Искусство комплимента в деловом общении кратко

Обновлено: 02.07.2024

Комплимент — слова и выражения, содержащие небольшое пре­увеличение положительных качеств человека. Человек, вы­слушивая приятные слова в свой адрес, испытывает особый вид удовольствия, реализуя при этом потребность в получении поло­жительных эмоций. Чем приятнее людям общаться с кем-либо, тем больше они доверяют собеседнику и тем больше будет шанс удачно разрешить деловую проблему. Таким образом, цель ком­плимента — доставить удовольствие собеседнику, тем самым зап­рограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмо­ции и чувства) на дальнейшее сотрудничество.

Многие люди испытывают положительные эмоции, выслуши­вая лесть в свой адрес. Однако в деловом общении предпочти­тельнее именно комплименты, имеющие следующие существенные отличия от лести:

— лесть, как правило, прямолинейна, однозначна, проста и понятна, комплимент же предполагает разночтение, раз­мышление, в ходе которого человек сам домысливает суть высказанного;

— лесть подразумевает чрезмерное преувеличение положитель­ных качеств личности, чаще всего приписывание достоинств, которых нет, комплимент же лишь опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств;

— комплимент способен вызвать у собеседника приятные чув­ства; лесть по своей природе может вызвать отторжение и спровоцировать обратную реакцию.

Комплиментарное воздействие в деловом общении требует определенного искусства. Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:

— сосредоточить внимание не на внешних достоинствах со­беседника, а на его внутренних, душевных качествах;

— подчеркивать не очевидные, а скрытые достоинства собеседника (чем больше скрытых достоинств удается подчеркнуть в партнере, тем более искренними покажутся ему слова собеседника);

Деловые коммуникации_Т2

. ним. К примеру, вы приходите на работу, а ваш руководитель встречает вас комплиментами. С чего бы это? Вы действительно так хорошо выглядите сегодня или ему . согласию, или Переговоры без поражения" Р. Фишер и Г. Юри приводят в качестве примера отношения хозяйки и квартиросъемщика. Хозяйка считает, что студент должен ценить ее .

— быть искренним при высказывании комплимента (или хотя бы убедительно производить впечатление искрен­ности);

— строить комплимент на фактической основе, при этом ис­пользовать в нем факты, известные обоим партнерам;

— быть кратким при высказывании комплимента (комплимен­тарное высказывание должно содержать одну-две мысли, не более, простая конструкция заведомо будет понята);

— не включать в комплимент поучений (комплимент дол­жен констатировать наличие характеристики, а не содер­жать рекомендации по ее улучшению);

— в комплименте не должно быть двусмысленных оборотов, двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ас­социации, на которые рассчитывает автор комплимента;

— следует лишь немного преувеличивать отражаемое в ком­плименте положительное качество (большое преувеличе­ние переводит комплимент в издевательство);

— не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хотел бы избавиться;

— делая комплименты, следует учитывать половозрастные особенности собеседника;

— следует использовать такой эффективный прием, как комплимент на фоне антикомплимента самому себе (уси­ленное воздействие этого комплимента связано с тем, что он вызывает удовлетворение сразу двух потребностей собеседника: потребности в усовершенствовании какой-то своей черты характера и потребности в удовлетворе­нии своей установки на критику партнера по деловому разговору).

Следует обратить внимание на то, что желаемый эффект до­стигается не только при использовании явных, но и скрытых комплиментов (под скрытыми комплиментами понимаются здоровье, имидж и многое другое, что может и должно стать предметом искреннего восхищения; в пожилом возрасте ценностные ориентации во многом объективно меняются, например, для бабушки или дедушки быва­ют очень важны: успех их детей, признание окружающими накопленного опыта, желание передать этот опыт своим последователям и др. Для муж­чины особо значимы его умственные способности, финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решитель­ность и ряд других качеств, которые в идеале должны составлять имидж преуспевающего мужчины. Для женщины значимы внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образование, финансовое положение (соб­ственное или мужа), карьера (для бизнес-леди), внутреннее обаяние и еще очень многое, на что следует умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина.

К числу скрытых комплиментов можно, в частности, отнести:

Профессионально-важные качества студентов-психологов 2

. достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Они считают, что таковые качества включают в себя следующие свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к .

— частое упоминание имени собеседника (запомнивший имя собеседника демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение).

Люди обычно принимают комплименты благосклонно, ибо вся­кому приятно уже то, что ему говорят что-то хорошее, и легко про­щают возможные промахи, особенно если не будет посторонних сви­детелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один. Однако если комплимент хорош, то большее впечатление он произ­водит, когда делается при свидетелях.

Поскольку мужчины не особенно избалованы комплимен­тами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому тренироваться в этом искусстве лучше на мужчинах.

Готовясь к деловому разговору, целесообразно заранее подго­товить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций, людей.

2. Критика в деловой коммуникации

Конструктивная критика — указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюде­нии этических норм.

В процессе профессиональной деятельности многие сотрудни­ки сталкиваются с необходимостью, а в ряде случаев и с желани­ем высказать критические замечания в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам и т. д. Роль руководителя какого-либо подразделения неизбежно связана с за­дачей критической оценки деятельности, поступков, поведения своих подчиненных. В необходимости критического разбора ра­боты сотрудников состоит одна из специфических функций руко­водителя любого ранга. Если он в силу каких-либо причин отка­зывается от ее выполнения, то это может стать прямым путем к снижению исполнительности и дисциплины во вверенном ему подразделении. Вряд ли существует какой-либо коллектив, де­ятельность которого настолько безупречна, что не нуждается в критических замечаниях со стороны руководителя.

Многие специалисты, даже не находясь формально в ранге ру­ководителя, должны выполнять ряд организационных, конт­рольных функций, связанных с необходимостью критического разбора выполняемых другими сотрудниками задач. Кроме того в процессе совместной работы, совещаний, переговоров у одной стороны возникают претензии к другой стороне, к внешнему ок­ружению. Причем критика может быть вызвана как объективной, так и субъективной необходимостью. Объективная необходи­мость определяется отклонениями от формальных, организаци­онно регламентированных процессов профессиональной деятель­ности, несоблюдением со стороны исполнителя каких-либо ин­структивных предписаний. Если подобная взаимосвязь действий и регламентов не просматривается, то в этом случае можно го­ворить о субъективной необходимости критики. Другими слова­ми, она определяется личностным восприятием руководителя (или другого критикующего лица) той или иной производствен­ной ситуации. Субъективная критика может быть вызвана несоб­людением кем-либо этических норм и правил поведения.

Мотивация профессиональной деятельности

Зачастую критика становится самоцелью, при этом человек не задумывается над ее результатами и позитивным влиянием на сло­жившуюся ситуацию. В данном случае критика служит средством снятия нервного напряжения, причем критикующей стороной не учитывается, каким образом это сказывается на критикуемом.

Вышесказанное указывает на то, что критика является доста­точно сложным, ответственным элементом делового общения, часто приводящим к противоречивым последствиям.

Вероятно, соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны. Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нор­мальные взаимоотношения между сотрудниками. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости.

Во многих случаях важным является не только соблюдение пра­вил критики, но и общая последовательность их применения в про­цессе беседы.

Нарушение такой последовательности может привести к сни­жению эффективности восприятия критики.

1.Когнитивные теории внимания и их критика

Приведенные правила могут предусматривать некоторые ис­ключения. Так, например, в ряде случаев бывает оправдана кри­тика при свидетелях с привлечением силы общественного мнения, авторитета коллектива для воздействия на того или иного сотруд­ника.

Практически каждый человек в течение жизни неоднократно сталкивается с необходимостью воспринимать критические заме­чания в свой адрес. Даже в том случае, если критикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика вос­принимается достаточно болезненно. Это предопределено объек­тивными особенностями человеческой психики. Причем воспри­нимать критику в процессе всей своей профессиональной деятель­ности приходится гораздо чаще, чем самому направлять критические замечания в чей-либо адрес. Даже руководящая дол­жность предполагает в определенных случаях наличие вышесто­ящего руководства. Кроме того, многие люди из нашего внеш­него окружения нередко испытывают субъективное желание кри­тически оценить наши действия.

Но в любой ситуации мы должны стараться сохранить уверен­ность в себе, внутреннее и внешнее психологическое спокойствие, не позволять ненужным эмоциям управлять нашим поведением. При этом до конца устранить негативное воздействие критики на собственное психическое состояние вряд ли возможно. Исхо­дя из этого, следует порекомендовать некоторые принципы вос­приятия критики, пропуская которые через собственное сознание, можно снизить остроту рассматриваемой проблемы и реагиро­вать на критику достаточно адекватно.

Таким образом, под восприятием критики следует понимать целостное мыслительное отражение человеком критических за­мечаний в свой адрес. Проводя критические высказывания че­рез собственное сознание определенным образом, по опреде­ленным принципам восприятия, можно тем самым нивелиро­вать болезненность внутренней ответной реакции.

Говоря о принципах восприятия критики, будем предполагать, что ситуация осложняется незнанием или неиспользованием (нео­сознанным или сознательным) критикующей стороной этических правил, которые рассмотрены ранее.

Центральный принцип конструктивного и делового восприятия критики — отказ от навязчивого психологического стереотипа, за­ставляющего нас считать все то, что мы делаем, нормальным и не нуждающимся в совершенствовании. Следует рассматривать как наиболее ценную критику ту, которая направлена на обозначение несовершенства вещей, казавшихся приемлемыми. Всегда можно делать ту или иную работу лучше — постарайтесь принять эту точ­ку зрения с позиции критикующей стороны. Воспринимайте любую критику с благодарностью (как бы это ни казалось трудным и неестественным), ведь критикующий вас человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации. При этом он высказывает свое отношение к вашим действиям открыто, а не у вас за спиной. Таким образом, критика позволяет выяс­нить отношение критикующего к другой стороне, к той про­блеме, которая является предметом оценки.

Вопрос 1. Этапы профессионального общения и их компоненты.

. сотрудников органов внутренних дел. Основные понятия и термины, подлежащие усвоению: Этика, критика, профессиональная позиция, деловое общение, имидж. Основные цели лекции: - содействовать осознанию обучающимися . воздействие на участников коммуникации для достижения поставленной цели. Общение в целом имеет следующие особенности: 1) направлено на определенные цели, мотивы, намерения; 2) включает в .

В данном разделе выделены основные принципы восприя­тия критики, не претендующие на полный охват всех возмож­ных способов усиления конструктивной составляющей при критическом разборе какой-либо ситуации.

Проблема критики достаточно сложна и неоднозначна. Она может быть причиной не только обострения отношений внут­ри какого-либо коллектива, но и средством улучшения отдель­ных сторон профессиональной деятельности, повышения испол­нительности сотрудников и их дисциплины. Все это требует знания правил и приобретения навыков обеими сторонами про­цесса критического разбора производственных ситуаций. Этика деловых отношений подразумевает проявление взаимного уваже­ния, учет особенностей психологической реакции людей на раз­личные отклонения от обычного хода рабочего процесса и взаимоотношений в его рамках.

Примеры похожих учебных работ

Психологический портрет делового человека. Культура делового письма

. следующим образом: в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения у человека . экономией и бережливостью; деловая мораль, являемая . последовательной поддержки со стороны государства, в . Открыт для конструктивной критики и похвал. .

Деловые коммуникации_Т2

. стороны. Ошибки в прогнозировании поведения партнера чаще всего бывают вызваны следующими . человека может, в конечном счете, привести к успеху взаимодействия с ним. К примеру, вы приходите на работу, а ваш руководитель встречает вас комплиментами. .

Деловые письма (памятка)

. время при подготовке деловой документации следует придерживаться Государственного стандарта . излишних деталей, уводящих в сторону от основного вопроса . не дается человеку от рождения — . жилым комлексом, расположенного по адресу: г. Москва, ЗАО, 9-я .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных . перейдем к обобщению, ибо всегда следует обобщать. Потому укажите, что так . с физическим, сознание смещается в сторону, полностью отделяется от физического тела .

Психология и этика делового общения

Потребность в комплиментах свойственна каждому, поэтому почему человек, делающий комплименты, является для окружающих желательным собеседником, так как он является для многих источником положительных эмоций. Цель комплимента - доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество с вами.


Комплимент - это небольшое преувеличение достоинства, которое каждый желает видеть в себе. Чаще всего комплиментом бывает то, что человек сам думает о себе.

Комплимент отличается от лести и похвалы.

Похвала - это положительная оценка качеств собеседника. В похвале нуждается каждый, однако не следует забывать, что, как правило, похвалу высказывает старший - младшему, начальник – подчиненному.

Основными правилами комплимента в деловом общении являются:

Ø Сосредоточение внимания на внутренних, душевных качествах

собеседника. Делать комплименты, касающиеся внешних достоинств человека, гораздо проще, нежели найти в человеке внутренние качества, заслуживающие внимания. Когда мы делаем комплименты по поводу внешности собеседника, мы сами, видимо не сознавая этого, даем людям понять, что внешние данные для нас важнее всего или что мы ценим людей лишь по их внешности.

Ø Привычка хвалить окружающих за их внешность начинает

формироваться с самого детства. Особую роль в этом процессе играют родители. Если взрослый хвалит ребенка только за его милую улыбку или за то, что он прелестно выглядит, то дает малышу понять, что именно эти качества и есть самое главное. Вот почему так важно научиться самим и обучить своих детей сосредоточиваться на поощрении окружающих исключительно за их внутренние качества. Действительно, каждый может сделать новую прическу, сменить костюм или красиво загореть, однако далеко не каждый может обладать личностными достоинствами. Однако это вовсе не означает, что необходимо вообще отказаться от комплиментов, воздаваемых внешним достоинствам человека. В этом рассуждении мы лишь обращаем внимание читателей на то, что более ценным для человека будет комплимент по поводу его внутренних качеств.

Ø Обращение внимания не на очевидные, а на скрытые достоинства

собеседника. Комментируя совершенно очевидные положительные качества партнера, вряд ли можно произвести на него нужное впечатление. Комплиментарное воздействие будет значительно сильнее, если вам удастся обратить внимание на достоинства собеседника, скрытые от наблюдения. Чем больше скрытых достоинств нам удастся подчеркнуть в партнере, тем более искренними ему покажутся наши слова Искусство комплимента заключается в его конкретности, что позволяет окружающим почувствовать его правдивость и искренность.

Ø Искренность комплимента. Искусство комплимента во многом

зависит от его искренности, что позволяет почувствовать окружающим его правдивость. Именно искренность является важнейшим правилом комплиментарности. Как показывает практика, особую роль в реализации этого правила играет эмпатия.

Ø Конкретность комплимента. Комплименты должны быть не

Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:

Комплимент должен строиться на фактической основе. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести.




Хуже всего, когда комплимент противоречит фактам. Например, ваш коллега не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.

Комплимент, по возможности, должен быть кратким. Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. Быть простым по конструкции - значит быть заведомо понятым. Более того, не следует забывать, что убедительность легко потопляема в море слов.

В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов. Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента.

Комплимент без эмпатии - несовершенен. Только проявив эмпатию (сопереживание, сочувствие), можно понять, а что же собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), быть умными (особенно мужчины), добиваться успеха, пользоваться уважением, признанием, любовью и т.д. Общение с человеком даст дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает специфику конкретного человека.

Учет половозрастных особенностей собеседника. Делая комплименты окружающим, важно учитывать многое: кто перед вами - мужчина или женщина, ребенок, юноша или пожилой человек.

Таблица 7. Половозрастные особенности комплементарных тем

Искусству делать комплименты необходимо учиться. Главное – любой комплимент должен строиться на искренности и эмпатии к собеседнику.

Потребность в комплиментах свойственна каждому, поэтому почему человек, делающий комплименты, является для окружающих желательным собеседником, так как он является для многих источником положительных эмоций. Цель комплимента - доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество с вами.


Комплимент - это небольшое преувеличение достоинства, которое каждый желает видеть в себе. Чаще всего комплиментом бывает то, что человек сам думает о себе.

Комплимент отличается от лести и похвалы.

Похвала - это положительная оценка качеств собеседника. В похвале нуждается каждый, однако не следует забывать, что, как правило, похвалу высказывает старший - младшему, начальник – подчиненному.

Основными правилами комплимента в деловом общении являются:

Ø Сосредоточение внимания на внутренних, душевных качествах

собеседника. Делать комплименты, касающиеся внешних достоинств человека, гораздо проще, нежели найти в человеке внутренние качества, заслуживающие внимания. Когда мы делаем комплименты по поводу внешности собеседника, мы сами, видимо не сознавая этого, даем людям понять, что внешние данные для нас важнее всего или что мы ценим людей лишь по их внешности.

Ø Привычка хвалить окружающих за их внешность начинает

формироваться с самого детства. Особую роль в этом процессе играют родители. Если взрослый хвалит ребенка только за его милую улыбку или за то, что он прелестно выглядит, то дает малышу понять, что именно эти качества и есть самое главное. Вот почему так важно научиться самим и обучить своих детей сосредоточиваться на поощрении окружающих исключительно за их внутренние качества. Действительно, каждый может сделать новую прическу, сменить костюм или красиво загореть, однако далеко не каждый может обладать личностными достоинствами. Однако это вовсе не означает, что необходимо вообще отказаться от комплиментов, воздаваемых внешним достоинствам человека. В этом рассуждении мы лишь обращаем внимание читателей на то, что более ценным для человека будет комплимент по поводу его внутренних качеств.

Ø Обращение внимания не на очевидные, а на скрытые достоинства

собеседника. Комментируя совершенно очевидные положительные качества партнера, вряд ли можно произвести на него нужное впечатление. Комплиментарное воздействие будет значительно сильнее, если вам удастся обратить внимание на достоинства собеседника, скрытые от наблюдения. Чем больше скрытых достоинств нам удастся подчеркнуть в партнере, тем более искренними ему покажутся наши слова Искусство комплимента заключается в его конкретности, что позволяет окружающим почувствовать его правдивость и искренность.

Ø Искренность комплимента. Искусство комплимента во многом

зависит от его искренности, что позволяет почувствовать окружающим его правдивость. Именно искренность является важнейшим правилом комплиментарности. Как показывает практика, особую роль в реализации этого правила играет эмпатия.

Ø Конкретность комплимента. Комплименты должны быть не

Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:

Комплимент должен строиться на фактической основе. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести.

Хуже всего, когда комплимент противоречит фактам. Например, ваш коллега не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.

Комплимент, по возможности, должен быть кратким. Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. Быть простым по конструкции - значит быть заведомо понятым. Более того, не следует забывать, что убедительность легко потопляема в море слов.

В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов. Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента.

Комплимент без эмпатии - несовершенен. Только проявив эмпатию (сопереживание, сочувствие), можно понять, а что же собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), быть умными (особенно мужчины), добиваться успеха, пользоваться уважением, признанием, любовью и т.д. Общение с человеком даст дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает специфику конкретного человека.

Учет половозрастных особенностей собеседника. Делая комплименты окружающим, важно учитывать многое: кто перед вами - мужчина или женщина, ребенок, юноша или пожилой человек.

Таблица 7. Половозрастные особенности комплементарных тем

Искусству делать комплименты необходимо учиться. Главное – любой комплимент должен строиться на искренности и эмпатии к собеседнику.

Характеристика и предназначение комплимента. Некоторые правила составления комплимента. Комплимент личного характера. Особенности комплиментов на рабочем месте. Отличительные черты комплимента от лести. Примеры комплиментов для делового взаимодействия.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.03.2011
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

на тему: Искусство комплимента в деловом общении

Выполнила: учащаяся по специальности

косметик Цендушева М.В.

Проверила: Албутова Н.И.

Глава 1.Комплименты в деловой коммуникации

1.1 Что представляет собой комплимент?

1.2 Зачем нужно делать комплименты и как?

Глава 2. Уникальность комплимента

2.1 Комплимент личного характера

2.2 Комплименты на работе

Глава 3. Если комплименты говорят вам

Список использованной литературы.

Виляя хвостом, собака добывает себе пропитание, а лая, получает лишь побои.

Восточная мудрость

Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях. Удовлетворяющий эту потребность собеседник становится желанным собеседником. В деловом общении комплимент является тонким и действенным инструментом.

Данная тема наиболее актуальна в настоящее время, так как в современном обществе, а особенно в деловом общении или при переговорах человеку необходимо усвоить элементарные правила составления комплимента в той или иной ситуации.

Цель работы: донести до слушателя те советы, позволяющие не только похвалить собеседника, но и лучше наладить с ним контакт.

- нахождение ряда конкретных путей разрешения деловых конфликтов, посредством использования комплимента в качестве одного из важных факторов, нормализующих общение между сторонами, находящимися в разладе;

- повышение уровня нравственной культуры в обществе, что позволяет нормализовать общение между сторонами, вызвать чувство доверия у оппонента.

Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, -- это сказать ему хороший комплимент.

Глава 1. Комплименты в деловой коммуникации

1.1 Что представляет собой комплимент?

Для успеха в деловой коммуникации нам следует помнить о том, что чем приятнее будет людям общаться, тем выше будет шанс удачно решить деловую проблему или заключить сделку. Показать деловым партнерам, что вы ими интересуетесь, позволяют комплименты, то есть приятные слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.

Умение дать человеку возможность осознать собственную значимость помогает быстрее получить желаемое. Способность оценить чей-то труд, признать его полезность и незаменимость, сказать приятные слова человеку создает условия для эффективного взаимодействия.

1.2 Зачем нужно делать комплименты и как?

Так давай те подумаем, зачем говорить комплименты? Как будто люди сами не знают о себе, зачем они вообще нужны?

v Представьте, человек услышал в свой адрес комплимент по поводу определенного качества его личности;

v Благодаря функционированию установки на желательность этого качества оно на уровне подсознания принимается за реальность;

v Затем, у вашего оппонента возникает чувство удовлетворения; а чувство удовлетворения всегда сопровождается возникновением положительных эмоций (чувство приятного);

v Возникшие положительные эмоции связываются по закону ассоциации с их источником и переносятся на того, кто их вызвал;

v Возникает притяжение к этому человеку, то есть к вам.

Хваля деловых партнеров, мы помогаем им чувствовать себя значимыми в глазах других, создаем доброжелательную атмосферу делового контакта. Когда мы говорим комплименты, тем самым вызывая своими словами у партнера улыбку или приятное удивление, мы отвлекаемся от собственных проблем и поднимаем свое настроение. И наконец, чем больше комплиментов мы делаем людям, тем больше приятных слов возвращается к нам.

А кто-нибудь знает, как правильно делать комплименты?

Положительное качество в комплименте должно иметь лишь небольшое преувеличение.

3.Учитывая высокое мнение.

Также, надо учитывать высокое мнение партнера. Если комплимент по значимости ниже уровня самооценки партнера, то для него такой комплимент будет являться банальностью, и последствия могут быть отрицательными.

Партнер может, не стремится к совершенствованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы это положительное качество было выражено у него сильнее, чем есть, поэтому комплимент в адрес сильно проявляющегося такого качества может вызвать у него обиду.

Это правило заключается в том, что комплимент должен только констатировать наличие данного качества, а не содержать рекомендаций или практических советов по его улучшению.

Конечно же, нам необходимо сформулировать некоторые правила составления комплимента:

· Первое - встраивайте слова-комплименты в общую фразу, то есть не делайте пауз;

· Второе правило - конструируйте фразу так, чтобы после комплимента следовал содержательный текст; чем длиннее общая фраза после слов-комплиментов, тем лучше;

· И третье правило - желательно выстраивать высказывание так, чтобы часть общей фразы после слов-комплиментов содержала нечто такое, что захватывало бы внимание слушающего.

Глава 2. Уникальность комплимента

2.1 Комплимент личного характера

Наверное, каждый человек стремится услышать о себе что-то определенное, потому что именно конкретность комплимента позволяет человеку почувствовать его правдивость и искренность. Кроме того, большинство людей думают, что человек, заметивший какие-то нюансы нашей личности и отметивший их с помощью комплимента, на самом деле проявляет к нам искренний интерес.

Кстати, комплимент оказывает положительное воздействие даже тогда, когда ваш партнер относится к вам с неприязнью. В рамках делового взаимодействия, делая комплимент ситуативно, уместно и адекватно ожиданиям делового партнера, можно расположить его к себе, изменить негативную установку.

2.2 Комплименты на работе

Говорить комплименты на работе - все равно, что идти по лезвию бритвы. Результат может оказаться очень далеким от того, чего вы ожидали. Если вы хотите выразить свое восхищение или одобрение, но при этом не ставите целью завести интрижку без отрыва от производства, то нужно заранее знать те подводные камни, которые вас на этом поприще подстерегают. Ни для кого не секрет, что невербальное восприятие превалирует над вербальным или, проще говоря, то КАК вы говорите важнее того, ЧТО вы говорите.

Представьте, ваш начальник говорит: "Коллега, вы прекрасно справились с этим проектом. Я был приятно поражен уровнем, на котором вы решали поставленные задачи. Я предвкушаю удовольствие от дальнейшей работы с вами". Простые, достаточно любезные, но и в меру сухие фразы. А теперь представьте, что шеф все это говорит низким голосом, отведя вас в интимный уголок, стоя к вам вплотную и накручивая ваши волосы на палец.…Совсем другое восприятие, да и смысл, видимо, совершенно другой.

Для мужчины на работе важно чувствовать, что его уважают, для женщины, что ее любят. Обязательно учитывайте это, когда говорите комплименты.

Глава 3. Если комплименты говорят вам

Каждый человек должен не только уметь говорить комплименты, но и научиться их правильно принимать. Как показывает практика делового взаимодействия, людям очень трудно бывает принять похвалу в свой адрес. Большинство автоматически отвергают комплименты, что делать не следует ни при каких обстоятельствах. Во-первых, вы обижаете того, кто вам сказал приятные слова, во-вторых, вы должны быть благодарны этому человеку: вы принимаете положительную оценку и начинаете верить ей.

Примеры комплиментов для делового взаимодействия

Когда партнер сумел во время переговоров добиться большего, чем было намечено

Как вам удается так расположить к себе людей?

Когда партнер отметил что-то характерное и важное для фирмы

Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях, вы потрясающий аналитик!

В ответ на добрую улыбку, явно адресованную вам

Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает!

После длительных переговоров, завершившихся для вас удачно

Всегда приятно иметь дело с таким партнером!

Когда беседа закончилась успешно

До чего же приятно взаимодействовать с таким интересным партнером!

Партнеру, который неожиданно для вас открыл вам на что-то глаза

Общаясь с вами, можно многому научиться!

Партнеру, который неожиданно для участников дискуссии блеснул эрудицией

Меня всегда поражает широта вашего кругозора!

Партнеру, который был участником конфликта, но удержался от ответного выпада

Как вам удалось воспитать в себе такую сдержанность?

Ваша стойкость и выдержка меня всегда восхищают!

Партнеру, который, несмотря на трудности, довел дело до конца

Вашей воле можно позавидовать!

Партнеру, который все-таки добился своего

Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер! Вы такой целеустремленный человек, как мне этого не хватает!

Партнеру, который чем-то бескорыстно пожертвовал ради другого.

Меня подкупают ваша доброта и отзывчивость!

Партнеру, который вел переговоры в трудной, конфликтной ситуации и сумел их эффективно завершить

Знаете ли вы, что ваша энергия просто заряжает других!

Какая у вас прекрасная речь! Слушать вас - одно наслаждение!

Партнеру, который впервые достиг больших результатов в переговорах и сам смущен этим

Вы скромничаете! Ваши способности говорят за вас! (давно известны!)

Партнеру, который в ходе дискуссии по памяти привел необходимые данные, интересную информацию

У вас энциклопедическая память! Ваша эрудиция поражает!

Партнеру, сумевшему кого-то переубедить

Вашей логике и умению убеждать можно позавидовать!

Исполнителю, справившемуся с неприятной, рутинной работой

Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер!

Человеку, нашедшему подход к сложному клиенту

Я раньше и не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!

Организатору различных мероприятий

Уверен, что в этом деле вас трудно превзойти!

Мастеру на все руки

Таким образом, мы выяснили, что комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе.

Комплимент отличается от лести именно тем, что дается небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Сравните: "Тебе очень идет этот цвет" (комплимент) и "Ты самая красивая" (лесть). Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющей неправдоподобности. Хотя есть люди, которым и лесть по душе. Впрочем, многих лесть отталкивает.

Поэтому, особенно в деловом общении, явное преимущество за комплиментом, как инструментом более тонким и действенным. С помощью него можно не только поднять настроение себе и окружающим, но и наладить отношения с сотрудниками и с начальством, умело договориться о сделке с вашим потенциальным партнером.

Когда комплимент пришелся по душе собеседнику, лицо его озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться собеседнику. И вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Так что польза от комплиментов всем. Остается только пожелать вам успеха в этом благом деле!

комплимент деловое общение

Список использованной литературы

1. Панасюк А.Ю., Управленческое общение. Практические советы. Москва: Экономика, 1990.

2. Рухманов А.А., Искусство комплимента.

3. Скаженик Е.Н., Деловое общение. Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

4. Скаженик Е.Н., Практикум по деловому общению. Комплименты в деловой коммуникации.

Подобные документы

Искусство взаимодействия и концепция DIY, их отличительные черты. Телесное вовлечение зрителя. Соотношение "художник–зритель-участник". Пространство взаимодействия и создание диалога. Критика искусства взаимодействия, его визуальная репрезентация.

дипломная работа [101,3 K], добавлен 29.11.2015

Характерные черты романского искусства как общеевропейского стиля и отличительные черты искусства данного направления в разных странах Западной Европы, обусловленные влиянием других культур. Общие и отличные черты между школами, своеобразие архитектуры.

курсовая работа [48,4 K], добавлен 13.06.2012

Особенности, отличительные черты древнеегипетской цивилизации. Единый культ египетских богов, религия древних египтян. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте. Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Египта.

реферат [26,8 K], добавлен 19.12.2010

Понятие и главная ценность модернистского искусства, его отличительные черты. Характерные особенности авангарда и его наиболее известные представители. Проявление футуризма в культуре и искусстве. Основатели движения "дадаизм", суть данной деятельности.

лекция [43,4 K], добавлен 01.10.2012

Универсальность искусства, его предназначение и свойство отражаться в человеческом сознании. Искусство как творчество и образность, искусственность в нем при буквальном приближении к реальности. Гофмановское разделение людей на филистеров и художников.

контрольная работа [21,2 K], добавлен 24.05.2009

История развития делового стиля. Роль художников-модельеров в разработке и популяризации делового стиля. Развитие тенденций и направлений современной моды. Разнообразие отделки и мелких деталей в деловом костюме. Выбор материала для делового костюма.

реферат [27,6 K], добавлен 20.11.2011

Краткая история становления и развития декоративно-прикладного искусства Дагестана. Отличительные черты народной керамики, ковров и ковровых изделий, ювелирного искусства и зодчества. Искусство резьбы по камню и по дереву. Художественное оружие Дагестана.

11.4. искусство комплимента: Этика деловых отношений, КИБАНОВ АРДАЛЬОН ЯКОВЛЕВИЧ, 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В учебнике, подготовленном учеными кафедры управления персоналом Государственного университета управления, излагаются теоретические, методические и практические вопросы этики деловых отношений: природа этики деловых отношений..

11.4. искусство комплимента

Комплимент — слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Человек, выслушивая приятные слова в свой адрес, испытывает особый вид удовольствия, реализуя при этом потребность в получении положительных эмоций. Чем приятнее людям общаться с кем-либо, тем больше они доверяют собеседнику и тем больше будет шанс удачно разрешить деловую проблему. Таким образом, цель комплимента — доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество.

Многие люди испытывают положительные эмоции, выслушивая лесть в свой адрес. Однако в деловом общении предпочтительнее именно комплименты, имеющие следующие существенные отличия от лести:

• лесть, как правило, прямолинейна, однозначна, проста и понятна, комплимент же предполагает разночтение, размышление, в ходе которого человек сам домысливает суть высказанного;

• лесть подразумевает чрезмерное преувеличение положительных качеств личности, чаще всего приписывание достоинств, которых нет, комплимент же лишь опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств;

• комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства; лесть по своей природе может вызвать отторжение и спровоцировать обратную реакцию.

Комплиментарное воздействие в деловом общении требует определенного искусства. Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:

• сосредоточить внимание не на внешних достоинствах собеседника, а на его внутренних, душевных качествах;

• выделить не очевидные, а скрытые достоинства собеседника (чем больше скрытых достоинств удается подчеркнуть в партнере, тем более искренними покажутся ему слова собеседника);

• быть искренним при высказывании комплимента (или хотя бы убедительно производить впечатление искренности);

• строить комплимент на фактической основе, при этом использовать в нем факты, известные обоим партнерам;

• быть кратким при высказывании комплимента (комплиментарное высказывание должно содержать одну-две мысли, не более, простая конструкция заведомо будет понята);

• не включать в комплимент поучений (комплимент должен констатировать наличие характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению);

• в комплименте не должно быть двусмысленных оборотов, двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента;

• следует лишь немного преувеличивать отражаемое в комплименте положительное качество (большое преувеличение переводит комплимент в издевательство);

• не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хотел бы избавиться;

• делая комплименты, следует учитывать половозрастные особенности собеседника;

ПРИМЕРЫ КОНКРЕТИЗАЦИИ ДОСТОИНСТВ В КОМПЛИМЕНТАХ

Общая оценка достоинств человека

Конкретизированная оценка достойных качеств человека

Нина Михайловна! Вы очень тактичная и обаятельная женщина!

Теперь я понимаю, Нина Михайловна, почему очень многие восхищаются Вами: вы корректны, тактичны и обходительны с людьми.

Николай Филиппович! Это было замечательно!

Это было великолепно, Николай Филиппович, потому что у вас был превосходный контакт с аудиторией и ваши убедительные доводы произвели на окружающих сильное впечатление.

Вы замечательный руководитель, Александр Николаевич!

Вы великолепный руководитель Александр Николаевич, потому что Вы не только умеете управлять людьми, но и сопереживаете им, Вам небезразличны люди, с которыми вы работаете.

Владимир Николаевич! Вы очень умный и проницательный человек!!

Владимир Николаевич! Вы очень умный мужчина, потому что всегда находите время для каких-то приятных мелочей, которые доставляют мне особенную радость.

Вы замечательная хозяйка, Наталья Васильевна!

Наталья Васильевна, вы замечательная хозяйка, потому что всегда следите за чистотой в доме и очень вкусно готовите!

Константин Алексеевич! У вас прекрасное чувство юмора!

У вас прекрасное чувство юмора, Константин Алексеевич, так как Ваши шутки всегда способны поднять людям настроение.

Виктор Павлович! Вы настоящий труженик и мастер своего дела!

Общая оценка достоинств человека

Конкретизированная оценка достойных качеств человека

Прекрасная, безупречная работа, Марина Александровна!

Спасибо, что выполнили задание безупречно, Марина Александровна. Это значительно поможет нам в решений очень важной для всех задачи.

Катя, ты пользуешься большим авторитетом в нашем коллективе.

Ты — душа нашего общества, Катя, потому что очень внимательна, заботлива и тактична к каждой из нас.

Владик, ты настоящий Друг!

Ты действительно настоящий друг, Владик, так как ты понимаешь меня и всегда готов прийти на помощь в трудную минуту.

• следует использовать такой эффективный прием, как комплимент на фоне антикомплимента самому себе (усиленное воздействие этого комплимента связано с тем, что он вызывает удовлетворение сразу двух потребностей собеседника: потребности в усовершенствовании какой-то своей черты характера и потребности в удовлетворении своей установки на критику партнера по деловому разговору).

Следует обратить внимание на то, что желаемый эффект достигается не только при использовании явных, но и скрытых комплиментов (под скрытыми комплиментами понимаются такие, которые, неявно влияя на собеседника, создают особую атмосферу доверия во взаимоотношениях).

К числу скрытых комплиментов можно, в частности, отнести:

• проявление искреннего интереса к собеседнику (чтобы интерес был действительно искренним, важно постараться найти в человеке то, что на самом деле по-человечески интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был, хобби и др.);

• частое упоминание имени собеседника (запомнивший имя собеседника демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение).

Люди обычно принимают комплименты благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему говорят что-то хорошее, и легко прощают возможные промахи, особенно если не будет посторонних свидетелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один. Однако если комплимент хорош, то большее впечатление он производит, когда делается при свидетелях.

Поскольку мужчины не особенно избалованы комплиментами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому тренироваться в этом искусстве лучше на мужчинах.

Готовясь к деловому разговору, целесообразно заранее подготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций, людей.

Этика деловых отношений

Этика деловых отношений

Комментарии, рецензии и отзывы

11.4. искусство комплимента: Этика деловых отношений, КИБАНОВ АРДАЛЬОН ЯКОВЛЕВИЧ, 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В учебнике, подготовленном учеными кафедры управления персоналом Государственного университета управления, излагаются теоретические, методические и практические вопросы этики деловых отношений: природа этики деловых отношений..

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к партнеру по общению.


Рисунок 1. Виды коммуникативных барьеров

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации, неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль. Это ситуация может быть обозначена как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек-ретрансляторов, искажение может быть существенным.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями. В этом случае возникают эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причем не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Также выделяются барьеры непонимания, социально-культурного различия и барьеры отношения.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации. Это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Для преодоления коммуникативных барьеров, связанных с замещающе-искажающими и эмоциональными барьерами, необходимо научиться правильно слушать собеседника, а также относиться к собеседнику с эмпатией, одним из компонентов которой является искусство правильно делать комплименты собеседникам, что облегчит весь процесс коммуникации.

Искусство комплимента в деловом общении

Потребность в комплиментах свойственна каждому, поэтому почему человек, делающий комплименты, является для окружающих желательным собеседником, так как он является для многих источником положительных эмоций. Цель комплимента - доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество с вами.


Комплимент - это небольшое преувеличение достоинства, которое каждый желает видеть в себе. Чаще всего комплиментом бывает то, что человек сам думает о себе.

Комплимент отличается от лести и похвалы.

Похвала - это положительная оценка качеств собеседника. В похвале нуждается каждый, однако не следует забывать, что, как правило, похвалу высказывает старший - младшему, начальник – подчиненному.

Основными правилами комплимента в деловом общении являются:

Ø Сосредоточение внимания на внутренних, душевных качествах

собеседника. Делать комплименты, касающиеся внешних достоинств человека, гораздо проще, нежели найти в человеке внутренние качества, заслуживающие внимания. Когда мы делаем комплименты по поводу внешности собеседника, мы сами, видимо не сознавая этого, даем людям понять, что внешние данные для нас важнее всего или что мы ценим людей лишь по их внешности.

Ø Привычка хвалить окружающих за их внешность начинает

формироваться с самого детства. Особую роль в этом процессе играют родители. Если взрослый хвалит ребенка только за его милую улыбку или за то, что он прелестно выглядит, то дает малышу понять, что именно эти качества и есть самое главное. Вот почему так важно научиться самим и обучить своих детей сосредоточиваться на поощрении окружающих исключительно за их внутренние качества. Действительно, каждый может сделать новую прическу, сменить костюм или красиво загореть, однако далеко не каждый может обладать личностными достоинствами. Однако это вовсе не означает, что необходимо вообще отказаться от комплиментов, воздаваемых внешним достоинствам человека. В этом рассуждении мы лишь обращаем внимание читателей на то, что более ценным для человека будет комплимент по поводу его внутренних качеств.

Ø Обращение внимания не на очевидные, а на скрытые достоинства

собеседника. Комментируя совершенно очевидные положительные качества партнера, вряд ли можно произвести на него нужное впечатление. Комплиментарное воздействие будет значительно сильнее, если вам удастся обратить внимание на достоинства собеседника, скрытые от наблюдения. Чем больше скрытых достоинств нам удастся подчеркнуть в партнере, тем более искренними ему покажутся наши слова Искусство комплимента заключается в его конкретности, что позволяет окружающим почувствовать его правдивость и искренность.

Ø Искренность комплимента. Искусство комплимента во многом

зависит от его искренности, что позволяет почувствовать окружающим его правдивость. Именно искренность является важнейшим правилом комплиментарности. Как показывает практика, особую роль в реализации этого правила играет эмпатия.

Ø Конкретность комплимента. Комплименты должны быть не

Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:

Комплимент должен строиться на фактической основе. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести.

Хуже всего, когда комплимент противоречит фактам. Например, ваш коллега не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.

Комплимент, по возможности, должен быть кратким. Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. Быть простым по конструкции - значит быть заведомо понятым. Более того, не следует забывать, что убедительность легко потопляема в море слов.

В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов. Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента.

Комплимент без эмпатии - несовершенен. Только проявив эмпатию (сопереживание, сочувствие), можно понять, а что же собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), быть умными (особенно мужчины), добиваться успеха, пользоваться уважением, признанием, любовью и т.д. Общение с человеком даст дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает специфику конкретного человека.

Учет половозрастных особенностей собеседника. Делая комплименты окружающим, важно учитывать многое: кто перед вами - мужчина или женщина, ребенок, юноша или пожилой человек.

Таблица 7. Половозрастные особенности комплементарных тем

Искусству делать комплименты необходимо учиться. Главное – любой комплимент должен строиться на искренности и эмпатии к собеседнику.

Читайте также: