Платон в социологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

ОглавлениеВведение

Социология Платона и Аристотеля

1.1 Социология Платона

1.2 Социология Аристотеля

В рамках социологических учений Аристотеля и Платона оформились два важнейших направления, определивших историю развития социальной мысли: первое направление обосновывало идею приоритета общественного интереса (по Платону), второе - идею приоритета интереса личности (по Аристотелю).

Данная работа рассматривает основные положения социологических и политических взглядов двух крупнейших мыслителей с целью их соотношения с современным социологическим и политическим знанием, историческим опытом государственной власти и практическим применением их идей или их составных в рамках государственного правления. Работа состоит из 11 страниц - введения, основной части и заключения. Библиографический список содержит три литературных источника.

Социология Платона и Аристотеля1.1 Социология Платона

Помимо этого, Платон предлагал свою классификацию типов государства (от наилучшего к худшему):

1.1 Социология Платона

1.2 Социология Аристотеля

В рамках социологических учений Аристотеля и Платона оформились два важнейших направления, определивших историю развития социальной мысли: первое направление обосновывало идею приоритета общественного интереса (по Платону), второе - идею приоритета интереса личности (по Аристотелю).

Данная работа рассматривает основные положения социологических и политических взглядов двух крупнейших мыслителей с целью их соотношения с современным социологическим и политическим знанием, историческим опытом государственной власти и практическим применением их идей или их составных в рамках государственного правления. Работа состоит из 11 страниц - введения, основной части и заключения. Библиографический список содержит три литературных источника.

Социология Платона и Аристотеля

1.1Социология Платона

Помимо этого, Платон предлагал свою классификацию типов государства (от наилучшего к худшему):

Аристократия - справедливая власть меньшинства, лучших граждан;

Тимократия - несправедливая власть меньшинства, военных вождей, уважаемых граждан;

Олигархия - несправедливая власть меньшинства, богатых людей;

Демократия - справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства;

Тирания - несправедливая власть одного человека.

Социальные идеи Платона в современной социологии и политологии считают утопичными, ведь учитывая многолетний исторический опыт, зачастую - негативный, становится очевидным то, что невозможно связать воедино понятия социального неравенства, тотальной свободы и личной ответственности каждого индивида:

К. Поппер, не без оснований, считал, что Платон являлся родоначальником теории тоталитаризма, потому что в его теории предполагается тотальный контроль со стороны государства за человеком, все личностные черты которого оказываются стерты.

1.2 Социология Аристотеля

Правильные формы правления:

) царская власть (правит один наилучший человек);

) аристократия (форма правления лучших людей);

) полития (правильная форма правления большинства).

Неправильные формы правления (при которой дела государства находятся в руках одного случайного человека):

) тирания (дела государства находятся в руках одного случайного человека);

) олигархия (неправильная форма власти богатого меньшинства);

) демократия (неправильная форма правления неорганизованного большинства).

Противоречащие друг другу социальные взгляды двух выдающихся мыслителей - Платона и Аристотеля, есть по сути главная проблема любой гуманитарной социокультурологической теории: это проблема соотношения интересов общества и личности, государства и подчиненных, проблема способностей человека и его социальных возможностей, постулируемое единство общественного и индивидуального, сотканное из социальных конфликтов.

Библиографический список

1.Аристотель. Политика // Собрание сочинений в 4 т./ [Пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской и др.]; Академия наук СССР: Ин-т философии. - М.: Мысль, 1984. - Т.4. - С. 375.

.Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Серия: Философское наследие//под редакцией А.Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1993. Т. 3. - с. 480.

.Чанышев А.Н. Аристотель (2-е изд., доп.). Серия: Мыслители прошлого - М.: Мысль, 1987. - 221 с.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Оглавление

  • 1. Социология как наука
  • 2. Объект и предмет современной социологии
  • 3. Структура социологии
  • 4. Функции социологии
  • 5. Категории и законы социологии
  • 6. Социологическое исследование и его виды (начало)
  • 7. Социологическое исследование и его виды (окончание)
  • 8. Программа социологического исследования
  • 9. Социология в системе гуманитарных наук
  • 10. Теоретические предпосылки социологии
  • 11. Социальное знание в эпоху античности
  • 12. Социальная мысль Средневековья и эпохи Возрождения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Социальное знание в эпоху античности

С древнейших времен человека интересовали проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Первыми социологами античности были Платон и Аристотель (IV в. до н. э.).

Платон предложил следующую классификацию форм власти: 1) аристократия (власть избранных); 2) монархия; 3) тимократия (власть воинов); 4) олигархия (власть группы богачей); 5) демократия (в том числе охлократия — власть толпы); 6) тирания; 7) идеальное государство.

Правильными типами государственного устройства Платон считал аристократию и монархию, остальные пять форм считал неправильными. Идеального государства в реальности быть не может.

Содержание

1. Социальные идеи Платона и Аристотеля
1.1 Социальные мысли в учении Платона
1.2 Социальные мысли в учении Аристотеля
1.3 Общее и различие в социальных идеях Платона и Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

социология реферат.doc

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Социологические идеи Платона и Аристотеля

  • 1. Социальные идеи Платона и Аристотеля
    • 1.1 Социальные мысли в учении Платона
    • 1.2 Социальные мысли в учении Аристотеля
    • 1.3 Общее и различие в социальных идеях Платона и Аристотеля

    Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности -- ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.

    Целью работы является анализ социальных идей в учениях Платона и Аристотеля.

    1. Социальные идеи Платона и Аристотеля

    1.1 Социальные мысли в учении Платона

    Платон - ученик Сократа, о котором Дельфийский оракул сказал, что тот превыше всех своей мудростью. Сократ сам не записывал свои мысли, а Платон, будучи учеником Сократа, в течение восьми лет ходил за ним буквально по пятам и записывал все, что слышал от учителя. Его собственные сочинения построены в форме диалогов, в большинстве которых Сократ является основным действующим лицом, излагающим читателю мысли и рассуждения самого Платона.

    Платон посетил в Южной Италии пифагорейцев и по прошествии 12 лет странствий, вернувшись в Афины, основал свою школу, получившую название Академии. В ней учили публично и открыто мыслить и рассуждать; она стала школой рационалистического знания и рационалистической философии на долгие и долгие годы. Школа, созданная Платоном, представляла собой прочный союз учителей и учеников для совместного труда; и заменила Платону семью и общественную деятельность

    Платон является родоначальником создателем системы объективного идеализма. С точки зрения объективного идеализма весь окружающий нас природный и социальный мир - мир не истинный. Это мир, который однажды возникает, какое-то время существует, а затем уничтожается. Это всего лишь мир сотворенный, существующий не сам по себе. А есть мир идеальный, мир идей, и в этом мире ничто не возникает и не уничтожается, а существует вечно, вне времени и пространства. Так, например, на земле приходят и уходят люди, образуются и гибнут государства, а в высшем умопостигаемом мире есть идея человека и идея государства. А как их постигнуть? Их нельзя постичь с помощью опыта, наблюдения, тем более что окружающий мир не представляет самостоятельной ценности. С точки зрения философа, нужно попытаться умом постичь тот невидимый мир, что познается не с помощью органов чувств, а с помощью логики, мышления, рассуждения. И Платон пытается построить чисто рациональную модель идеального государства.

    Если в окружающем нас мире все возникает и уничтожается, то в мире идей государство существует вне изменений в силу своей совершенной природы. В том государстве не должно быть никаких противоречий, все должно быть разумно устроено. И Платон начинает заниматься такой теоретической деятельностью, как создание утопии. Он в своем мышлении создает образ того, чего нет в реальности, что вряд ли когда-нибудь может быть воплощено в жизнь, хотя сам Платон стремился, и не один раз, получить возможность реализовать свои идеи.

    Все сословия должны жить в дружбе и согласии и убедить их в том, что все они - братья, призвана, говоря современным языком, идеология, а Платон говорит о мифах. Мифы призваны убедить людей в том, что они братья. Мифы укажут людям, что боги, производя их на свет, одним подмешали золото, и из них вышли лучшие- правители, другим - серебро, и они стали воинами, а третьим- железо, и они родились крестьянами, ремесленниками или торговцами. Как в душе отдельного человека, так и в устройстве всего государства разумная часть, воплощение мудрости, должна господствовать, мужество - служить ей верной защитой; а вожделеющая часть - охотно подчиняться. Если в миф не поверят ныне живущие, то новые поколения, воспитанные на таких мифах, уже будут убеждены в соответствующем порядке вещей.

    Платон подробно описывает образ жизни первых двух сословий, но ничего не говорит по поводу образа жизни крестьян и ремесленников, и это не случайно. От этого сословия, согласно Платону, в государстве ничего не зависит. Все в государстве будет зависеть от первых двух сословий. К. Поппер отмечал, что, по сути, у Платона речь идет не о двух разных сословиях, а об одном правящем классе, поскольку правители избираются из лучших воинов. Согласно К. Попперу, Платон открыл важный закон политической жизни, когда отождествил судьбу государства с судьбой правящего класса и указал на разобщенность правящего класса как на главную причину всех социальных изменений.

    В идеальном государстве, как мы помним, не должно происходить никаких изменений, поскольку и так все устроено наилучшим образом. Для того чтобы не допустить разобщенности правящего класса, Платон предлагает для него особый образ жизни. Платон говорит об общей собственности воинов (о запрете для них частной собственности); об общности жен и детей (и отмене института семьи как основы частной собственности); об общественном воспитании детей (при котором государство выступает воспитательным учреждением); об общей идеологии, цензуре за вольнодумством, формированием сознания по единому образцу. (В последней работе Платона “Законы” отсутствие собственности у стражей заменяется ограниченной частной собственностью, исчезает сословие философов и - тем самым - все деление на сословия, проведенное в “Государстве”, частично восстанавливается институт семьи.)

    Платон считает, что государство как совместное поселение создается благодаря многообразию человеческих потребностей и разделению труда. Экономически эффективнее будет труд, когда каждый будет специализироваться в своем деле. Не составляют исключения и воины. За свою службу государству они должны получать средства для жизни от тех, чье спокойствие и безопасность они охраняют. Если же разрешить воинам зарабатывать деньги, то из-за их богатства в государстве возникнет ненависть к правящему классу со стороны простых людей и оно окажется слабым, падет от любого неприятеля. Аристотель, критикуя Платона по вопросу отсутствия частной собственности у стражей, выдвинет свои аргументы, но уже в пользу частной собственности Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М,: Наука, 1994. с. 152. Это один из первых в политической мысли споров о положительных и отрицательных сторонах частной собственности.

    Наиболее спорное положение, которое высказывает Платон, касается так называемой общности жен и детей. Моногамная семья, при которой существует гарантия передать наследство собственным детям, - это начало частной собственности. Поэтому для воинов, мужчин и женщин, живущих сообща, проводящих время в совместных занятиях и учениях, совместных трапезах, институт семьи не предусматривается. Однако это не означает, что отношения между ними никак не регулируются. Напротив, пока женщины и мужчины не вышли из брачного возраста, их важнейшее назначение - производить новых граждан государства, что возможно только с разрешения правителя на их союз в строго определенное время, и все государство молится и приносит жертвоприношения за детей, рожденных от таких “священных браков”.

    Задача правителей - определить количество необходимых государству “браков”, чтобы по возможности население государства не увеличивалось и не уменьшалось. При этом, поскольку правители заинтересованы в улучшении человеческой породы, они должны предписывать лучшим юношам соединяться с лучшими женщинами, а худшим - с худшими. Потомство лучших следует воспитывать, а потомство худших - нет. Но что это так делается, никто, кроме самих правителей, знать не должен, чтобы не вносить разлад в отряд стражей.

    Под бдительным и тактичным, оком правителей реализуется еще одна важнейшая обязанность государственной власти - подбор новых правителей. Правители пристально следят за воинами, начиная с самого раннего возраста, обращают внимание на лучших, отличающихся от сверстников не только умом, отменным здоровьем, но и нравственными качествами. Платон рассказывает, какие именно нравственные экзамены и испытания должны пройти воины прежде, чем правители убедятся в их неподкупности, честности, смелости, верности государству, и предложат им войти в сословие правителей.

    Все рождающееся потомство забирают от родителей и воспитывают так, чтобы каждый почитал каждого родным себе. Государство выступает как воспитательное учреждение, и только при общественном воспитании детей можно реализовать требование, чтобы в основании государства была поставлена не борьба интересов, а нравственное воспитание. Юноши и девушки образуют “сисситии”, союзы, которым государство предоставляет жилье, одежду, пропитание. Им запрещено иметь золото и серебро, поэтому между ними невозможны зависть и споры из-за денег и имущества. Общественное воспитание начинается с самого раннего детства, оно включает в себя мусическое (духовное) и гимнастическое воспитание, или, иначе, воспитание души и тела Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002. - 511 с. Во всяком деле, считает Платон, самое главное - начало, особенно в деле воспитания, тогда вернее всего образуются и укореняются желательные для воспитателя черты. Нельзя рассказывать детям мифы, в которых боги воюют с богами, строят козни и прочее, так как ребенок не в состоянии судить, где содержится иносказание, а где нет, и мнения, воспринятые в раннем возрасте, обычно становятся неизгладимыми. Даже игры детей должны максимально соответствовать законам, потому что если они становятся беспорядочными и в них не соблюдаются правила, невозможно вырастить примерных, законопослушных граждан. По свидетельству Аристотеля, самым неслыханным из новшеств Платона явилась идея полного равенства полов. Для получения благородной расы оба пола должны быть одинаково хорошо развиты и поэтому оба должны получить одинаковое воспитание.

    Проект идеального государства, созданный Платоном, был подвергнут критике самым знаменитым из его учеников - Аристотелем. Аристотель сказал по этому поводу фразу, ставшую знаменитой: “Платон мне друг, но истина дороже”. Он критиковал Платона за выпячивание государства в ущерб личному счастью каждого, высказал сомнение в том, что миф о трех типах людей когда-нибудь приживется, ведь люди горды и завистливы и никогда не согласятся с заранее отведенной для них ролью. Аристотель выступил против пресловутой общности жен и детей у стражей, а по поводу отсутствия у них частной собственности сказал, что в природе человека заключено желание заботиться только о том, что принадлежит ему. Даже несмотря на этот мощный эгоистический импульс, люди часто не заботятся о собственном благе, как же тогда заставить их заботиться об общем благе? Имущественное равенство приведет к застою в общественной жизни и недовольству со стороны сильных и талантливых. И без собственности нельзя проявить своих лучших качеств: трудолюбия, уважения к женщине, любви к детям, щедрости и благотворительности.

    Платон создал не только учение об идеальном государстве, но рассуждал и об иных формах государственного устройства. По Платону, наиболее близка к идеальной форме государственного устройства аристократическая республика, в которой на основе законности и разумности правят лучшие из граждан. Но наряду с главным принципом разумности, на котором построено справедливое государство, в человеческой душе есть и иные силы, которые могут лечь в основание ложных, извращенных форм государственного устройства. И опять-таки этим несправедливым, ложным формам государственного строя будут соответствовать типы индивидуальных характеров. Наряду с разумом и мудростью для людей характерны властолюбие, честолюбие, алчность и эгоизм, которые могут привести к перерождению аристократического устройства общества.

    Государство мудрых (аристократия) сменяется тимократией - властью силы и честолюбия. У власти стоят воины, смысл жизни которых - войны, обогащение. Страсть к обогащению приводит на государственные должности богачей. Так, тимократия может перерасти в олигархическую форму правления.

    1.2 Социальные мысли в учении Аристотеля

    Политическое учение Аристотеля. Аристотель родился в греческом городе Стагире, мальчиком рос при дворе Македонского царя Аминты Третьего, воспитывался с его сыном Филиппом Вторым, а .позднее воспитывал сына Филиппа Второго - Александра Македонского. В 17 лет Аристотель переехал в Афины, где в течение 20 лет сначала учился, а позже преподавал в Платоновской Академии. После смерти Платона он много путешествовал, а вернувшись в Афины, открыл свою школу в местечке Ликей, получившую название Лицей.

    Читайте также: