Садово парковое искусство японии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сад или парк - неотъемлемый элемент японской архитектуры. Его наличие было обязательным для монастырских комплексов , дворцовых или замковых ансамблей и жилищ простых японцев (при отсутствии земельного участка, его заменяли высаженные на подоконнике миниатюрные, карликовые растения – бонса́й ).

Японские ландшафтные сады могут занимать и значительные площади, и быть весьма миниатюрными. Однако и в том, и в другом случаях, в них тщательно воссоздаются основные элементы естественного природного ландшафта, несущие в себе определённую смысловую нагрузку и символику.

Все элементы японского сада располагались таким образом, чтобы у созерцающего его с определенной точки человека (напомню, что сады, чаще всего не предназначались для прогулок по ним), создавалось ощущение далёкой перспективы, почти бесконечного пространства.

Также, чтобы сады выглядели неизменными в любое время года, в них избегали высаживать цветущие растения. Кроме того, обязательным элементом в них, является наличие камней, разных размеров и форм.

Таким образом, при создании ландшафтного сада или парка соблюдались следующие условия:

  • Наличие двух элементов – камня и воды, символизирующих Инь – Ян.
  • Следование естественности.
  • Асимметричность композиции (ни один из объектов не может повторять форму, цвет, позицию другого и ни одна из воображаемых линий, которая могла бы соединить объекты сада, не может быть параллельной, а также равной по длине другой);
  • Наличие открытого пространства.
  • Минимализм – максимум выразительности при минимуме средств.
  • Спокойная цветовая гамма.

Благодаря этому, японским садам присуща атмосфера спокойствия, чистота форм, тонкость и совершенство деталей.

Функцией тянива была неспешная прогулка участников церемонии к чайному павильону с тем, чтобы, наслаждаясь видами природы, они могли постепенно отрешится от мыслей об обыденном (суетном) и настроится на умиротворённый, созерцательный, философский лад.

Они расположены группами – 5 – 2 – 3 – 2 – 3. Особенностью этого сада является то, что при его осмотре с любой точки террасы одновременно видно лишь 14 камней, один всегда будет скрыт от вашего взгляда.

Кроме того, несмотря на кажущуюся неизменность такого пейзажа, в разное время года, суток, состояние погоды он оказывается разным: в зависимости от освещения меняется длина и форма теней, оттенок цвета камней, на них выпадает роса, иней, дождь или снег и т.д. Это должно было символизировать непознаваемость и многомерность Вселенной, при её очевидной гармонии, разумности и кажущейся простоте устройства.

Сад цубо является маленькой вселенной, созданной в тесном пространстве между своим и соседним домом, или даже в собственном доме японца.

Он представляется воплощением философии жизни и находчивости японцев, умудряющихся даже в тесных городских домах жить в единении с природой.

Следующая статья будет посвящена чайной церемонии - не пропустите. :)

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете различные материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:


Японское ландшафтно-парковое искусство зиждется на умении подчеркнуть природные красоты, руководствуясь эстетическими и философскими идеями. Мастера стараются избегать чрезмерного искусственного декорирования и сосредоточены на возможности выделить естественный ландшафт. Согласно древней синтоистской религии природные особенности, такие как горы, водопады и леса имею свой собственный дух и душу.

Предпосылки развития садово-паркового искусства Японии

За сотни лет своего существования, озеленение в Японии превратилось в оригинальную художественную форму и стало важной частью культуры страны. Искусство японского сада тесно связано с архитектурой и обработкой натуральных материалов, которые являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. История японской традиции художественного оформления уличного пространства восходит примерно к 7 веку, а первые документы об их дизайне относятся к 10 веку.

Остатки древних каменных сооружений, датируемых 5 веком нашей эры, имеют отдаленное внешнее сходство, с встречающимися в ландшафтном дизайне образцами. Подобные древности, в виде плоских вертикальных, расположенных кругом камней, обнаружены археологами на острове Акито и на Хоккайдо. Однако ученые склоняются к версии, об использовании их для проведения духовных ритуалов, а не для красоты. Будет вполне справедливым утверждение, что для того периода концепция централизованного планирования парков и садов была не столь актуальна. Эти камни были объектами поклонения и местом воздания молитв духам природы. Но духовные основы сублимировались в художественные формы осмысленного размещения камней в садах и парках. В период с седьмого века по десятый, привносились новые культурные и религиозные аспекты из Китая и Кореи. Именно они и сыграли важную роль в развитии садово-паркового искусства Японии, стали философской основой для оригинального японского видения пространства. Компоновка камней подчеркивает уважение к природе и абстрактным представлениям мира, полученным из религии и философии. Дизайнеры используют натуральные камни без какой-либо искусственной обработки.

Предназначение японских садово-парковых ансамблей


Философия японского ландшафтного дизайна

Так или иначе, а идеи, реализованные на веренице островов на восточной окраине Азии, развились под влиянием дзэн-буддизма, который был привезен из Китая в тринадцатом веке, и дополнились самобытностью Японии. Оценка и понимание традиционного японского сада является сложной и трудной задачей. Визуальные объекты и конструкции, воспринимаемые западным обывателем по различию форм, текстуре и цвету менее важны для азиатского ценителя. На первый план выходят невидимые философские, религиозные и символические значения. Понимание приходит с анализом истории происхождения и значения ключевых элементов, присутствующих в той или иной форме, почти в каждом японском саду: воды, камней, растений… При проектировании парков используют такие элементы, как пруды, ручьи, водопады, острова и холмы, чтобы создать миниатюрные репродукции природных пейзажей.

Символизм в ландшафтном дизайне Японии


Журавли и черепахи, согласно китайской мифологии — символы долголетия. Часто острова формой напоминают именно этих представителей фауны, являющих собой воплощение благоприятных обстоятельств и долговечности. Другим благоприятным символом является Кибунэ, корабль сокровищ, который плывет по морям. В инсталляциях его часто представляют группой камней. Подобные острова, из-за своего священного характера, недоступны для человека. Помимо сакральных, парки могут иметь островки, соединенные с основной территорией мостами. Часто на них размещаются чайные беседки. В сухих садах, или садах камней, островки представлены каменной породой интересных форм, установленных на песке. Группы камней могут быть расположены близко к краю водоема или его символического изображения.

Символ триединства Будды, представлен в ансамблях тремя вертикально расположенными камнями. Самый большой камень, который всегда находится в центре, представляет Будду, а два поменьше, помещенных рядом, представляют собой бодхисаттв.

Бамбук и сливовые деревья часто представлены в композиции. Комбинация сосны, бамбука и сливы символизирует благоприятные обстоятельства. Слива — воплощение энергии и символ терпения, благодаря способности к раннему цветению после суровой зимы.

Эстетика парковых ансамблей


Уникальная японская эстетика традиционных садов проистекает из дзэн-буддизма. Влияние религии из Китая осуществлялось в два этапа. Первые веяния буддизма в стране относятся к периоду правления династии Тан, дзен концепции пришли из китайской эпохи Сун. Японские монахи, возвращающиеся из Китая, привезли учение, а вместе с ним и предметы искусства, которые высоко ценились аристократией, верующими и воинами того времени. Влияние на искусство и архитектуру Японии были невероятно впечатляющими и продолжительными.

Для того, чтобы постичь сущность вещей, все несущественные элементы должны быть отброшены. Изобразительное искусство той эпохи, выраженное черными чернила суми, убеждало ценителей, что монохромное изображение позволяет узреть бесконечные варианты оттенков. Эта тенденция перенеслась и в японскую эстетику садов, где преимущественно преобладал монохроматический зеленый цвет. Цветы призваны были лишь выгодно подчеркнуть и возвысить ценность цвета основного.

Элементы японского сада

Постройки, мосты, заборы, дорожки проектируются с использованием естественных материалов. Дизайнер сада должен скрывать свои творческие инновации и креативные идеи под видом природы. Скрупулезно обрезанный бонсай, должен казаться вековым деревом, выросшим естественным образом.

Пруды, фонтаны, водопады и мосты


Пруд, является одним из основных элементов в японских садах. Для соответствия естественному аналогу, техногенные пруды асимметричны. Берег водоемов обычно подчеркнут камнями. Поток воды из водопада или ручья, устремленный к пруду символизирует человеческое существование: рождение, жизнь и смерть. Звук и внешний вид воды меняется по ходу следования от бурного и стремительного потока до безмятежной тишины спокойной глади.

Фонтаны иногда располагаются у подножия холмов, на его склонах или в сени леса. Нередко использование источников и колодцев. Это сделано как для функционального использования, так и из эстетических целей.

Мост является как продолжением дорожек, так и декоративным дополнением. Традиционно деревянные опоры мостков остаются необработанными. Мосты, пересекающие песок в садах камней не несут функциональной нагрузки. Это исключительно декоративное устройство, используемое для духовной медитации. Каменные мосты, выполненные без поручней, подчеркивают, как декоративность сооружения, так и настраивают на духовный лад, убирая преграду между гостем и окружением. Мосты бывают разных форм и стилей. Используемые материалы варьируются. Применяют как обработанные, так и необработанные камни, разные виды древесины. Планируя несколько мостов, стараются избежать повторения, чтобы добиться эстетического разнообразия.

Садовые растения и деревья

Деревья и растения добавляют японским садам свой уникальный характер. Если европейские сады отличает красочность и разнообразие деревьев, кустарников и цветов, то японские садово-парковые ансамбли гордятся своими преимущественно зелеными, а зачастую и вечнозелеными деревьями. Однако японские сады не всегда были монохромным. В классическом саду 10-12 веков сосны дополнялись черешнями, абрикосовыми и сливовыми деревьями. Декоративные цветущие кустарники украшали не только парки, но и внутренние дворы. Неизменно лишь обрамляющее камни расположение крупномерных и маломерных растений. Их предназначение заключается в попытке собрать ландшафт в единый ансамбль, внести плавность в пейзаж и задать базовый характер пространства. Среди лиственных растений преимущественно используются клены. Покровный слой дополняется различными мхами, осокой и лесными цветами. Растения призваны подчеркивать быстротечность времени и неизменность чередования времен года. Цветущие однолетние растения не в почете. Быстрое и пестрое цветение мешает сосредоточенью. Исключается использование клумб, газонов и цветников. Выигрышно смотрятся стволы деревьев и пни.

Садовые тропинки и дорожки


Тропинки, как и многие другие элементы японского сада, уходят своими корнями к традициям проведения чайной церемонии. Они стали характерной чертой разнообразных ландшафтов. Изначально каменные тропинки служили альтернативным путем, позволяющим миновать покрытые мхом участки. Плоские ступеньки служили не только для сохранения травы, а также для облегчения в ориентировании посетителя при перемещении к определенному визуальному объекту.

Камни располагаются с переменным интервалом, составляя не повторяющиеся узоры. Дизайнер тщательно размещает камни, обращая особое внимание на форму, цвет и размер. Каменные ступени располагают возле веранды, входа в дом, или в чайную комнату. Планируется, что гость разуется и оставит свою обувь на ступеньке перед входом. Противопоставление природных и искусственных камней в естественной среде подчеркивают образ.

Ограды и стены

В японских традиционных садах используется три типа оград: невысокий короткий забор от дома до сада, внутренний забор и внешняя ограда. Наружное ограждение — это первое сооружение, которое встречает при приближении к саду. Оно обычно реализуется из толстых плотно собранных ветвей, являясь своеобразной защитной стеной. Тем не менее внешний вид зависит от типа сада, который оно окружает. Например, ландшафтный садовый забор не реализуют массивным, чтобы сохранить иллюзию обширной территории.

Часто используются бамбуковые ограждения. Они могут быть различных текстур и узоров, являясь фоном для выгодной подачи растений и цветов. Внутренние ограды, как правило, не сплошные, служат перегородками. С их помощью подчеркивается легкость и естественность пространства.

Садовое искусство вместе с буд­дизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На про­тяжении всей своей истории, насчи­тывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направ­ления. Этому способствовала приро­да Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, ре­ки, ручьи, водопады, песчаные отме­ли, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выра­жение в стремлении сконцентриро­вать все это разнообразие на незна­чительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ при­роды положен в его основу. Главная функция японского сада — созерца­ние и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора — террас, окон дома, видовых точек прогулоч­ного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчи­няясь религиозным концепциям буд­дизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды:

VI—VIII вв.— период Нара, ха­рактеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются пер­вые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой — горы и во­да. Появляется смысловая символи­ка (сосна — долголетие, бамбук — стойкость и др.).

Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и ки­тайских садовых композиций.

IX—XII вв.— Хейанский период. Столица — Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, раз­витием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его компози­ция строится фронтально и воспри­нимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую плани­ровочную схему, его основу составля­ют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канона­ми.

XIII — начало XIV в.— период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дворянства и рас­пространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

XIV—XVI вв.— период Муромати. Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Са­ды развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появ­ляется новый вид сада — сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множе­ство вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

Отправной точкой формирования садов последних двух периодов яв­ляется положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения исти­ны. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были рас­полагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Ос­новным композиционным принципом, так называемым принципом неопре­деленности, было создание гармони­ческого равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и по­рядок, и движение, и покой. Его мож­но сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространствен­ные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размеще­нии недопустима симметрия.

Длительный период развития са­дов в одном направлении и их кано­низация обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначе­нию исторически сложились дворцо­вые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера XVIII в. выде­ляли следующие типы садов.

По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По основному компо­ненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разносто­роннему треугольнику, длинная сто­рона которого должна быть обраще­на к фасаду дома, выходящему в сад, короткая — слева, а средняя — справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возмож­ности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространст­во сада.

Вода — основа жизни любого са­да. Она присутствует в форме водо­ема с заливом, островами, песчаны­ми и каменными берегами и изобра­жает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюблен­ным элементом сада является водо­пад.

Неотъемлемой частью сада явля­ются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, огра­ды, ворота. Они выполнены из есте­ственного материала — дерева, бам­бука, камня, иногда металла (чугун­ные или бронзовые скамьи), без ла­ка и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естествен­ный цвет и, что особенно ценится, налет времени — лишайники на кам­не, блеклость тонов дерева и бамбу­ка, патина на металле.

В композиционном и цветовом ре­шении сад тесно связан с живописью. Он рассчитан на статическое зри­тельное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохром­ной живописью тушью.

Характерной чертой японского са­да является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточен­ной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут ком­поненты сада,— по форме и располо­жению камней, островов и т. д.

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой — образной трактовкой при­роды. Художественная задача са­да — показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих гра­ницы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

Помимо придворных и храмовых садов с XVI в. в Японии формируется новый тип са­да — сад чайной церемонии. Он связан с обря­дами чаепития, которые, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях на­селения. Церемония служила своеобразным отдыхом и в итоге превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие раз­меры, его неотъемлемые части — дорожка, ве­дущая к Чайному домику, сосуд для омове­ния рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни застав­ляли посетителя смотреть себе под ноги, а спе­циально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом.

Идея сада чайной церемонии оказалась жизнеспособной и сохранилась до наших дней как современное художественное творчество японского народа.

В XVII—XVIII вв. (период позд­него средневековья) создаются об­ширные сады-парки, представляю­щие собой комплекс садов, перехо­дящих один в другой. Это сады им­ператорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными явля­ются парковые ансамбли Кацура (1625—1659) и Шигакуин (1656— 1695 и позже). При всех различиях эти ансамбли характеризуются уже значительной площадью (Кацура — 6,6 га, Шигакуин — 20 га), сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Бла­годаря этому сады получили назва­ние чередующихся.

в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин са­да, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскры­вается целое.

Сад Шигакуин — бывшая рези­денция императора Гомицуно. В от­личие от остальных садов он распо­ложен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревь­ев. Все искусственные элементы сада становились передним планом компо­зиции и получали подчиненную роль.

В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традици­онного жилого дома и сада как его неотъемлемой части.

Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основ­ном к следующим положениям: 1) типологичность; 2) традицион­ность; 3) символизм; 4) образная трактовка природы; 5) связь с жи­вописью; 6) канонизация композици­онных приемов в использовании парковых компонентов — камней, воды, растительности, сооружений.

Японский сад как образ живой природы представляет большой инте­рес для современной урбанизиро­ванной среды. В 1959 г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан не­большой (200 м 2 ) Сад мира. Его автор — скульптор И. Ногуки. Прин­ципы национального сада широко используются современными япон­скими специалистами как в больших архитектурных комплексах, так и у отдельных зданий. Некоторые прие­мы получают распространение и в Европе.

В 1987 г. в Главном Ботаническом саду АН СССР был открыт японский сад, созданный на площади 2,7 га по проекту (и под руководством) Кен Накадзимы. Сад решен в тради­циях японского паркостроения. В ас­сортимент включены растения япон­ской флоры (сакура, вяз Давида, клен моно, рододендроны), а также других флористических зон, передаю­щие характер японского ландшафта (сосна горная, можжевельник ка­зацкий, рододендроны понтийский, желтый и др.).

Разные виды японского сада: правила создания стиля

В статье пойдет речь о том, как можно на собственном приусадебном участке создать сад в японском стиле, какую тематическую концепцию для этого лучше всего использовать, на какие принципы опираться при реализации выбранного стилистического направления. Фото подборка наглядно проиллюстрирует основные положения, видео раскроет секреты создания отдельных элементов восточного ландшафтного дизайна.

Немного истории

Цель любого направления ландшафтного дизайна – максимально искусно и естественно одновременно сочетать человеческое влияние и буйство природных стихий. Наиболее полно подобную гармонию отражает сад, оформленный в традициях Страны восходящего солнца. Принципы его создания оттачивались столетиями, поэтому, сегодня есть целое учение, которое берут за основу современные дизайнеры и создают великолепные рукотворные парки.

Правила создания стиля

Японские парковые комплексы базируются на трех основных постулатах:

  1. Непременное сочетание камня и воды – символов мужского и женского начала.
  2. Асимметричность основного зонирования с акцентом на одну часть дизайна.
  3. Использование естественных для данной местности растений и традиционного декоративного оформления.

Если есть желание создать дачный сад в японском стиле, нужно обязательно использовать и дополнительные структуры: открытые площадки, сдержанные, но очень гармонично сочетающиеся друг с другом цвета и их оттенки.

Разные виды концепций

Сегодня существуют четыре темы, которые можно брать за основу оформления приусадебного участка:

Для реализации такой цели выбирались растения, которые могли бы хорошо себя чувствовать в скованных спартанских условиях. Так как таком саду плохо растет трава и цветы, которые любят солнце, их отсутствие компенсировалось пушистым мхом. Весь периметр земли укрывался каменными валунами, для насаждений оставлялся небольшой клочок в центре каменной композиции. На нем высаживались кустарники, соответствующие стилю здания. Недостаток света компенсируется искусственным освещением, стилизованными лампами и галереей зеркал. Они станут последним штрихом, которые позволят зрительно увеличить объем пространства. Создать такой сад в японским стиле на даче проще простого: нужно сделать дорожки из камней, повесить большой фонарь цукубаи и гармонично распределить между ними зелень.

Сад камней

Это чистый продукт японской философии. Он – интерпретация древнего мотива, который символизирует вечный поиск бессмертия. Хотя сегодня мало, кто проповедует такие учения, сама концепция пользуется большой популярностью у любителей строгого минимализма.


Сами японцы никогда не использовали камни, как строительный материал. Для них они являлись посредниками между человеком и богом. Им поклонялись, с ними до сих пор разговаривают жители Страны восходящего солнца, передают им свои переживания и просят о помощи. Поэтому в ландшафтном дизайне японского стиля камни – объекты поклонения и восхищения.

Отголоски культового отношения чувствуются в методе расстановки валунов. Это только на первый взгляд кажется, что камни расставлены хаотично, на самом деле существует строгий принцип, которого обязательно нужно придерживаться при создании реплики.

В центре площадки нужно ставить самый большой валун. Он – символ далекой вершины горы Хорай. На небольшом возвышении или возле водоема нужно формировать композицию, состоящую из трех валунов. Они символизируют гору Сюми. Острова журавля и черепахи – при помощи камней выкладываются фигуры, по форме напоминающие этих представителей фауны. Выбор подходящих камней – задача первостепенная. Поскольку каждый валун должен помочь сформировать панцирь черепахи или крылья журавля, придется потратить время на поиски подходящего материала. Поэтому специалисты рекомендуют не покупать его в большом количестве в одном источнике. Лучше поискать их на развалах или возле речных водоемов.

Техника создания

Для реализации поставленных целей нужны не только камни нужной формы, но и другой необходимый материал: гравий, крупная речная галька, геотекстиль. Специалисты рекомендуют приобрести заранее для посадки низкорослые растения (тимьян, кемнеломка, вереск), а также вечнозеленые кустарники (самшит, пиерис, камелия). Если таких растений нет в представленном регионе, их можно заменить вечнозелеными рододендронами или лапчаткой. Для работы понадобится лопата, грабли, лом и нож.

Для начала нужно найти подходящее место для сада камней. Оно хорошо должно просматриваться из входной точки дома. Выбранная площадка предварительно разравнивается, с нее удаляется верхний пласт земли на глубину гравийной засыпки. На дно подготовленного котлована выстилается геотекстиль. Он не позволит сорнякам прорастать сквозь каменную подушку.


На геотекстиль высыпается слой гравия. Он разравнивается граблями. Для создания особого эстетического эффекта лучше приобретать мелкофракционный рассыпчатый материал. В центре площадки ставим самый высокий валун. Слева от него формируется композиция из камня, напоминающая журавля, справа собирается черепаха. Связующим элементом должны выступить растения, высаженные на заднем плане сада.

Для панциря черепахи стоит выбрать и укладывать один большой плоский камень. У него должна быть почти квадратная форма. Его для лучшего эффекта размещать на небольшой возвышенности. Сформировать ее можно при помощи увеличения слоя гравия. Затем нужно устанавливать голову. Для него подходит продолговатый камень с небольшим уклоном. По форме он должен напоминать мордашку рептилии, чуть поднятую вверх. Для ног подходят камни с боковыми наклонными поверхностями. Устанавливая их, нужно камни слегка отодвинуть от панциря. Для хвоста выбирается валун меньшего размера.

Нет необходимости проявлять стремление к достижению совершенства композиции, и ее реалистичности. Сад в японском стиле – продукт символизма. Созерцание общей картинки должно вызывать полет фантазии и заставлять человека размышлять.

Сад камней будет еще более эффектно выглядеть на фоне зеленого газона. Или кустарников в высоту в полтора метра. По преданиям японцев такое сочетание приносит в дом гармонию и покой. Конечно, можно отходить от традиционных канонов и создавать миниатюрные композиции, согласно своему паллету фантазии. Но при этом не стоит расставлять глыбы строго по восходящим или нисходящим линиям: японцы не терпят искусственной симметрии. Никогда не объединяются в одной композиции горные и морские камни. Этот еще один основополагающий принцип.


Если используются огромные валуны, техника создания сада немного меняется. Сначала камни устанавливаются и прикапываются в землю, потом между ними выстилается геотекстиль, и только после этого создается гравийная подсыпка. Для скрытия дефектов и сколов используются растения. Лучше всего для этих целей подходит японская трава в ландшафтном дизайне она используется очень аккуратно, фрагментарно. Она имеет мягкие длинные листья, их линейная форма напоминает стебли бамбука. Вырастая, она становится похожей на пушистый шарик.

Его высота не превышает 50 см. Трава растет медленно, периодически выбрасывает отростки, которые самостоятельно укореняются. Кусты хаконехлоа разрастается в одном направлении. В итоге получается зеленый каскад. Он хорошо смотрится в других видах японских садов. Высаживая такое растение в каменном, нужно следить за тем, чтобы трава не разрасталась.

Видео описание

В видео показано, как растет в саду японская трава:

Сад деревьев

Такой объект более привычный для понимания европейцев. Он создается вокруг открытой площадки, по которой течет ручей. По берегам высаживается масса зеленых растений. В тенистых уголках хорошо приживаются вечнозеленые и лиственные деревья. Их удачно дополняют ровно остриженные кустарники самшита или кизильника. Они прекрасно маскируют на участке мусорные контейнеры, заборы, неприглядные стены хозяйственных построек.

Видео описание

В видео можно увидеть японский сад на дачном участке:


Большое внимание в саду деревьев уделяется декоративным элементам. Здесь их много. В качестве них выступают изгороди, ворота, мосты, фонари. Если ограждение используется внутри парка, оно делается легким, воздушным, создается, преимущественного из бамбука или штакетника. Внешние ограждения делаются монументальными и возводятся из камней. Дополнительно декорируются черепицей.

За основу общего построения такого сада специалисты рекомендуют брать теорию Янь-Инь. Она позволяет создавать гармоничные композиции. В их центре может появиться искусственно созданный водоем.

Видео описание

Как сделать водоем на холмистой местности покажет следующее видео:

Отталкиваясь от него, несложно чередовать плоскости и растительные массы, сочетать плавные линии берегов и отвесные обрывы холмов-гор, рядом с крупными растениями высаживать мелкие, создавать баланс контрастов во всем. Тогда все получится вполне естественно.

Чайный сад


Чайный сад оформляется в очень сдержанном стиле. Все должно напоминать нетронутые гористые пейзажи. Для освещения территории используются фонари, издающие приглушенный свет. До недавнего времени они использовались именно для воссоздания описываемой концепции, но сегодня японские фонари – визитная карточка всего стиля в целом. Поэтому сегодня можно увидеть, как подобные элементы декора украшают лаконичные каменные сады.

Как правило, устанавливается всего один источник света. Но он непременно водворяется на большой каменный пьедестал – татигата. Световой поток направляется вниз. Еще один непременный атрибут чайного сада – мостик. Если есть на участке ручей или речка, он обязательно должен соединять два берега. Если нет воды, мостик способен соединять два ската расщелины или просто обозначать воображаемое препятствие, которое он способен помочь преодолеть.

Иногда такой объект вообще не предназначен для ходьбы, он выступает в качестве дорогого украшения. Чрезвычайно декоративно смотрится мост яцухаси, сложенный из камней или широких досок. Детали таких конструкций часто укладываются зигзагом, поэтому пройти по ним невозможно. Но они органично вписываются в общую стилистику сада, и очень ценятся за высокую декоративность.

Видео описание

Как можно на собственном участке создать уголок миниатюрной Японии, продемонстрирует следующее видео:

Цветы для японского сада

Описываемые объекты трудно представить себе без цветущих рододендров. Но увлекаться такими яркими акцентами не нужно. Клумба в японском стиле сильно отличается от традиционного европейского цветника. Как отдельного элемента ее просто не существует. Но часто современные дизайнеры используют декоративный прием и создают композиции из цветов, несущие образ болотца, пустоши, горного склона или сухого ручья. При этом хаотично высаживаются группа растений одного вида и одного сорта, которые после того, как разрастутся, сформируют один красочный ковер.


Обобщение по теме

Правильно разбитый сад в японском стиле, способен многое рассказать жителям Страны восходящего солнца о его владельце. Для европейцев подобные объекты – лишь великолепные уголки, способные продемонстрировать искусное сочетание света, зелени, воды и камня. Изучая принципы построения такого ландшафтного дизайна, многие открывают для себя дверь в мир познания восточной культуры и философии.

Читайте также: