Прямое правление в механизме государства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Механизм государства - это целостная иерархическая система органов и учреждений государственного управления, построенная с целью осуществления государственной власти, реализации задач и функций, стоящих перед государством.

Современное государство функционирует в качестве определённой системы, включающей в себя упорядоченную совокупность органов управления, коллективов, осуществляющих управление общественными отношениями от имени государства и в пределах закрепленных за ними полномочий.

Государственный механизм включает в структуру все органы государственного управления. Он выступает в качестве олицетворения государства, являясь его реальным материализованным воплощением. Государственное управление и само существование государства невозможно без наличия механизма государства: ни то, ни другое не может существовать друг без друга.

Государственный механизм должен отвечать требованиям целостности, предусматривающей его ориентацию на достижение единых целей и задач, единству власти, предусматривающему наличие единых органов государственного управления, а также системности организационно-материальной основы.

Состав механизма государства

Современный механизм государства характеризуется высоким уровнем сложности, многообразием составляющих его элементов.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура механизма государства - это внутреннее строение данного механизма, выражающееся в расположении его элементов, их подчиненности друг другу и наличии взаимосвязей.

В структуру государственного механизма включаются следующие элементы:

  • во-первых, собственно государственный аппарат, включающий в себя систему органов государственного управления. Данная совокупность органов обеспечивает функционирование механизма государства и реализацию практических функций государственной власти;
  • во-вторых, государственные организации, представленные государственными предприятиями, являющимися хозяйствующими субъектами, учреждаемыми государством для осуществления производства продукции, работ и услуг с целью удовлетворения потребностей общества и получения прибыли;
  • в-третьих, государственные учреждения, являющимися хозяйствующими субъектами, призванными осуществлять социально-культурные функции в различных сферах общественной жизнедеятельности (наука, образование, здравоохранение и прочее);
  • в-четвертых, материальные государственные придатки в лице вооруженных сил, органов полиции и прочего.

Помимо этого, в структуру государственного механизма можно включить всю совокупность государственных служащих, осуществляющих практическую реализацию государственного управления, а также организационных и финансовых средств, принудительных сил, требуемых для обеспечения функционирования государственной власти.

Механизм государства находится под воздействием политического строя, сложившегося в стране, следовательно, может меняться в зависимости от определенного периода времени и сложившейся системы управления государством. В качестве первичного структурного элемента механизма государства выступает орган государственного управления.

На структуру механизма государства влияют различные факторы, к числу которых можно отнести, например, площадь государства. Государства с большими территориями отличаются более сложным механизмом государства по сравнению с мелкими государствами.

Отдельные структурные элементы механизма государства могут играть важную роль на различных этапах существования государства. Так, в условиях участия страны в военных действиях, возрастает роль таких элементов как армия, военные предприятия, спецслужбы. В условиях роста преступности большую значимость приобретают органы охраны правопорядка и так далее.

В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:

- это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

- характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;

-между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;

-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает:

· Государственные органы , находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

· Государственные организации , подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

· Государственные учреждения , подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

· Государственные предприятия , подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

· Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

· Организационные и финансовые средства , а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.

Механизм государства – это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, которая осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области). Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.

Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами) . Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

Таким образом, функции государственной власти реализуются посредством аппарата управления и принуждения, который называется государственным аппаратом. Наличие разветвленной системы государственных органов и организаций, как уже упоминалось выше, является основным атрибутивным признаком государства.

Государственный аппарат - это закрепленная законом система ведомств, государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную власть.

Государственный аппарат имеет пятизвенную структуру: государственный аппарат - ведомство - государственный орган - структурное подразделение - государственный служащий.

Ведомство - это совокупность государственных органов специальной компетенции и подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль государственного управления и линейно подчиненных единому центру - центральному органу (министерству, государственному комитету, департаменту и др.) . Ведомство включает в себя определённое количество государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинения вертикального типа.

Государственный орган - это некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций государства.

Структурное подразделение - это обособленная часть государственного органа - отдел, управление, служба, компетенция и функции которого производны от компетенции и функций государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, то есть оно не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами.

Государственный служащий - это гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств, реализующий задачи и функции этого органа.

создаются и функционируют на основе нормативно-правовых актов, определяющих задачи деятельности гос. органов, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, регламентирующих компетенцию, порядок их деятельности, взаимоотношений с другими гос. органами и организациями и т.д.

реализуют свои специфические задачи и функции;

обладают государственно-властными полномочиями;

применяют в случаях, установленных законом, меры государственного принуждения;

имеют соответствующую внутреннюю организационную структуру;

издают правовые акты нормативного или индивидуального характера;

имеют организационную и материальную основу своей деятельности.

Виды государственных органов

Государственные органы можно классифицировать по различным основаниям в зависимости от сроков полномочий, иерархии, формы деятельности, и т.д.

По принципу разделения властей:

органы законодательной власти (парламент);

органы исполнительной власти (правительство);

органы судебной власти.

2. По формам государственной деятельности:

органы государственной власти (парламент);

органы государственного управления (министерство);

3. По срокам полномочий:

временные (комиссии при Государственной Думе).

4. По порядку образования (по источнику формирования):

первичные органы, избираемые населением (Федеральное Собрание РФ)

производные органы, образуемые в установленном порядке другими органами государства (правительство).

5. По правовым формам государственной деятельности:

органы, осуществляющие правотворческую деятельность (Государственная Дума);

органы, осуществляющие правоприменительную деятельность (министерства);

органы, осуществляющие правоохранительную деятельность (полиция).

6. По порядку реализации власти:

коллегиальные (краевая или областная администрация)

7. По иерархии и территориальной сфере деятельности:

центральные (МВД РФ),

В Российской Федерации действует также система органов местного самоуправления, которые призваны решать вопросы местного значения и не входят в систему органов государственной власти.

Прямое правление в механизме государства.

Прямое правление - это правление народа, осуществляемое им непосредственно. Именно народ является субъектом высшей государственной власти, не ограниченной никакой другой властью. По мере демократизации общества все более совершенствуются формы непосредственного участия населения в осуществлении власти. В настоящее время формами прямого правления являются: свободные выборы, референдумы, митинги, демонстрации, обращения в государственные органы.

Для реализации прямого правления необходимо определить ту часть населения, которая может участвовать в выборах, эта часть населения называется электорат. Т.е., население и избирательный корпус - понятия не совпадающие. Избирательный корпус – юридически обособленная совокупность людей, которая обладает правом через непосредственное и окончательное волеизъявление формировать высшие органы государственной власти и решать вопросы государственной и общественной жизни от имени народа и нации.

Каждое государство в процессе исторического развития и демократизации общества определяет условия включения в электорат – цензы. Так в РФ для участия в выборах необходимо наличие российского гражданства, достижение совершеннолетия, дееспособность, ненахождение в местах лишения свободы по приговору суда.

возрастной ценз - возраст, по достижении которого граждане могут участвовать в выборах и референдумах. На практике этот ценз устанавливается от 16 до 21 года, в большинстве стран мира составляет 18 лет.

ценз гражданства - предоставление избирательного права только гражданам данного государства. Применяется почти во всем мире, лишь в некоторых западноевропейских государствах допускается участие в выборах в органы местного самоуправления лиц, не являющихся гражданами данного государства.

ценз оседлости - установленное законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов. Установление чрезмерно высокого ценза оседлости для избирателей в ряде стран носит антидемократический и дискриминационный характер.

ценз дееспособности - предоставление избирательного права только способным к осуществлению общественных функций.

личностный ценз - предоставление права голоса только главам семейств (в Португалии в прошлом).

квартирный ценз - предоставление права голоса только тем, кто имеет отдельную квартиру, занимает целый дом или его часть (в Англии в прошлом), имеет квартиру или снимает квартиру определенной стоимости (в Нидерландах в прошлом).

образовательный ценз - предоставление избирательного права только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, зафиксированный соответствующим документом.

имущественный ценз - предоставление избирательного права только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости или вносящим налог не ниже определенной суммы. В XIX веке был распространен повсеместно в мире, в Дании, например, лишались права голоса лица, не. имеющие своего хозяйства и находящиеся на частной службе у другого лица, в настоящее время рассматривается как противоречащий принципу равноправия граждан.

ценз пола - законодательное ограничение избирательного права по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. Является одним из наиболее стойких ограничений. В XIX - начале XX века существовал повсеместно, , в Швейцарии сохранился до 1971, а в Лихтенштейне - до 1976 года. До сих пор не имеют избирательного права женщины в Иордании, Саудовской Аравии, Ливии и др., ограничения в отличие от мужчин существуют в Тунисе, Португалии, Марокко.

ценз национальности - предоставление избирательного права по принадлежности к определенной национальности. Ограничение активного избирательного права этим цензом в настоящее время не встречается. Сохраняются случаи ограничения пассивного избирательного права, например, по Конституции Сирии 1973 года президентом этого государства может быть лицо только арабской национальности, Конституция Туркменистана 1992 года допускает избрание президентом страны только туркмена.

расовый ценз - предоставление избирательного права только гражданам определенной расы. В последние десятилетия в мировой практике встречался очень редко, последний расовый ценз отменен в ЮАР в 1993 году.

ценз принадлежности к определенному вероисповеданию (носитель избирательного права должен исповедовать определенную религию. Это требование - относительная редкость и обычно распространяется на пассивное избирательное право. В частности, в Иране быть избранным может только мусульманин. Рассматриваемый ценз в некоторой мере обладает дискриминационной направленностью.

языковой ценз - требование, согласно которому для обладания избирательным правом необходимо владеть официальным (государственным) языком, либо одним из официальных языков или всеми официальными языками данного государства. Имеет распространение в некоторых многонациональных государствах (иногда в виде ценза грамотности).

служебный или профессиональный ценз - ограничение избирательного права по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. Почти во всех латиноамериканских и многих африканских странах (Камерун, Сенегал и др.) права голоса не имеют военнослужащие, служащие полиции и органов безопасности. Установление служебного ценза мотивируется тем, что характер ряда профессий в принципе не совместим с активным участием в политической жизни.

Читайте также: