Особенности личностного подхода к общению кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом.

Свойства и характеристика упражнений

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, умений культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.

Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или как система отрегулированного поведения детей в типичных ситуациях, соответствующего их привычному нравственному сознанию, действиям и поступкам.

Упражнения упорядочивают систему деловых отношений

Упражнения формируют психологию устойчивого, размеренного образа жизни и трудовой деятельности

Упражнения укрепляют положительные черты характера и волю

Формальная отработка умений и навыков, особенно в области спортивной борьбы, без соединения с духовными ценностями ведет к возникновению двойной морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Вовлечение детей в поведенческие упражнения раскрывает степень их воспитанности, умения включаться в процесс самовоспитания.

Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в сложившейся учебной обстановке, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей. Большинство детей любят занятия, насыщенные ситуациями, требующими самостоятельности, напряженной мыслительной и физической работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навязывая им свои решения.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества.

Вопрос 27

Сущность понятий “личность”, “индивидуальность”, “субъект”

Человек - необычайно сложное, многомерное существо, несущее в себе природное, социальное, активное духовное начало. Для их характеристики педагоги и психологи используют такие понятия, как индивид, личность, индивидуальность, субъект.

Индивид - человек (ребенок) как единичное природное существо, отдельный представитель человеческого рода.

Личность- человек как социальное существо, как комплекс общественных отношений. Это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми.

Индивидуальность - человек, характеризующийся со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность - это то, что отличает одного человека от другого.

Отличие понятий “личность” и “индивидуальность” в том, что личность есть выражение содержания и качества человека, а индивидуальность - формы, свойств и способов проявления этого содержания. Другими словами, понятие “личность” отвечает на вопрос “ЧТО делает человек?”, в то же время как понятие “индивидуальность” ближе к ответу на вопрос “ КАК делает?”

Субъект- человек, способный реализовать какую-либо деятельность от момента целеполагания до получения и оценки результатов, т.е. во всей ее полноте. Субъект - это активное начало со своим индивидуальным, неповторимым опытом познания, переживаний, ощущений, действий. Степень субъектных проявлений человека в той иной сфере отражает степень овладения им той или иной конкретной деятельностью.

Когда мы имеем дело с воспитательной ситуацией, с ситуацией взаимодействия воспитателя и воспитанника, понятие субъекта надо уточнять. Введем такое различение: ребенок как субъект своей жизнедеятельности; школьник как субъект деятельности и общения; школьник как субъект воспитания.

Первое - изначально и всегда.

Второе (субъектность в деятельности и общении) - тоже всегда, но в разной мере. Она нарастает по мере того, как школьник становится “хозяином” всех составляющих деятельности: постановки целей, планирования, организации, осуществления, анализа, оценивания - и “хозяином” своего общения.

Педагог, организуя по-разному совместную и индивидуальную деятельность школьника, строя его общение, может как помогать, так и мешать развитию этой субъектности.

Третье (школьник как субъект воспитания) - реализуется не всегда, не в любой воспитательной ситуации. Формулировка школьник как субъект воспитания говорит о том, что он открыт воспитательным влияниям; склонен рассматривать их как помогающие его жизни, его развитию; принимает цели воспитания как свои цели. То есть за этой формулировкой скрывается самовоспитательная позиция воспитанника и тот или иной этап его самовоспитательной, самосовершенствующей деятельности[1].

Сущность личностного подхода

На современном этапе мировой культурный процесс определяется идеями гуманизма, идеей приоритета личности. В педагогической науке это нашло отражение в появлении личностно ориентированной педагогики. Ее главным принципом является гуманистическая направленность. Это означает реальное признание ценности, неповторимости, целостности личности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманистическая направленность подразумевает, что переживание человеком мира в себе и себя в мире является объективной реальностью, принимающей самые разнообразные формы, т. к. признается уникальность личности человека во всех его проявлениях.

Традиционно в педагогике работа с индивидуальностью понимается как влияние на школьника с учетом его индивидуальных особенностей: внимания, памяти, мышления, темперамента, эмоциональной сферы. Обычно это и называют индивидуальным подходом в обучении и воспитании. Но это только его один, объектный вариант.

Воспитатель может работать с индивидуальностью личности и принципиально по-другому, создавая возможности для проявления

субъектного начала растущего человека (стимулируя самопознание школьника, создавая ситуации выбора и расширяя сферу для самореализации). Приоритет именно этого, субъектного варианта и составляет суть личностного подхода[2].

Личностный подход означает уважение к достоинству человека, подразумевает не только восприятие и оценку его положительных или отрицательных качеств, а комплексное восприятие его личности такой, какая она есть. Осуществляющий этот подход учитель видит в каждом ученике уникальную, единственную и неповторимую личность (“малый Космос”, по определению русских космистов). Задача учителя и в том, чтобы каждый воспитанник увидел личность в себе самом и в каждом из его окружающих.

Личностный подход направлен на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование. В этом проявляется гуманистическая направленность личностного подхода. При личностном подходе все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, его задача - оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру.

Д.А. Белухин сформулировал принципы личностно ориентированной педагогики[3].

1. Все люди разные. У каждого человека своя система значимых черт как для самого себя, так и для общества. Все, что происходит вокруг, человек преломляет через свои взгляды, убеждения. Будучи существом социальным, человек прислушивается к мнению других и постоянно измеряет их реакции со своими собственными. Но ведь все люди разные. Поэтому: живи своей головой, но действуй в соответствии с интересами всех. Опирайся на себя, принимай на себя ответственность за свое прошлое, настоящее, будущее. Не перекладывай свои неприятности и проблемы на других. Принимай другого таким, каков он есть.

2. Каждая личность уникальна и неповторима.

Этот принцип логически продолжает предыдущий. Нет в мире абсолютно одинаковых людей. Они отличаются не только отношением друг к другу, но и отношением к самому себе. Эмоционально-когнитивное отношение к себе можно обозначить словом “самоценность “ (не путать с самооценкой). Самоценность - это ощущение, эмоциональная окраска отношения к себе. Уровень самоценности может быть высоким или низким.

Для стабильного уровня высокой самоценности важна любовь родителей, близких, ровное положительно окрашенное общение с ними, отсутствие подавляющих личность влияний и многое другое.

3. Каждый человек прекрасен в своем личностном потенциале.

Каждая личность способна к саморазвитию. Поэтому так важна педагогическая развивающая деятельность, направленная на самовоспитание ребенка, на раскрытие его предназначения, на развитие его способностей и прекрасных личностных качеств.

4. Всемерная помощь ребенку в развитии его лучших качеств, направленная на снятие пут и оков с его личностного потенциала.

В чем состоит эта помощь?

- Нужно снять стереотипы в отношении к детям, в их восприятии;

- Любить всех детей;

- Помочь в раскрытии возможностей ребенка, снять все, что мешает этому.

5. Нельзя осуждать человека, но можно осудить его поступок.

Далеко не всегда поступок есть сам человек. Осуждая ребенка, педагоги часто как бы наклеивают ярлыки: солгал - значит ты лжец; украл - вор; подрался - драчун. Иногда наклеенный ярлык и определяет дальнейшее поведение. Это недопустимо. Поступок - отдельный акт проявления личности. Анализируя его, важно понять мотивы.

Вопрос 28

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Личностный подход является одним из принципов методологии психологии. Методология описывает, каким образом мы получаем знания. Она является своеобразным договором между людьми, изучающими нечто. Это соглашение о том, что какими словами называть.

Специальную методологию психологии составляют следующие принципы (Ефимова Н.С., Основы общей психологии):

  • принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений. Формирование психики зависит от условий существования человека. Наша психическая деятельность может изменяться в зависимости от изменения естественных и социальных условий;
  • принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Эта связь неразрывна. Деятельность - это форма проявления сознания в окружающем мире, одновременно с этим сознание является внутренним планом деятельности человека;
  • принцип развития позволяет рассматривать психику как результат предшествующего развития и как непосредственный процесс порождения психического;
  • принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей человека.

Основы принципа личностного подхода:

Принцип личностного подхода в психологии предполагает, что исследователь держит в фокусе внимания знание об индивидуальности каждого человека, о том, что каждый имеет свои особенности. Важно не только изучать эти особенности, но помнить о них, конструируя дизайн исследования более общих проблем. Человека изучают целостно, иначе теряется сама его сущность. Такой целостный взгляд предполагает, что мы видим в человеке личность.

В основе личностного подхода лежит философско-психологическая концепция личности С..

В чем же она заключается?

Прежде всего, выделяет зависимость психических процессов от личности как индивидуальности.

Как мы можем это наблюдать?

1) В индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т. д., что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.

С примерами этих различий мы сталкиваемся постоянно. нравится решать задачи, петь. Один медлителен, другой все делает быстро. Некоторые люди жить не могут без постоянного общения, а не выносит даже смс.

2) Сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит в своем развитии каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и меняет эмоционально-волевую сферу человека.

3) Психические процессы не развиваются независимо в отрыве от других, а превращаются в сознательно регулируемые операции. Таким образом, психические процессы становятся психическими функциями личности.

Например, восприятие в ходе развития личности превращается в сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. В такой трактовке, вся психология человека может рассматриваться как психология личности.

Следующее важное положение концепции личности С. состоит в том, что любое внешнее воздействие влияет на индивида через внутренние условия, которые были сформированы ранее, также под влиянием внешних воздействий.

В разработанной С.Л. Рубинштейном структуре личности представлены психологические модальности деятельности: потребности, способности, направленность.

Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.

Факторы понимания психологии личности

Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

  • чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
  • что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;
  • что есть личность, что из тенденций и установок закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

Выделяя эти аспекты психического облика личности, подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В конкретной деятельности каждого человека они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в похожих ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

В концепции личности С. впервые в отечественной психологии появляется особое измерение и качество самой личности, которое обнаруживается только в процессе ее развития - жизненный путь.

Автор: Голыня Ирина
практический психолог, гештальт-терапевт

Этот фильм поможет разобраться в теме

в погоне за счастьем

В погоне за счастьем

Биографический фильм, основанный на реальных событиях, о непростом пути к американской мечте.

Кинопоиск 8.2
IMDb 8.20

Крис Гарднер – отец-одиночка. Воспитывая пятилетнего сына, Крис изо всех сил старается сделать так, чтобы ребенок рос счастливым. Работая продавцом, он не может оплатить квартиру, и их выселяют.

Оказавшись на улице, но не желая сдаваться, отец устраивается стажером в брокерскую компанию, рассчитывая получить должность специалиста. Только на протяжении стажировки он не будет получать никаких денег, а стажировка длится 6 месяцев.

Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность), другие его затрудняют (интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, ригидность).

1. Экстравертированность — интровертированность

Экстраверсия — интроверсия — характеристика типических различий между людьми, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности человека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственный субъективный мир (у интровертов). У каждого человека имеются черты как экстравертированного, так и интровертированного типа. Различие же между людьми состоит в соотношении этих черт: у экстраверта преобладают одни, а у интроверта — другие.

Ганс Айзенк (H. Eysenсk, 1967) выдвинул предположение о том, что люди делятся на тех, кто обладает высокой активацией (интроверты), и тех, кто имеет низкую активацию (экстраверты). Первые склонны сохранять имеющийся уровень активации, поэтому избегают социальных контактов, чтобы не допустить его повышения. У вторых, наоборот, имеется стремление повышать свой уровень активации, поэтому им требуется стимуляция извне; они охотно идут на внешние контакты.

Деление людей на типы экстравертов и интровертов осуществляется с учетом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и ряд других.

Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению. Они сдержанны, сближаются только с немногими, поэтому имеют мало друзей, но преданы им. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, приветливы, общительны, находчивы в разговоре, имеют много друзей, склонны к вербальному общению. Они коммуникабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. Даже если экстраверты спорят, они допускают влияние на себя. Экстраверты внушаемы, доступны влиянию других лиц.

Из-за более тщательного обдумывания своей речи интровертами у них по сравнению с экстравертами речь замедленна, с длительными паузами.

О. П. Санникова (1982) изучала соотношение общительности с эмоциональностью человека. Она показала, что широкий круг общения, большая активность последнего в сочетании с ее недолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг и малая активность общения на фоне устойчивости отношений — для лиц, склонных переживать отрицательные эмоции (страх, печаль). Первые более инициативны в общении. Есть основание полагать, что экстраверсия — интроверсия в значительной степени зависит от врожденных особенностей человека, таких как свойства нервной системы. В лаборатории В. С. Мерлина выявлена связь высокой общительности со слабой нервной системой. А. К. Дроздовский (2008) на большой выборке подтвердил это.

2. Эмпатийность

Эмпатия — такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, сопереживает ему.

Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. Эмпатия может проявляться в двух формах — сопереживания и сочувствия. Сопереживание — это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие — это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т. п.). Первое основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие.

Для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии — замкнутость, недоброжелательность. Субъекты, которым свойственна высшая степень эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. Такие люди проявляют себя как поленезависимые. У тех, кто более склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессивность (Miller, Eisenberg, 1988) .

Как показано Л. Мерфи (L. Murphy, 1937), проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), ее предыдущего опыта. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением его темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.

Важную роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали. Детский плач вызывает у матери чувство сострадания, побуждает обратить на ребенка внимание, успокоить его. Точно так же воспоминание о печальном событии, случившемся с близким человеком, вызывает жалость и сострадание к нему, желание помочь (Б. Мур и др. [B. Moor et al., 1984]). По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины (J. Sidman, 1969) .

Как бы он ни расценивал вас, положительно или отрицательно, он особенно остро схватывает те приметы вашего облика, из которых можно заключить: поддадитесь или не поддадитесь вы его влиянию. А он настроен непременно повлиять: если он силен физически — вызвать у вас робость, если умен — оставить впечатление превосходящего ума… Это у него получается непроизвольно, однако такую его настроенность вы, разумеется, отлично чувствуете по его осанке, мимике, взгляду.

4. Конфликтность и агрессивность

Конфликтность является сложным личностным качеством, включающим в себя обидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность. Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей отмечается своего рода гиперестезия (повышенная чувствительность) осознания собственного достоинства, поэтому они расценивают самые обычные слова, сказанные в их адрес, как обидные, подозревают окружающих в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. Отдельный человек может быть особенно чувствителен в тех или иных вопросах, провоцирующих его обидчивость, с ними он обычно связывает наибольшую ущемленность собственного достоинства. Когда эти стороны оказываются задетыми, бурного ответного аффекта не избежать.

Вспыльчивость (гневливость) имеет несколько характеристик:

гневливость как реакция характеризуется диапазоном от средневыраженного раздражения или досады до ярости и бешенства;

С. В. Афиногеновой (2007) показано, что вспыльчивость и обидчивость больше выражены у лиц женского пола и у фемининных по сравнению с андрогинными и маскулинными независимо от их биологического пола. Из этих данных следует, что конфликтность, включающая вспыльчивость и обидчивость, в среднем выше у фемининных лиц мужского и женского пола, чем у андрогинных и маскулинных. Положительная связь обидчивости с фемининностью выявлена у женщин и Н. Ю. Жарновецкой (2007).

5. Толерантность

В психологии толерантность — это терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо. Это установка на уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми. Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

В. В. Бойко (1996) выделяет следующие виды коммуникативной толерантности:

типологическая коммуникативная толерантность : проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя);

профессиональная коммуникативная толерантность : проявляется в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медсестры к капризам больных, у работников сферы обслуживания — к клиентам и т. д.);

общая коммуникативная толерантность : это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.

Толерантность формируется путем воспитания.

Застенчивость — явление распространенное. Согласно Ф. Зимбардо, 80% опрошенных им американцев ответили, что в какой-либо период своей жизни были застенчивыми. Примерно четверть респондентов назвала себя хронически застенчивыми. Как полагает В. Н. Куницына (1995), значительная часть взрослого населения нашей страны попадает в категорию застенчивых (30% женщин и 23% мужчин).

Раймонд Кэттелл (R. Cattell, 1946) рассматривал застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. По мнению автора, застенчивые люди (черта Н) обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и потому особенно уязвимы для социального стресса. У робких имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.

У застенчивых людей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (Р. Pilkonis, Рh. Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертированностью, слабее контролируют свое поведение в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не испытывающие застенчивости. У мужчин такая личностная особенность, по данным авторов, коррелирует с нейротизмом. Среди застенчивых женщин подобная связь отмечается только у тех, кто склонен к самокопанию. И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов.

В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в разговор, еще реже начинает его сам. В беседе ведет себя неловко, пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда скорее слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывает робко и нерешительно. Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе. Напряжение, испытываемое застенчивым при общении с людьми, может вызвать неврозы.

7. Ригидность - мобильность

Это свойство характеризует быстроту приспособления человека к изменяющейся ситуации. Оно обозначает инертность, консервативность установок, неподатливость изменениям, вводимым новациям, слабую переключаемость с одного вида работы на другой.Считается, что разные виды ригидности не связаны между собой единым фактором, так как нет корреляций между степенями их выраженности. Это означает, что, будучи ригидным по одному проявлению, человек оказывается пластичным по другому. Однако общим для всех видов ригидности компонентом может быть инертность нервных процессов. Связь ригидности с этой типологической особенностью была выявлена в исследовании Н. Е. Высотской (1975).

Если вы слишком спешите с развитием мысли, отвлекаетесь на побочные темы, выдвигаете и тут же сами отменяете приблизительные версии, он морщится: вы кажетесь ему несерьезным человеком. Когда, по-вашему, главное уже обсуждено и совместные выводы сделаны, он продолжает вдаваться в детали.

В исследовании Г. В. Залевского (1976) обнаружена положительная и статистически значимая связь ригидности с внушаемостью, а П. Лич (P. Leach, 1967) выявил негативную связь ригидности с творческим потенциалом личности. Люди, у которых он высокий, отличаются гибкостью мышления, независимостью в суждениях, отрицанием социальных стереотипов и склонностью к сложным формам выражения своих эстетических предпочтений.

8. Психологический портрет субъекта затрудненного общения

Как отмечает В. А. Лабунская (2003), субъект затрудненного общения — это многовариантный феномен. Действительно, разными исследователями выделяются разные характеристики человека, затрудняющие процесс общения.

Так, на основе параметров субъективности — объективности трудностей общения В. Н. Куницына (1991, 1995) выделила три вида затруднений в общении (трудности, барьеры и нарушения).

В одном случае человек стремится к общению, имеет такую возможность, но не умеет это делать, так как он невоспитан, беззастенчив, проявляет эгоцентризм, и это приводит к его отвержению. В другом случае субъектом затрудненного общения выступает человек, который умеет общаться, имеет такую возможность, но не хочет этого вследствие своей глубокой интровертированности, самодостаточности, отсутствия потребности в общении. Человек, создающий барьеры в общении, имеет другой набор характеристик: предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. Субъект затрудненного общения, привносящий нарушения в процесс общения, отличается подозрительностью, завистливостью, эгоцентризмом, тщеславностью, себялюбием, ревностью, высоким уровнем фрустрации межличностных потребностей.

Соотнесение субъективных показателей затрудненного общения со структурными компонентами общения представлено в табл. 1.

Общение —это многоплановый процесс установления и последующего развития контактов между людьми), обусловленный потребностями их совместной деятельности и включающий в себя три составляющие: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

Подходы к изучению общения

Общение — это одна из наиболее распространенных категорий, которая имеет описание в философской, социологической, психологической и педагогической литературе. Принято большое число трактовок понятия общения, поскольку интерес ученых разных наук к представленному феномену растет.

Основные виды и формы общения в своих работах характеризовали Р. С. Немова, И. Н. Кузнецов, О В. Лунева, М. В. Рыжов, Д. И. Фельдштейн и др.

Выделяют 3 основных подхода к исследованию общения:

  • Информационный подход, в соответствии с которым главная цель общения состоит в его коммуникативной стороне (обмене, передаче и получении сведений);
  • Интерактивный подход, в основе которого лежит положение о том, что общение представлено взаимодействием (организацией взаимодействия между людьми, обменом знаниями, идеями и действиями);
  • Перцептивный подход, который видит главной особенностью общения процесс восприятия друг друга собеседниками (на этой почве устанавливается взаимопонимание).

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности общения

М. С. Каган рассматривал общение в качестве взаимодействия между двумя субъектами, являющимися соучастниками совместного дела. Данный процесс обладает практическим, духовным, эмоциональным и информационным характером. В его результате субъекты приходят к выработке результативной информации.

Б. Д. Парыгин в своих исследованиях определяет общение, как очень сложный и многогранный процесс. Он способен в одно и то же время выступать как процесс взаимодействия индивидов и в качестве отношения индивидов друг к другу. Также, данный процесс способствует взаимовлиянию, сопереживанию и взаимному пониманию людей, представляя собой необходимое условие существования и социализации.

Процесс общения в соответствии с этой концепцией состоит в обмене информацией, а также в восприятии и понимании собеседниками друг друга. Субъекты общения — это живые существа, люди. В принципе общение присуще для любых живых существ, но только на уровне человека процесс общения может стать осознанным, связанным через вербальные и невербальные акты. Человек, который передает информацию, назван коммуникатором, а тот, кто ее получает — реципиентом.

Виды общения

Общение представляет собой взаимодействие между людьми (субъект - субъектное отношение). С его помощью характеризуется базовая потребность человека включения в социум и его культуру. Общение отличается от коммуникации тем, что предполагает не только информационную, но и личностную (экзистенциальную) связь между индивидами. Все это, в свою очередь, призвано обеспечивать нелинейное движение информационных потоков в системе общения, включая прирост личностно значимых сведений.

В соответствии с содержанием общение может быть:

  • Материальным (обмен предметами и продуктами деятельности людей, предназначенными для удовлетворения актуальных потребностей);
  • Когнитивным (обмен знаниями между индивидами);
  • Кондиционным (обмен психическими или физиологическими состояниями);
  • Мотивационным (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
  • Деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями и навыками).

В зависимости от целей общение может быть биологическим (требуется для поддержания, сохранения и развития человеческого организма), социальным (необходимо для расширения и укрепления межличностных контактов, установки и развития интерперсональных отношений и личностного роста).

Деловое общение представляет собой вид общения, основой которого является учет особенностей личности (настроение собеседника, его интересы и др.). Основная особенность этого типа общения состоит в осуществлении в форме переговоров.

Читайте также: