Третий вселенский собор кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ежедневно по будним дням с 10-00 до 14-00 дежурным священником совершаются заказные богослужения (молебен, панихида, отпевание).

Таинство Крещения совершается по предварительной договоренности в субботу в 15-00, а в особых случаях – в будние дни с 10-00 до 14-00 часов.

Ежедневно с 10-00 до 14-00 проводятся собеседования священника с братиями и сестрами по их потребности и в связи с воцерковлением перед Таинством Крещения.

© Официальный сайт Собора Архистратига Божия Михаила п. Токсово

188664 Ленинградская обл., Всеволожский район, п. Токсово, ул. Лыжная, дом 16. Тел: 8 (911) 186-63-48, 8 (81370) 56-835

Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь: 1. Никейский, 2. Константинопольский, 3. Ефесский, 4. Халкидонский, 5. Константинопольский 2-й. 6. Константинопольский 3-й и 7. Никейский 2-й.

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.

На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.

На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем.

Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

На Соборе присутствовало 200 епископов.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, — Богородицею.

Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане.

Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

На Соборе присутствовало 650 епископов.

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I.

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.

На Соборе присутствовало 165 епископов.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью.

Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков — монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.

После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.

Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый "Номоканон", а по-русски "Кормчая Книга", которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

ПРИМЕЧАНИЕ: Римско-Католическая Церковь, вместо семи, признает более 20 Вселен. соборов, неправильно включая в это число соборы, бывшие в Западной Церкви после разделения Церквей, а лютеране, несмотря на пример Апостолов и признание всей Христианской Церкви, не признают ни одного Вселенского Собора.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Краткие сведения о Коране

Краткие сведения о Коране Коран является священной книгой мусульман, он представляет собой запись тех “откровений”, которые Мухаммед изрекал на протяжении двадцати с лишним лет. Откровения эти собраны в суры (главы), состоящие из аятов (стихов). В канонической версии

Краткие сведения о Библии

Краткие сведения о Библии Библия состоит из семидесяти семи книг — пятидесяти книг Ветхого Завета и двадцати семи книг Нового Завета. Несмотря на то, что её записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она, в отличие от Корана,

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Леонид Андреевич Беляев (род. 1948 г.), доктор исторических наук, руководитель сектора в Институте археологии РАН. Специалист по городской археологии, древнерусской культуре, истории архитектуры и строительства, иконографии. Обладает обширным

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ ОТЦА АРСЕНИЯ

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ ОТЦА АРСЕНИЯ Отец Арсений родился в Москве в 1894 г. В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916 г. окончил университет, болел эндокардитом более восьми месяцев. В это

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Леонид Андреевич Беляев (род. 1948 г.), доктор исторических наук, руководитель сектора в Институте археологии РАН. Специалист по городской археологии, древнерусской культуре, истории архитектуры и строительства, иконографии. Обладает обширным

Глава 1 Краткие географические сведения

Глава 2 Краткие исторические сведения

Глава 2 Краткие исторические сведения Люди, первыми ступившие на американский континент, несомненно, не подозревали, что делают именно это. Почти наверняка они были охотниками, следовавшими на восток за стадами мамонтов и оленей-карибу из северо-восточной Сибири через

Краткие церковно-исторические сведения

Краткие церковно-исторические сведения Содержание: Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге. До Миланского эдикта. После Миланского эдикта (313 г.). Вселенские Соборы. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое

Краткие сведения о переводах Писания

Краткие сведения о переводах Писания Греческий перевод семидесяти толковников (Септуагинта). Самый близкий к оригинальному тексту Писания Ветхого Завета есть перевод александрийский, известный под именем греческого перевода семидесяти толковников. Он был начат по

Краткие Сведения о Евангелии.

2. ПОНЯТИЕ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ

Краткие сведения об имаме аль-Бухари

Краткие сведения об имаме аль-Бухари Имя и нисбы[10] аль-БухариИмя имама - Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи; его кунья[11] - Абу ‘Абдуллах.Рождение и детствоИмам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу одиннадцатого числа месяца шавваль 194

Краткие сведения об имаме аз-Зубайди

Краткие сведения об имаме аз-Зубайди Выдающийся знаток хадисов Абу-ль-‘Аббас Зайн ад-дин Ахмад бин Ахмад бин Абд ал-Латиф аш-Шарджи аз-Зубайди, лучший мухаддис Йемена своего времени, улем и автор ряда трудов, родился в пятницу двенадцатого рамадана 812 года хиджры в селении

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Тре­тий Все­лен­ский Со­бор был со­зван в 431 г. в го­ро­де Ефе­се им­пе­ра­то­ром Фе­о­до­си­ем II Млад­шим.

События, предшествовавшие Собору

Со­бор был со­зван про­тив лже­уче­ния ар­хи­епи­ско­па Несто­рия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, ко­то­рый нече­сти­во учил, буд­то Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия ро­ди­ла про­сто­го че­ло­ве­ка Хри­ста, с Ко­то­рым по­том Бог со­еди­нил­ся нрав­ствен­но, оби­тал в Нем, как в хра­ме, по­доб­но то­му, как преж­де оби­тал в Мо­и­сее и дру­гих про­ро­ках. По­то­му и Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста Несто­рий на­зы­вал бо­го­нос­цем, а не Бо­го­че­ло­ве­ком, а Пре­свя­тую Де­ву на­зы­вал хри­сто­ро­ди­цею, а не Бо­го­ро­ди­цею (по­дроб­нее см. Несто­ри­ан­ство).

Опре­де­лен­ное вре­мя это уче­ние рас­про­стра­ня­лось толь­ко как част­ное мне­ние в круж­ке лю­дей, за­ни­мав­ших­ся бо­го­слов­ски­ми во­про­са­ми, и по­то­му оно не встре­ча­ло опро­вер­же­ний и осуж­де­ний со сто­ро­ны Церк­ви. Но Несто­рий, став в 428 го­ду ар­хи­епи­ско­пом Кон­стан­ти­но­по­ля, за­те­ял сде­лать это уче­ние об­ще­цер­ков­ным. Ак­тив­ная про­по­ведь но­во­го уче­ния при­ве­ла к вол­не­ни­ям в Кон­стан­ти­но­по­ле. Несто­рия ста­ли об­ви­нять в ере­си Пав­ла Са­мо­сат­ско­го, так как бы­ло по­нят­но, что речь идет не толь­ко о на­зва­нии Де­вы Ма­рии Бо­го­ро­ди­цей, а о Ли­це Иису­са Хри­ста. Несто­рий стал пре­сле­до­вать сво­их про­тив­ни­ков и да­же осу­дил их на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре 429 г., но тем толь­ко уве­ли­чил чис­ло сво­их вра­гов, ко­то­рых и без то­го бы­ло мно­го по слу­чаю пред­при­ня­то­го им ис­прав­ле­ния нра­вов кли­ра. Ско­ро слух об этих спо­рах про­ник и в дру­гие церк­ви, и здесь на­ча­лись рас­суж­де­ния.

В Ан­тио­хии и Си­рии очень мно­гие при­ня­ли сто­ро­ну Несто­рия, по пре­иму­ще­ству ли­ца, вы­шед­шие из Ан­тио­хий­ско­го учи­ли­ща. Но в Алек­сан­дрии и Ри­ме уче­ние Несто­рия встре­ти­ло силь­ное про­ти­во­дей­ствие, оно бы­ло осуж­де­но в 430 го­ду на Рим­ском и Алек­сан­дрий­ском со­бо­рах.

Для пре­кра­ще­ния та­ко­го раз­до­ра меж­ду пред­сто­я­те­ля­ми зна­ме­ни­тых церк­вей и утвер­жде­ния пра­во­слав­но­го уче­ния им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий II ре­шил­ся со­звать Все­лен­ский Со­бор. Несто­рий, чью сто­ро­ну в то вре­мя за­ни­мал Фе­о­до­сий, сам про­сил со­зы­ва Все­лен­ско­го Со­бо­ра, на­хо­дясь в убеж­де­нии, что его уче­ние, как пра­виль­ное, вос­тор­же­ству­ет.

История Собора

Фе­о­до­сий на­зна­чил со­бор в Ефе­се в са­мый день Пя­ти­де­сят­ни­цы 431 г. В Ефес при­бы­ли свт. Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский с 40 еги­пет­ски­ми епи­ско­па­ми, Иуве­на­лий Иеру­са­лим­ский с па­ле­стин­ски­ми епи­ско­па­ми, Фирм, еп. Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, Фла­виан Фес­са­ло­ни­кий­ский. При­был и Несто­рий с 10 епи­ско­па­ми и два выс­ших чи­нов­ни­ка, дру­зья Несто­рия. Пер­вый – Кан­ди­ди­ан – как пред­ста­ви­тель им­пе­ра­то­ра, вто­рой – Ири­ней – про­сто как рас­по­ло­жен­ный к Несто­рию. Не бы­ло толь­ко Иоан­на Ан­тио­хий­ско­го и пап­ских ле­га­тов. По про­ше­ствии 16 дней сро­ка, на­зна­чен­но­го им­пе­ра­то­ром для от­кры­тия со­бо­ра, Ки­рилл ре­шил­ся от­крыть со­бор, не до­жи­да­ясь от­сут­ству­ю­щих. Чи­нов­ник Кан­ди­ди­ан про­те­сто­вал про­тив это­го и по­слал до­нос в Кон­стан­ти­но­поль.

Открытие Собора. Низложение Нестория

Пер­вое за­се­да­ние бы­ло 22 июня в церк­ви Бо­го­ро­ди­цы. Несто­рия при­гла­ша­ли на со­бор три ра­за. Но в пер­вый раз он дал от­вет неопре­де­лен­ный, вто­рой раз от­ве­чал, что при­дет, ко­гда все епи­ско­пы съе­дут­ся, а в тре­тий – да­же не вы­слу­шал при­гла­ше­ния. То­гда со­бор ре­шил рас­смот­реть де­ло Несто­рия без него. Бы­ли про­чи­та­ны Ни­кео-Ца­ре­град­ский сим­вол, по­сла­ния к Несто­рию, ана­фе­ма­тиз­мы Ки­рил­ла и по­сла­ния Несто­рия к Ки­рил­лу, его бе­се­ды и про­чее.

От­цы на­шли, что по­сла­ния Ки­рил­ла за­клю­ча­ют в се­бе пра­во­слав­ное уче­ние и, на­про­тив, по­сла­ния и бе­се­ды Несто­рия – непра­во­слав­ное. По­том от­цы про­ве­ри­ли, как Несто­рий учит в на­сто­я­щее вре­мя, не от­ка­зал­ся ли он уже от сво­их мыс­лей. По сви­де­тель­ству епи­ско­пов, бе­се­до­вав­ших в Ефе­се с Несто­ри­ем, ока­за­лось, что он при­дер­жи­ва­ет­ся преж­них мыс­лей. На­ко­нец, бы­ли про­чи­та­ны из­ре­че­ния от­цов Церк­ви, пи­сав­ших о Ли­це Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Здесь то­же Несто­рий про­ти­во­ре­чит им. При­няв все это во вни­ма­ние, от­цы Ефес­ско­го со­бо­ра при­зна­ли уче­ние Несто­рия ере­ти­че­ским и опре­де­ли­ли ли­шить его са­на и от­лу­чить от цер­ков­но­го об­ще­ния. Под при­го­во­ром под­пи­са­лось 200 епи­ско­пов, и пер­вое за­се­да­ние кон­чи­лось.

В тот же день со­бор в Ефе­се объ­явил о низ­ло­же­нии Несто­рия и по­слал уве­дом­ле­ние об этом кли­ру в Кон­стан­ти­но­по­ле. Ки­рилл еще от се­бя на­пи­сал пись­ма епи­ско­пам и на­сто­я­те­лю Кон­стан­ти­но­поль­ско­го мо­на­сты­ря ав­ве Дал­ма­ту. Вско­ре бы­ли от­прав­ле­ны и ак­ты со­бо­ра им­пе­ра­то­ру. Несто­рию был объ­яв­лен при­го­вор на дру­гой день по­сле за­се­да­ния. Он, ко­неч­но, его не при­нял и в до­не­се­нии им­пе­ра­то­ру жа­ло­вал­ся на непра­виль­ные, буд­то бы, дей­ствия со­бо­ра, об­ви­нял осо­бен­но Ки­рил­ла и Мем­но­на и про­сил им­пе­ра­то­ра или пе­ре­ве­сти со­бор в дру­гое ме­сто, или дать ему воз­мож­ность бла­го­по­луч­но воз­вра­тить­ся в Кон­стан­ти­но­поль, по­то­му что, по его сло­вам, его жиз­ни угро­жа­ет опас­ность.

Альтернативный собор сторонников Нестория. Низложение Кирилла

Меж­ду тем в Ефес при­был Иоанн I Ан­тио­хий­ский с 33 сир­ски­ми епи­ско­па­ми. От­цы со­бо­ра его уве­до­ми­ли, чтобы он не вхо­дил в об­ще­ние с осуж­ден­ным Несто­ри­ем. Но Иоанн был не до­во­лен ре­ше­ни­ем де­ла не в поль­зу Несто­рия, и по­то­му, не вхо­дя в об­ще­ние с Ки­рил­лом и его со­бо­ром, со­ста­вил свой со­бор с Несто­ри­ем и при­е­хав­ши­ми епи­ско­па­ми. К Иоан­ну при­мкну­ло несколь­ко епи­ско­пов, быв­ших на со­бо­ре св. Ки­рил­ла. На со­бор Иоан­на так­же при­был им­пе­ра­тор­ский упол­но­мо­чен­ный. Со­бор Иоан­на при­знал осуж­де­ние Несто­рия неза­кон­ным и на­чал суд над Ки­рил­лом, Мем­но­ном и дру­ги­ми епи­ско­па­ми, осу­див­ши­ми Несто­рия. Ки­рил­лу бы­ло неспра­вед­ли­во по­став­ле­но в ви­ну, меж­ду про­чим, что уче­ние, из­ло­жен­ное в его ана­фе­ма­тиз­мах, сход­но с нече­сти­ем Ария, Апол­ли­на­рия и Ев­но­мия. И вот со­бор Иоан­на осу­дил и низ­ло­жил Ки­рил­ла и Мем­но­на, от­лу­чил от цер­ков­но­го об­ще­ния, впредь до рас­ка­я­ния, про­чих епи­ско­пов, осу­див­ших Несто­рия, до­нес обо всем в Кон­стан­ти­но­поль им­пе­ра­то­ру, кли­ру и на­ро­ду, про­ся им­пе­ра­то­ра утвер­дить низ­ло­же­ние Ки­рил­ла и Мем­но­на.

Император в затруднении

Фе­о­до­сий, ко­то­рый по­лу­чил, кро­ме до­не­се­ний Ки­рил­ла, Несто­рия и Иоан­на, еще до­не­се­ние Кан­ди­ди­а­на, не знал, как по­сту­пить в этом слу­чае. На­ко­нец, он рас­по­ря­дил­ся, чтобы все по­ста­нов­ле­ния со­бо­ров Ки­рил­ла и Иоан­на бы­ли уни­что­же­ны и чтобы все епи­ско­пы, при­быв­шие в Ефес, со­бра­лись вме­сте и по­кон­чи­ли спо­ры мир­ным об­ра­зом. Ки­рилл не мог со­гла­сить­ся с та­ким пред­ло­же­ни­ем, так как на его со­бо­ре бы­ло вы­не­се­но пра­виль­ное ре­ше­ние, а Иоанн Ан­тио­хий­ский пред­став­лял дей­ствия сво­е­го со­бо­ра пра­виль­ны­ми, о чем оба до­но­си­ли в Кон­стан­ти­но­поль.

По­ка ве­лась эта пе­ре­пис­ка, Со­бор под пред­се­да­тель­ством Ки­рил­ла про­дол­жал свои за­се­да­ния, ко­то­рых бы­ло семь. На вто­ром за­се­да­нии бы­ло про­чи­та­но по­сла­ние па­пы Ке­ле­сти­на, при­ве­зен­ное толь­ко те­перь при­быв­ши­ми ле­га­та­ми, и при­зна­но бы­ло вполне пра­во­слав­ным; в тре­тьем – рим­ские ле­га­ты под­пи­са­ли осуж­де­ние Несто­рия; в чет­вер­том – Ки­рилл и Мем­нон, непра­виль­но осуж­ден­ные Иоан­ном (ко­то­рый не явил­ся на при­гла­ше­ние явить­ся на за­се­да­ние) бы­ли оправ­да­ны; в пя­том – Ки­рилл и Мем­нон для опро­вер­же­ния об­ви­не­ний, воз­ве­ден­ных на них Иоан­ном, осу­ди­ли ере­си Ария, Апол­ли­на­рия и Ев­но­мия, а Со­бор от­лу­чил от цер­ков­но­го об­ще­ния са­мо­го Иоан­на и си­рий­ских епи­ско­пов; в ше­стом – за­пре­ще­но на бу­ду­щее вре­мя из­ме­нять что-ли­бо в Ни­кео-Ца­ре­град­ском Сим­во­ле или вме­сто него со­став­лять дру­гие, на­ко­нец, в седь­мом – Со­бор за­нял­ся ре­ше­ни­ем част­ных во­про­сов по раз­гра­ни­че­нию епар­хий. Все со­бор­ные ак­ты бы­ли по­сла­ны им­пе­ра­то­ру для утвер­жде­ния.

Те­перь Фе­о­до­сий на­хо­дил­ся в еще боль­шем за­труд­не­нии, чем преж­де, по­то­му что непри­язнь меж­ду Со­бо­ром и сто­рон­ни­ка­ми Иоан­на уве­ли­чи­лась в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни. А вель­мо­жа Ири­ней, при­быв­ший в сто­ли­цу из Ефе­са, силь­но дей­ство­вал при дво­ре в поль­зу Несто­рия. Епи­скоп Ака­кий Бер­рий­ский по­дал им­пе­ра­то­ру со­вет, уда­лив от со­бор­ных рас­суж­де­ний Ки­рил­ла, Мем­но­на и Несто­рия, по­ру­чить всем осталь­ным епи­ско­пам пе­ре­смот­реть вновь де­ло Несто­рия. Им­пе­ра­тор так и по­сту­пил. Он по­слал в Ефес чи­нов­ни­ка, ко­то­рый взял под стра­жу Ки­рил­ла, Мем­но­на и Несто­рия, и на­чал при­нуж­дать к со­гла­сию про­чих епи­ско­пов. Но со­гла­ше­ния не по­сле­до­ва­ло.

Защита Православия аввой Далматом. Император утверждает определение Собора

Меж­ду тем св. Ки­рилл на­шел слу­чай из-под стра­жи на­пи­сать кли­ру и на­ро­ду кон­стан­ти­но­поль­ско­му, а так­же ав­ве Дал­ма­тию о про­ис­хо­дя­щем в Ефе­се. Ав­ва Дал­ма­тий со­брал ино­ков кон­стан­ти­но­поль­ских мо­на­сты­рей и вме­сте с ни­ми при мно­го­чис­лен­ном сте­че­нии на­ро­да, с пе­ни­ем псал­мов, с го­ря­щи­ми све­тиль­ни­ка­ми, от­пра­вил­ся ко двор­цу им­пе­ра­то­ра. Вой­дя во дво­рец, Дал­ма­тий про­сил им­пе­ра­то­ра, чтобы пра­во­слав­ные от­цы бы­ли осво­бож­де­ны из за­клю­че­ния и чтобы бы­ло утвер­жде­но опре­де­ле­ние со­бо­ра от­но­си­тель­но Несто­рия.

По­яв­ле­ние зна­ме­ни­то­го ав­вы, 48 лет не вы­хо­див­ше­го из сво­е­го мо­на­сты­ря, про­из­ве­ло силь­ное впе­чат­ле­ние на им­пе­ра­то­ра. Он обе­щал утвер­дить ре­ше­ние со­бо­ра. За­тем в церк­ви, ку­да от­пра­вил­ся ав­ва Дал­ма­тий с ино­ка­ми, на­род от­кры­то про­воз­гла­сил ана­фе­му Несто­рию. Та­ким об­ра­зом ко­ле­ба­ния им­пе­ра­то­ра кон­чи­лись. Оста­ва­лось толь­ко при­ве­сти сир­ских епи­ско­пов в со­гла­сие с со­бо­ром. Для это­го им­пе­ра­тор при­ка­зал спо­ря­щим сто­ро­нам вы­брать по 8 де­пу­та­тов и при­слать их в Хал­ки­дон для вза­им­ных рас­суж­де­ний в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра. В эту де­пу­та­цию со сто­ро­ны пра­во­слав­ных во­шли два рим­ских ле­га­та и епи­скоп Иуве­на­лий Иеру­са­лим­ский. Со сто­ро­ны за­щит­ни­ков Несто­рия – Иоанн Ан­тио­хий­ский и Фе­о­до­рит Кир­ский. Но и в Хал­ки­доне не бы­ло до­стиг­ну­то со­гла­ше­ние, несмот­ря на за­бо­ты Фе­о­до­сия. Пра­во­слав­ные тре­бо­ва­ли, чтобы сир­ские епи­ско­пы под­пи­са­ли осуж­де­ние Несто­рия, а сир­ские не со­гла­ша­лись и не хо­те­ли при­ни­мать, как они вы­ра­жа­лись, дог­ма­тов Ки­рил­ла (ана­фе­ма­тиз­мов). Так де­ло и оста­лось нере­шен­ным. Впро­чем, Фе­о­до­сий те­перь пе­ре­шел ре­ши­тель­но на сто­ро­ну пра­во­слав­ных епи­ско­пов. По окон­ча­нии хал­ки­дон­ско­го со­ве­ща­ния он из­дал указ, в ко­то­ром при­ка­зал всем епи­ско­пам воз­вра­тить­ся на свои ка­фед­ры, в том чис­ле и Ки­рил­лу, а Несто­рия еще преж­де уда­лил в Ан­тио­хий­ский мо­на­стырь, из ко­то­ро­го он преж­де был взят на кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру. Пре­ем­ни­ком Несто­рия пра­во­слав­ные епи­ско­пы по­ста­ви­ли Мак­си­ми­ли­а­на, из­вест­но­го сво­ей бла­го­че­сти­вой жиз­нью.

После Собора. Восточный раскол и примирение 433 г.

Во­сточ­ные епи­ско­пы во гла­ве с Иоан­ном Ан­тио­хий­ским, от­прав­ля­ясь из Хал­ки­до­на и Ефе­са на свои ка­фед­ры, по до­ро­ге со­ста­ви­ли два со­бо­ра, один в Тар­се, на ко­то­ром сно­ва осу­ди­ли Ки­рил­ла и Мем­но­на, и дру­гой в Ан­тио­хии, на ко­то­ром со­ста­ви­ли свое ис­по­ве­да­ние ве­ры. В этом ис­по­ве­да­нии бы­ло ска­за­но, что Гос­подь Иисус Хри­стос – со­вер­шен­ный Бог и со­вер­шен­ный че­ло­век и что на ос­но­ва­нии нес­лит­но­го в Нем един­ства Бо­же­ства и че­ло­ве­че­ства Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия мо­жет быть на­зва­на Бо­го­ро­ди­цей. Та­ким об­ра­зом, во­сточ­ные от­цы от­сту­пи­ли от сво­их несто­ри­ан­ских воз­зре­ний, но от ли­ца Несто­рия не от­ка­за­лись, по­че­му раз­де­ле­ние меж­ду ни­ми и Ки­рил­лом про­дол­жа­лось. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий не те­рял все-та­ки на­деж­ды при­ми­рить церк­ви и по­ру­чил ис­пол­нить это сво­е­му чи­нов­ни­ку Ари­сто­лаю. Но толь­ко Пав­лу, епи­ско­пу Эмес­ско­му, уда­лось при­ми­рить от­цов сир­ских с алек­сан­дрий­ски­ми. Он убе­дил Иоан­на Ан­тио­хий­ско­го и дру­гих сир­ских епи­ско­пов со­гла­сить­ся на осуж­де­ние Несто­рия, а Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го – под­пи­сать Ан­тио­хий­ское ис­по­ве­да­ние ве­ры. Ки­рилл, ви­дя, что это ис­по­ве­да­ние пра­во­слав­ное, под­пи­сал его, но не от­ка­зал­ся и от сво­их ана­фе­ма­тиз­мов. Та­ким об­ра­зом мир был вос­ста­нов­лен лишь в 433 го­ду. С Ан­тио­хий­ским ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры, как с пра­во­слав­ным, бы­ла со­глас­на вся Все­лен­ская Цер­ковь и оно по­лу­чи­ло зна­че­ние точ­но­го ис­по­ве­да­ния ве­ры древ­не­пра­во­слав­но­го уче­ния об об­ра­зе со­еди­не­ния в Гос­по­де Иису­се Хри­сте двух естеств и их вза­им­ном от­но­ше­нии. Им­пе­ра­тор утвер­дил это ис­по­ве­да­ние и при­нял окон­ча­тель­ное ре­ше­ние от­но­си­тель­но Несто­рия. Он был со­слан в 435 г. в один оа­зис в еги­пет­ских пу­сты­нях.

Решения Собора

На Со­бо­ре бы­ло из­ло­же­но во­семь пра­вил. Из них, кро­ме осуж­де­ния несто­ри­ан­ской ере­си, важ­но – пол­ное за­пре­ще­ние не толь­ко со­став­лять но­вый, но да­же до­пол­нять или со­кра­щать, хо­тя бы од­ним сло­вом, Сим­вол, из­ло­жен­ный на двух пер­вых Все­лен­ских Со­бо­рах.

Вме­сте с за­блуж­де­ни­я­ми Несто­рия бы­ла осуж­де­на и по­явив­ша­я­ся на за­па­де пе­ла­ги­ан­ская ересь. Осуж­де­ние ере­си Пе­ла­гия бы­ло про­из­не­се­но еще в 418 го­ду на По­мест­ном Со­бо­ре в Кар­фа­гене и толь­ко бы­ло под­твер­жде­но Тре­тьим Все­лен­ским Со­бо­ром.

С апостольских времен Церковь решает все насущные вопросы на собраниях глав общин — соборах. Для решения проблем, имеющих общецерковное значение, византийские императоры созывали Вселенские Соборы, на которые приглашали всех епископов всех поместных церквей.

Вселенские соборы формулировали непреложные истины Православия — догматы, правила церковного управления, общецерковной и частной христианской жизни — каноны.

Догматические и канонические решения Вселенских соборов обязательны для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.

Первый Вселенский собор

Вселенские соборы

Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр.

Прошел в Никее в 325 году. Был созван против ереси Ария, считавшего Христа высшим творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

  • осуждено арианство;
  • утвержден догмат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении;
  • составлен Никейский Символ веры;
  • установлено время празднования Пасхи.

Второй Вселенский собор

Вселенские соборы

Второй Вселенский собор. Император Феодосий Великий, Нектарий патр. Константинопосльский, Кирилл патр. Иерусалимский, Дамасий папа Римский, Мелетий патр.

Прошел в Константинополе в 381 году. Был созван против ереси Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь Македония;
  • утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном;
  • Символ веры был дополнен 5 пунктами. С этого момента он оставался неизменным.

Третий Вселенский собор

Прошел в Эфесе в 431 году. Был созван против ереси Нестория, учившего, что Христос изначально был человеком, и только потом в Него вселился Бог.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь несториан;
  • утвержден догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природы.

Четвертый Вселенский собор

Вселенские соборы

Четвертый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Прошел в Халкидоне в 451 году. Был созван против ереси монофизитов, отвергавших человеческую природу во Христе.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь монофизитов;
  • утвержден догмат о том, что при воплощении Божество и человечество соединились во Христе как едином Лице неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Пятый Вселенский собор

Вселенские соборы

Пятый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Прошел в Константинополе в 553 году. Был созван из-за споров несториан и монофизитов.

Важнейшие решения собора:

  • подтверждены решения III и IV Вселенских Соборов.

Шестой Вселенский собор

Вселенские соборы

Шестой Вселенский собор. Император Константин Погонат, Петр патр. Александрийский, Епифаний Ефесский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.

Прошел в Константинополе в 680 году. Был созван против учения монофелитов об одной — Божественной — воле во Христе.

Важнейшие решения собора:

  • утверждено учение о двух волях во Христе по двум природам — Божественной и покорной ей — человеческой.

Седьмой Вселенский собор

Вселенские соборы

Седьмой Вселенский собор; Греция; XVI в.; мастер: Феофан Критский; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Ставроник

Прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь иконоборчества;
  • утвержден догмат об иконопочитании.

Вы можете посмотреть этот текст в виде инфографики и распечатать его в формате А4.

Сергей Худиев. Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое?

''В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, "запрещает всякое играние", а мы и сами играем, и детям разрешаем играть'' Ну так не играй и запрещай своим детям играть или ты ожидаешь что бы это было принято на гос уровне? Тогда очнись,мы живем в стране где число атеистов или мусульман каждым разом превосходят числу православных,а значит скоро мы должны либо вернуть ссср либо же запретит свинину ,а не игры. Рцп в современной политической системе не играет никакой роли.

Почему Православная Церковь не соблюдает Правила Вселенских Соборов сейчас?
Прежде всего, 50-е и 51-е Правила VI Вселенского Собора - как быть с ними?

Что Вы имеете ввиду, говоря что эти правила не соблюдает Церковь? Учитывая, что обращены они к действиям отдельных её членов.

В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, "запрещает всякое играние", а мы и сами играем, и детям разрешаем играть. 51-е правило начинается: "Сей Собор совершенно запрещает быти смехотворцам", а мы и сами смехотворим (особенно священники), и детям разрешает смеяться. Правила Семи Вселенских Соборов обращены не к частным лицам, а ко ВСЕМ христианам, о чем говорится в 1-м и 2-м Правиле того же VI собора, с анафемой несогласным. Так почему же мы не исполняем этих Правил? ЖДУ ОТВЕТА РЕДАКЦИИ.

50-е правило VI Собора повторяет предписания 42-го и 43-го Апостольских правил, воспрещающих мирянам и священнослужителям предаваться азартным играм, а не играм вообще. А в 51-м правиле "смехотворцами" называются те, кого сейчас мы называем комиками, т.е. те, кто своей профессией имеет смешить людей. То есть тут речь идет не о запрете веселиться, а говорится о недопустимости посещения цирка и театра, но тут опять же надо понимать, что цирк и театр в VII веке и сейчас различаются принципиально.

Правила обращены ко всем, но ответственность за их соблюдение лежит на каждом индивидуально. Это относится к любым видам правил, не только к церковным. Так что спрашивать почему кто-то не соблюдает правила логично у того, кто их не соблюдает, а не у абстрактных людей в интернете.

Читайте также: