Сравните старую и новую конституцию россии кратко

Обновлено: 10.05.2024

В своем обращении к Федеральному собранию президент Медведев уделил немало внимания прославлению российской Конституции. По словам президента, "принятие в 1993 году Основного закона, провозгласившего высшей ценностью человека, его жизнь, его права и собственность, стало беспрецедентным событием в истории российской нации." О событиях, предшествовавших сему великому историческому событию, о стрельбе из танков по парламенту, о том, что предыдущий Основной закон был буквально растоптан Ельциным, упоминать нынче как-то не принято. Зато о том, что до указанных событий в России не было никакой свободы, никакой демократии и никакого закона, о том, что все наши нынешние проблемы "уходят своими корнями в наше давнее прошлое", трубят все: от президента до последнего бульварного журналиста. Ну что ж, давайте посмотрим, какие же свободы и как предоставляет нашему российскому гражданину наша российская конституция. А заодно сравним ее с последней Конституцией СССР, разумеется, "несвободной" и "недемократической".

Начнем с главного.

Право на труд.

Граждане СССР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества

1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4.Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

По советским законам, труд считался единственным источником благосостояния человека. Поэтому все трудоспособные граждане были обязаны заниматься трудом, причем не каким-нибудь, по принципу "лишь бы платили", а "общественно полезным". За тунеядство в СССР преследовали. Право на труд трактовалось, как гарантированное трудоустройство, право на обучение любой избранной специальности.

В современной России "труд свободен", поэтому то же самое право трактуется, как право не работать. А откуда у свободного гражданина деньги - это его личное дело. Ну и еще всем безработным гарантируется защита от безработицы, а всем погибшим или пострадавшим на производстве - безопасные условия труда.

Право на отдых.

Граждане СССР имеют право на отдых.

Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.

Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В советской конституции закреплена максимальная продолжительность рабочей недели. В конституции РФ идут отсылки к Трудовому кодексу, изменить который значительно проще, чем Конституцию. Зато в российской Конституции закреплена продолжительность ареста. И целых 10 статей посвящены вопросам суда и следствия, правам задержанных, осужденных и т.п. Сразу видно, что мы живем в правовом государстве. Ну и, разумеется, совершенно недемократично указывать свободным гражданам, как они должны отдыхать. Поэтому, ни слова о спорте и культуре!

Право на образование.

Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

На первый взгляд, здесь все хорошо. И там и там гражданам предоставлено право бесплатного образования. Но есть одно "но". В Российской Федерации существует не только государственное и муниципальное, но также частное образование. А сосуществовать вместе платное и бесплатное образование не могут. Никто не будет платить за образование, если его можно получить бесплатно. Поэтому, само наличие платного образования подразумевает плохое качество бесплатного. Да и обучение в бесплатной школе в современной России все равно связано со всевозможными поборами с родителей.

То же самое можно сказать и медицинской помощи. Частная медицина и право на охрану здоровья есть вещи несовместимые.

Свобода совести

Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Что бы там ни врали любители страшилок про советское прошлое, атеистическое государство не посягало на право верующих верить в бога. Но пропаганда религиозного мракобесия не допускалась. Тем более, что пропаганда любой религии не обходится без возбуждения вражды к приверженцам остальных религий. И в школе попам было не место.

Буржуазная власть, напротив, поощряет религию. Причем любую. Но наибольший интерес здесь представляет последняя фраза: "и действовать в соответствии с ними". Интересно, а если, допустим, мои верования требуют, чтобы я своим богам человеческие жертвы приносил, я что, тоже имею на это право? По Конституции выходит, что да. Т.е. религия в России выше закона. И кто после этого рискнет утверждать, что Россия - светское государство?

Семья находится под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2.Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Ну что за ерунда записана в тоталитарной конституции! Какие-то детские учреждения, служба быта и т.п. Да еще все граждане должны воспитывать детей (заметьте, не только своих), готовить их какому-то труду! То ли дело в свободной России. Забота о детях возложена на родителей. Забота о родителях - на детей. И все довольны. Плюс туманные слова о "защите государства".

В настоящее время в России насчитывается по разным данным от 2-х до 5 млн. беспризорных детей.

Равноправие

Не секрет, что не все люди одинаковые. Они различаются по полу, возрасту, национальности, физическому здоровью, да мало ли еще по чему. Поэтому, для обеспечения равноправия недостаточно написать в законе, что "все равны". И мало даже принять меры против тех, кто считает, что он "равнее". Необходимо еще и оказать помощь тем, кто в силу объективных причин имеет меньше возможностей для реализации своих прав. В "тоталитарном государстве" это понимали. В "свободном" - нет.

Женщина и мужчина имеют в СССР равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Вот так-то. Равны и все тут. Что вам еще надо?

Говоря о свободе и демократии нельзя обойти вниманием еще одну статью.

Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.

Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Вот как. Оказывается, советский чиновник обязан был отвечать на обращения граждан! Ну, уж точно, страшная "несвобода"! То ли дело теперь. Хочешь - обращайся в органы, хочешь - нет. Судьба твоего обращения никого не волнует. Да здравствует демократия!

Несколько общих замечаний. В советской Конституции всегда четко определен субъект права: "граждане СССР имеют право. ", "граждане СССР обязаны. ". В российском Основном законе чаще используются слова типа "все", "никто", "каждый", что не может не вызывать сомнения в юридической грамотности его составителей.

И второй момент. В Конституции СССР каждая статья содержит указания на то, какими мерами обеспечивается то или иное право граждан. В Конституции России такой практики нет. В советские времена мы все учили в школе, что буржуазное законодательство лишь декларирует права граждан, ничем не гарантируя их на практике. Конституция РФ дает нам типичный пример этого. Как будто она писалась для демократического митинга, для того, чтобы можно было ей размахивать, как "законом, впервые провозгласившим высшей ценностью человека". И только для этого.

Разумеется, есть в Конституции Российской Федерации и статьи, отсутствующие в советском законе. Это, прежде всего, право частной собственности и право предпринимательской деятельности. Конечно, без этих "неотъемлемых прав человека" ни один капиталист не признает конституцию демократической. А вот миллионы советских рабочих и крестьян как-то умудрялись 70 лет жить без них. Впрочем, авторы Конституции РФ желают убедить нас в обратном. И появляется невиданная доселе статья: Право на жизнь. Дескать, смотрите, раньше-то и жить никто права не имел! Но не спешите радоваться.

1.Каждый имеет право на жизнь.

2.Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Т.е. речь здесь идет лишь об отмене смертной казни, о праве на жизнь лиц, совершивших тяжкие преступления. О правах тех, кто погиб в результате действий этих лиц здесь ничего не сказано. Не сказано о правах на жизнь тех, кто не смог воспользоваться услугами платной медицины и вынужден был ограничиться бесплатной. Не сказано о жертвах многочисленных межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Не сказано и о многих других, кого лишил и лишает жизни подлинный, демократический, дикий капитализм.

Это моя первая публикация в Яндекс Дзене. Я адвокат, то есть профессиональный юрист. Так уж случилось, что ранее в 1997-2001 годах я работал в правовом управлении Совета Федерации (экспертиза законопроектов), а закончил госслужбу в 2002 году в должности начальника Отдела законопроектов Минюста России. Кроме того, в те годы я преподавал Конституционное право, а также Административное и Финансовое право РФ. Полагаю, что опыт законотворчества и знание предмета дают мне некоторое право порассуждать как о действующей Конституции 1993г., так и о нашумевших поправках к ней.

Должен предупредить, что не являюсь сторонником президента Путина. Тем, для кого он непререкаемый авторитет, рекомендую не читать, не понравится. Но не спешите ругать, я не про политику и даже не про Путина и его (и не только его) так называемое "обнуление". Я ведь юрист. А для юриста Закон, тем более Закон Основной, кое-что да значит! И когда в Конституцию кто-то предлагает внести изменения (поправки), я не могу быть равнодушным, я хочу в них разобраться. Простите мне такую слабость.

Это факт. Но так как она принималась в качестве новой Конституции РФ, полностью заменяя прежнюю "советскую", то представляет собой цельный и логичный документ с соответствующей структурой. Это тоже факт.

2. Поправки к Конституции, предложенные Президентом Путиным , представляют собой дополнения и изменения ее отдельных статей. Они не являются системными, а представляют собой точечную правку конкретных конституционных норм. И это тоже факт. И они также, как и сама Конституция 1993, не являются совершенными .

С экранов телевизоров Президент Путин объявил народу о срочной необходимости принятия предложенных им поправок. Якобы они так назрели, что не принять их никак нельзя. Признаюсь, я отношу себя к тем гражданам, которые такой необходимости не видят. Однако скоро голосовать. Смотрим внимательно.

Их - поправок - достаточно много, они внедряются в "тело" Конституции то там, то здесь и, если выражаться кратко , то я бы сказал, что "уродуют" его.

Но а как иначе? Ведь речь идет не о совершенно новой Конституции РФ 2020г. (которую мог бы предложить Путин, и тогда она была бы юридически "красивой"), а о поправках к действующей Конституции РФ 1993г.

При этом авторам поправок пришлось смириться со строгим ограничением, предусмотренным самой Конституцией. Они не могли вносить поправки ни в Преамбулу (это абсурдно, а потому невозможно), ни в отдельные главы Конституции (изменение глав 1, 2 и 9 требует созыва Конституционного Собрания).

Сказать (написать) что-то новое и действительно необходимое в таком случае - очень не простой труд. Да еще в авральном режиме, когда вместо всенародного обсуждения нам предложено "общероссийское голосование" сразу по всем поправкам без возможности изменить даже какую-либо букву в них ("пакетное" голосование - одним "лотом").

Раз уж так, то для первичной оценки качества предлагаемых поправок (соответственно, и отношения к ним) достаточно рассмотреть одну-две конкретные.

Мое внимание, например, привлекла предложенная Путиным новая статья 67.1 в главу 3 "Федеративное устройство". Однако на самом деле в этой статье нет почти ничего, что имело бы отношение к этому самому федеративному устройству. Сомо по себе наименование "Российская Федерация " не является оправданием такого места расположения данной новой статьи. Зато в ней говорится, в частности, о том, что:

"2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей , сохраняя память предков , передавших нам идеалы и веру в Бога , а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство .

3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества , обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается " .

Что мы видим? Красивые и правильные слова. Но только на первый взгляд.

Дело в том, что указанная статья перекликается с Преамбулой к Конституции. И "деформирует", искажает - "уродует" ее. Однако изменять Преамбулу нельзя (смотри выше).

Прочтите полный текст Преамбулы:

Рассмотрите повнимательней предлагаемые "нововведения" из этой "федеративной" ст.67.1 (части 2 и 3). Это очень любопытно. Казалось бы, они всего лишь не к месту (их место в Преамбуле, куда нельзя), а в целом безобидны. Однако указанные формулировками о 1000-летней истории, о предках, о Боге, о защите исторической правды, на мой взгляд, совсем небезупречны и даже опасны.

И дело здесь не столько в юридической эстетике, хотя она тоже важна. Главная проблема в том, что эти "уродливые", "корявые" формулировки поправок, к большому сожалению, закладывают противоречия в наш Основной Закон. А важнейшее требование, предъявляемое к любому Закону - это его непротиворечивость.

Учитывая, что Конституция принимается не на один год (стабильность конституции) и является основой всего законодательства, в ней не должно быть не только противоречий / несоответствий / нестыковок, но и ни одного лишнего слова.

Иначе не только законотворческие сложности, но и негативные последствия в правоприменении и общественно-политической жизни в целом.

Краткий анализ

1 . Так, поправка говорит о том, что РФ объединена 1000-летней историей .

Однако Преамбула, не называя сроки, формулирует иначе и гораздо точнее: " . соединенные общей судьбой на своей земле ". Действительно, зачем ограничивать свою историю таким сомнительно коротким периодом? Неужели авторы поправки всерьез думают, что 2500 лет назад, когда в Афинах гремел Сократ, наши предки были какими-то недоразвитыми, как говорится, не имели истории? Да, они были "язычниками", но так ведь и все остальные еще не были христианами (Сократ жил за 500 лет до Христа). Таким образам, эта поправка за счет своей крайне неудачной формулировки фактически вычеркивает из действующей Конституции дохристианский период истории России (Отечества, если хотите). Для чего это делается? Да еще, повторюсь, в такой спешке, когда текст уже не поменять, а можно лишь проголосовать "За" или "Против" (Закон о поправке принят и уже подписан Путиным)?

2 . Поправка говорит о сохранении памяти предков, передавших нам " идеалы и веру в Бога " .

Преамбула же говорит о том, что мы чтим память предков, передавших нам "любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость " . Похожие формулировки, но при этом совсем разные. Если мы что-то чтим, то, очевидно на мой взгляд, это и сохраняем. Но вот об одних ли и тех же предках идет речь? Если по Преамбуле мы чтим (и стало быть сохраняем) память, можно сказать, всех достойных уважения предков, то поправка предлагает нам сохранять память лишь тех предков, которые нам передали некие "идеалы" и "веру в Бога". Неужели речь идет о всех возможных идеалах и о любой вере в Бога? Тем более, что Преамбула, как и Конституция в целом, не упоминает Бога, а говоря о "вере", говорит о "вере в добро и справедливость". Зачем такая деформация круга предков? И как к этому должны отнестись атеисты или язычники? А может быть надо сохранять память вообще всех предков? Или же просто не тревожить память предков такими вот, на мой взгляд, бездарными формулировками?

3 . В отношении исторически сложившегося государственного единства поправка говорит, что РФ его лишь" ПРИЗНАЁТ". Преамбула же говорит, что народ РФ его "СОХРАНЯЕТ" . Но это ведь разные понятия. Напрашивается вопрос: зачем в очередной раз противоречить действующей Конституции? Ну неужели авторы поправки (сам Путин?) решили больше не сохранять это самое исторически сложившееся государственное единство? Такая поправка не просто на головотяпство похожа, тут и вредительство усмотреть можно.

4 . Поправка о том, что РФ " чтит память защитников Отечества " - поправка просто замечательная. Защитники Отечества совершенно точно достойны того, чтобы их память чтили. Мне например, очень хочется, чтобы мой земляк Козьма Минин был более известен нашим современникам, многие из которых ничего не знают о его роли в истории России. Однако формулировки " умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается " и РФ " обеспечивает защиту исторической правды " какие-то уж слишком устрашающие. Кроме того, они противоречат (мое мнение) ст.29 Конституции, в которой " каждому гарантируется свобода мысли и слова " (ч. 1), при этом " никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них " (ч.3). Видимо, авторы поправки считают иначе?

Итоги

Предлагаемые Путиным изменения в действующую Конституцию 1993 г. юридически ущербны, что само по себе уже достаточное основание для того, чтобы их отвергнуть. Называть эти поправки назревшей "конституционной реформой", результатом труда "лучших" юристов-конституционалистов и "общественности", столь необходимым России - язык не поворачивается. Уже на примере одной только новой ст.67.1 видно, что ее формулировки искажают, "уродуют" стройное "тело" действующей Конституции РФ, закладывают в нее противоречия.

Противоречить же действующей Конституции, вносить изменения в Преамбулу, маскируя их в других главах Конституции - недопустимо!

Возможно, что это результат спешки, с которой действуют авторы и сам Путин. Вместо всенародного обсуждения мы имеем "общероссийское голосование". Однако, предлагая голосовать за/против по всем поправкам "одним пакетом", а не по каждой отдельно, нас делают заложниками категоричного (для кого-то сложного) выбора. С одной стороны, проголосовать за изменения - стать их соавтором, а с другой, если против - не "подставить плечо", не поддержать Путина, который, при вступлении в должность Президента РФ клялся на самой этой Конституции ее "соблюдать и защищать".

Очевидно, что Президент и власть в целом свой выбор уже сделали. Призываю и Вас отнестись к этому выбору ответственно, как того и требует сама Конституция (смотри Преамбулу).

Нам и нашим потомкам жить дальше в этой стране. Не стыдно ли нам будет? А им за нас?


Конституция РФ - самый важный основной закон в Российской Федерации. Все остальные нормативные акты и законы должны соответствовать основополагающим принципам. Не допускается противоречие между требованиями законов и принципами, прописанными в Конституции. Поэтому мы сделали подборку самых интересных сравнений статей Конституции РФ 1993 и 2020 годов.

За предоставленную информацию благодарим Управление научно-образовательной и проектной деятельностью Уральского государственного педагогического университета.


Документ об усовершенствовании государственного порядка в Российской Империи был разработан по поручению Николая II в связи с непрекращающимися бунтами в стране. Согласно документу, власть делилась между монархом и Государственной Думой, без одобрения последней в силу не мог вступить ни один закон. Император же имел право распускать Думу и блокировать её решения правом вето. Для людей были провозглашены свободы совести, слова, собраний, союзов и неприкосновенности личности.

10 июля 1918 - Первая Конституция РСФСР

Она была принята на V Всероссийском съезде Советов. Документ утверждал, что высшим органом власти является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров РСФСР.

Политикой могло заниматься всё рабочее население страны, объединённое в городских и сельских Советах. Голосовать и участвовать в выборах дозволялось с 18 лет. При этом избирательных прав лишали тех, кто использует наёмный труд для извлечения прибыли, кто живёт не на трудовые доходы, а также частных торговцев, их посредников, представителей духовенства, служащих жандармерии, полиции и охранного отделения.

31 января 1924 - Конституция СССР


Основной документ советского времени был принят на Втором съезде Советов СССР и был поделён на две части - Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Первый закреплял диктатуру пролетариата, провозглашал трудовые права рабочих и крестьян, а также классовые права трудящихся.

Конституция официально объединила Россию (РСФСР), Украину, Белоруссию и Закавказье в одно союзное государство. Кстати, каждая республика имела право добровольно выйти из состава СССР. После принятия Конституции СССР в каждой союзной республике была принята новая республиканская Конституция.

11 мая 1925 - Конституция РСФСР

На XII Всероссийском съезде Советов была утверждена Конституция РСФСР. Её принятие обусловлено вхождением РСФСР в состав только что образованного государства - СССР. Документ был полностью посвящён образованию нового государства и закреплял вопросы общественного устройства, основы избирательного права.

5 декабря 1936 - Новая Конституция СССР

Спустя одиннадцать лет в общественной и политической жизни произошли значительные изменения, которые требовали закрепления в основном документе страны, поэтому на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов была принята новая Конституция СССР.

В ней была закреплена руководящая роль Коммунистической партии, экономические основы социализма, а также появились новые главы об общественном устройстве, местных органах государственной власти, суде и прокуратуре, основных правах и обязанностях граждан, избирательной системе. Были отменены все ограничения по избирательному праву - оно стало всеобщим, равным и прямым.

21 января 1937 - Конституция РСФСР

Её утвердили постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов. По содержанию и многим нормам, определяющим права и обязанности граждан, избирательную систему и структуру органов власти, она была идентична Конституции СССР 1936 года.

7 октября 1977 - Конституция СССР

Если граждане одобрят поправки - так тому и быть.

12 апреля 1978 - Новая Конституция РСФСР

1989 - 1992 - Поправки в Конституцию СССР

После начала перестройки и распада Советского Союза в основной документ вносят поправки, связанные с происходившими в стране изменениями. Например, в 1991 году вводится пост президента РСФСР, а вместо Коммунистической партии появились многопартийность и политический плюрализм. Кроме того, зафиксирован статус суверенного федеративного государства и новое наименование - Российская Федерация или Россия. Вместо принципа планового развития экономики провозглашались ориентация на рыночные отношения, свобода экономической деятельности и добросовестная конкуренция.

12 декабря 1993 - Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием. Закрепила демократические ценности государства, определила основы общественной, политической, экономической, правовой, социальной систем в России: права человека на жизнь, труд, свободу и личную неприкосновенность, свободу слова, печати, собраний, вероисповедания и предпринимательства. Документ устанавливает власть народа через выборы и референдумы, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.​


Сергей Тен, депутат Государственной Думы РФ:

«Меня часто спрашивают, для чего меры социальной поддержки нужно прописывать в Конституции? Ведь и так уже все закреплено в законодательстве РФ. Во-первых, не все, что сейчас прописывается в социальном блоке поправок, имеется в действующем законодательстве.

Модернизируется государственная политика и защита прав граждан в соответствии с требованиями времени. За Российской Федерацией закрепляется установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования, а также обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий и обороте цифровых данных.

Читайте также: