Я мыслю следовательно я существую кратко

Обновлено: 04.07.2024

Нужно сделать краткую речь, для выступления, поясняющую смысл данной пословицы.
Но что бы было простым понятным языком.

Только живой человек может размышлять, воплощать в жизнь свои идеи и радоваться этому. Скорее всего, поэтому еще в древности мудрый царь Соломон записал такие слова: "Все, что может делать твоя рука, делай, прилагая все силы, потому что в могиле - месте, куда ты пойдешь, - нет ни работы, ни ЗАМЫСЛОВ, ни знания, ни мудрости" (Екклесиаст 9:10).

Мда уж. "надо сделать речь по фразе, которую я не понимаю". Девушка, откажитесь, умоляю!!

Я спокойно от таких дз отказывался, забивал и всё. Не страдаю. Беда в том, что эту сентецию проще, чем тебе наотвечали, не объяснишь. Это - основы философии.

Можно усомниться во всем чем угодно, но нельзя усомниться в самом сомневающемся. Ведь для того чтобы сомневаться в чем-то нужно быть прежде этого.

Мысль - есть ОТРАЖЕНИЯ в нас бытия, то есть всего того, что нас окружает.

Мир мы воспринимаем через 5 органов чувств. Глаз (зрение), ухо (слух), кожа (осязание), слизистая носа (обоняние), язык (вкус).

Мысль - есть ПОСЛЕДСТВИЕ этого общения с миром через эти ПЯТЬ органов.

Мы либо сейчас мыслим (5 органами сейчас воспринимаем мир), либо мысли приходят из ПАМЯТИ, где уже записано КАК мы воспринимали мир нашими 5 органами.

Отсюда вывод: если мы ещё мыслим, значит 5 наших органов чувств работают и контактируют с миром (бытием). Значит мы живём. Даже, если мысли к нам приходят из памяти ( Мы, например, в коме), то всё-равно мы живём.

для начала нужно понять, что это не пословица. Это цитата и у неё есть конкретный автор.

мне кажется, что интереснее всего было бы построить рассуждения на эту тему, начав с определения смысла слова "существую". Для простоты ))) можно было бы воспользоваться мыслями, которые высказывали Платон и Аристотель в споре о том, что является первичным.

Это не правильно! ! !Я существую по настоящему когда не мыслю когда своей волевой тренировкой мысли отброшены и на их месте я получаю ценнейшую информацию из подсознания или из базы человеческого сверхразума! ! Мысли или логика только топят эту возможность. Спасибо и пока!!


Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.

Содержание

Варианты формулировки

Августин: предшественник Декарта

Однако существенное различие между Августин и Декартом заключается в контексте, целях и следствиях аргумента.

Хороший вопрос! Во-первых, много глупостей наговорено по поводу этой "философской формулы". Уже при жизни Декарта ему возражали: "Чтобы мыслить, нужно сначала существовать" (будто бы Декарт не знал этого).

Ответ философов (я имею в виду грамотных философов) обычно такой: "господа, мы не о том говорим". Во-вторых, давайте прислушаемся к мнению неглупых и грамотных философов об этом высказывании (об этой формуле) Декарта.

Вот И. Кант говорил, что это тавтология. А тавтология — это логическая ошибка. Но Кант не критикует Декарта (и тем более не упрекает прекрасного математика и метафизика в отсутствии логики).

Он совершенно верно фиксирует особого рода тавтологии, на которые философы переходят (у Декарта с помощью процедуры сомнения), когда хотят выразить фундаментальные (лежащие в основании человеческой жизни) свойства предельных оснований человеческой жизни. Или бытийные основания (от термина "бытие").

О предельных основаниях говорят на другом языке, хотя и применяются известные термины. Термины же читаются (понимаются) cum grano salis (со щепоткой соли), не буквально.

Допустим термин "божественный" не говорит о Боге, но употребляется для обозначения того в человеке, что не им (человеком) создано, но есть. Пример: любовь.

Предельные основания являются самоосновными (самопричинными).

Поэтому и говорится о бытийном состоянии "я мыслю и я есть в качестве мыслящего". "Я мыслю" порождает "состояние мысли". Или коротко: мысль является причиной мысли. Но особая, бытийная.

Кстати, иногда философию определяют как "мышление о мышлении". Вот у Аристотеля читаем: "Ум имеет своим предметом начала и сам есть начало знания" — Втор. Аналитика).

Для обозначения бытийной мысли философы переходят к терминам "как таковая", "мысль/сознание вообще", "чистая мысль".

В более широком понимании, Декарт развивал теорию о равенстве души и тела (дуализме), равенстве духовного и материального начал, причем душа рассматривалась им как мыслящее начало, а тело – как протяженная субстанция. Во многом здесь прослеживается связь декартовой философии с его пониманием физиологии, космогонии, математики и физики.

Изначально этот дуализм, выдвинутый Декартом, сводился к следующему: Бог является общей причиной движения, он же сотворил материю (все телесное) вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя. Постепенно эта теория Декарта распространилась и на его понимание человека: в человеке реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с волевой и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по мнению философа Декарта, взаимодействуют посредством особого органа – так называемой шишковидной железы (здесь связь с физиологией очевидна).

Имеющая непосредственное отношение к материалистической философии, философия Декарта вступала в противоречие с учением о нематериальности души: в отличие от тела, сущность которого в протяжении, сущность души, по Декарту, – в мышлении. В отличие от человека, в животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Животные, по Декарту, обладают лишь телом, поэтому ими управляют одни животные инстинкты, которые лишают их возможности приблизиться к высшему сознанию, к мудрости, к бессмертию души.

Эта борьба душевного и физического в человеке и вытекающая отсюда идея обуздания чувств за счет разумной воли представляют собой существенный знак понимания Декартом его сущности. При всем наличии в индивидууме умения властвовать собой, в нем все же живут постоянная неуверенность и страх перед самим собой.

Следует указать на то, что изображенный Декартом моральный разум не представляет ту или иную личность как общественное существо. Функция разума состоит в том, чтобы придать этой изолированности человека некое морально совершенное качество. Разум призван способствовать тому, чтобы субъект в своей внутренней, духовной жизни преодолел напор внешней, практической жизни.

Таким образом, контроль над своими чувствами, который Декарт выставляет в качестве предпосылки свободы воли и объективности суждения, несет в себе скрытый просветительский смысл – о самовоспитании каждой отдельной личности путем прояснения ее душевных движений, так как наши чувства испытывают воздействие внешних предметов и возбуждаются в душе без участия воли и проистекающей от нее деятельности. Моральный рост человека с этой точки зрения состоит в том, чтобы осознавать свои бессознательные чувственные процессы и подчинять их разуму. Мораль у Декарта является выражением рационального суждения. Он полагает, что для адекватного, нормального, разумного поведения индивида нужны две вещи – познание истины, а также привычка, причем ему необходимо каждый раз, когда это требуется, вспоминать об этом знании и действовать в соответствии с ним.

Идеальный взгляд Декарта усугубляется религиозными предпосылками установленной им философской системы: для доказательства реального существования мира необходимо доказать существование Бога. Так как мы существуем и являемся действием некоей первопричины, то существует и сама первопричина – Бог. Правдивостью Бога, по Декарту, обусловлена сама возможность познания: при правильном употреблении своей познавательной способности мы никогда не могли бы заблуждаться и ошибаться. Заблуждение возникает вследствие неправильного употребления этой способности и особенно вследствие того, что свободная воля выбирает, руководствуясь не истиной (тем, что нам разумно необходимо), а предпочтением (тем, что мы хотим). Декарт напоминает о том, что у каждого человека имеются врожденные идеи, или истины, которым он порой бессознательно подчиняется в жизни, руководствуясь чувствами (страстями).

В познании же человеком самого себя и окружающего мира главную роль играют не ощущения (страсти), а разум. Таким образом, Декарт бы сторонником рационализма – учения, утверждающего первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий. В процессе познания человеком себя и мира исключительную роль Декарт отвел дедукции (движению от общего к частному), то есть полученные объективные знания индивид должен постепенно относить применительно к самому себе. В логической цепи метода дедукции каждое отдельное звено достоверно. Однако для ясного представления всей цепи звеньев дедуктивного познания нужна сила памяти. Поэтому очевидные исходные положения, или интуиция, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.

Вооруженный достоверными средствами мышления, выдвинутыми Декартом, – интуицией и дедукцией, разум может достигнуть достоверного знания во всех областях только в том случае, если он будет руководствоваться истинным методом. На этих предпосылках рационализма Декарт строит свое учение о методе, с помощью которого можно получить достоверные знания об окружающем мире. Метод Декарта исходит из 4 требований:

1. Допускать в качестве истинных, необходимых только такие жизненные положения, которые представляются уму ясно и четко, не могут вызывать никаких сомнений в их истинности.

2. Расчленять каждую сложную проблему или задачу на составляющие ее проблемы или задачи.

3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.

4. Не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Известно, что Декарт придумал свою философию очень интересным образом: будучи занятым в военных действиях, он с другими сослуживцами остановился на ночлег в доме. Внутри было очень холодно, и для того, чтобы согреться, будущий философ залез внутрь протопленной недавно печи. Там, согревшись, он огляделся и увидел нечто такое, что породило в его голове великие догадки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Рене Декарт

Мыслю, следовательно, существую

15. Декарт, Рене

II. ДЕКАРТ

II. ДЕКАРТ В письме, написанном в мае 1637 года, Декарт пишет о четвертой части “Рассуждения”, где он, исходя из cogito, утверждает достоверность Бога: “Задержавшись достаточно долго на этом размышлении, можно постепенно обрести весьма ясное, если я могу так выразиться,

§ 10. Бесконечное – Декарт

§ 10. Бесконечное – Декарт Ранее мы видели, что аргументы Зенона относятся ко всем проблемам и ко всем фундаментальным концепциям геометрии – теперь мы увидим, что они точно так же относятся к арифметике, и что, так сказать, невозможно сделать ни шага в сфере математики,

Рене Декарт

Рене Декарт 1596–1650Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках1637Основоположник современной философииО Наследие Декарта — важный этап в истории философии. Как выразился Гегель в своих Лекциях по истории философии, он в сущности

§ 7. Декарт

§ 7. Декарт Даже наш замечательный Декарт, инициатор субъективного рассмотрения и тем самым отец новой философии, подвержен еще в этом отношении труднообъяснимым смешениям, и мы сейчас увидим, к каким серьезным и достойным сожаления последствиям это привело в

62. Я мыслю, следовательно?

62. Я мыслю, следовательно? Меня зовут Рене. Я помню, что однажды прочитал о том, что если и существует что-то, в чем я всегда могу быть уверен, так это то, что, если я мыслю, значит, я существую. Если я, Давид, мыслю прямо сейчас, значит, я должен существовать, чтобы это мышление

1. Декарт

1. Декарт Рене Декарт является героем, еще раз предпринявшим дело философствования, начавшим совершенно заново все с самого начала и создавшим снова ту почву, на которую она теперь впервые возвратилась после тысячелетия отречения от нее. Влияние этого человека на его

Декарт

3. Р. Декарт

3. Р. Декарт Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Т. Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то французский математик и философ Ренэ Декарт[100] (1596–1650), напротив, поставил на первое место разум,

Глава IX. ДЕКАРТ

Глава IX. ДЕКАРТ Рене Декарта (1596—1650) обычно считают, и я думаю, правильно, основателем современной философии. Он – первый человек больших философских способностей, на чьи взгляды глубокое влияние оказали новая физика и астрономия. Хотя правда, что в его теориях

Лжедимитрий III, Декарт

Лжедимитрий III, Декарт Декарт. Я должен знать северные страны почти что не хуже вас. Порядочную часть своей жизни я жил и философствовал в Голландии; а под конец я умер в Швеции,[54] будучи еще большим философом, чем когда бы то ни было.Лжедимитрий. Я вижу по наброску вашей

БЫТЬ НЕЗАЩИЩЕННЫМ — ЗНАЧИТ ЖИТЬ, ЗАМКНУТЬСЯ В СЕБЕ — ЗНАЧИТ УМЕРЕТЬ

БЫТЬ НЕЗАЩИЩЕННЫМ — ЗНАЧИТ ЖИТЬ, ЗАМКНУТЬСЯ В СЕБЕ — ЗНАЧИТ УМЕРЕТЬ Ураган уничтожил посевы, а море залило землю. Поезд медленно тащился вперед, и по обеим сторонам пути виднелись поваленные деревья, дома без крыш и совершенно опустошенные поля. Буря наделала много

ДЕКАРТ

ДЕКАРТ …он хотел растопить строительную площадку от старого материала… Альберто встал из-за стола и снял с себя красный плащ. Перекинув плащ через спинку стула, он вновь расположился на диване.— Рене Декарт родился в 1596 году и провел жизнь в странствиях по Европе. Уже в

Читайте также: