Становление произносительной стороны речи в онтогенезе кратко

Обновлено: 02.07.2024

В многочисленных современных психолого-педагогических трудах основная роль отведена изучению теории речевой деятельности, центральным понятием которой является реализация речевой деятельности.

Любая деятельность состоит из системы действий. Подобно тому, как понятие деятельности может быть соотнесено с понятием мотива, так и понятие действия соотносится с понятием цели.

Следовательно, и речевое действие обладает собственной промежуточной целью, данная цель подчинена мотиву той коммуникативной деятельности, в рамках которой речь может быть проанализирована.

Известным лингвистом Л.С. Выготским была высказана мысль о том, что мысль представляет собой психологическую основу речи, а условием ее развития является обогащение этой самой мысли. Базируясь на развитой системе понятий, а также на овладением системой определенных умственных действий возможно успешно развить речь.

Речь - это один из самых важных показателей уровня культуры человека, его интеллекта и мышления.

Речь является видом деятельности человека, реализацией мышления, основывающейся на использовании средств языка - слов, их сочетаний, предложений, и так далее [1, с. 88].

Хорошо развитая речь представляет собой одно из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для будущих школьников является фактором, необходимым и базовым для успешного обучения в школе.

Можно выделить следующие периоды речевого развития человека:

1) первым периодом является младенческий возраст - до 1 года – овладение лепетом, гулением;

2) во втором периоде - ранний возраст - от 1 года до 3 лет –ребенок овладевает слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь ребенка является диалогической, ситуативной;

3) в третьем периоде - дошкольный возраст - от 3 до 6 лет – у ребенка появляется монологическая, контекстная речь; появляются первые формы внутренней речи;

4) период четвертый - младший школьный возраст - от 6 до 10 лет – в данном периоде происходит осознание форм речи (слов, звукового состава лексики, грамматического строя), начинается овладение письменной речью, пояснением понятия о литературном языке и норме, интенсивным развитием монолога;

5) пятый период, когда ребенок находится в среднем школьном возрасте - от 10 до 15 лет – происходит овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начинает формироваться индивидуальный стиль речи;

6) период шестой представляет собой старший школьный возраст - от 15 до 17 лет, когда происходит период совершенствования культуры речи, овладения профессиональными особенностями языка, становления индивидуального стиля [3, с. 15]. Формирование звукопроизношения, как правило, завершается к 4-5 годам. Началом овладения слоговой структурой слова считается конец этапа гуления, когда у детей начинает формироваться устойчивый слог.

В процессе овладения синтаксической стороной речи, процесс развития слоговой структуры слова продолжается. В обиходном, бытовом общении используется устно-разговорная речь. Она обладает рядом синтаксических, морфологических, лексических, фонетических особенностей [3, с. 30].

Основными функциями речи являются функции общения, эмоционального самовыражения и воздействия.

Речевые нарушения у детей: различные подходы к анализу и классификации

Формирование звукопроизношения, как правило, завершается к 4-5 годам. Началом овладения слоговой структурой слова считается конец этапа гуления, когда у детей начинает формироваться устойчивый слог.

Вопросом теоретического обоснования недоразвития речи, а также различного рода отклонений в речи занимались многие логопеды, ученые, но основоположниками, озадачившимися изучением данного вопроса принято считать логопеда, ученую Р.Е. Левину, и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии г. Москвы, в частности, вопросам недоразвития речи и их коррекции посвящены работы, исследования, разработки Лалаевой Р.И., Калашниковой Т.П., и многих других ученых [12, с. 45].

Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, а также причин, что лежат в ее основе, изучение различных соотношений первичных и вторичных нарушений является необходимым для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Далее проанализируем основные затруднения в овладении речью.

В процессе развития логопедической науки и практики, психологии речи и физиологи, очевидным становится то, что у детей при нарушении артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. ОНР - общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается незавершенность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Такой признак недоразвития речи, как несформированность произношения звуков, может выражаться вариативно. Так, к примеру, звонкие звуки могут быть заменены на глухие, р и л меняются на звуки л, и йот, с и ш меняется на звук ф, и так далее.

В иных случаях процесс дифференциации звуков может еще не произойти, и вместо артикуляционно близких звуков, ребенок может произносить средний, неотчетливый звук, к примеру, мягкий звук ш’, вместо ш, с’ - с, вместо ч – т’, и так далее [3, с. 61].

Наиболее распространенной формой нарушения развития речи является искаженное произнесение звуков, при котором может быть сохранена определенная схожесть звучания с нормативным звуком. Как правило, при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, может создавать условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

Могут быть выделены такие нарушения слоговой структуры слова:

- Недостаточное различение и затруднение при анализе лишь тех звуков, что нарушены в произношении. Весь прочий звуковой состав слова и слоговая структура могут быть проанализированы верно. Это является наиболее легкой степенью нарушений [6, с. 59].

- Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при их артикуляции в устной речи, что является достаточно сформированной. В таком случае звуковой анализ может быть нарушен более грубо.

Таким образом, недостатки звукопроизношения, отклонения в речевом развитии можно свести к нижеуказанным характерным проявлениям:

- Замена звуков на звуки более простые по артикуляции;

- Наличие диффузной артикуляции звуков, что заменяет целую группу звуков;

- Нестабильное применение звуков в разных формах речи;

- Искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки должны быть оценены с точки зрения их значимости для процесса речевой коммуникации. Так, одни из ошибок могут затрагивать лишь образование оттенков фонем, и не нарушать при этом смысла высказывания, другие могут привести к смешению фонем, их неразличению. Последние ошибки являются более грубыми, поскольку приводят к нарушению смысла того или иного высказывания [5, с. 23].

Как и при нормах, так и при патологиях, развитие детской речи является сложным и многообразным процессом. Детям не сразу удается овладеть звукопроизношением, слоговой структурой слов, лексико-грамматическим строем, словоизменением и так далее. Одни языковые группы могут быть усвоены раньше, другие намного позже. Поэтому на тех или иных стадиях развития детской речи одни элементы языка могут быть уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда проявляется такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.

1.3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников

Формирование правильного произношения обладает зависимостью от способностей ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, иными словами, от определенного уровня развития фонематического слуха, благодаря которому обеспечивается восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит при взаимодействии поступающих в кору мозга слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и ребенок может вычленять отдельные фонемы. При этом большая роль принадлежит первичным формам аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем, и, следовательно, отличает их от других [5, с. 33].

Четко и правильно произносить звуки ребенок может в том случае, если у него нормально функционирует как физический, так и речевой слух (включая его компоненты), его артикуляционный и голосовой аппарат обладает полноценным строением, слаженно работает.

Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха, который в раннем возрасте развивается раньше артикуляционного аппарата. При его помощи воспринимаются все тонкости звучащей речи, он регулирует и контролирует речь говорящего [10, с. 13].

Правильное воспроизведение речи может быть обеспечено, прежде всего, за счет развития физического слуха, а также слухового внимания.

Фонематический слух является способностью воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: лук – плуг - луг, маг – мак – смак, пот - кот - скот, и т.д. Когда ребенок прислушивается к звукам, старается подражать речи окружающих, то он учится из разнообразия звуков выделять лишь те, которые обладают смысловым значением, иными словами, способностью слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху, обеспечивается правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом [10, с. 35].

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) является нарушением процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей, которые обладают нормальным интеллектом и биологическим слухом. Основные признаки ФФН - замены, смешение и искажение звуков, нарушение слоговой структуры слова, нерезко выраженные лексико-грамматические нарушения. Логопедическое обследование при ФФН состоит из изучения таких аспектов, как состояние звукопроизношения, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй речи, навыки словообразования, связная речь. Коррекционную работу при ФФН следует проводить комплексно, над нарушенными сторонами речи [7, с. 44].

По классификации имеются три степени ФФН – легкая - нарушение дифференциации только дефектно произносимых звуков, средняя - более грубые нарушения звукового анализа, недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы, и тяжелая - глубокое фонематическое недоразвитие, когда дети не воспринимают звуки на слух, не различают их, не могут выделить их в слове и установить последовательность [7, с. 49]. Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН, как правило, в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут быть выявлены ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Следовательно, педагог должен проводить нацеленную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию про­износительных возможностей детей, применяя при этом специальные задания, которые базируются как на вербальном, так и на невербальном материале. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом. Далее в продолжение исследования нами будет выполнено обследование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Самая популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым, который подробно описал усвоение ребенком частей речи. Также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым. На основе знаний о нормальном речевом онтогенезе, логопеды могут определить его нарушение у детей.

Периодизация по А. Н. Леонтьеву

А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже.

Подготовительный этап

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого.

В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.

В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы.

Этап развития до трех лет

В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов.

С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.

К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.

Период дошкольного развития

У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы.

Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья.

Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.

К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.

Школьный период

Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.

Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву

В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа:

  • использование аморфных слов;
  • овладение грамматическими категориями.

Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи.

Аморфные слова-корни

А. Н. Гвоздев начинает рассматривать усвоение родной языковой системы с года и 8 мес., когда у малыша уже есть первые слова. Данный этап делится на два подпериода, в каждом из которых имеются свои особенности.

Большую часть составляют имена существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего в словаре ребенка в этот период около 29 подобных аморфных слов. Он четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, СЬ, ЛЬ. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.

В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком составляющих языковой системы. Он начинает употреблять самые простые формы частей речи и звуки с несложными артикуляционными укладами.

Усвоение грамматической структуры предложения

Этот большой период начинается с 1 г. 8 мес. и длится до 6 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил.

Первый период

Первые формы слов (1 г. 8 мес. – 2 г.). Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью.

Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы; появляются новые наклонения глаголов; часто опускает приставки.

В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок их использует без согласования с существительным. Появляются наречия, местоимения (о себе говорит в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок опускает предударный слог, а в четырехсложных слоговая структура чаще всего сохраняется.

Появляются артикуляционные уклады Н, Т, Д. Большая часть стечений согласных замещается одной фонемой.

Второй период

С 2-х лет до 2 г. 6 мес. происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род.

Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.

В сложных словах чаще всего встречается опускание предударных слогов и приставок. Ребенок часто смешивает в речи схожие фонемы. Стечение согласных остается неусвоенным, но некоторые группы он произносит правильно.

Третий период

От 2,6 мес. до 3-х лет малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение.

Ребенок свободно пользуется всеми формами возвратных глаголов, приставок. Но иногда он их может смешивать. Начинает применять навыки согласования при построении предложений. Появляются формы кратких причастий. Ребенок путает притяжательные местоимения. Верно употребляет предлоги и большую часть союзов.

Редко встречается искажение слоговой структуры, чаще всего в незнакомых словах. Формируются артикуляционные уклады шипящих звуков; усваивается произношение стечения согласных.

Четвертый период

В 3-4 года в детской речи все реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью.

Пятый период

Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу.

Звук речи – это минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. Исследователи детской речи подчеркивают, что звуковая сторона речи является тем средством, которое позволяет каждому из участников речевого общения передавать другим содержание своих мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи и ее произносительном аспекте.

Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы (центрального речевого аппарата). Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах. Овладение этим сложным процессом происходит двумя путями: информальным – на основе подражания речи окружающих людей и формальным – в результате специальных тренировок.

Чтобы образовался нужный звук, язык, губы и зубы должны принять определенное положение (артикуляционную позу, а именно это подчас не удается ребенку, особенно при произнесении некоторых свистящих, шипящих и сонорных. Расссмотрим особенности артикуляционного аппарата, чтобы определить основные трудности при обучению детей дошкольного возраста звукопроизношению.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть спинки языка и кончик языка: Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках [с, з], подниматься за верхние зубы (при звуках [т, д], прижиматься к альвеолам (при звуке л, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке [р]).

Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках [с, з, ц], подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердом нёбом (при звуках [ш, щ, ж]). Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу (при звуке [й]и мягких согласных). Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках [к, г]) или же образовывать щель с нёбом (при звуке [х]).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при звуках[с, з, ц, щ, ж, ч, щ, р]); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке л); язык может сужаться, и боковые края его не будут касаться коренных зубов (при звуках [о, у]).В образовании звуков играет большую роль также подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке [у], округляться, (при звуке [о], обнажать передние верхние и нижние-зубы (при звуках [и, с, з, ц, л] и др., слегка выдвигаться вперед (при звуках [ш, л]). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках [п, б, м], образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках [ф, в]).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки [м, м', н, н']. Если мягкое небо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м', н, н') [21, c.09].

Таким образом, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной.

По мнению М. Б. Елисеевой, далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения. Формирование фонетико-фонематической системы начинается в конце первого года жизни ребёнка. Поскольку фонетико-фонематическая система является продуктом интеграции функции речеслухового и речедвигательного анализаторов, процессу её формирования предшествует развитие слухового восприятия и способностей воспроизведения звуков. По данным А. Н Гвоздева [10], Н. Х. Швачкина [41] к концу второго года жизни при понимании речи ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

В этот же период начинается формирование артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые – смычные, глухие – звонкие и к концу лепета – твердые – мягкие. Звуки лепета постепенно приобретают акустико-артикуляторную определенность и приближаются к фонетическому строю родного языка. После двух лет происходит период накопления слов, которое в свою очередь ведет к необходимости их различения в процессе общения. Поэтому звуки в речи начинают приобретать функциональную значимость, которая связана с последовательным овладением системой противопоставлений, используемых в фонетической системе языка.

О. В. Горбунова отмечает, что первыми в словесной речи появляются твердые губные [m], , [р], зубно-язычный [v] и заднеязычные звуки [k], [g]. Из мягких звуков первым появляется среднеязычный [j]. В дальнейшем наблюдается следующая тенденция: сначала дети произносят мягкие варианты фонем звуков, затем – твердые. При этом взрывные звуки опережают появление фрикативных. Из фрикативных звуков первыми появляются звуки нижнего подъема – свистящие, затем верхнего – шипящие. В последнюю очередь дети овладевают смычно-щелевой и дрожащей артикуляцией.

Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4–5 годам.

В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Произношение становится чище, высказывания – точнее, фразы – более развернутыми. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь ребенка увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом, хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. На шестом году жизни дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности. Произносительная сторона речи детей 7-го года жизни достигает высокого уровня. Дети должны правильно произносить все звуки родного языка, четко и внятно произносить фразы, могут говорить тихо и громко, шепотом, в зависимости от обстановки.

Звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей:

1. Дети имеют навыки звукового анализа, определяют место звука в слове.

2. Все звуки произносятся правильно и четко.

3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

4. У части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и сонорные).

М. М. Алексеева и соавторы отмечают, что на шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывать звуковую выразительность речи – развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации. На седьмом году жизни происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью.

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи : развитию речевого дыхания, голоса и дикции. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Можно сделать вывод о последовательности развития звукопроизношения в онтогенезе :

На 2 месяце развития ребенка появляются недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовых реакций – это гуление. Можно выделить гласные: а, о, у, э, согласные п, м, к, г, х.

На 3 -4 месяце – появляется лепет.

5 месяцев – неосознанное появление звуков и их комплексов.

6 месяцев – подражательное повторение отдельных ритмичных слогов.

8 месяцев – произносит 8 слогов, образованных повторением одного и того же слога (лепет).

1-2 года – появляются гласные о, а, э, согласные п, б, м. Характерные возрасту недостатки звукопроизношения – пропуск (эллизия) согласных при стечениях и в многосложных словах; добавления гласных между согласных при их стечении, и в конце слов, заканчивающихся на согласные звуки. Ассимиляция звуков в слове (уподобление) – если в слове 2-3 согласных, то трудные согласные заменяются на более простые согласные, находящиеся в этом же слове. Может быть и ассимиляция гласных звуков. Смягчение согласных звуков. Замены (субституция) согласных звуков, в том числе и по звонкости-глухости. Метатезис звуков (перестановка звуков).

В 2-3 года – гласные [ы] и [у], согласные[ф в т д н к г х й]. Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в меньшем количестве.

3-4 года – Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в ещё меньшем количестве.

4-5 лет – свистящие [з с ц], шипящие[ш ж ч щ].Из ошибок сохраняются замены некоторых, наиболее сложных согласных.

5 -6 лет – звуки [р л].

К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А. Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различия языков и культур. Эти звуки являются предшественниками речи. Проблема развития звукопроизношения у дошкольников является актуальной, так как развитие данного процесса положительно влияет на становление всей речевой системы, поэтому существует необходимость раннего выявления детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказания им логопедической помощи в специально организованных условиях.

Конспект индивидуальной НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи коррекционной направленности Конспект индивидуальной НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи коррекционной направленности «Гномик Лютик на занятии в.

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР (второй год обучения) (Дифференциация звуков Б-П) Цели: 1. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков "б"-"п" в слогах, словах, фразах. 2. Продолжать.

План-конспект логопедической НОД по развитию произносительной стороны речи в подготовительной группе ДОУ НОД в логопедической подготовительной к школе группе по развитию произносительной стороны речи и подготовке к обучению грамоте «Звуки [Н]-[Н’].

Развитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР Как правило, у детей с ЗПР при обследовании отмечается большое количество дефектных звуков, отсутствие звуков или замена близкими по артикуляции.

Развитие математических представлений в онтогенезе

Развитие математических представлений в онтогенезе Автор Ракова Е. С. воспитатель Каждый человек,только появившись на свет,уже готов к восприятию окружающего мира:он способен видеть, слышать,.

Формирование произносительной стороны речи — сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.

Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевает ребенок путем прилаживания к речи окружающих. На этом пути прилаживания каждый ребенок встречается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых эти затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями — с другой.

Читайте также: