманистических норм разрешения вооруженных конфликтов. Как отмечает И.С. Андреева, "XVII век ознаменовался кровопролитными войнами между различными коалициями европейских государств. И хотя эти войны велись все еще, как правило, феодальными государствами и прикрывались подчас религиозными лозунгами, в их целях начинают сказываться интересы буржуазии. Возникают войны за рынки сбыта, осуществляется захват колоний. Но опустошения, причиняемые военными действиями, задерживают общественное развитие". (21)
Гуго Гроций подчеркивает значимость урегулирования права войны, поскольку игнорирование столь же опасного, сколь и распространенного явления приводит к непредсказуемо тяжелым последствиям. "Все взаимные споры лиц, не связанных воедино общим внутригосударственным правом, относятся к состоянию войны или мира", и так как войны ведутся ради заключения мира, и нет такого вопроса, из-за которого не могла бы разгореться война, то нужно проанализировать причины войн и мирное состояние как их конечную цель. (22) "Пальма первенства в отношении разработки науки международного права принадлежит, несомненно, Гуго Гроцию. Историческое значение знаменитого голландского юриста заключается в том, что в век бесконечных войн, сопровождаемых грабежами и разорениями, он попытался теоретически обосновать защиту буржуазной собственности и вместе с тем ввести войну в рамки права народов". (23)

Универсальное гроциевское определение войны как "состояния борьбы силою" подчеркивает распространение в его эпоху "частных войн", то есть феодальных усобиц, но он предусматривает и более узкое понимание - вооруженное столкновение государств. Совместить этот термин с понятием "справедливость" позволяет приводимое здесь же толкование "от обратного": справедливо то, что "не противоречит природе существ, обладающих разумом", что не является злоумышлением. При этом с нормативной точки зрения, определение войны остается нейтральным, ее справедливый или несправедливый характер проявляется в зависимости от условий и способов ведения. (24)

Разум - главная способность в живом существе, подчиняющая себе все изначальные побуждения природы, поэтому нужно проверить на соответствие ему все вещи, которые нас касаются. "Самая цель войны - сохранение в неприкосновенности жизни и членов тела, сохранение и приобретение вещей, полезных для жизни, - вполне соответствует первым побуждениям природы. >>, в том числе с использованием насилия, для которого живые существа снабжены средствами самообороны (когти, зубы. ). (25) Но более важно, что "здравый разум" тоже санкционирует войну, запрещая "применение не всякого насилия, но только того, которое несовместимо с самим обществом, то есть которое нарушает само право. Ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами с общего согласия" (26). К основным защищаемым правам Гроций относит изначально жизнь и свободу, а также производную от права первоначального захвата частную собственность.

Предусмотрительность и забота о себе не противоречат природе общества, "пока не нарушается чужое право, и оттого сила, не нарушающая чужого право - законна", силой (по примеру зверей) - допустимый путь разрешения споров, которые не были решены "спокойным рассмотрением" (что свойственно человеку). Данный тезис подтверждается Священным писанием и всей историей человечества. При этом правители должны "решительно воспрещать" бессмысленное кровопролитие. "Все сражения, не служащие ни для получения должного, ни для прекращения войны, имеют целью исключительно служить честолюбию силой. противоречат долгу христианина и самой человечности". (27) Споры между государствами предполагают необходимость некоторых взаимных уступок во избежание ненужных жертв, "ведь человеческие законы заставляют предполагать, что поставлено целью устранить самые семена войны".(28)

Но не всякая война, начатая по естественно-справедливому поводу, остается справедливой до конца. Право народов "устанавливает и некоторый особый способ ведения войн, откуда проистекают и особые последствия, обусловленные свойствами права народов". (29) Нарушения правил ведения справедливой изначально войны приводят к ее неодобрению правом народов, хотя запрет все же не накладывается, ибо врага нужно отражать оружием. Поэтому Гроций предостерегает третьи страны от вступления в уже ведущуюся войну, ибо "даже в войне справедливой почти невозможно распознать по внешним признакам, что составляет справедливые границы самозащиты, возвращения своего имущества или же наложения наказания". (30) Многое при этом остается на усмотрение воюющих сторон.

Подведем некоторые итоги. В эпоху раннего нового времени потеряли актуальность принципы справедливой войны, выдвинутые Августином Аврелием, которые доминировали в Средние века. "Священная война против неверных" как единственно возможная форма вооруженного конфликта уступила место понятию государственного интереса, определившего необходимость более гибкого подхода к данной проблеме. Изменения были связаны с установлением абсолютных монархий в Западной Европе, результатами Великих географических открытий, распространением протестантизма, буржуазных принципов и рационалистического мышления. Новое право войны разрабатывали и до Гроция (Ф. Витториа, Б. Айала, А. Джентили), но он предложил наиболее обоснованную и непротиворечивую систему. Основным побуждением голландского ученого было стремление доказать, что с началом войны прекращают свое действие лишь внутригосударственные законы, но сохраняют силу вечные нормы естественного права и установленные нормы права народов. "Право народов" Гуго Гроция, эволюционировавшее в современное международное право стало одним из важнейших факторов мировой политики XX века и сохранило свой конструктивный потенциал в современных условиях.

Читайте также: