12 статей томаса мюнцера кратко

Обновлено: 05.07.2024

В отечественной историографии на крестьянскую войну в Германии под руководством Томаса Мюнцера существуют две основные точки зрения. Долгое время считалось, что типологически это была крестьянская война, но только с тем отличием, что она происходила в рамках Реформации. В последнее время оформлена иная версия: эта война — одна из ранних форм буржуазной революции.

Говоря о причинах крестьянской войны, следует выделить две главные: 1) кризис феодальной системы в XVI в.; 2) раскол в реформационном движении.

Крестьянской войне предшествовало появление различных народных еретических сект, ересиархи которых предсказывали грядущую великую войну. Среди этих сект наиболее значимой была секта анабаптистов . Своими действиями и идеологически анабаптисты в дальнейшем вольются в крестьянскую войну. В 20-х гг. XVI в. во главе анабаптистов стоял подмастерье Николай Шторх .

Основоположником реформационного народного направления явился Томас Мюнцер (1490-1525). В качестве реформатора он начинал как единомышленник и соратник Лютера, но довольно скоро их пути разошлись. Мюнцер встает во главе крестьянско-плебейского крыла Реформации, с его идеями немедленных революционных действий, т.е. переходит от теории к революционной практике.

Центром соратников Мюнцера и центром будущей войны становится город Цвиккау . Здесь к ним присоединяются анабаптисты, которые под влиянием Мюнцера выходят за рамки сектанства и примыкают к революционному крестьянско-плебейскому крылу Реформации.

Анабаптисты становятся идейными единомышленниками и соратниками Мюнцера. Они начинают активно проповедовать революционные идеи, организовывать народные массы на восстание.

Крестьянская война, на которую Мюнцер поднял значительную часть населения германских земель, была им идеологически обоснована. Идеологическое обоснование крестьянской войны базировалось Мюнцером на его понимании Реформации прежде всего как социально-политического переворота. Этот переворот должны были, по

Мюнцеру, произвести самые обездоленные слои населения — крестьяне и городская беднота. Поднявшись на эту войну, или революцию, крестьяне и городская беднота должны были в результате победы установить новый общественный строй без классовых различий, эксплуатации, частной собственности.

Крестьянской войне под руководством Мюнцера предшествовали многочисленные волнения в Германии, где революционная обстановка к 20-м годам чрезвычайно накалилась. Первыми выступили рыцари во главе с Францем фон Зиккенгеном . Это имя впоследствии станет достоянием немецкой культуры. Идеологом рыцарского выступления, как пролога Крестьянской войны, был знаменитый немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен .

Крестьянская война началась в 1524 г. и закончилась в 1525 г. Развернулась она в юго-западных немецких землях, где было распространено реформационное религиозное учение Цвингли. Здесь же действовало радикальное крыло народной Реформации — анабаптисты. Война под руководством Мюнцера началась на верхнем Рейне, затем охватила регионы между верхним Рейном и верхним Дунаем. Первым требованием, которое выдвинули восставшие крестьяне, была отмена феодальных поборов. Но цели и задачи войны под руководством Мюнцера не сводилась только к этому положению.

Крестьянские восстания в регионах верхнего Рейна и верхнего Дуная можно рассматривать как пролог Великой Крестьянской войны, которая охватит постепенно большинство немецких земель: Верхнюю Швабию, Франконию, Тюрингию, Саксонию и др.

статьи: необходимость Реформы Церкви, обязательная выборность и сменяемость священников.

Весной, до того, как война под руководством Томаса Мюнцера была окончательно проиграна, Мюнцер планировал сделать главным регионом Крестьянской войны Северную Франконию и Тюринго-Саксонские районы. Здесь война проходила организованно, военными действиями руководил сам Мюнцер. Но осуществить свои замыслы ему не удалось. Против него выступили средне-германские князья, и

основным театром военных действий снова стала Швабия. Во время нового периода войны Мюнцер был тяжело ранен, захвачен в плен и после жестоких пыток казнен.

Летом 1525 г. Великая Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера заканчивается поражением. Причины ее поражения типичны для любой крестьянской войны: отсутствие союзников, разобщенность в действиях, локальность, отсутствие единого центра и т.п. Потеря выдающихся руководителей Томаса Мюнцера и Михаила Гайсмайера сыграла существенную роль в общем поражении этой изначально обреченной войны.

Гуситские войны в Чехии

В начале XV в. в Чехии развернулось широкое оппозиционное движение против католической церкви и прежде всего немецкого засилья. Чехия входила в состав Священной Римской империи, была ее окраиной, и хозяйничали здесь немцы. Во главе чешского оппозиционного движения становится профессор, ректор Пражского университета Ян Гус (1371-1415).

Как и крестьянская война под руководством Т. Мюнцера и М. Гайсмайера, движение, возглавляемое Яном Гусом, также проходило в рамках Реформации. В своих проповедях и лекциях Ян Гус требовал коренной реформы Церкви и резко обличал класс богатых. Это создавало ему широкую популярность среди обездоленных масс, но с другой стороны, настраивало против него представителей того общественного класса, к которому он сам принадлежал. Гус был хорошо известен не только как обличитель богатых, но и как проповедник-реформатор, причем он проповедовал, в основном, среди крестьян и бедноты, всеми своими помыслами и чаяньми обратившись к защите обездоленных и угнетенных. В качестве реформатора он считал неприемлемым очень многое в практике католической церкви — например, индульгенции. Он также призывал к отмене платы за церковные требы, обличал симонию духовенства, с которой еще в XI в. начали бороться клюнийские монахи. Естественно, Ян Гус не мог пройти мимо наболевшего для Чехии национального вопроса, выступая против немецкого засилья во всех областях общественной жизни Чехии.

Ян Гус перевел Библию на чешский язык. У него были многочисленные ,и очень талантливые последователи и ученики. Как это часто бывает, ученики Яна Гуса оказались настроенными еще более радикально, чем их великий учитель. Среди самых ярких, выдающихся последователей Гуса следует назвать Иеронима Пражского (1380-1416), который относился к радикальному крылу его последователей. Он призывал уже не к реформационным преобразованиям католического мира, а к расправе над католическим духовенством. Иероним Пражский отвергал иконы, св. мощи, католические обряды и т.д. Он отвергал католицизм in tota.

Папа Римский обвинил Яна Гуса в ереси и потребовал его выдачи и самого сурового наказания. В 1414 г. Ян Гус был вызван на Констанцский собор. Он отправился туда, имея при себе охранную грамоту, которая была ему выдана императором Священной Римской империи Сигизмундом I. Папа не принял во внимание охранную грамоту. На

соборе Яна Гуса даже не стали слушать. Его обвинили в ереси, арестовали и сожгли в Констанце в 1415 г. Та же участь постигла и его ученика, Иеронима Пражского.

Таким образом, гуситское движение, которое развернулось в это время в Чехии, потеряло своего лидера. В ответ на расправу с Яном Гусом по всей Чехии прокатились волнения. Дворянство направило протест Констанцскому собору. Народные проповедники в Чехии начали по-своему интерпретировать учение Гуса, придавая ему более радикальную направленность, в своих проповедях сближая Гуса с радикально настроенным Иеронимом Пражским.

Уже после смерти Яна Гуса, на горе Фавор близ Прати собралось несколько десятков тысяч крестьян, и летом 1419 г. начинается вооруженная борьба гуситов и католиков. В столице Чехии, Праге, поднимается городской плебс. Каждый месяц в восстание втягивались новые и новые города и деревни Чехии. В одних городах гуситы одерживали победу, в других терпели поражение от католиков, в третьих побеждал пронемеций патрициат. В это время происходит событие, изменившее ход гуситского восстания — умирает король Чехии Вацлав IV (1361-1419), и королем Чехии объявлен его брат — император Священной Римской империи Сигизмунд I (1419-1421). Но Чехия не приняла Сигизмунда, и в конце 1419 г. по стране прокатывается новая волна восстаний. В 1420 г. папа объявляет Крестовый поход против гуситов, во главе которого встал император Сигизмунд I. В Чехию вторгаются немецкие крестоносцы. Тогда в окрестностях Праги гуситы под руководством выдающегося полководца Яна Жижки (1360-1424) вступают в сражение с немецкими крестоносцами и одерживают победу.

Первый Крестовый поход против гуситов окончился неудачей, а проблема престолонаследия в Чехии осталась нерешенной. По Чехии снова прокатывается волна восстаний, и в 1421 г. папа объявляет Второй Крестовый поход против гуситской Чехии. И на этот раз армии Яна Жижки снова удалось обратить крестоносцев в бегство. Но в одном из сражений Ян Жижка был ранен и в результате ранения ослеп. Тем не менее он продолжал руководить движением гуситов.

Гуситы, принадлежащие к революционному крылу, называли себя таборитами (от названия горы Табор). В 1420 г. в южной Чехии возле этой горы был основан город с таким названием, ставший центром революционного движения гуситов. По социальному составу табориты были крестьяне, а также часть бюргерства и городской плебс. К таборитам примкнула и часть обедневшего дворянства. В программу таборитов входила не только реформа церкви, но и переустройство всей общественно-политической системы Чехии. Будущее государство представлялось им как царство равенства. Они требовали свободного толкования Св. Писания, уничтожения всех преимуществ католического культа, уничтожения католических церквей и монастырей в Чехии и секуляризации церковно-монастырской собственности. Табориты выступали против культа святых и почитания мощей, не признавали пышного облачения священнослужителей и считали, что богослужебный обряд может совершать любой человек, знающий Писание — даже женщина.

Такое радикальное настроение обычно не выдерживает собственного напряжения, и в лагере таборитов начался неизбежный раскол. Табориты раскололись на умеренных и радикально-хилиастических. Представители хилиастического направления учили о скором наступлении Царства Божия на земле, установлении социального равенства, отрицали собственность и семью. В ходе раскола хилиасты были изгнаны из табора

умеренными таборитами, главой которых становится Ян Жижка. Многие руководители хилиастов, обвиненные в ереси, были сожжены.

То, чего нельзя добиться силой, иногда можно добиться дипломатией. Ватикан и император все настойчивее говорили о необходимости прекращения гуситского движения, а это можно было осуществить только окончательно его расколов. Надо было на определенных условиях договориться с чашниками, которые выступали как оппозиция радикально настроенным гуситам.

Несмотря на поражение гуситского движения, оно не прошло бесследно для Чехии, оказав огромное влияние на историческую судьбу чешского народа. Гуситские войны на время объединили ту часть чешского общества, которая боролась за национальную независимость и за реформу Церкви, и способствовали формированию чешского национального самосознания. Ян Гус и Ян Жижка навсегда остались в памяти чехов стали героями нации. Эти войны оказали влияние не только на саму Чехию, но и на освободительную борьбу европейских народов, в первую очередь — славянских (в Словакии).

Крестьянские войны — частое явление в европейской истории. Восстания были направлены на улучшение социального положения, были и религиозные мотивы для выступлений. Повстанцы собирали армию для нападения на своих господ, требуя снизить налоговый гнёт.

Взглянем на одну из программ бунтовщиков Крестьянской войны 1524-1526 гг., распространявшуюся тогда по немецким городам. Называется она просто и лаконично: "12 статей" .

Программа "минимум"

В Крестьянскую войну были разработаны три основных текста:

  1. "Статейное письмо" — самая революционная программа;
  2. "Гельброннская программа" — требования учитывали интересы не только крестьянства, но и рыцарства;
  3. "12 статей" — наиболее умеренная программа крестьян.

Всё по пунктам

Статья первая

Крестьяне требовали возможность выбора всей общиной священника, а также право на его смещение . Священник должен был проповедовать "чиcтое Евангелие" без примесей людского творчества.

Статья вторая

Десятину народ платить будет, но часть её следует отдавать беднякам из общины.

Статья третья

С опорой на Библию крестьяне постановили:

Христос пролитием Своей драгоценной крови освободил и искупил всех нас, — как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными

Статья четвёртая

Простолюдинам было запрещено ловить рыбу, дичь и птицу. Крестьяне требуют отменить этот запрет, опять же, опираясь на Библию:

И благословил их Бог, и сказал им Бог: и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле

Статья пятая

Отменить запреты на свободное использование леса крестьянами.

Статья шестая

Призыв не допускать чрезмерных сборов барщины.

Статья седьмая

Крестьянин может получить землю от своего господина по соглашению.

. Если господину потребуется служба, то крестьянин должен более других быть для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за подобающую плату

Статья восьмая

Оброк следует установить "по справедливости".

Статья девятая

Штрафы следует изымать "сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу".

Статья десятая

Пашни и луга нужно вернуть в общинное пользование.

Статья одиннадцатая

Статья связана с так называемым "посмертным побором" с семьи умершего крестьянина (да, такой существовал) :

Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против Божьей чести и правды у вдовы и сирот отнимали их достояние… И те, которые должны были бы защищать и охранять нас, обдирали бы и обчищали нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и всё остальное.

Статья двенадцатая

Вывод из всех статей. Заканчивается словами

Неутешительные итоги

Эпизод Крестьянской войны: граф Хельфенштейн у подножия своего горящего замка издевается над крестьянами

Эпизод Крестьянской войны: граф Хельфенштейн у подножия своего горящего замка издевается над крестьянами

Кровопролитная Крестьянская война унесла приблизительно 100 000 жизней. Это восстание было самым масштабным в Европе вплоть до Французской революции. Восстание сопровождалось погромами имений. Армии повстанцев были разгромлены.

Как мы видим, в требованиях крестьян не было ничего такого уж несбыточного и утопичного. Их интересы были простыми и довольно приземлёнными. Всё же, князья отказались от любых уступок, и расправились с восставшими.

Понравилась статья? Подпишитесь на "Иксторию" — история искусства и искусство истории.

M. M. Смирин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Двенадцать статей

В этой напряжённой обстановке многое зависело от положения в городах, которое внушало феодалам немалую тревогу. Плебейские массы открыто высказывали свои симпатии крестьянам и помогали им. Поступавшие в Швабский, союз сведения о настроениях городских низов убеждали его руководителей в том, что городские власти сами не справятся с положением, что дальнейшие успехи революционных крестьян могут привести в движение и средние слои горожан. Руководители опасались за судьбу самого Швабского союза, которому грозил распад в случае отпадения городов.

Сознавая опасность сложившейся ситуации, руководители Швабского союза решили форсировать события, поскольку они убедились, что время работает на крестьян: в крестьянские лагери прибывают всё новые и новые силы; всё больше усиливается связь крестьян с городскими низами. В начале апреля 1525 г. командир войск Швабского союза Георг Трухзес, нарушив заключённое с умеренными крестьянскими руководителями перемирие, внезапно напал на крестьянский лагерь у Лейпгейма, близ Ульма. Разбив здесь крестьян, Трухзес двинул свои регулярные силы против плохо вооружённых и организационно не связанных между собой главных крестьянских лагерей Верхней Швабии. Преимущества войск Швабского союза в вооружении и военной организации были очевидны. И всё же расчёты Трухзеса покончить с крестьянами одним ударом не оправдались.

Вероломное нападение Трухзеса на Лейпгеймский лагерь вызвало новую мощную волну революционных выступлений крестьянских масс, которые вышли далеко за пределы Верхней Швабии и Шварцвальда, распространяясь по всей Средней Германии. Отдельные отряды революционных крестьян оказывали Трухзесу ожесточённое сопротивление. В горных районах Трухзес вынужден был прибегать к длительной позиционной войне. У городка Вейнгартен, севернее Боденского озера, Трухзес, зажатый крестьянскими отрядами, почувствовал, по его собственному признанию, опасность военной катастрофы.

Разбив в конце апреля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян, Трухзес направился на север — в сторону Франконии и Тюрингии, где создавались новые очаги движения.

Далее читайте:

Публикации:

Aus dem sozialen und politischen Kampf. Die zwölf Artikel der Bauern. hrsg. v. A. Götze und L. E. Schmitt, Halle, 1953; в рус. пер. - Хрестоматия по истории ср. веков, т. 3, М., 1950, с. 122-26.

Крестьяне хотели справедливого суда, личной свободы, снижения ренты, укрепления общинной автономии.

Много есть нечестивцев, кои ныне, видя объединение крестьянства, находят предлог хулить Евангелие, говоря: не таковы ли плоды нового Евангелия? — Никому не повиноваться повсеместно устраивать возмущения и бунты, образовывать скопища, и все для того, чтобы изменить существующие духовные и светские власти, изгнать их, даже может быть и перебить их. На все эти безбожные и злобные суждения служат ответом нижеследующие тезисы, дабы, во-первых, смыть поношение со слова божия, а во-вторых, христиански оправдать неповиновение и даже восстание всех крестьян.

Во-первых, Евангелие не причина возмущения или восстания. Ибо оно есть проповедь Христа, обетованного Мессии, а слова и жизнь его учат только любви, миру, терпению и единодушию. Итак, все верующие в этого Христа должны стать любящими, мирными, терпеливыми и единодушными. Поэтому основа всех крестьянских тезисов (как это ясно видно) направлена к выполнению Евангелия и к устроению жизни на его заветах. Каким же образом дерзают нечестивцы называть Евангелие источником возмущения и неповиновения? Если, однако, некоторые нечестивцы и враги Евангелия противятся и восстают против таких чаяний и стремлений, то причина этому не Евангелие, а дьявол, его злейший враг, с помощью неверия побуждающий к этому покорных ему людей, дабы в них заглушить и отнять у них слово божие (которое учит любви, миру и единодушию).

Во-вторых, совершенно ясно, что крестьяне жаждут в своих тезисах евангельского учения и евангельской жизни и не могут называться непокорными, бунтовщиками. Если же господь желает услышать крестьян (которые богобоязненно молятся о том, чтобы иметь силы жить по слову божию), то кто станет отрицать волю божию? Кто дерзнет вмешаться в его решение? Кто осмелится противиться его величию? Разве он не услышал сыновей Израиля, когда они взывали к нему, и не освободил их из-под ига фараонова? Разве не может он и днесь спасти своих рабов? Да, он спасет их! И это совершится скоро! Посему верующий христианин да читает нижеследующие тезисы с усердием и по ним да судит.

Тому следуют тезисы:

Первый тезис

Во-первых, наша смиренная просьба и стремление, а также наше общее желание и мнение, что нам впредь должны принадлежать права и власть, чтобы вся община сама намечала и выбирала пастора. Также община должна иметь право сместить его, если он себя ведет неподобающим образом. Таковой избранный пастор должен нам чисто и ясно проповедывать святое Евангелие, без каких-либо человеческих добавлений, измышлений и толкований, и постоянно возвещать нам истинную веру. Ибо непрерывная проповедь истинной веры даст нам основание просить у господа о ниспослании благодати, чтобы он вселил в нас эту истинную веру и укрепил нас в ней. Если же благодать божия в нас не вселится, то мы навек останемся никуда негодной, грешной плотью и кровью; как ясно сказано в Писании, мы можем приблизиться к господу лишь через истинную веру и только с помощью его милосердия должны достигнуть блаженства. Посему нам необходим такой предстатель и пастор, и это требование оправдывается словами Писания.

Второй тезис

Во-вторых большая десятина установлена была в Ветхом завете, а в Новом завете — исполнена. Тем не менее мы охотно согласны давать справедливую десятину зерном, но только так, как это подобает, сколько следует отдавать во имя божие и наделять сынов божиих. Если ее заслуживает пастор, проповедующий вполне ясно слово божие, то мы намерены установить, чтобы поставленные общиной наши церковные старосты впредь собирали и принимали эту десятину. Из нее пусть они выдают сколько нужно, по справедливости, на достаточное содержание пастору, который будет избран всей общиной, — ему и его домочадпам, как решит вся община. И что останется, то надо раздать (нуждающимся беднякам, какие окажутся в том же селе) в зависимости от положения дел и от решения общины. Что останется сверх того, следует хранить на случай военного похода для защиты страны; дабы не приходилось отягощать бедняков земельными налогами, то из этого остатка должны быть покрыты общественные нужды. Также, если бы оказалось, что одно или несколько сел сами продали по нужде свою десятину, то купившие должны ясно показать, каким путем им досталась она от целого села, и тогда владелец не лишается ее, но мы по справедливости, смотря по роду и положению дела, войдем в соглашение с ним, дабы в надлежащий срок и время ее снова у него выкупить. Если же кто не купил таковой у какого-нибудь села, а его предки сами присвоили себе ее, то мы не желаем и не должны впредь считать за собой какой-нибудь долг перед ними, а будем только давать, как сказано выше, выбранному нами пастору на его содержание или раздавать нуждающимся, будь то духовные или светские лица, как стоит в священном Писании. Малой десятины мы совсем не будем платить, ибо господь бог отдал скот людям безвозмездно; мы считаем ее несправедливой, придуманной людьми. Посему мы ее больше не желаем платить.

Третий тезис

В-третьих, до сих пор велось, что нас считали не людьми, а чужой собственностью; сие жалости достойно, ибо Христос ведь пролил свою драгоценную кровь и спас и искупил нас всех, и пастуха наравне с самым знатным, без всякого исключения. Поэтому в Писании значится, что мы свободны, и мы желаем быть свободными. Но не тому учит нас господь, чтобы мы были совсем свободными и не признавали никаких властей. Мы должны жить по заповедям божьим, а не в свободном плотском распутстве, обязаны любить бога, познавать нашего господа в наших ближних и поступать с другими во всем так, как мы хотели бы этого от других, как заповедал нам господь на вечере. Потому мы должны жить по его заповеди. Эта заповедь указывает и повелевает нам не то, чтобы не повиноваться властям, а, напротив, не только перед властями, но и перед всяким мы должны смиряться, мы обязаны также охотно повиноваться нашим выборным и установленным властям (которые поставлены нам от бога) во всех справедливых и христианских делах. Итак, мы не сомневаемся, что вы освободите нас как истинных и верных христиан от крепостной зависимости или Евангелием научите нас стать таковыми.

Четвертый тезис

В-четвертых, до сих пор велось, что ни один бедняк не имел права и не допускался охотиться за дичью, за пернатыми и ловить рыбу в речных водах. Нам думается, что это совершенно несправедливо и не по-братски, а своекорыстно и не соответствует слову божию. Также в некоторых местах господа разводят диких животных нам на зло и в великий вред, ибо наш хлеб (который господь взрастил на пользу человеку) бесполезно и по произволу пожирается неразумными зверьми (и мы это также должны терпеть и притом молчать). Это противно богу и во вред ближнему. Когда господь сотворил человека, он дал ему власть над всеми тварями, над птицами в воздухе, над рыбою в воде. Потому наше желание таково: если кто владеет водными угодьями и может надлежащими бумагами доказать, что эти водные угодья так и проданы ему вполне сознательно, то мы не станем у него отнимать их силой, ибо к этому должно отнестись по-христиански, ради братской любви к ближнему. Но кто не в состоянии дать достаточных доказательств, должен надлежащим образом передать угодья общине.

Пятый тезис

В-пятых, нам тяжело приходится также из-за рубки леса, ибо наши помещики всецело присвоили себе все леса, и когда бедняк нуждается в чем-нибудь, ему приходится покупать за двойную цену. Наше требование таково: какие найдутся леса и владеют ими духовные и светские господа, которые их приобрели не покупкой, и те леса должны снова отойти ко всей общине. И община вольна отпускать бесплатно каждому по его нужде дрова на отопление, а также, когда ему нужно строиться, давать ему бесплатно, но все с ведома выбранных для этой цели общинных лесничих. Если же где окажется только такой лес, который куплен честным путем, то с владельцем надо войти в братское соглашение по-христиански. Но если это владение изначала присвоено самовольно и после того продано, то должно войти в соглашение по роду дела и по велению братской любви и священного Писания.

Шестой тезис

В-шестых, мы тяжко обременены повинностями, которые со дня на день умножаются и с каждым днем увеличиваются. Мы просим, чтобы их рассмотрели по справедливости, дабы нас так тяжко не обременяли, но поступали бы с нами милостиво, как с нашими родителями, когда они служили, — только по смыслу слова божия.

Седьмой тезис

В-седьмых, мы не желаем впредь терпеть от помещика дальнейшего отягощения, а на каких условиях помещик дал какому-нибудь крестьянину ленное владение по справедливости, на таких тот должен владеть им, согласно договору помещика с крестьянином. Помещик не должен сверх срока выжимать и вынуждать от него службу или еще что даром, дабы крестьянин мог без обременения и спокойно обрабатывать и пользоваться этим участком. Если же помещик нуждается в его службе, то крестьянин должен ему добровольно и покорно выполнить ее, но только в определенные часы и время, дабы это не было в ущерб крестьянину, и службу эту крестьянин должен выполнять ему лишь за справедливую плату.

Восьмой тезис

В-восьмых, тяжко нам, что многие из нас владеют наделами, а те наделы не в состоянии переносить лежащие на них оброки, и крестьяне от этого лишаются тех наделов и гибнут. Пусть помещики прикажут честным людям осмотреть эти наделы по справедливости, дабы крестьянин не работал даром, ибо каждый поденщик заслуживает платы.

Девятый тезис

В-девятых, нам тяжко приходится из-за уголовных преступлений, для которых постоянно издаются новые статьи закона, и нас наказывают не по существу дела, а то по великой злобе к одним, то по чрезмерной благосклонности к другим. Наше требование таково, чтобы на нас налагались наказания по старому писаному закону, сообразно с наказуемым деянием, а не по пристрастию.

Десятый тезис

В-десятых, нам тяжко, что некоторые присвоили себе луга и пашни, принадлежащие общине; их мы обратно заберем в руки общины, разве только окажется, что они куплены честным путем. Но если они приобретены несправедливыми средствами, то пусть владельцы добровольно и по-братски придут к соглашению с общиной, как того требует положение дела.

Одиннадцатый тезис

В-одиннадцатых, мы желаем, чтобы совершенно был уничтожен обычай, называемый Todfall — присвоение помещиком крестьянского наследства. Мы никогда не потерпим и не согласимся, чтобы, противно богу и чести, так позорно грабили вдов и сирот, как это происходит во многих местах (на различные лады). То имущество, которое они должны были бы защищать, они у нас отняли, и если бы могли, совсем бы нас обобрали. Господь этого больше не потерпит, и это должно быть совершенно уничтожено; никто впредь не обязан ничего давать, ни малой доли наследства, ни большой.

В-двенадцатых, вот каково решение и окончательное мнение: если окажется, что какой-нибудь или несколько тезисов, что здесь приведены, не соответствует слову божию, то мы тогда не настаиваем на таких тезисах; и где нам покажут, что они противны слову божию, мы от них отступимся, если нам объяснят это на основании Писания. И даже если сейчас удовлетворят несколько тезисов, а впоследствии окажется, что они несправедливы, то с того же часа они должны отмереть и отпасть. Также должны потерять силу другие тезисы, если воистину, согласно Писанию, найдутся такие, которые противны богу и тягостны для ближних; мы от них воздержимся; и решили мы действовать и жить по христианскому учению, о чем мы молим нашего господа бога, который один может нам это дать и никто другой. Да сойдет мир Христа на всех нас.


Крестьянская война в Германии в 1524–1525 годах вошла в историю как самое крупное народное выступление в Европе XVI веке.

Территория: Священная Римская империя, разрозненные части Германии: Швабия, Франкония, Тюрингия; Швейцария, Эльзас (Франция) Зальцбург и Тироль (Австрия) и др.

  • борьба против гнёта светских и духовных феодалов.,
  • ликвидация политической раздробленности.

Плебс – это представитель простого нарда.

Состав участников и их цели.

  • требовало возвращения захваченных дворянами общинных земель,
  • сокращение оброка и барщины,
  • уничтожение личной зависимости крестьян,
  • отмена церковной детины.
  • объединение германских земель,
  • сделать императора реальной главой объединённой Германии.


Вождь народного движения – Томас Монцер.

  • отмена личной зависимости крестьян,
  • возврат общинной собственности,
  • ликвидация церковной деятельности,
  • ограничение барщины, оброка,
  • разрешение каждой деревне самостоятельно выбирать себе священника,
  • отмена второстепенных повинностей,
  • сокращение арендной платы.


Хроника событий.

  • 26 мая 1524 г. Начало восстания, выступление в Форхейме, успешное: на сторону крестьян перешла община города, бургомистр и солдаты.
  • Выступление в Нюрнберге, толпу крестьян г разогнали при помощи пушек.
  • Лето 1524 г. - центром восстания стал город Штюлинген. Повстанцев возглавил бывший солдат Ганс Мюллер.
  • В городе Вальдсгут крестьяне объединились с горожанами и создали Евангельское братство. Они решили, что будут платить налоги только императору Священной Римской империи.
  • Еще более радикальными стали требования сторонников проповедника Томаса Мюнцера. Они предлагали объединения христиан в братство для борьбы с духовными и светскими властями.
  • Начало 1525 года – восстание перекинулось на регион Альгой на границе современной Австрии и Германии.
  • Апрель 1525 года- Георг фон Вальдбург начал боевые действия против повстанцев.
  • Другой противник восставших – ландграф Филипп Гессенский.
  • Июнь 1525 года – победа над повстанцами в Тюрингии.
  • Осень 1525 года – восставшие потерпели поражение на территории Германии.
  • Весна 1526 года — восставшие потерпели поражение на территории в Австрии.

Исторические личности.

Лидеры восставших:

Томас Мюнцер, Яков Рорбах, Флориан Гайер, Готфрид фон Берлихинген, Михаэль Гайсмайр.

Командующие войсками Священной Римской империи: Георг фон Вальдбург, Филипп I Гессенский.

  • Гибель большого количества повстанцев. Численность восставших крестьян достигала 300 тыс. Около 100 тыс. из них погибло.
  • Разгром повстанцев не только на территории Священной Римской империи, но и Австрии.

Значение.

Это была первая попытка в Германии свергнуть феодальный строй революционным путём.

Читайте также: