Особенности языка поэмы медный всадник кратко

Обновлено: 27.04.2024

История создания

Текст поэмы без цензурных правок впервые увидел свет только в 1919 году.

Жанр, направление, размер

Поэма написана четырехстопным ямбом (к нему Пушкин нередко обращался в своей поэзии) и состоит из лирического вступления, которое может идти в качестве отдельного произведения, и двух повествующих сюжет частей. Эпилог не выделяется, но за него можно считать последние строки, где рассказывается о смерти главного героя.

Композиция и конфликт

Композиция поэмы состоит из следующих частей:

При всей неоднородности поэмы она все же остается целостным произведением, благодаря чему текст легко воспринимается читателем.

Поэма начинается с лирического вступления, в котором Пушкин воспевает Санкт-Петербург – место, где происходит действие произведения – и деятельность его основателя, Петра I. Но основные события разворачиваются в жизни простого человека — Евгения.

Евгений пытается добраться до ее бедного домика, где она жила с матерью, но его снесло чудовищным течением. В один миг герой теряет цель своей жизни. Картина пустыря, где раньше жила возлюбленная, морально ломает Евгения, и он бредет по улицам Петербурга. Так начинается его новая жизнь: он ни к чему больше не стремится, каждый день вспоминает о тех страшных событиях роковой ночи, блуждая по столице.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

Проблематика и тематика произведения весьма богаты и многогранны.

Главная мысль

Столкновение личности и государства раскрывается в произведении благодаря нескольким идейным планам. Из них самый очевидный – это борьба героя-обывателя с героем-реформатором. Простой житель хочет счастья для себя, в то время как император думает о всем народе, о будущем, о перспективах. Они никогда не смогут понять друг друга, и поэтому конфликт между ними неразрешим.

Чему учит

Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным.

Средства выразительности

Стиль пушкинской поэзии стал эталоном в литературной среде того времени. Особенно интересной деталью в произведении выступает аллегория:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Так, Пушкин описывает памятник, но придает его элементам особое значение. Петр запечатлен верхом на вздыбленном коне — в нем автор и увидел Россию, которая встала на дыбы под властью амбициозного императора. Самая бездна — это волны, изображенные на постаменте Петра Великого.

Критика

Немного иначе трактовал конфликт поэмы Д. С. Мережковский:

Автор: Альбина Исмаилова

Автор: Самый Зелёный · Published 25.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 19.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 31.12.2021

комментария 4

А почему всадник стал мёртвым? См.параграф про средства выразительности.

Потому что редактор был медным) Спасибо, исправили

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Там, где идёт речь о Петре и о его детище — Петербурге — язык поэмы близок по своей лексике и синтаксису к языку торжественной оды XVIII
века: он приподнятый, величавый, ораторский.

Характерными его чертами являются:

а) в лексике — наличие славянизмов (град, полнощных, из топи блат, лик и пр.), архаизмов (отсель, кумир),

б) широкое применение изобразительных средств языка — эмоциональных эпитетов (надменному соседу, печальный пасынок природы, Невы державное теченье, задумчивых ночей и т. п.),

в) метафор (в гранит оделася Нева, град … вознесся пышно, горделиво, Нева … ликует и пр.),

г) метонимий (Все флаги в гости будут к нам);

д) в синтаксисе: обращения (Люблю тебя, Петра творенье … Красуйся, Град Петров и цр.).

е) параллелизмы (Твоих оград узор чугунный,твоих задумчивых ночей),

ж) риторические вопросы и восклицания (Ужасен он в окрестной мгле! и т. д.),

з) периоды, начинающиеся одним и тем же сповом (Люблю тебя … Люблю зимы … Люблю воинственную … и т. д.).

Словом, весь строй речи, где говорится о Петре, выдержан в торжественно-ораторском тоне, который так гармонирует с представленным в поэме образом Петра — строителя государства и олицетворения мощи государственной системы.

Совершенно иначе построен стих повести об Евгении. Интонация здесь не ораторская, а в основном типично повествовательная, но окрашенная сочувствием к Евгению, к его горю.

Но стих меняется, когда меняется Евгений. Вначале несколько небрежный, когда поэт говорит о своем герое-бедняке, живущем в Коломне, тон речи затем начинает окрашиваться ясно выраженным сочувствием автора к страданиям Евгения.

… Он страшился, бедный, Недвижно были …
Не за себя… Несчастный
Его отчаянные взоры Знакомой улицей бежит …
На край один наведены

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошёл

Так идейное содержание определяет самый характер стиха, обуславливая особый интонационный рисунок его. Вся поэма написана единым стихотворным размером — четырехстопным ямбом, — но как по-разному он звучит в разных местах поэмы!

Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного бунта", "Образ Медного всадника".

ВложениеРазмер
doklad_mednyy_vsadnik.docx 37.96 КБ

Предварительный просмотр:

На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка – метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений. Художественная литература, в частности лирические произведения – это образец использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи. Учащиеся должны научиться не только находить, вычленять образные средства в тексте, но и понимать их роль. Читательские умения формируются постепенно, путем многочисленных упражнений, в соответствии с возможностями возраста учащихся. Немалую роль здесь играет знакомство с теорией словесности. При этом надо помнить, что теория – инструмент проникновения в произведение, а не самоцель.

В овладении выразительными средствами языка велика роль учителя. Его речь должна быть образцом для учащихся. Она должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Учитель сам должен во–первых, владеть теми понятиями, которым он учит детей, во-вторых, знать специфику художественного образа.

Всякий художественный образ - это результат творчества писателя , который отбирает необходимые языковые средства и организует их в текст для выражения своей мысли. Поэт или писатель словами изображает картину жизни , как художник рисует красками на полотне. Но слова в художественном произведении приобретают более широкий и глубокий смысл, чем в лексике, так как здесь становятся значимыми все стороны языка. Изображенная картина жизни несет в себе мысль и чувство автора : она эстетически значима, обращена к нашим чувствам. И если школьники будут знать свойства художественного образа, они, встретив метафору или сравнение, направят свое внимание на то, как работает художественное средство, как оно помогает увидеть образ и понять мысль автора, то есть понять смысл текста.

Рассмотрим роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник. Поэма – жанр, стоящий на грани эпоса и лирики. Сюжетная линия в поэме перебивается авторскими, или лирическими отступлениями, в которых выражаются чувства поэта, его отношение к героям и событиям.

Работа над выразительными средствами языка можно проводить на таких этапах изучения поэмы.

Работа над выразительными средствами

Образ Петербурга в поэме

Отработка и развитие понятий метафоры, сравнения, эпитетов, анафоры, метонимии, звукописи, антитезы.

Проблема народного бунта в поэме

Роль сравнений в создании образа наводнения

Проблема власти и народа. Образ Медного всадника. Отношение автора к Петру Первому.

Роль тропов в создании образа Петра I.

1.Образ Петербурга в поэме.

ЭПИТЕТ - художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений.

МЕТОНИМИЯ – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основе внешней или внутренней связи меду ними.

СРАВНЕНИЕ - форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию приписываются качества или действия, свойственные человеку.

ПЕРИФРАЗА – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

АНАФОРА – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале стиха, строфы, прозаического отрывка.

В конспекте урока есть этап - слово учителя. Это очень важный этап, так как слово учителя должно настроить на определенную атмосферу, на восприятие текста, нацелить на задание, заинтересовать учащихся. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. Поэтому учитель, идя на урок, должен продумать свое слово, подобрать информацию, цитаты, иллюстрации.

Подготовленный ученик читает Вступление.

Перед нами великолепная панорама. Невозможно не испытать восторга, глядя на нее. Нева, мосты, соборы, Петропавловская крепость – все это создает ощущение великолепия, вечности, прочности.

- Какие интонация преобладают в этой части поэмы? (Торжественная возвышенная)
Учащиеся получают задания:

Звукопись (аллитерация): шум, говор, шипенье. Помогают услышать сцену застолья друзей в любимом городе.

2 группа . Анализируя Вступление, составить цветовую гамму отрывка.

3 группа . Сравнить описание Петербурга во Вступлении и изображением петербургской жизни в главной части поэмы. Как меняется настроение, звучание стиха, цветовая гамма?

(Антитеза – художественный прием, основанный на противопоставлении понятий, мыслей, образов).

2. Образ наводнения как символ народного бунта в поэме .

Слово учителя. Не все так благополучно в Петербурге. Людям удалось победить природу! Удалось усмирить Неву и загнать ее в гранитные берега. Однако она бунтует против учиненного над ней насилия. Над городом витает угроза стихийного бедствия, наводнения. Нева готовится к броску на город, она стонет, мечется, страдает. В поэме наводнение – символ народного бунта.

Пушкин сего государственным и историческим мышлением пришел к выводу о бесплодности народного бунта в современных ему условиях. Эта точка зрения поэта нашла отражение в изображении наводнения, которое рисуется как стихия, народное бедствие. Большую роль в создании образа наводнения играют сравнения.

Чтобы выяснить роль сравнений, учащимся предлагается исследовать отрывки, в которых сравнения используются для описания наводнения, прокомментировать их в каждом конкретном случае. Домашнее задание: выписать отрывки, в которых изображается наводнение.

Отобранный материал оформляется в таблицу.

Примеры сравнений в тексте

Анализ отрывка. Роль сравнения.

1. Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной .

Сравнение с больным человеком указывает на то, что стихия находится пока на первой стадии своего развития: она еще в рамках ( постель ). Использование здесь олицетворения и эпитета беспокойной усиливает впечатление, возникает предчувствие беды. Автор придаёт реке свойства живого существа.

2. Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь ,
На город кинулась.

В этом отрывке мы видим два сравнения, как бы два этапа эпизода: река готова вырваться из берегов, ее сдерживающих, второй сопоставляет ее с остервенившимся зверем, атакующим свою добычу. Сравнения подчёркивают характер наводнения на данный момент, его мощь.

3. Осада! приступ! злые волны,
Как воры , лезут в окна.

Нева уже сопоставляется с вором, причём наглым и жадным. Оно подчеркивает главную черту стихии – ее направленность. Волна идёт прямо, не останавливаясь ни перед чем, смывая всё на своём пути, подчеркивается беспощадный характер наводнения.

из возмущенной глубины

вставали волны там и злились

Подчёркивает глобальный размер стихии, что усиливается с помощью гиперболы (словно горы ), олицетворения (вставали волны там и злились ), эпитета (из возмущенной глубины). Наводнение достигло своего пика.

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой.
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Развернутое сравнение. Целый текст, в котором подробно описаны последствия нападения шайки беспощадных разбойников на мирное село. В нашем случае – нападение стихии на город.

Примеры в таблице расположены в хронологической последовательности развития наводнения. У нас возникло предположение, что на примере только сравнений мы можем проследить разные этапы стихии. Попробуем доказать справедливость этого утверждения.

Итак, первый этап находит отражение в следующем отрывке:

Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной .

Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления с другим. В данном случае оно выражается сравнительным оборотом с союзом как . Река сравнивается с больным человеком, который мечется от безысходности в связи с тяжёлой болезнью. Создается яркий выразительный образ. Сравнение с больным человеком указывает на, наш взгляд, на то, что стихия находится пока на первой стадии своего развития: она еще в рамках ( постель ). Использование здесь олицетворения и эпитета беспокойной усиливает впечатление, возникает предчувствие беды. Автор придаёт реке свойства живого существа, и Нева предстаёт перед нами, действительно, мощной и беспощадной.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь ,
На город кинулась, -

Знаменует собой второй этап в развитии событий.

В следующем эпизоде

Осада! приступ! злые волны, как воры , лезут в окна, -

Проанализируем последнее краткое сравнение:

Словно горы , из возмущенной глубины вставали волны там и злились.

Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты. В пушкинской поэме нами было найдено единственное развёрнутое сравнение, оно же последнее, которое использует поэт для описания наводнения:

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой.
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Как мы видим, это действительно целый текст, в котором подробно описаны последствия нападения шайки беспощадных разбойников на мирное село. Взяв свою добычу, они бегут обратно домой со всем награбленным. Этот эпизод даёт нам понять, что разбушевавшаяся Нева успокоилась и вернулась к своему спокойному состоянию. Пушкин с его государственным и историческим мышлением пришел к выводу о бесплодности народного бунта в современных ему условиях.

Итак, проанализировав все сравнения в описании наводнения, мы можем сделать вывод: с помощью сравнения как средства художественной выразительности Пушкин показывает последовательно разные стадии наводнения.

Сравнения используются Пушкиным с целью усиления изобразительности и образности текста, создания яркого, выразительного образа наводнения и выделения, подчеркивания существенных признаков стихии, а именно: масштабности, беспощадности и разрушительности.

2. Петр Первый во Вступлении к поэме и Медный всадник как символ государственной власти. Записать все упоминания о Петре в тексте поэмы. Сделать вывод об отношении Пушкина к царю.

Выступления учащихся с результатами наблюдений.

- Как называется такой троп? (Перифраза, описательный оборот)

по словарю В.И.Даля (предварительное индивидуальное задание).

(Властитель, властелин – владелец, владетель, кто держит власть, право и

силу над чем, кто повелевает, управляет, владеет.

Истукан (истюкать, изсечь тюкая) – статуя, изваянный образ,

изображение, болван, идол, кумир, языческий божок круглой работы)

При работе над выразительными средствами поэмы можно проанализировать эпитеты в следующем отрывке:

И место, где потоп играл,…

И львов, площадь, и того,

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой,

Того, чьей волей роковой

Под морем город основался…

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Все эти эпитеты связаны с оценкой деятельности Петра. В отрывке соединяются хвала и порицание.

Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных интеллектуальных и духовных качеств. Думаю, что уроки литературы должны способствовать этому. Исследуя текст, мы развиваем не только навыки работы с текстом, но и воспитываем вкус к слову, развиваем речь учащихся, умение вести дискуссию, доказывать свою мысль. Учитель, его слово помогает освоить богатства языка, заинтересовать учащихся, вовлечь в исследовательскую работу. Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам национальной культуры.

МОБУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа № 2

Областная педагогическая мастерская

Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медный всадник.

Год написания – 1833 г.

Композиция – Произведение состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идёт речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года и о встрече героя с Медным всадником.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада и соответственно к нему относились.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

По-разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своём вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Пётр смотрел далеко вперёд, он думал о будущем России, о её мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведение звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом Петра (памятник), подразумевая в нём самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, своё будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Главные герои

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

Читайте также: