Идеология россии 21 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание отношений власти, является политическая идеология. Именно с ее помощью политические действия приобретают конкретную направленность и задается та или иная направленность преобразований социальных отношений, влияющих на массовые и групповые настроения.

С момента распада Советского союза политики, политологи и общественные деятели ищут национальную идею. До сих пор эти поиски мало к чему привели. Некоторые считают, что это бесполезная трата сил и времени, что некоторые государства живут без национальной идеи, и живут хорошо, как, например, Швейцария. Поиск новой российской идеологии остается проблемой поиска и развития наиболее оптимальных форм совокупности разных идеологий.

Очевидно, что идеология есть, но нет общенациональной идеи. Общенациональная идея должна выражать интересы всех социальных слоев российского общества. Она должна объединить их усилия с целью социального созидания и достижения благополучия и стабильности во всем российском обществе.

Как личность, человек формируется в сфере идеологии, духовной основы государства и гражданина.

Самосознание человека определяется на уровне его этнической и конфессиональной принадлежности, а также пола. Таким образом, он не выделяет себя из семьи, народа и его веры.

Самосознание человека как гражданина – это вторая ступень в его развитии, когда он идентифицирует себя с государством.

Самосознание человека как личности – это третья, и в то же время высшая ступень в его развитии, когда он нередко выходит за пределы своей этнической или конфессиональной принадлежности.

В России сегодня граждан явно в меньшинстве. Сознавая проблемы государства, они не могут повлиять на его судьбу даже на выборах. Но личностей в России, к сожалению, сегодня еще меньше. Массовая культура процветает, люди все больше поддаются манипулированию со стороны. Неудивительно, ведь это упрощает жизнь: преподносят общедоступные образы, понятия, схемы, и ловят тебя на крючок. Именно так сейчас происходит с молодым поколением. Ведь его куда проще убедить, оно не станет тщательно анализировать поступающую информацию, а просто намотает на ус. Говорят, что это хорошо, значит, так оно и есть. Общество подчиняется шаблонам, которые создают профессионалы, и не пытается копнуть глубже. А именно там, в глубине под поверхностностью кроется истина. Но к сожалению, людям внушают информацию, выгодную кому-то выше, а мы ее поглощаем и становимся частью массы.

Но почему для нас сегодня так важен сам факт официального признания государственной идеологии России? Да потому, что органы государственной власти и местного самоуправления, которые по сути тоже являются органами власти, не могут вести идеологическую работу, если у государства нет идеологии, у общества – национальной идеи. Они будут продолжать движение без конечной цели, в никуда, в лучшем случае, бегая по кругу. А в это время обществу будут навязывать чужую идеологию.

В. В Путин представил в своем ежегодном Послании Федеральному собранию идею патриотизма. В самом деле, Путин впервые предложил патриотизм не как вспомогательное средство, мобилизующее народ на достижение неких высоких целей, а как суть всей российской политики. В его предложенных подходах нет ничего удивительного, все довольно прозрачно: признание суверенитета и территориальной целостности России, признание ее федеративного характера, равноправия и ценности каждого из живущих в нашей стране этносов и т. д.

Я считаю, что путь к идеологии государства лежит, прежде всего, через народ. Одного вмешательства органов власти здесь недостаточно. Общество должно осознать свою роль в государстве и первым сделать шаг вперед. Мы не должны быть жертвами внушения, наша задача – предлагать. Только преодолев этот барьер, мы ступим на новый уровень развития гражданского общества в России.


Фото: ссылка

Какова формула идеологии, консолидирующей Россию?

Для нас очень важно ощущение справедливости, правильности того, что мы делаем. Кантовский императив – нравственный закон внутри нас и звёздное небо над головой – в большей мере сейчас воплощён в России, а не на Западе.

Нынешнее положение дел не устраивает наш народ. Мы не построили сильную, независимую, свободную страну, в которой каждый может быть счастливым. Мы должны помочь сделать это детям и внукам. Именно это должно нас объединить.

Почему такая версия является наиболее целесообразной и продуктивной для России?

Над нашей страной был поставлен жестокий исторический эксперимент – в России попытались построить капитализм. Это не получилось. Олигархический капитализм не состоялся. Экономика заморожена – располагая третью природных богатств, мы имеем лишь 1,8% в мировом глобальном продукте и 0,3% в сфере высоких технологий. Народ беден, дезорганизован, лишён видения будущего. Сверхдержава, определившая историю XX века, превратилась в конгломерат сырьевых придатков, снабжающих, чем могут, развитые или быстрее развивающиеся страны.

Глобализация провалилась. Пандемия COVID-19 с закрытием границ и блокировкой транспортных потоков показала, что в современном мире каждый - за себя. России нужна идеология, обеспечивающая системное быстрое независимое развитие нашей цивилизации.

Альтернатива – переход к миру достаточно независимо развивающихся и взаимодействующих цивилизаций. Именно на эту ветвь развития и должна быть сориентирована идеология.

Образ-идея страны, образ государства (в историческом и стратегическом пространстве)

Отличие нашей страны должно состоять в том, что у нас легче, чем где-либо, осуществить свои творческие планы, найти помощь и поддержку. Мир кооперации и сотрудничества, а не конкуренции и соперничества. Воплощение этого принципа определит место нашей страны в мире и поддержку людей, которым это близко. От нас в мире ждут не нефти и газа, а вести о другом, более близком к человеческой природе, жизнеустройстве.

Сила нужна, чтобы отстаивать в мире своё право на системную целостность и свой образ Будущего.

Образ общества и социальная структура

Модель экономики, образ органичного научного и технологического развития

Стране нужен долгосрочный научный прогноз, выработка стратегии и постановка целей на этой основе. Следует обратить внимание на опыт Сингапура, сумевшего в течение нескольких десятилетий увеличить ВВП в 300 раз, на технологические прорывы Китая, Японии, Южной Кореи. В большой степени их взлёт опирался на адаптацию и применение советского опыта. Пора и нам этим заняться.

Повышение уровня образования до мирового уровня

Нынешнее российская наука находится в положении обслуги западных исследований. России необходимо иметь эффективную научную систему мирового уровня. Следуя логике академика М.В. Келдыша, надо сосредоточить усилия учёных страны на решении ключевых задач, которые позволили бы обществу выйти на другой уровень. Во времена Келдыша это были Атомный и Космический проекты. Сейчас это может быть прорыв в области биологии и медицины (каждая третья научная работа выполняется в этой области) и электроники с телекоммуникациями (мы далеко отстаём сейчас в этой области от ведущих стран, не имея собственных персональных компьютеров, мобильных телефонов, цифровой платформы). Нам нужно вернуться к звёздам, развивая яркие оригинальные проекты.

Наш прибавочный продукт невелик, поэтому нам надо обратиться к советским формам организации научной деятельности, стоявшей на Академии наук, отраслевых институтах и Госкомитете по науке и технике. Огромную роль для нашей цивилизации имеет мечта, и наука должна быть инструментом для её воплощения.

Образ и тип личности

Творец, созидатель, ценящий счастье ближних как своё. Пользуясь терминологией Льва Николаевича Гумилёва, человека нашей цивилизации выковали экстремальные природные условия и суровая историческая траектория. Кардинальные отличия от Запада показывает сравнение двух любимых сказок. На Западе – Золушка, примерная девушка делала всё по правилам и в конце получила желаемое – прекрасного принца. Наш любимый образ – Иван-дурак. Он не слишком хорош для рутинных дел, но в экстремальной ситуации его смелость, самоотверженность, способность помочь и принимать помощь решают удивительные задачи. Он готов к Чуду.

В экстремальных условиях России одиночка не выживает, отсюда способность к самоорганизации, готовность понять других людей. Отсюда стремление объединять, сплачивать. Дружба народов, лежащая выше политических интриг, – важнейшее достижение нашей цивилизации.

Образ культуры

В настоящее время происходит переход от индустриальной к постиндустриальной фазе развития цивилизации. Катализатором этого перехода стало тотальное использование компьютеров в быту. Глубина, масштаб и скорость происходящих изменений позволяют говорить, что совершается гуманитарно-технологическая революция, переход от мира машин к миру людей. Культура в формировании человека XXI века будет иметь ключевое значение.

Другой вариант, на который и должна ориентироваться наша культура, должен позволить выращивать осознающих реальность, ответственных, взрослых (в психологическом смысле) людей. Принципиально гармоничное развитие эмоциональной, рациональной и интуитивной сфер. Наша культура, не отрицая традицию, должна быть устремлена в будущее. Люди за рубежом, тепло относящиеся к России, хотят знать не про ложки и поварёшки, а про то, что несёт Россия себе и миру. Нынешнее отсутствие образа будущего нашей цивилизации продляет безвременье. Советский опыт развития культуры 1920-х годов показывает, что она может быть мировым лидером, предлагающим новый тип жизнеустройства.

Образ природы и цивилизации в природной среде

Образ гармоничного мироустройства

Строительство прекрасной страны для счастливых людей – это большой проект мира России XXI века, не менее важный, чем Атомный и Космический проекты для XX века. Именно успех этого проекта определит место России в мире и истинный смысл её идеологии.

Гармоничное мироустройство – это диалог цивилизаций со своими смыслами, проектами будущего. Война, слишком разрушительная в нынешних реалиях, во многом исключает военную конфронтацию. Хочется надеяться, что пандемии не станут инструментом управления миром. Поэтому решающим фактором становится образ жизни человека, его внутренний мир и возможности для творчества. Экспорт революции и контрреволюции не нужен, однако если кто-то хочет воспринять элементы идеологии России и отношения нашей цивилизации к миру, этому не следует препятствовать.

Другие проблемы будущего

Мы идём по ложному пути, ведущему в исторический тупик. Наше место на карте мира в различных сферах жизнедеятельности уменьшается. Страна не обладает реальным суверенитетом в ряде ключевых направлений и не может освободиться от прозападных влияний. Достаточно сравнить путь и полученные результаты за 30 лет – СССР с 1945 по 1975 год и Российской Федерацией с 1991 по 2021, чтобы стало ясно – мы идем не туда и теряем историческое время.

Чтобы выйти вперёд, надо подвести черту под прошлым. В сознании элиты и народа должно быть ясное понимание, кто, как и почему разрушил великую страну – СССР – и кто превратил сверхдержаву в сырьевой придаток с олигархическим капитализмом без видения будущего.

Это нужно, чтобы сделанные ошибки и преступления не были повторены, чтобы мы могли продолжить главную ветвь нашей 1000-летней истории и многое начать с чистого листа. Без этого нам не собрать стратегический субъект и не достучаться до молодёжи.

Теги события:

главная идеология капитализм стратегия шваб инклюзивный капитализм будущее творчество общественная собственность новый технологический уклад образование наука запад цивилизация государство российское транспорт дороги энтузиазм

Мировая политика выработала множество идеологических систем. Основными разновидностями современной политической идеологии являются либерализм, консерватизм, коммунизм, социал-демократизм, каждая из которых имеет свои истоки, социальную базу и т. д.

В России идеология либерализма начала распространяться с конца XVIII в., но вплоть до 1917 г. она так и не обрела себе достаточно широкой социальной базы, осталась в основном идеологией интеллектуальной элиты, политическим представителем которой в начале XX в. была партия конституционных демократов (народной свободы). После 1917 г. либерализм был исключен из политической жизни страны. В настоящее время либерализм так и остался идеологией политической, экономической и интеллектуальной элиты российского общества, не имеющей сколько-нибудь широкой социальной базы.

Идеология консерватизма в современной России исповедуется так называемым национал-патриотическим движением, которое отвергает как коммунизм, так и западную демократию, выдвигая в качестве своей цели возрождение России на органически присущих ей, традиционно сложившихся условиях: сильном едином государстве, православии как основе духовной жизни, верности национальным традициям русского народа.

Понятием "коммунизм" принято обозначать политические доктрины, провозглашающие своей целью создание общества, основанного на общественной собственности и социальном равенстве, где ликвидированы частная собственность, деление на бедных и богатых, эксплуатация. Есть несколько форм коммунистической идеологии:

1) марксизм (характерны! резкое имущественное расслоение, острые социальные противоречия и конфликты);

2) большевизм (имеет ориентир на пролетарскую революцию);

3) сталинизм (ратует за возврат к принципам жесткой централизованной административно-командной экономики).

На сегодняшний день каждая из этих идеологий существует в той или иной степени в разных организациях.

Социал-демократической идеологии присущи такие принципы, как справедливость, равенство, солидарность. В экономической сфере социал-демократия ориентируется на смешанную экономику, включающую частную, государственную и общественную формы собственности, конкурирующие между собой. В политической области концепция социал-демократии базируется на плюрализме, многопартийности, свободных выборах, правах человека, правовом государстве. В настоящее время, несмотря на то что в стране существует целый ряд партий и движений, считающих себя социал-демократическими, по-настоящему массовой идеологией социал-демократизм не стал.

Мировая политика выработала множество идеологических систем. Основными разновидностями современной политической идеологии являются либерализм, консерватизм, коммунизм, социал-демократизм, каждая из которых имеет свои истоки, социальную базу и т. д.

В России идеология либерализма начала распространяться с конца XVIII в., но вплоть до 1917 г. она так и не обрела себе достаточно широкой социальной базы, осталась в основном идеологией интеллектуальной элиты, политическим представителем которой в начале XX в. была партия конституционных демократов (народной свободы). После 1917 г. либерализм был исключен из политической жизни страны. В настоящее время либерализм так и остался идеологией политической, экономической и интеллектуальной элиты российского общества, не имеющей сколько-нибудь широкой социальной базы.

Идеология консерватизма в современной России исповедуется так называемым национал-патриотическим движением, которое отвергает как коммунизм, так и западную демократию, выдвигая в качестве своей цели возрождение России на органически присущих ей, традиционно сложившихся условиях: сильном едином государстве, православии как основе духовной жизни, верности национальным традициям русского народа.

Понятием "коммунизм" принято обозначать политические доктрины, провозглашающие своей целью создание общества, основанного на общественной собственности и социальном равенстве, где ликвидированы частная собственность, деление на бедных и богатых, эксплуатация. Есть несколько форм коммунистической идеологии:

1) марксизм (характерны! резкое имущественное расслоение, острые социальные противоречия и конфликты);




2) большевизм (имеет ориентир на пролетарскую революцию);

3) сталинизм (ратует за возврат к принципам жесткой централизованной административно-командной экономики).

На сегодняшний день каждая из этих идеологий существует в той или иной степени в разных организациях.

Социал-демократической идеологии присущи такие принципы, как справедливость, равенство, солидарность. В экономической сфере социал-демократия ориентируется на смешанную экономику, включающую частную, государственную и общественную формы собственности, конкурирующие между собой. В политической области концепция социал-демократии базируется на плюрализме, многопартийности, свободных выборах, правах человека, правовом государстве. В настоящее время, несмотря на то что в стране существует целый ряд партий и движений, считающих себя социал-демократическими, по-настоящему массовой идеологией социал-демократизм не стал.

.

На протяжении вот уже нескольких лет проводятся круглые столы, научные семинары, идут дискуссии, встречи экспертов, учёных и политиков, целью которых является формирование единого понимания концепций и методик, направленных на формирование новой идеологии России 21 века. Однако я глубоко убеждён в том, что новая идеология России сегодня не требует какого-либо сверхсложного подхода к её формированию.

Естественная "Идеология Великой России" (ИВР) должна основываться на лучших моментах прошлого, реального понимания общих надежд и чаяний большинства народа сегодняшнего дня и нацелена на процветание нашей нации в будущем. Современная идеология России сегодня должна основываться на тех принципах, которые разделяются общественным большинством и принимается этим большинством с любовью, осознанностью и духовным принятием.

.

Наша страна - величайшая держава, которая век за веком отстаивает своё право на существование перед всем миром. И современная идеология нашей державы призвана прозвучать особым образом, наполнив сердца людей патриотизмом и гордостью за свою Родину - это Идеология Великой России (ИВР).Новая Идеология не призвана стать тем, что сможет заменить Конституцию, Гражданский, Уголовный кодексы и другие юридические столпы, на которых выстраивается правовое поле государства. Это некий цемент, скрепляющий юридические, моральные и естественные нормы жизни общества, государства, религиозных конфессий. Тем самым новая идеология 21 века позволяет сделать надежней конструкцию страны, декларировать общие национальные ценности во внешний мир.

Так закрепляется величественный статус российской державы. Так мы обозначаем в массовом и экспертном сознании особые моральные, исторические и духовные компоненты, привносим особый пассионарный статус великого народа России, даём глобальному Западному миру ориентир на традиционные ценности.

В итоге с годами новая идеология России приобретёт особое историческое бытовое обозначение. По аналогии со временем правления нашего президента и национального лидера Владимира Владимировича Путина в народе она получит естественное историческое название "Путинская идеология". Ведь уже сегодня даже для западного мира, мира когда-то традиционной христианской Европейской цивилизации, становится очевидным, что идеи мультикультурализма, глобализма и неразборчивой толерантности утратили своё изначальное позитивное и заманчивое значение, потому как были превращены в механизмы уничтожения традиционных культур, механизмы, запустившие вырождение Европы, что привело к естественной деградации безнравственного западного общества потребителей.

.

Сегодня во многих католических европейских кругах Франции и Италии В.В. Путина считают защитником христианства и истинным лидером, дающим альтернативу “диктатуре” Европейского союза. Так естественным образом формируется новая Путинская Идеология Великой России (ИВР), которую, несомненно, поддержат здоровые силы не только Евразии, но и всего Мира. Мы убеждены, что Россия никогда не сможет поддержать институт однополых браков, легализовать эвтаназию или сегодняшнюю идеологию "стукачества", гордо носящую имя ювенальной юстиции.

Люди великой России – это, в первую очередь, люди духа, ума, люди героизма, люди, умеющие жертвовать собой, нелицемерно любить и помогать от всего сердца. В этом наша российская идеология сегодня, наша жизнь, наша героическая смерть. Великая Россия сильна своим великим народом. Так мы всегда жили и такими умирали.

Период смутного времени, времени перемен, проходит, унося за собой навязанную Западом деидеологизацию России. А 25 лет - это ничтожно мало в рамках многовекового исторического процесса.

Я убеждён, что новая Путинская идеология России 21 века не может устанавливаться на несколько лет. Она формируется на основе истории народа и государства, имеет своей задачей закрепление осознанной патриотической, национальной, нравственной и духовой идей России на века. С течением времени, разумеется, происходят изменения в различных частях общественной модели, а, следовательно, и идеологической, но фундаментальная часть навсегда остаётся незыблемой, как и догматы религии, как истинная история, которую невозможно изменить.

В общественных и экспертных кругах всё чаще звучит призыв к внесению изменений в Конституцию в части, касающейся запрета нам с Вами иметь свою российскую идеологию. Но не следует опережать события. Сейчас нам вместе с общественностью, с экспертными и научными кругами в широкой дискуссии необходимо осмыслить и описать основные главы, обозначить методологию и концепцию создания Идеологии Великой России (ИВР). Принять за новую точку отсчёта само название новой идеологии России сегодня, осознать посыл, наполнить сердца и умы духом гордости за своё Отечество, духом побед и верности добру, любви и правому делу.

.

Методика написания идеологии великой России во многом схожа с методами, использованными в формировании Национальной консервативной стратегии России (НКСР), которая подробно представлена в моём цикле статей "Национальная идея России. Национальная консервативная стратегия России". По аналогии с консервативной стратегией, Идеология Великой России 21 века может состоять из нескольких объединённых частей, например: религиозная, профессиональная жизни, а также общепринятые моральные нормы (отношение к детям, старикам, беременным, сиротам, вдовам, инвалидам, военнослужащим, соседям, да и в целом друг к другу). Каждая из частей новой идеологии России может быть гармонично сопоставлена с внутренней структурой доктрин в НКСР.

Так, в качестве примера можно привести доктрину НКСР о государственно-конфессиональном сотрудничестве, антикоррупционную доктрину, научно-техническую или доктрину социально-педагогической и демографической безопасности. Также хорошим примером может стать доктрина, посвященная коммерческой и предпринимательской деятельности, а также многие другие. Все обозначенные доктрины раскрываются в комментарии, сам же комментарий может изменяться с течением времени, ориентируясь на текущие особенности внутриполитической и внешнеполитической обстановки. Комментарий раскрывает особенности, нюансы, в нём могут быть приведены примеры, которые ориентируются на динамично меняющиеся процессы и особенности в жизни страны и общества.

.

Сама же Великая идеология России сегодня описывается в максимально простых и доступных для всех социальных и профессиональных категорий граждан терминах и тезисах. Эти несложные пункты должны быть понятны, легки, общедоступны, универсальны для восприятия и цитирования абсолютно для всех социальных, интеллектуальных и профессиональных групп (проще говоря, все должно быть одинаково понятно и трактористу, и учителю, и пенсионеру, и военному, и бизнесмену, и учёному). То, что несложно для воспроизведения, легко запоминается, об этом необходимо непрестанно помнить сегодня составителям новой идеологии России. Сущность идеологии должна быть обозначена в нескольких простых пунктах, которые можно было бы уместить в карманном календаре. Дополнительные разъяснения и нюансы должны быть уложены в структурные части современной идеологии по аналогии с доктринами НКСР и разъяснены в комментариях (См. схему 1).

Концепция описания идеологии 21 века заключается в её пирамидальной структурности от общего (суть идеологии) к частному (части и комментарий к ним). Таким образом, современная идеология России, в случае её принятия большинством граждан РФ, становится одновременно и ценностно-ориентированным сводом норм векторов и настроений, принятых большинством, и в тоже время юридически ориентированным документом на уровне частей современной Путинской идеологии России и комментариев к ним (доктрин в НКСР) в зависимости от меняющейся политической, внешнеполитической и социальной реальностей.

Тем самым обеспечивается достаточная гибкость и высокая степень адаптации к различным изменениям, которые произойдут с течением времени, спустя многие десятилетия. Кроме того, будет обеспечиваться гибкий подход в части взаимосоответствия сегодняшней Идеологии Великой России и Конституции РФ, с Уголовным и Гражданским кодексами, распоряжениями президента, правительства и другими нормативными актами. (См. схему 2)

Мы должны напомнить самим себе, кто мы были и кто мы есть. Осознать, что весь мир сейчас смотрит на наши действия, слова и на саму жизнь российского народа. Всё, что мы предпримем, предоставит второй шанс миру, пресыщенному идеологией глобального потребления и американизма. Это последний шанс для сохранения своих наций, чистоты сердец, спасения душ, а это значит: любить ближнего и Бога, воспитывать и наставлять в правде новые поколения, чтить заповеди, проявлять самые лучшие качества и быть готовым бескорыстно "положить душу свою за други своя".

Только так мы сохраним нашу великую Россию, данную нам Богом землю, пролитую кровью нашими великими и бессмертными предками. Помните, великая Россия сильна своим великим народом!

.

Подключайтесь к нашей работе, работе круглых столов, подписывайтесь для получения актуальной информации, участвуйте в дискуссии.Данная статья является исключительно научным и философским трудом. Она предлагается для всестороннего обсуждения, в том числе критического осмысления в рамках улучшения сути Национальной Консервативной Стратегии России (НКСР) и Идеологии Великой России (ИВР) .

Юрист, политик, общественный деятель.Кучеренко Владимир Михайлович

Действительный государственный советник Санкт-Петербурга.

Член Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ

Автор цикла статей:

"Технология выборов 2016-2017, искусство побеждать",

"Технология борьбы с цветными революциями",

"Национальная идея великой России. Национальная консервативная стратегия России" части 1,2,3,4 и цикла статей "Идеология Великой России" части 1,2,3,4,5,6,7.

Возрастная категория сайта 18 +


Существует расхожее мнение, что России по Конституции запрещено иметь государственную идеологию (13 статья), а если нет идеологии, то нет целей, а значит, движемся в никуда.

На самом деле государств без идеологий не бывает в принципе, а 13 статья Конституции РФ не совсем запрещает идеологию. Читаем внимательно: 13.1 В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. - это значит, что идеологий может быть сколь угодно много (коммунизм, либерализм, национализм и всё, что заканчивается на -изм). Но следующий пункт гласит: 13.2 Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. - это значит, что хоть идеологий может быть сколь угодно много, но органы государственной власти не имеют права руководствоваться ими в своей работе, а обществу не может быть навязана ни одна из них в качестве обязательной для вероисповедания.

В чём тут парадокс?
1) Конституция - основной закон страны, обязательный для всех, в первую очередь для органов государственного управления (статья 15)
2) Конституция запрещает этим органам руководствоваться какой-либо идеологией.
3) Но тут же в самой Конституции прописано не что иное, как либеральная идеология, которая (см. первый пункт) обязательна для исполнения органами государственной власти. Все эти пункты Конституции про частную собственность, разделение властей, про свободу личности, средств массовой информации, свободу предпринимательства - всё это описание либеральной идеологии.

Идеология, по которой живёт общество, всегда находит своё отражение в законах, в том числе в главном законе - Конституции. Например, в советской Конституции была прописана коммунистическая идеология, а в российской - либеральная. Не полностью, конечно, но основные моменты были прописаны: кому что принадлежит и кто кому подчиняется.

Да, в нашей Конституции нет пункта: "Государственной идеологии Российской Федерации является либерализм", - но этого и не требуется. Если мы откроем определение либерализма и сравним с тем, что написано в Конституции, то мы увидим удивительные совпадения:

(Не) удивительные (не) совпадения - 10 из 10. Американские советники, писавшие нам Конституцию в 1993 году, чётко отработали по методичке. Либерализм по факту - государственная идеология России.

И поэтому, когда людей отправляют на поиски "национальной идеи", то получается, как в сказке про Федота-стрельца, когда царь посылает его "пойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что", лишь бы отослать его подальше и завладеть его женой. Когда царь-Ельцин в 1996 посылал учёных мужей на поиски "национальной идеи", а те якобы искали, но не нашли, на самом деле это увод людей в сторону от Конституции-1993, в которой эта самая "национальная идея" прописана в качестве обязательной. Как известно, прятать лучше на самом видном месте.

В итоге Конституция противоречит сама себе, с одной стороны запрещая государственную идеологию, а с другой - прописывая либеральную идеологию в качестве обязательной, т.к. Конституция - основной закон страны и её нарушать нельзя никому.

В тоже время, возвращаясь к 13 статье Конституции, идеология, как таковая не запрещена (признается идеологическое многообразие), то есть нет никаких запретов государству неофициально:
а) сформировать такую идеологию, расписать свои цели, идеалы в простых, понятных, притягательных обществу формулировках;
б) распиарить эту идеологию в обществе с помощью подконтрольных СМИ, т.е. сделать так, чтобы эта идеология стала преобладающей в обществе;

В итоге народ будет голосовать на выборах только за тех политиков, которые соответствуют этой новой не государственной и не обязательной идеологии. Из этих новых политиков будут формироваться Госдума и Совфед, а в их руках находится Конституция. Переписываем Конституцию под эту не государственную и не обязательную идеологию, которая уже и так господствует в обществе, легализуем её на референдуме и вот вам настоящий государственный суверенитет.

Поэтому, когда кто-то говорит, что у России нет идеологии или, что нам запрещено её иметь по Конституции, - это всё враньё. Если бы у элиты было желание, ни что бы не помешало уже давно внедрить новую (не либеральную) идеологию и изменить Конституцию. Проблема в том, что любая не либеральная идеология автоматически лишает элиту её привилегированного положения в обществе. Поэтому надежда остаётся только на народ.

Если мы хотим поменять либеральную идеологию на справедливую, то Конституцию придётся менять, рано или поздно, при чём менять кардинально. И народ, я надеюсь, постепенно подходит к этому пониманию. Но элита не может допустить, чтобы народ сам себе написал новую Конституцию, а то ведь могут всё отобрать и поделить. Поэтому они будут пытаться возглавить и форсировать этот процесс (по принципу "не можешь победить - возглавь"). Задача элиты во внутренней политике проста - сохранение своего привилегированного положения по под маской победы народно-освободительного движения. Затея рискованная, т.к. народ реально может победить, но игра стоит свеч.

Народу же, чтобы не быть в очередной раз обманутым, следует взять ответственность за происходящее у себя в стране, а так же на всём постсоветском пространстве, а в пределе - во всём мире, исключительно на себя и не идти на поводу у элиты. Никаких компромиссов, никаких половинчатых решений! Конституцию надо менять кардинально, а не какие-то отдельные пункты. Никаких "утром деньги, вечером стулья"!

Все разговоры о том, что народу достаточно отменить пару статей Конституции, ограничивающих наш суверенитет, а наша элита всё остальное сделает сама (построит сильное справедливое государство), просто не состоятельны.

PPS О том, какой должна быть идеология России и соответствующая ей Конституция, - тема отдельной заметки.

Читайте также: