Увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Специфическая характеристика правовой культуры и правомерного поведения россиянина. Совершенствование институтов гражданского общества их взаимодействие с политическими институтами. Социализация молодежи. Конструирование правовой безопасности личности.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.04.2016
Размер файла 12,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Пути повышения уровня правовой культуры и правомерного поведения личности

1. Особенности современной российской правовой культуры и правового поведения личности

2. Совершенствование институтов гражданского общества

3. Правовая социализация личности

4. Конструирование правовой безопасности личности

1. Особенности современной Российской правовой культуры и правового поведения личности

Предпосылки создания правового государства начались еще в перестроечные времена. Последующие годы существования нового российского государства ознаменовались, с одной стороны, дальнейшим продолжением демократических реформ, а с другой стороны - появлением социальных тенденций, свидетельствующих о нестабильности развития общества, таких как:

· снижение уровня правосознания и правовой культуры в целом у населения;

· снижение уровня гарантированности прав и свобод;

· нарушение баланса власти, при которой президент обладает большими полномочиями, чем может гарантировать закон

Консерватизм, недостаточная эффективность, высокий уровень коррумпированности административных и правовых институтов повсеместно выступают как препятствие на пути к применению и реализации норм и правил, предусмотренных современным российским законодательством.

Неполная реализация гражданами российской Федерации своих конституционных прав и свобод по-прежнему обусловлена объективной ограниченностью возможностей государства.

Высокая криминализация общества, коррупция не только влекут массовые нарушения прав и свобод, но и негативно сказываются на восприятии народом демократии как системы управления обществом.

Негативный отпечаток на положение дел в области соблюдения прав и свобод человека накладывают неразвитость гражданского общества, низкий уровень правовой культуры преобладающей части населения.

Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, отдаляют страну от культуры правового государства.

Данные социологического опроса показали, что правовая культура и правовое поведение личности в российском обществе характеризуются сложностью и неоднозначностью, что подчеркивается стремлением к законопослушному поведению и в то же время готовностью нарушить закон ради выгоды. Среди российского общества растет недовольство существующим в области правопорядком и неверие в торжество закона. У всех групп респондентов наблюдается определенный скептицизм в оценке работы правоохранительных органов, неверие в защиту государством прав граждан.

В целях искоренения правового нигилизма следует обратить внимание на уровень и качество самих юридических законов, что является причиной подрыва доверия.

Специфическая характеристика правовой культуры россиянина была выявлена и в психологических исследованиях, связывающих функцию закона с обеспечением справедливости, т.е. защитой позитивных ценность, в отечественное правосознание укореняется представление о негативной, карающей функции права.

В настоящее время в России наблюдается тенденция к разгосударствлеванию, характеризующемуся существенным противоречием. С одной стороны признаются права личности не только как гражданина, но и как человека. С другой стороны - в последние годы произошло ослабление российской государственности.

Суть этого противоречия в том, что, предоставляя личности большую свободу, общество одновременно не в силах взять на себя обязательства по защите прав, связанных с этой свободой, оно не имеет развитых правовых механизмов защиты свобод.

Специфической чертой современной российской правовой культуры и правового поведения личности является этикоцентризм, под которым мы понимаем идеологическое подчинение права более высоким, нравственным и религиозным ценностям.

Вычленяя особенности и характерные черты современной российской правовой культуры и правового поведения личности, мы характеризуем их как противоречивые, специфические и в определенной степени деформированные, поскольку разложение правовых и нравственных идеалов происходит оттого, что значительная часть нашего общества утеряла связь со своими национально-духовными корнями.

Сегодня как никогда российскому обществу необходимо нравственное и патриотическое самоочищение. Огромную роль в этом процессе может и должно сыграть прежде всего государство, т.к. обеспечение правомерного поведения и достаточного уровня правовой культуры граждан является первостепенной задачей любого государства мира.

Важно выделить самостоятельную правовоспитательную функцию государства. Общие условия ее обеспечения зависят от социально-экономического и политического развития общества.

Формирование правовой культуры и правомерного поведения личности граждан современного российского общества требует прежде всего переосмысления сложившейся современной системы ценностей и нравственно-правовых идеалов. В современных условиях назрела необходимость развития прежде всего гуманитарных наук на основе богатого духовного опыта российского народа, сконцентрированного в его нравственных и правовых ориентирах, составляющих национальные особенности российского правосознания и правового поведения.

Только в этом случае современная российская правовая культура сможет обрести твердую почву для решения задач своего развития и дальнейшего прогресса и обеспечить правомерное законопослушное поведение своих граждан, возможное лишь на основе высокого уровня правосознания и правовой культуры самих индивидов.

правовой культура личность социализация

2. Совершенствование институтов гражданского общества

В настоящее время одним из основных современных и эффективных способов повышения уровня правовой культуры и правового поведения личности является формирование и дальнейшее развитие гражданского общества и его институтов.

Для уяснения сущности влияния гражданского общества и его институтов на правовой культуры и правового поведения личности следует прежде всего проанализировать аналитические источники и основные этапы формирования концепции гражданского общества и показать его значение в деле повышения уровня правовой культуры и правового поведения личности.

Одним из первых, поставивших проблему гражданского общества во взаимосвязи с государством, был Т. Гоббс. Философ считал, что правитель обязан предоставить поданным некоторые свободы.

Особая заслуга в разработке глобальной концепции гражданского обществ и ее сущности принадлежит прежде всего философу идеалисту Г. Гегелю. Гражданское общество, с его точки зрения, есть сфера реализации особенных, частных целей интересов отдельной личности: здесь каждый для себя цель, все другие значимы лишь как средства для ее достижения. Ученый отмечает три основных компонента гражданского общества: систему потребностей, отправления правосудия и корпорации.

В настоящее время формирование гражданского общества в России рассматривается как официальная цель проводимых в нашей стране реформ.

Оживленная законодательная деятельность последних лет разбивается о тот факт, что до сих пор не разработан должный, налаженный механизм реализации законов. Сегодня незрела необходимость реформирования российской государственной системы и в целом системы социальных институтов. Современная структура гражданского общества может быть представлена следующим образом:

· основная единица общества - личность, политически эмансипированная, юридически право- и дееспособная;

· общественные организации и движения, формирующиеся на основе необходимости выражения и реализации разнообразных интересов;

· ассоциации избирателей, политические клубы и кружки;

· муниципальные организации и органы местного самоуправления;

· государственная и негосударственная сфера образования и воспитания;

· государственные и негосударственные средства массовой информации;

· политические партии, лоббистические организации при законодательных и исполнительных органах государственной власти;

· союзы предпринимателей, профсоюзы, ассоциации потребителей, научные и культурные организации, спортивные общества и т.д.

Сегодня в России существует вполне достаточное количество институтов гражданского общества (политические партии, профсоюзы, общественные движения, СМИ и т.д.). Между тем государство является инициатором появления новых для России институтов гражданского общества (например, Общественная палата), что свидетельствует о растущем стремлении власти построить гражданское общество в соответствии представлениями и под собственным контролем.

Механизм социального контроля гражданского общества над деятельностью гражданских институтов имеет правовой характер и является методом осуществления народовластия, средством защиты и обеспечения прав и свобод личности.

Через взаимодействие с политическими институтами гражданское общество способно влиять на общественно-политические и правовые процессы. Создание гражданского общества и его институтов представляет собой составную часть социального, правового и исторического процесса, показатель и фактор прогресса общества.

Институты гражданского общества, такие как, семья, школа, церковь, добровольные организации, союзы и т.п., призваны осуществлять социокультурное, экономическое, правовое и духовное воспроизводство общественной жизни, обеспечить социализацию, воспитание и обучение подрастающего поколения.

В случае удачного формирования институтов гражданского общества в современном российском государстве правовая культура индивида и, соответственно, его правомерное поведение должны служить условием обеспечения свободы и безопасности личности, гарантом его правовой защищенности, высокой гражданской и правовой активности, патриотизма и в целом законопослушного поведения в социуме.

3. Правовая социализация личности

Основанием тех или иных свойств личности является принадлежность индивида к определенной социальной системе, в которой и происходит его социализация. Для общества успех социализации является гарантией того, +сумеет ли молодое поколение воспроизвести опыт старшего поколения в системе социальных взаимодействий, так же смогут ли люди среднего и старшего возраста социально адаптироваться к постоянно изменяющимся общественным условиям. Неполадки в системе социализации ведут к дезорганизации общества, утрате прежде всего его культурных ценностей и достоинств, в том числе и в правовой среде.

В процессе правовой социализации осуществляется потребность самореализации индивида в правовом поле, в ходе которой личность усваивает правовые знания, навыки и ценности.

Основополагающим этапом правовой социализации молодежи в целом и формировании его правовой культуры в частности является исключительно юношеский период, т.к. в данном возрасте прежде всего формируется самосознание и ценностно-правовые установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении всей последующей жизни. Молодая личность в процессе правовой социализации не только усваивает характер существующих в данном обществе правовых отношений, накопленный правовой опыт и правовые ценности, но и преобразовывает их в свои собственные правовые ориентации и установки, в результате чего формируется его социально-правовая зрелость и правовая активность.

Правовую социализацию следует трактовать как процесс приобщения индивида к социально-правовой среде. Следует выделить две формы правовой социализации личности: специальную, которая представляет собой целенаправленную разработанную систему правовых средств воздействия на индивида и стихийную, заключающуюся в формировании определенных социально-правовых навыков связи с непосредственным социальным окружением.

Особенно важна в механизме формирования правовой социализации предупредительная роль права. Там, где религиозные и моральные нормы оказываются бессильны, заявляет о себе правовое предупреждение о неизбежности юридических санкций. Немаловажной ценностью права является инструментальная ценность. Оно предает действиям людей организованность и устойчивость.

Важным элементом механизма структуры правовой социализации является формирование правовой личной под воздействием внешних и внутренних факторов. Не менее важным элементом является правовая активность. На степень правовой активности и, следовательно, на процесс формирования правовой социализации личности влияют следующие факторы: психологические, юридические, экономические, социальные и духовные.

4. Конструирование правовой безопасности личности

Одним из ключевых направлений повышения уровня правовой культуры и правомерного поведения личности в современном российском обществе следует считать создание конструкции правовой безопасности личности.

Одной из главных форм проявления правовой безопасности личности является гражданская защита. Для самозащиты характерно, что субъект защищает себя собственными действиями.

К факторам, снижающим эффективность функционирования законодательства и создают угрозы правовой безопасности личности, следует отнести: необоснованную декларативанность законодательства, несоответствие законов объективным потребностям общественного развития, нарушение единого правового пространства и т.д.

Основным критерием эффективности законодательной деятельности должно стать обеспечение соответствия законодательного регулирования общественным интересам и потребностям.

Правовая безопасность личности как специфический правовой институт представляет собой сложное системное образование: с одной стороны - это один из видов безопасности личности в целом, с другой - правовая безопасность включает в себя правовое обеспечение различных видов безопасности человека.

Процесс конструирования правовой безопасности личности должен иметь сегодня приоритетное направление в современной правовой политике российского государства.

Подобные документы

Правовая социализация - это часть единого процесса включения индивида в общественные отношения данного конкретного общества. Факторы правового поведения. Процессы правовой социализации. Правовая культура, социализация личности. Механизм принятия решения.

реферат [26,4 K], добавлен 17.06.2008

Социальное значение правомерного поведения и общественные интересы. Юридическая регламентация и её антипод, противоречащий всем нормам и правилам. Ответственность в современном обществе за охрану правопорядка. Реальная социальная защищенность граждан.

контрольная работа [17,1 K], добавлен 21.11.2011

Правовая и избирательная культура студенческой молодежи как объект исследования. Электоральное поведение: модели, концепции политического участия, электоральные и установки. Способы повышения правовой культуры и электоральной активности студенчества.

реферат [36,1 K], добавлен 22.04.2014

Формирование политико-правовой культуры молодежи. Модели ее электорального поведения в регионах России. Факторы и причины политической пассивности молодежи. Способы повышения электоральной активности молодых людей в выборах и избирательном процессе.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 03.04.2011

Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

Жанр: Право


Правовая идеология способна освобождаться от заидеологизированности, что означает ее отказ от служения какой-либо партии, группе, вождю вопреки научному поиску и истине, основанной на объективной оценке правовых реалий.

В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.

§2. Правовая культура: понятие, структура, уровень

Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества. Но только с субъективной стороны, с той, которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура.

Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура предполагает:

определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

надлежащую степеньзнания населением законов;

высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);

результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).

Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсальных обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизации. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру как на категорию, охватывающую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности.

Основополагающей культурной ценностью является само право. Правы те ученые, которые уподобляют “изобретение” законов появлению, например, колеса. Закон как инструмент организации общественных отношений — пока непревзойденное и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает право. Право как дитя культуры проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания.

В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.

Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов и отправление правосудия по уголовным или гражданским делам.

Если отвлечься от многообразных проявлений правовой культуры, не давать их перечень, но попытаться классифицировать, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Составные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое совокупностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых действий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка — другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести:

формирование чувств права и законности;

освоение достижений логико-правового мышления;

повышение уровня законопроектных работ;

увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;

разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой — надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Было бы утопичным желание сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие:

•изучение памятников права и правоприменительной практики, как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Стр. 124 (25.1).

Правомерное поведение - это действие (бездействие) субъектов права, которое соответствует требованиям норм права или принципов права данного государства.

Стр. 124 (25.2).

Считаю данный отказ правомерным, так как сама процедура обмена железнодорожных билетов не столь проста, как может показаться, а так же эта процедура в любом случае приведет к потере денег. Переоформление билета предполагает, что необходимо сперва возвратить уже купленный билет на поезд. В соответствии с Правилами возврата железнодорожных билетов возврат железнодорожных билетов производится при предъявлении документов, удостоверяющих личность пассажира, которые были предъявлены при покупки проездного документа. А все это невозможно провести за 4 минуты. Существуют более разумные сроки возврата билетов.

Стр. 124 (25.3).

Юридическая оценка поведения

В моём понимании это возможность государственных органов, должностных лиц и иных субъектов механизма правового регулирования оценивать, с позиции права уровень поведения отдельных лиц или всего общества в целом, что позволяет сделать выводы о его состоянии. Например, в правоохранительной деятельности, можно выяснить, отдавал ли преступник себе отчет в своих действиях, как он вел себя до совершения преступления, в момент и после него, чем руководствовался. Или общественной жизни, например, можно сделать выводы о характерном уровне правовой культуры людей, понять как руководствуются они правом, используют ли его или же обходят. От правильной квалифицированной юридической оценки поведения лиц зависят и вытекающие правовые последствия, которые могут быть для них как позитивными, так и негативными.

Стр. 126 (25.4).

Структура правомерного поведения представляет собой единство четырех элементов:

Стр. 126 (25.5).

Объектом правомерного поведения являются определенные блага, на достижение которых направлены поступки субъектов, соответствующие их субъективным юридическим правам и обязанностям. Эти блага могу быть материальными, духовными, личными, а также определенными деяниями, в которых заинтересован субъект правомерного поведения.

Стр. 126 (25.6).

Субъективная сторона правомерного поведения представляет собой внутреннее (психическое) отношение субъекта к своему поведению, обусловливающее, предопределяющее его правомерность. Она включает мотив правомерного поведения и его цель. Цель правомерного поведения - это достижение, использование определенного блага, составляющего его объект. Мотив правомерного поведения - внутреннее, психическое побуждение к такому поведению.

Широко распространенная разновидность мотива правомерного поведения - привычка, глубоко не осознанная и далеко не всегда мотивированная, поступать в соответствии с правовыми предписаниями. Правовая привычка играет существенную и в целом позитивную роль в обеспечении правомерного поведения.

Широкое распространение имеет такой мотив правомерного поведения, как опасение государственного контроля и принуждения, а если точнее - страх перед наказанием.

Объективная сторона правомерного поведения - это действие или бездействие, соответствующее правовым предписаниям или не противоречащее им. Для объективной стороны правомерного поведения имеют значение способы совершения соответствующих поступков, используемые при этом средства, реальность достигнутых результатов. Не могут выступать в качестве элементов объективной стороны мысли, намерения, переживания субъектов правомерного поведения. Это значит, что юридической оценке подлежат только объективно выраженные деяния.

Правомерное поведение может рассматриваться и как процесс реализации правовых предписаний, и как уже реализованное в деяниях право. Реализация права всегда является актом человеческого поведения, в котором претворяются в жизнь предусмотренные правовыми нормами запреты, обязывания, дозволения.

Стр. 128 (25.7).

Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

В юридический состав входят:

1)субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или юридическое лицо, совершившие данное деяние);

2)объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым — жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);

3)субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины — умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел, в свою очередь, может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления, и косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы — легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло их предвидеть);

4) объективная сторона правонарушения — это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят:

— противоправность (формальный аспект);

— вредный результат (содержательный аспект);

— причинную связь между деянием и вредным результатом (результат должен быть следствием, а само поведение — причиной именно этого результата).

Стр. 128 (25.8).

Причинами правонарушений являются деформации в сознании людей (отрицание или непонимание ценности государства может повлечь совершение таких преступлений, как измена родине, шпионаж и др., неуважительное отношение к личности — убийства, телесные повреждения, неуважение к женщине — изнасилование, оскорбление, отсутствие трудолюбия — хищения имущества и т. д.).

В числе основных условий правонарушений можно назвать следующие:

-низкий материальный уровень жизни населения;

-плохая обеспеченность жильем;

-вредные привычки (алкоголизм, наркомания);

-низкий уровень культуры и правовой культуры в частности;

-недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и т.д.

Стр. 128 (25.9).

1) опоздание на работу – это дисциплинарный проступок;

2) засорение парка отходами – административное правонарушение;

3) неоказание медицинской помощи – здесь уголовное уже будет;

4) управление автомобилем в пьяном состоянии – административное правонарушение.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любое государство, стремящееся к реальной демократии придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Повышение правовой культуры населения, прежде всего видится в повышение качества законности, подготовке населения, распространении среди него правовых взглядов, идей и пропаганде принципов законности и правопорядка.

Законом создаются исходные ценности процедурно - процессуального порядка. Поэтому об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы: парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, и т.д.

На основе закона создаются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. Через посредство законов, и основанных на них подзаконных актов, утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. Законом создаются или формируются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое состояние правовой культуры: 1)психологическое(отражающее психологические процессы), 2) нормативное (фиксирующее совокупность норм права), 3) поведенческое (указывающее характер действий), 4) объектированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура подтверждена оценкам, что позволяет говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоления уровня низкого. Оценки будут относительные.

Разные люди, разные обязанности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по - разному оценивать культурные достижения в государственно - правовой сфере, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Изучая историю, мы находим, что в ней выработаны уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, в том числе и с помощью закона. К их числу следует отнести:

1.формирование чувства права и законности;

2.освоение достижений логико - правового мышления;

4.повышение уровня законопроектных работ;

5.увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

6.совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;

7.разделение властей законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

8.изучение памятников права и правоприменительной деятельности;

9.разделение властей законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

10.изучение памятников права и правоприменительной практики, как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Определяя роль закона в повышении правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие- либо должности в государстве, так как они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребляющие правом, пренебрежение правами гражданина пагубно сказывается на уровне культуры в целом.

Роль законодательства велика, она позитивно воздействует на ум, волю и поступки людей, также не в меньшей степени закон путем установления мер юридической ответственности способствует повышению уровня культуры, профилактируя совершение правонарушений.

Влияние на правовую культуру граждан юридической и иной социальной практики имеет место в рамках правотворческого процесса и толкования законодательства, в ходе осуществления юридических функций такими органами, как суд, прокуратура, органы МВД, арбитраж, нотариат, юридическая служба в народном хозяйстве и адвокатура.

Правовое информирование происходит в процессе воздействия юридической практики имеет место, во - первых, во время участия граждан в разрешении правовых вопросов в качестве заявителей, свидетелей, истцов и ответчиков и т.д., когда они приобретают личный правовой опыт. При осуществлении политики гласности работы Думы, судебного процесса, когда правовая культура населения повышается независимо от его личного участия в разрешении юридических дел. В ходе участия граждан и их организаций, трудовых коллективов в управлении и укреплении законности, предупреждении правонарушений.

Необходимость усиления воздействия юридической практики на правовую культуру граждан связана с улучшением деятельности государственных органов, повышением правовой культуры их должностных лиц для того, чтобы они прежде всего сами могли правильно уяснить содержание законодательства и затем довести его до сведения граждан.

Необходимо шире информировать граждан о функциях и задачах тех или иных учреждений, чтобы они смелее обращались них, не были отчуждены от юристов и законодательства. В юридической печати, отмечается, что помощь оказываемая юридическими консультациями, могла бы быть значительно эффективнее, если бы население больше знало о возможностях и назначении адвокатуры.

Развитие адвокатуры должно идти не только в сторону увеличения численности адвокатов, т.е. экстенсивным путем. Целесообразно наладить правовую помощь гражданам по месту жительства или работы, ввести в практику юридические консультации по телефону или с приглашением на дом. Особенно это было бы полезным для жителей сельской местности, инвалидов и некоторых других категорий граждан.

Наряду с юридическими консультациями адвокатуры могли бы активнее действовать и рекламировать свои услуги юридические консультации при областных, краевых, республиканских, городских организациях профсоюзов.

Большое значение для обеспечения доступности законодательства имеет вовлечение граждан в процессе выработки и принятия государственных решений на всех уровнях, выражающееся в процессах демократизации правотворческого процесса.

Темы лекций не должны быть широкими, потому что информация может быть усвоена продуктивно лишь до определенного объема. Лекции должны содержать конкретную информацию, изложение и объяснение правовых норм, указание на их источники, даже в том случае, если лектор имеет целью в первую очередь рассмотреть проблемы практического применения законодательства.

Среди форм устного правового информирования можно выделить правовую агитацию, т.е. индивидуальную работу с гражданами. Агитация как метод правоинформационной работы используется органами полиции, прокуратуры, суда и общественных организаций.

Повышение правовой культуры можно обеспечить помощью компьютерной техники. Работы по автоматизации процесса учета нормативно -правовых актов ведутся с 1970- х годов. В первую очередь они были вызваны потребностями в нормативно - правовой информации крупных государственных структур - министерств, ведомств, Госкомитетов и их подразделений - и были направлены на удовлетворение их запросов. Однако, в перспективе не исключалась возможность обеспечения доступа к автоматизированным информационно - поисковым системам по законодательству и для граждан.

Новые информационные технологии, основывающиеся на использовании персональных компьютеров в информационных процессах, позволяют относительно быстро, надежно и недорого удовлетворить потребности в нормативно - правовой информации самых различных ее потребителей. Это принципиальным образом меняет ситуацию, поскольку формируется реальная возможность использовать компьютер для обеспечения доступности законодательства значительному количеству индивидуальных пользователей.

Когда люди сталкиваются с чем - либо непонятным, что по их представлению является важным, они всегда стараются найти любую информацию, в которой содержалось бы необходимое разъяснение. Простота и доступность удовлетворения возникающей потребности с помощью слухов служит причиной их быстрого распространения.

В свою очередь обилие достоверных источников информации, в частности правовой, позволяет человеку избежать необходимости обращения к тем из них, которые могут быть охарактеризованы как ненадежные. Для того, чтобы препятствовать распространению слухов, формированию искаженного правосознания, формальные каналы правовой информации по степени своей доступности должны быть приближены к неформальным, удовлетворять запросы граждан как по содержанию, так и по форме. Законодательство как главный источник правовой информации должно быть доступным в первую очередь.

1.Иванов С.А.- О вопросах формирования правовой культуры школьников. Ж.//Право в школе№4, 2009 г.

2.Гасанов М.Г. Преемственность в формировании правовой культуры учащихся, дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2008 г.

- результаты правовой деятельности в виде духовных и ма­териальных благ, созданных людьми.

Закон как инструмент организации общественных отношений яв­ляется пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеа­ле проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: зако­ны способны, если они совершенные, формировать, в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочи­ваются и другие, обусловленные правом, юридические ценности. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на за­конность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надле­жащего правопорядка. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой куль­туры красноречиво свидетельствуют такие, например, процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок раз­решения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявляет­ся, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению про­блем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона из­даются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство законов и основанных на них под­законных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), ко­торые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное (отражающее психические процессы), нормативное (фик­сирующее совокупность норм права), поведенческое (указываю­щее на характер действий), объективированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возмож­ным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низ­кого. Разумеется, оценки будут относительны. Для одного обще­ства определенного времени развития по отношению к каким-то правовым явлениям будут употребляться одни эпитеты, а по от­ношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка будут другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны сущест­вуют серьезные препятствия в достижении единства интерпрета­ции правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определе­ния основных направлений повышения правовой культуры. В том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:




- формирование чувства права и законности;

- освоение достижений логико-правового мышления;

- повышение уровня законопроектных работ;

- увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

- совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;

- разделение власти законодательных, исполнительных и су­дебных учреждений;

- изучение памятников права и правоприменительной прак­тики как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, испол­нительных и правоохранительных органов.

Было бы утопичным сделать каждого гражданина юристом. Через призму широкого информирования граждан о праве, раз­личные формы обучения праву можно говорить о правовом вос­питании граждан. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для всех тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по зани­маемой должности обязан иметь необходимый их минимум:

1) обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;

2) создать базу для значительного расширения объема и по­вышения уровня правового поведения адресатов права;

3) обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы;

5) активизировать правомерное поведение.

Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо долж­ности в государстве. Эти и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению за­конов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным.

Выделяется также профессиональный уровень правовой куль­туры. Это культура юристов, практикующих в той или другой об­ласти. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, форми­рованием высокого уровня прогрессивного правосознания, степе­нью развития юридических наук, приобретением практических юридических навыков, степенью правовой активности профессио­налов.

Однако среди всех названных факторов особое место принад­лежит законодательству. Его роль, как убеждаемся, в позитив­ном воздействии на умы, волю и поступки людей, и прежде всего юридически подготовленных граждан и должностных лиц. Но не только. В не меньшей степени закон путем установления мер юри­дической ответственности способствует повышению уровня куль­туры, профилактируя отступление от нее со стороны тех, кто спо­собен на совершение правонарушения.

Правовая культура - это одновременно:

- определенный уровень правового мышления и чувственно­го восприятия правовой действительности;

- состояние процессов правотворчества и реализации права;

- специфические способы правовой деятельности;

- результаты правовой деятельности в виде духовных и ма­териальных благ, созданных людьми.

Закон как инструмент организации общественных отношений яв­ляется пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеа­ле проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: зако­ны способны, если они совершенные, формировать, в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочи­ваются и другие, обусловленные правом, юридические ценности. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на за­конность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надле­жащего правопорядка. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой куль­туры красноречиво свидетельствуют такие, например, процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок раз­решения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявляет­ся, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению про­блем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона из­даются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство законов и основанных на них под­законных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), ко­торые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное (отражающее психические процессы), нормативное (фик­сирующее совокупность норм права), поведенческое (указываю­щее на характер действий), объективированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возмож­ным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низ­кого. Разумеется, оценки будут относительны. Для одного обще­ства определенного времени развития по отношению к каким-то правовым явлениям будут употребляться одни эпитеты, а по от­ношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка будут другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны сущест­вуют серьезные препятствия в достижении единства интерпрета­ции правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определе­ния основных направлений повышения правовой культуры. В том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:

- формирование чувства права и законности;

- освоение достижений логико-правового мышления;

- повышение уровня законопроектных работ;

- увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

- совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;

- разделение власти законодательных, исполнительных и су­дебных учреждений;

- изучение памятников права и правоприменительной прак­тики как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, испол­нительных и правоохранительных органов.

Было бы утопичным сделать каждого гражданина юристом. Через призму широкого информирования граждан о праве, раз­личные формы обучения праву можно говорить о правовом вос­питании граждан. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для всех тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по зани­маемой должности обязан иметь необходимый их минимум:

1) обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;

2) создать базу для значительного расширения объема и по­вышения уровня правового поведения адресатов права;

3) обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы;

5) активизировать правомерное поведение.

Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо долж­ности в государстве. Эти и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению за­конов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным.

Выделяется также профессиональный уровень правовой куль­туры. Это культура юристов, практикующих в той или другой об­ласти. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, форми­рованием высокого уровня прогрессивного правосознания, степе­нью развития юридических наук, приобретением практических юридических навыков, степенью правовой активности профессио­налов.

Однако среди всех названных факторов особое место принад­лежит законодательству. Его роль, как убеждаемся, в позитив­ном воздействии на умы, волю и поступки людей, и прежде всего юридически подготовленных граждан и должностных лиц. Но не только. В не меньшей степени закон путем установления мер юри­дической ответственности способствует повышению уровня куль­туры, профилактируя отступление от нее со стороны тех, кто спо­собен на совершение правонарушения.

Читайте также: