Особенности российской модели модернизации в конце xix начале xx в реформы с ю витте кратко

Обновлено: 02.07.2024

Витте был одним из главных сторонников модернизационной политики России на рубеже веков.

Промышленная модернизация требовала огромных расходов. Поэтому Министерству финансов во главе с Витте приходилось проявлять недюжинную изобретательность. Косвенные налоги (т.е. налогообложение на сахар, спички, табак, керосин, оформление любых документов и пр.) возросли на 42,7%.

Следующим этапом деятельности Витте в бытность министром финансов стала денежная реформа. Бумажный рубль деноминировали на треть, но зато теперь его можно было обменять на золото. Россия получила стабильную устойчивую валюту европейского уровня. Это вызвало настоящий взлет банковского дела.

Благодаря деятельности Витте велось активное железнодорожное строительство. Министерством финансов применялся такой метод привлечения средств на строительство железных дорог и предприятий соответствующих отраслей, как государственные займы у банков и населения. Протяженность железных дорог при Витте увеличилась с 29 до 59 тысяч верст.

Также Витте проводил политику протекционизма. Таможенные пошлины защищали отечественных производителей, поощряя здоровую конкуренцию и конкурентоспособность российских производителей. Вводя поощрительные премии на экспорт продукции, изменяя ставки таможенных пошлин и создавая благоприятные условия в различных отраслях производства, государство добивалось активного торгового баланса.

Благодаря деятельности Витте произошел резкий скачок в промышленности, начался промышленный подъем, а российский рынок постепенно интегрировался в общемировой. Однако экономический кризис 1900-1903 гг., тесно связанный с европейским денежным кризисом 1899 года, сильно снизил темпы промышленного роста. Кризис выразился в падении цен на основные виды производимой продукции, из-за чего потеряло рентабельность и было закрыто 4 тыс. предприятий, а десятки и сотни тысяч рабочих оказались на улице. Витте был обвинен в разрушении российских хозяйственных устоев и распродаже России иностранным банкам, а затем отправлен в отставку в августе 1903 года.

И все же главный итог реформ Витте – это сильная промышленность с развитой отраслевой инфраструктурой. Именно в период Витте Россия получила мощную промышленную базу. И этот вывод впоследствии подтвердило время: те последующие министры финансов (Э.Д. Плеске и В.Н. Коковцов), сменившие Витте, уже не думали о каком бы то ни было дальнейшем промышленном развитии России, а целиком сосредоточились на финансировании русско-японской войны и предотвращении финансовой катастрофы.


Реформы П.А. Столыпина и их итоги

Нарастало мощное репрессивное движение власти против политических оппонентов, а также террористов и боевиков.

Столыпин понимал, что революционное движение невозможно подавить без устранения вызвавших его причин. В этой связи ядром всех преобразований Столыпина должна была стать знаменитая аграрная реформа, представлявшая собой систему определенных мероприятий правительства в сфере аграрных отношений.

27 августа 1906 года был принят указ о передачи Крестьянскому банку части казенных земель для продажи их крестьянам. Затем, 5 октября 1906 года, последовал указ об отмене некоторых ограничений в правах крестьян. Отныне отменяются подушная подать, круговая порука; расширены возможности крестьян на земских выборах и т.д.

Неотъемлемой частью аграрной реформы стало проведение переселенческой политики. Был принят ряд законов, согласно которым малоземельные крестьяне могли безвозмездно получить землю в незаселенных районах Сибири, Средней Азии и Казахстана. Желающим переселиться государство предоставляло различные льготы: беспроцентные ссуды, освобождение от воинской обязанности, отмена всех недоимок и пр. Кроме того, государство брало на себя все расходы на переселение, а также выдавало деньги на первое время для обустройства. За несколько лет около 3,1 млн. человек уехало на освоение новых земель. В то же время назад из них вернулось около 17%.

Помимо этого правительство занималось и рабочим вопросом. Предполагалось легализовать деятельность профсоюзов и стачки рабочих. Также предполагалось ввести государственное страхование, которое, однако, носило ограниченный характер и охватило лишь около 15% рабочих России.

Конец жизни Петра Аркадьевича Столыпина стал печальным. 1 сентября 1911 года в киевском театре Столыпин был застрелен из пистолета террористом

Как и большинству стран мира, Россия в начале XX века столкнулась с выбором: оставаться отстающим аграрным государством или же пройти нелегкий путь модернизации. Благодаря политике С.Ю. Витте и П.А. Столыпина модернизация российской экономики осуществлялась весьма успешно, хотя и с трудностями. Но реформы были ориентированы прежде всего на зажиточное крестьянство и предпринимателей и не затрагивали основную массу населения. Медлительность реформ в политической, экономической, социальной и духовной жизни привели к страшнейшим кровавым революционным событиям 1905-1907 и 1917 годов. Но реформы Витте и Столыпина все же были необходимы стране и целью их было достижение блага России, которое Витте и Столыпин видели по-своему.

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в. , завершился к 1880-1890 гг. ) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки) , совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве) . По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

Модернизация: это процесс коренного изме­нения экономического, политического и соци­ального развития страны, начавшийся в 90-е гг. XIX в. В каждой из этих сфер модернизация про­являлась по-разному.

В экономической сфере модерниза­ция выразилась в переходе к индустриализа­ции — резкому увеличению темпов роста про­мышленного производства, его преобладанию над сельскохозяйственным производством, а так­же в концентрации и монополизации производ­ства и капиталов.

Процесс модернизации в политической сфере заключался в переходе от традицион­ных, полуфеодальных форм правления к буржу­азным — конституционной монархии или респуб­лике и сопровождался вовлечением больших групп населения в политическую борьбу, созданием поли­тических партий, выражавших их интересы.

Модернизация в социальной сфере привела к урбанизации — резкому увеличению численности городского населения и к маргина­лизации — потере определенной частью населе­ния своего социального статуса. Как следствие, вплоть до революции 1905—1907 гг. усилива­лись социальная напряженность и социальные конфликты в обществе.

Далее следует отметить, что в 1890-е гг. Рос­сия вступила в период монополистического капитализма. Его основные признаки: моно­полизация промышленности, слияние промыш­ленного и финансового капиталов, раздел сфер влияния между международными монополиями, территориальный раздел мира и начало борьбы за передел сфер влияния.

Затем надо рассмотреть этапы экономиче­ского развития страны:

1) 1890-е гг. — промышленный подъем. Не­обходимо отметить его тесную связь с железнодо­рожным строительством, которое привело к раз­витию смежных отраслей экономики, и огром­ную роль в этом государства, проанализировать экономическую политику С. Ю. Витте (бюджет­ную и денежную реформы, введение системы гос­заказов, поощрение ввоза иностранного капита­ла в страну), привести статистические данные о росте промышленного производства в эти годы (среднегодовые темпы роста — 10—12%);

2) 1900—1903 гг. — экономический кри­зис. Спад производства на 8—15%, особенно по­страдала мелкая промышленность;

3) 1904 —1908 гг. — депрессия. Следует про­анализировать ее причины: прежде всего, это за­бастовочное движение во время революции 1905—1907 гг.;

А) 1909—1913 гг. — промышленный подъ­ем. Этот этап характеризуется усилением моно­полизации промышленности, появлением монополий высших форм — синдикатов, трестов, кон­цернов. Необходимо высказать свое мнение по вопросу о степени влияния иностранного капита­ла в экономике России.

Следует обратить внимание на чрезмерную социальную дифференциацию населения (каж­дое сословие было неоднородно и делилось на не­сколько более мелких социальных групп со своей коллективной психологией и интересами), на особую роль интеллигенции, считавшей себя вы­разительницей интересов всех слоев общества, на слабость так называемого среднего класса, кото­рый находился в стадии формирования, на отсут­ствие продуманной социальной политики, на по­терю жизненных ориентиров у маргинальных слоев населения, на наличие антагонистических социальных групп: дворянство — крестьянство, буржуазия — рабочие. Все это вместе взятое еще больше усложняло ситуацию в стране.

Вывод: на рубеже XIX—XX вв. в стране на­чалась модернизация, были достигнуты значи­тельные успехи в экономическом развитии. Од­нако сделано это было в основном за счет населе­ния, уровень жизни которого был крайне низок. Сложившиеся диспропорции крайне обострили социальные проблемы и привели в начале XX в. к революции.

В экономической сфере модернизация выразилась в переходе к индустриализации — резкому увеличению темпов роста промышленного производства, его преобладанию над сельскохозяйственным производством, а также в концентрации и монополизации производства и капиталов. Процесс модернизации в политической сфере заключался в переходе от традиционных, полуфеодальных форм правления к буржуазным — конституционной монархии или республике и сопровождался вовлечением больших групп населения в политическую борьбу, созданием политических партий, выражавших их интересы. Модернизация в социальной сфере привела к урбанизации — резкому увеличению численности городского населения и к маргинализации — потере определенной частью населения своего социального статуса. Как следствие, вплоть до революции 1905—1907 гг. усиливались социальная напряженность и социальные конфликты в обществе. Далее следует отметить, что в 1890-е гг. Россия вступила в период монополистического капитализма. Его основные признаки: монополизация промышленности, слияние промышленного и финансового капиталов, раздел сфер влияния между международными монополиями, территориальный раздел мира и начало борьбы за передел сфер влияния.


-о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (1903).

  • Высокие темпы роста – по темпам роста объёмов промышленного производства Россия к концу XIX в. вышла на первое место в Европе и второе в мире.
  • Наиболее быстро развивались хлопчатобумажная, сахарная промышленность, машиностроение, железнодорожное строительство.
  • В главных отраслях промышленности преобладало машинное производство, транспорт в основном перешёл на уголь (самое экономичное на то время топливо).
  • ведущую роль играла лёгкая промышленность, в тяжёлой быстрее развивались добывающие отрасли и металлургия.

В начале XX в. Россия вступала в стадию монополистического капитализма. Первые монополии в России возникли в конце XIX в., в 1900-1903 гг. начался их бурный рост.

Сложились банковские монополии.

Основу кредитной системы составляли Государственный банк, Центральный эмиссионный банк и акционерные коммерческие банки. Ведущую роль среди банковских монополий играли Русско‑Азиатский и Петербургский международные коммерческие банки.

Шёл процесс сращивания промышленных и банковских монополий.

Несмотря на быстрые темпы развития, промышленность России продолжала отставать от передовых стран Запада в техническом отношении, в производстве продукции на душу населения.


Главным организатором данных реформ считается Сергей Юльевич Витте.

Реформы Витте характеризуются следующими основными направлениями:

1. Значительное увеличение налоговых поступлений.

2. Золотое обеспечение российского рубля.

В 1897 году министр финансов Сергей Юльевич Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Российские банкноты свободно обменивались на золото, это вызвало резкий приток иностранных инвестиций. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 - начала 20 века:

Франция – 732 млн.,

Великобритания – 507 млн.,

Германия – 442 млн.,

Бельгия – 382 млн.,

3. Ускоренное и широкомасштабное строительство железных дорог.

В этот период строили примерно 2,7 тысячи км железных дорог в год - это был выдающийся показатель. Любопытно, что эти царские темпы строительства жел. дорог в СССР превзойти так не смогли. 31 мая 1891 года во Владивостоке с участием будущего царя Николая II прошла торжественная закладка Транссиба — железной дороги через всю Евразию. В 1916г., после введения в строй моста через Амур в Хабаровске длиной 2,5 км, строительство Транссиба было завершено. В 1904 году журнал Scientific American назвал строительство Транссиба самым выдающимся техническим достижением рубежа веков.

4. В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз импортной продукции. Это был шаг, который способствовал поддержке российских производителей. Количество промышленных предприятий быстро росло. Например, на Донбассе до реформ было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза. По темпам роста промышленности Россия некоторое время держала первое место в мире.

Подведем краткие итоги царской индустриализации в период конца ХIХ - начала ХХ века.


Благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Основные предприятия строились в городах или в черте города, доходы рабочих росли. Это создало условия, при которых началось массовое переселение людей из деревни в город, началось формирование пролетариата. К 1900 году Путиловский завод вышел на первое место в России по объёму производства, уступая в Европе лишь заводу Круппа в Германии и Армстронга в Англии. В Петербурге и Николаеве действовали судостроительные заводы, способные строить линкоры водоизмещением 25 тысяч тонн и более. Российский экспорт продуктов нефтепереработки (смазочных масел и керосина) в 1901 - 1904 гг. в среднем составлял 12,8 млн. пудов - это было 2-е место в мире после США.

Первые в мире танкеры - дизель-электроходы сошли со стапелей Сормовского машиностроительного завода в начале 20 века. В начале XX столетия Россия полностью освободилась от иностранной зависимости в области паровозостроения. Крупнейшими производителями паровозов стали Путиловский, Брянский, Коломенский, Сормовский и Луганский заводы. С 1900 по 1907 года российские предприятия производили в год больше тысячи паровозов, а также более 20 тысяч вагонов.

За период 1900—1913 государственный доход увеличивается в два раза (с 1 736 700 000 до 3 431 200 000 руб.) при росте расходов только в 1,8 раз, что позволило достигнуть устойчивого профицита бюджета. По состоянию на начало Первой мировой войны государственный золотой запас Российской империи был крупнейшим в мире: 1311 тонн золота.

Данный график показывает соотношение численности населения России и остального мира в течение нескольких веков

Читайте также: