Освоение двигательных действий эссе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Действие, операция и навык.

Психологическая структура двигательных навыков.

Навыки, умения, привычки

Деятельность человека в любом ее виде, интериоризированном или экстериоризированном, может быть представлена в форме различных действий: умений, навыков, привычек. В большинстве случаев умения, навыки и привычки рассматриваются только как обладающие внешним компонентом. Но мы говорим и о навыках мышления, об умении решать мыслительные задачи, наконец, о привычке все осмысливать. Именно поэтому в психологии считается особенно существенным единство структуры внешней и внутренней деятельности. Наши мысли являются отражением структуры внешних действий, послуживших основой для их осуществления.

Навык - упрочившийся способ выполнения действий, характеризуется высокой степени автоматизированности, достигаемой многократным повторением или решением аналогичных по типу задач.

Различают навыки двигательные, мыслительные, сенсорные, поведения. В составе двигательных навыков всегда есть мышечные движения: будь то движения рук или голосовых связок. Мыслительные навыки создаются решением умственных задач, построением фраз, конструированием, творчеством. Сенсорные навыки возникают при использовании чувствительности различных анализаторов при различении цвета, звука, запаха, при восприятии. Навыки поведения вырабатываются выполнением социально значимых форм поведения. В деятельности редко можно встретить изолированное применение одного из типов навыка. Привычки - это действия, обладающие потребностной силой. Привычка заставляет человека поступать определенным образом. Именно поэтому привычка часто служит основанием для характеристики человека как личности. Различают привычки полезные, вредные и неуместные. Этим подчеркивается то, что они имеют оценочную сторону, при этом неуместной может быть любая из полезных или вредных привычек, но используемая в несоответствующих условиях. Умения - подразумевают использование знаний и навыков при выборе и осу- ществлении действий в соответствии с целью. Особенностью умений является возможность действий в новых, непривычных условиях. При этом в большей мере используется процесс экстериоризации.

Возрастные особенности воспитания двигательных навыков и качеств

Освоение и совершенствование двигательных навыков неизменно приводит спортсменов и тренеров к пониманию зависимости этого процесса от уровня развития двигательных (физических) качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Начинающий спортсмен при овладении техникой прыжка в высоту, конечно, может попытаться копировать движения мастера, сравнивая его и собственные видеозаписи. Результат легко предсказуем: если он будет выполнять разбег с той же скоростью, что и мастер, то силы мышц его толчковой ноги в последнем шаге разбега при отталкивании не хватит для перевода горизонтальной скорости в вертикальную. То же самое можно сказать и о необходимости развития остальных физических качеств: та или иная техника движений спортсмена базируется на их определенном развитии. По мере возрастания спортивного мастерства двигательные качества становятся все более специализированными. Этот термин означает высокие требования к воспитанию такого сочетания физических качеств, которое более всего (как ключ к замку) подходит к особенностям вида спорта, соревновательного упражнения или спортивного амплуа. С этих позиций не все физические качества футболиста должны быть развиты одинаково и не у всех футболистов (вратарь, нападающий, защитник) одно и то же сочетание двигательных качеств. Специалистам известна и более узкая специализация двигательных качеств: взрывная сила, скоростная выносливость и т.п.

Техника спорта, особенно спорта высших достижений, строится именно на такого рода специализации. В таблице ниже приведена возрастная динамика воспитания важнейших двигательных качеств и навыков у школьников 1 – 9 классов.
Возрастные особенности воспитания двигательных навыков и качеств у юных спортсменов.

Выявлены темпы прироста двигательных качеств, особенности процесса их воспитания. Например, быстроту одиночного сокращения можно успешно воспитывать с 7 до 13 лет, как у мальчиков, так и у девочек, а скоростно-силовую выносливость только у девятилетних девочек. Термином воспитание (а не развитие) пользуются, чтобы подчеркнуть не только биологически обусловленный, естественный прирост двигательных возможностей человека, но и социальный характер обеспечения их необходимой динамики. В этом смысле сила должна быть воспитанной (дозируемой, умело применяемой, быстрой, сочетающейся с необходимой гибкостью и т.п.), а не грубой, ломовой, неотесанной.

Двигательное действие — это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи), состоящий из движений (бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) и поз.

Отдельное двигательное действие (например,приседание) — основной элемент физического упражнения. Это процесс многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия — прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий — подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.

ВложениеРазмер
dvigatelnye_deystviya.docx 20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение двигательным действиям.

В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:

1) этап начального разучивания (ознакомительный, первичного разучивания движения);

2) этап углубленного разучивания (формирования двигательного умения, углубленного детализированного разучивания);

3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирования двигательного навыка, достижение двигательного мастерства).

На первом этапе (ознакомление, первоначальное разучивание движения) ставится цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи: создать смысловое и зрительное представление о двигательном действии и способе его выполнения; воссоздать предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому; научить частям (элементам) техники этого действия; сформировать общий ритм двигательного акта; предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия. Решение этих задач осуществляется поочередно. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения). Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям, для этого используют расчленено-конструктивный метод. Чем выше физическая подготовленность обучающихся и чем большим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем быстрее идет обучение даже сложных двигательных действий. В данном случае можно воспользоваться целостно-конструктивным методом. Если для выполнения разучиваемого действия обучающийся недостаточно физически развит, применяют подготовительные упражнения, стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для выполнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит для себя опорных элементов в сформированном ранее двигательном фонде, то их приходится создавать с помощью подводящих упражнений - двигательных действий, опирающихся на двигательный опыт и имеющих нечто общее с разучиваемым действием.

Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма), причинами, которых является недостаточное представление действий, слабое развитие способностей, боязнь, состояние утомления и пр. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающихся, их индивидуальных особенностей, а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок.

Этап углубленного разучивания. Его целью является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований. Основные задачи этапа: углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; усовершенствовать ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия. Названные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.

Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на первом этапе обучения. Все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом. Не утрачивают своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия, возможно применение метода идеомоторного упражнения (мысленное представление выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений). На данном этапе используется комплекс разнообразных средств: физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия; подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

Третий этап предполагает формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. Цель данного этапа – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения. Основными задачами здесь будут следующие: добиться слитности и автоматизма выполнения действия; довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники; обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Комплекс средств и методов, используемых на третьем этапе обучения, в основном остается тем же, что и на втором этапе, но меняется их соотношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсивность. С этой целью рекомендуется использовать игры и соревнования на основе разучиваемого действия. Многократное повторение действия стимулирует развитие двигательных способностей. Для повышения эффективности этого процесса используют специальные методические приемы, способствующие повышению яркости проявления физических качеств, в частности, выполнение действий: с дополнительным отягощением, чередующихся с выполнением без отягощения; в состоянии утомления, создаваемого предшествующими упражнениями; в состоянии эмоционального возбуждения, вызванного игрой или соревнованиями. Идеомоторные упражнения используются как средства настройки на выполнение действия. Рекомендуется внимание концентрировать лишь на самых главных или недостаточно освоенных элементах, а также на качестве решения двигательной задачи. На этом этапе активно применяется метод сопряженного воздействия, смысл которого заключатся в том, что выполнение действий совпадает с повышенными требованиями к проявлению физических качеств, например, к силе, быстроте, выносливости и гибкости. Большинство разучиваемых действий входит в состав более сложных, поэтому обучение не прекращается и после доведения выполнения действия до уровня навыка. Техника освоенного действия продолжает совершенствоваться при его выполнении в сочетании с другими элементами более сложных действий.

Таким образом, на основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы, как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования. Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, т.к. изменение уровня развития физических качеств. Требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.

Двигательный навык в физкультуре. Что это такое, развитие умений, фазы формирования

Двигательный навык в физкультуре. Что это такое, развитие умений, фазы формирования

Человек обладает широким арсеналом врожденных двигательных навыков: сосание и глотание, сгибание и разгибание, моргание и другие. Этими функциями он владеет с рождения. Еще большее количество навыков он приобретает в течение жизни. Двигательная активность помогает сохранять работоспособность и жизненный тонус. У людей, занимающихся физкультурой и спортом морфологические и функциональные показатели здоровья значительно выше, чем у остальной части населения.

Физиология человека

Овладеть новыми формами движений, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизнедеятельности, позволяет пластичность нервной системы. В процессе формирования двигательных навыков имеют значение как врожденные, так и средовые факторы. В структуру навыка входят двигательный, вегетативный и сенсорный компоненты. В зависимости от вида деятельности их соотношения меняются.


Так, для стайера или тяжелоатлета важнейшими будут двигательный и вегетативный компоненты, а теннисисту и хоккеисту в той же степени важен еще и сенсорный компонент. Двигательные процессы протекают при непосредственном участии центральной нервной системы (ЦНС). Именно в коре больших полушарий образуются кратко- и долговременные связи, составляющие двигательную память.

ЦНС формирует механизм обратных связей с помощью которого организм создает и корректирует программу двигательных действий, решая поставленные задачи.


Использование информации, поступающей из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности:

  • Медленное выполнение двигательных актов способствует корректировке физического движения или любого элемента его составляющего.
  • При совершении сложных и скоростных движениях обратные связи играют меньшую роль и помогают скорректировать двигательный акт только во время его повторения.


При организации физкультурных занятий очень важно учитывать фазовые колебания работоспособности человека:

  • снижение работоспособности;
  • восстановление работоспособности;
  • повышение работоспособности.


С учетом этих физиологических фаз выделяют 3 режима двигательной активности:

  • Упражнения повторяются через непродолжительные интервалы отдыха, в фазе неполного восстановления. Режим способствует развитию выносливости, но показатели работоспособности снижаются.
  • Активные занятия повторяются через определенные промежутки отдыха, таким образом их проведение совпадает с фазой восстановления работоспособности. Такой вид тренировок способствует развитию скоростных, силовых и координационных возможностей.
  • Двигательная деятельность повторяется в периоды, совпадающие с фазой повышенной работоспособности. Такой вид занятий повышает силу мышц и быстроту, снижая выносливость.

Что такое двигательный навык в физкультуре?

Двигательный навык в физкультуре – это степень владения техникой действий по перемещению или изменению положения тела, характеризующаяся надежностью и автоматизмом.


Формирование двигательных навыков подчиняется определенным законам:


Причины, возникающих задержек в овладении навыком:

  • Внутренняя, связанная с индивидуальной приспособительной реакцией человека.
  • Внешняя, вызванная неразвитыми физическими качествами или неправильно подобранными обучающими методами.
  • Угасание навыка. Постепенная утрата навыка наблюдается в случаях его длительного неиспользования (например, после травм). Характерно постепенное исчезновение навыка, сначала на вегетативном уровне (потеря уверенности), затем на двигательном (нарушения координации и дифференцировки). Навык полностью не исчезает, сохраняя способность к восстановлению.
  • Отсутствие порога в развитии. Возможность развития и совершенствования двигательных навыков в течение всего времени спортивных или физкультурных занятий.
  • Переносы двигательных навыков. Среди них выделяют:
  • Перенос положительный. Облегчает и ускоряет становление новых двигательных действий, при наличии ранее сформированных навыков, структурно на них похожих.
  • Перенос отрицательный. Имеющиеся навыки не помогают в формировании нового действия, а напротив затрудняют его.

Для повышения эффективности спортивных и физкультурных занятий важно учитывать данные закономерности.


Двигательный навык в физкультуре – это правильно сформированные реакции и действия, имеющие характерные признаки:

Условия и формирования двигательного навыка

Основными понятиями физической активности являются двигательные умения и навыки. Движение составляет основу физической активности человека. Освоение двигательных действий требует первоначального умения его выполнять, которое по мере освоения переходит в навык.

Двигательное умение представляет собой степень овладения действием, имеющую следующие характерные признаки:

  • осознанное управление движением;
  • расчленение действия на составные операции с концентрацией выполнения каждой части;
  • нестабильность и неустойчивость выполнения;
  • невысокий темп выполнения;
  • непрочность запоминания;
  • утомление, в процессе выполнения;
  • отсутствие автоматизации движения.


Переход умения в навык достигается путем многократных повторений двигательных действий, приводящих к автоматизации координационных механизмов.

Двигательный навык представляет собой доведенное до автоматизма выполнение не только простых операций, но и сложных, требующих согласованности и скоординированности в действиях. Все это крайне необходимо при занятиях физической культурой.

Процесс трансформации умений в навыки включает 3 этапа:

  • Ознакомление, изучение, первоначальное освоение и разучивание движения. Этап характеризуется замедленным выполнением, непрочным запоминанием, высоким уровнем осознанного контролирования выполняемого действия.
  • Формирование и становление двигательного умения, подробное, углубленное разучивание. Отличается невысокими темпом и устойчивостью выполнения, осознанным контролем действий.
  • Формирование двигательного навыка. Приобретение мастерства в выполнении. На данном этапе отмечаются устойчивое запоминание, стабильные высокие результаты и автоматизм двигательных действий. Навык образовывается в процессе многократного повторения движений, период его становления может быть длительным по времени, особенно при выполнении сложных действий. В то же время выработанный автоматизм двигательных действий повышает вариативность применения полученных навыков.

Стадии формирования двигательных навыков

Двигательный навык в физкультуре – это процесс, в котором можно выделить 3 стадии формирования:


  1. Стадия генерализации или иррадиации возбуждения. В этой стадии из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения в процесс вовлечено большое количество мышц не только необходимых для совершения двигательного действия, но близ расположенных участков. Не установлены надежные связи между двигательными и вегетативными центрами ЦНС. Это приводит к нарушению координации движения (скованность, появление лишних движений), увеличению энергозатрат, усилению вегетативных реакций (сердцебиение, учащение дыхания, усиление потоотделения).
  2. Стадия концентрации возбуждения. Процессы возбуждения концентрируются в корковых зонах, необходимых для совершения действия, включая в работу определенные группы мышц. В соседних зонах возбуждение подавляется торможением. Между двигательными центрами коры головного мозга и вегетативными центрами подкорковых структур устанавливаются временные связи. Снижаются энергозатраты, движения становятся более скоординированными, уходят лишние действия. Сформированный на данной стадии навык непрочен и нарушается при появлении сильных раздражителей (незнакомая обстановка, сильное волнение), что может вернуть сформированные двигательные действия к стадии иррадиации.
  3. Стадия автоматизации и стабилизации. В результате многоразового повторения действий, временные связи между двигательными и вегетативными центрами достигают значительной прочности. Это повышает устойчивость и надежность навыка, снижает сознательный контроль, запускает процесс автоматизации действий.

Длительность стадий зависит от:

  • силы и сложности прилагаемых усилий мышц;
  • состояния костно-мышечного аппарата;
  • арсенала ранее освоенных двигательных навыков.

Этапы обучения двигательным навыкам

Обучение двигательным навыкам представляет собой многоэтапный процесс, направленный на усложнение навыка, доведение его до автоматизма, формирование устойчивости к отвлекающим факторам.

Этапы обучения:

  1. Ознакомление и начальное разучивание. На этом этапе обучения происходит создание зрительного образа. При многокомпонентном действии, целостный образ расчленяется (детальный показ) на элементарные операции. Предшествующий двигательный опыт желательно использовать в процессе обучения новым двигательным навыкам. Разучивание должно сопровождаться замедленным показом с пояснением всех элементов двигательного действия. Важно исключить возможные ошибки.
  2. Углубленное разучивание. Уточнение детальной техники выполнения действия, совершенствование целостного исполнения. Исправление возможных ошибок. Освоение темпа и ритма выполнения движения.
  3. Закрепление сформированного двигательного навыка. В результате обучения формируется целенаправленность, автоматизм и стабильность действий. Движения совершаются свободно и расковано с необходимой скоростью, силой и амплитудой.

Освоенные двигательные навыки становятся ступенью для формирования новых, более сложных движений.

Способности

Двигательные способности заключаются в индивидуальных качествах, обуславливающих уровень возможностей человека. Они сугубо индивидуальны, в их основе лежат анатомо-физиологические задатки, а на их развитие и проявление оказывают влияние внешняя среда (условия, нагрузки, раздражающие факторы) и психологические особенности (темперамент, тип восприятия, скорость мышления).

Двигательные способности:

Развитие умений

Двигательный навык в физкультуре – это не просто раздел в программе обучения. Жизнь человека невозможно представить без движений. Поэтому так важно знать закономерности развития, становления и совершенствования физических умений и навыков.

Диапазон разнообразных двигательных действий формируется в течение человеческой жизни и зависит от внешних (окружающая среда) и внутренних (задатки) факторов. Формирование двигательного навыка проходит в последовательности с ранее описанными стадиями: иррадиации, концентрации, стабилизации.


Продолжительность образования нового двигательного навыка зависит от:

  • правильной психологической установки;
  • рационально подобранных методов и приемов обучения;
  • сложности вырабатываемых навыков.

В процессе формирования двигательных навыков необходимо учитывать физиологические закономерности, в соответствии с ранее описанными стадиями:

  • иррадиацией;
  • концентрацией;
  • стабилизацией.

1-я стадия характеризуется широкой иррадиацией процессов возбуждения при недостаточности процессов торможения. Во 2-й стадии отмечается стабилизация двигательных рефлексов. 3-я стадия отличается стабилизацией навыка, уточнением динамического стереотипа. Формирование двигательных навыков происходит одновременно с развитием физических качеств.

Часто невысокие результаты в игровых видах спорта, легкой и тяжелой атлетике связаны не с недостаточной освоенностью навыка, а с неудовлетворительным развитием двигательных качеств: силы, координации, скорости, гибкости, выносливости.

Поэтому при обучении новым двигательным навыкам нельзя забывать о развитии и совершенствовании физических способностей. Наибольшую эффективность работа по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств имеет при учитывании возрастных и половых особенностей.

Значение двигательных навыков в жизни человека огромно. Занятия физической культурой повышают скорость реагирования в нестандартных ситуациях, позволяют избегать травмирования и, все это вместе взятое, способствует активному долголетию.


Актуальность. Обучение – это главная составляющая часть любого педагогического процесса, в том числе и физической культуры.

Основным предметом в обучении физического воспитания является двигательное действие. При обучении двигательным действиям формируются навыки, которые непрерывно связаны с развитием физических качеств (силы, гибкости, выносливости, ловкости и т.п.). Такая тесная взаимосвязь обусловлена тем, что любое двигательное действие невозможно выполнить без физических качеств.

Обучение в физическом воспитании, преследуют образовательные задачи, какие заключаются в том, чтобы развить и довести вплоть до конкретной ступени совершенства необходимые моторные умения, навыки и связанные с ними познания. При всем при этом основным объектом преподавания представляются мудрые двигательные действия, подключающие организацию взаимозависимых движений. Необыкновенности двигательных действий и закономерности вырабатывания двигательных умений и способностей всевозможных моментах предопределяют нравоучительные необыкновенности физического воспитания. Двигательным действиям учат, решая различные конкретные задачи.

Задачи:
1. Дать характеристику двигательному действию.

2.Рассмотреть характеристику этапов обучения двигательному действию.
3. Изучить задачи, методы, режим регламентации упражнений, особенности методики, типичные ошибки

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи [5].
Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надёжностью. Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательным действием, имеют исключительно важное значение в учебной, трудовой, бытовой, физкультурно-спортивной деятельности [1].

Базируясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка соответствует соответствующему этапу обучения:

1-й этап начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап – углубленное разучивание;

3-й этап – закрепление и совершенствование двигательного действия.

Обучение на первом этапе - начальное разучивание - ориентировано в целом на становление основ умения осуществлять разучиваемое действие.

Задачи, решаемые на этапе:

1. Осмыслить двигательную задачу, преобразовать зрительно-логическое понятие о методе ее решения;

2. Изучить инструкцию по становлению ориентировочных основ действия (ООД):

а) обозначить основные опорные точки (ООТ) в наблюдаемом двигательном действии,

б) обозначить (осмыслить) ООТ в исполняемом двигательном действии,

в) преобразовать двигательные представления о действии в каждой ООТ.

Эти задачи решают последовательно.

Обучение двигательному действию начинается с постановки двигательной задачи, поиск и изучение метода решения которой и составляет сущность процесса обучения. Учитель заявляет цель обучения и ставит двигательную задачу, методом решения которой придётся овладеть. Демонстрируется метод решения – рассматриваемого двигательное действие. После первой демонстрации, формирующей у обучаемого общее понятие, следует подчеркнуть смысл и главные факторы требования двигательной задачи, и соответствующие факторы в методе ее решения. После разъяснения метод решения двигательной задачи демонстрируется еще два-три раза. Становлению визуального и логического элементов представления содействует показ элементов изучаемого действия на фотоснимках, рисунках, схемах. Эти средства должны сориентировать обучаемого на решение двигательной задачи, но не на дублирование изображаемых поз. Демонстрация сопровождается словесным комментарием.

После показа движения дети самостоятельно воссоздают упражнение, выслушивают разъяснения педагога, т.е. фактически перепроверяют создавшийся у них образ движения, а педагог следит за правильностью исполнения этого движения. Если возникает какое-то расхождение движений заданию , педагог уточняет , разъясняет или показывает их повторно.

Как правило, знания и представления о сущности и условиях двигательной задачи и способе ее решения формируются за одно-два занятия. Углубление и закрепление этих знаний и представлений происходит в последующей работе при формировании умений и навыков [2].

Главная цель этого этапа обучения – становление двигательного умения, способности стабильно, на удовлетворительном уровне решать двигательную задачу детальным осознанным контролем действия во всех ООТ. Если на прошлом этапе создавались предпосылки, достаточные для становления двигательного умения, то на этом этапе происходит его формирование.

Для достижения цели решают следующие задачи:
1. Преобразовать полную развернутую ООД, понимаемую во всех ООТ.
2. Обучиться осуществлять изучаемое двигательное действие с детальным произнесением вслух очерёдности необходимых операций и контроля качества.
3. Сформировать идеомоторный (громкоречевой) образ изучаемого действия.
4. Подытожить действие во всех ООТ, дождаться наименьшего расхождения действия от оптимальных значений, описываемых его техникой.
Все задачи решают синхронно, и становление умения есть интегральный итог, этой работы.

Применяются подводящие упражнения, которые подготавливают к овладению главного действия путем его целостной имитации либо постепенного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения часто представляют собой компонент, часть, связку нескольких движений рассматриваемого двигательного действия. Целесообразно, чтобы по конфигурации и характеру движений эти упражнения наделялись вероятно большее сходство с главной частью изучаемого движения.

Продолжительность использования подводящих упражнений обусловливается от трудности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В использовании подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае совершится забывание прежде усвоенного движения и результат влияния их снизится.
Результативность применении всевозможных упражнений добивается при четком выполнении последующих моментов:

-задачи и цели упражнения;

-структурная взаимосвязанность с основополагающими двигательными действиями;

-контроль и самоконтроль осуществления.

На данном этапе следует обучить осуществлять действие полностью, отталкиваясь на отлично знакомые представления об отдельных его элементах. Для этого нужно, во-первых, регулировать всю взаимозависимость объектов, обозначенных как ООТ, во-вторых, делать это в правильной очерёдности, прекрасно выучить то и другое.

В первых попытках исполнить действие в целом обучаемые, как правило, не способны контролировать и подкорректировать все указанные ООТ, их внимание концентрируется на одной из них. В этой ООТ действие выполняется рационально, но в других могут появляться неточности. По мере повторения попыток обучаемый начинает перераспределять внимание на два, а затем на три предмета, отслеживая и видоизменяя действие в них одновременно. Непрерывное проговаривание схемы ООД перед попыткой, а если возможно, то и по ходу осуществления попытки, приводит к крепкому запоминанию схемы ООД и целесообразной стабильной организации изучаемого действия, к запоминанию его структуры.
Предмет оценки труда обучаемого на этой фазе обучения – двигательное
умение, определяемое качеством решения двигательной задачи в ее стандартизированном или обобщённом (в зависимости от установки обучения) варианте, с детальным громким проговариванием системы ООД и контролем действия во всех ООТ по ходу его исполнения. В связи с потребностью подробного, сознательного контроля действие выполняется замедленно (если целесообразно – в тренажере), а нередко и без надлежащей
непринуждённости, что естественно для вышеуказанного этапа усвоения и не квалифицируется как ошибка [2].

Цель вышеуказанного этапа - двигательное умение перевести в навык, владеющий способностью его практического использования.

Особенности усваивания рассматриваемого двигательного действия на этом этапе опре­деляют задачи добиться:

1) эффективной самостоятельности и эко­номичности;

2) целесообразной быстроты;

3) необходи­мой многовариантности действия;

4) автоматизированности действия.

На этом этапе способствует достаточная интенсивность стабильности и многовариантности навыка, прочности, эффективности техники действия, достигается соответствие между техническими особенностями действия и показателем становления двигательных качеств, что обеспечит продуктивность действия. При этом контроль за осуществлением конкретных элементов действия выходит из области активного внимания, действия автоматизируется.
Комплекс средств и методов, применяемых на данном этапе обучения, в большинстве остается тем же, что и на II этапе. Но изменяется их сопоставление и функция. Увеличивается вариативность действий и их насыщенность. С этой целью советует задействовать игры и состязания на основе разучиваемого действия.

Основополагающий метод становления двигательного навы­ка – осуществление исследуемого двигательного действия. В отличие от обучения на предшествующем, втором, эта­пе действие выполняется без предварительного громкого озвучивания схемы ООД и на высокой (оптималь­ной для решения двигательной задачи) скорости. Эту зада­чу решают с помощью всевозможных методических приемов: меняются внешние обстоятельства действия (твёрдость опоры, ограничение пространства действия и т. п.); сознательно сменяют внутреннее положение обучаемого (варьи­руют меру его напряжения, переключают внимание на разнообразные предметы, вносят помехи психоэмоционального ха­рактера и др.); предлагают осуществлять действие в кон­тексте деятельности иного соотношения, при различ­ных уровнях физических и психических усилий.

Навык, сформировавшийся в намеренно подобран­ных упражнениях, может быть доведён до совершенствования только в определённой деятельности. При этом сама она необходима сопровождаться с ее симуляцией на всевозможного рода тренажёрных стендах – системах тренажёрных приспособлений. Главные методы становления и закрепления навы­ка совмещаются с вспомогательными: разъяснениями, де­монстрированием, активной физической помощью и неотложной информацией о свойстве осуществляемого действия, т. е. со всеми теми способами, которые использовались при решении задач обучения на предшествующих двух этапах.
Ошибки могут возникнуть и на этой стадии формирова­ния навыка, поскольку обучаемый осуществляет действие в новых условиях: видоизменилась быстрота, по-другому обеспечивается управление, уменьшается осознаваемая часть ООД, отдельные операции уходят из-под контроля сознания

Многократное повторение действия активизирует совершенствование двигательных способностей.

Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физи ­ ческом воспитании . Подготовленная с учётом научно-педагогических тенденций система действий педагога , целенаправленное использование которой разрешает реорганизовать практическую и теоретическую деятельность учащегося , обес ­ печивающую овладение им двигательных действий, ориентированных на совершенствование физических качеств и становление личности, называется методом.

Для результативного функционирования обучения чрезвычайно значимо, чтобы у обучающихся была весьма сильная мотивированность к освоению деятельностью в виде стремления обучаться, интереса к специальности.

Исследовательским путём подтверждено, что процесс функционирования двигательного навыка имеет последующие закономерности:

1) формирование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (иными словами, становление навыка обычно приобретает закономерность к приросту);

2) прирост показателей в процессе формирования навыка неравномерен: в начале запоминания спортивного навыка показатели растут стремительно, а вскоре понемногу их рост затормаживается;

3) результаты растут скачкообразно – со взлётами и спадами;

4) на стадии усовершенствования навыка появляется устойчивая нормализация результатов, хотя на конкретных этапах его функционирования появляется заминка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы развития уже не гарантируют последующего совершенствования техники. В этих случаях целесообразно вводить рациональные преобразования в методику тренировки [3].

Из сказанного прежде о закономерностях становления двигательных действий не сложно сделать вывод, что эти этапы обучения располагаются в конкретном сопоставлении со стадиями становления двигательного умения и навыка. А именно: этапу начального разучивания действия согласуется стадия, так сказать, предумения, в течении которой преобразовываются основы, или предпосылки, умения; этапу углубленного разучивания действия – стадия, на которой сформировывается собственно умение в его целостных контурах и деталях; этапу результирующей отработки действия – стадия непосредственного формирования навыка, его укрепления, а в соответствующих случаях и последующего совершенствования [6].

Список литературы:

Ашмарин, Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пос., гл.IV. М.: Физкультура и спорт, 1979. - с. 65 – 75

Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: 1966. - с. 160 - 170.

Бойко, Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии, 1957, № 1. - с. 133 - 139.

Введение в теорию физической культуры : [Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Подгот. Л. П. Матвеевым]; Под общ. ред. Л. П. Матвеева. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 128 с. : ил.; 22 см.

Ильинич, В.И. Физическая культура студента. М. ГАРДАРИКИ, 2005. - с. 215-218

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

Читайте также: