Теория девиантного поведения г кэплана кратко

Обновлено: 04.07.2024

В современной науке, особенно в некоторых ее конкретных областях (социологии, криминологии, психологии, психопатологии), актуализируется проблема изучения девиантного поведения, а также его ключевых теорий.

Девиация – это один из параметров, который характеризует отклонения от нормального поведения человека, существующего в социуме. Отклонение это может быть определено как социальными, так и психологическими причинами.

Ключевая задача изучения девиации заключается в том, чтобы определить причину девиантного поведения личности и не допустить негативных воздействий на общество.

Сегодня мы можем сталкиваться с довольно яркими примерами неадекватного поведения человека, которое характеризуется асоциальным настроение и желанием навредить как самому себе, так и окружающим. Связано это с некоторыми психическими расстройствами, а также с тем, что человек не хочет воспринимать общепринятые нормы и ценности, а также не воспринимает свободы других людей, постоянно посягая на нее.

  1. Наркомания – употребление и распространение запрещенных препаратов, которые разрушают физическое и психическое состояние человека;
  2. Алкоголизм – один из типичных видов девиантного поведения. Человек, страдающий от алкогольной зависимости, может нарушать общепринятые нормы и не воспринимает всерьез ценности. Также следует отметить, что такой человек может нанести физический или психологический вред не только самому себе, но и окружающим. В первую очередь, это относится к членам его семьи;
  3. Самоубийство – желание человека убить себя. Такое психическое отклонение возникает, когда человек оказывается в безвыходном положении, поэтому он сознательно идет на то, чтобы лишить себя жизни и, соответственно, снять с себя ответственность за происходящее.

Готовые работы на аналогичную тему

Теории возникновения девиации

В современной науке существует несколько ключевых теорий, которые раскрывают историю возникновения девиации и сущность девиантного поведения. Перечислим некоторые, наиболее значимые и актуальные в современном мире:

  • Биологическая теория – она связана с самыми первыми попытками объяснить девиантное поведение именно через биологические характеристики индивида. Предрасположенность к некоторым формам и видам девиантного поведения предписывали к природным особенностям человека. Таким образом, все выведенные сегодня физические теории говорят о том, что поступки человека, в том числе и те, что не соответствуют социальным нормам, зависят от тех данных, которыми его наделила природа;
  • Психологическая теория – так же, как и биологические, а также некоторые физические теории девиации, данная теория искала объяснение отклоняющегося поведения не в обществе, а внутри самого индивидуума. Основной теорией является возникновение конфликта, который происходит в сознании самой личности, а не человека с обществом. Так, сталкиваясь со внутренними противоречиями, человек не может адекватно оценивать ситуацию, поэтому начинает совершать противоправные поступки и не контролирует самого себя.

Аномию следует определять как коллективно-социальное состояние, которое характеризуется упадком системы ценностей.

В связи с этим, в обществе происходят сильные изменения, преимущественно в негативном ключе. Люди не могут соотносить свои потребности с возможностями их реализации, поскольку им попросту не хватает опыта и знаний. По этой причине они прибегают к противоправным действиям для того, чтобы достичь поставленные цели или результат. Человек не имеет четкого понимания того, к какому обществу он принадлежит, и по этой причине не испытывает таких необходимых чувств, как надежность, защита, безопасность в довольно нестабильных социальных условиях.

Теория конфликта – это марксистская теория, согласно которой высшие классы эксплуатируют низшие, и при этом избегают наказания, поскольку имеют особое положение в обществе и не могут быть призваны к ответственности. Трудящиеся – это жертвы капиталистического угнетения. Поэтому человек, борясь за свою жизнь и право на нормальное существование, начинает совершать поступки, которые сродни настоящим преступлениям. Иными видами девиации являются алкоголизм, наркомания, проституция. Это все – продукты моральной деградации человека, которые базируются в погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных (а в современном мире еще и сексуальных) меньшинств.

Таким образом, каждая теория девиантного поведения по-своему рассматривает причины возникновения такого поведения, а также выделяет некоторые специфические черты, которые характеризуют общество и его членов, которые сталкиваются с девиантным поведением.

Сегодня все эти теории одинаково адекватны и актуальны, поскольку каждая из них затрагивает различные стороны данного явления. Исследователи подчеркивают тот факт, что отклоняющееся поведение может зависеть и от психического состояния человека, особенностей его физического развития, уровня интеллекта. Немалую роль играет его социальное положение, а также статус в обществе. люди более высокого статуса будут реже проявлять агрессивное и ненормальное поведения, в отличие от людей, которые испытывают некоторые материальные трудности и находятся на несколько ступеней ниже.


заставили ме ня сделать это , они придираются ко мне . Жалобы вместо преодоления проблем .

Любое поведение подчи нено общей цели — сохранению личностной и социальной идентичности .

В личностном плане — это непременное конструирование своего положите льного образа , в

социальном плане — непременная принадлежно сть нек оей социальной тождественной группе .

Любой поведенческий акт направлен на то , чтобы чувствовать свою важность и знач имость .

Каждый человек пытается достигнуть этих целей . Проблема девиантности в том , что субъект

выбирает для самоутверждения деструктивные способы реализации своих моти - вационных целей .

Сталкиваясь с нарушителями дисц иплины , с отклоняющимся поведен ием , обычно начинают игру

дисциплину , демонстрируя дестру ктивные способы поведения , подросток часто хорошо осознает ,

что ведет себя неправильно , но может не осознавать , что за этими нарушениями стоит одна из

четырех мотивационных целей : привлечение внимания , власть , месть , избегание неудачи .

Привлечение внимания . Ощущая недостаток внимания , подростки придумывают различные

выходки , суть которых — демонстративность . Существуют тысячи способов привлечения

внимания . Различа ют активную и пасси вную формы привлечения внимания . Эта потребность

обусловлена недостатком получаемого внимания . Неадекватные дерзкие выходки обусловлены

тем , что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет , они им

неведомы . Сильная сторона этой мотивационной цели — жизн енность , дети изо всех сил

показывают , что им необходимо внимание . Чем больше внимания дети получать в ответ на свои

демонстративные способы , тем более укореняется этот вариант поведенческого паттерна .


Власть . Властолюбивое поведение проявляется в активной и пассивной формах . Активную форму

составляют крик , визг , нежелание слушать , хамство . В пассивной форме улыб ают ся , говорят то ,

что ну жно , а делают , что хо тят . Ни в грош не ставят взрослых , воспитател ей , постоянно

прибегают к различным оправданиям , легко врут . При попытках прекратить , остановить подобное

поведение возникает к онфронтация . Причины такого поведения кр оются в субъективном

прочтении демократии , равенства и свободы в отношениях — делаю , что хочу . Другой причиной

выступает мода на сильну ю личность , которая понимается как проявление силы и властолюбия .

Месть как мотивацион ная цель поведения присуща злобным детям . Она может быт ь следствием

властолюбия , на которое последовала реакция применения силы . Обида может быть случайной , но

в ответ сле дуют активные формы проявления мстительности : жестокость , удары . Проявление

мстительности может нос ить непрямой характер : такие дети портят , ломают , крушат все , что

только можно ( портят мебель , рвут книги , могут украсть кошелек , порвать чу жую одежду и пр .).

Такие дейст вия соверш аются не с отчаяния , побудительно й силой выступает ненависть к

обидчику , в пределе — к другому вообще . Такие дети легко находят слабые мест а противника . В

пассивной форме мстительность проявляется в виде отчужденного избегания . Во всех вариантах

при применении силы в ответ на свое дурное поведени е дети отвечают эскалацией мстительности

способом защиты своего су ществования и психического выживани я выбрана агре ссия .

Избегание неудачи как мотивационная це ль поведения проявляется в пассивной форме , лишь

изредка возможен взрыв отчаяния . Конкретными способами избегания неудачи становится

откладывание на потом , недоведение до конца , временная утр ата работоспособности , ложь во

спасение , поиск и перебор дру гих видов ( вполне возм ожно и со циально нео - добряемых )

деятельности , выученная беспомощность , несамостоятельность и зависимость . Природа такого

поведения кроется в боязни соверши ть ошибку при самостоятельном при -


нятии реше ния , неопр авданно вы сокие ожидания , которые предъявлялись так им дет ям ,

перфекционизм , упор на соревнование ( выиграт ь , проиграть , не играть со всем ). Си льная сторона

реализации такого варианта мотивационной цели , быть непревзойденным хоть в чем - то одном , а

это в свою очередь дает обильные всходы в девиациях поведения .


Основные подхо ды к объяснению девиантного поведения

Понятие аномии ввел Э . Дюркгейм . Под аномией он понимал состояние разрушенности или

ослабленности нормативной системы общества , которая вызы вается резкими изменен иями ,

скачками , т . е . аномия в данной тракт овке — социальная дезорганизация .

уничтожил всех наших героев и оставил нас без ролевых моделей настоящих патриотов .

Антигерои , антипримеры стали для многих молодых людей ролевы ми моделями . Движущая си ла ,

стоящая за подобными пу бликациями и фильмами , — любовь к деньгам , а это , в свою очередь ,

корень всех зол . СМИ — мощный инструм ент воздействия на умы , они сильны . Современная

молодежь буквально травмирована антипед агогикой . Неслучайно раньше средства массо вой

информации пестрели шокиру ющими сюжетами из сексуальной практики народов Филиппин ,

Полинезии , Африки , Америки , теперь же их тесня т случаи из отечест венной практики .

Извращенное понимание образа мужчины и женщины , их половых отношений , запечатленное в

умах молодежи , приводит к насмешк ам и пренебрежению к интимной жизни взрослых . Целы й

газетный разворот о детской проституции и су тенерстве не компенс ируется назидательны м

Здесь и 2.2. см . Клеейберг Ю . А . Психология девиантного поведения . М ., 2003.


Основные подходы к объяснению девиантного поведения • 25

В принципе аномия может возникну ть и вследствие личностной кризисной ситуации , которая

способна перестроить всю систему убеждений индивида , коренным образом изменить его

На всем протяжении своей жизни человек может столкну ться и неизбежно сталкиваетс я с

разнообразными проблемами и кризисами . Эти проблемы и кризисы им еют различную природу и

происхождение . Част ь из них связана с прохождением развития личности через различные стадии

жизненного цикла , с теми обычными , естественными событи ями , которые происходят в жизни

каждого человека и которые отграничивают одну стадию жизненного цикла от другой . Любое

ребенка в школу , чья - то смерть или бо лезнь и т . д .) и его последствия с неизбежностью

порождают те или иные проблемные ситуации , кризисы , требу ют от личности принятия

соответствующих решений , мобили зации необходимых для этого ресу рсов . Их принято называть

Другие проблемы и кризисы , с ко торыми приходится сталкиваться со временному человеку ,

порождаются ненормативными событиями . К ним относятся преждевременная смер ть , развод ,

потеря работы , арест , стихийное бедствие , инфляция , безработица , война .

Кризисные события и ситуации могут совершенно по - разному восприниматься и пережива ться

людьми , нахо дящимися на разных стадиях жизн енного цикла . Они имеют критическое значение

для личностного развития , т . к . ведут или к конструктивному разрешению кризиса и развитию ,

или к личностной дезадаптации и последующему саморазрушению . Исход зависит от характера

восприятия текущих кризисных ситу аций и возможностей их разрешени я человеком .

С то чки зрения Р . К . Мертона , аномия представляет собой результат конфликта или

средствами и побу ждениями к поиску новых ( незаконных ) способов удовлетворения


Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений проводится в социологии, психологии, криминологии, а так же в психопатологии. [4]

Девиацией является отклонение параметров от норм. Данное отклонение определено социальными причинами. Главной задачей девиации является определить причину отклоняющегося поведения.

Так же, девиации близко по понятию определение делинквентного поведения. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик - не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Наркоман - преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, - девиация. Но убийство другого человека - преступление. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки. Так же к делинквентному поведению можно отнести промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Различие двух данных терминов заключается лишь в том, что девиация относительна, а делинквенция абсолютна.

Имеется всего лишь несколько теорий возникновения девиации.

Биологическая теория.

Первые попытки объяснить девиантное поведение имели биологические характеристики. Предрасположенность к различным девиациям предписывали к природным особенностям человека, таким образом, физические теории всех типов говорят о том, что поступки человека, в том числе и отклоняющиеся, зависят целиком от его природных данных.

Психологическая теория.

Так же, как и теории, основанные на физических данных личности, психологическая теория искала объяснение отклоняющегося поведения не в обществе, а в самом индивидууме. Основой данной теории является возникновение конфликта, который происходит в сознании самой личности.

Социологическая теория отклоняющегося поведения

Теория аномии

Аномия — это коллективно-социальное состояние, которое характеризуется аммонификацией системы ценностей, являющиеся следствием упада всего общества в целом, разноречием между обнародованными намерениями и недостижимостью их реализации для большей части этого общества. [5]

Термин anomie использовался Эмилем Дюркгеймом для толкования состояния социальной безнормности по отношению, как к большим, так и к малым общностям.

При этом Эмиль Дюркгейм не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, он считал, что общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Таким образом, по Дюркгейму, аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, не имеет никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

В данном состоянии у людей проявляется затрудненность в координировании своего поведения в соответствии с нормами, которые в данный момент ослабляются, становятся неясными и противоречивыми. Именно в периоды быстрых общественных модификаций люди перестают понимать, чего ждет от них общество, они испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. В этот момент времени прежние нормы уже не представляются достойными, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. Обычно в такие периоды происходит резкое возрастание количества случаев девиации в обществе.

Теория стигматизации

Единомышленники теории стигматизации брали за основу первенствующую идею конфликтологии, исходя из которой, личность часто не может поладить с другим лицом, так как расходятся в своих потребностях и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, которые управляют институциональной жизнью, и с успехом особо тщательно пытаются выделить нарушителей этих норм. Исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Теория конфликта

Согласно марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народ, при этом ему удается избегать наказания за свои действия. Трудящиеся – являются жертвами капиталистического угнетения. В своей борьбе за выживание вынуждены совершать действия, которые правящий класс клеймит как преступление. Другие виды девиации - алкоголизм, злоупотребление наркотическими средствами, проституция - продукты моральной деградации, базирующиеся на погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных меньшинств.

Объяснения, которые исходят из понятий субкультур.

В теории аномии, которая развита Мертоном, в детерминизации асоциального поведения, большое внимание было предназначено нормам культуры и ее идеалам. Следствием ухода от данных ценностей могло явиться асоциальное поведение. Теория говорит о том, что аномия приводит большие группы индивидов, в первую очередь молодое поколение, еще не сформировавшиеся, к поиску новых норм (форм поведения), которые не соответствуют определенным ценностям данной культуры общества. В следствие создаются определенные субкультуры, отклонение от прежних социальных норм в которых - не является девиацией, а вполне отвечающее новым ценностям поведение, которое провозглашается нормами новой культуры. В новых, так называемых субкультурах все, что осуждается и запрещается главной культурой, а именно: агрессивность, мелкие кражи сексуальная распущенность, вандализм и так далее, - является нормальными средствами самовыражения, так же, вызывает уважения со стороны других членов общества, по крайней мере, членов данной социальной группы, примером может явиться группа хиппи.

Обобщая данную тему, можно увидеть несколько основных выводов;

1) Проход меж авторитетностью определенной культуры общества и самим социальным устройством

2) Углубляющееся разногласие между главной в обществе культурой и разнообразными субкультурами, чье поведение является антиобщественное и противоправное, примером могут служить субкультуры преступных групп, или группы людей, отбывающих тюремное заключение;

3) Широко распространенный в трансформирующемся обществе переходного типа разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями, который может подтолкнуть не нашедших достойного применения своим способностям, профессиональному, культурному уровню индивидов, к различным видам девиантного поведения.

4) Отказ личности от ценностей и норм, существующей в обществе, т.е. Когда официальные и признанные цели и ценности становятся недосягаемыми, таким образом гражданин не может достичь реализации своих целей законным путём.

5) Потеря морально-ценностных ориентиров личности. В данный момент происходит потеря определения аморального и морального определения, исчезает давление на определенные ценности. Личность уже не имеет определенного понятия добра и зла, не различает дозволенное и недозволенное. В данном случае чаще всего происходит нравственный кризис личности, так как создается ощущение вседозволенности;

6) Исходя из того, что у личности происходит распад эталонов и ценностей, что происходит в действительности, индивид ощущает своё существование бессмысленным, такое самочувствие и состояние приводит зачастую к самоубийству;

7) Из этого следует, что аномией является скарификация моральных и правовых предписанных норм, законов и т.д., которые в кризисных для общества условиях могут превратиться из личностных форм поведения в сплошные.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Кара-Мурза С.Г Аномия в России: причины и проявления Издательство: Научный эксперт Год: 2013

Маркин А.В. Функции отклоняющегося поведения в условиях информационной аномии (2006)

Феномен отклоняющегося (девиантного) поведения не нов. Такое явление всегда присутствовало в обществе, присутствует и, пожалуй, будет присутствовать. Девианты, то есть люди, не желающие или не имеющие возможности жить по нормам общества, всегда были и будут. Однако для каждого общества существуют свои рамки поведения и понятия нормы, а, значит, число индивидов с таким поведением может быть разным, так же, как и средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.

В основе теорий о феномене девиантного поведения прежде всего лежит поиск и оценка его причин. Предлагаю вам погрузиться в историю и пройти экскурс по становлению отношения общества к девиациям и пониманию сути этого явления.

Теории девиаций: история

Задумываться о причинах возникновения девиантного поведения, особенностях его формирования и развития впервые стали в XIX веке. Обобщенно и по сей день все теории можно разделить на биологизаторские и социологизаторские, психоаналитические.

Биологизаторские теории

Первые теории возникли с позиций биологизаторского подхода. Они так или иначе отличались друг от друга, но общая идея была одна – все девиации носят врожденный характер.

Предпосылками асоциального поведения современные сторонники биологизаторского подхода называют неблагоприятные индивидуальные особенности. При этом авторы не исключают воздействия кроме биологических факторов еще социальных и психологических. В рамках этого И. С. Ной и В. С. Овчинский говорили о необходимости изучать генетику, психиатрию, психологию и психогенетику.

Социологизаторские теории

Практически параллельно с биологизаторским рассматривается социологизаторский подход. Его представители связывают отклоняющееся поведение с социальными условиями жизни людей. Однако выявив связь отклонений в поведении с социально-экономическими условиями общества, ученые не смогли до конца дифференцировать и объяснить природу девиантного поведения.

Дюркгейм выразил мнение, что определенный уровень преступности есть в любом обществе, его не может не быть. И заботиться надо о том, чтобы поддерживать этот уровень и не позволять ему расти, а не искоренять.

Итак, в рамках социологизаторского подхода можно выделить следующие теории:

Социально-психологические теории

Аномия общества

С середины XX века начинают возникать социально-психологические теории. Общим в них было то, что исследователи искали причины возникновения девиаций личности среди ее ближайшего окружения. То есть анализировались взаимоотношения индивида с окружением.

Представителем социально-психологического подхода также был русский ученый Ю. А. Александровский. Он говорил о том, что в ответ на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране у человека могут возникнуть социально-стрессовые расстройства. А это в свою очередь влияет на поведение. И. И. Карпец и А. Р. Ратинова во главе девиантного поведения ставят дефекты в области правосознания; Н. Ф. Кузнецова – дефекты психологии индивидуумов, социальных общностей.

К слову, в России первые исследования девиантного поведения начали проводиться в 60-х годах ХХ века (В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточкин и другие). На начальном этапе это были исследования отдельных видов девиаций. Значимый теоретический вклад внес В. Н. Кудрявцев, который первым стал рассматривать социальные отклонения как патологию, антиобщественное поведение. Однако Я. И. Гилинский выразил альтернативное мнение. С его точки зрения отклонения – это нормальное общественное явление, функция социальной системы.

Психоаналитические теории

Еще одним подходом является психоаналитический. Главным его представителем был З. Фрейд, позже его идеи продолжили А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шутц. При таком подходе исследователи считают, что ведущую роль в формировании девиантного поведения занимают некоторые качества индивида:

  • чувство повышенной тревожности;
  • агрессивность (это считалось основным качеством);
  • ригидность;
  • комплекс неполноценности;
  • желание и стремление все разрушать.

Сторонники теории говорили о том, что все социально-дезадаптивные формы поведения возникают вследствие:

  • подавления истинных влечений индивида;
  • жесткой блокировки их реализации;
  • жесткого контроля над собой и своими эмоциями;
  • низкой самооценки.

Главенствующую роль отдавали агрессии и другие ученые – А. Бандура, А. Басс, Л. Берковц, С. Розенцвейг, среди отечественных ученых – С. Н. Ениколопова, Т. Н. Курбатова. Но вот обоснование возникновения агрессии у них отличалось. Причинами, согласно этим авторам, являются не сдерживание влечений, а различные социальные, пожизненно действующие факторы.

Что такое девиантное поведение?

Отклонение от общества

Таким образом, проанализировав ряд источников, можно сделать вывод о том, что единого понятия, что такое отклоняющееся поведение, нет. Сложность определения изучаемого понятия обусловлена его междисциплинарным характером. Изучением проблемы отклонений занимается ряд наук:

  • психология,
  • педагогика,
  • криминология,
  • социология.

Однако очевидно, что отклоняющееся поведение можно трактовать с позиции общественного мнения и с позиции личности. Тогда для общества в рамках психологии девиантное поведение – это совокупность поступков, которые в своих проявлениях противоречат общепринятым в социуме правовым или нравственно-социальным нормам конкретного общества в конкретное время.

Относительно личности девиантное поведение – это рассогласованность психических процессов, связанная с:

  • недостаточной адаптивностью;
  • проблемами с самоопределением;
  • неадекватной самооценкой;
  • недостаточным морально-нравственным контролем над своим поведением.

Понятие нормы

Девиантное поведение: минусы и плюсы

Одним из первых о девиациях в позитивном ключе заговорил Э. Дюркгейм. Он выразил мысль о том, что сама по себе девиация позитивна и неизбежна. Автор отмечает, что каждое изобретение, каждая креативная мысль, развивающая наше общество – положительная девиация.

Итоги

Проанализировав несколько авторских теорий и определений феномена девиаций, можно сказать, что социальная норма – это установленные конкретным обществом правила, права и обязанности поведения людей в этом обществе. Отклоняющееся поведение – поведение, не соответствующее установленным в данном обществе нормам.

Таким образом, девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм (в положительную или отрицательную сторону), вызванное особенностями социализации (усвоение социального опыта) человека или его десоциализацией (потеря приобретенного ранее социального опыта).

Развитие, формирование и усвоение девиантного поведения происходит за счет индивидуальных особенностей человека, его близкого окружения и социально-экономического состояния общества, в котором индивид находится. Все факторы можно объединить в три группы: социальные, психологические и биологические.

Читайте также: